Научная статья на тему 'Педагогическая система Василия Александровича Сухомлинского. К 100-летию со дня рождения'

Педагогическая система Василия Александровича Сухомлинского. К 100-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2207
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ЛИЧНОСТНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ / ЛИЧНОСТНО-ОТЧУЖДЕННЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / V. A. SUKHOMLINSKY / PEDAGOGICAL EXPERIENCE / PERSONAL AND VALUABLE APPROACH TO EDUCATION / PERSONAL AND ALOOF APPROACH TO EDUCATION / HUMANISTIC CONCEPT / PEDAGOGICAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князев Евгений Акимович

Статья посвящена богатому педагогическому наследию Василия Александровича Сухомлинского, которое обретает актуальность в условиях кризиса образования. Особое внимание автор уделяет изучению совместной творческой деятельности, в основе которой находился личностно-ценностный подход к воспитанию, разрабатываемый В. А. Сухомлинским в условиях сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VASILY ALEKSANDROVICH SUKHOMLINSKY''S PEDAGOGICAL SYSTEM. TO THE 100th ANNIVERSARY SINCE BIRTH

The author devoted the article to Vasily Aleksandrovich Sukhomlinsky's rich pedagogical heritage which finds relevance in the conditions of education crisis. The author paid special attention to studying of joint creative activity at the heart of which there was a personal and valuable approach to education developed by V. A. Sukhomlinsky in the conditions of rural school.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система Василия Александровича Сухомлинского. К 100-летию со дня рождения»

УДК 1174

doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-37-63-68

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВАСИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СУХОМЛИНСКОГО. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Князев Евгений Акимович

Российский институт театрального искусства (ГИТИС), Россия, г. Москва e-mail: evknyazev@gmail.com

Статья посвящена богатому педагогическому наследию Василия Александровича Сухомлинского, которое обретает актуальность в условиях кризиса образования. Особое внимание автор уделяет изучению совместной творческой деятельности, в основе которой находился личностно-ценностный подход к воспитанию, разрабатываемый В. А. Су-хомлинским в условиях сельской школы.

Ключевые слова: В. А. Сухомлинский, педагогический опыт, личностно-ценностный подход к воспитанию, личностно-отчужденный подход к воспитанию, гуманистическая концепция, педагогическое творчество

В этом году научно-педагогическая общественность отмечает 100-летие со дня рождения выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970), труды и свершения которого в области воспитания и образования особенно актуальны в настоящее время. Будущий выдающийся педагог родился 28 сентября 1918 г., в с. Васильевка, Кировоградской области, на Украине. Все дети плотника Александра Сухомлинского стали сельскими учителями. Закончив семь классов, Василий обучался на заочном отделении филологического факультета Полтавского пединститута и учительствовал. Окончив его в 1939 г., он стал преподавать украинскую словесность в сельской школе. Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт, после тяжелого ранения его демобилизовали в 1942 г., осколок снаряда так и не смогли извлечь из его груди. Он работал директором поселковой школы в Удмуртии, а после освобождения Украины, Сухомлинский вернулся на берега могучего Днепра и в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш. Здесь он прослужил всю жизнь, занимался научно-исследовательской работой, разрабатывал и сам проводил экспериментальные проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости», по аналогии с Витторино да Фельтре. В. А. Сухомлинский щедро делился своим богатым педагогическим опытом в многочисленных статьях и в книге

«Сердце отдаю детям», ставшей весьма популярной во всем Советском Союзе. Здесь, в Павлышской средней школе, он на протяжении более двадцати лет, с 1948 по 1970 гг. проводил долгий и успешный эксперимент, что послужило основанием его собственной концепции воспитательно-учебного процесса.

В период Великой Отечественной войны чудовищные преступления нацистов против детства повсеместно привели к массовому сиротству подрастающего поколения. Страдания детей войны, потерявших родителей, во все эпохи вызывали особую заботу государства и общества, педагоги разрабатывали особые формы и содержание, способы и методы психолого-педагогического воздействия в условиях послевоенного поколения детей [1, С. 87]. В контексте теории и практики свободного воспитания многочисленные последователи Л. Н. Толстого разрабатывали личностно-ценностный подход к образованию: ребенок и его проблемы стали центром внимания педагогов.

