Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ЦЕННОСТЬ / ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахкиямова Гузелия Равиловна, Хасанова Альфия Радифовна

В статье освещен вопрос формирования патриотического воспитания и в качестве основного средства патриотического воспитания подростков, выделены военно-спортивные игры, так как военно-спортивная подготовка способствует формированию морально-психологических и физических качеств, необходимых для выполнения гражданского и патриотического долга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахкиямова Гузелия Равиловна, Хасанова Альфия Радифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMISING DIRECTIONS OF PATRIOTIC EDUCATION

The article highlights the issue of the formation of patriotic education and as the main means of patriotic education of adolescents, military sports games are highlighted, since military sports training contributes to the formation of moral, psychological and physical qualities necessary to fulfill civil and patriotic duty.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

7. Муминова, М.Г. Особенности сформированности навыка связной речи у дошкольников с ОНР / М.Г. Муминова, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. - С. 186-189

8. Парамонова, Л.Г. О связной речи: основные виды связной речи, развитие связной речи в онтогенезе, формирование связной речи у дошкольников 3-7 лет: Мет. пособие / Л.Г. Парамонова. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2021. - 126 с.

9. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / [Л.Б. Баряева и др.]; под ред. Л.В. Лопатиной. - Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015. - 447 с.

10. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учеб.-мет. пособие / [Лебедева И.Н.]; под ред. Л.Б. Баряевой. - Санкт-Петербург: ЦКД проф. Л.Б. Баряевой, 2009. - 175 с.

11. Траутман, Е.Р. Информационно-коммуникационные технологии в коррекции нарушений связной речи у дошкольников с ОНР / Е.Р. Траутман, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 68-4. - С. 215-218

12. Шадрина, Л.Г. Обучение связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием / Л.Г. Шадрина, О.В. Ефимова // Образование и наука. - 2020. - Т. 22. - № 4. - С. 146-165

13. Wellman, R.L. Narrative ability of children with speech sound disorders and the prediction of later literacy skills / R.L. Wellman, B.A. Lewis, L.A. Freebairn, A.A. Avrich, A.J. Hansen, C.M. Stein // Language, Speech, and Hearing Services in Schools. - 2011. - V. 42(4). - P. 561-579

14. Winters, K.L. Investigating Narrative Performance in Children With Developmental Language Disorder: A Systematic Review and Meta-Analysis / K.L. Winters, J. Jasso, J.E. Pustejovsky, C.T. Byrd // Journal of Speech, Language and Hearing Research. 2022. - V.17. - Iss. 65(10). - P. 3908-3929

Педагогика

УДК 373.5

кандидат педагогических наук, доцент Ахкиямова Гузелия Равиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат биологических наук, доцент Хасанова Альфия Радифовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В статье освещен вопрос формирования патриотического воспитания и в качестве основного средства патриотического воспитания подростков, выделены военно-спортивные игры, так как военно-спортивная подготовка способствует формированию морально-психологических и физических качеств, необходимых для выполнения гражданского и патриотического долга.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, ценность, военно-спортивные игры, основы безопасности жизнедеятельности.

Annotation. The article highlights the issue of the formation of patriotic education and as the main means of patriotic education of adolescents, military sports games are highlighted, since military sports training contributes to the formation of moral, psychological and physical qualities necessary to fulfill civil and patriotic duty.

Key words: patriotic education, patriotism, value, military sports games, fundamentals of life safety.

Введение. Вопрос воспитания патриотических чувств подрастающего поколения является одной из основополагающих задач современного образования, особо остро это ощущается в нынешней ситуации. Положительный исход и дальнейшее устойчивое развитие нашей страны, в большей степени зависит от степени сформированности в обществе гражданской позиции, патриотических чувств.

По своей сути патриотическое воспитание, ориентировано на становление человека, наделенного качествами патриота своей Родины, который в любой жизненной ситуации, будь то мирное или военное время, готов выполнить свой гражданский долг.

Изложение основного материала статьи. В научной литературе достаточно большой интерес вызывает проблема формирования патриотического воспитания подрастающего поколения. Философ-критик В.Г. Белинский призывал воспитывать у молодежи принадлежность к Отечеству. Он отмечал, что только неравнодушный к судьбе своей страны сможет любить человечество [2].

