школьников о специфике организации и проведения спортивно-патриотических мероприятий, но увеличить число их участников. Вместе с этим, требуется продолжение исследований в данном направлении, а именно - поиске новых путей и подходов к решению задач патриотического воспитания современных подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быков А.К. Интегративная природа патриотического воспитания в образовательных организациях как основание классификации его основных направлений / А.К. Быков // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. -2018. - № 4 (808). - С.46-60.
2. Пащенко Л.Г. Мотивы занятий спортом и отношение к состязательной физкультурно-спортивной деятельности у подростков / Л.Г. Пащенко, В.Г. Жалбэ // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - С. 198-202.
3. Пащенко Л.Г. Эффективность организации досуга современных подростков с использованием нетрадиционных видов двигательной активности / Л.Г. Пащенко // «Культура, наука, образование: проблемы и перспективы» : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск : Изд. НВГУ, 2015. С. 184-186.
4. Печерцева О.Н. Современные технологии спортивно-патриотического воспитания детей и подростков / О.Н. Печерцева, З.Р. Танаева // Человек. Спорт. Медицина. - 2021. - Т. 21, № S1. - С. 80-85.
5. Пионтковский В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Пионтковский Владимир Вительвич -Якутск, 2006. - 43 с.
6. Сапронова З.В. Спортивно-патриотическое воспитание студенческой молодежи / З.В. Сапронова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №6. - С. 66-68.
REFERENCES
1. Bykov, A.K. (2018), "The integrative nature of patriotic education in educational organizations as the basis for the classification of its main directions", Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences, Vol. 808, No.4, pp. 46-60.
2. Pashchenko, L.G. and Zhalbe, V.G. (2019), "Motives to sports occupations and attitude towards competitive sports activities among the adolescents", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 172, No.6, pp. 198-202.
3. Pashchenko, L.G. (2015), "The effectiveness of leisure activities of modern adolescents using non-traditional types of motor activity", Materials of IV Russian science and practice conference "Culture, science, education: problems and prospects", Nizhnevartovsk, Publishing house of NVSU, pp. 184-186.
4. Pechertseva,, O.N. and Tanaeva,, Z.R. (2021), "Modern Technologies of Sports and Patriotic Education in Children and Adolescents", Human. Sport. Medicine, Vol. 21, No.S1, pp. 80-85.
5. Piontkovsky, V.V. (2006), Patriotic education of students in the conditions of regional education, dissertation, Yakutsk.
6. Sapronova, Z.V. (2007), "Sports and patriotic education of students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 66-68.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.03.2022
УДК 796.034.2:378.18
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Максим Владимирович Слива, кандидат педагогических наук, доцент, Лев Владимирович Левкин, магистрант, Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск
Аннотация
Повышение массовости внеучебной физкультурно-спортивной деятельности студентов возможно с использованием современных цифровых технологий, обеспечивая информационную открытость проводимых мероприятий, оперативность сбора информации об участниках, результативность их участия в различных состязательных формах физической активности. Перспективным видится разработка информационной системы по организации и контролю физкультурно-спортивных мероприятий, проводимых в университете. Задачами исследования явились: изучение отношения студентов к цифровизации сайта спортивного клуба; разработка информационной системы по организации и контролю мероприятий, проводимых в университете. В исследовании приняли участие 128 студентов Нижневартовского государственного университета (НВГУ). Для решения поставленных задач проводилось анкетирование с использованием Google forms; проектирование применялось для разработки сайт для цифровизации работы спортивного клуба НВГУ. Анкетирование показало важность создания цифровой платформы для вовлечения студентов в спортивные мероприятия. Создание информационной системы по организации и контролю за проведением физкультурно-спортивных мероприятий позволит повысить число их участников.
Ключевые слова: физическая активность, автоматизация, цифровизация, физкультурно-спортивное мероприятие, спортивный клуб.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p350-354
DIGITALIZATION OF EXTRACURRICULAR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY
Lena Grigoryevna Pashchenko, the candidate of pedagogical sciences, docent, Maksim Vla-dimirovich Sliva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lev Vladimirovich Levkin, the master's student, Nizhnevartovsk State University
Abstract
Increasing the mass of extracurricular physical culture and sports activities of students is possible with the use of modern digital technologies, ensuring the information openness of the events, the efficiency of collecting information about participants, the effectiveness of their participation in various competitive forms of physical activity. The development of an information system for the organization and control of physical culture and sports events held at the university seems promising. The objectives of the study were: to study the attitude of students to the digitalization of the sports club website; development of software for automation and digitalization of extracurricular physical culture and sports activities of students at the university. 128 NVSU students took part in the study. To solve the tasks, a questionnaire was conducted using Google forms; the design was used to develop a website for digitalizing the work of the NVSU sports club. The survey showed the importance of creating a digital platform for involving students in sports events. The creation of an information system for the organization and control of physical culture and sports events will increase the number of their participants.
Keywords: physical activity, automation, digitalization, physical culture and sports event, sports
club.
