Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА'

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ПРОГРАММА / СПОРТИВНО-МАССОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ПАТРИОТИЗМ / HIGHER EDUCATION / PROJECT / PATRIOTIC EDUCATION / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / SPORTS AND PATRIOTIC EDUCATION / STUDENT YOUTH / EDUCATIONAL TASKS / PROGRAM / SPORTS AND MASS EVENT / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пащенко Лена Григорьевна, Менглиев Нуридин Зиёдуллоевич

Необходимость поиска путей оптимизации спортивно-патриотического воспитания студенческой молодежи в условиях учреждения высшего образования обусловлена возрастающей потребностью общества в формировании физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма и готовой к выполнению конституционного долга. В процессе проведенного исследования было изучено отношение студентов к мероприятиям спортивно-патриотической направленности, реализуемым в рамках программы гражданско-патриотического воспитания студентов вуза, субъективное отношение студенческой молодежи к состязательной деятельности, проявляемой в процессе физической активности, разработан и реализован проект спортивно-патриотической направленности «Армейские игры». Анализ воспитательной работы, организованной в вузе, показал, что разработанная и функционирующая система гражданско-патриотического воспитания обучающихся в университете направлена на содействие формированию у студентов чувства сопричастности к университетскому сообществу, готовности к выполнению гражданского долга и конституциональных обязанностей по защите интересов страны. Спортивно-патриотическое направление в системе патриотического воспитания студентов вуза представлено как раздел работы поискового отряда и подразумевает привлечение обучающихся к занятиям военно-прикладными видами спорта, проведением встреч с ветеранами, круглых столов по актуальным вопросам патриотического воспитания. Результаты анкетирования показали недостаточную осведомленность студентов с понятием спортивно-патриотического воспитания и формами работы, применяемыми для решения соответствующих задач. Реализация мероприятия, интегрирующего средства военно-патриотического воспитания, традиционно воспринимаемыми как формирующие патриотические ценности, с средствами спортивно-прикладной направленности, облаченные в форму спортивно-массового мероприятия и предусматривающего состязательную деятельность, позволила повысить интерес студенческой молодежи к вопросам патриотического воспитания. Проведенное исследование показало значимость работы по активизации работы спортивно-патриотической направленности среди студентов, получающих высшее образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пащенко Лена Григорьевна, Менглиев Нуридин Зиёдуллоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLVING THE PROBLEMS OF SPORTS AND PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN YOUTH IN THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION

The need to find ways to optimize sports and Patriotic education of students in the conditions of higher education institutions is due to the growing need of society to form a physically and spiritually developed personality, morally stable, able to realize creative potential, having a high level of citizenship, patriotism and ready to fulfill the constitutional duty. In the course of the study we have investigated the relation of students to sports events-Patriotic, implemented in the framework of civil and Patriotic education of University students, subjective attitude of students to the competitive activities shown in the process of physical activity, designed and implemented the project of the sports-Patriotic "Army games". The analysis of educational work organized at the University showed that the developed and functioning system of civil and Patriotic education of students at the University is aimed at promoting the formation of students ' sense of belonging to the University community, readiness to fulfill their civic duty and constitutional duties to protect the interests of the country. Sports and Patriotic direction in the system of Patriotic education of University students is presented as a section of the search team and involves students in military-applied sports, meetings with veterans, round tables on topical issues of Patriotic education. The results of the survey showed insufficient awareness of students with the concept of sports and Patriotic education and the forms of work used to solve the corresponding tasks. The implementation of the event, integrating the means of military-Patriotic education, traditionally perceived as forming Patriotic values, with the means of sports and applied orientation, clothed in the form of sports and mass events and providing for competitive activities, has increased the interest of students in the issues of Patriotic education. The conducted research has shown the significance of the work to activate the work of sports and Patriotic orientation among students receiving higher education.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА»

педагогические науки

Пащенко Лена Григорьевна, Менглиев Нуридин Зиёдуллоевич РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ...

