Научная статья на тему 'Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В. А. Сухомлинского'

Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В. А. Сухомлинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8144
881
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Василий Сухомлинский / гуманистические идеи / педагогика сотрудничества / педагогическое творчество / комплексная программа «воспитания красотой» / Vasily Sukhomlinsky / humanistic ideas / teaching cooperation / pedagogical creativity / a comprehensive program "education by beauty."

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганьшина Галина Васильевна

Статья посвящена педагогическому наследию Василия Сухомлинского. Которое с каждым годом приобретает все большее значение и привлекает пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности. Особое внимание автор уделил изучению совместной творческой деятельности в основе которой лежала комплексная программа «воспитания красотой», разработанная Сухомлинским.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanistic ideas in Sukhomlinsky’ pedagogy of cooperation

The article is devoted to pedagogical heritage of Vasily Sukhomlinsky which is becoming increasingly important with every coming year and attracts the attention of the world's scientific and pedagogical community. Particular attention is paid to the joint creative work which was based on a comprehensive program "education by beauty", developed by Sukhomlinsky.

Текст научной работы на тему «Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В. А. Сухомлинского»

Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В. А. Сухомлинского

Ганьшина Г.В.

Humanistic ideas in Sukhomlinsky’ pedagogy of cooperation

Ganshina G.

Статья посвящена педагогическому наследию Василия Сухомлинского. Которое с каждым годом приобретает все большее значение и привлекает пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности. Особое внимание автор уделил изучению совместной творческой деятельности в основе которой лежала комплексная программа «воспитания красотой», разработанная Сухомлинским.

Ключевые слова: Василий Сухомлинский, гуманистические идеи, педагогика сотрудничества, педагогическое творчество, комплексная программа «воспитания красотой».

The article is devoted to pedagogical heritage of Vasily Sukhomlinsky which is becoming increasingly important with every coming year and attracts the attention of the world's scientific and pedagogical community. Particular attention is paid to the joint creative work which was based on a comprehensive program "education by beauty", developed by Sukhomlinsky.

Key words: Vasily Sukhomlinsky, humanistic ideas, teaching cooperation, pedagogical creativity, a comprehensive program "education by beauty."

Актуальность научного наследства Василия Александровича Сухомлинского

Кардинальные социально - экономические перемены, происходящие в нашем обществе, непосредственно затрагивают и всю систему образования. Появилась потребность в массовом «производстве» творческих личностей. Культура мышления, безусловно, должна формироваться в процессе обучения. Для этого необходим переход на личностно - ориентированную систему образования, активно способствующую саморазвитию личности [3].

Модернизация образовательного пространства обуславливает непрерывный рост научного и практического интереса к разным педагогическим концепциям и технологиям, которые могут оказывать содействие формированию нового поколения, готового успешно отвечать на вызовы современности. В этих поисках происходят новые открытия научного наследства Василия Александровича Сухомлинского и новое осмысление отдельных сторон его педагогического творчества.

Педагогическое наследие Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности как в нашей стране, так и за рубежом. Педагогическая система, разработанная им, обогатила отечественную педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад в теорию и практику образования и воспитания.

К изучению педагогической концепции педагога - новатора обращается много современных отечественных исследователей, в частности, В. Антонец, О. Сухомлинская, C. Билецкая, Г. Биушкин, М. Богуславский, А. Гранкин, Н. Карпова, В. Лыкова, М. Мухин, С. Соловейчик, Л. Подольная, И. Старцева, Г. Туюкина, Т. Челпаченко и др. В указанных научных работах рассмотрены гуманистические идеи ученого, его методологические принципы воспитания детей разных возрастных групп, вопросы, связанные с соотношением личного и общественного в детском коллективе, проблемы дидактики, вопросы повышения психолого-педагогического мастерства учителей.

Биография Василия Александровича Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года неподалеку от Павлыша (на Украине, под Кременчугом), в селе Омельник, в бедной и честной крестьянской семье. Умер он 2 сентября 1970 года - в самом начале нового учебного года. Последняя его работа - годовой план школы на новый учебный год; последние его ученики - шестилетки, с

которыми он занимался в созданной им «Школе радости»; последняя его прижизненная статья - в «Правде». Она была опубликована за день до смерти [2].

