Научная статья на тему '«Урок мышления» в дидактической системе В. А. Сухомлинского'

«Урок мышления» в дидактической системе В. А. Сухомлинского Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
921
178
Поделиться
Ключевые слова
«УРОК МЫШЛЕНИЯ» / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В. А. СУХОМЛИНСКОГО / «THINKING LESSON» / DIDACTIC SYSTEM V. A. SUKHOMLINSKY

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Челпаченко Татьяна Викторовна

Актуализируется проблема поиска новых подходов к традиционному уроку на основе разработанных в дидактической системе В. А. Сухомлинского «уроков мышления». Выявлены особенности «уроков мышления», педагогические условия их проведения; проанализирован опыт проведения «уроков мышления» в Павлышской средней школе.

"THINKING LESSON" IN V. A. SUHOMLINSKIY'S DIDACTIC SYSTEM

In article the problem of search of new approaches to a traditional lesson on the basis of developed in the didactic system is staticized V. A. Sukhomlinsky «thinking lessons». Features of «thinking lessons», pedagogical conditions of their carrying out are revealed; experience of carrying out «thinking lessons» at Pavlyshsky high school is analysed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему ««Урок мышления» в дидактической системе В. А. Сухомлинского»

УДК 37

Т. В. Челпаченко

«УРОК МЫШЛЕНИЯ»

В ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В. А. СУХОМЛИНСКОГО

Актуализируется проблема поиска новых подходов к традиционному уроку на основе разработанных в дидактической системе В. А. Сухомлинского «уроков мышления». Выявлены особенности «уроков мышления», педагогические условия их проведения; проанализирован опыт проведения «уроков мышления» в Павлышской средней школе.

Ключевые слова: «урок мышления», педагогические условия, дидактическая система В. А. Сухомлинского

In article the problem of search of new approaches to a traditional lesson on the basis of developed in the didactic system is staticized V. A. Sukhomlinsky «thinking lessons». Features of «thinking lessons», pedagogical conditions of their carrying out are revealed; experience of carrying out «thinking lessons» at Pavlyshsky high school is analysed.

Keywords: «thinking lesson», pedagogical conditions, didactic system V. A. Sukhomlinsky

Дидактическая система, реализованная в 40-70 гг. XX в. в Павлышской средней школе (Украина, Кировоградская обл., с. Павлыш) педагогическим коллективом под руководством В. А. Сухомлинского, обогатила теорию и практику отечественной педагогики традицией проведения «уроков на природе», которые впоследствии стали называть «уроками мышления».

Проведение «уроков мышления» начиналось еще в начальной школе и продолжалось в среднем звене. В. А. Сухомлинский использовал в их организации идеи «радости познания», «стимулирования активности мысли», «создания узелков знаний», «выстраивание цепочек мысли». Для школьников начального звена это была своеобразная «Школа радости», впервые описанная в эпоху Средневековья итальянским педагогом-гуманис-том В. де Фельтре.

Начинались эти уроки с наблюдения за предметами окружающего мира, которые вызывали встречные вопросы, стимулировали чувство любознательности, интерес. Для подростков «уроки мышления» становились толчком к поиску смысла жизни, выбору профессии. Проблемы, которые выбирались педагогами для проведения «уроков мышления» с подростками, затрагивали глубинную сущность привычных явлений, учили анализировать, сравнивать, обобщать. «Уроки мышления» становились средством самовыражения личности ученика. В. А. Сухомлинский считал, что ученик, постигший тайны познания природы на «уроке мышления», сможет осмыслить свою роль в окружающем мире. Педагогический коллектив Павлышской средней школы убедился в том, что именно система «уроков мышления» готовила учеников к активной работе мысли. «Это стало средством формирования взглядов воспитанника, его отношения к умственному труду и к самому себе» [7, с. 119].

В педагогике отсутствует научное определение «урока мышления» как формы организации

образовательного процесса, однако в работах В. А. Сухомлинского мы находим его толкование.

«“Уроки мышления”, - пишет В. А. Сухом-линский, - это уроки среди природы, путешествия к источнику живой мысли, формы умственного труда детей. Вот на одном из уроков дети рассуждают о явлении, причине и следствии. В окружающем мире они ищут причинно-следственные зависимости, описывают их. Я вижу, как мысль моих детей становится ярче, богаче, выразительнее, как слово приобретает эмоциональную окраску, начинает играть, трепетать» [6, с. 10].

