УДК 37(09c)+371.01(06)
Челпаченко Т.В.
Оренбургский государственный педагогический университет Email: [email protected]
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В.А. СУХОМЛИНСКОГО
В статье рассматриваются концептуальные философские основания становления и развития дидактической системы В.А. Сухомлинского. Автором выявлено, что ученый, педагог и руководитель педагогического коллектива Павлышской средней школы размышлял над важнейшими гуманистическими и гуманитарными философскими проблемами, переосмысливая и по-своему интерпретируя их. Результатом поиска философских обоснований собственных педагогических взглядов стала гармонично выстроенная дидактическая система школы.
Ключевые слова: философские основы обучения, дидактическая система В.А. Сухомлинского, Павлышская средняя школа.
Современная отечественная педагогическая наука реализует идеи свободы творчества, выбора концептуальных оснований дидактических теорий и систем. Вместе с тем при всем разнообразии подходов, моделей, технологий многие инновационные направления в педагогике конца XX века часто носили ситуативный характер, интегрировались в образовательное пространство фрагментарно, не всегда оказываясь связанными с исторически сложившейся культуросообразной ситуацией (например, попытки целостной реализации метода проектов, идеи вальдорфской педагогики, советские учебные планы ГУСа и т. д.).
Историко-педагогическое наследие ученого и педагога второй половины XX века Василия Александровича Сухомлинского, на наш взгляд, выступает источником сохранения, распространения и развития педагогического знания, обеспечивающего историческую преемственность поколений.
Реконструкция историко-педагогической реальности в данном аспекте возможна благодаря тому, что в науке сформировался определенный фундаментальный пласт идей и методологических положений. Философские проблемы обучения в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского исследовались на протяжении нескольких десятилетий. М.И. Мухиным выявлены гуманистические традиции и новаторские идеи в педагогике В.А. Сухомлинского; А.А. Невмержицким изучена проблема мировоззренческой направленности обучения в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского; А.В. Кузнецов исследовал, как В.А.Сухомлинским использовался опыт теории всестороннего и
гармонического развития личности; Е.Г. Родча-нин и И.А. Зязюн размышляли об истоках фи-лософско-педагогических воззрений В.А. Сухо-млинского.
В.А. Сухомлинского, как учителя, директора Павлышской средней школы, ученого и автора педагогических трудов, отличали такие профессиональные качества как культура педагогического труда, признание приоритета общечеловеческих ценностей, гибкое мышление, глубина методологического знания как инструмента теоретической и практико-преобразую-щей деятельности.
Современная педагогическая наука обладает достаточным арсеналом разработанных и реализованных в опыте педагогической деятельности концепций индивидуального стиля педагога, сущность которого заключается в развитии его самобытности, слиянии общественного и личностного смыслов. Индивидуальность такого педагога, как субъекта профессиональной деятельности, находит отражение в философской основе педагогического труда.
Ученые-педагоги прошлого (Я.А. Коменс-кий, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушин-ский, Р. Штайнер и др.) выстраивали авторские дидактические системы, опираясь на глубокие философские основания своих педагогических концепций.
Философское понимание природы знания является основой мировоззренческих взглядов человека, поэтому именно оно предопределяет принципы и дидактические положения, которые В.А. Сухомлинский реализовал в своей дидактической системе. Как педагог и как руководитель педагогического коллектива Павлышской
средней школы, он размышлял над важнейшими философскими проблемами, переосмысливая и по-своему интерпретируя их.
Среди вопросов, волновавших его как ученого, публициста, были антропологические, аксиологические, онтологические, гносеологические основания дидактической системы школы. Философские взгляды В.А. Сухомлинского, раскрытые им в книгах «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека», охватывают, с одной стороны, сущностные, с другой - универсальные понятия философии: отношение к природе человека; взаимосвязь категорий «добро» и «зло»; этика и общечеловеческие нормы морали; смысл жизни и смерти; понятия «счастье», «свобода»; категории трагического, прекрасного, возвышенного и безобразного.
