Научная статья на тему 'Педагогическая система воспитания исторической памяти у обучающихся средствами военно-патриотической игры'

Педагогическая система воспитания исторической памяти у обучающихся средствами военно-патриотической игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая система / воспитание исторической памяти у обучающихся / военно-патриотическая игра / педагогические условия / методы обучения / урочная и внеурочная деятельность / дополнительное образование детей / pedagogical system / education of historical memory in students / military-patriotic game / pedagogical conditions / teaching methods / classroom and extracurricular activities / additional education for children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапов Анатолий Николаевич, Кобелева Людмила Юрьевна, Белозёрова Елена Валерьевна, Юскина Светлана Васильевна, Байкина Юлия Сергеевна

Для формирования и развития у подрастающего поколения ответственности, чувства гордости за свою страну, патриотических качеств, уважения к истории большой и малой Родины важно усилить в школах воспитательную работу. В статье описывается практика инновационной деятельности общеобразовательной организации по теме воспитания исторической памяти у обучающихся. В качестве ведущего средства называется военно-патриотическая игра, которая выступает мощным мотивирующим педагогическим инструментом формирования интереса к истории у обучающихся разных возрастов. Описывается педагогическая система воспитания исторической памяти у обучающихся средствами военно-патриотической игры, разработанная специалистами инновационной площадки. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предлагается использовать возможности игры (военно-патриотической, дидактической, спортивной) для воспитания исторической памяти у обучающихся, ценностного отношения к традициям и культуре своего народа в общеобразовательной организации путем интеграции урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Практическая значимость исследования состоит в характеристике направленных на достижение единой цели методов, средств и условий воспитания исторической памяти у обучающихся. Обозначенные элементы педагогической системы могут использоваться для совершенствования педагогической работы в общеобразовательных организациях, повышения качества дополнительного образования детей в части гражданского, патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косолапов Анатолий Николаевич, Кобелева Людмила Юрьевна, Белозёрова Елена Валерьевна, Юскина Светлана Васильевна, Байкина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SYSTEM OF EDUCATION OF HISTORICAL MEMORY FOR STUDENTS THROUGH MILITARY-PATRIOTIC GAMES

In order to form and develop in the younger generation responsibility, a sense of pride for their country, patriotic qualities, respect for the history of the big and small Motherland, it is important to strengthen educational work in schools. The article describes the practice of innovative activities of a general education organization on the topic of educating students’ historical memory. The leading means is called a military-patriotic game, which acts as a powerful motivating pedagogical tool for developing interest in history among students of different ages. The pedagogical system for instilling historical memory in students through military-patriotic games, developed by specialists from the innovation platform, is described. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time it is proposed to use the possibilities of games (military-patriotic, didactic, sports) to cultivate historical memory in students, a value-based attitude to the traditions and culture of their people in a general education organization through the integration of classroom, extracurricular activities and additional education of children. The practical significance of the study lies in the characterization of methods, means and conditions for instilling historical memory in students aimed at achieving a common goal. The designated elements of the pedagogical system can be used to improve pedagogical work in general education organizations, improve the quality of additional education for children in terms of civic, patriotic, spiritual, moral and physical education.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система воспитания исторической памяти у обучающихся средствами военно-патриотической игры»

Педагогическая система воспитания исторической памяти у обучающихся средствами военно-патриотической игры

Косолапов Анатолий Николаевич,

директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Остроленская средняя общеобразовательная школа» E-mail: anker174@mail.ru

Кобелева Людмила Юрьевна,

кандидат педагогических наук, учитель физики Муниципального общеобразовательного учреждения «Остроленская средняя общеобразовательная школа» E-mail: lukob@mail.ru

Белозёрова Елена Валерьевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального общеобразовательного учреждения «Остроленская средняя общеобразовательная школа» E-mail: ostrol_sch@mail.ru

Юскина Светлана Васильевна,

заместитель директора по воспитательной работе Муниципального общеобразовательного учреждения «Остроленская средняя общеобразовательная школа» E-mail: ostrol_sch@mail.ru

Байкина Юлия Сергеевна,

педагог-психолог Муниципального общеобразовательного учреждения «Остроленская средняя общеобразовательная школа»

