Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОСПИТАННИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОСПИТАННИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ДОШКОЛЬНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / DEVELOPMENTAL DELAY / ADAPTED EDUCATIONAL PROGRAM / PROGRAMS AND METHODOLOGICAL SUPPORT / REGULATORY FRAMEWORK / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашинова Ольга Викторовна, Сулейманова Анна Дмитриевна

Введение. Система дошкольного образования воспитанников с особыми образовательными потребностями активно развивается, нормативно-правовая база и программно-методическая литература дополняются ипретерпевают изменения. С принятием новых нормативно-правовых документов административные и педагогические работники дошкольных образовательных организаций сталкиваются с некоторыми трудностями. Данная статья посвящена изучению готовности педагогов к разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса воспитанников с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации. Материалы и методы. Объектом проведённого исследования стал процесс разработки программно-методического обеспечения для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В ходе проведённого исследования использовались следующие основные методы: анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, педагогический эксперимент (констатирующий). Эмпирическую базу исследования составили результаты анкетного опроса 130 педагогов, работающих с дошкольниками с задержкой психического развития, и анализ 30 сайтов дошкольных образовательных организаций Иркутской области. Результаты. Посредством использования комплекса методов эмпирического исследования выявлен низкий уровень педагогической готовности к разработке содержания адаптированной образовательной программы дошкольно-Ключевыего образования детей с задержкой психического развития. Заключение. Практические результаты исследования могут быть полезны специалистам, проектирующим и реализующим программы повышения квалификации, направленные на рост профессиональной компетентности педагогов в разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашинова Ольга Викторовна, Сулейманова Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER PREPAREDNESS FOR THE DEVELOPMENT OF PROGRAMS AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR EDUCATIONAL PROCESS OF MENTALLY RETARDED STUDENTS IN A PRESCHOOL ORGANIZATION

Introduction. The system of preschool education for students with special educational needs actively develops; the regulatory and legal framework, programs and methodological literature are amended and undergo changes. The adoption of new regulatory and legal documents causes some difficulties for administrative and pedagogical workers of preschool educational organizations. This paper is concerned with the study of preparedness of teachers to develop programs and methodological support for the educational process of children with delayed mental development in a preschool educational organization. Materials and methods. The object of the study was the process of developing programs and methodological support for preschoolers with delayed mental development. The study employed the following main methods: analysis of regulatory, psychological, pedagogical, and methodological literature on the problem under study; and pedagogical experiment (ascertaining). The empirical basis of the research consisted of the results obtained with a questionnaire survey of 130 teachers working with the mentally retarded preschoolers and an analysis of 30 websites of preschool educational organizations of the Irkutsk region. Results Based on the methods of empirical research, we revealed a low level of pedagogical preparedness to develop the content of the adapted basic educational program of preschool educational organizations. Conclusion. The practical results of the research can be useful for the specialists involved in the design and implementation of the advanced training programs aimed at increasing teachers’ professional competence in the development of programs and methodological support for the educational process for preschool children with developmental delay.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВОСПИТАННИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru

УДК 376.4+373.2

Изучение готовности педагогов к разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса воспитанников с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации

О. В. Пашинова, А. Д. Сулейманова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. Введение. Система дошкольного образования воспитанников с особыми образовательными потребностями активно развивается, нормативно-правовая база и программно-методическая литература дополняются и претерпевают изменения. С принятием новых нормативно-правовых документов административные и педагогические работники дошкольных образовательных организаций сталкиваются с некоторыми трудностями. Данная статья посвящена изучению готовности педагогов краз-работке программно-методического обеспечения образовательного процесса воспитанников с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы. Объектом проведённого исследования стал процесс разработки программно-методического обеспечения для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В ходе проведённого исследования использовались следующие основные методы: анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, педагогический эксперимент (констатирующий). Эмпирическую базу исследования составили результаты анкетного опроса 130 педагогов, работающих с дошкольниками с задержкой психического развития, и анализ 30 сайтов дошкольных образовательных организаций Иркутской области. Результаты. Посредством использования комплекса методов эмпирического исследования выявлен низкий уровень педагогической готовности к разработке содержания адаптированной образовательной программы дошкольно-

го образования детей с задержкой психического развития. Заключение. Практические результаты исследования могут быть полезны специалистам, проектирующим и реализующим программы повышения квалификации, направленные на рост профессиональной компетентности педагогов в разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Ключевые слова:

Для

цитирования:

задержка психического развития, адаптированная образовательная программа, программно-методическое обеспечение, нормативно-правовая база, особые образовательные потребности, дошкольная

образовательная организация.

Пашинова О. В., Сулейманова А. Д. Изучение готовности педагогов к разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса воспитанников с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 393-410. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-393-410

Дата поступления статьи в редакцию: 6 августа 2020 г.