В.А. Сухомлинский в своих трудах стремился осмыслить многие философские проблемы, среди которых взаимозависимость интеллектуального развития и природы человеческого ума; постижение окружающего мира в процессе погружения в гармонию природы (уроки мышления, уроки на природе); осмысление взаимосвязи различных видов человеческой деятельности (умственный, физический, духовный труд).
Более двух десятилетий В.А. Сухомлинско-го теоретически и философски обосновывал, развивал и обобщал свой педагогический опыт. Это вполне закономерно, так как ученый на протяжении ряда лет переосмысливал, перепроверял собственные философско-мировоззренчес-кие установки, которые впоследствии вылились в устойчивые теоретические позиции и зрелые убеждения. Это весомый показатель глубокой научной деятельности, результат слияния жизненного и профессионального опыта, следствие практической творческой деятельности.
Требует осмысления философская культура педагогического труда В.А. Сухомлинского. Работа с архивными материалами Педагогико-мемориального музея им. В.А. Сухомлинского (Украина, Кировоградская обл., Онуфриевский р-н, с. Павлыш) - протоколы заседаний педагогического совета, психолого-педагогического семинара; алгоритмы анализа уроков, посещенных директором В.А. Сухомлинским, - позволяет сделать вывод о том, что его педагогические взгляды базировались на прочных философских основаниях. Философско-педагогичес-
кая культура руководителя, методическая и гуманистическая направленность выступили в качестве факторов, определивших феномен дидактической системы В.А. Сухомлинского.
Философско-педагогические взгляды В.А. Сухомлинского динамически эволюционировали. В музее В.А. Сухомлинского, в его домашней библиотеке хранятся труды философов-классиков - Сенеки, Гельвеция, Канта, под влиянием которых формировались его философские позиции. Внимательно отслеживая тенденции развития философской науки и ее влияние на общественное сознание, В.А. Сухомлинский, например, рассматривал духовное и идейное богатство педагогического опыта прошлого не как механическую сумму накопленных знаний, а как один из источников обогащения теории и практики педагогики.
Несмотря на то, что В.А. Сухомлинский не акцентировал внимание на философских идеях своих трудов, его дидактическая система построена на материалистической философии, которая органически вписалась в контекст его педагогических исследований. Он обладал уникальным даром, который до сих пор привлекает как ученых, так и педагогов-практиков, - излагая мысли простым, образным языком, передавать неоднозначность, противоречивость и глубину интеллектуальных, духовно-нравственных, этических и эстетических философских позиций. «В.А. Сухомлинского отличает особый стиль, творческий подход к преломлению философских обобщений при описании педагогических явлений. Для создания произведений такого рода педагогу необходимо иметь не только глубоко гуманистическую направленность личности, но и высокий уровень образованности, исключительную культуру мышления, владеть всем объемом передовых философских идей» [1, с. 98].
Философским базисом дидактических взглядов В.А. Сухомлинского являлось гуманистическое направление в педагогике. Гуманистическая образовательная парадигма признает абсолютный приоритет человеческого права на свободу проявления и развития способностей, в том числе и интеллектуальных.
Рассмотрим философские позиции В.А. Сухомлинского, которые, на наш взгляд, выступили в качестве основополагающих в построении дидактической системы Павлышской средней школы.
Первая позиция - отношение к человеческой природе. Сущностные основания понимания В.А. Сухомлинским этой философской позиции проявляются в глубоком убеждении, что знания о человеке как индивидууме, о его внутреннем мире, о самобытном мировосприятии себя и всего происходящего вокруг - неотъемлемая часть целостной научной картины мира, без которой полноценный человек сформироваться не может. «Настоящий человек - это дух человеческий, который выражается в убеждениях и чувствах, воле и стремлениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть в мечте идеал и бороться за него» [2, с.19]. Такое возвеличивание Человека в педагогических произведениях В.А. Сухо-млинского было не только целью, но и средством, и формой существования. Как директору Павлышской школы, В.А. Сухомлинскому приходилось наблюдать за человеческими жизнями разных поколений людей. Исследуя философскую проблематику развития человека, в книге «Как воспитать настоящего человека» (1977 г.) педагог пишет об интеллектуальном богатстве личности, творческом уме, стремлении жить в мире мысли, постоянном желании обогащать и развивать свой разум.
