Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ВУЗА'

ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ПЕРВОКУРСНИК / КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МОДЕЛЬ / PHYSICAL CONDITION / FRESHMAN / CONFLICT BEHAVIOR / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS EVENTS / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пащенко Лена Григорьевна, Ведерников Роман Александрович

Необходимость повышения массовости участия студенческой молодежи в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности и недостаточная разработанность технологии повышения активности участия первокурсников вузов в физкультурно-спортивной работе обусловила целесообразность разработки организационно-педагогической модели активизации участия студентов первого курса в оздоровительных, физкультурных, спортивных мероприятиях, основывающейся на результатах предварительного исследования показателей физического и психологического состояния первокурсников, их отношения к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях. Применяемые методы исследования: анкетирование, диагностика физического состояния, педагогическое тестирование, психологическое тестирование, моделирование, методы математической статистики. В предварительном исследовании приняло участие 196 первокурсников, дифференцированных по объему и интенсивности физической активности. Эффективность реализации модели выразилась в увеличении числа мероприятий, организуемых вузом для первокурсников, количества их участников, повышении показателя удовлетворенности студентов организацией спортивно-массовой работы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пащенко Лена Григорьевна, Ведерников Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE PARTICIPATION OF THE FIRST YEAR STUDENTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS EVENTS OF THE UNIVERSITY

The need to increase the mass participation of the students in the sports activities and the underdevelopment of the technology for improving the participation of the freshmen at the universities physical culture and sports work has led to the feasibility of the organizational-pedagogical model of activation of participation of the students of the 1st course in the wellness, sports, sporting events. The model was developed based on the results of the preliminary study of the indicators of the physical and psychological state of the first-year students, their attitude to participation in physical culture and sports events. Applied research methods: the questionnaires, diagnostics of physical condition, pedagogical testing, psychological testing, modeling, methods of mathematical statistics. The preliminary study involved 196 first-year students differentiated by volume and intensity of physical activity. The effectiveness of the model implementation was reflected in increase in the number of events organized by the University for the first-year students, the number of their participants, and increase in the student satisfaction with the organization of the mass sports work at the University.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ВУЗА»

навыков военно-прикладного плавания) / О.Е. Понимасов, Е.В. Сабурова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 182-186.

9. Рябчук, В.В. Физиологическая характеристика способов плавания под водой в гидроизолирующем комбинезоне и комплекте № 1 / В.В. Рябчук, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2017. - № 4 (60). - С. 82-84.

REFERENCES

1. Karpov, D.A. and Ponimasov, O.E. (2018), "Factors determining the need to use hydrody-namic training in the long voyage of naval specialists of the Russian Navy", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 136-139.

2. Kochetkov, D.I., Ponimasov, O.E. and Pilina, I.B. (2018), "Possibilities for the implementation of a didactic project based on a combination of pedagogical operations", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 169-172.

3. Goskomstat of the USSR (1972), The national economy of the USSR. 1922-1972, Stat. Yearbook, Finance and statistics, Moscow.

4. Vankov, A.A. (1956), Swimming. A manual for the training of sports instructors in the Soviet army, Military Publishing, Moscow.

5. Ponimasov, O.E. (2014), "Hydrogenic locomotion as motor substrates for the implementation of applied swimming functions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (110), pp. 127130.

6. Ponimasov, O.E. (2015), "The methodology of individually-oriented substitution of movements when teaching applied swimming to cadets of military universities", Physical Culture, Sport - Science and Practice, No. 4, pp. 51-54.

7. Ponimasov, O.E., Potapova, E.V. and Mironov, A.O. (2016), "Antiturbulent exercises as a means of improving the dynamic streamlining of a swimmer's body", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (133), pp. 186-189.

8. Ponimasov, O.E. and Saburova, E.V. (2018), "Formalized Algorithms for Achieving Compactness of Complex Didactic Projects (by the example of learning to shoot with AKM from the water in combination with the formation of military-applied swimming skills)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (160), pp. 182-186.

9. Ryabchuk, V.V., Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2017), "Physiological characteristics of methods of swimming under water in waterproofing overalls and kit", Bulletin of the Russian Military Medical Academy, No. 4 (60), pp. 82-84.

