готовность к УЧАСТИЮ в МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ
ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК/UDC 378.18
Поступила в редакцию 14.03.2022 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Л.Г. Пащенко1
1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск
READINESS ТО PARTiCiPATE iN MASS EVENTS OF STUDENTS
iN THE CONDITIONS OF PHYSICAL CULTURE AND RECREATIONAL ACTIVITIES
PhD, Associate Professor L.G. Pashchenko1
1 Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk
Информация для связи с автором: [email protected]
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
Аннотация
Цель исследования - выявление потенциальной готовности к участию в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях студентов вуза в условиях физкультурно-рекреационной деятельности. Методика и организация исследования. Для оценки физической активности студента, проявления интереса к участию в массовых физкультурно-спор-тивных мероприятиях проводилось анкетирование с помощью опросника «Отношение к состязательной физкультурно-спортивной деятельности». В исследовании приняли участие 230 студентов 1-4-го курсов Нижневартовского государственного университета.
Результаты исследования и выводы. Анкетирование показало, что среди студентов, занимающихся физкультурно-рекреационной деятельностью под руководством специалистов, количество потенциальных участников массовых физкультурно-спортивных мероприятий больше по сравнению с теми, кто использует средства физической культуры и спорта на досуге самостоятельно. Параметры функционального состояния студентов, чья досуговая физическая активность проходит под контролем специалистов, отличаются оптимальными значениями и не уступают показателям студентов-спортсменов. У студентов, самостоятельно использующих средства физической культуры и спорта во внеучебное время, объективные показатели функционального состояния организма достоверно ниже значений сверстников, занимающихся спортом, и не отличаются от показателей студентов с ограниченной физической активностью. Проведенное исследование показало большую готовность к участию в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях студентов, чья досуговая физическая активность проходит под контролем специалистов. При этом требуется педагогическое сопровождение физкультурно-рекреационной деятельности студентов, самостоятельно использующих средства физической культуры и спорта во внеучебное время.
Ключевые слова: готовность, внеучебная состязательная физкультурно-спортивная деятельность, физкультурно-рекреационная деятельность, физическое состояние, отношение к состязательной деятельности.
Abstract
Objective of the study was to identification of potential readiness for participation in mass physical culture and sports events of university students in the conditions of physical culture and recreational activities.
Methods and structure of the study. To assess the physical activity of the student, the manifestation of interest in participating in mass physical culture and sports events, a survey was conducted using the questionnaire "Attitude towards competitive physical culture and sports activities." The study involved 230 1st-4th year students of the Nizhnevartovsk State University. Results and conclusions. The survey showed that among students engaged in physical culture and recreational activities under the guidance of specialists, the number of potential participants in mass physical culture and sports events is greater compared to those who use the means of physical culture and sports at their leisure on their own. The parameters of the functional state of students, whose leisure physical activity is under the supervision of specialists, differ in optimal values and are not inferior to those of student-athletes. For students who independently use the means of physical culture and sports during extracurricular time, the objective indicators of the functional state of the body are significantly lower than the values of their peers involved in sports, and do not differ from the indicators of students with limited physical activity. The study showed a greater willingness to participate in mass physical culture and sports activities of students whose leisure physical activity is under the supervision of specialists. At the same time, pedagogical support is required for the physical culture and recreational activities of students who independently use the means of physical culture and sports during extracurricular time.
Keywords: readiness, extracurricular competitive physical culture and sports activities, physical culture and recreational activities, physical condition, attitude to competitive activities.
Введение. Стратегией развития физической культуры и спорта до 2030 года в рамках приоритетного направления по совершенствованию здоровья и благополучия россиян предусматривается, в числе прочего, совершенствование внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, направленной на увеличение сети студенческих спортивных
клубов и их участия в физкультурных и спортивных мероприятиях, а также учет этих показателей при оценке качества условий осуществления образовательной деятельности организаций высшего образования [5].