Под системой «уроков мышления» В. А. Су-хомлинский понимает «школу мысли, без которой не представляется полноценного, эффективного умственного труда на всех уроках не только в начальной школе, но и в последующие периоды обучения и умственного развития». Эта школа является фундаментом творческих умственных сил, необходимых для освоения новых знаний. Воспитательный смысл «уроков мышления» предусматривает постоянное и неустанное использование знаний [5, с. 429-430].

На основе анализа педагогического наследия В. А. Сухомлинского сформулируем педагогические условия, способствующие организации и проведению «уроков мышления»:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- широкий кругозор и эрудиция педагога;

- управление процессом мышления учащихся на уроке;

- подготовка не к отдельному уроку, а к системе уроков;

- организация разнообразной умственной деятельности ученика на уроке;

- учет психологических процессов, происходящих в сознании ученика;

- создание эмоционального фона урока [7, с. 112-115].

Анализ педагогического опыта Павлышской средней школы, архивных материалов (протоколы заседаний педагогического совета, психолого-

149

педагогического семинара, анализа уроков директором) способствовал выявлению развивающих задач, которые ставили педагоги на «уроке мышления»: развитие умений наблюдать явления окружающего мира; обогащение жизненного и чувственного опыта ученика; накопление природосообразного материала как основы развития абстрактного мышления; уточнение конкретных предметов и явлений природы, их взаимодействия и взаимосвязей; развитие умений выделять общее и различное в предметах, выдвигать гипотезы, делать самостоятельные выводы; устанавливание взаимосвязей между развитием мышления и речи учащихся; расширение словарного запаса; пробуждение познавательных интересов учащихся; побуждение к творчеству с помощью слова, искусства, музыки, труда; развитие воображения, фантазии, памяти.

В. А. Сухомлинский стремился, чтобы «уроки мышления» не превращались в традиционное восприятие картин и образов природы, а становились началом активного мышления, теоретического осмысления окружающего мира, выстраивания системы научных знаний [7, с. 136].

В дидактической системе В. А. Сухомлинского сформулированы требования к «уроку мышления», которые условно можно отнести к трем группам: дидактические, воспитательные и организационные.

К дидактическим требованиям относятся:

1) четкое формулирование образовательных задач (научить учащихся видеть, анализировать, выражать словом то, что они видят; внимательно наблюдать за окружающим миром; объяснять и описывать словом предметы, явления, признаки, действия; развивать мышление и речь учащихся, воображение, фантазию; обогащать кругозор и усваивать новые знания о природе);

2) определение оптимального содержания «урока мышления» в соответствии с целями и задачами;

3) выбор рациональных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих познавательную активность (общение с природой, экскурсии), сочетание коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся (составление сказок, притч, загадок, наблюдение за явлениями природы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Как большого несчастья опасайтесь того, -советовал Василий Александрович, - чтобы умственные силы подростка, юноши шли лишь на запоминание, заучивание. Это опасный враг гармонического развития» [5].

Особую роль в развитии мышления В. А. Сухомлинский придавал книге. Большой заботой педагогического коллектива являлось то, чтобы у каждого ученика было чтение, не связан-

ное непосредственно с уроками (но, конечно, вызванное интересами и вопросами, возникшими на уроке). «Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемым источником знаний. Это одна из элементарных закономерностей воспитания: если человек не нашел в школе мира книг, если этот мир не открыл перед ним интеллектуальных радостей бытия, школа ничего ему не дала и он ушел в жизнь с пустой душой». Сухомлинский подчеркивает, что для развития творческих способностей в детском возрасте «нужна деятельность, затрагивающая ум, требующая находчивости, сообразительности». От деятельности в младшем возрасте зависит, какие способности откроются в ребенке. Сущностью воспитания способностей Сухомлин-ский считает любознательность: «Чем раньше воспитывается любознательность, тем значительнее диапазон способностей, раскрывающихся в человеке» [7].

Читать из потребности, думать, рассуждал В. А. Сухомлинский, подросток, юноша должен в два, в три раза больше, чем задано ему по учебнику. К такому выводу его привел многолетний опыт практической деятельности. Чтение как естественная потребность - главное условие развития умственных способностей, становления творческого ума. В чтении открывается потребность мыслить, узнавать, изумляться величием и силой разума. В этом, по мнению педагога, и заключается смысл интеллектуальной жизни растущей личности. Без такого чтения просиживание над учебником неизбежно превращается в зубрежку, отупляет ум, превращает учение в тягостную повинность. Там, где нет чтения из потребности мыслить и узнавать, овладение учебником становится непосильным трудом. Нежелание учиться возникает из-за отсутствия богатой, насыщенной интеллектуальной жизни.