Писатель А.Н. Толстой писал, что на каждом человеке лежит ответственность за Родину, за сохранность его наследия. Он всегда пытался донести до своих читателей мысль о том, что у каждого гражданина заложено чувство патриотизма, и оно достаточно ярко проявляется в самые тяжелые для страны времена, когда весь многочисленный народ встает на защиту своей Родины [2].

В рамках обновленных требований, предъявляемых к современному образованию, остро встал вопрос поиска перспективных направлений воспитания патриотизма. Как одно из перспективных направлений, мы предполагаем, использование военных и спортивных игр в рамках учебной и внеучебной деятельности, в частности на уроках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и физической культуры.

Процесс воспитания гражданской позиции сам по себе достаточно сложный и долгий путь, в котором переплетаются различные аспекты воспитательной системы. Для этого необходимо выделить основные компоненты, входящие в данную систему. К первому компоненту относится социально-педагогическая направленность. Она основана на позитивных идеологических взглядах и позициях по основным социальным, историческим, нравственным, политическим и военным вопросам (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность и др.) [1].

Для второго компонента характерна более конкретная практическая реализация данного содержания, которая призвана дать молодежи понимание своей роли и места в служении своей Родине; веры в необходимость ее защиты; формирование качеств, свойств, которые необходимы для результативного выполнения задач в рядах ВС РФ [4].

Среди проблем, интересующих старшеклассников, наиболее часто встречаются проблемы этические, мировоззренческие, гражданские. Существенно, что их увлекают не какие-либо конкретные случаи, а их принципиальная сущность. В это время закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к любимым книгам их персонажам и авторам. Примеры выдающихся людей они рассматривают с позиции выбора своего жизненного пути [1].

В связи с этим, нужно осуществлять чувство патриотизма, опираясь на прототипы исторических деятелей. Знакомство с жизнью и служением исторических деятелей дает возможность определения основных процессов дальнейшего закрепления целеустремленности, выдержки и самообладания, формированию их мировоззрения, нравственного самосознания, которые необходимы для выработки своей гражданской позиции.

В ходе анализа актуальности внедрения военно-спортивных мероприятий на уроках ОБЖ и физической культуры и во внеурочное время, с целью повышения уровня патриотизма, проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МБОУ «СОШ №12» г. Набережные Челны. В данном исследовании были задействованы учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов, в количестве 53 человек. Возраст участников 15-16 лет.

Диагностика уровня патриотической воспитанности подростков проводилась по трем методикам: первая направлена на выявление патриотических качеств, автором данной методики является Л.М. Фридман «Патриотические качества молодежи»; вторая выявляет уровень сформированности гражданско-патриотической позиции, автор М.В. Шакурова «Гражданская принадлежность»; третья определяет патриотическую и гражданственную воспитанность, автор Д.В. Григорьева «Незаконченный тезис» [2].

Результаты первой диагностической методики показали, что в 9 «А» - 15 учащихся, а в 9 «Б» - 13 учащихся имеют низкий уровень сформированности патриотических качеств. У них недостаточно сформированы такие понятия, как «патриотизм», «Родина», «Отечество». Так же не сформировано отношение к себе как гражданину России. Эти ребята считают, что жизнь заграницей качественнее и интереснее.

Средним уровнем сформированности патриотических качеств обладают по 9 учащихся в обоих классах. В ответах прослеживается потребительское отношение к Родине, ожидание от нее удовлетворения собственных потребностей. Они ответили, что желание жить заграницей будет зависеть от обстоятельств.

Всего у 5 учащихся из 9 «А» класса и 6 учащихся из 9 «Б» класса - выявили высокий уровень. У них выражена устойчиво-положительная причастность к Родине, развиты чувства гражданственности и патриотизма. Они выразили отсутствие желания жить заграницей.

Для изучения уровня сформированности гражданско-патриотической позиции учащихся была проведена вторая диагностическая методика. Результаты показали, что у 6 учащихся из 9 «А» класса и 7 учащихся из 9 «Б» класса, показали высокие результаты уровня сформированности гражданско-патриотической позиции. У них сформировано национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации. Они участвуют в организациях и мероприятиях по патриотическому воспитанию, знают историю страны.

