Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ВНЕУРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пащенко Л.Г., Лазарев Н.А.

Физкультурно-спортивная деятельность, имеющая значительный потенциал в решении задач патриотического воспитания людей, в настоящее время приобретает особую значимость. Повышается важность разработки и внедрения в практику воспитательной работы общеобразовательного учреждения комплекса мероприятий, имеющих спортивно-патриотическую направленность. Задачами исследования явились: изучение представления подростков о патриотизме и активность их участия в мероприятиях спортивно-патриотической направленности; разработка организационно-педагогической модели активизации спортивно-патриотической деятельности обучающихся и апробация ее в условиях общеобразовательного учреждения. В исследовании приняли участие 113 обучающихся 5-9-х классов школы №9 г Нижневартовска. Для решения поставленных задач проводилось анкетирование с использованием Google forms. Анкетирование показало важность создания системы патриотического воспитания подростков в условиях средней школы с акцентированным применением физкультурно-спортивных технологий. Разработка и внедрение в учебновоспитательный процесс организационно-педагогической модели активизации спортивнопатриотической деятельности обучающихся позволило расширить представления школьников о специфике организации и проведения спортивно-патриотических мероприятий и увеличить число их участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пащенко Л.Г., Лазарев Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLVING THE TASKS OF SPORTS AND PATRIOTIC EDUCATION OF TEENAGERS AT SECONDARY EDUCATION INSTITUTIONS

Physical culture and sports activities, which have significant potential in solving the problems of patriotic education of people, are currently gaining special importance. The importance of developing and introducing into practice the educational work of secondary education institution a set of activities with a sports and patriotic orientation is increasing. The objectives of the study were: to study the teenagers' ideas about patriotism and the activity of their participation in sports and patriotic activities; development of the organizational and pedagogical model for activating the sports and patriotic activities of students and testing it in the conditions of the secondary education institution. 113 students of grades 5-9 of school No. 9 of Nizhnevartovsk took part in the study. To solve the tasks, the questionnaire was conducted by using Google forms. The survey showed the importance of creating the system of patriotic education of adolescents at secondary school conditions with accentuated use of physical culture and sports technologies. The development and introduction into the educational process of the organizational and pedagogical model of activation of sports and patriotic activities of students allowed students to expand their understanding of the specifics of the organization and conduct of sports and patriotic events and increase the number of their participants.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

мерном виде. Если же курсант или слушатель посещал занятия после сдачи данного вида контроля - это будет лишь положительно сказываться при изучении приемов, так как визуально у них будет примерная схема выполнения того или иного элемента.

Целесообразно проводить данный контроль в форме открытого словесного ответа, что будет способствовать развитию более уясненного представления о приеме или действии у курсантов, слушателей и не позволит им заучить определенную схему прохождения теста.

Рассматривая эффективность введения данного вида контроля, следует отметить то, что освобожденные от выполнения физических упражнений курсанты или слушатели должны присутствовать на подобном занятии. Особенно во время коронавирусной инфекции, когда курсанты и слушатели находятся на дистанционном обучении, возникает потребность и необходимость теоретического изучения содержания приемов и действий, перечисленных в соответствующих нормативно-правовых актах.

Форма оценки курсанта или слушателя, теоретически сдающего данный раздел, может быть, как и при выполнении обычного приема - «Выполнение», «Не выполнено». При проверке и оценке теоретических знаний необходимо включать разные группы приемов в зависимости от изучаемого курса: приемы самостраховки, удары руками и ногами и защита от них, болевые приемы, броски, обезоруживание, освобождения от захватов и обхватов, сковывания/связывания, обыск - чередуя их, таким образом, чтобы каждая группа приемов была оценена у курсанта или слушателя. Однако теоретическое знание содержания приемов не освобождает курсантов и слушателей от практического их выполнения.

ВЫВОДЫ

Таким образом, представленная форма контроля будет способствовать теоретическому изучению приемов и действий согласно нормативно-правовым актам и наставлениям силовых структур. Курсанты и слушатели, пропускающие занятия по физической подготовке, а особенно раздел, где изучаются приемы, будут вынуждены изучать данные нормативно-правовые акты, а, как следствие, улучшать технику выполнения приемов, что в дальнейшем будет способствовать более точному и детальному исполнению изученного элемента, а также облегчит объяснения преподавателя для курсантов и слушателей на практических учебных занятиях и сэкономит время для большего количества практического изучения приемов и отработки ихпо элементам или разделениям.