Контактная информация: kirill.grachev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2020

УДК 796.03

ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ВУЗА

Лена Григорьевна Пащенко, кандидат педагогических наук, доцент, Роман Александрович Ведерников, магистрант, Нижневартовский государственный университет

Аннотация

Необходимость повышения массовости участия студенческой молодежи в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности и недостаточная разработанность технологии повышения активности участия первокурсников вузов в физкультурно-спортивной работе обусловила целесообразность разработки организационно-педагогической модели активизации участия студентов первого курса в оздоровительных, физкультурных, спортивных мероприятиях, основывающейся на результатах предварительного исследования показателей физического и психологического состояния первокурсников, их отношения к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях. Применяемые методы исследования: анкетирование, диагностика физического состояния, педагогическое тестирование, психологическое тестирование, моделирование, методы математической статистики. В предварительном исследовании приняло участие 196 первокурсников, дифференцированных по

объему и интенсивности физической активности. Эффективность реализации модели выразилась в увеличении числа мероприятий, организуемых вузом для первокурсников, количества их участников, повышении показателя удовлетворенности студентов организацией спортивно-массовой работы в вузе.

Ключевые слова: физическое состояние, первокурсник, конфликтное поведение, физкуль-турно-спортивные мероприятия, модель.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p342-346

INCREASING THE PARTICIPATION OF THE FIRST YEAR STUDENTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS EVENTS OF THE UNIVERSITY

Lena Grigorievna Pashchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Roman

Aleksandrovich Vedernikov, the master student, Nizhnevartovsk State University

Abstract

The need to increase the mass participation of the students in the sports activities and the underdevelopment of the technology for improving the participation of the freshmen at the universities physical culture and sports work has led to the feasibility of the organizational-pedagogical model of activation of participation of the students of the 1st course in the wellness, sports, sporting events. The model was developed based on the results of the preliminary study of the indicators of the physical and psychological state of the first-year students, their attitude to participation in physical culture and sports events. Applied research methods: the questionnaires, diagnostics of physical condition, pedagogical testing, psychological testing, modeling, methods of mathematical statistics. The preliminary study involved 196 first-year students differentiated by volume and intensity of physical activity. The effectiveness of the model implementation was reflected in increase in the number of events organized by the University for the first-year students, the number of their participants, and increase in the student satisfaction with the organization of the mass sports work at the University.

Keywords: physical condition, freshman, conflict behavior, physical education and sports events,

model.

ВВЕДЕНИЕ

Государственная политика в области физической культуры и спорта ориентирована на повышение массовости занятий физкультурно-спортивной направленности всех слоев населения. Этот факт нашел отражение в индикаторах эффективности реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни». Привлечение студенческой молодежи к участию в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятиях и акциях является одной из приоритетных задач развития физической культуры и спорта в стране.

Поступление вчерашних школьников в высшее учебное заведение вносит коррективы в режим двигательной активности: осознание важности и ответственности учебного труда для получения желаемой профессии, необходимость усвоения большого объема новой информации, выраженная гиподинамия, адаптация к новому коллективу и новым правилам - все это накладывает отпечаток на физическое и психофизиологическое состояние первокурсников [1, 2]. Важную роль в противостоянии неблагоприятных процессов адаптации к условиям обучения в вузе призвана осуществить система физического воспитания, реализуемая в высшем учебном заведении [3]. Обязательность практических занятий по физическому воспитанию закреплена Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего образования. Наряду с этим, важным видится решение проблемы недостаточной активности участия студентов-первокурсников в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, организуемых в вузе [4]. Задача приобщения студентов первого курса к массовым формам физического воспитания тесно связана с задачей формирования мотивационно-ценностных ориентаций, которые, в свою очередь, взаимосвязаны с определенными убеждениями, установками, регулирующими поведение личности [5].

Наблюдается явное противоречие между необходимостью повышения массовости участия студенческой молодежи в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности, с одной стороны, а с другой - недостаточной разработанностью технологии повышения активности участия студентов-первокурсников вузов в физкультурно-спортивной работе, проводимой вузом.

Задачи исследования: 1) изучить показатели физического и психологического состояния студентов-первокурсников и их отношение к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях; 2) разработать организационно-педагогическую модель активизации участия первокурсников в физкультурных и спортивных мероприятиях, организуемых в вузе.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование осуществлялось на базе физкультурно-оздоровительного комплекса ФГБОУ ВО «НВГУ» в период с октября 2018 по июнь 2019 года. В исследовании приняли участие 196 студентов, поступивших на различные факультеты НВГУ Они были дифференцированы на 3 группы: 1 - студенты, чей двигательный режим ограничен обязательными учебными занятиями по физической культуре (далее НЗ) (п=91), 2 - студенты, помимо физкультурных занятий занимающиеся в оздоровительных группах, в фитнесс-центрах города или самостоятельно (далее ОФК) (п=72) и 3 - студенты, занимающиеся спортом и имеющие разряд не ниже 1 взрослого (далее С) (п=33).

