Научная статья на тему 'Духовные основания современного образования в Казахстане'

Духовные основания современного образования в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
817
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / KAZAKHSTAN / SPIRITUALITY / MORALS / EDUCATION / VALUE / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хасанов М.Ш., Петрова В.Ф., Джаамбаева Б.А.

В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственных ориентиров отечественного образования в свете «Казахстанский путь — 2050». Отмечается, что изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества, когда ведущей мировой тенденцией становится глобализация социальных и культурных процессов. Показано, что духовно-нравственными ориентирами образования должны стать ценности, выдержавшие испытание временем. К ним относятся независимость, национальное единство, мир и согласие в казахстанском обществе, светское общество и высокая духовность, общность истории, культуры и языка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral guides of education in Kazakhstan (Kazakhstan, Almaty)

The article discusses spiritual and moral guides of education as they are presented in the program “Kazakhstan way — 2050.” The authors observe that in the context of social and cultural globalization, the changes in the sphere of education are tightly connected with those in the socio-political and economic life of the international community. The article particularly stresses spiritual and moral guides in education such as independence, national unity, peace and harmony in the Kazakh society, secular society and high spirituality, unity of history, culture, and language

Текст научной работы на тему «Духовные основания современного образования в Казахстане»

ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

М.Ш.Хасанов,

профессор кафедры философии Казахского национального университета имени аль-Фараби,

доктор философских наук Hasanov.marat.41@mail.ru

В.Ф.Петрова,

профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Евразийского технологического университета,

доктор философских наук Verapetrova50@mail.ru

Б.А. Джаамбаева

доцент кафедры философии Казахского национального университета имени аль-Фараби,

кандидат философских наук

В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственных ориентиров отечественного образования в свете «Казахстанский путь — 2050». Отмечается, что изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества, когда ведущей мировой тенденцией становится глобализация социальных и культурных процессов. Показано, что духовно-нравственными ориентирами образования должны стать ценности, выдержавшие испытание временем. К ним относятся независимость, национальное единство, мир и согласие в казахстанском обществе, светское общество и высокая духовность, общность истории, культуры и языка.

Ключевые слова: Казахстан, система образования Казахстана, духовность, нравственность, нравственные ориентиры

УДК 1/14(075.8) ББК 87я73

Духовно-нравственные ориентиры системы образования во многом определяются той ролью, которую выполняют в социуме знания людей, их профессиональные навыки и личностные качества. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Цивилизация достигла новой — информационной (постиндустриальной) ступени своего развития, на которой ведущей мировой тенденцией является глобализация социальных и культурных процессов. Но, наряду с позитивными сторонами, глобализация имеет ряд отрицательных тенденций, которые способны вызвать социальный, экономический, экологический и духовно-нравственный кризис мирового сообщества.

В соответствии со стратегией устойчивого развития современной цивилизации, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, нужна новая концепция образования, отражающая перспективы XXI столетия. В программе ЮНЕСКО «Открытая образовательная система для XXI века» перед молодежью поставлены жизненно важные задачи: учиться быть, учиться знать, учиться делать, учиться жить вместе. Для решения этих задач в Казахстане необходимо учесть те основные духовно-нравственные ориентиры развития образования, которые определены в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана: «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Он отмечает, что развитая страна в XXI веке — это активные, образованные и здоровые граждане. В этой связи Президент ставит вопрос: что нам нужно сделать для этого? Учитывая, что все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы, следует, по его мнению, улучшить качество всех звеньев национального образования.

В плане основных ценностных приоритетов улучшение качества всех звеньев национального образования развития отечественного образования — это осознание своей идентичности, что мы есть казахстанцы, единый народ. У этого народа общая судьба — это Мэцплк Ел, достойный и великий Казахстан. Согласно Н.А. Назарбаеву, «Мэцплк Ел» — это национальная идея общеказахстанского дома, мечта предков. Он полагает, что за годы суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего страны. Президент Республики Казахстан считает, что эти ценности взяты не из заоблачных теорий, они составляют опыт казахстанского пути, выдержавший испытание временем. К ним относятся: независимость Казахстана

и Астана; национальное единство, мир и согласие; светское общество и высокая духовность; общество всеобщего труда; общность истории, культуры и языка. Президент полагает, что данные государствообразующие, общенациональные ценности выражают идейную основу нового казахстанского патриотизма. При этом глава государства призывает учиться жить в сосуществовании культур и религий, быть приверженным диалогу культур и цивилизаций [1].