Вторая философская позиция, на которой строилась дидактическая система В.А. Сухомлинского, заключается в осмыслении одной из сущностных потребностей человека - потребности в исследовании окружающего мира. Особенно ярко она выражена в раннем детстве. В.А. Сухомлинский, как учитель, видел в качестве одной из важнейших задач обучения постоянное стимулирование и поддерживание детского любопытства, желания детей узнать новое, интересное. Педагог в результате многолетнего творческого поиска систематизировал специальные методы и приемы, которые могут стать мощным стимулом к познанию, сформируют и разовьют интерес к учебе (стимулирование творческих вопросов, поиск узелков знаний, построение цепочки мысли и др.). В этом дидактические идеи В.А. Сухомлинского перекликаются с утверждением Аристотеля о том, что «...все от природы стремятся к знанию», пользуясь при этом «искусством и рассуждениями, и все это начинается с «удивления». В книге «Разговор с молодым директором школы» (1973 г.) В.А. Сухомлинский пишет: «.опытные учителя на практике осуще-
ствляют классическое правило Аристотеля -мышление начинается с удивления.. Почему это так происходит? Чувство удивления - могучий источник желания знать» [7, т. 4, с. 442]. Потребность в познании, умственном усилии, по мнению В.А. Сухомлинского, напрямую взаимосвязана с уровнем умственного развития личности. Уникальный процесс познания стимулирует активный интерес к жизни, позволяет сформировать жизненные убеждения, обеспечивает знакомство ученика с фактами, событиями, явлениями окружающего мира. Чувства, которые вызывает процесс познания, отражают сущность основных потребностей современного человека. «Учение, овладение знаниями, сидение за книгой - большое благо и счастье. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познается. Важный источник радости познания - .переживание и чувствование того, что знания - это плоды напряжения моего человеческого духа, плоды поиска, творчества -труда мысли, души» [3, с.78-79].
Третья позиция, придающая философский смысл дидактической системе В.А. Сухомлинского, - творческое начало мысли. Анализ содержательного компонента познавательных потребностей личности позволил В.А. Сухомлинскому серьезно подойти к проблеме формирования у человека способности к творчеству, которое базируется свободной мыслительной деятельности. Придание умственному труду ученика творческого характера способствует формированию положительного эмоционального состояния, удовлетворяющего духовные потребности личности. «Будь мыслителем. Живи в мире мыслей, постигай идеи. Жить без мысли -влачить жалкое существование. День без мысли, без чтения - напрасно прожитый день. Расточительство времени - расточительство бесценных богатств человеческой жизни» [3, с. 96].
В философии и психологии разработано несколько классификаций человеческих потребностей. В сложной иерархии потребностей, по мнению В.А. Сухомлинского, обособленно стоит потребность в познании. Эта позиция сформировалась у педагога по мере развития его философско-педагогических взглядов, положенных в основу дидактической системы. Она созвучна с классификацией потребностей, предложенной Гегелем в его «Эстетике». Возвыше-
ние потребностей в познании, как полагал В.А. Сухомлинский, приведет к решению многих проблем человеческого общества. Чем богаче, полнее и ярче удовлетворяются интеллектуальные потребности личности, тем тоньше и деликатнее должна развиваться человеческая натура, тем острее она должна воспринимать мир, душевное состояние других людей [5, с.102; 3, с. 20-22; 4, с.120-124].