УДК 378.18

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0040

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

© 2020

SPIN: 9731-2140 AuthorlD: 405751 ResearcherlD: AAG-3109-2020 ORCID: 0000-0002-7302-3081 ScopusID: 57194626983

Пащенко Лена Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Теоретических основ физического воспитания»

ORCID: 0000-0003-2745-3360

Менглиев Нуридин Зиёдуллоевич, магистрант

Нижневартовский государственный университет (628605, Россия, Нижневартовск, улица Ленина, 56, e-mail: nurik2224@mail.ru) Аннотация. Необходимость поиска путей оптимизации спортивно-патриотического воспитания студенческой молодежи в условиях учреждения высшего образования обусловлена возрастающей потребностью общества в формировании физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма и готовой к выполнению конституционного долга. В процессе проведенного исследования было изучено отношение студентов к мероприятиям спортивно-патриотической направленности, реализуемым в рамках программы гражданско-патриотического воспитания студентов вуза, субъективное отношение студенческой молодежи к состязательной деятельности, проявляемой в процессе физической активности, разработан и реализован проект спортивно-патриотической направленности «Армейские игры». Анализ воспитательной работы, организованной в вузе, показал, что разработанная и функционирующая система гражданско-патриотического воспитания обучающихся в университете направлена на содействие формированию у студентов чувства сопричастности к университетскому сообществу, готовности к выполнению гражданского долга и конституциональных обязанностей по защите интересов страны. Спортивно-патриотическое направление в системе патриотического воспитания студентов вуза представлено как раздел работы поискового отряда и подразумевает привлечение обучающихся к занятиям военно-прикладными видами спорта, проведением встреч с ветеранами, круглых столов по актуальным вопросам патриотического воспитания. Результаты анкетирования показали недостаточную осведомленность студентов с понятием спортивно-патриотического воспитания и формами работы, применяемыми для решения соответствующих задач. Реализация мероприятия, интегрирующего средства военно-патриотического воспитания, традиционно воспринимаемыми как формирующие патриотические ценности, с средствами спортивно-прикладной направленности, облаченные в форму спортивно-массового мероприятия и предусматривающего состязательную деятельность, позволила повысить интерес студенческой молодежи к вопросам патриотического воспитания. Проведенное исследование показало значимость работы по активизации работы спортивно-патриотической направленности среди студентов, получающих высшее образование.

Ключевые слова: высшее образование, проект, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, спортивно-патриотическое воспитание, студенческая молодежь, воспитательные задачи, программа, спортивно-массовое мероприятие, патриотизм.

SOLVING THE PROBLEMS OF SPORTS AND PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN YOUTH IN THE CONDITIONS OF HIGHER EDUCATION

© 2020

Pashchenko Lena Grigorievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the department of «Theoretical foundations of physical education» Mengliev Nuriddin Sadullaevich, undergraduate Nizhnevartovsk State University (628600, Russia, Nizhnevartovsk, Lenin st., 56, e-mail: nurik2224@mail.ru) Abstract. The need to find ways to optimize sports and Patriotic education of students in the conditions of higher education institutions is due to the growing need of society to form a physically and spiritually developed personality, morally stable, able to realize creative potential, having a high level of citizenship, patriotism and ready to fulfill the constitutional duty. In the course of the study we have investigated the relation of students to sports events-Patriotic, implemented in the framework of civil and Patriotic education of University students, subjective attitude of students to the competitive activities shown in the process of physical activity, designed and implemented the project of the sports-Patriotic "Army games". The analysis of educational work organized at the University showed that the developed and functioning system of civil and Patriotic education of students at the University is aimed at promoting the formation of students ' sense of belonging to the University community, readiness to fulfill their civic duty and constitutional duties to protect the interests of the country. Sports and Patriotic direction in the system of Patriotic education of University students is presented as a section of the search team and involves students in military-applied sports, meetings with veterans, round tables on topical issues of Patriotic education. The results of the survey showed insufficient awareness of students with the concept of sports and Patriotic education and the forms of work used to solve the corresponding tasks. The implementation of the event, integrating the means of military-Patriotic education, traditionally perceived as forming Patriotic values, with the means of sports and applied orientation, clothed in the form of sports and mass events and providing for competitive activities, has increased the interest of students in the issues of Patriotic education. The conducted research has shown the significance of the work to activate the work of sports and Patriotic orientation among students receiving higher education.