Введение

Система дошкольного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) активно развивается, это регламентируется действующим законодательством в сфере образования: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (закон «Об образовании в РФ»), федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и другими нормативно-правовыми актами [12; 13].

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» в группах компенсирующей и комбинированной направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ с учётом особенностей их психофизи-

ческого развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ [11]. Исходя из данного приказа и требований закона «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО на уровне ДОО самостоятельно разрабатывается адаптированная образовательная программа на основании ФГОС ДО с учётом соответствующей Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (ПрАООП ДО). Разработка и реализация данной программы требует должной теоретической и практической готовности административных и педагогических работников ДОО [2; 3; 4; 7; 8; 9; 10; 14]. Следует заметить, что сформировавшаяся многолетняя практика воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях детских садов и групп комбинированной и компенсирующей направленности способствовала тому, что большая часть педагогов дошкольных образовательных организаций не готова к разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса воспитанников данной категории [1; 5; 6; 11].

Под готовностью педагогов к разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса воспитанников с ЗПР в условиях дошкольной образовательной организации мы понимаем наличие системы определённых знаний, умений, профессиональных компетенций, личностного отношения к инклюзивному образованию, обеспечивающих их профессиональную работу и достижение профессионального результата.

Целью нашего исследования явилось изучение готовности педагогов к разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса воспитанников с ЗПР в условиях дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы

Исследование было проведено в 2019-2020 году на базе дошкольных образовательных организаций, в группах компенсирующей и комбинированной направленности Иркутской области. В исследовании приняли участие 130 педагогических работников ДОО; проанализировано 30 сайтов.

Нами была разработана Анкета для педагогических работников ДОО, направленная на выявление готовности педагогов к разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса воспитанников с ЗПР в условиях дошкольной образовательной организации, состоящая из 43 вопросов, включённых в 4 раздела:

1 раздел. Вопросы общего статистического характера:

- укажите Ваш пол; укажите Ваш возраст;

- укажите Ваш стаж работы в ДОО;

- прошли ли Вы курсы повышения квалификации по проблемам обучения детей с ОВЗ? и т. д.

2 раздел. Вопросы на выявление отношения к инклюзивному образованию:

- Вы принимаете тот факт, что дети всех категорий имеют право на образование?

- Как Вы считаете, возможно ли в детском саду инклюзивное образование?

- Имеются ли в Вашем ДОО группы компенсирующей и комбинированной направленности? и т. д.

3 раздел. Вопросы на выявление теоретических представлений о содержании ФГОС ДО:

- Структура ФГОС ДО включает в себя...

- Какие условия должны быть созданы в группах комбинированной и компенсирующей направленности в рамках реализации ФГОС ДО?

- Что является предметом регулирования ФГОС ДО и т. д.

4 раздел. Вопросы на выявление содержания педагогической работы по АОП ДО, планирование:

- Методическое сопровождение педагогов ДОО направлено на.

- Участвовали ли Вы в разработке основной образовательной программы Вашей образовательной организации?

- Перечислите основные образовательные потребности, присущие детям с ОВЗ, при получении дошкольного образования и т. д.

Подробнее с данной анкетой можно ознакомиться в Приложении 1.

Критерии оценки результатов тестирования были определены следующие:

1. Сформированность теоретических знаний о ФГОС ДО, структуре и содержании АОП ДО.

2. Наличие знаний о правилах планирования образовательного процесса.

3. Наличие положительного отношения к инклюзивному образованию детей с ОВЗ.

При анализе сайтов дошкольных образовательных организаций Иркутской области, которые имеют группы компенсирующей и комбинированной направленности, нас интересовал раздел «Образование», в котором мы просматривали наличие АОП ДО для детей с ЗПР и анализировали её соответствие закону «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО.

Анализ программ строился по следующим критериям:

1. Наличие АОП ДО для детей с ЗПР на сайте ДОО, оказывающей образовательные услуги данной категории детей.

2. Соответствие процентному соотношению обязательной части не менее 60 % от общего объёма Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, не более - 40 %.

3. Наличие 3 основных разделов АОП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ПрАООП ДО для детей с ЗПР (целевого, содержательного и организационного) и дополнительного (содержащего текст краткой презентации Программы).

Исследование проводилось в 2 этапа:

Задачи 1 этапа: подбор методов и выявление уровня сформированности педагогической компетентности в разработке содержания адаптированной образовательной программы дошкольной организации для детей с ЗПР.

Задачи 2 этапа: анализ соответствия программно-методического обеспечения дошкольной образовательной организации ФГОС ДО и закону «Об образовании в РФ».

Результаты

На первом этапе исследования, который заключался в анкетировании педагогов, изучался уровень сформированности педагогической компетентности.

