Научная статья на тему 'Энциклопедический труд «Послания Братьев чистоты и друзей верности»'

Энциклопедический труд «Послания Братьев чистоты и друзей верности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ДУХОВНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ… / PERSONALITY / PERSON / DEVELOPMENT / TRAINING / EDUCATION / ENLIGHTENMENT / SPIRITUALITY / CONCEPT / WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захидова Дилфуза Абдухалиловна

В статье изучается исследование и реконструкция философско-педагогического наследия великих учёных-мыслителей средневековья. Исторические аспекты профессионального образования. Учёные-мыслители о профессиональном образовании. Энциклопедический труд «Послания братьев чистоты и друзей верности». Философско-педагогическая концепция о единстве духовного, физического и интеллектуального начала у обучающихся, в процессе профессиональной подготовки. Отличительная особенность концепции «Братьев чистоты» Основные выводы «Братьев чистоты». «Знание приобретение для души, подобно тому, как богатство приобретение для тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENCYCLOPEDIC WORK "MESSAGES OF THE BROTHERS OF PURITY AND FRIENDS OF FIDELITY"

Research and reconstruction of the philosophical and pedagogical heritage of the great scientists and thinkers of the Middle Ages. Historical aspects of vocational education. Scientists-thinkers about vocational education. Encyclopedic work "Messages of the brothers of purity and friends of fidelity." The philosophical and pedagogical concept of the unity of the spiritual, physical and intellectual principles among students in the process of training. A distinctive feature of the concept of “Brothers of Purity” The main conclusions of the “Brothers of Purity”. “Knowledge is an acquisition for the soul, just as wealth is an acquisition for the body.

Текст научной работы на тему «Энциклопедический труд «Послания Братьев чистоты и друзей верности»»

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ ТРУД «ПОСЛАНИЯ БРАТЬЕВ ЧИСТОТЫ И ДРУЗЕЙ ВЕРНОСТИ» Захидова Д.А. Email: Zakhidova678@scientifictext.ru

Захидова Дилфуза Абдухалиловна - кандидат педагогических наук, старший преподователь,

кафедра педагогики и психологии, Ташкентский государственный институт востоковедения, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье изучается исследование и реконструкция философско-педагогического наследия великих учёных-мыслителей средневековья. Исторические аспекты профессионального образования. Учёные-мыслители о профессиональном образовании. Энциклопедический труд «Послания братьев чистоты и друзей верности». Философско-педагогическая концепция о единстве духовного, физического и интеллектуального начала у обучающихся, в процессе профессиональной подготовки. Отличительная особенность концепции «Братьев чистоты» Основные выводы «Братьев чистоты». «Знание - приобретение для души, подобно тому, как богатство - приобретение для тела.

Ключевые слова: личность, человек, развитие, обучение, образование, просветительство, духовность, концепция, трудовая деятельность...

ENCYCLOPEDIC WORK "MESSAGES OF THE BROTHERS OF PURITY AND FRIENDS OF FIDELITY" Zakhidova D.A.

Zakhidova Dilfuza Abdukhalilovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, TASHKENT STATE INSTITUTE OF ORIENTAL STUDIES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: research and reconstruction of the philosophical and pedagogical heritage of the great scientists and thinkers of the Middle Ages. Historical aspects of vocational education. Scientists-thinkers about vocational education. Encyclopedic work "Messages of the brothers ofpurity and friends offidelity." The philosophical and pedagogical concept of the unity of the spiritual, physical and intellectual principles among students in the process of training. A distinctive feature of the concept of "Brothers of Purity" The main conclusions of the "Brothers of Purity". "Knowledge is an acquisition for the soul, just as wealth is an acquisition for the body.

Keywords: personality, person, development, training, education, enlightenment, spirituality, concept, work.

УДК 37.1174

Развитие и совершенствование научного знания в значительной степени зависит от того, насколько оно включает в своё содержание исторически сложившийся опыт прошлого, трансформирует его в инновационные теории, системы, технологии и методы практической деятельности. Исследование и реконструкция философско-педагогического наследия великих учёных-мыслителей средневековья имеет актуальное значение для современной профессиональной педагогики.

Научное наследие аль-Хорезми, аль-Кинди, аль-Фараби, Абу Райхана Беруни, Абу Али Ибн Сины, Омар Хаяма, Туси, Ибн Халдуна, «Братьев чистоты» содержит элементы философско-педагогической концепции обучения и дидактических учений, методических комментариев и рекомендаций по управлению образованием, гуманистическую теорию воспитания и формирования личности.