Стремясь сохранить уникальную личность каждого ребенка, В. А. Сухомлинский продолжил традицию неказенного, дебюрократизированного воспитания, что противостояло личностно-отчужденному подходу. На прочной основе гуманистической аксиологии и вековых традициях прогрессивной педагогической мысли В. А. Сухомлинский возвел уни-

кальную систему воспитания и обучения в условиях сельской школы. Народный учитель считал формирование нравственности подрастающего поколения важнейшей целью и ценностью образовательной системы, утверждая, что годы детства - это, прежде всего, воспитание сердца. Педагог-новатор, постоянно решал сложнейшие задачи развития нравственных чувств детей, придавая особое значение усилению истинного авторитета учителя в воспитательно-учебном процессе.

Он справедливо полагал, что дети с угнетенными чувствами - это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью, выросшие в условиях депривации [1, С. 93]. Он восплощал в жизнь идеалы концепции природосообразного воспитания, созданного Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо и Л. Н. Толстым. Великие педагоги справедливо полагали: отнюдь не переполненная соблазнами и пороками городская цивилизация, но первозданный сельский образ жизни, - вот благоприятный субстрат для подобающего воспитания молодого поколения. В. А. Сухо-млинский призывал: идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. Основанная на вековых традициях жизнь вдали от городов, не только учеба, но жизнь на природе, стала для большинства его воспитанников важнейшим фактором в процессе становления личности. Для достижения высоких целей гуманной педагогики важно, чтобы ребенок воспитывался на лоне природы, ибо изоляция в стенах казенных образовательных учреждений приводит к существенному сокращению мыслительных возможностей детей.

В. А. Сухомлинский внес весомый вклад в переосмысление концепции воспитания нового поколения детей нашей страны, он видел особый смысл в том, чтобы ребенок понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе. Отвергая авторитаризм и казенщину, Василий Александрович создал программу «воспитания красотой», противопоставив бюрократическим шаблонам подлинный гуманизм учителя-подвижника. Он утверждал, что первые уроки мышления должны проходить не в классе, не перед классной доской, а среди природы, где ребенок скорее сможет почувствовать аромат слова, а его сердце испытает

вдохновение. «Я тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Красота и живая мысль, так же органически связаны, как солнце и цветы. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями» [2].

Отличительной особенностью В. А. Сухо-млинского становится любовь к детям, активное стремление к сотрудничеству с ними. Учитель постоянно наблюдает личность ребенка в процессе его становления, что становится важнейшим фактором педагогического призвания. «Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших - отца, матери, учителя, - которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку» [2].

В. А. Сухомлинский занимался осмыслением и толкованием поспешно отвергнутых казенной педагогикой ХХ в. понятий гуманистического жизнечувствия: человечность, милосердие, понимание, уважение. В теории и практике воспитания он бережно восстанавливал важнейшие философские дефиниции: добро, любовь, честность и порядочность, совесть и стыд. Основанная на изучении богатейшего наследия отечественной педагогики, система В. А. Сухомлинского отличалась решительным отрицанием бездуховности и формализма, и четко выраженным личностно-ценностным подходом. Он считал, пусть воспитанник будет непокорным, своевольным - это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие. В своих многочисленных научных и публицистических работах противостоял построенной на личностно-отчужденном подходе антипедагогике тоталитаризма. Личностно-ценностный подход в воспитании утверждает созданную без насилия над ребенком гуманистическую систему, основанную на реализации принципов общечеловеческой аксиологии. По словам Ф. М. Достоевского: «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека».

В 1950-60-е гг. одной из стержневых в педагогической системе В. А. Сухомлинского становится духовно-нравственное воспитание ребенка в условиях сельской местности. В след за К. Д. Ушинским он утверждал, что подлин-

ное образование невозможно без познания человека. Отражавшая богатейший и многогранный учительский и жизненный опыт, деятельность Сухомлинского способствовала развитию нравственных чувств детей, что стало лейтмотивом его педагогической системы. Подлинное воспитание возникает при условии, когда школьники чувствуют себя не только питомцами, но и начинают ощущать ответственность за судьбу других людей. В процессе осуществления личностно-ценностного подхода к образованию системообразующим элементом по праву считается: духовно-нравственное воспитание; доброта, красота, счастье, истина, честь, свобода, нравственность, долг, достоинство, справедливость - важнейшие аксиологические принципы гуманной педагогики.