По результатам проведённого исследования было выделено три уровня (вы-

сокий, средний, низкий) готовности педагогов к разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса воспитанников с ЗПР в условиях дошкольной образовательной организации.

Высокий уровень был отмечен у педагогических работников дошкольных организаций, у которых сформированы теоретические знания о ФГОС ДО, структуре и содержании АОП ДО, необходимой программно-методической литературе; умением планировать образовательный процесс, положительным отношением к инклюзивному образованию и детям с ОВЗ.

Средний уровень характеризовался недостаточностью теоретических знаний о ФГОС ДО, структуре и содержании АОП ДО, необходимой программно-методической литературе; умением планировать образовательный процесс, положительным отношением к инклюзивному образованию и детям с ОВЗ.

Низкий уровень отмечен у тех педагогов, у которых не сформированы теоретические знания о ФГОС ДО, структуре и содержании АОП ДО, необходимой программно-методической литературе; умением планировать образовательный процесс, положительным отношением к инклюзивному образованию и детям с ОВЗ.

Анализ результатов показал, что только педагоги со стажем работы в ДОО до 5 лет негативно относятся к инклюзивному образованию. Так, из 41 человека, имеющего стаж работы в ДОО до 5 лет, пятеро категорически против реализации инклюзивного образования. Возможно, этот факт связан с тем, что данные педагоги сталкиваются с проблемами организации образовательного процесса детей с ОВЗ в силу несформированности компетенций, необходимых для работы с детьми с ОВЗ.

На вопрос: «Как вы считаете, возможно ли в детском саду инклюзивное образование? Поясните» - 16 % опрошенных отвечают, что инклюзивное образование невозможно в ДОО. Интересны комментарии, которые педагоги оставляют при ответе на данный вопрос: «У педагогов нет необходимых знаний»; «Нет необходимых условий, администрация не пойдёт на их создание из-за недостатка финансирования»; «Только после создания специальных условий»; «Да, при наличии всех штатных единиц и соблюдения законодательных норм». Данные комментарии в полной мере справедливы, для инклюзивного образования необходимы специальные условия, а также квалифицированные педагогические работники.

Результаты эксперимента, которые были направлены на выявление теоретических знаний о содержании ФГОС ДО, распределились следующим образом: На вопрос с выбором варианта ответа «структура документа ФГОС ДО включает в себя...», 59 % опрошенных ответили правильно, тогда как на вопрос о требованиях Стандарта, обязательных при реализации АОП ДО, только 30 % опрошенных ответили верно.

Сформированность теоретических знаний о содержании ФГОС ДО на достаточном уровне продемонстрировали только 45 % респондентов. Таким образом, мы можем сделать вывод, что нормативно-правовая база и программно-методическая литература, необходимая при реализации АОП ДО, в частности ФГОС ДО, в недостаточной мере изучена педагогами дошкольных образовательных организаций, реализующих АОП ДО. Данные знания требуют теоретического и практического закрепления в процессе самостоятельного

изучения или дополнительных образовательных программ по данной пробле-

Анализируя раздел анкеты, направленный на выявление содержания педагогической работы по АОП ДО, умение планировать образовательный процесс, мы пришли к выводу, что также большинство (59 %) из опрошенных не знают основные образовательные области, представляющие определённые направления развития и образования детей, из которых состоит содержание Программы. Хотя основную образовательную деятельность детей дошкольного возраста они реализуют в рамках данных областей (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).

Знание разделов Программы в соответствии с ФГОС ДО показали 36 % опрошенных, тогда как остальные 64 % выбрали либо больше, либо меньше основных разделов, при этом довольно часто выбирали ответом пояснительную записку, но она не является основным разделом Программы.

На вопрос: «Участвовали ли Вы в разработке основной образовательной программы Вашей образовательной организации?», 82 % респондентов ответили: «Нет». Это свидетельствует о том, что чаще всего к разработке Программ привлекаются руководители ДОО, реже узкие специалисты и очень редко -воспитатели. Особо хотелось бы отметить ответы на вопрос: «Образовательная программа дошкольного образования разрабатывается?», - были предложены следующие варианты ответов: «Министерством просвещения РФ» - 33 %; «специально созданными научными коллективами» - 38 %; «педагогическими работниками ДОО» - 29 %. Анализ ответов педагогов позволяет сделать вывод, что больше половины (71 %) опрошенных не осведомлены о том, что образовательная программа разрабатывается и утверждается организацией самостоятельно и к её разработке должны привлекаться административные и педагогические работники. К сожалению, полученные данные позволяют говорить о нарушении закона «Об образовании в РФ», так как педагогам не предоставляется право управлять образовательными отношениями [13, ст. 3 п. 10]. Руководители образовательных организаций нарушают требования образовательного стандарта «Педагог», а именно обязательную трудовую функцию «Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО» [12].