E-mail: s-rakhmat@list.ru

Для формирования и развития у подрастающего поколения ответственности, чувства гордости за свою страну, патриотических качеств, уважения к истории большой и малой Родины важно усилить в школах воспитательную работу. В статье описывается практика инновационной деятельности общеобразовательной организации по теме воспитания исторической памяти у обучающихся. В качестве ведущего средства называется военно-патриотическая игра, которая выступает мощным мотивирующим педагогическим инструментом формирования интереса к истории у обучающихся разных возрастов. Описывается педагогическая система воспитания исторической памяти у обучающихся средствами военно-патриотической игры, разработанная специалистами инновационной площадки. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предлагается использовать возможности игры (военно-патриотической, дидактической, спортивной) для воспитания исторической памяти у обучающихся, ценностного отношения к традициям и культуре своего народа в общеобразовательной организации путем интеграции урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Практическая значимость исследования состоит в характеристике направленных на достижение единой цели методов, средств и условий воспитания исторической памяти у обучающихся. Обозначенные элементы педагогической системы могут использоваться для совершенствования педагогической работы в общеобразовательных организациях, повышения качества дополнительного образования детей в части гражданского, патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания.

Ключевые слова: педагогическая система, воспитание исторической памяти у обучающихся, военно-патриотическая игра, педагогические условия, методы обучения, урочная и внеурочная деятельность, дополнительное образование детей.

На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема формирования у обучающихся чувства патриотизма, ответственного поведения, уважительного отношения к своей малой Родине, истории России, её Вооруженным Силам и подвигам своих предков. Подрастающее поколение современных школьников взрослеет в условиях глубокого морально-нравственного кризиса в обществе, стирания исторической памяти у целых поколений разных народов. Духовное обнищание, замена социальных ценностей материальными, навязывание молодежи образцов западной культуры потребительства, неуважения к своей истории, ее искажение привело к усилению агрессии, эскалации конфликтов, развитию военных действий.

Согласно Указу Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» деятельность социальных институтов в нашей стране должна быть направлена на сохранение традиционных ценностей, в том числе в области образования и воспитания, работы с молодежью. В качестве одной из задач данного документа называется «сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, сбережение исторического опыта» [1]. Соответственно, деятельность педагогов общеобразовательных организаций должна предполагать эффективную воспитательную работу, в которой особое внимание отводится формированию и развитию исторической памяти у обучающихся. При этом важно выбрать средства, адекватные психологическим особенностям современных школьников. Исходя из того, что дети цифрового поколения выросли на игровых технологиях, предпочитают развлекательный формат обучения, имеет смысл применять игровые методы. Они развивают креативное мышление [2], субъектность личности [3], лидерские качества [4] и др.

В настоящем исследовании в качестве средства воспитания исторической памяти у обучающихся выступает военно-патриотическая игра. Данная идея реализуется в мОу «Остроленская СОШ» Нагайбакского муниципального района Челябинской области, являющейся региональной инновационной площадкой по направлению «Историческое просвещение».

Военно-патриотическая игра достаточно прочно себя зарекомендовала себя как эффективный воспитательный инструмент, используемый в урочной и внеурочной деятельности [5; 6; 7]. Она может применяться наряду с традиционными спо-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

собами воспитательной работы для формирования у обучающихся нравственных и духовных ценностей: чести, уважения, товарищества, взаимовыручки, ответственного отношения к военной службе, личной и общественной безопасности. При этом важно понимать, что военно-патриотические игры должны использоваться в комплексе с другими методами и средствами обучения и воспитания, в соответствии с определенными педагогическими условиями с учетом единой цели. Иными словами, они должны быть элементом педагогической системы воспитания исторической памяти у обучающихся, что указывает на необходимость ее разработки и описания.

Теория педагогических систем разработана такими отечественными учеными, как Н.В. Кузьмина [8], В.П. Бедерханова [9], В.П. Беспалько [10], А.А. Остапенко [11] и др. Педагогическая система рассматривается как методический инструмент описания сложных педагогических явлений, включающий в себя определённые элементы: цель, со-

держание, методы, средства и пр. Наличие в педагогической деятельности системообразующего продукта, то есть педагогической системы, позволяет выстроить образовательный процесс в единой логике, в соответствии с четко обозначенными задачами и интегрировать усилия разных специалистов для достижения единой воспитательной цели.

Поэтому в педагогической системе воспитания исторической памяти у обучающихся средствами военно-патриотической игры важно: а) выделить целевые ориентиры; б) определить основное содержание деятельности в данном аспекте; в) уточнить наиболее адекватные для реализации содержания методы и средства, способствующие оптимизации воспитательной работы; г) обозначить педагогические условия воспитания исторической памяти у обучающихся средствами военно-патриотической игры; д) сформулировать ожидаемые результаты данной деятельности (таблица 1).