Средний уровень сформированности гражданско-патриотической позиции показали: 7 учащихся из 9 «А» класса и 6 учащихся из 9 «Б» класса. Они проявляют любовь к Отечеству, знают его историю, но гражданскую позицию проявляют недостаточно. Желания принимать в общественных делах, проводимых в школе, у них не наблюдается.

Остальные учащиеся показали низкий уровень сформированности гражданско-патриотической позиции. У них наблюдается отсутствие национального самосознания, четкой гражданской позиции. Их не интересуют мероприятия патриотической направленности и история страны.

Для определения степени отношения к жизни учащихся и изучения патриотической и гражданственной воспитанности была использована методика «Незаконченный тезис».

Анализ результатов методики «Незаконченный тезис» показал, что 5 учащихся из 9 «А» класса и 6 учащихся из 9 «Б» класса высокий уровень патриотической и гражданственной воспитанности. У них сформировано чувство гордости за свою страну и за принадлежность к своей стране. Своим патриотическим долгом они считают в тяжелое для страны время встать на ее защиту.

У 8 учащихся из 9 «А» класса и 7 учащихся из 9 «Б» класса наблюдается средний уровень патриотической и гражданственной воспитанности. Патриотическим долгом гражданина России они назвали любовь и преданность к Родине, но на вопрос «Хочешь ли ты служить в рядах ВС?», многие из мальчиков ответили «скорее нет, чем да». Они считают себя патриотом, так как живут в России, любят страну, но не смогли назвать предметы гордости за свою страну.

По 14 учащихся из 9 «А» класса и 13 учащихся из 9 «Б» класса из обоих классов показали низкий уровень. Они затрудняются назвать, за что гордятся своей страной, не считают себя патриотами, выразили нежелание служить в рядах ВС страны.

Обобщая данные трех методик можно отметить, что уровень патриотической воспитанности у учащихся обоих классов находится на низком уровне. У них есть свои убеждения и взгляды на понятие «патриотизм», «патриотический долг», «гражданственный долг». Готовность к совершению каких-либо действий за защиту безопасности страны проявляют не все и не готовы брать на себя ответственность за будущее страны. Некоторые мальчики связывают патриотический долг со срочной службой в рядах ВС. Многие из опрошенных учащихся выразили готовность уехать за границу при условии появления такой возможности. Они проявляют пассивную позицию участия в патриотических мероприятиях.

В данной работе нами были использованы различные формы и методы в ходе учебно-воспитательной деятельности, в частности проходило активное внедрение военно-спортивных игр. 9 «А» класс определили как - экспериментальный класс, а 9 «Б» класс - контрольный.

Работа на формирующем этапе эксперимента проводилась с учащимися по составленному плану урочных и внеурочных мероприятий, два раза в месяц, с сентября 2022 года по февраль 2023 года включительно.

Уроки основ безопасности жизнедеятельности, начинают преподаваться в общеобразовательных организациях с 8 классов, что является особенным звеном в системе патриотического воспитания подростков.

Оснащение кабинета ОБЖ было организовано благодаря совместным усилиям учащихся, учителя ОБЖ, истории и обществознания. Для полной реализации целей воспитания патриотизма был видоизменен кабинет, где проводились: кружки по военно-прикладной тематике, встречи подростков с ветеранами, военнослужащими, проводилась учеба юнармейцев.

В рамках предмета ОБЖ была создана работа кружка «Школа юнармейца», цель которого гражданско-патриотическое и военноспортивное воспитание подростков.

В содержание кружка вошли: тренировки по ОФП (общей физической подготовке); строевая подготовка; занятия «Юнармейцы-разведчики» (ориентирование на местности без карты, составлению схемы и т.д.); занятия «Юнармейцы-санитары» (вопросы по оказанию доврачебной медицинской помощи); огневая подготовка (стрельба, сборка - разборка автомата); занятия по основам туристической техники. Здесь подростки получали теоретические и практические знания по патриотическому воспитанию и военно-спортивной подготовке.