Следует отметить, что 43 % респондентов правильно ответили на вопросы относительно организации предметно-пространственной среды, у 48 % респондентов на достаточном уровне сформированы знания о требованиях и содержании реализуемой ими Программы. Проведённый анализ результатов опроса выявил недостаточный уровень владения информацией о содержании разделов Программы, об обязательных требованиях Стандарта, необходимых при реализации Программы, - у 52 % опрошенных. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень готовности педагогов к разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса воспитанников с ЗПР в условиях дошкольной образовательной организации, %

Table 1

The level of teachers' preparedness for the development of programs and methodological support for educational process of mentally retarded students in a preschool educational organization, %

Всего

Уровни Высокий Средний Низкий

человек

Абс. ч. 41 33 56 130

% 32 25 43 100

Результаты обследования показали, что большинство педагогов находятся на низком уровне (43 %) готовности к разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса воспитанников с ЗПР в условиях дошкольной образовательной организации, на среднем уровне - 26 % и на высоком - 31 %. Стоит отметить, что 72 % педагогов имеют опыт работы с детьми с ОВЗ.

Отдельно хотелось бы отметить педагогов (2 человека), не вошедших в подсчёт результатов, уровень их теоретической подготовки по результатам анкетирования находится на высоком уровне, но они отрицательно относятся к реализации инклюзивного образования и вообще к детям с ОВЗ. Педагоги не имеют опыта работы с детьми с ОВЗ, стаж работы в ДОО меньше 5 лет. Возможно, данное отношение сформировано из-за неопытности и небольшого педагогического стажа.

Разработка и реализация Программы требует должной теоретической и практической готовности педагогических работников, на данный момент уровень готовности педагогов к разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса воспитанников с ЗПР в условиях дошкольной образовательной организации находится на недостаточном (низком) уровне.

Второй этап исследования был направлен на анализ АОП ДО для детей с ЗПР. Проанализировано 30 сайтов дошкольных образовательных организаций Иркутской области, в которых имеются группы компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ЗПР. В разделе «Образование» на сайтах дошкольных образовательных организаций нами анализировалось наличие и содержание АОП ДО для детей с ЗПР.

Из 30 проанализированных сайтов ДОО на 18 сайтах АООП были представлены в полном объёме, на 4 сайтах представлена только краткая презентация Программы, хотя все данные организации оказывают образовательные услуги детям с ЗПР.

Большинство АОП ДО не содержат примерного (приблизительного) подсчёта соотношения частей. Это нарушает требования п. 2.10 ФГОС ДО и говорит о том, что педагогические коллективы не имеют чёткого представления, что входит в объём основной обязательной части АОП ДО и части, формируемой

участниками образовательных отношений. Все программы состоят из 3 основных разделов АОП ДО в соответствии с требованиями ФГОС ДО (целевого, содержательного и организационного), но не у всех имеется дополнительный раздел (содержащий текст краткой презентации Программы).

Наличие всех необходимых разделов Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ПрАООП ДО для детей с ЗПР (целевого, содержательного, организационного и дополнительного, содержащего текст краткой презентации Программы) имеется в 14 Программах, в семи отсутствует раздел с текстом краткой презентации Программы, а в одной Программе данные разделы имеют другие - вариативные названия, но их содержание соответствует требованиям.

В содержании целевого раздела во всех Программах имеется пояснительная записка, которая включает в себя адекватные цели и задачи программы, принципы и подходы, а также планируемые результаты. В большинстве Программ (83 %) имеются клинико-психолого-педагогические характеристики детей с ЗПР, но в 17 % программ она либо представлена в виде списка литературы, в котором можно посмотреть данные характеристики, либо перемещена в содержательный раздел, либо вообще отсутствует.

Содержательный раздел достаточно разнообразен во всех Программах и содержит основные необходимые подразделы. В 55 % Программ не в полной мере раскрыта часть, формируемая ДОО самостоятельно, это вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы. Так, в содержании программы вместо указанных выше позиций даются только ссылки на авторские образовательные программы. Требования ФГОС ДО и закона «Об образовании в РФ» предъявляются к структуре, условиям реализации и результатам освоения Программы. Большинство ДОО соблюдают Структуру программы, однако есть организации, которые не включили в свою программу пункты «Описание способов и направлений поддержки детской инициативы» и «Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников с ЗПР» либо включили данные пункты в Организационный раздел.

Организационный раздел разработан по всем требованиям, в нём размещены ФГОС ДО, закон «Об образовании в РФ» и СанПиН.