Василий Александрович Сухомлинский

Сначала Сухомлинский поступил в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. Два года он учился на дневном отделении, а в 1935 году Сухомлинский перевелся на заочное отделение и стал работать учителем начальной школы недалеко от родного села. В 1939 году Василий Александрович окончил институт, и в список выпускников Полтавского педагогического института, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского.

С лета 1941 молодой учитель рвался на войну защищать Родину. Наконец, был призван. А в 1942-м, в кровавой битве подо Ржевом, был тяжело ранен. Сколько раз потом он читал ученикам строки Твардовского,

пропущенные через сердце: «Я убит подо Ржевом...» — это ведь про ту, «его» битву:

Я - где корни слепые Ищут корма во тьме;

Я - где с облачком пыли Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный На заре по росе,

Я - где ваши машины Воздух рвут на шоссе...

Фото Сухомлинский с детьми

Человек такой судьбы не мог относиться к литературе как к рутинной дисциплине, в которую превращают её нынешние реформаторы образования. Для него, прошедшего через то, что умеют показывать с художественной силой лучшие наши писатели, искренность стала главным мерилом отношения к литературному произведению. Искренность писателя, искренность читателя, искренность учителя, искренность школьника [1].

Осколки немецкой мины будут шевелиться в его теле до последнего

дня...

На фронте Василий Александрович был ротным политруком, поднимавшим роту в бой под лавиной огня. Война прошла по судьбе Сухомлинского своим безжалостным сапогом: жену немцы повесили, а маленького сына убили.

Вернувшись с войны, израненный, после госпиталей, он с ещё большим рвением приступил к учительскому труду: за войну многое было передумано, много идей родилось. Сначала он работал директором школы в Удмуртии,

позже стал заведовать районным отделом образования в Кировоградской области. Но его тянуло к творческой деятельности, к учительской работе, и в 1947 году В. А. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы, которая на протяжении всей жизни являлась лабораторией для его творческих поисков. Он достиг и славы, и почета, стал Заслуженным учителем Украины, Г ероем Социалистического Труда СССР.

Три брата и сестра тоже стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу.

Павлышская средняя школа - настоящий дворец

... Школа в Павлыше. Неказистое здание, построенное еще до революции - маленькие домики, выстроенные в основном учителями и учениками, узенькие коридорчики, разошедшиеся дощатые полы, небольшие классы.

В общем, не дворец.

И все-таки дворец, настоящий дворец, - пишет С. Соловейчик во вступительном очерке к книге «О воспитании» [10, с. 7-8], потому что здесь есть все для детской радости: для радости труда, для радости учения, для радости встретиться со сказкой, сидеть за рулем настоящей машины, убирать свою полоску хлеба, пробовать свой виноград, любоваться чистотой и красотой усадьбы...

Павлышская средняя - это и Дворец пионеров, и станция юных техников, и станция юных натуралистов, и детская спортивная школа, и музыкальная школа, и детская библиотека, и детский театр - все детские учреждения, собранные вместе за одним невысоким заборчиком.

Сухомлинский стремился к созданию в школе высоконравственного коллектива, в котором слаженно взаимодействовали коллектив педагогов -

энтузиастов-единомышленников и спаянный коллектив учеников. В таком коллективе палитра воспитательного воздействия определялась атмосферой взаимопонимания. Регуляторами поведения становились нравственные нормы, добрые традиции. Сухомлинский утверждал, что каждый ребёнок может внести что-то свое в нравственно-интеллектуальную атмосферу коллектива, что является стимулирующим потенциалом его развития. Совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой которой было переживание ими красоты природы, занимала особое место в процессе формирования школьного коллектива. Разработанная Сухомлинским комплексная программа «воспитания красотой» высоко подняла уровень эстетического воспитания школьников.

Пережив ужасы Великой Отечественной войны, страна постепенно возвращалась к мирной жизни. В 50-60 годы двадцатого столетия перед школой стояла проблема поиска новых педагогических взглядов на развитие и воспитание личности: любовь, уважение, свобода личности, внимание к индивидуальным особенностям и внутреннему миру ребенка. Концептуальные идеи В. А. Сухомлинского явились примером такой педагогики, оказавшей существенное влияние на всю советскую педагогику 60-80-х гг. XX столетия.