Keywords: higher education, project, Patriotic education, civil and Patriotic education, sports and Patriotic education, student youth, educational tasks, program, sports and mass event, patriotism.

ВВЕДЕНИЕ временных условиях особый характер приобретает вос-

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с питательная работа, направленная на формирование па-важными научными и практическими задачами. В со- триотизма, дающего импульс духовному оздоровлению

Pashchenko Lena Grigorievna, Mengliev Nuriddin Sadullaevich

SOLVING THE PROBLEMS OF SPORTS AND PATRIOTIC EDUCATION ..

pedagogical sciences

молодежи, выступающего проводником идеологии миролюбия, добрососедства, терпимости, культуры межнациональных и межпоколенческих отношений, сохранения национальных ценностей [1-2].

Патриотическое воспитание, содействующее формированию правовых, культурных и нравственных ценностей, является одной из основных задач государственной молодежной политики, а ее качественное решение требует разработки научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания молодежи в соответствии с тенденциями развития государства и общества [3]. Важная роль в решении поставленной задачи принадлежит системе образования. Реализуемые на государственном уровне программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации сохраняют непрерывность процесса формирования патриотического сознания российских граждан, обогащаясь инновационными технологиями воспитания патриотизма, адаптированными к современным условиям [4]. Универсальность и интегративность природы патриотического и духовно-нравственного воспитания отмечается многими исследователями, что отличает от других видов воспитания [5].

Важное место в системе принимаемых мер, направленных на формирование патриотических ценностей у современной молодежи, стала занимать физкультурно-спортивная деятельность, как сфера деятельности, направленная на сохранение общественной стабильности, восстановление национальной экономики и укрепление обороноспособности страны [6-8].

Спортивно-патриотическое воспитание, по мнению ряда авторов, направлено на формирование физической культуры личности, развитие физических качеств, воспитание морально-волевых качеств, профилактику негативных проявлений в поведении, актуализацию спортивного компонента в гражданине-патриоте [5, 9-10].

Спортивно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга [1, 7]. Спортивно-патриотическое воспитание направленно на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины [1112].

Существующие в научной литературе методические разработки по использованию средств физической культуры и спорта для решения задач патриотического воспитания доказали свою эффективность в работе с детьми и подростками, при этом требуется теоретическое и методическое обоснование многоаспектной проблемы формирования гражданственности и патриотизма студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности [6, 13-14]. Это и обусловило важность разработки и внедрения в практику воспитательной работы учреждения высшего образования мероприятий, имеющих спортивно-патриотическую направленность.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель исследования: поиск путей оптимизации спортивно-патриотического воспитания студенческой молодежи в условиях учреждения высшего образования.

Постановка задания. Задачи исследования: 1. Изучить отношение обучающихся к мероприятиям спортивно-патриотической направленности, реализуемых в рамках программы гражданско-патриотического воспитания студентов вуза; 2. Разработать проект спортивно-патриотической направленности «Армейские игры» и