Четвертое философское основание дидактической системы В.А. Сухомлинский позволяет выделить аксиологические аспекты педагогического знания. Педагог сделал акцент на потребности человека в личностном самосовершенствовании в процессе образования. Таким образом, интеллектуальный труд человека в процессе учебы открывает путь к счастью. В понятие «умственный труд» учитель вкладывал широкий философский смысл. Только в результатах умственного труда человек может увидеть отражение своего внутреннего «Я», может самореализоваться как личность, добиться определенных высот в жизни. Умственный труд обогащает человека духовно. В.А. Сухомлинский был убежден, что творческий интеллектуальный труд - важнейший источник счастья человека. Собственное понимание роли умственного труда В.А. Сухомлинский перенес в область дидактики следующим образом: «От нас... в огромной мере зависит, чтобы маленький ребенок стал мыслителем, понимающим и переживающим великое человеческое право на жизнь, счастье, радость.. Эта сфера духовной жизни требует большого такта, глубокого уважения человеческого права на счастье» [3, с. 22].
Не только умственный труд В.А. Сухомлинский включал в понятие «счастье». Философские категории «счастье» и «смысл жизни» В.А. Сухомлинский тесно связывал с проблемой интеллектуальной свободы личности, как способности к активной творческой деятельности в соответствии со своими желаниями и потребностями. Разработка этих понятий занимает в работах В.А. Сухомлинского значительное место. «Свобода умственного труда» определяется В.А. Сухомлинским в той мере, в которой человек ориентирован на социокультурную значимость учебной деятельности. Стремление к свободе ума и самостоятельности мысли без высокоразвитой способности долженствования превращается в распущенность, в потворство
низменным желаниям. Там, где нарушается гармония ответственности и свободы, начинается хаос, недисциплинированность, произвол [7, т.1, с. 166].
Попытки найти ответы на многие жизненно важные вопросы привели В.А. Сухомлинского и его коллег к размышлению над этическими и эстетическими проблемами обучения. Так, для В.А. Сухомлинского проблемы жизни и смерти, памяти и забвения, трагического и прекрасного были постоянным предметом размышления. Преодоление смерти в философско-пе-дагогических взглядах В.А. Сухомлинского s это символическое бессмертие результатов человеческого творчества. Педагог всегда стремился к тому, чтобы понимание жизни и смерти, чувствование и переживание близкого человека способствовало взрослению ребенка, вносило в его жизнь зрелость, воспитывало умение дорожить людьми, относиться к ним как к великой ценности. «Понимание этической стороны взаимосвязи жизни и смерти - важнейшее условие подлинного оптимизма, жизнелюбия, умения дорожить жизнью и беречь ее. Многолетний опыт воспитательной работы убедил меня, что ребенок вместе со взрослыми, постигая смерть как неотвратимое горе, у взрослых же черпает оптимистическую веру во всепобеждающую силу жизни» [7, т. 2, с. 260]. В.А. Сухомлинский считал, что в беседах с учащимися учитель обязан затрагивать вопросы жизни и смерти, объединяющие биологическую и социальную сущность человека, хотя это почти не исследованная область воспитания. Поэтому такие беседы требуют очень бережного и тщательного обращения с материалом и должны опираться на знание, понимание и чувствование состояния ребенка, его характера, эмоционального мира. Учитель, который по складу своего мышления не чувствует в себе склонности к размышлению и беседам на эти темы, должен просто опускать их в процессе работы.