Формирование вышеназванных ценностей у молодежи должно стать приоритетом воспитательной работы национальной системы образования. Ценностным приоритетам образования уделяют недостаточное, на наш взгляд, внимание в других странах на постсоветском пространстве. Например, рассматривая перманентные процессы реформации в области образования в России, известный педагог Евгений Ямбург с болью отмечает, что на первый план в этой области выходит принцип полезности. Производными от этого принципа оказываются научно-технический прогресс и конкурентоспособность. Под углом этих составляющих определяются цель, содержание и результат образовательного процесса. Здание образования пытаются строить на легких экономических сваях, обходясь без прочного фундамента культуры, хотя весь опыт человечества свидетельствует о том, что залогом неистребимости нации, государства и цивилизации было сохранение и приумножение культуры во всем ее богатстве. Он полагает, что только слепой не увидит, что главная проблема современного человека — его смысловая и ценностная дезориентация. Все иные беды материального и социального свойства — лишь производные от этой глубинной причины [2]. И он совершенно прав.

Действительно, чтобы преодолеть смысловую и ценностную дезориентацию человека переходного общества (к каковым относится и казахстанское общество) надо, в первую очередь, обратиться к культуре. Известно, что культура представляет собой способ обеспечения, организации и совершенствования жизнедеятельности человечества с необходимостью воспроизводимый сменяющимися поколениями. Ядро культуры составляют общечеловеческие ценности, гуманистические идеалы, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Будучи всеобщим явлением, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его личностный рост. В этой связи возникает вопрос, что представляют собой гуманистические ценности, составляющие суть любой культуры,

традиции, нормы которой воспроизводятся и передаются через систему образования.

Понятно, что ценности являются основой социализации и воспитания обучаемого. Выдающийся педагог К.Д.Ушинский отмечал, что искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком теоретически, или практически. Почти все признают, по его мнению, что воспитание требует терпения. Некоторые думают, что для него необходимы врожденная способность и умение, т.н. навык. Однако весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждания наши и могли бы убедить в этом [3, с.11].

Эти специальные знания для воспитания молодежи представлены в различных версиях педагогической антропологии. Одной из таких версий является учение об общечеловеческих ценностях Сатьи Сай Бабы, которое имеет некоторое распространение в Казахстане. Международная организация Сатья Сай является индуистской организацией, которая сочетает в себе религиозные и духовно-просветительские черты. Ее основатель — Сатья Нараяна Раджа родился в 1926 году в штате Андхра Прадеш на юге Индии. В 1940 году принял имя Сатья Сай Баба. В переводе с санскрита слов «Сатья» означает «истина», «Сай» — «мать» и «Баба» — «отец» и в окончательном варианте его имя переводится как «истинные мать и отец». По его утверждению, он является новым воплощением Сай Бабы из Ширди, скончавшегося в 1918 году. Последний активно выступал за индусско-мусульманский диалог и единство в Северной Индии и предсказал, что после своей смерти он вновь родится в 1926 году.

Считая себя воплощением Бога в человеческой форме, Сатья Сай Баба заявляет, что его задача состоит в том, чтобы возродить в людях стремление к духовности, братству и сотрудничеству и восстановить для них прямой путь к богу независимо от их принадлежности к какой-либо религии.

Члены организации должны следовать пяти принципам:

- осознавать божественность внутри себя. «Утверждение Праведности (Дхармы) — вот Моя цель, — учит Сатья Сай Баба. Проповедь Праведности, распространение Праведности — вот Моя задача». Он полагает, что пришел в этот мир, чтобы объединить человечество в одну братскую семью. В этом плане Сатья Сай Баба проводит политику своего предшественника, который хотел установить мир и согласие между индуиста-ми и мусульманами. Реализацию этой политики он пытается осуществить через утверждение межрелигиозного диалога и веротерпимости между двумя крупнейшими индийскими конфессиями. Гуру считает, что это произойдет, когда человечество поймет и осознает, что человек есть чистый дух, и он, по сути, божественен. Очевидно, что в условиях Индии это — наиболее эффективный путь к установлению социально-политической стабильности в обществе:

- стремиться прожить жизнь с любовью, чтобы осознать свою божественность, человек должен вести праведный образ жизни и относиться к своим ближним, всем живым существам с любовью и искренностью. Им выдвинуты принципы Истины (Сатья), Праведности (Дхарма), Мира (Шанти) и Ненасилия (Ахим-са), которые должны руководить всеми мыслями, эмоциями и действиями людей. Краеугольным камнем этих принципов является Любовь. Благодаря Любви человек постигает Истину, стремится к Праведности и Ненасилию и обретает Мир.