оценить эффективность его реализации в условиях вуза.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для решения поставленных задач использовались методы исследования: анкетирование, проектирование, методы математической статистики. Для того чтобы определить отношение студентов к мероприятиям спортивно патриотической направленности была проведена анкетирование на тему: «Решение задач патриотического воспитания студентов вуза в системе спортивно-массовых мероприятий». Анкета включала 15 вопросов как открытого, так и закрытого типа, позволяющих получить представление о субъективном отношении респондентов к возможности решения вопросов патриотического воспитания в процессе физ-культурно-спортивной деятельности. Также оценивалось субъективное отношение студенческой молодежи к состязательной деятельности, проявляемой в процессе физической активности с использованием опросника, состоящего из 24 утверждений и позволяющего выделить различные компоненты отношения к проявлению состязательности [15-16]. Для обработки полученных результатов применялись методы статистики: процентное отношение, среднее арифметическое, стандартное отклонение. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет». В анкетировании приняли участие 154 респондента, среди них: 61 девушка и 93 юношей, обучающихся на 1-3-х курсах различных факультетов (гуманитарном, педагогики и психологии, физической культуры и спорта, искусства и дизайна, информационных технологий и математики, экологии и инжиниринга) дневной формы обучения. Приняли участие в реализации проекта «Армейские игры» 138 студентов. Теоретико-методологической основой исследования явились концептуальные идеи и научно-теоретические основы патриотического воспитания [17-22]; учения о сущности, содержании и формах проявления патриотизма [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ воспитательной работы, организованной в вузе, направленной на решение задач патриотического воспитания, показал, что разработанная и функционирующая система гражданско-патриотического воспитания обучающихся в университете базируется на следующих директивно-нормативных документах: Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 г.г.», Законе «О гражданско-патриотическом воспитании в ХМАО-Югре», а также нормативных актах образовательного учреждения и направлена на содействие формированию у студентов чувства сопричастности к университетскому сообществу, готовности к выполнению гражданского долга и конституциональных обязанностей по защите интересов страны. Основными мероприятиями, организуемыми в университете и на факультетах и освещаемыми в средствах массовой информации, социальных сетях, на сайте университета являются: представления результатов работы Музея истории; итоги участия студенческой молодежи в общероссийских просветительских акциях (Тотальный диктант, географический диктант); презентации деятельности студенческих отрядов; результативность участия в археологических экспедициях; работа студенческого поискового отряда; участие в патриотических акциях, приуроченных к знаменательным датам и событиям в истории России; организация и проведение студенческих патриотических форумов; мероприятия по повышению правовой грамотности обучающихся направленные на профилактику антисоциального, противоправного поведения и др. При этом, спортивно-патриотическое направление в системе патриотического воспитания студентов вуза представлено как раздел работы поискового отряда и подраз-

педагогические науки

Пащенко Лена Григорьевна, Менглиев Нуридин Зиёдуллоевич РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ...

умевает привлечение обучающихся к занятиям военно-прикладными видами спорта, проведением встреч с ветеранами, круглых столов по актуальным вопросам патриотического воспитания [23].

Обработка полученных в результате анкетирования данных показала, что 40 % респондентов не в полной мере представляет, что такое патриотизм, в чем он проявляется, а также в чем педагогическая сущность патриотического воспитания. И уже данный факт позволяет констатировать о существующей проблеме несформиро-ванности представлений у студентов о патриотическом воспитании в целом и спортивно-патриотическом воспитании в частности. 48% опрошенных отметили важность воспитательной работы, организуемой в вузе в решении задач патриотического воспитания у студентов, формировании у них морально-волевых качеств, позволяющих проявлять гражданскую позицию, реализовать творческий потенциал. 56% опрошенных студентов считают, что университету необходимо уделять большее внимание в формировании спортивно-патриотических ценностей студенческой молодежи.

Студентам было предложено вспомнить студенческие спортивно-массовые мероприятия, в которых они принимали участие, и в которых, по их мнению, они испытывали патриотические чувства. Сгруппировав ответы, оказалось, что чаще всего студенты приводили в пример: клубный турнир ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» (53% опрошенных), чемпионат Ассоциации студенческих спортивных клубов (34%), участие в мероприятиях по выполнению нормативов ВФСК ГТО (38%). При этом, 49%, заявили, что ни в каких мероприятиях не участвовали.

