ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕМЕСЛЕННОЙ ПОДГОТОВКИ
Захидова Д.А.
Захидова Дилфуза Абдухалиловна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
кафедра педагогики и психологии, Ташкентский государственный институт востоковедения, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрены формирование национальной идеологии. Воспитание молодёжи в духе национальных и общечеловеческих ценностей. Современная система профессионального образования. Культурное наследие народов Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья. Истории узбекской национальной культуры и народных ремёсел. Философско-педагогические взгляды учёных мыслителей средневекового Востока. Средневековые мастера-ремесленники. Требования Национальной программы по подготовке кадров. Стратегия и тактика реформирования системы образования и подготовки специалистов. Национальное самосознание, духовно-нравственные и интеллектуальные ценности народа. Исторические наследия великих учёных-мыслителей средневекового Востока. Ключевые слова: личность, развитие, образование, обучение, профессиональное образование, просветительство, духовность, культура, ремесло.
УДК 37. 1174
В современный период главными для Республики Узбекистан стали такие вопросы, как формирование национальной идеологии, воспитание молодёжи в духе национальных и общечеловеческих ценностей, ибо первоосновой государства является духовность: ведь то общество, которое не уделяет вопросам духовности должного внимания, не будет иметь будущего.
Современная система профессионального образования не является исключительно результатом научно-педагогической мысли ХХ столетия. Её фундаментальные основы уже были заложены в Центральной Азии в VШ-XШ вв. всем предыдущим опытом и ходом развития научной, педагогической и профессиональной деятельности многих поколений учёных, просветителей, педагогов, мастеров производства и народного ремесла. Глубже и шире стало изучаться культурное наследие великих учёных. Открылись мощные пласты человеческой духовности, высокой нравственности и культуры, возрождение прекрасных национальных традиций, обращение к огромному духовному наследию наших великих предков, внесших весомый вклад в мировую цивилизацию. В фондах отечественных библиотек хранится свыше 20 тысяч рукописей, которые содержат обширные сведения по истории, литературе, искусству, политике, воспитанию, медицине, художественному ремеслу и т.п. Эти источники по праву можно считать духовным богатством и гордостью нашего народа. Уникальное духовное наследие великих мыслителей-философов и педагогов средневекового Востока, обогащённое их учениками и последователями, должно стать основой системы современного профессионального образования.
В развитии фундаментальных наук и создания философско-педагогической концепции образования, воспитания и обучения огромная заслуга принадлежит таким выдающимся ученым средневекового Востока, как аль-Хорезми (787-ок.850), аль-Кинди (ок.800-870), аль-Фараби (870-950), Абу Райхан Беруни (973-ок.1050), Абу Али Ибн Сина (ок.980-1037), Ибн Рушд (ХП в.), Омар Хайям (ок.1048-ок.1123 /?/), Туси (1201-1274), Ибн Халдун (ХП в.), а также представителям религиозно-философского союза «Братья чистоты» аль-Бусти, аз-Занджани, ан-Нахраджури, аль-Ауфи, Зейд бну-Рифаа (вторая половина Х в.).
Философско-педагогическое наследие этой плеяды ученых содержит целостную систему общепедагогических идей, дидактических учений, гуманистическую концепцию воспитания и формирования личности. Они внесли большой вклад и в развитие конкретных наук - арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии, геодезии, астрономии, физики, т.е. практически всех точных наук, а также истории, географии и науки об обществе (социологии).
Специфическая особенность научной деятельности ученых-энциклопедистов заключалась в теснейшей связи изысканий в области отдельных наук с разработкой вопросов педагогики. Каждый из них был не только философом - исследователем, но учителем, имея собственных учеников и последователей. Почти в любом научном трактате, книге или сочинении средневековых мыслителей содержатся педагогические наставления и комментарии, элементы философско-педагогической концепции обучения и воспитания.
Как пишет Х.Х. Тллашев, «научные труды ученых-энциклопедистов Ближнего Востока и Средней Азии XI - XII вв. и их последователей в ХIV-ХV вв. были широко известны в кругах европейских ученых эпохи средневековья и начала нового времени. Поскольку эти сочинения в переводе на латинский язык, как правило, широко использовались в качестве учебных пособий в средневековых европейских университетах, постольку их методические изложения и общепедагогические соображения оказали определенное влияние как на развитие науки вообще, так и на развитие педагогической мысли в частности» [4. С. 131].