В то же время в существующей образовательной практике наблюдается противоречие: с одной стороны, стратегия
на увеличение числа участников спортивно-массовых мероприятий, организуемых для студентов, с другой - недостаточная активность участия в них молодежи на фоне увеличивающегося числа лиц, использующих средства физической культуры и спорта во внеучебное время.
В связи с этим требуется проведение дополнительных исследований по изучению готовности студентов принять участие в мероприятиях физкультурно-спортивной направленности, предусматривающих проявление состязательности.
Цель исследования - выявление потенциальной готовности к участию в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях студентов вуза в условиях физкультурно-рекреаци-онной деятельности.
Методика и организация исследования. Для оценки физической активности студента, проявления интереса к участию в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях проводилось анкетирование. Использовался опросник «Отношение к состязательной физкультурно-спортивной деятельности» [3]. С помощью аппаратно-программного комплекса «Омега» изучалась вариабельность сердечного ритма. Для интерпретации объективных параметров физического состояния использовались показатели: уровень адаптации организма к физической нагрузке (А); уровень тренированности организма (В); уровень энергетического обеспечения (С); психоэмоциональное состояние (й); комплексный показатель «спортивной формы» (Н).
В исследовании приняли участие 230 студентов 1-4-го курсов Нижневартовского государственного университета, выразивших добровольное согласие на участие в исследовании. Все обучающиеся были дифференцированы на группы, использующие средства физической культуры и спорта во внеучебное время: 1-я - самостоятельно, 2-я - в условиях фитнес-клубов, 3-я - в спортивных школах. В 4-ю группу вошли студенты, занимающиеся физкультурной деятельностью только в рамках учебной дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту».
Результаты исследования и их обсуждение. Под готовностью к участию во внеучебной состязательной физ-культурно-спортивной деятельности понимаем многокомпонентную внутреннюю позицию индивида, выражающуюся в мотивах, эмоциях, действиях, обуславливающих возможность использования средств физической культуры и спорта
в условиях состязательного взаимодействия для решения индивидуальных или коллективных задач и достижения поставленных целей.
Анкетирование показало наличие положительной внутренней мотивации возможного участия в массовых физ-культурно-спортивных мероприятиях у 49 % студентов, занимающихся физической культурой и спортом на досуге самостоятельно, у 58 % - под руководством специалистов в фитнес-клубах. Количество потенциальных участников спортивных соревнований из числа вовлеченных в физкуль-турно-рекреационную деятельность превышает аналогичный показатель их сверстников с ограниченной физической активностью (23 % и меньше), по сравнению со студентами-спортсменами (76 %).
Студенты, самостоятельно занимающиеся физкультурно-рекреационной деятельностью, в меньшей степени готовы участвовать в традиционных соревнованиях по спортивным играм и состязательных практиках, предусматривающих выполнение двигательных действий в экстремальных условиях - принять участие в них согласились 37 % и 41 % опрошенных соответственно; среди студентов, посещающих фит-нес-клубы, их число составило 58 % и 47 % соответственно.
Более предпочтительными для этих студентов оказались развлекательные спортивные мероприятия - готовы стать их участниками 63 % студентов из числа первой группы и 74 % из второй. Также популярны физкультурно-спортивные мероприятия, предусматривающие выполнение заданий интеллектуальной и двигательной направленности (квесты).
Полученные данные соотносятся с результатами исследований российских и зарубежных авторов, констатирующих о предпочтительности для молодежи физкультурно-спор-тивных мероприятий, предусматривающих нетрадиционные виды деятельности, получении положительных эмоций при отсутствии соперничества [1, 6].
Субъективное отношение к состязательной деятельности в процессе физической активности является важной составляющей физической культуры личности студентов и позволяет констатировать о мотивированной деятельности или бездеятельности в физкультурно-спортивных мероприятиях, предусматривающих проявление соперничества [2-4].