ВВЕДЕНИЕ
О важности привлечения студенческой молодежи к спортивным мероприятиям говорится во многих нормативных документах, принимаемых президентом и правительством Российской Федерации в последнее время. Анализ протоколов физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, организуемых вузом для обучающихся, показал, что число активных участников незначительно [1, 4]. Одной из причин низкой активности студентов в массовых мероприятиях (спартакиадах, фестивалях, конкурсах, мастер-классах) является недостаточная их осведомленность о планируемых и проводимых спортивных событиях в вузе [2, 3]. Повысить массовость внеучебной физ-культурно-спортивной деятельности студентов возможно с использованием современных цифровых технологий, обеспечив информационную открытость проводимых мероприятий, оперативность сбора информации об участниках, результативность их участия в раз-
личных состязательных формах физической активности [5].
В нашей стране развитие цифровых технологий в области физической культуры и спорта взято на контроль государственными органами управления. К числу приоритетных направлений относятся: внедрение цифровых технологий в массовый спорт, а также в образовательную деятельность. Важным является вопрос применения цифровых платформенных решений, использования больших данных (BigData) в сфере спорта.
Все вышеизложенное актуализирует важность цифровизации работы спортивного клуба вуза, что будет содействовать привлечению студенческой молодежи к спортивным и физкультурно-оздоровительным мероприятиям, проводимым образовательным учреждением.
Задачи исследования: 1) изучить отношение студентов к цифровизации сайта спортивного клуба; 2) разработать информационную систему по организации и контролю мероприятий, проводимых в университете.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижневартовский государственный университет» (НВГУ) в период с марта 2021 года по февраль 2022 года. В исследовании приняли участие 128 студентов 1-4-х курсов, обучающихся по различным направлениям подготовки. Для решения поставленных задач проводилось анонимное анкетирование с использованием Google forms, позволившее получить информацию об отношении испытуемого контингента к внедрению цифровых технологий в работу спортивного клуба вуза. Метод проектирования применялся для разработки информационной системы по организации и контролю мероприятий, проводимых в университете. В процессе работы использовались стек-технологии: IDE IntelliJ Idea, Kotlin KTOR, СУБД MongoDB, JSON objects, HTML, CSS, JavaScript.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенное анкетирование показало, что 81% опрошенных заинтересованы в том, чтобы информация о всех физкультурно-массовых мероприятиях, проводимых в вузе, своевременно появлялась на сайте университета. При этом 91% респондентов отметили, что имеющаяся возможность прохождения процедуры регистрации на участие в том или ином мероприятии непосредственно на сайте повысит вероятность принятия положительного решения об участии в нем. Удобство электронной формы записи на планируемое мероприятие оценили 86% студентов. Вместе с этим, только 55% участников анкетирования положительно отнеслись к тому, чтобы документы для допуска к спортивным соревнованиям (сканированные справки о состоянии здоровья) прикреплялись непосредственно при регистрации. На вопрос «Как вы относитесь к внедрению единого рейтинга физической активности студентов, учитывающего все виды внеучебной физкультурно-спортивной активности (в качестве болельщика, волонтера, организатора или соревнующегося)?» 83% дали положительный ответ.
Вместе с этим, проведенный нами анализ сайтов образовательных учреждений высшего образования ХМАО-Югры показал наличие отдельных элементов информатизации и авторизации спортивно-массовой работы, осуществляемой спортивными клубами. Нами был разработан проект «Сайт для цифровизации работы спортивного клуба НВГУ», получивший поддержку со стороны ректората вуза. На первом этапе были сформированы необходимые требования к web приложению, разработана структура сайта. Также предусматривалось определение архитектурного паттерна и необходимых абстрактных моделей представления данных. Осуществлялось проектирование базы данных. На втором этапе предполагалась практическая реализация сформированного технического задания, UX (пользовательского опыта) и UI (пользовательского интерфейса)
сайта.
Разработанное в результате проекта программное обеспечение позволяет автоматизировать и цифровизовать внеучебную физкультурно-спортивную деятельность вуза. Владение современными компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, в частности в области клиент-серверного веб программирования, позволило создать агрегатор, дающий возможность отдельным пользователям (совету спортивного клуба) делегировать полномочия по организации мероприятий и контролю за их проведением. Явными достоинствами является универсальность используемого подхода, проста и доступность интерфейса, возможность внедрения для использования в практике спортивного клуба вуза.