Подлинно нравственная личность не может формироваться без стремления к прекрасному. Философы различных времен и школ по-разному трактовали вопрос об эстетической категории «прекрасное». В.А. Сухомлинский не сомневался в реальности объективной природы красоты. Мир, окружающий человека, - это мир с безграничной и неисчерпаемой красотой. Вечный источник прекрасного В.А. Сухомлинский
находил в природе. Познание прекрасного, переживание радости, связанное с его созданием, соединяет нравственную чистоту и мораль, этику и эстетику. Как видно из высказываний В.А. Сухомлинского, явления природы, духовное начало в человеке, любовь, истину, ничем не ограниченное проявление доброты, способности чувствовать и понимать, способности творить, деяние и познание, раскрывающие истинный смысл человеческого существования, педагог считал различными проявлениями прекрасного. Опираясь на материалистическое понимание прекрасного, которое существует независимо от человека, но отражается его сознанием, В.А. Сухомлинский строил систему эстетического обучения и воспитания. Идеал эстетического воспитания педагог видел в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, сделал его частью своей жизни. Познание прекрасного чрезвычайно важно для формирования мировоззрения, которое основывается не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного. В.А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Основой этого требования была идея о единстве чувственного и логического познания. Безусловную истинность этого философского принципа В.А. Сухомлинский доказал при обучении детей в «Школе радости».
«Окончился день, подумай: что я сделал для того, чтобы принести радость и счастье людям, чтобы самому стать умнее, - это тоже радость для людей. Если мысль твоя ни на чем не остановилась, значит, день прожит напрасно и завтра тебе надо напрягать усилия вдвойне, чтобы возместить утраченное. В рабочей комнате или в мастерской ты видишь образец того, что тебе надо сделать, - деталь, модель, инструмент и т. д. Как бы совершенен и красив ни был образец, постарайся сделать лучше. Знай, что пределов мастерства и совершенства в труде нет», - говорил В. А. Сухомлинский об одной из моральных заповедей Павлышской школы [Павлышс-кая средняя школа, с.186]. Содержание данной заповеди находит отражение в содержании понятия «прекрасно».
«Прекрасное» в философии трактуется как важнейшее понятие эстетики, характеризующее свойства явлений, природы, общественной жиз-
ни, человеческой деятельности, которые способны вызывать в человеке бескорыстную любовь, чувство радости, свободы.
В древнегреческой философии категория «прекрасное» рассматривалась как основа гармонии, порядка, симметрии. «Прекрасное» возникает на основе гармонического единства составляющих объекта (Гераклит, Фалес).
«Прекрасное» выражает не личностно-по-требительскую, а общественно-практическую ценность явлений, их духовное значение для человека. Свойством прекрасного обладает, прежде всего, труд, как искусная, свободная, творческая, общественно значимая деятельность. Прекрасны также должны быть результаты такого труда [Философский словарь].
«Прекрасное» включает в себя создание атмосферы радостного умственного и физического труда. Осознав, что труд в любом качестве нужен всегда, человек утверждает собственное достоинство, испытывает чувство гордости, готовности преодолевать новые трудности.
В. А. Сухомлинский неоднократно подчеркивает в своих педагогических сочинениях, что основная цель обучения - дать почувствовать школьнику счастье и радость умственного труда, одухотворить его благородными чувствами.
В работах В.А. Сухомлинского встречаются и такие понятия, как мастер своего дела, мастер «золотые руки». Педагоги Павлышской средней школы с волнением ждали, когда наступал момент осознания подростком своего места в жизни, гордости за результаты творческого труда. Можно утверждать, что уже в тот период применялся глубоко продуманный лич-ностно ориентированный подход. Это было новаторским явлением в то время, так как в официальной педагогике в основу учебно-воспитательного процесса была положена концепция воспитания личности в коллективе, через коллектив (А.С. Макаренко). Сухомлинский же говорил о том, что необходимо уделять внимание каждому ребенку, нужно помочь ему овладеть знаниями, чтобы стать мастером.
В.А. Сухомлинский очень много времени в школьной жизни отводил облагораживанию любого трудового процесса, взаимопроникновению труда и красоты. «Педагог просто не представлял себе труд без красоты: красоты трудового интерьера, красоты рабочих движений, красоты изготовляемых изделий, красоты челове-
ческих взаимоотношений в процессе коллективного труда», - пишет Г. Д. Глейзер [В.А. Сухомлинский. Антология гуманной педагогики, с.162]. Каждый уголок школьного сада, теплицы, опытного участка, школьного кабинета, коридора был облагорожен трудом воспитанников. Это были и любовно изготовленные стенды с постоянно меняющимся рабочим материалом, выставки поделок, композиции из живых цветов, - все, что доставляло детям и педагогам радость, чувство удовлетворения, гордости за свой труд.