К числу из таких, исключительно важных трудов того времени, следует отнести энциклопедический труд «Послания братьев чистоты и друзей верности», с именами которых связано формирование прогрессивного для того времени философского течения.

«Братья чистоты» - это религиозно-философский союз, образованный в Багдадском халифате во второй половине Х в. такими выдающимися учёными того времени, как Абу Сулейман Мухамед бну-Наср, аль-Бусти, Абу-ль-Хасан Али бну-Харун аз Занджани, Абу-Ахмад ан-Нахраджури, аль-Ауфи и Зейд бну-Рфаа и др. [1.С.12]. Члены общества «Братья чистоты» ставили перед собой следующие основные цели: 1) просветительство - распространение светского просвещения и образования, 2) популяризацию философских и естественных научных знаний, 3) всестороннее развитие наук. Не отрицая ислама, они призывали к объединению всех религиозных направлений и учений, популяризируя независимые от религии научно-философские знания, просвещение и образование. Ученые-философы этой организации составили обширную энциклопедию наук, получившую название «Послания братьев чистоты и друзей верности». Оригинал энциклопедии содержит 52 трактата, распределённых по принципу средневековой классификации наук: пропедевтико-математические, естественные науки, философия и богословие. Насчитываются десятки рукописных изданий этого сочинения. На Востоке «Послания» были изданы в Бомбее в 1885-1889 гг. в четырех томах, в Каире - в 1887-1889 гг. - первый том, а в 1928 г. - целиком всё издание. Отдельные их части переводились на турецкий, персидский, древнееврейский, хинди и другие языки мира [1. С. 135].

К сожалению, этот бесценный энциклопедический труд долгое время не был достоянием узбекских учёных и специалистов, занимавшихся проблемами профессионального обучения и воспитания, поскольку у нас он был опубликован лишь в 1961 г. и только на русском языке.

Неоценимая заслуга «Братьев чистоты» состоит в том, что впервые среди ученых-мыслителей средневекового Востока, т.е. в числе первых, они обосновали понятие «личность» и сформулировали представление, о её целостности, что является методологической основой социально-педагогической образовательной технологии средневековья.

Человек, согласно представлениям «Братьев чистоты», является индивидом, сознательно познающим окружающий мир, осуществляющим целенаправленную трудовую деятельность, обладающим духовными и нравственными качествами, разумом (интеллектом) и способностями к обучению различным наукам и ремёслам. Ценность этого умозаключения в том, что ещё в Х в. наши предки уже рассматривали человека как субъект отношений и сознательной деятельности, в том, что они выделили и другую характерную особенность, присущую только личности, - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. В этом, как утверждалось учёными, «двойственность большинства дел человеческих и смена противоположных друг другу явлений, таких как жизнь и смерть, сон и бодрствование, знание и невежество, памятливость и забывчивость, ум и глупость, болезнь и здоровье, безнравственность и целомудрие, скупость и щедрость, трусость и мужество, страдание и наслаждение» [1. С. 147]. И поэтому «человек мечется между дружбой и враждой, бедностью и богатством, молодостью и старостью, страхом и надеждой, правдой и ложью, истиной и вздором, верным и ошибочным, добром и злом, уродством и красотой и тому подобным в части нравственных качеств и различных противоположных дел и слов человека, представляющего собой нечто целое» (выделено нами. - Д.З.) [1. С. 148]. Но, как считали «Братья чистоты», перечисленные свойства относятся, ни к телу или душе, взятых отдельно, а к человеку, как к чему-то целому, который живет, мыслит и умирает [1.С.148]. Таким образом, авторы «Посланий», не обозначая нечто в человеке

личностью, семантически выделяют при этом такую сущность в нём, которая в современном нам понимании означает личность.