Педагог-новатор строил свою концепцию на принципах гуманистического воспитания: безусловном уважении личности ребенка; решительном отказе от наказаний; создания атмосферы сотрудничества родителей, учителей и детей; провозглашения права детей на свободу выбора в поведении. Педагог утверждал: если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников ... - воспитывайте детей без наказаний. На этом убеждении В. А. Сухо-млинский строил учебно-воспитательный процесс. Когда дети находятся в атмосфере добра и понимания, то излишни брутальные формы и методы воспитания. В условиях личностно-ценностного образования обладающий авторитетом человечный учитель призван оберегать детскую изначальную потребность познания. Он бережно помогает учащимся в процессе приобщения к знаниям, ибо важнейшая задача - способствовать развитию способностей и талантов каждого ребенка.

Основываясь на собственном колоссальном опыте, Сухомлинский утверждал, что эффективность педагогической системы зависит от корректности, длительности и последовательности проведения эксперимента на практике в ученическом коллективе. Основные цели и ценности его системы: воспитание патриота и гражданина, формирование творческой личности детей, гармоническое сочетание персонального и коллективного начал в процессе воспитания личности, сопряженность системы воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возрастов. Согласно принципам уникальной программы «воспитания красо-

той», наставник помогает ребенку сформировать способность, видеть окружающую природу. Василий Александрович предостерегал, что детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. «А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать» [2].

В. А. Сухомлинский обладал чудесной способностью превращать учебно-воспитательную деятельность в радостный процесс обретения знаний, причем главенствующую роль здесь играла словесность. Учителя призваны знакомить детей со сказками, стихами, произведениями художественной литературы, что важно для формирования творческой личности ребенка. «... Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах». Педагог призывал своих коллег научить детей слышать чудесную музыку жизни: шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи. Смысл педагогического процесса составляет духовное развитие детей посредством человеческого общения: «Я верю в могучую силу воспитания . Верю в то, что счастье и наслаждение для человека в полной мере откроются в духовной полноте и насыщенности жизни, в идейном богатстве стремлений, порывов, в познании красоты и величия бытия.» [2].

По мнению Василия Александровича, стать учителем может стать только ощутивший в себе призвание к такому поприщу, способный обратиться к личности каждого ребенка. Талант наставника заключается в умении пробудить в детях интерес к процессу познания, и тогда они будут не только внимательно слу-

шать, но и начнут понимать своего педагога, сопереживать его устремлениям. Отказавшись от формализма и авторитаризма личностно-отчужденного образования, признавая высочайшую ценность личности ребенка, Сухо-млинский воссоздавал систему природосооб-разного воспитания. Он отмечал, что суть образования состоит в диалоге с личностью ребенка. Важнейшая задача педагога организовать разные виды диалогов: когда ребенок общается со сверстниками, и когда ребенок участвует в общении с взрослым. Если воспитатель и дети обладают равными правами, то диалогические ситуации лишены императивной позиции взрослого. Как устроитель научно организованного диалога с детьми, гуманный педагог может способствовать развитию творческой личности ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Одна из целеполагающих задач формирования духовного мира человека, по Сухомлин-скому, - воспитание совести, ибо это касается внутреннего мира личности, чувств и мотивов поведения. «Нравственной личностью ты станешь лишь тогда, когда в твоей душе навсегда поселятся совесть, стыд, ответственность и долг». Сухомлинский - автор наставлений: стыдись пустоты своей души. Пуще всего стыдись того, что у тебя нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов; - стыдись своего слабоволия, беспринципности, «бесхребетности»; сгорай от стыда, если почувствуешь, что в тебе зашевелился гнусный червячок: «моя хата с краю»; стыдись того, что нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов; стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям. Это равнодушие недостойно мужчины, недостойно женщины - будущей матери гражданина; стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке; стыдись безответственности, легкомыслия, ветрености своих чувств; стыдись невежества. Пусть на страже твоей порядочности всегда стоит чувство стыдливости за что-то примитивное, несовершенное в самом себе [3].