Таблица 1. Педагогическая система воспитания исторической памяти у обучающихся средствами военно-патриотической игры

Компонент Содержание компонента

Цель Воспитание исторической памяти у обучающихся, ценностного отношения к традициям и культуре своего народа средствами военно-патриотической игры

Содержание 1. Реализация воспитательного потенциала учебных предметов («окружающий мир», «обществознание», «история», «ОБЖ», «литература», «ОДНКНР» и др.) для формирования ценностного отношения обучающихся к истории и культуре своей страны; выбор технологий, средств, в том числе игровых методов, повышающих субъектную позицию обучающихся в части оценки и анализа ключевых исторических событий, влияющих на судьбу российского народа. 2. Повышение воспитательных возможностей внеурочной деятельности в осуществлении общекультурного развития (курс «Увлекательная история»), духовно-нравственного развития (курс «Духовный краевед»), спортивно-оздоровительного развития (военно-патриотический клуб «Рубеж») обучающихся с применением военно-патриотической игры. 3. Использование ресурсов дополнительного образования (дополнительная общеразвивающая программа «Рубеж») для формирования и развития у обучающихся спортивных и прикладных навыков, ознакомления с историей и географией родного края, подготовки к военной службе с включением военно-патриотических и спортивных игр.

Методы - Словесные методы (лекции, дискуссии, беседы и пр.), - Наглядные методы (плакаты, схемы, показ и пр.), - Игровые методы (военно-патриотические, дидактические, спортивные), - Практические методы (тренировочные сборы, туристические походы, спортивные состязания)

Средства - Образовательные программы: начального, основного и среднего общего образования. - Рабочая программа воспитания, включающая направления: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное и физическое воспитание. - Дополнительная общеразвивающая программа «Рубеж»; - Внешкольные мероприятия: конкурсы, соревнования, акции, волонтерская деятельность и пр.

Педагогические условия - Вовлечение инициативных групп обучающихся в разработку и проведение военно-патриотических игр; - Привлечение родителей школьников к работе по воспитанию исторической памяти у обучающихся средствами волонтерской деятельности; - Проведение мероприятий, направленных на укрепление культурных, исторических, боевых и трудовых традиций малой Родины; - Расширение сети социального партнерства с военно-патриотическими объединениями (Юнармия, Авангард, Рубеж) и образовательными организациями

Результаты - Принятие обучающимися гражданской ответственности, преданность своему Отечеству, стремление к служению обществу и государству; - сформированность патриотических чувств и сознания обучающихся, уважительного отношения к трудовым и боевым традициям российского народа; - понимание обучающимися конституционного гражданского и воинского долга, потребность изучать историю своей страны, Родного края; - сопричастность к историческому прошлому, настоящему и будущему большой и малой Родины.

Итак, целевой установкой данной педагогической системы является воспитание исторической памяти у обучающихся, ценностного отношения к традициям и культуре своего народа средствами военно-патриотической игры.

Достижение данной цели осуществляется средствами урочной и внеурочной деятельности с использованием ресурсов дополнительного образования детей. Так в рамках урочной деятельности необходимо актуализировать воспитательный потенциал уроков («окружающий мир», «обществоз-нание», «история», «ОБЖ», «литература», «ОД-НКНР» и др.) для формирования ценностного отношения обучающихся к истории и культуре своей страны. Педагогам необходимо выбирать технологии, средства, методы, повышающие субъектную позицию обучающихся в части оценки и анализа ключевых исторических событий, влияющих на судьбу российского народа. Целесообразно использовать игровые методы, в частности дидактические игры, которые повышают эмоциональное вовлечение в учебный процесс, позволяют закреплять усвоенную на уроках информацию. Причем в данных играх школьники могут не только участвовать как игроки, но и как разработчики.