Отличительная особенность концепции «Братьев чистоты» состояла в том, что они подчеркивали двойственную сущность человека - биологическую и социальную. Они утверждали, что «человеческая жизнь и способность мыслить зависят от души, а смерть зависит от тела, так же как сон его зависит от тела, а бодрствование - от души. В таком же соотношении находятся остальные его различные и противоположные дела и состояния. Часть их восходит к душе, а часть - к телу.... Поэтому человек (как личность. - Д.З.) .обладает умом, знанием, мышлением, кротостью, щедростью, мужеством, целомудрием, справедливостью, мудростью, правдивостью, прямотой, добротой и другими подобными похвальными качествами, относящимися к душе, и противоположности этих свойств человека относятся к составу тела и смеси» [1. С. 148]. Таким образом, мы можем с уверенностью утверждать, что «Братья чистоты» под душой, духовностью подразумевали не просто совокупность человеческих, личностных качеств, а достоинства, положительные качества, обеспечивающие процесс совершенствования личности. При этом учёные уточняют, что «особые свойства тела, взятого отдельно, зависят от того, что тело есть естественная телесная субстанция, обладающая вкусовыми качествами, цветом, запахом, состоянием движения и состоянием покоя, твёрдостью или мягкостью, податливостью или упругостью. Что касается особых свойств души, взятой отдельно, то она есть подлинно духовная небесная субстанция, светоносная по своей сущности, все познающая, потенциально воспринимающая и воздействующая на тела, коими она пользуется, и совершенствующая животные и растительные тела до известного времени»(выделено нами. - Д.З.) [1. С. 148-149].

Подчёркивая двойственность обстоятельств человеческой жизни и их зависимость от свойств и проявлений материального тела и духовной сути, «Братья чистоты» указывали на различие понятий «духовность» и «материальные блага», уточняя при этом, что «потребности и приобретения его также бывают двух видов: телесные, как, например богатство и земное имущество, и духовные, как например знание и вера. Согласно их представлениям, «знание - приобретение для души, подобно тому как богатство - приобретение для тела. Человек с помощью богатства (материальных благ. - Д.З.) обеспечивает свою жизнь и существование тела (организма. - Д.З.) и различные наслаждения, в том числе от еды и питья. А с помощью знания он достигает путь к будущей жизни и с помощью веры находит ее: от знаний душа просветляется, сияет и становится непорочной, подобно тому, как от еды и питья тело растет, полнеет и хорошеет» (выделено нами.- Д.З.) [1. С. 148-149].

Основные выводы «Братьев чистоты» сводились к следующему: свои материальные и духовные потребности человек удовлетворяет не только посредством собственной деятельности, но и путем общения, которое также бывает двух видов (родов): (1) общение ради еды и питья, игры и забавы, услаждения тела мясом животных и земными растениями, ради благополучия изменчивого, уничтожающегося, тленного тела; (2) общение ради знания, мудрости, духовной беседы, которое дает наслаждение душе [1. С. 149].

Таким образом, в своих умозаключениях «Братья чистоты» были довольно близки к современной трактовке понятия «духовность: это устойчивые чувства, понятия, оценки, нормы, воззрения, идеалы, установки сознания, приобретшие относительно общий (общенациональный) характер, их объективизация в художественном, научном, философском, религиозном наследии, в традициях и обычаях и национальная воля, национальная гордость и честь, направляющие нацию на достижение определённых целей, а также установившаяся интеллектуальная и эмоциональная, психологическая и идеологическая среда, обеспечивающая подлинное бытие человека» [1. С. 137].

И в заключение мы разделяем мнение А. Эркаева о том, что при оценке каждой конкретной ценности культурного наследия, практическом его использовании основным критерием должно стать то, насколько оно может способствовать укреплению духовных основ независимости Узбекистана и активизации нашего народа в общемировом историческом процессе [2. С. 157]. С учётом этого реконструированная нами философско-педагогическая концепция «Братьев чистоты» может рассматриваться как концептуальный компонент образовательной технологии: гуманистической и демократической по своему характеру, призванной обеспечивать формирование у будущих работников не только профессиональных знаний и умений по профессионально важных и социально значимых качеств личности. В этом её жизнеутверждающая сила и та значимая роль, которую ей предначертано сыграть в развитии современного образования.

Список литературы /References

1. «Братья чистоты». Фрагменты из посланий // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока К-ХГУвв. / Сост. Григорян С.Н., Сагадеев А.В. М.: Соц.-экон. лит., 1961. С. 137-159.

2. Эркаев А. Духовность - энергия независимости. Т.: Маънавият, 1998. 180 с.

3. Тллашев Х.Х. Реализация педагогических идей учёных-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья в обучении математике. Ташкент: У^итувчи, 1986. 150 с.

4. Измайлова А.Э., Машкевич А.А. Педагогические идеи раннего средневековья в Средней Азии. Советская педагогика. М.: Педагогика, 1984. № 12. С. 100-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.