Уникальная система образования явилась попыткой преодоления кризиса личностно-отчужденного обучения, существенно трансформирующих реальные условия педагогической действительности. Формальные компоненты, организационно-распорядительная до-

кументация, но отнюдь не личность ребенка составляли общепринятые цель и ценность казенных учреждений. Сухомлинский в Пав-лышской школе начал возрождать личностно-ценностный подход к образованию, составлявший реальную альтернативу обезличенной казенной педагогике, основанной на несвободе, подавлении личности, на ущербности де-привированных воспитанников.

В Павлышской школе Василий Александрович занимался кропотливым обучением родителей основам семейного воспитания, педагогике, теории личности и др. дисциплинам. Слушатели его университета приступали к обучению, когда их дети еще находились в дошкольном возрасте. Сухомлинский полагал, что равнодушие к слову большая беда в воспитании, ибо утратив надежду на то, что можно воспитывать словом, родители пускают в ход тумаки и ремень... «Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не веревки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений. Эти отношения - самое главное нравственное богатство семьи» [4].

Поэт-педагог чувствовал, что любовь воздействует на душу ребенка как музыка, как чарующая красота. «Это богатство постоянно настраивает чуткую струну детского сердца -чуткость к слову, к доброй воле, к ласке и сердечности. Тот, чье детство освещено солнцем любви как неустанного труда, кто взаимно творит счастье, отличается исключительной чуткостью и восприимчивостью к отцовскому и материнскому слову, к их доброй воле, к их поучениям и напутствиям, советам и предостережениям» [4].

Вслед за Я. А. Коменским Сухомлинский утверждал великое женское начало в процессе воспитания: могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей, учатся у отца уважать мать, бабушку, женщину, человека. «Женщина, мать, бабушка в семье становятся, можно сказать, эмоциональным, эстетическим, нравственным, духовным центром семьи, ее главою». [4]. Дети не только и не столько источник счастья, они - это счастье, созданное трудом родителей. Педагог провозглашал, что нет благороднее, выше миссии для человека-творца, чем отцовство и материнство. «С той поры, как частица от твоей плоти стала дышать и открыла глаза на мир,

ты возложил на себя огромную ответственность: каждое мгновение, видя своего ребенка, ты видишь себя. Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство» [4].

Восхождение педагогики на высокий уровень своего развития невозможно без подлинной реализация на практике личностно-ценностного подхода не только в воспитательно-учебном процессе, но и самой жизни, ибо осознание высшей ценности личности может стать началом социокультурого процесса подобного Возрождению. Продолжая традиции европейского гуманизма, Сухомлинский призывал старшее поколение научиться говорить с детьми о великом и прекрасном - любви, браке, деторождении, человеческой верности до гроба, о смерти и памяти сердца. «До тех пор, пока мы не научимся об этом говорить и думать, мы не научим наших детей чистоте и красоте помыслов и чувств. Невежество же в этой сфере оборачивается слезами и горем детей» [4]. Василий Александрович полагал, что каждое человеческое существо, как только оно научилось мыслить и чувствовать, устремляется к тому колодцу, который называется счастьем - человеческим счастьем. «Каждый жаждет счастья, но далеко не каждый трудится, чтобы углубить этот колодец, открыть в нем новые родники. Учить в детстве открывать родники счастья для других людей - вот какого предмета пока еще, к сожалению, нет в школьном воспитании» [4].

Для Сухомлинского, делание добра для других и было деланием добра внутри самого себя, строительство самого себя, чтобы это выявление желания быть хорошим, представляло собой огромный духовный труд, огромную затрату духовных сил. «Здесь мы подходим к святая святых воспитания: у каждого воспитанника должен быть свой личный подъем на вершину моральной доблести, свой взлет, свой накал, свое данковское мгновение горения сердца. Привести каждого человека к этому - в этом смысл воспитания» [5].