Гуманистические взгляды Фараби, Беруни, Ибн Сины, Омар Хайяма и др. о справедливости, всеобщем счастье, добродетельном городе и устройстве общества, о мире и дружбе, просвещении и науке, взаимоотношениях между учителями и учениками, о воспитании человека имели, на наш взгляд, ярко выраженную социально-педагогическую направленность и позднее стали концептуальной основой для педагогических воззрений таких известных учёных, как аль-Хамадани, Абдуррахман Джами, Джалал ад Дин Давани, аль-Каши, Бурхан-ад-Дин Зарнуджи, аль-Ханафи, Мир Абу Тахир Садри Самарканди, Ахмад Ибн Наср ас-Сидики аль-Бухари и другие. Реализация научного, духовного и интеллектуального наследия средневековых мыслителей в парадигме национальных систем образования стран Ближнего и Среднего Востока в XIX - начале XX в. была неразрывно связана с социально-педагогическим воспроизводством личности в рамках светского образования и системы профессионально-ремесленной подготовки.
В этот период произошла четкая дифференциация ремесел, их организационно-структурное оформление в определенные ремесленные организации. Мастера-ремесленники, проживавшие в городах, объединялись в «касаба» (цеха), которые имели общую социальную структуру. Каждый из «касаба» владел собственным уставом - «рисоля», который регламентировал духовную жизнь, профессиональный труд и обучение членов ремесленной организации. Семьи средневековых мастеров-ремесленников являлись хранителями профессиональных знаний, умений и навыков, высшего искусства ремесла и передавали их из поколение в поколение своим ученикам и последователям [4. С. 155].
К сожалению, научное осмысление профессионального опыта и традиций узбекского народа и система подготовки мастеров-ремесленников средневековья не стало предметом современной профессиональной педагогики. Более того, не достаточно изучена и раскрыта собственно философско-педагогическая концепция образования и воспитания, в том числе и профессионального, которая в средние века была одной из главных движущих сил духовного, материального, социального прогресса исламского общества и обусловила развитие педагогической мысли на средневековом Востоке.
Социально-педагогический подход неразрывно связан с национальной культурой, традициями и обычаями узбекского народа, ценностями общепедагогической
10
культуры и направлен на развитие национального самосознания личности и общества, возрождение духовных и профессиональных ценностей.
Изучение социально-педагогической системы подготовки средневековых мастеров-ремесленников и образовательной технологии их профессиональной подготовки в значительной степени предопределяется требованиями Национальной программы по подготовке кадров и содержащимися в ней такими предпосылками социально-педагогического характера, как:
1) демократизация, гуманизация, гуманитаризация образования, воспитания и обучения. Утверждение приоритета интересов личности и образования в государственной и социальной политике;
2) рост национального самосознания, формирование патриотизма, чувства гордости за отечество, уважения и почитания, национальных культурно-исторических традиций и интеллектуального наследия народа;
3) увязка системы образования и подготовки кадров с проводимыми в обществе преобразованиями, направленными на построение развитого демократического правового государств;
4) реорганизация структуры и содержания подготовки кадров, исходя из перспектив социального и экономического развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, культуры, техники и технологий;
5) неразрывная связь подготовки кадров с интеллектуальным и духовно-нравственным воспитанием человека. Разработка и внедрение эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания обучающихся и просветительской работы;
6) реализация мер по усилению роли семьи, родителей, общественных организаций, махалли, благотворительных и международных фондов в получении образования, а также в духовно-нравственном и физическом воспитании молодого поколения.
В Национальной программе по подготовке кадров изложена стратегия и тактика реформирования системы образования и подготовки специалистов. Целью программы определено коренное реформирование сферы образования, создание Национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров на уровне развитых государств, отвечающих высоким требованиям духовности и нравственности [1. С. 4]. В связи с этим в общем процессе возрождения национального самосознания, духовно-нравственных и интеллектуальных ценностей народа, немаловажное значение приобретает реконструкция исторического наследия великих учёных-мыслителей средневекового Востока, профессионального опыта и народных традиций, по подготовке мастеров-ремесленников, которые в совокупности мы сегодня можем рассматривать как целостную образовательную технологию профессиональной подготовки.
Список литературы
1. Закон Республики Узбекистан «О национальной программе по подготовке кадров» // Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Т. Шарк, 1997. 31 с.
2. Антология педагогической мысли Узбекской ССР. / сост. С.Р. Раджапов, К.Х. Хашимов, К.М. Муминходжаев и др. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
3. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX -XIV вв. М.: Соцэкгиз, 1961. 629 с.
4. Пещерова Е.М. Ремесленные организации Средней Азии и в конце XIX и начала XX века. Международный конгресс Востоковедов, 1960. 396 с.
5. Тллашев Х.Х. Общепедагогические и дидактические идеи учёных -энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи Средневековья. Т.: Фан, 1989. 146 с.