Заключение

Результаты проведённого исследования показали, что у педагогов дошкольных образовательных организаций недостаточно сформированы компетенции, необходимые для разработки программно-методического обеспечения образовательного процесса воспитанников с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации. Можно предположить, что у педагогов недостаточно опыта в разработке Программы, что требует не только организации дополнительных мероприятий обучающего характера для педагогических кадров дошкольной организации в области анализа и составления рабочих программ, но и пересмотра содержания курсов повышения квалификации с возможностью привлечения педагогов к участию в активных мастер-классах, стажировках и прочих мероприятиях в этом направлении.

Заявленный вклад авторов

Пашинова О. В.: разработка структуры статьи; изучение и анализ нормативно-правовой и научно-методической литературы по проблеме исследования; формулирование основных выводов эксперимента; оформление статьи в соответствии с последними требованиями, аннотирование.

Сулейманова А. Д.: изучение и анализ нормативно-правовой и научно-методической литературы по проблеме исследования; сбор эмпирических данных, обработка количественных результатов, помощь в интерпретации результатов исследования, подготовка библиографического списка, первичное оформление статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Алехина С. В., Алексеева М. Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.

2. Бабкина Н. В. Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: предпосылки и условия реализации [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. № 34: Инклюзия. URL: https://alldef.ru/ru/ articles/almanac-34/inclusive-education-of-children-with-delay-of-mental-development-prerequisites-and-conditions-of-implementation (дата обращения: 15.08.2020).

3. Будже Т. А. Четыре грубые ошибки в образовательной программе. Проверьте свою // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2018. № 1. С. 32-38.

4. Волосовец Т. В. Новые адаптированные образовательные программы. Как разработать и реализовать их в вашем детском саду // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2018. № 7. С. 33-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Головчиц Л. А., Микляева Н. В., Ромусик М. Н. и др. Инклюзивная дошкольная группа. Методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. М. : АР-КТИ, 2018. 112 с.

6. Кузьмина О. С. Проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Обзор педагогических исследований // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4 (46). Ч. 3. С. 71-74.

7. Кузьмина О. С., Чекалева Н. В., Четверикова Т. Ю. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования: монография / под общ. ред. Н. В. Чекалевой. Омск : Полиграфист, 2014. 242 с.

8. Кутепова Е., Самсонова Е. Как написать адаптированную образовательную программу. Структура и образцы приказов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2019. № 8. С. 62-69.

9. Малофеев Н. Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 36: Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья: 20202030 годы. URL: https://alldef.ru/ru/articles-/almanac-36/the-concept-of-development-of-educati-on-of-children-with-disabilities (дата обращения 15.08.2020).

10. Микляева Н. В. Мониторинг эффективности реализации образовательной программы ДОО. М. : Сфера, 2016. 144 с.

11. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014. URL: http://base.garant.ru/70464980/ (дата обращения 15.08.2020).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 15.08.2020).

13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М. : Нормати-ка, 2020. 144 с.

14. Шинкарева Е. Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в Российской Федерации и за рубежом: монография. Архангельск : ГАРАНТ, 2009. 96 с.

References

1. Alekhina S. V, Alekseeva M.N., Agafonova E.L Gotovnost' pedagogov kak osnovnoy faktor uspeshnosti inklyuzivnogo protsessa v obrazovanii [Teacher readiness as a key factor in the success of an inclusive education process]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2011, no. 1, pp. 83-92. (In Russian).

2. Babkina N. V Inklyuzivnoe obrazovanie detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya: predpo-sylki i usloviya realizatsii [Inclusive education of mentally retarded children: prerequisites and conditions for implementation]. Al'manakh Instituta korrektsionnoy pedagogiki [Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy], 2018. vol. 34. (In Russian). Available at: https://alldef.ru/ru/articles/alma-nac-34/inclusive-education-of-children-with-delay-of-mental-development-prerequisites-and-condi-tions-of-implementation (accessed 05.08.2020).

3. Budzhe T. A. Chetyre grubye oshibki v obrazovatel'noy programme. Prover'te svoyu [Four flaws in the educational program. Check yours]. Spravochnik rukovoditelya doshkol'nogo uchrezh-deniya [Reference book for the head of a preschool institution manager], 2018. no. 1, pp. 32-38. (In Russian).

4. Volosovets T. V Novye adaptirovannye obrazovatel'nye programmy. Kak razrabotat' i realizo-vat' ikh v vashem detskom sadu [New adapted educational programs. How to develop and implement them in your kindergarten]. Spravochnik rukovoditelya doshkol'nogo uchrezhdeniya [Reference book for the head of a preschool institution], 2018. no. 7, pp. 33-42. (In Russian).

5. Glazkov A. V, Kuchergina O. V K voprosu izucheniya motivatsionnoy gotovnosti rabotnikov obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy massovogo tipa k organizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [On the issue of studying the motivational readiness of workers of general educational organizations of a mass type to organize inclusive education of students with disabilities]. Pedagogicheskiy IMIDZh [Pedagogical Image], 2018. vol. 12, no. 4, pp. 130-141. (In Russian).