Необходимо также обеспечивать повышение воспитательных возможностей внеурочной деятельности в осуществлении комплексного развития обучающихся их: общекультурного, духовно-нравственного и спортивно-оздоровительного развития. Для этого в общеобразовательной организации реализуются курсы внеурочной деятельности: «Увлекательная история», «Духовный краевед», военно-патриотический клуб «Рубеж». В данных курсах запланированы различные военно-патриотические игры «Разведчик», «Победа», «Юный патриот» и пр. Немаловажное значение имеет использование ресурсов дополнительного образования. В МОУ «Остроленская СОШ» разработана дополнительная общеразвивающая программа «Рубеж» физкультурно-спортивной направленности для обучающихся 10-11 классов. Программа предназначена для укрепления здоровья Юнармейцев - воспитанников военно-патриотического клуба «Рубеж», формирования и развития у них спортивных и прикладных навыков, ознакомления с историей и географией родного края, подготовки к военной службе, профилактики противоправного поведения, а также социально-психологической реабилитации подростков в сложных социально-экономических условиях современного общества. В программе предусмотрено проведение таких военно-патриотических игр как «Зарница», «Оказание первой помощи», «Поле боя».

В данной педагогической системе целесообразно использовать комплекс методов: словесных (лекций, дискуссий, бесед и пр.), наглядных (плакатов, схем, показа и пр.), игровых (военно-патриотических, дидактических, спортивных) и практических (тренировочных сборов, туристических походов, спортивных состязаний). Они спо-

собствуют активному вовлечению школьников в изучение истории своей страны и Родного края, повышению инициативности, познавательной продуктивности, субъектной позиции.

В качестве средств воспитания исторической памяти у обучающихся важно применять возможности образовательных программ разного уровня (начального, основного и среднего общего) образования. Основной потенциал воспитательной деятельности заложен в рабочей программе воспитания, включающей направления гражданского, патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания. Также разработана программа дополнительного образования «Рубеж», которая способствует реализации задач начальной военной подготовки учащихся старших классов и внешкольных мероприятий: конкурсов, соревнований, акций, волонтерской деятельности, в которые могут вовлекаться все субъекты образовательного процесса.

Для повышения эффективности деятельности по воспитанию исторической памяти у обучающихся средствами военно-патриотической игры целесообразно создать следующие педагогические условия: а) вовлечение инициативных групп обучающихся в разработку и проведение военно-патриотических игр; б) привлечение родителей школьников к работе по воспитанию исторической памяти у обучающихся средствами волонтерской деятельности; в) проведение мероприятий, направленных на укрепление культурных, исторических, боевых и трудовых традиций малой Родины; в) расширение сети социального партнерства с военно-патриотическими объединениями (Юнар-мия, Авангард, Рубеж) и образовательными организациями, которые решают аналогичные задачи воспитания.

Первое педагогическое условие предполагает повышение субъектной позиции обучающихся при разработке военно-патриотических игр, развитие их креативности, укрепление знания об истории Родного края, выдающихся подвигов своих земляков и пр. Целесообразно учитывать возрастные особенности детей в реализации данного условия: младших школьников следует вовлекать в реализацию данных игр, а подростков и старшеклассников в их разработку и проведение. Такой подход обеспечивает развитие важных качеств обучающихся: лидерства, коммуникабельности, инициативности, ответственности, выдержки и т.п. На данный момент в МОУ «Остроленская СОШ» в рамках урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования реализуются такие военно-патриотические игры: как «Разведчик», «Победа», «Юный патриот», «Зарница», «Оказание первой помощи», «Поле боя». Школьники в данных играх выступают в разных ролях: как участники, разработчики, организаторы.

Второе педагогическое условие позволяет привлечь внимание родителей школьников к воспитанию исторической памяти у обучающихся. Для этого целесообразно опираться на волонтерские

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

со см о см

практики, которые предполагают оказание помощи пожилым односельчанам; российским военнослужащим, участвующим в специальной военной операции; беженцам; семьям, лишившимся кормильцев и т.п. Когда школьники совместно с родителями участвуют в волонтёрской деятельности, они становятся более эмпатичными, собранными, организованными, обязательными и исполнительными. Также это способствует развитию родительско-детских отношений, повышению интереса семей к школьным делам и истории своего края. Семьи обучающихся участвуют в благотворительных сборах средств для оказания помощи мобилизованным Нагайбакского района, плетут маскировочные сети, браслеты выживания, изготавливают блиндажные свечи и пр. Тем самым каждый старается внести посильный вклад в защиту своей Родины.