Для решения поставленных задач применялись методы исследования: анкетирование с целью уточнения режима двигательной активности участников исследования; диагностика физического состояния с применением аппаратно-программного комплекса (АПК) «Омега»; педагогическое тестирование для определения физической подготовленности испытуемых; психологическое тестирование для определения типа поведения в конфликтной ситуации с применением теста Томаса и определения уровня мотивации достижения успеха Т. Элерсома; моделирование для разработки модели, как конструирование процесса по созданию условий привлечения обучающихся к мероприятиям физкуль-турно-спортивной направленности; методы математической статистики для обработки полученных результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изучение физического состояния с применением АПК «Омега» студентов-первокурсников позволило обнаружить неоднородность показателей «адаптация к физическим нагрузкам», «тренированность организма», «энергетическое обеспечение», «психоэмоциональное состояние», «интегральный показатель "спортивной формы"» контингента, принявшего участие в исследовании. Дифференцировав участников исследования с учетом объема и интенсивности двигательной активности на группы оказалось, что наилучшие показатели отмечены в группе студентов, занимающихся спортом, наименьшие - в группе первокурсников с ограниченной физической активностью. Значительные величины стандартного отклонения в третьей группе позволили выделить студентов, как с высокими показателями физического состояния, так и с низкими.

Показатели физической подготовленности также ожидаемо преобладают у первокурсников, занимающихся спортом. Студенты, занимающиеся только на занятиях по физической культуре, справляются с нормативами, предусмотренными программой дисциплины, так же, как и первокурсники, чей режим двигательной активности расширен дополнительными занятиями оздоровительной физической культурой. Достоверно высокие показатели отмечаются в результатах выполнения теста «сгибание разгибание рук в упоре лежа» у юношей и девушек, в тесте «наклон вперед из положения сидя» - у девушек, дополнительно занимающихся фитнесом. Рассматривая участие в спортивно-массовых мероприятиях как в событиях, в которых в процессе состязания и противобор-

ства сторон встречаются конфликтные ситуации, и требуется их разрешение либо, проявляя внимание к интересам других людей, либо игнорируя цели окружающих и защищая собственные интересы, в процессе исследования был осуществлен анализ проявления типа поведения испытуемых в конфликтной ситуации (таблица 1).

Таблица 1 - Отношение к конфликтному поведению первокурсников с различной двигать_

Параметры С ОФК ФК Р 1-2 Р 2-3 Р 1-3

Доминирование 5,9±1,0 5,0±1,0 3,6±0,5 >0,05 <0,05 <0,05

Сотрудничество 7,4±0,7 6,7±0,5 6,9±0,3 >0,05 >0,05 >0,05

Компромисс 7,1±0,8 7,0±0,7 7,6±2,1 >0,05 >0,05 >0,05

Избегание 5,9±0,4 5,0±0,8 5,7±0,6 <0,05 >0,05 >0,05

Приспособление 7,0±1,1 5,4±0,9 6,4±0,5 <0,05 >0,05 >0,05

Как видно, у студентов-спортсменов более выражено стремление к доминированию в разрешении конфликтных ситуаций, наряду с проявлением приспособления, как способности пожертвовать собственными интересами ради другого. Первокурсники, занимающиеся организованной физической активностью только в рамках учебных занятий физического воспитания, имеют более высокие значения параметра «компромисс», что характеризует их как стремящихся к разрешению возникающих конфликтных ситуаций на основе соглашения и взаимных уступок, либо предложения другого варианта, способного снять возникшее противоречие. Показатель сотрудничества, как стремление найти альтернативный вариант разрешения конфликтной ситуации, удовлетворяющий интересы всех сторон достоверно не отличаются в трех группах. Изучение показателя уровня мотивации достижения успеха у первокурсников показало отсутствие низких значений в группах студентов С и ОФК, при том, что высокий уровень отмечается у 75% студентов-спортсменов, 50% - у занимающихся фитнесом и 35% - у менее активных сверстников. Низкий уровень выявлен у 26% опрошенных студентов группы ФК.