6. Kuz'mina O. S. Problemy podgotovki pedagogov k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya. Obzor pedagogicheskikh issledovaniy [Problems of preparing teachers for work in inclusive education. Review of educational research]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International Research Journal], 2016, no. 4, pp. 71-74. (In Russian).

7. Kutepova E. N. Kak napisat' adaptirovannuyu obrazovatel'nuyu programmu. Struktura i obrazt-sy prikazov [How to write an adapted educational program. Structure and patterns of orders]. Spravochnik rukovoditelya doshkol'nogo uchrezhdeniya [Reference book for the head of a preschool institution], 2019, no. 8. pp. 62-69. (In Russian).

8. Malofeev N. N. Kontseptsiya razvitiya obrazovaniya detey s OVZ: osnovnye polozheniya

[Concept for the development of education for children with disabilities: basic provisions], Al'manakh Instituta korrektsionnoy pedagogiki [Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy], 2019, vol. 36: Razvitie obrazovaniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: 2020-2030 [Development of education for children with disabilities: 2020-2030]. (In Russian). Available at: https://all-def.ru/ru/articles-/almanac-36/the-concept-of-development-of-educati-on-of-children-with-disabilities (accessed 05.08.2020).

9. Miklyaeva N. V, Romusik M. N., Golovchits L. A. Inklyuzivnaya doshkol'naya gruppa. Meto-dicheskie rekomendatsii po razrabotke individual'nykh obrazovatel'nykh programm dlya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Inclusive preschool group. Methodological recommendations for the development of individual educational programs for children with disabilities]. Moscow, ARKTI Publ., 2018,112 p. (In Russian).

10. Miklyaeva N. V Monitoring effektivnosti realizatsii obrazovatel'noy programmy doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii [Monitoring the effectiveness of the implementation of a preschool educational organization curriculum]. Moscow, Sfera Publ., 2016, 144 p.

11. Organizatsiya i soderzhanie podgotovki pedagogov k deyatel'nosti v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya: monografiya [Organization and content of teacher training for activities in inclusive education: monography], O.S. Kuz'mina, N.V Chekaleva, T.Yu. Chetverikova / ed. by N.V Chekalevoy. Omsk: Polygraphist Publ., 2014, 242 p. (In Russian).

12. Poryadok organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po osnovnym obsh-cheobrazovatel'nym programmam-obrazovatel'nym programmam doshkol'nogo obrazovaniya [The order of the organization and implementation of educational activities for the main general educational programs, educational programs of preschool education]. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 30 avgusta 2013 g. № 1014 "Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osushchestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po osnovnym obshcheobrazovatel'nym programmam-obrazovatel'nym programmam doshkol'nogo obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 30, 2013 No. 1014 "On approval of the Procedure for organizing and carrying out educational activities in the main general educational programs, educational programs of preschool education."]. (In Russian). Available at: http://base.garant.ru/70464980/ (accessed 15.08.2020).

13. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovaniya [Federal state educational standard of pre-school education]. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiys-koy Federatsii ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155 [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155]. (In Russian). Available at: https://pravobraz.ru/fed-eralnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (accessed 05.08.2020).

14. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law "On Education in the Russian Federation"]. Moscow, Normatika Publ., 2020, 144 p. (In Russian).

15. Shinkareva E. Yu Pravo na obrazovanie rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami v Rossiyskoy Federatsii i za rubezhom: monografiya [The right to education of a child with disabilities in the Russian Federation and abroad: monography]. Arkhangelsk, GARANT Publ., 2009, 96 p. (In Russian).

Приложение 1

Анкета для педагогических работников ДОО, направленная на выявление методической компетентности в разработке АОП ДО для детей с ЗПР

1 раздел. Общие вопросы

1. Укажите Ваш полО женский

О мужской.

2. Укажите Ваш уровень образования:

О высшее профессиональное (дефектологическое)

О высшее профессиональное (педагогическое)

О высшее профессиональное (непедагогическое)

О среднее профессиональное (педагогическое)

О среднее профессиональное (непедагогическое).

3. Укажите Вашу категорию: О высшая категория

О I

О нет категории.

4. Укажите Ваш стаж работы в ДОО:

О до 5 лет

О 5-10 лет

О 10-20 лет

О более 20 лет.

5. Ваше отношение к инклюзивному образованию:

О положительное

О отрицательное

О против реализации инклюзивного образования.

6. Укажите, сколькими годами измеряется Ваш опыт работы с детьми с ОВЗ:

О нет опыта

О до 3 лет

О от 3 до 5 лет

О от 5 и более.

7. Прошли ли Вы курсы повышения квалификации по проблемам обучения детей с ОВЗ?

О да

О нет.

8. Прошли ли Вы профессиональную переподготовку по проблемам обучения детей с ОВЗ?