Отвечая на вопрос: «Стали бы Вы играть за более сильную команду другого университета?» 75 % опрошенных остались бы преданными команде своего университета и не перешли бы играть за другую более успешную команду. 66 % студентов, принявших участие в анкетировании готовы участвовать в спортивно-массовых мероприятиях, обучаясь в университете. Респонденты, неохотно участвующие в спортивно-массовых мероприятиях, не отождествляют участие в соревнованиях, конкурсах, форумах с проявлением патриотизма. Опрошенные путают моменты проявления спортивного патриотизма с отношением к сопернику и судьям.

Из числа опрошенных 30% не считают, либо сомневаются в том, что участие в спортивно-массовых мероприятиях, предусматривающих соперничество между студенческими группами, факультетами, вузами является проявлением патриотизма. Для активизации спортивно-патриотического воспитания участники исследования предложили университету организовывать для повышения уровня патриотизма у студентов такие мероприятия, как: встречи с ветеранами, «Дни памяти», круглые столы, торжественные мероприятия и концерты. По представленным ответам, можно сформулировать заключение о недостаточной осведомленности студентов с понятием спортивно-патриотического воспитания и формами работы, применяемыми для решения соответствующих задач.

Изучение субъективного отношения к состязательной деятельности показало, что опрошенные студенты отличаются средним уровнем проявления интенсивности отношения к участию в мероприятиях, подразумевающих проявление соперничества. Если проявления познавательного и деятельностного компонентов (соответственно 13,6±1,6 и 11,8±2,8 баллов), соответствуют среднему уровню, то мотивационный и поступочный компоненты (соответственно 8,4±2,6 и 6,3±1,3 балла) -низкому уровню. Данный факт позволяет констатировать о недостаточном проявлении активности студентов в мероприятиях, имеющих целью проявление активного соперничества по установленным правилам.

Сравнение полученных результатов с результатами

в других исследованиях. Полученные данные соотносятся с результатами опроса, проведенного управлением по делам студентов по оценке эффективности патриотического воспитания в вузе. Для большинства студентов, быть патриотом - это значит уважать и знать историю России, испытывать чувство ответственности за происходящее в стране. Основными мероприятиями, решающими задачи патриотического воспитания, по мнению студентов, явились форумы, конференции, мероприятия, посвященные памятным датам в истории. Только 15% опрошенных отнесли к этой категории спортивные соревнования с патриотической тематикой. Активность студенческой молодежи в решении задач патриотического воспитания ограничивается участием в культурно-массовых мероприятиях, предусматривающих встречи с ветеранами, известными людьми, в научных конференциях. Одна треть студентов, опрошенных управлением по делам молодежи, отметила, что не интересуются мероприятиями, направленными на формирование патриотизма у молодежи.

Не смотря на декларируемую эффективность реализации системы патриотического воспитания в вузе, следует отметить о недостаточности внимания формированию спортивно-патриотических ценностей у обучающихся. Полученные результаты соотносятся с данными В.Г.Паутова, констатирующего, что если руководители и педагоги не акцентируют внимание и не ставят целью формирование ценностных ориентаций в процессе патриотического воспитания, то и уровень проявления патриотизма буден невысоким [24].

Исследование показало важность активизации спортивно-патриотического воспитания студентов в вузе. Уровень проявления морально-волевых качеств, позволяющих охарактеризовать патриотизм, у студентов будет повышаться, если университет будет уделять этой теме достаточное внимание, в том числе путем разработки и внедрения в практику внеучебной работы мероприятий, имеющих спортивно-патриотическую направленность [25]. При этом, осознание причастности реализуемой формы к патриотическому воспитанию у студентов повысится, если интегрировать средства военно-патриотического воспитания, традиционно воспринимаемыми как формирующие патриотические ценности, с средствами спортивно-прикладной направленности, облаченные в форму спортивно-массового мероприятия и предусматривающего состязательную деятельность. Одним из них, по нашему мнению, является проект спортивно-патриотической направленности «Армейские игры». Комплексность данного проекта предусматривает включение популярных в молодежной среде методов и форм работы: интерактивные игры, практические обучающие семинары, консультация экспертов - представителей власти, силовых, правоохранительных структур, фит-нес-инструкторов. Содержание мероприятий, включенных в проект «Армейские игры», дифференцировано на теоретический и практический блок, где на практический блок отводится 70%. Проектом предусматривалось проведение обучающих занятий для волонтеров и кураторов команд, принявших добровольное участие в мероприятии. Содержательная часть проекта представлена комплексом мероприятий, направленных на формирование у участников проекта, как у юношей, так и у девушек, навыков ориентирования на местности, оказания первой помощи, автономного выживания в различных условиях, стрельбы, а также тактики и техники ведения боя. Выполнение видов деятельности военизированной направленности в условиях спортивного противостояния призвано привлечь внимание и популяризовать среди молодежи военно-прикладные дисциплины и пропагандировать занятия физкультурно-спортивной направленности, имеющие прикладной аспект.