Как видно из табл. 1, у студентов, вовлеченных в физ-культурно-рекреационную деятельность (осуществляемую
Таблица 1. Отношение к состязательной деятельности в процессе физической активности у студентов с различной внеучебной физкультур-но-спортивной активностью (баллы, М±т)
Компоненты Самостоятельная рекреация(п=80) В фитнес-клубах (п=31) В спортивных школах (п=25) Не занимающиеся (п=86)
Эмоциональный 13,4±0,4 ■* 14,3±0,4 о 15,9±0,3 Д* 11,7±0,4 До^
Познавательный 12,1±0,4 ■* 12,7±0,7 о 15,0±0,6 Д* 9,3±0,5 До^
Деятельностный 11,9±0,4 ■* 12,2±0,8 о^ 14,4±0,6 Д*^ 8,8±0,5 До^
Поступочный 11,5±0,4 ■* 12,7±0,7 о 13,5±0,6 Д* 8,7±0,5 До^
Интенсивность показателя 48,8±1,3 ■* 50,3±2,8 о^ 58,8±1,7 Д*^ 38,6±1,7 До^
Примечание: * Д о ■ • - различия достоверны по ^критерию Стьюдента между соответствующими группами испытуемых.
Таблица 2. Объективные показатели функционального состояния у студентов с различной внеучебной физкультурно-спортивной активностью (%, М±т)
Показатели Самостоятельная рекреация(п=80) В фитнес-клубах (п=31) В спортивных школах (п=25) Не занимающиеся (п=86)
А 60,1±2,6 * 65,2±3,4 о 71,2±4,2 Д* 55,4±2,3 Д о
В 63,3±3,2*!! 72,8±3,5 о! 75,9±5,4 Д* 58,4±2,8 Д о
С 59,5±2,2 62,3±2,6 о 63,0±3,3 Д 54,7±1,7 Д о
й 59,5±2,2 63,1±2,8 о 61,3±3,3 54,1±1,7 о
Н 60,6±2,4* 66,0±2,9 о 68,4±3,1 Д* 55,6±2,0 Д о
Примечание: 1) уровень адаптации организма к физической нагрузке (А); уровень тренированности организма (В); уровень энергетического обеспечения (С); психоэмоциональное состояние (D); комплексный показатель «спортивной формы» (Н); 2) * !! Д о - различия достоверны по икритерию Стьюдента между соответствующими группами испытуемых.
№6 • 2022 Июнь | Juпi
http://www.teoriya.ru
77
самостоятельно, либо под контролем специалистов), эмоциональное отношение к спортивным событиям, проявление интереса к знаниям, связанным с проведением соревнований, отношение к участию в них, как и готовность привлечь окружающих людей к участию в состязательных физкультур-но-спортивных мероприятиях, достоверно не отличается. При этом их значения превышают показатели сверстников, занимающихся физкультурной деятельностью только в рамках учебной дисциплины. Студенты-спортсмены имеют достоверно высокие значения по всем компонентам опросника в сравнении со студентами, вошедшими в 1-ю и 4-ю группы.
Субъективное ощущение физической готовности принять участие в спортивно-массовом мероприятии отметили 80 % студентов-спортсменов, 55 % - занимающихся в фит-нес-клубах, 310% - занимающихся в свободное время самостоятельно, 19 % - не вовлеченных в рекреационную физ-культурно-спортивную деятельность. Сравнительный анализ интегральных показателей, характеризующих функциональное состояние испытуемых, полученных с помощью АПК «Омега», подтвердил более высокие значения у студентов, занимающихся спортом (табл. 2).
Вместе с этим, их показатели достоверно не различаются с данными сверстников, занимающихся физической культурой и спортом во внеучебное время под руководством специалистов. Тогда как студенты, вовлеченные в самостоятельные рекреационные занятия, как и те, кто имеет ограниченную физическую активность, обнаружили достоверно низкие значения объективных показателей, характеризующих функциональное состояние организма.