Концептуальные идеи В. А. Сухомлинского

Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологичском подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, её субъектно-субъектном характере, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Сухомлинский трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребёнку врождённых свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму [6, с.401-402].

Василий Александрович одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Он пишет о том, что «каждый человек уже в годы детства и, особенно в отрочестве и ранней юности, должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества» [13, с.373]. Сухомлинский, не устанавливая четких границ между различными сторонами воспитания, выделял как необходимое условие гармоничного развития личности умственный и физический труд, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношений семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.

Исходной точкой педагогического мировоззрения Василия Александровича была задача воспитания у ребенка ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Сухомлинский подчеркивает, что главной задачей школы является умение учителя не просто передача знаний, а «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым» [13, с.378].

Важную роль в процессе воспитания Василий Александрович отводил взаимоотношениям учителя и ученика. Они должны быть

доброжелательными, внимательными и заинтересованными. Совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха слали традиционными в школе Сухомлинского. Он писал, что музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности [10, с.171]. Именно через

подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.

Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал Сухомлинский: «Нельзя быть гуманным, не зная души ребенка [10, с.43].

Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является, в конечном счете, побуждением к труду души. Чем тоньше и нежнее побуждение, тем больше силы, исходящие из глубины души, тем в большей мере становится маленький человек воспитателем самого себя» [10, с.26-27].

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника» [12, с.102]. Эти слова одного из замечательных педагогических деятелей - Василия Александровича Сухомлинского можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано.

Страна заговорила о павлышском самородке, об истинном энтузиасте.

В Павлышской школе В. А. Сухомлинский работал 33 года, из них 26 лет - директором. Он считал, что учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. «Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках» [11,с. 121].

«Школа радости» В. А. Сухомлинского

В 1953 году Сухомлинский провёл эксперимент, организовав «Школу радости» для 6-леток. Это была школа под голубым небом. Большая часть занятий проводилась вне школы, на лоне природы. Он проводил уроки, например, за восходом или закатом солнца; совершались прогулки аппетитные. Дети брали с собой еду на природу. Большое внимание уделялось физическому воспитанию ребёнка. Дети учились считать, писать

через игру. На этих уроках учитель учил детей мыслить, наблюдать за окружающей средой. Сухомлинский учил их чувствовать и видеть красоту окружающей природы, беречь её.

С первых дней работы директором Павлышской школы он организовал родительский университет, школу молодых родителей.

«Учение - труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат - все это надежные источники человеческой радости» [9, с. 127].

Одновременно с родительским университетом в школе работал и семинар педагогической культуры, или семинар для учителей. На семинаре педагоги пытались проникнуть в сложный духовных мир ребенка, старались изменить подходы, выстроить отношения с учеником в соответствии с образом, полученным в результате такого обсуждения. Содержание семинара распространялось и на родительский университет. Так возникает первичная ячейка - педагогическая община класса, состоящая из родителей и учителей.

Сухомлинский В. А. стремился к тому, чтобы в школе были не «уроки труда», не игра в труд, а труд. В Павлышской школе почти все сделано руками ребят. Простейший ручной труд малышей соседствовал со сложными конструкторскими работами старшеклассников. Также разнообразные сельскохозяйственные работы, доступные павлышским ребятам,

специальный строительный полигон и кружки. Разнообразие кружков и занятий помогает приохотить ребят к учению и умственному труду.

Сухомлинский В. А. утверждал, что трудовое воспитание - весь смысл, вся устремленность жизни школы и семьи.

Для ребенка младшего школьного возраста коллективность самих трудовых процессов является главной, а иногда и единственной силой, заставляющей его выполнять более или менее продолжительные трудовые задания. В трудовом творчестве дети находят яркое проявление самых сильных интеллектуальных и эмоциональных качеств человека [8, с.124].

По мнению Сухомлинского В. А., педагогическое руководство трудовой самодеятельностью заключается в том, что ребенок чувствует рядом с собой вдохновение, увлеченность трудом. Если труд учителя является образцом для ученика, вызывает у него восхищение, то учитель становится его любимым человеком.

В своем последнем напутствии выпускникам Павлышской средней школы, уже смертельно больной, В. А. Сухомлинский так говорил юношам и девушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути» [7, с.335].

В этих словах весь В. А. Сухомлинский - гуманист, мыслитель, педагог.

Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В.А.Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной педагогики и школы, они предложили свой подход для преобразования отечественной школы. Мы можем в данном случае обратиться к разработкам В. В. Серикова, В. А. Петровского, И. С. Якиманской, В. В. Зайцева,

А. Г. Козловой, Е. В. Бондаревской.

Сухомлинский, педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в его работах "Павлышская средняя школа", "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", "Разговор с молодым директором", "Три письма о любви" Сухомлинским написано более 30 книг и 5000 статей,

большая часть которых известна не только на Родине, но и переведена в Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Польше, Японии, в других странах [5].

Опыт распространения и развития в образовательном процессе КНР личностно - ориентированной педагогики Василия Александровича

Сухомлинского

Уже долгие годы в Китайской Народной Республике все большую актуальность приобретает опыт распространения и развития в

образовательном процессе КНР личностно - ориентированной педагогики Василия Александровича Сухомлинского. В. А. Сухомлинский -

любимейший и популярнейший в Китае советский педагог. Свыше 30 его работ переведены на китайский язык. В городе Хуанши за 11 месяцев построили школу, которая названа в честь В. А. Сухомлинского. Проектанты задумали эту школу как "школу радости", о которой мечтал и которую всю жизнь строил Василий Александрович. Школа состоит из многих светлых просторных корпусов, учатся в ней пять тысяч учеников. В школе есть музей В. А. Сухомлинского и памятник ему. Педагоги придерживаются принципов гуманистического воспитания. Внедренные четыре известных культа В.А. Сухомлинского: культ родины, культ матери, культ родного слова, культ книги. Студенты, которые проходят практику в этой школе, сдают обязательный зачет относительно знания книги В.А. Сухомлинского "Сто советов учителю" [4, 5].

По словам преподавателя одного из китайских педагогических университетов Сяо Су, система В.А. Сухомлинского привлекает внимание направленностью на почет к каждому ребенку, понимание ее самобытности и уникальности [15].

Педагогическое наследие Сухомлинского

В 1968 году Василий Александрович получил Золотую Звезду Героя Социалистического Труда и орден Ленина - высшую награду страны. Тогда же, в 1968 году, Сухомлинского избирают действительным членом Академии педагогических наук СССР, а в 1969 году ему присуждают почётное звание заслуженного учителя школы УССР [1].

Сухомлинский и дети

Педагог не прекращал поиск новых инструментов влияния на «духовный мир ребёнка». Как воспитатель он был творчески неистощим, черпая вдохновение в народных традициях, в народной украинской педагогике, культуре, с которыми был связан крестьянским детством. Многие его педагогические открытия поразительно точны и актуальны.

Последние годы жизни педагога были омрачены нападками на него в центральных газетах. Его обвиняли в недостаточной партийности, в скатывании на позиции бесклассового воспитания. Может быть, это тоже стало одной из причин его раннего ухода.

Педагогическое наследие Сухомлинского глубоко изучается в России и за рубежом. Созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского. В Павлышской школе действует (с 1975 г.) педагогический музей Сухомлинского.

Хочется согласиться с китайским ученым Сяо Су, который считает, что главными причинами огромного уважения китайских ученых к В.А. Сухомлинскому является то, что он писал свои сочинения с душой, как будто ведя диалог с учителем. Поэтому он является лучшим другом каждого преподавателя. Он посвятил всего себя образованию и детям, поэтому он является лучшим другом и примером для детей. Главным его мотивом было желание научить детей быть лучше, сделать образование лучше, воспитать гармоничную личность, поэтому, читая его произведения, каждый человек получает новые силы для следования этим прекрасным целям. Его теория образования основывается на опыте реальной жизни, на почве плодотворной практики, его язык простой, понятный, искренний, пафосный и захватывающий. Поэтому его легко читать, легко понимать, а многим его нравственным наставлениям легко найти отклик [14].

Литература

1. Арсений Замостьянов. Василий Сухомлинский. Школа для души. http://www.pravmir.ru/vasilij-suxomlinskij-shkola-dlya-dushi/ /05 октября 2013 г. / Arseniy Zamostyanov. Vasiliy Suhomlinskiy. Shkola dlya dushi. http://www.pravmir.ru/vasilij-suxomlinskij-shkola-dlya-dushi/ |05 oktyabrya 2013 g.