Выделим воспитательные требования, предъявляемые к «уроку мышления»:

1) акцентировка на воспитательных задачах урока (воспитать стремление создавать красоту, развивать пытливость, любознательность, чуткость, человечность, доброту, сердечность; формировать эстетический вкус, интерес и любовь к природе);

2) формирование на основе приобретенных знаний высоких моральных качеств личности учащихся, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;

3) создание атмосферы откровенности и открытости в отношениях между учащимися и учителем.

150

В. А. Сухомлинский видел важную воспитательную цель «урока мышления» в том, чтобы зажечь у школьника огонек жажды познания. «Если после моего урока, - писал В. А. Сухомлинский, -подросток не испытывает желания узнать больше, чем я ему рассказал, если это желание не превращается в стремление, в стимул, возбуждающий многие часы сидеть над книгой, - значит воспитательная цель урока не достигнута. Прийти в класс с мыслью - это значит, образно говоря, принести изумление. Питомец мой должен пережить чувство изумления при виде безграничного океана знаний, почувствовать себя не бессильной пылинкой, а смелым мореплавателем. Мой урок должен одухотворить его смелостью, необходимой для того, чтобы плыть в океане знаний. Книга может претворить изумление в пытливость, любознательность. Только чтение открывает пред человеком роскошь интеллектуальной жизни. От того, как и что читает человек в годы отрочества и ранней юности, зависит становление в нем мыслителя-труженика. Какой бы предмет вы ни преподавали подросткам или юношам, вы должны пробуждать тяготение к книгам, проникнутым идеями, возвышающими, облагораживающими человека, стоящего на пороге самостоятельной жизни» [7, с. 156].

Увлеченность процессом мышления, нравственное удовлетворение от умственной победы -важнейшее средство воспитания пытливости, жажды знаний. С целью воспитания потребности в познании окружающего мира в Павлышской средней школе широко использовали наглядность, технические средства, интересный фактологический материал. Учителя стремились показать практическую ценность, жизненную необходимость знаний. Вместе с родителями педагоги работали над осознанием каждым учащимся понимания учебы как серьезного труда, как долга перед обществом.

Знания, получаемые школьниками, отмечал В. А. Сухомлинский, должны не просто запомниться ими, но и отразиться в их чувствах, вызвать в их душах определенное отношение к услышанному или увиденному, чтобы знания стали «своими», были бы не просто фактором памяти, а стали бы дорогими и близкими, стали бы убеждениями, за которые, как говорил В. Маяковский, «на крест и пулею чешите». Требовал, чтобы горячие, как раскаленное железо, страницы истории зажигали в юных душах стремление к подвигу, учили жить. «Я глубоко убежден, -писал он, - что речь здесь идет не только об истории, но и о других отраслях человеческих знаний, добытых людьми в напряженной борьбе, которая не обошлась без жертв, на пути к истине, выстраданной людьми, были и блуждания, и ошибки, и победы» [4].

Убежденность учащихся в процессе «урока мышления» имеет в своей основе убежденность

учителя. Равнодушие ученика к учению часто имеет причиной равнодушие учителя, даже если он внешне старается построить урок интересно. Ученики чувствуют, что то, что говорит учитель, не прошло через его душу, не зажгло ее пламенем убежденности.

К организационным требованиям, предъявляемым к «уроку мышления», относятся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) предварительная подготовка и выбор места проведения урока;

2) наличие творческого плана проведения урока;

3) четкость проведения урока, точность постановки вопросов, способствующих активизации мысли, внимания, развитию творческих способностей учащихся.

Изучение архивных материалов педагогикомемориального музея им. В. А. Сухомлинского позволяет сделать вывод о том, что «уроки мышления» имели разнообразную структуру. В Павлышской средней школе они не планировались и не проводились шаблонно, по единому, раз и навсегда установленному плану (алгоритму). На выстраивание внутренней структуры «урока мышления» большое влияние оказывал творческий характер работы учителя и конкретная психолого-педагогическая ситуация в классе. Каждый «урок мышления» отличался от других уроков своими особенностями, даже если они проводились по одному и тому же предмету в параллельных классах. На «уроке мышления» можно было увидеть специфический «педагогический почерк» учителя.