Окончательным результатом реализации проекта является возможность решения следующих задач: 1) возможность размещения информации о проводимых мероприятиях (спортивных, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, оздоровительно- или спортивно-образовательных); 2) проведение онлайн регистрации участников мероприятий с возможностью прикрепления пакета документов с последующим формированием заявки; 3) формирование списка участников проводимых мероприятий либо индивидуального (например, состязания «Испытай себя» или мастер-классы по видам фитнеса, по оздоровительной гимнастике и др.), либо командного характера (например, «Армейские игры», «Юкигассен», «Роуп-скиппинг» и др.), с предоставлением возможности формирования команды «лидером» или путем самостоятельного прикрепления к той или иной группе участников; 4) возможность проведения отбора участников спортивных мероприятий (например, соревнований, проводимых под эгидой Ассоциации спортивных студенческих клубов России), требующих наличие предварительной спортивной подготовки; 5) по окончанию спортивных событий предусматривается формирование протоколов проводимых мероприятий, а также отчетов по результатам оздоровительно- или спортивно-образовательного мероприятия (мастер-класса) с возможностью осуществления обратной связи со специалистом, его проводившим; 6) формирование рейтинга физической активности студентов НВГУ учитывающего все виды физкультурно-спортивной и оздоровительно-образовательной деятельности, осуществляемой во внеучебное время (участие в качестве болельщика, организатора, судьи или участника мероприятия); 7) возможность синхронизации с социальными сетями. Рабочая апробация отдельных элементов проекта показала его реалистичность, популярность в молодежной среде и высокую практическую значимость.
ВЫВОДЫ
Таким образом, результаты анкетирования студенческой молодежи показали имеющуюся потребность в создании цифровой платформы для вовлечения сверстников в спортивные мероприятия. Создание информационной системы по организации и контролю за проведением физкультурно-спортивных мероприятий позволит не только повысить число студентов, принимающих участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, содействуя оптимизации их физической активности, а также, в дальнейшем, привлекать население города к участию в мероприятиях, проводимых вузом, способствуя повышению имиджа НВГУ
ЛИТЕРАТУРА
1. Галеев А.Р. Эмоциональное реагирование и мотивация студентов вуза к выполнению норм ГТО / А.Р. Галеев, Л.Г. Пащенко // Теория и практика физической культуры. - 2020. - №12. -С. 38-40.
2. Красникова О.С. Активизация физической активности студентов вуза путем совершенствования системы массового студенческого спорта / О.С. Красникова, Л.Г. Пащенко, С.А. Давыдова // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 8. - С. 36-38.
3. Курамшин Ю.Ф. Отношение студенческой молодежи к физической культуре и спорту в аспекте теоретического анализа / Ю.Ф. Курамшин, Л.В. Люйк, Г.Б. Дьяченко // Теория и практика
физической культуры. - 2020. - №5. - С.42-44.
4. Пащенко Л.Г. Субъективное отношение к состязательной деятельности участников студенческих соревнований / Л.Г. Пащенко // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 8. -С. 66-68.
5. Пешкова Н.В. Приобщение студенческой молодежи к соревновательной деятельности с позиции голографического подхода / Н.В. Пешкова, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 12. - С. 84-86.
REFERENCES
1. Galeev, A.R. and, Pashchenko L.G. (2020), "Emotional reaction and motivation of university students to fulfill the GTO standards", Theory and Practice of Physical Culture, No.12, pp. 38-40.
2. Krasnikova, O.S., Pashchenko, L.G. and Davydova, S.A. (2019), "Mass academic sport system improvement model to promote physical activity among students", Theory and Practice of Physical Culture, No.8, pp. 12.
3. Kuramshin, Yu.F., Luik, L.V. and Dyachenko, G.B. (2020), "Formation of conscious attitude of student youth to physical education and sports: problems and solutions", Theory and Practice of Physical Culture, No.5, pp. 42-44.
4. Pashchenko, L.G. (2019), "Students' individual attitudes to academic competitions: questionnaire survey", Theory and Practice of Physical Culture, No.8, pp. 22.
5. Peshkova, N.V and, Lubysheva, L.I. (2015), "Introducing students into competitive activity in context of holographic approach", Theory and Practice of Physical Culture, No.12, pp. 26.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.03.2022
УДК 796.332
УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ФУТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Валерий Борисович Поканинов, кандидат педагогических наук, доцент, Антон Валерьевич Поканинов, аспирант, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
Аннотация
С позиции комплексных исследований недостаточно изучена проблема оптимального программирования тренировочного процесса студенческой футбольной команды в подготовительном периоде с целью эффективной реализации физических возможностей в соревновательном периоде годичного тренировочного цикла. Цель: разработать программу планирования тренировочного процесса по повышению физической подготовленности студенческой футбольной команды в подготовительном периоде. В исследовании были использованы методы педагогического тестирования, анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР), педагогический эксперимент и описательная статистика. Выводы: Нами выявлен недостаточный уровень адаптационного потенциала у футболистов студенческой команды по результатам оценки вариабельности сердечного ритма и физической подготовленности. У футболистов преобладает автономный тип регуляции, при котором значительное влияние на ЧСС оказывают парасимпатические отделы ВНС. Эффективность разработанной тренировочной программы повышения физической подготовленности футболистов студенческой команды подтверждена в педагогическом эксперименте. Она включала 4-недельные микроциклы с использованием средств развития скоростных и скоростно-силовых способностей «без мяча» и «с мячом».
Ключевые слова: управление, тренировочный процесс, функциональная подготовка, подготовительный период, скоростные и скоростно-силовые способности, планирование, студенческий футбол.