Выводы. Таким образом, готовность к участию в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях проявили студенты, занимающиеся физкультурно-рекреационной деятельности в условиях фитнес-клубов, при этом традиционный формат соревнований, как и необходимость проявлять максимальные физические усилия, их не привлекают. Параметры функционального состояния данной группы студентов отличаются оптимальными значениями и не уступают показателям студентов-спортсменов. Для студентов, самостоятельно использующих средства физической культуры и спорта во внеучебное время, более привлекательным видится развлекательный, либо двигательно-интеллектуальный формат проведения массовых мероприятий, но объективные показатели их функционального состояния достоверно ниже значений сверстников, занимающихся спортом, и не отличаются от показателей студентов с ограниченной физической активностью.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда и Правительства ХМАО-Югры № 22-28-20241,
https://rscf.ru/project/22-28-20241/. Литература
1. Логинов, С.И. Роль интенционного компонента мотивации в процессе приобщения студентов к физической активности на основе теории поведения / С.И. Логинов // Вестник Сургутского государственного университета. - 2017. - Вып. 4 (18). - С. 34-45.
2. Лубышева, Л.И. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта / Л.И. Лубышева, В.П. Моченов // Теория и практики физ. культуры. - 2015. - № 4. - С.94-101.
3. Пащенко, Л.Г. Диагностический инструментарий оценки субъективного отношения студентов к состязательной деятельности в процессе физической активности / Л.Г. Пащенко // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 446. - С. 183190. DOI: 10.17223/15617793/446/23.
4. Пащенко Л.Г. Влияние двигательного режима студентов вуза на показатели физического здоровья / Л.Г. Пащенко, О.С. Красникова // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 6. - С. 24-26.
5. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2030 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года №3081-р. URL: http://www. minsport.gov.ru.
References
1. Loginov S.I. Rol intencionnogo komponenta motivacii v processe pri-obshcheniya studentov k fizicheskoj aktivnosti na osnove teorii pove-deniya [The role of the intentional component of motivation in the process of introducing students to physical activity based on the theory of behavior]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. No. 4 (18). pp. 34-45.
2. Lubysheva L.I., Mochenov V.P. Novyj konceptualnyj podhod k sovre-mennomu ponimaniyu socialnoj prirody sporta [A new conceptual approach to the modern understanding of the social nature of sports]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 4. pp. 94-101.
3. Pashchenko L.G. Diagnosticheskij instrumental ocenki sub-ektivnogo otnosheniya studentov k sostyazatelnoj deyatel-nosti v processe fizicheskoj aktivnosti [Diagnostic tools for assessing the subjective attitude of students to competitive activity in the process of physical activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. No. 446. pp. 183-190. DOI: 10.17223/15617793/446/23.
4. Pashchenko L.G., Krasnikova O.S. Vliyanie dvigatelnogo rezhima studentov vuza na pokazateli fizicheskogo zdorov'ya [Influence of motor mode of university students on indicators of physical health]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 6. pp. 24-26.
5. Strategiya razvitiya fizicheskoj kultury i sporta na period do 2030 g. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 24 noyabrya 2020 goda №3081-r. [Strategy for the development of physical culture and sports for the period up to 2030. Order of the Government of the Russian Federation dated November 24, 2020 No. 3081-r.]. Available at: http://www.minsport.gov.ru.
6. Allender S., Cowburn G., Foster C. Understanding participation in sport and physical activity among children and adults: a review of qualitative studies // Health Education Research. 2006. Vol. 21. No 6. Pp. 826-835. URL: https://doi.org/10.1093/her/cyl063.
□ и
НОВЫЕ КНИГИ
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
БУЛДАШЕВА, 0. В. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ : УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / 0. В. БУЛДАШЕВА. — ШАДРИНСК : ШГПУ, 2021. — 96 С.
В пособии содержится краткое изложение материала курса «Физическая культура и спорт»: теоретические материалы по каждой из тем, а также ряд заданий, способствующих более эффективному усвоению изучаемой дисциплины. Учебно-методическое пособие адресовано студентам 1-го курса.