Особое значение в жизни школы имели традиционные ежегодные праздники, символизирующие этапы физического и нравственного взросления детей: Праздник первого хлеба, Праздник первой борозды, Праздник возрождения плодородия, Праздник цветов. И это были не официальные мероприятия, а особые события в жизни маленького человека.
В содержании понятия «прекрасно» раскрываются в возможности самосовершенствования, постоянного стремления вперед. Таким образом, учащиеся, развиваясь в атмосфере творческого труда, видят практическую необходимость овладения знаниями для труда, осознают возможность подчинения сил природы человеческому разуму. Радость труда, интеллектуальная насыщенность труда происходит через постоянное обогащение знаний, через создание материальных и духовных ценностей. Единство труда и интеллектуальной жизни способствуют духу творчества, исследовательской, опытнической деятельности.
Педагог стремился развивать образное мышление своих учеников с раннего детства. В этом убеждении он основывался на трудах выдающихся физиологов И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова. В раннем школьном возрасте проявляется больше всего эстетических чувств и наклонностей, они гораздо богаче, чем в течение всей его последующей жизни. Воспринимая и впитывая красоту именно в этом возрасте, ребенок может стать чутким ценителем прекрасного, гармонично включить его во всю последующую жизнь как необходимый элемент мировоззрения. Поэтому формирование эстетических чувств детей, их эмоциональной культуры - одна из важнейших задач обучения. В своих работах В.А. Сухомлинский указывал на те факторы, которые положительно влияют на формирование чувства прекрасного. Это яркие
художественные картины, выразительно прочитанные стихи, народные сказки, родная природа, музыкальные звуки. В Павлышской школе были организованы театр сказки и кукольный театр. Воспитанники сами сочиняли сказки, художественные рассказы, стихотворения. В такой творческой деятельности они передавали приобретенный опыт, умения, мастерство своим сверстникам или младшим детям, которые также чувствовали себя творцами.
Столь же большое значение в эстетическом образовании В.А. Сухомлинский придавал живописи и музыке. «Музыка тесно связана с лирической поэзией и является как бы следующим этапом в развитии человека. Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы. Произведения изобразительного искусства утверждают в юной душе чувства величия и красоты человека, поднимают личность в ее собственных глазах» [7, т. 3, с. 595-600]. На лучших образцах живописи и музыки, полагал В.А. Сухомлинский, воспитывается любовь к подлинно человеческой красоте. Благодаря музыке и живописи в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Создавая произведения искусства, человек видит в природе источник красоты, источник радости и вдохновения. Знакомя детей с миром прекрасного, В.А. Сухомлинский использовал психологическое воздействие и разработанные им педагогические правила. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях и доброй воле. Прекрасное только тогда может восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к его восприятию [4, с. 64-65].
В.А. Сухомлинский в своих педагогических трудах рассмотрел главные вопросы этики и предложил пути формирования у подрастающего поколения правильного понимания жизненных, личностно и общественно значимых целей, потребностей, интересов, стремлений. В структуру дидактической системы он органически включил категории этики и эстетики, понятия о добре и зле, долге, достоинстве, чести, совести, свободе, ответственности, гражданственности, любви, жизни и смерти. Проанализировав эти понятия, он раскрыл их значение для решения проблем интеллектуального, трудового, нравственного, этического, эстетическо-
го, физического воспитания. Собственной педагогической деятельностью, результаты которой отражены в многочисленных произведениях, В.А. Сухомлинский доказал, что смысл жизни s в самой жизни, в ее правильном понимании, организации, диалектической взаимосвязи. Книги В.А. Сухомлинского, написанные не в строгой академической форме, а своеобразным художественно-публицистическим языком, позволили автору рассуждать вместе с читателем, проводить анализ, обращаться к сложным мировоззренческим проблемам.