Полученные результаты легли в основу разработки организационно-педагогической модели активизации участия первокурсников в мероприятиях физкуль-турно-спортивной направленности. Модель предполагает учет физической подготовленности, психологического состояния, мотивации студентов при выборе ими одной из ролей (участник, судья, волонтер, организатор, болельщик, ведущий) в мероприятиях, организуемых в вузе, оздоровительной, физкультурно-массовой или спортивной направленности. Так, студент не проявляющий активности в приобретении опыта участия в массовой физ-культурно-спортивной деятельности может быть задействован в мероприятиях подобной направленности в качестве волонтера, при этом, при проведении оздоровительных мероприятий, например, мастер-классах по оздоровительным направлениям фитнеса, может стать их активным участником. Включение в план физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы вуза мероприятий оздоровительной направленности, не требующих проявления открытого соперничества с другими; физкультурно-оздоровительных мероприятий, позволяющих состязаться как индивидуально, так и группой в условиях неформального соперничества; спортивных соревнований, проводимых по правилам видов спорта - все это позволяет выбрать форму участия в том мероприятии, к которому студент-первокурсник в большей степени готов. Эффективность реализации модели выразилась в увеличении числа мероприятий, организуемых спортивным клубом, факультетом физической культуры и спорта, управлением по делам молодежи вуза, а также количества их участников. Повысился показатель удовлетворенности первокурсников организацией спортивно-массовой работы, осуществляемой вузом.

ВЫВОДЫ

Полученные результаты исследования позволят более эффективно планировать и реализовывать физкультурную и спортивную работу в условиях вуза с активным привле-

чением к мероприятиям оздоровительной, физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности первокурсников, различающихся по показателям физического состояния, физической подготовленности, мотивации, объемом и интенсивностью индивидуальной физической активности. Необходимо проведение дальнейших исследований в совершенствовании организационно-методической, содержательной, оценочной видах деятельности, осуществляемых вузами, содействующих повышению массовости участия студенческой молодежи в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берестнева, О.Г. Построение моделей адаптации студентов к обучению в вузе / О.Г. Бе-рестнева, К.А. Шаропин // Известия Томского политехнического университета. - 2004. - № 5 (307). - С. 131-135.

2. Ведерников, Р.А. Организация двигательной активности студентов первого курса с различным физическим состоянием / Р.А. Ведерников, Л.Г. Пащенко // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. - 2016. - № 1. - С. 54-59.

3. Пащенко, Л.Г Влияние двигательного режима студентов вуза на показатели физического здоровья / Л.Г. Пащенко, О.С. Красникова // Теория и практика физической культуры. - 2017. -№ 6. - С. 24-26.

4. Пащенко Л.Г Оптимизация физической активности студентов-первокурсников / Л.Г Пащенко // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 7. - С. 12-14.

5. Социальная адаптация студентов к условиям обучения в вузе средствами физической культуры / Л.Н. Слепова, Т.Н. Хаирова, Л.Б. Дижонова, М.К. Татарников // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия : Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. - 2011. - Т. 8, № 10 (83). - С. 134-135.

REFERENCES

1. Berestneva, O.G. and Sharopin, K.A. (2004), "Building models of students' adaptation to study at the university", News of Tomsk Polytechnic University, No. 5 (307), pp. 131-135.

2. Vedernikov, R.A. and Pashchenko, L.G. (2016), "Organization of motor activity of first-year students with various physical conditions", Problems of improving physical culture, sports and Olympism, No. 1, pp. 54-59.

3. Pashchenko, L.G. and Krasnikova, O.S. (2017), "Influence of motor mode on physical health of university students", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 24-26.

4. Pashchenko, L.G. (2018), "First-year students physical activation model", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 12-14.

5. Slepova, L.N., Khairova, T.N., Dijonova, L.B. and Tatarnikov M.K. (2011), "Social adaptation of students to the conditions of study at the university by means of physical education", Bulletin of the Volgograd State Technical University. Series: new educational systems and teaching technologies at the university, Vol. 8, No. 10, pp. 134-135.

Контактная информация: lenanv2008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.05.2020

УДК 796.012.4

ПОСТИЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА КАК ЗАДАЧА ТЕЛЕСНОГО ВОСПИТАНИЯ

Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Павловна Грибкова, кандидат психологических наук, профессор, Анна Владимировна Матвеева, кандидат педагогических наук, Смоленская государственная академия физической

культуры, спорта и туризма

Аннотация

Несмотря на существующий многовековой опыт постижения пространства и его рефлексии в различных профессиях, в теоретической педагогике и образовательной практике есть лишь от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.