Контактная информация: agadash@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2022

УДК 37.035.6:371.487

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Никита Андреевич Лазарев, магистрант, Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Аннотация

Физкультурно-спортивная деятельность, имеющая значительный потенциал в решении задач патриотического воспитания людей, в настоящее время приобретает особую значимость. Повышается важность разработки и внедрения в практику воспитательной работы общеобразовательного учреждения комплекса мероприятий, имеющих спортивно-патриотическую направленность. Задачами исследования явились: изучение представления подростков о патриотизме и активность их участия в мероприятиях спортивно-патриотической направленности; разработка организацион-

но-педагогической модели активизации спортивно-патриотической деятельности обучающихся и апробация ее в условиях общеобразовательного учреждения. В исследовании приняли участие 113 обучающихся 5-9-х классов школы №9 г Нижневартовска. Для решения поставленных задач проводилось анкетирование с использованием Google forms. Анкетирование показало важность создания системы патриотического воспитания подростков в условиях средней школы с акцентированным применением физкультурно-спортивных технологий. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс организационно-педагогической модели активизации спортивно-патриотической деятельности обучающихся позволило расширить представления школьников о специфике организации и проведения спортивно-патриотических мероприятий и увеличить число их участников.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, организационно-педагогическая модель, физкультурно-спортивное мероприятие, внеурочные мероприятия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p346-350

SOLVING THE TASKS OF SPORTS AND PATRIOTIC EDUCATION OF TEENAGERS AT SECONDARY EDUCATION INSTITUTIONS

Lena Grigoryevna Pashchenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Nikita An-dreevich Lazarev, the master's student, Nizhnevartovsk State University

Abstract

Physical culture and sports activities, which have significant potential in solving the problems of patriotic education of people, are currently gaining special importance. The importance of developing and introducing into practice the educational work of secondary education institution a set of activities with a sports and patriotic orientation is increasing. The objectives of the study were: to study the teenagers' ideas about patriotism and the activity of their participation in sports and patriotic activities; development of the organizational and pedagogical model for activating the sports and patriotic activities of students and testing it in the conditions of the secondary education institution. 113 students of grades 5-9 of school No. 9 of Nizhnevartovsk took part in the study. To solve the tasks, the questionnaire was conducted by using Google forms. The survey showed the importance of creating the system of patriotic education of adolescents at secondary school conditions with accentuated use of physical culture and sports technologies. The development and introduction into the educational process of the organizational and pedagogical model of activation of sports and patriotic activities of students allowed students to expand their understanding of the specifics of the organization and conduct of sports and patriotic events and increase the number of their participants.

Keywords: patriotic education, organizational and pedagogical model, physical culture and sports event, extracurricular activities.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития отечественного образования особое значение имеет воспитательная работа, содействующая решению задач патриотической направленности. Патриотическое воспитание, содействуя формированию культурных, нравственных, гражданских ценностей, отмечается универсальностью и интегративностью и этим отличается от других видов воспитания [1, 5]. Физкультурно-спортивная деятельность, способствующая стимулированию физического, психического, интеллектуального, социально-биологического развития индивида, также направлена и на сохранение общественной стабильности, укрепление обороноспособности страны, ввиду чего занимает особое место в системе мер, содействующих формированию спортивно-патриотических ценностей у населения [2, 3]. Спортивно-патриотическое воспитание в условиях образовательных организаций представляет собой многоплановую, целенаправленную и скоординированную деятельность по формированию у обучающихся комплекса физических качеств, свойств личности, социально-значимых ценностей, обеспечивающих им возможность противостоять негативным проявлениям, встречаемым в обществе [6]. В связи с этим повышается важность разработки и внедрения в практику воспитательной работы общеоб-

разовательного учреждения комплекса мероприятий, имеющих спортивно-патриотическую направленность.

Задачи исследования: 1) изучить представления подростков о патриотизме, а также активность их участия в мероприятиях спортивно-патриотической направленности; 2) разработать и апробировать организационно-педагогическую модель активизации спортивно-патриотической деятельности обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе образовательного учреждения «Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижневартовска в период с сентября 2020 года по февраль 2022 года. В исследовании приняли участие обучающиеся 59-х классов в количестве 113 человек. Для решения поставленных задач использовались методы исследования: анкетирование, моделирование, методы математической статистики. Анкетирование проводилось для изучения степени активности участия подростков в мероприятиях спортивно-патриотической направленности, а также их отношения к патриотическому воспитанию. Анкета в Google-форме включала 18 вопросов открытого и закрытого типа. Моделирование применялось для разработки организационно-педагогической модели активизации спортивно-патриотической деятельности обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенное анкетирование показало, что подростки соотносят проявление патриотизма с участием в деятельности патриотических объединений (например, Юнармии) (82%), с празднованием исторических событий и юбилеев (58%). Участие в спортивно-массовых мероприятиях соотносят с решением патриотических задач только 36% опрошенных. По мнению подростков, значимое влияние на формирование патриотических ценностей обучающихся оказывают встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и боевых действий (72%), патриотические фестивали и конкурсы (56%), участие в деятельности патриотических объединений (52%). Военно-спортивные игры и спортивно-патриотические мероприятия для школьников не являются средствами, содействующими формированию патриотизма. Считают себя патриотами 38% опрошенных, 42% затруднились ответить. Число участников мероприятий патриотической направленности составляет лишь 16%, в разовых акциях участвуют 34% респондентов. При этом, на вопрос «Есть то, чем вы как гражданин России могли бы гордиться?» помимо наиболее популярных ответов - «Победой в Великой Отечественной войне» (92%), «Историей страны» (63%), 56% отметили победы российских спортсменов на международной арене.