На уроках ОБЖ и физическая культура проводились военно-спортивные мероприятия: военно-спортивные эстафеты («Готов к защите Родины!», «Армейские будни», «Сила, Слава и Доблесть», «Марш-бросок», «На пути к Победе», «Богатырские игры»); военно-спортивные праздники (День Защитника Отечества, День юнармейца «Растем достойной сменой», День туризма,); военно-спортивные игры («Зарница», «Орленок»); конкурс «Смотр строя и песни».

Подготовка к таким мероприятиям проводилась на уроках ОБЖ и физкультуры. На уроках безопасности жизнедеятельности учащиеся изучили и выполнили основные действия, связанные с будущей военной службой, такие как: приемы строевой подготовки, воинское приветствие, разборка и сборка автомата, стрельба. Развили умение использовать во время игры противогазы, совершать движения и маневры на земле; проводить маскировку и полевое ориентирование по различным признакам, обучались наблюдению, выслеживанию и ориентированию, оказанию первой медицинской помощи, походно-бытовым навыкам и строевым упражнениям.

А на уроках физической культуры ребята упражнялись в беге, прыжках, метании гранаты, перетягивании каната, преодолевании полосы препятствий и т.д. Во время таких занятий у учащихся воспитываются такие морально-волевые качества, как решительность, инициативность, сила воли и улучшаются физические качества.

Военно-спортивная игра «Зарница» проводилась, с целью формирования навыков начальной военной подготовки, воспитания чувства патриотизма, товарищества. Во время игры проводились следующие соревнования: «Полоса препятствий», «Газы», «Выживание», «Санчасть», «Снайпер», «Саперы», «Строевая песня».

Во время военно-спортивной эстафеты «Готов к защите Родины!» ребята участвовали в играх, которые требуют большой выносливости. Играющим приходилось проявить решительность и смелость, быстрое принятие решения.

Все это способствует воспитанию у учащихся настойчивости, решительности, смелости, чувство коллективизма, чувства дружбы, товарищества и взаимной выручки, что является составляющими патриотизма, призванной готовить активное достойное поколение для защиты Родины.

Военно-спортивная эстафета «Богатырские игры» проводилась совместно с родителями учащихся, с целью привлечения их к работе по патриотическому воспитанию подростков. Учащиеся на примере своих родителей учились к ответственности, командной работе, взаимовыручке, выносливости. У них формировалось чувство гордости за Родину, за ВС страны.

Возможность применять в процессе военно-спортивных игр компасы, макеты учебного оружия, имитационные средства усиливали эффективность игр, включая элементы героики и боевых условий.

В организованных мероприятиях ученики постоянно испытывали чувство долга и ответственности. Каждый выполнял поставленные задачи в игре, отвечал перед товарищами за то, как он их выполнит, его действия постоянно оценивались командиром и товарищами. Таким образом, в ходе игры ребята научились не перекладывать ответственность с себя на других или на обстоятельства. У ребят воспитывались и закаливались волевые качества, дисциплинированность, ответственность. Во время игр они стремились быть достойными героев, получали первичные военные знания.

Для проверки эффективности опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию учащихся старших классов был проведен контрольный этап эксперимента. Контрольный срез по итогам экспериментальной работы проводился по методикам, использованным в констатирующем эксперименте.

Результаты контрольной диагностики по методике №1 показали, что у детей экспериментальной группы значительно улучшились показатели уровня сформированности патриотических качеств. Так 21 учащихся показали, что у них выражено устойчиво-положительное отношение к Родине, развиты чувства гражданственности и патриотизма. Наблюдается личная ответственность за судьбу страны. В контрольной группе (КГ) это показатель составил сумму из 14 учащихся.

По результатам методики №2 так же наблюдается высокий уровень сформированности гражданско-патриотической позиции учащихся ЭГ. Так 24 участника ЭГ показали, сформированность национального самосознания, чувства гордости за принадлежность к своей нации. Ответы детей показали, что они участвуют в мероприятиях по патриотическому воспитанию, стараются получать знания об истории страны, ВС и применяют эти знания в практике.

В КГ высокий результат наблюдается у восьми учащихся. Средний уровень сформированности гражданско-патриотической позиции показали 14 участников ЭГ и 10 из КГ. Они проявляют уважение к стране, знают историю, но гражданскую позицию проявляют недостаточно, не проявляют желания принимать участие в мероприятиях патриотической направленности. Низкий уровень показали пять участников из КГ и три участника из ЭГ.