Третье педагогическое условие связано с активным вовлечением всех субъектов образовательного процесса во внешкольные мероприятия, к которым относятся различные конкурсы, акции, фестивали, ярмарки, инициированные различными организациями, культурными центрами, сообществами муниципального, регионального, федерального уровней. Эти мероприятия направлены на укрепление культурных, исторических, боевых и трудовых традиций малой Родины. Участие в таких мероприятиях как «Окна Победы», «Письмо солдату», «Бессмертный полк», «Вахта памяти», «Моя победа», «Я помню, я горжусь» позволяет обучающимся проявить свои знания, творческие способности, патриотические чувства. Школьники также привлекаются к областным соревнованиям «Граница на замке», участвуют в лыжном переходе «Перелом», поисковых экспедициях на местах сражения времён Великой Отечественной войны. Такое разнообразие мероприятий обеспечивает возможность для проявления способностей каждого ребенка, детерминирует всестороннее развитие личности школьников: духовно-нравственное, физическое, интеллектуальное, культурное.

Четвертое педагогическое условие предполагает расширение сети социального партнерства с военно-патриотическими объединениями, такими как «Юнармия», «Авангард», «Рубеж». Они заинтересованы в военно-патриотическом воспитании школьников, формировании важных для граждан страны качеств, ценностей здорового образа жизни у подрастающего поколения; повышении престижности прохождения военной службы. Также школа расширяет социальные связи с образовательными организациями, которые решают аналогичные задачи обучения и воспитания школьников, готовы обмениваться знаниями в данном направлении работы. Для укрепления таких контактов заключаются соглашения о сотрудничестве, организуются встречи, планируются совместные мероприятия.

Результатом реализации описанной выше деятельности выступает сформированность исторической памяти у обучающихся, которая выража-

ется в: а) принятии обучающимися гражданской ответственности, преданности своему Отечеству, стремлении к служению обществу и государству; б) сформированности патриотических чувств и сознания обучающихся, уважительного отношения к трудовым и боевым традициям российского народа; в) понимании обучающимися конституционного гражданского и воинского долга, потребности изучать историю своей страны, Родного края; г) сопричастности к историческому прошлому, настоящему и будущему большой и малой Родины.

Итак, педагогическая система воспитания исторической памяти у обучающихся средствами военно-патриотической игры служит основой для выстраивания инновационной деятельности педагогов МОУ Остроленская СОШ в данном аспекте. Отдельные элементы данной системы могут стать основанием для распространения эффективных педагогических практик на вебинарах для руководящих педагогических работников, семинарах, обучающих мероприятиях в рамках стажировок.

Многие личностные качества, ценностные установки формируются в детстве под влиянием двух ключевых институтов социализации ребенка: семьи и школы. Воспитание ребенка, знающего историю своей страны, уважающего память своих предков, ответственно относящегося к своему будущему, должно осуществляться сегодня в каждой семье и школе. Это позволит вырастить духовно зрелое и морально устойчивое поколение граждан нашей страны. Деятельность педагогов общеобразовательных организаций по воспитанию исторической памяти у обучающихся может обеспечиваться путем сочетания традиционных подходов к обучению, воспитанию и инновационных с применением возможностей военно-патриотической игры. Для организации комплексной, устойчивой, логически выстроенной работы в данном аспекте целесообразно разработать и описать педагогическую систему воспитания исторической памяти у обучающихся. В данной статье педагогическая система содержит в себе воспитательный потенциал уроков, внеурочной деятельности и ресурсов дополнительного образования для формирования у обучающихся знаний о достижениях своей страны и ее героях, развития спортивных и прикладных навыков, ознакомления с историей и географией родного края, подготовки к военной службе с включением военно-патриотических игр.

Литература

1. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения: 30.09.2023).

2. Селиванова Е. А., Фазлитдинов В.Г. Развитие креативного мышления у младших школьников с применением игровых методов / Е.А. Селива-

нова, В.Г. Фазлитдинов // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XXIV Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2023 года. - Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2023. - С. 431-438.

3. Жураковская В. М., Оличева О.А. Деловая игра как метод развития субъектности педагога // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2023. - № 3(56). -С.34-49.

4. Османов М.М. Деловая игра как средство развития лидерских качеств сотрудников ОВД в процессе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 1(50). - С. 93-102.

5. Пушкарева В.Е. Военно-патриотическая игра как форма патриотического воспитания молодежи // RE: ПОСТ (патриотизм, образование, студенчество): III Межрегиональный молодежный научно-образовательный форум, Кемерово, 09 ноября 2018 года / Кузбасский региональный институт развития профессионального образования. Кемерово: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, 2019. С. 157-160.

6. Баева Ю.П. Методическая разработка внеурочного мероприятия военно-патриотическая игра-квест «В поисках сокровища» // Сфера образования. - 2019. С. 20-26.