О да

О нет.

2 раздел. Выявление отношения к инклюзивному образованию

9. Кто относится к обучающимся (воспитанникам) с ОВЗ в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

О физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом

развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; О ребёнок-инвалид;

О воспитанник, посещающий группу компенсирующей направленности или

специальную дошкольную образовательную организацию.

10. Вы принимаете тот факт, что дети всех категорий имеют право на образование?

О да

0 нет.

11. С какими детьми с ОВЗ вы готовы работать?

0 всё зависит от особенностей ребёнка;

с нарушением опорно-двигательного аппарата; О с сенсорными нарушениями (зрение, слух);

0 с нарушением интеллекта;

О с ЗПР;

О с нарушением речи;

О с РАС;

О готов/а работать с любой категорией детей;

О не готов/а.

12. По Вашему мнению, дети, имеющие ОВЗ и (или) инвалидность, должны обучаться совместно со здоровыми сверстниками в одной группе?

О да

О нет.

13. Как вы считаете, возможно ли в детском саду инклюзивное образование? Поясните.

О да

О нет

О другое__.

14. Имеются ли в Вашем ДОО группы компенсирующей направленности и комбинированного вида?

О да;

О нет;

О работаю на данной группе (укажите, какая группа и категория детей)_.

15. Что понимается под «инклюзивным образованием» в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»?

О совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями

здоровья;

О обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом

разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; О создание специальных условий для обучения детей-инвалидов.

3 раздел. Выявление теоретических представлений о содержании ФГОС ДО

16. Достаточно ли Вы информированы о ФГОС ДО?

О да

О нет

О отчасти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. В достаточной ли степени Вы ознакомлены с нормативно-правовой документацией по этому направлению?

О да

О нет

О отчасти.

18. ФГОС ДО определяет содержание дошкольного образования как:

О предметное

О деятельностное

О модульное.

19. Структура документа ФГОС ДО включает в себя:

0 общие положения, требования к структуре основной общеобразовательной программы

ДО, требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы ДО; О общие положения, требования к структуре Программы, требования к условиям

реализации, требования к результатам освоения Программы.

20. Ведущие образовательные технологии в ДОО в соответствии с ФГОС ДО - это:

О игровые технологии;

О информационно-коммуникационные технологии;

О технологии интенсификации обучения.

21. Какие условия должны быть созданы в группах комбинированной и компенсирующей направленности в рамках реализации ФГОС ДО (выберите несколько вариантов ответов, которые Вы считаете верными):

О для формирования готовности к обучению в школе;

О для достижения целевых ориентиров;

О специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ;

О для полноценного общения ребёнка с окружающими;

О для развития эмоциональной сферы.

22. Как вы считаете, в полной ли мере Вы реализуете ФГОС ДО?

О в полной;

О частично;

О вообще не реализую;

О затрудняюсь ответить.

23. Что является предметом регулирования ФГОС ДО?_

24. Укажите требования Стандарта, обязательные при реализации АОП ДО:

О к внешнему виду, грамотному и техническому оформлению АОП ДО;

О к структуре АОП ДО и её объёму;

О к условиям реализации АОП ДО;

О к результатам освоения Программы.

4 раздел. Выявление содержания педагогической работы по АООП ДО, планирование

25. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования - это:

О программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и

индивидуализации развития детей дошкольного возраста; определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, организационно-педагогические условия образовательного процесса;

О система мероприятий по организации познавательно-исследовательской деятельности

дошкольников, включающая цель, задачи, методы, формы организации и результат данной деятельности;

О структурированное описание педагогического опыта (мастер-классы, открытые

мероприятия, тексты выступлений на научно-практических конференциях, публикации).

26. Какая образовательная программа в соответствии с ФГОС ДО является адаптированной?

О Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа,

приспособленная для обучения детей-инвалидов в системе дошкольного образования, описывающая специальные условия.

О Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа,

используемая в системе общего образования для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

О Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа,

адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

27. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается:

О Министерством образования и науки РФ;

О специально созданными научными коллективами;

О педагогическими работниками ДОО.

28. Какие разделы включает в себя структура АОП ДО в соответствии с ФГОС ДО?

О «Пояснительная записка»;

О «Целевой раздел»;

О «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении»;

О «Содержательный раздел»;

О «Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей»;

О «Организационный раздел»;

О «Дополнительный раздел»;

О «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы».

29. Укажите соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений:

О 80 % и 20 % соответственно;

О 60 % и 40 % соответственно;

О 50 % и 50 % соответственно.

30. Из каких образовательных областей состоит содержание ООП ДО?

О «Социально-коммуникативное развитие»;

О «Познавательное развитие»;

О «Речевое развитие»;

О «Художественно-эстетическое развитие»;

О «Физическое развитие»;

О «Музыкальное развитие»;

О «Безопасность».