В многолетней педагогической практике В.А. Сухомлинский реализовывал важнейшую философскую идею: гуманную школу и, как
следствие, гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди. Философские взгляды определили специфику гуманистической позиций В.А. Сухомлинского, глубину проблематики его теоретико-практических поисков. В обоснованной философии образования педагог не столько обозначил аспекты рассмотрения отдельных философско-педагогических вопросов, но и транслировал достижения философской мысли предшествующих поколений в функционирование авторской дидактической системы, создание которой явилось следствием воплощения его философско-мировоззренчес-кой позиции.
23.05.2011
Список литературы:
1. Руденко, Ю.Д. Народная педагогика и В.А. Сухомлинский / Ю.Д. Руденко // Советская педагогика. 1991. №2. С. 103-106.
2. Сухомлинский, В.А. Письма к сыну / В.А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1979. 122 с.
3. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания / В.А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1990. 288 с.
4. Родчанин, Е.Г. Об идеалах В.А. Сухомлинского / Е.Г. Родчанин, И.А. Зязюн. М.: Педагогика, 1991. 107 с.
5. Родчанин, Е.Г. Об истоках философско-педагогических воззрений В.А. Сухомлинского / Е.Г. Родчанин, И.А. Зязюн // Советская педагогика. 1988. №10. С. 98-103.
6. Равкин, З.И. Мифы и реалии в истории отечественной школы / З.И. Равкин // Педагогика. 1991. №10. С. 110-117.
7. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: В 5 т. / В.А. Сухомлинский. Киев: Радяньска школа, 1979.
Сведения об авторе: Челпаченко Татьяна Викторовна, доцент кафедры общей педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук
тел. (3532)776802, [email protected]
UDC 37(09c)+371.01(06) Chelpachenko T.V.
The Orenburg state pedagogical university; [email protected]
PHILOSOPHICAL ASPECTS OF DIDACTIC SYSTEM CENTURY AND THE V.A. SUHOMLINSKY
In article the conceptual philosophical bases of formation and development of didactic system of V.A. Suhomlinsky are considered. By the author it is revealed that the scientist, the teacher and the head of pedagogical collective of Pavlyshsky high school reflected over the major humanistic and humanitarian philosophical problems, reinterpreting and in own way interpreting them. Harmoniously built didactic system of school became a search result of philosophical substantiations of own pedagogical sights.
Key words: philosophical bases of training, V.A.Suhomlinsky's didactic system, Pavlyshsky high school.
Bibliography:
1. Rudenko, JU.D. National pedagogics and V.A.Suhomlinsky / JU.D. Rudenko // the Soviet pedagogics. 1991. №2. With. 103-106.
2. Suhomlinsky, V.A. Pisma to the son / V.A. Suhomlinsky. М: Education, 1979. 122 with.
3. Suhomlinsky, V.A. Kak to bring up the present person: Ethics of communistic education / V.A. Suhomlinsky. М: Pedagogics, 1990. 288 with.
4. Rodchanin, E.G. About V.A. Suhomlinsky's ideals / E.G. Rodchanin, I.A. Zjazjun. М: Pedagogics, 1991. 107 with.
5. Rodchanin, E.G. About sources of filosofsko-pedagogical views of V.A. Suhomlinsky / E.G. Rodchanin, I.A. Zjazjun//the Soviet pedagogics. 1988. №10. With. 98-103.
6. Ravkin, Z.I. Myth and realities in the history of domestic school /Z.I. Ravkin // Pedagogics. 1991. №10. With. 110-117.
7. Suhomlinsky, Century And. The selected products: In 5 т. / V.A. Suhomlinsky. Kiev: Radyanska school, 1979.