Результаты третьей диагностической методики показали следующее: на контрольном этапе исследования 16 участников ЭГ показали довольно высокий уровень патриотической и гражданственной воспитанности. У них сформировано чувство гордости за свою страну, они гордятся тем, что они граждане России. Патриотическим долгом каждого человека считают защиту страны и ее интересов, преданность стране, сохранение ее богатств и почтение традиций. Они перечисляют довольно много примеров для гордости своей страной. В КГ детей с высоким уровнем патриотической и гражданственной воспитанности 8 человек.

9 человек из ЭГ и 9 из КГ показали средний уровень патриотической и гражданственной воспитанности. Они считают себя патриотом страны потому, что живут в России, любят страну, но не могут назвать примеры для гордости своей страной или больше называют красоту природы, городов.

У 9 человек КГ и 2 человек из ЭГ наблюдаются недостаточный уровень патриотической и гражданственной воспитанности. Они не считают себя патриотами страны, не могут назвать примеры гордости страны, выражают желание жить за границей.

Итак, результаты итогового этапа исследования показали, что у участников экспериментальной группы заметно улучшились результаты по всем направлениям. При проделывании всех заданий у учащихся заметна положительная динамика. У них сформировались такие качества, как собранность, самостоятельность, смелость, дух коллективизма, дружбы, товарищества и взаимовыручки, готовность к защите отечества, что является элементом патриотизма. Мы наблюдали сознательное отношение мальчиков к патриотическому и воинскому долгу, они демонстрируют готовность встать на защиту отчизны, гордятся своей принадлежностью к стране, нации. Учащиеся с большим желанием стали участвовать в различных мероприятиях патриотической направленности. Многие проявили желание включиться в работу кружка «Школа юнармейца».

Учитель физкультуры отметила, что у подростков улучшились физические показатели, они с удовольствием принимают участие в военно-спортивных играх и показывают хорошие результаты.

Выводы. Таким образом, целенаправленная работа по воспитанию патриотизма подрастающего поколения средствами военно-спортивных игр, является достаточно действенным, вследствие чего происходить этап воспитания в духе любви и неизменности своей Родине; воспитание командного духа, товарищества, взаимовыручки.

Литература:

1. Авдеева, Н.В. К вопросу о гражданском образовании и воспитании на уроках ОБЖ / Н.В. Авдеева, В.Ю. Абрамова // Молодой ученый. - 2021. - №12. - С. 245-248

2. Вырщиков, А.Н. Патриотическое и гражданское воспитание молодежи / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. -Волгоград: ВолГМУ, 2018. - 123 с.

3. Дереча, И.И. Патриотическое воспитание подростков во внеучебной деятельности / И.И. Дереча, Е.В. Воронина. -М.: Библио-Глобус, 2020. - 120 с.

4. Ромашкова, М.К. Патриотическое воспитание обучающихся старших классов на уроках физической культуры и ОБЖ / М.К. Ромашкова, М.М. Иванова, Н.С. Матвейчук // Педагогическое образование на Алтае. - 2022. - №1. - С. 38-43

5. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: Просвещение, 2021. - 253 с.

Педагогика

УДК 378.1

преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Бажанова Арменуи Георгиевна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар); преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Потапова Виктория Николаевна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар)

МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ И ПРОБЛЕМНОЙ ПАРАДИГМ

Аннотация. В данной статье поднимается проблема, обусловленная необходимостью поиска мотивационных инструментов, являющихся эффективными в процессе обучения в системе СПО. Основная проблема заключается в том, что количество инструментов постоянно растет, поэтому в современных образовательных реалиях невозможно апробировать все то новое, что интегрировано локально в практику применения в различных образовательных организациях среднего профессионального образования. Апробация мотивирующих инструментов, как известно, может занимать много времени, а результат их использования не всегда проявляется как эффективный. В настоящее время для преподавателя открываются широкие возможности для профессионального и личностного развития. При желании увидеть мотивирующие инструменты и технологии в действии, можно обращаться к различным профессиональным сообществам. В процессе продуктивного диалога с представителями таких сообществ можно получить навыки видения своего курса целостно. Среди ключевых условий конструктивного целеполагания можно выделить: позитивность, конкретность, контекстность, критерии, показатели и инструменты (ресурсы). При этом авторы убеждены, что критерии и показатели унифицировать для решения абсолютно всех педагогических задач невозможно. Это связано с тем, что в каждой задаче есть множество нюансов, в каждой конкретной педагогической ситуации могут быть использованы совершенно разные инструменты и технологии. Важно использовать такие мотивирующие инструменты, которые релевантны поставленной дидактической цели. В качестве основной гипотезы был определен тезис, позволяющий предположить, что использование таких сервисов и технологий, как геймификация, кросс-рецензирование, творческие проекты, виртуальные доски позволяют повысить не только уровень мотивированности целевой аудитории, но и качество знаний.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, педагогические технологии, цифровые ресурсы, мотивирующие инструменты, образовательный контент, профессиональные сообщества, целеполагание.

Annotation. This article raises the problem caused by the need to find motivational tools that are effective in the learning process in higher education. The main problem is that the number of tools is constantly growing, so in modern educational realities it is impossible to test everything new that is integrated locally into the practice of application in various educational institutions of higher education. Testing motivating tools, as you know, can take a lot of time, and the result of their use is not always shown to be effective. Currently, wide opportunities for professional and personal development are opening up for the teacher. If you want to see motivating tools and technologies in action, you can contact various professional communities. In the process of productive dialogue with representatives of such communities, you can gain the skills to see your course holistically. Among the key conditions for constructive goal-setting are: positivity, concreteness, contextuality, criteria, indicators and tools (resources). At the same time, the authors are convinced that it is impossible to unify criteria and indicators for solving absolutely all pedagogical tasks. This is due to the fact that there are many nuances in each task, completely different tools and technologies can be used in each specific pedagogical situation. It is important to use such motivating tools that are relevant to the set didactic goal. As the main hypothesis, a thesis was identified that suggests that the use of services and technologies such as gamification, cross-reviewing, creative projects, virtual whiteboards can increase not only the level of motivation of the target audience, but also the quality of knowledge.

Key words: motivation, educational activity, pedagogical technologies, digital resources, motivating tools, educational content, professional communities, goal setting.

Введение. В настоящее время все образовательные организации высшего и среднего профессионального образования в нашей стране пытаются стать инновационными. Это обусловлено тем, что без инновационных методов и технологий в современных образовательных реалиях обойтись невозможно. В этой связи, необходимо обратить внимание на такие проблемы, как мотивация обучающихся, вовлечение их в учебную деятельность, выбор адекватных инструментов, решающих сложные педагогические задачи [1].

Преподавателям сегодня не просто. Им приходится постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство и повышать уровень своей профессиональной компетентности. Они должны свободно ориентироваться и иметь в резерве арсенал для инвариантного использования разнообразных онлайн-инструментов для эффективного проведения учебного занятия. В эти навыки входит не только представление о тех приложениях, которые можно использовать в работе, но и о том, как именно их использовать. Очевидно, что выбор мотивирующих инновационных инструментов преподавателем - это творческий процесс. Преподаватель может, видя интересный инструмент, продумать алгоритм его пробного применения на ближайшем занятии, а иногда он будет сомневаться, что именно необходимо выбрать из огромного количества доступных решений. В настоящее время данные многочисленных исследований и мнений экспертов, занимающихся проблемами взаимосвязи выбранных педагогических технологий и уровнем мотивации обучающихся, предлагают подходы к решению этих задач, к пониманию основ и алгоритма выбора адекватных онлайн-инструментов, положительно отражающихся на мотивации и вовлеченности целевой аудитории в учебный процесс.

Изложение основного материала статьи. С точки зрения психологии мотивации поведение человека строится следующим образом: при сочетании внутренних потребностей, индивидуальных особенностей и внешних условий (стимулов) формируется мотив. Далее в ходе волевых процессов происходит «обработка» этого мотива. В результате чего складывается намерение - план осуществления действия, «заряженный» энергией желания. И, наконец, намерение реализуется в действии. Внутренняя (intrinsic) мотивация, по Эдварду Деси (1980; 1995) - это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности. Наградой является «момент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.