31. Планирование образовательного процесса в ДОО осуществляется на основе:

О образовательных областей;

О планируемых результатов образовательной деятельности;

О детских видов деятельности.

32. Педагоги групп комбинированной и компенсирующей направленности при организации образовательной деятельности должны учитывать:

О приоритетные направления развития дошкольного образования;

О особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей;

О интересы педагогов дошкольной образовательной организации.

33. Методическое сопровождение педагогов ДОО направленно на:

О обогащение профессиональных знаний и умений;

О развитие профессиональной компетенции;

О улучшение профессионального имиджа.

34. Три основные задачи, которые решаются на занятиях для детей с ОВЗ?

О обучающая

О лечебная

О коррекционно-развивающая

О пропедевтическая

О оздоровительная

О коррекционно-воспитательная.

35. Одним из принципов специальной коррекционно-педагогической деятельности является:

О принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

О принцип гуманистической направленности педагогического процесса;

0 сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе.

36. Коррекционно-воспитательная работа - это:

О система специальных приёмов и мероприятий, направленных на преодоление или

ослабление недостатков развития детей с ОВЗ;

О система работы, которая направлена не только на исправление отдельных нарушений,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

но и на формирование личности ребёнка, охватывает все категории детей с ОВЗ и осуществляется совместной деятельностью педагогов и врачей; О система коррекционной и воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

37. В основе принципа коррекционной направленности в обучении лежит: О постоянное повторение;

О правильное соотношение наглядных и словесных методов;

О учение о первичном и вторичном дефекте, учение о компенсации;

О предполагаемый учёт возрастных и психофизических особенностей школьников с

ограниченными возможностями здоровья.

38. Участвовали ли Вы в разработке адаптированной образовательной программы Вашей образовательной организации?

О да

О нет.

39. Перечислите основные образовательные потребности, присущие детям с ОВЗ, при получении дошкольного образования:_

40. С какого возраста начинается приём в ДОО воспитанников с ОВЗ?

41. До какого возраста воспитанник с ОВЗ может посещать ДОО?

42. Каким образом осуществляется приём воспитанников с ОВЗ в ДОО?

43. Что понимается под развивающей предметно-пространственной средой, создаваемой в ДОО?

44. Какие требования предъявляются к предметно-пространственной среде, создаваемой в ДОО?__

Teacher Preparedness for the Development of Programs and Methodological Support for Educational Process of Mentally Retarded Students in a Preschool Organization

Olga V. Pashinova, Anna D. Suleymanova

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. Introduction. The system ofpreschool education for students with special educational needs actively develops; the regulatory and legal framework, programs and methodological literature are amended and undergo changes. The adoption of new regulatory and legal documents causes some difficulties for administrative and pedagogical workers of preschool educational organizations. This paper is concerned with the study ofpreparedness of teachers to develop programs and methodological support for the educational process of children with delayed mental development in a preschool educational organization.

Materials and methods. The object of the study was the process of developing programs and methodological support for preschoolers with delayed mental development.

The study employed the following main methods: analysis of regulatory, psychological, pedagogical, and methodological literature on the problem under study; and pedagogical experiment (ascertaining). The empirical basis of the research consisted of the results obtained with a questionnaire survey of 130 teachers working with the mentally retarded preschoolers and an analysis of 30 websites ofpreschool educational organizations of the Irkutsk region.

Results Based on the methods of empirical research, we revealed a low level of pedagogical preparedness to develop the content of the adapted basic educational program of preschool educational organizations.

Conclusion. The practical results of the research can be useful for the specialists involved in the design and implementation of the advanced training programs aimed at increasing teachers' professional competence in the development of programs and methodological support for the educational process for preschool children with developmental delay.

Keywords: developmental delay, adapted educational program, programs and methodological support, regulatory framework, special educational needs, preschool educational organization.

Пашинова Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практик специального обучения и воспитания

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-8000-8621

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6

тел.: +7(3952)241097 e-mail: shelk72@mail.ru

Olga V. Pashinova

Candidate of Sciences (Pedagogy), Assistant Professor of the Theory and Practice of Special Education and Upbringing Department

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-8000-8621

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

6, Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, Russia, 664011

tel.: +7(3952)241097 e-mail: shelk72@mail.ru

Сулейманова Анна Дмитриевна

Бакалавр (направление подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»)

ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-8636-3811

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6

тел.: +7(3952)241097

e-mail: s79021744860@ gmail.com

Anna D. Suleymanova

Bachelor (majoring in "Special (Defectological) Education")

ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-8636-3811

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

6, Nizhnyaya Naberezhnaya St, Irkutsk, Russia, 664011

tel.: +7(3952)241097

e-mail: s79021744860@ gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.