7. Поздеева Н.В. Военно-патриотическая игра «Зарница в музее» во внеурочной деятельности обучающихся по истории и географии // Воспитание будущего учителя-исследователя. -2020. - С. 634-639.

8. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки. - Москва: Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Народное образование», 2002. - 208 с.

9. Бедерханова В. П. и др. Педагогическая система: теория, история, развитие. - Москва: Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Народное образование», 2014. - 128 с.

10. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем / В.П. Беспалько. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 304 с.

11. Остапенко А.А. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следствия // Южно-Российский журнал социальных наук. -2013. - № 4. - С. 37-52.

PEDAGOGICAL SYSTEM OF EDUCATION OF

HISTORICAL MEMORY FOR STUDENTS THROUGH

MILITARY-PATRIOTIC GAMES

Kosolapov A.N., Kobeleva L. Yu., Belozerova E.V., Yuskina S.V., Baykina Yu.S.

Ostrolenskaya secondary school

In order to form and develop in the younger generation responsibility, a sense of pride for their country, patriotic qualities, respect for the history of the big and small Motherland, it is important to strengthen educational work in schools. The article describes the practice of innovative activities of a general education organization on the topic of educating students' historical memory. The leading means is called a military-patriotic game, which acts as a powerful motivating pedagogical tool for developing interest in history among students of different ages. The pedagogical system for instilling historical memory in students through military-patriotic games, developed by specialists from the innovation platform, is described. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time it is proposed to use the possibilities of games (military-patriotic, didactic, sports) to cultivate historical memory in students, a value-based attitude to the traditions and culture of their people in a general education organization through the integration of classroom, extracurricular activities and additional education of children. The practical significance of the study lies in the characterization of methods, means and conditions for instilling historical memory in students aimed at achieving a common goal. The designated elements of the pedagogical system can be used to improve pedagogical work in general education organizations, improve the quality of additional education for children in terms of civic, patriotic, spiritual, moral and physical education.

Keywords: pedagogical system, education of historical memory in students, military-patriotic game, pedagogical conditions, teaching methods, classroom and extracurricular activities, additional education for children.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022 No. 809 "On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values" URL: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/ 405579061/ (date of access: 09/30/2023).

2. Selivanova E. A., Fazlitdinov V.G. Development of creative thinking in primary schoolchildren using game methods / E.A. Selivanova, V.G. Fazlitdinov // Integration of methodological (scientific-methodological) work and personnel development systems: materials of the XXIV International Scientific and Practical Conference, Chelyabinsk, April 20, 2023. - Chelyabinsk: Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Education Workers, 2023. - P. 431-438.

3. Zhurakovskaya V. M., Olicheva O.A. Business game as a method for developing the teacher's subjectivity // Scientific support of the personnel development system. - 2023. - No. 3(56). - P. 34-49.

4. Osmanov M.M. Business game as a means of developing leadership qualities of police officers in the process of advanced training // Scientific support of personnel development systems. - 2022. - No. 1(50). - pp. 93-102.

5. Pushkareva V.E. Military-patriotic game as a form of patriotic education of youth // RE: POST (patriotism, education, students): III Interregional Youth Scientific and Educational Forum, Kemerovo, November 09, 2018 / Kuzbass Regional Institute for the Development of Vocational Education. Kemerovo: Kuzbass Regional Institute for the Development of Vocational Education, 2019. pp. 157-160.

6. Baeva Yu.P. Methodological development of an extracurricular event, a military-patriotic game-quest "In search of treasure" // Sphere of Education. - 2019. pp. 20-26.

7. Pozdeeva N.V. Military-patriotic game "Lightning in the Museum" in extracurricular activities of history and geography students // Education of a future teacher-researcher. - 2020. -P. 634-639.

8. Kuzmina N.V. The concept of "pedagogical system" and criteria for its evaluation. - Moscow: Autonomous non-profit organization "Publishing House "National Education", 2002. - 208 p.

9. Bederkhanova V.P. et al. Pedagogical system: theory, history, development. - Moscow: Autonomous non-profit organization "Publishing House "National Education", 2014. - 128 p.

10. Bespalko V.P. Fundamentals of the theory of pedagogical systems: Problems and methods of psychological and pedagogical support of technical teaching systems / V.P. Fingerless. - Voronezh: Voronezh Publishing House. University, 1977. - 304 p.

11. Ostapenko A.A. Theory of the pedagogical system N.V. Kuzmina: genesis and consequences // South Russian Journal of Social Sciences. - 2013. - No. 4. - P. 37-52.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.