Результаты анкетирования подростков актуализировали необходимость создания системы патриотического воспитания подростков в условиях образовательного учреждения с акцентированным применением физкультурно-спортивных технологий. Теоретико-методологической основой разработки организационно-педагогической модели активизации спортивно-патриотической деятельности обучающихся явились концептуальные идеи и научно-теоретические основы патриотического воспитания [5]; учения о сущности, содержании и формах проявления патриотизма [1, 4]. Нормативно-директивной основой явились: Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Федеральный проект «Патриотическое воспитание», Закон «О гражданско-патриотическом воспитании в ХМАО-Югре», Концепция гражданско-патриотического воспитания в ХМАО-Югре на 2021-2024 годы.

Реализация разработанной модели в условиях общеобразовательного учреждения направлена на решение задач: 1) получение информации о физической, эмоциональной и психологической готовности обучающихся к участию в спортивно-патриотических меро-

приятиях, организуемых в образовательном учреждении и муниципалитете; 2) повышение осведомлённости школьников о специфике организации и проведения спортивно-патриотических мероприятий; 3) реализация спортивно-патриотических, физкультурно-массовых, спортивных проектов с непосредственным участием обучающихся; 4) содействие воспитанию чувства долга, ответственности, любви к Родине и к солидарности с её многонациональным народом, формированию духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Организационный компонент разработанной модели представлен мероприятиями, объединенными по трем направлениям: реализуемыми в образовательном учреждении через урочные формы; осуществляемыми патриотическими объединениями школы во внеучебное время; организуемыми на муниципальном уровне (некоммерческими организациями, молодежными центрами, муниципальными учреждениями).

Решение задач спортивно-патриотического воспитания в рамках урочных форм осуществляется на уроках физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности. Внеурочная деятельность предусматривает различные формы - в школе организовано волонтерское движение под названием «Мы за здоровый образ жизни»; ежемесячно проводятся акции по различным темам: «Вредным привычкам - нет!», «Меняю сигарету на конфету», «Быть здоровым - модно!»; проводятся агитационные конкуры рисунков и плакатов и др. В план воспитательной работы включены соревнования по различным видам спортивных игр, приуроченные к памятным датам и значимым событиям (например, Дню солидарности борьбы с терроризмом; проведению Олимпийских игр). Особая роль отводится сформированному на базе школы отряду юнармейцев «9 рота», члены которого принимают активное участие во всех городских мероприятиях, не только гражданско-, военно-патриотической, но и спортивной направленности. В рамках разработанной модели предусматривается привлечение обучающихся к реализации внеурочных спортивно-патриотических мероприятий для выполнения функций волонтёров, организаторов или ведущих.

Оценочный компонент разработанной модели позволяет определить эффективность осуществляемой работы. Для оценки физической подготовленности, как показателя готовности индивида преодолевать физические нагрузки, предусмотрены тестовые упражнения, соответствующие возрастным нормативам ВФСК ГТО. Для оценки уровня осведомленности в области спортивно-патриотических знаний используется анкета, разработанная в ходе работы над структурой организационно-педагогической модели активизации спортивно-патриотической деятельности обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения. Оценкой эффективности соревновательной деятельности в мероприятиях спортивно-патриотической направленности является результативность участия в них.

Апробация разработанной модели в условиях средней школы показала увеличение числа школьников, осведомленных о проводимых спортивно-патриотических мероприятиях в городе с 35% до 56%. Также увеличилось число участников мероприятий патриотической или военно-патриотической направленности с 39% до 64%. Количество потенциальных участников мероприятий спортивно-патриотической направленности возросло с 49% до 77%. Данные показатели можно расценивать как доказательство эффективности осуществляемой работы.

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты анкетирования обучающихся средней школы показали низкий уровень их компетентности в вопросах содержания и сущности спортивно-патриотического воспитания. Разработка организационно-педагогической модели активизации спортивно-патриотической деятельности обучающихся и внедрение ее в условия общеобразовательного учреждения позволило не только расширить представления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.