Эффективность реализации проекта «Армейские игры» спортивно-патриотической направленности оценивалась количественно и качественно. Количественная

Pashchenko Lena Grigorievna, Mengliev Nuriddin Sadullaevich

SOLVING THE PROBLEMS OF SPORTS AND PATRIOTIC EDUCATION .

pedagogical sciences

оценка заключалась в подсчете количества команд и числа студентов, принявших участие в мероприятиях, предусмотренных проектом. В теоретических и практических испытаниях приняли участие 14 команд по 8 человек в каждой, а также 26 студентов из числа волонтеров и кураторов соревнующихся команд. Факт участия в проекте нескольких команд от одного факультета позволяет говорить о его популярности среди молодежи. Качественная оценка эффективности реализации проекта позволила определить субъективное отношение студентов к проводимым мероприятиям. Повторное анкетирование студентов, принявших участие в проекте показало важность проведения спортивных мероприятий, проведенных в подобном формате, для формирования свойств личности и развития физических качеств, определяющих понятие «патриотизм». 90% респондентов посчитали, что образовательному учреждению необходимо уделять большее внимание формированию патриотических ценностей путем проведения мероприятий подобного формата.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Проведенное исследование показало недостаточную осведомленность студенческой молодежи о специфике спортивно-патриотического воспитания, формах работы, применяемых для решения соответствующих задач. Анализ плана воспитательной работы вуза обнаружил отсутствие акцентированного внимания структурного подразделения, занимающегося вопросами воспитания молодежи, на решение вопросов по формированию спортивно-патриотических ценностей. Разработанный и реализованный студентами университета проект спортивно-патриотической направленности «Армейские игры» для своих сверстников, включающий комплекс мероприятий, направленных на формирование у участников проекта навыков ориентирования на местности, оказания первой помощи, автономного выживания в различных условиях, стрельбы позволил повысить интерес студенческой молодежи к вопросам патриотического воспитания. Практическая значимость исследования заключается в разработке практического мероприятия «Армейские игры», способствующего решению задач спортивно-патриотического воспитания студенческой молодёжи, путем включения в план проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в вузе и возможности применении полученных результатов в условиях образовательных учреждений.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Таким образом, проведенное исследование показало значимость работы по активизации работы спортивно-патриотической направленности среди студентов, получающих высшее образование, в рамках созданной на базе вуза системы патриотического воспитания. При этом, существующий опыт реализации данного направления работы в высших учебных заведениях далек от совершенства, и в большей степени разработан для учреждений общего и дополнительного образования детей и подростков. Все это требует продолжения исследовательской деятельности в данном направлении, а именно - поиске новых путей и подходов к решению задач патриотического воспитания обучающейся молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акулич М.М., Ефимова Г.З., Худякова М.В., Косицына М.В. Патриотическое воспитание современной студенческой молодежи в вузе // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Т.1. №1. С. 42-53.

2. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. 2006. №2. С.37-42.

3. Резниченко М.Г. Реализация государственной молодежной политики в воспитательном пространстве вуза // Образование в современном мире: инновационные стратегии: Мат-лы междун. науч.-практ. конф. Самара, 2016. С. 11-19.