2. Воспитание, воспитатель.

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st001.shtml / Vospitanie, vospitatel. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st001.shtml

3. Ганьшина Г.В., Чаус Н.В. Творческий поиск: энерго -мотивационный аспект // электронное научное издание «Сервис в России и за

рубежом» №3 (13) 2009 гос. регистрации 0420900058\0062

http://www.mgus.ru/electronic journal/reg numbers 3(13) / Ganshina G.V.,

Chaus N.V. "Tvorcheskiy poisk: energo - motivatsionnyiy aspekt. Materialyi nauchno-prakticheskoy konferentsii «Psihologiya kreativnosti: psihologo-

pedagogicheskiy diskurs» elektronnoe nauchnoe izdanie «Servis v Rossii i za rubezhom» №3 (13) 2009 gos. registratsii 0420900058\0062

http://www.mgus .ru/electronic_journal/reg_numbers_3(13)

4. Клочек Г. Константы Василия Сухомлинского / Г. Клочек // Зеркало недели. -2008. - № 34. - С. 4-5 / Klochek G. Konstantyi Vasiliya Suhomlinskogo / G. Klochek // Zerkalo nedeli. -2008. - № 34. - S. 4-5.

5. Наумов Н. Д. Философско-педагогические идеи В. А. Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия. http://russkiy-uchitel.ru/?module=articles&c=articles&b=1&a=3 / Naumov N. D. Filosofsko --pedagogicheskie idei V. A. Suhomlinskogo i ih razvitie vo vtoroy polovine XX stoletiya. http://russkiy-uchitel.ru/?module=articles&c=articles&b=1&a=3

6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, 672 с. / Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: V 2 tt. /Gl. red. V.V. Davyidov. -M.: «Bolshaya Rossiyskaya entsiklopediya», T. 2, 1999, 672 s., s. 401-402

7. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. Т.1. -М.: Педагогика, 1979, 355 с., с.335 / Suhomlinskiy V.A. Izbrannyie pedagogicheskie sochineniya. T.1. - M.: Pedagogika, 1979, 355 s., s.335

8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Мн., 1981, 288 с. / Suhomlinskiy V.A. Serdtse otdayu detyam. - Mn., 1981, 288 s.

9. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1979, 228 с. / Suhomlinskiy V. A. O vospitanii. - M., 1979, 228 s.

10. Сухомлинский В. А. О воспитании (сост. и авт. вступит очерков С. Соловейчик). Изд. 2-е. М., Политиздат, 1975. 272 с. / Suhomlinskiy V.A. O vospitanii. (sost. i avt. vstupit ocherkov S. Soloveychik). Izd. 2-e. M., Politizdat, 1975. 272 s.

11. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // Избранные сочинения в 3-х томах.- М., 1981, 196 с., с.121 / Suhomlinskiy V.A. Roditelskaya pedagogika.// Izbrannyie sochineniya v 3-h tomah.- M., 1981, 196 s.

12. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. -Киев: Родянска школа, 1980, т.5, 678 с., с.102 / Suhomlinskiy V.A. Izbrannyie proizvedeniya v pyati tomah. - Kiev.: Rodyanska shkola, 1980, t.5, 678 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999, 485 с., С. 378 / Suhomlinskiy V. A. Problemyi vospitaniya vsestoronne razvitoy lichnosti // Istoriya pedagogiki v Rossii. M., 1999, 485 s.

14. Сяо Су Распространение и влияние педагогических идей В.А.

Сухомлинского в Китае.

http://library.udpu.org.ua/library files/istoruk ped almanax/2009/2009 1 7.pdf / Syao Su Rasprostranenie i vliyanie pedagogicheskih idey V.A. Suhomlinskogo v Kitae.

http://library.udpu.org.ua/library_files/istoruk_ped_almanax/2009/2009_1_7.pdf

15. Сяо Су. Сухомлинский о школьном управлении и качествах учителя / Су Сяо // Биц-зяо, цзяоюй яньцзю. - 1998. - № 6. - С. 12-17. / Syao Su. Suhomlinskiy v shkolnom upravlenii i kachestvah uchitelya / Su Syao // Bits-zyao, tszyaoyuy yantszyu. - 1998. - № 6. - S. 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.