Анализ опыта педагогического коллектива Павлышской средней школы, педагогических трудов В. А. Сухомлинского позволил выделить этапы «урока мышления»:

1) мотивация посредством эмоциональных вопросов, загадок, задач;

2) актуализация темы (рассказы учащихся, беседы с учащимися, наблюдение, примеры из поэзии, прозы и т. д.);

3) иллюстрация творческих работ учащихся (сказок, рассказов);

4) поход в любимое учениками место;

5) составление словарика по теме урока;

6) творческие задания на дом.

Учитель на «уроке мышления» определял направление и ход мыслей своих учеников, тем самым пробуждая в них радость познания.

Организация познавательной деятельности учащихся на «уроке мышления» осуществлялась в процессе создания условий для продуктивной умственной работы учащихся. Педагогами тщательно продумывалось планирование способов восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления. Использование различных форм работы на «уроке мышления» позволяло учителю

151

актуализировать в памяти учащихся ранее усвоенные знания и умения, необходимые для восприятия новых знаний (беседа, индивидуальный опрос, упражнения на повторение).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знания, получаемые школьниками на «уроке мышления», должны не просто запоминаться, но и отражаться в их чувствах, писал Василий Александрович, вызвать в их душах определенное отношение к услышанному или увиденному, чтобы знания стали «своими», были бы не просто фактором памяти, а стали бы дорогими и близкими, стали бы убеждениями.

Благодатным источником, развивающим детское мышление, благородные чувства и стремления, В. А. Сухомлинский считал сказку, притчу, игру, фантазию. «Без сказки, - писал он, - живой, яркой, овладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени человеческого мышления и речи» [7].

В. А. Сухомлинский был убежден, что для написания сочинения или сказки ребенку нужно «дать толчок» для работы мысли, т. е. «одухотворить» его, тогда он сам охотно будет их составлять. Василий Александрович утверждал, что ребенок не составит сочинения, если на его глазах не составит такой сказки сам учитель. Учитель может показать детям, как пишется начало сказки, а дальше детская фантазия разгорается сама. В. А. Сухомлинский был твердо убежден, что учитель должен создать обстановку, в которой нравственные понятия о добре и зле, правде и неправде, чести и бесчестии стали бы понятными, прочувствованными.

В процессе организации и проведения «уроков мышления» В. А. Сухомлинский реализовывал

свой главный воспитательный принцип - бережного отношения к личности ребенка. Разработанная в Павлышской средней школе система приемов работы со слабыми учениками позволяла каждому ребенку найти посильное задание, возвратить уверенность в себе, чтобы появился радостный блеск в глазах, та замечательная просветленность, которую он называл пробуждение красоты души, чтобы ребенок сам приподнялся на новую ступеньку своей «самореализации». Его девиз - нет безнадежно трудных! В каждом ребенке живет стремление ощутить собственную гармонию, пережить радость желания, радость увлечения [3].

В. А. Сухомлинский сформулировал требования к технике проведения «урока мышления»:

- создание эмоционального фона, способного вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

- темп и ритм урока должны быть оптимальными, методы и приемы учителя и учащихся логичными и завершенными;

- психологический контакт учителя и учащихся на уроке, должен соблюдаться педагогический такт и присутствовать педагогический оптимизм.

Таким образом, на «уроке мышления» учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся. На «уроке мышления» развиваются познавательные и творческие силы учеников, формируются умения научного мышления, воспитывается любовь к книге. Это главная сфера интеллектуальной жизни воспитанников, в которой повседневно происходит духовное общение умудренного жизнью наставника и его питомцев, вступающих на первые ступени жизни [6, с. 160].

1. В. А. Сухомлинский. Антология гуманной педагогики / сост. и авт. вступ. ст. Г. Д. Глейзер. - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1997. - 224 с.

2. Розенберг, А. Я. Урок в дидактической системе В. А. Сухомлинского / А. Я. Розенберг // Василий Александрович Сухомлинский и сучасність: материалы Четвертых всеукраинских пед. чтений. - Вип. 4. - 1997. - 245 с.

3. Рындак, В. Г. Уроки Сухомлинского / В. Г. Рындак. - изд. 2-е. - М.: Пед. вестн., 2003. - 340 с.

4. Сухомлинский, В. А. Письмо о педагогической этике / В. А. Сухомлинский // Нар. образование. - 1970. - № 11. -

С. 48-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1979. - 393 с.

6. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1982. -20б с.

7. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.

Сдано 29.0б.2012

152