4. Бариеникова Е.Е., Истягина-Елисеева Е.А. Проблема патрио-

тического воспитания студентов спортивных вузов в общей и специальной литературе // Инновационная наука. 2016. №3-2 (15). С.117-119.

5. Быков A.K. Интегративная природа патриотического воспитания в образовательных организациях как основание классификации его основных направлений // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. №4 (808). С.46-60.

6. Малиновский A.П., Хамитов P.P. Methods of the students' patriotic education in sport activities // Вестник ЮУрГГПУ. 2010. №11. С. 118-124.

7. Холоимов AM., Тухлов ИЛ., Цакоев A.A. Внеаудиторная физическая подготовка студентов с целью повышения уровня патриотического воспитания // Мир науки, культуры, образования. 2013. №5 (42). С. 89-92.

8. Габибов A£., Майбородин С.В. Патриотическое воспитание студентов средствами физической культуры и спорта//Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. №11-8. С. 86-89.

9. Полтавская Л.Р., Ивашевский Н.С. Воспитание патриотизма молодежи средствами спорта // Воспитательно-патриотическая и физкультурно-спортивная деятельность в вузах: инновации в решении актуальных проблем: Мат-лы междун. науч.-практ. конф. Тюмень: ТИУ. 2017. С. 231-234.

10. Менглиев Н.З. К вопросу о важности организации спортивно-патриотического воспитания студентов в вузе // В сборнике: XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Отв. ред. Погонышев Д.A. 2019. С. 165-168.

11. Роганов O.A., Воронцов П.Г, Шебалина Л.Г., Эртель В.A. Патриотизм и развитие волевых качеств молодежи в спортивно-оздоровительной деятельности вуза // Философия образования. 2016. №6 (69). С. 151-161.

12. Домничев A3., Мещеряков И.С. Духовно-нравственное воспитание студентов вуза средствами физической культуры //Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2016. №5 (72). С. 83-90.

13. Истягина-Елисеева E.A. Спортивно-патриотическое воспитание в Российской федерации: основные составляющие // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. №1-1 (5). С. 190-191.

14. Сапронова З.В. Спортивно-патриотическое воспитание студенческой молодежи // Теория и практика физической культуры. 2007. №6. С. 66-68.

15. Пащенко Л.Г. Субъективное отношение к состязательной деятельности участников студенческих соревнований // Теория и практика физической культуры. 2019. №8. С. 66-68.

16. Пащенко Л.Г. Диагностический инструментарий оценки субъективного отношения студентов к состязательной деятельности в процессе физической активности // Вестник Томского ГУ. 2019. №446. С. 183-190.

17. Пиантковский В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Якутск, 2006. 43 с.

18. Саратовцева Н.В., Королева A.A. Единство трудового и патриотического воспитания современной молодежи //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 144147.

19. Aлександрова Е.A., Суменков И.A. Сопровождение куратором гражданско-патриотического воспитания студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 235-238.

20. Фардзинова 3.A. Участие лидеров общественного мнения в процессах совершенствования социальной политики в области патриотического воспитания на муниципальном уровне // Aзимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 392-396.

21. Павлова O.A. Общекультурная компетентность как основа формирования патриотического сознания студентов-бакалавров // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 22-26.

22. Верещагина Н.И. Проблема воспитания патриотизма в отечественной педагогической мысли // Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16). С. 154-159.

23. Нестерюк A.A., Пащенко Л.Г. Aктивизация соревновательной деятельности студентов путем совершенствования системы массового студенческого спорта в вузе // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: Мат-лы Всеросс. научно-практической конференции. Омск: Изд-во СибГУФК, 2017. С. 54-58.

24. Паутов В.Г. Формирование ценностных ориентации патриотической направленности в процессе физкультурно-спортивной деятельности подростков // Ученые записки университета Лесгафта. 2010. №4 (62). С. 82-85

25. Елизаров М.И. Совершенствование патриотического воспитания молодежи через организацию спортивно-массового движения в вузе //Культура физическая и здоровье. 2010. №1. С. 38-41.

Статья поступила в редакцию 17.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.