Труд уникального педагога был отмечен высшими наградами СССР, его избрали членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР и СССР, ему присвоили звание Заслуженного учителя УССР. Однако, власть имущие приверженцы личностно-отчужденного образования подвергали педагогическую систему Сухомлинского постоянным нападкам и несправедливой критике. В 1967 г.

в тенденциозной статье в «Учительской газете» Павлышскому подвижнику инкриминировали «абстрактный гуманизм», а также введение в воспитательно-учебный процесс понятия «человечность». Народный учитель не отступил, он продолжал отстаивать свои убеждения, что только с помощью доброты и взаимного доверия учителя и воспитанника можно вырастить сердечного человека, способного на сострадание к другим людям. Со временем в руководстве Министерства просвещения резко изменились оценки, открытия Сухомлинского начали признавать полезными, было принято решение заняться популяризацией данного педагогического опыта.

Сухомлинский призывал коллег дойти до самых сокровенных уголков детской души и пробудить желание быть прекрасным. Исключительно важно, чтобы в духовной жизни каждого питомца наступил момент озарения, изумления красотой, восторга перед красотой. Такими проникновенными словами педагог убеждал всех педагогов и родителей к истинному, не шаблонному воспитанию дошкольников. «Организацией реальных творческих деяний определять образ человека - вот путь и такова задача педагогики», - писал С. Л. Рубинштейн [6, С. 941. Василий Александрович, говорил своим выпускникам: «Я вел вас за руку, отдавал вам свое сердце. Были минуты, когда оно уставало. Когда в нем исчерпывались силы, я спешил к вам, дети. Веселое щебетание вливало новые силы в мое сердце, улыбки рождали новую энергию, ваш пытливый взор будил мою мысль» [21. Сохраним память о выдающемся учителе школы в поселке Павлыш.

Литература

1. Князев Е. А. История отечественной педагогики и образования. М., 2018.

2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 2016.

3. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: в 5 т. Киев, 1979-1980.

4. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. СПб., 2017.

5. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М., 2003.

6. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101-107.

References

1. Knyazev E. А. Istoriya otechestvennoj pedagogiki i obrazovaniya [History of domestic pedagogics and education]. M., 2018.

2. Sukhomlinskij V. A. Serdtse otdayu detyam [I give heart to children]. M., 2016.

3. Sukhomlinskij V. A. Izbrannye proizvedeniya: v 5 t. [Chosen works: in 5 vol.] Kiev, 1979-1980.

4. Sukhomlinskij V. A. Roditel'skaya pedagogika [Parental pedagogics]. SPb., 2017.

5. Sukhomlinskij V. A. Kak vospitat' nastoyashchego cheloveka [How to bring up the real person]. M., 2003.

6. Rubinshtejn S. L. Printsip tvorcheskoj samodeyatel'nosti. K filosofskim osnovam sovremennoj pedagogiki [Principle of creative amateur performance. To philosophical fundamentals of modern pedagogics] // Voprosy psikhologii. 1986. № 4. S. 101-107.

* * *

VASILY ALEKSANDROVICH SUKHOMLINSKY'S PEDAGOGICAL SYSTEM. TO THE 100th ANNIVERSARY SINCE BIRTH

Knyazev Evgeny Akimovich,

Russian Institute of Theatre Art (GITIS), Russia, Moscow e-mail: evknyazev@gmail.com

The author devoted the article to Vasily Aleksandrovich Sukhomlinsky's rich pedagogical heritage which finds relevance in the conditions of education crisis. The author paid special attention to studying of joint creative activity at the heart of which there was a personal and valuable approach to education developed by V. A. Sukhomlinsky in the conditions of rural school.

Key words: V. A. Sukhomlinsky, pedagogical experience, personal and valuable approach to education, personal and aloof approach to education, humanistic concept, pedagogical creativity

Об авторе:

Князев Евгений Акимович, доктор педагогических наук, профессор Российского института театрального искусства (ГИТИС), г. Москва

About the author:

Knyazev Evgeny Akimovich, Doctor of Pedagogics, Professor, Russian Institute of Theatre Art (GITIS), Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.