- руководствоваться стремлением к уничтожению эго. Любовь проявляется в жизни человека только тогда, когда он уничтожает свое эго, ощущение «Я», «меня» и «мое»; пока это не произошло, он остается эгоцентричным и эгоистичным. Путь духовности — это движение от эгоизма к самоотдаче. Эго расцветает, питаясь нашими мирскими желаниями и привязанностями. Мирские вещи и отношения временны, преходящи. Они не должны быть объектом человеческого внимания. «Будьте в этом мире, но не от мира сего», — говорит Сатья Сай Баба. Желания и привязанность к мирским вещам и отношениям неизбеж-

но ведут людей от счастья к несчастью. В этой связи он говорит: «Счастье есть промежуток между двумя несчастиями»;

- «Служите Богу, служа человеку», — говорит Сатья Сай Баба и призывает всех служить ближним. Своим преданным Он говорит: «Любите всех и служите всем», и Его преданные не должны искать награды в служении, потому что помощь ближнему является Божественным актом. Следуя учению духовного учителя, Его последователи должны посвятить себя любви и служению;

- уважать равно все религии. Он полагает, что пришел в этот мир не для того, чтобы основать новую религию, и не для того, чтобы обратить людей в индуизм или навязать им Свое учение. Сатья Сай Баба старается провести разграничение между религией, как установленной формой поклонения, и духовностью, которая является сущностью любой религии. Он приглашает всех людей прийти и познакомиться с Ним и, вернувшись затем в свою религиозную среду, быть более хорошим христианином, буддистом, мусульманином или приверженцем любой другой веры. По его убеждению, никому не нужно менять свою религию. В любой религии есть Истина. Необходимо только осознать эту Истину. Он говорит: «Пусть существуют разные религии. Пусть они процветают. Пусть славу Бога воспевают на всех языках и на все лады» [4].

Нравственное кредо буддизма в конфуцианстве (а позже и в христианстве), выражено принципом: «Не делай людям того, чего себе не пожелаешь». Согласно Конфуцию, основными чертами характера совершенной личности («благородного мужа») являются гуманность, человечность (жэнь). Предназначение человека общественного состоит в том, чтобы правильно относиться к людям. А это возможно лишь при наличии культуры, образования, воспитания (вэнь). Гармоничное единство и равновесие этих черт в человеке делает его благородным: «Благородными не рождаются, ими становятся». Конфуций учил: существует только одно надежное средство воздействия на других людей, в каком бы ранге человек не находился — безупречность собственного поведения.

В запретах и положительных заповедях Пятикнижия, особенно в Декалоге (десяти заповедях) четыре первых являются собственно религиозными. Шесть последующих — этические нормы поведения (чти отца твоего и мать твою; не убий; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего твоего). Они озвучили моральный кодекс своего и нашего времени.

Известно, что, восприняв эти заповеди Ветхого Завета, христианство дополнило их учением о любви к ближнему, изложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Ее смысл можно выразить нравственной формулой: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Эта же заповедь прописана и в Коране: «Аллах любит тех, кто делает добро; Аллах с теми, кто терпеливо сносит трудности; не делай зла другим, и тебе не сделают зла; если творишь добро, творишь добро для собственной души; если творишь зло, делаешь это самому себе.

Учитывая важную роль Ислама в жизни казахстанского общества, сделаем небольшой экскурс в историю его проникновения в Великую Степь. Начиная с середины VII в. н.э., часть Казахстана и Центральной Азии постепенно включаются в орбиту влияния Арабского Халифата. Это привело к взаимовлиянию культур народов, входящих в состав халифата. К первой половине VIII века по мере распространения и утверждения ислама в Казахстане все большее развитие получают культура, наука и образование. Начинают строиться или вновь отстраиваются города Баласагун, Мерке, Кулан, Тараз, Исфиджаб (Сайрам), Отрар (Фараб), Суюткент, Сауран, Сыганак, Жент, Баршынкент, Туркестан и другие. С появлением городской цивилизации в степи начинается переход от полукочевой культуры к оседлой. Эта номадическая культура дала миру выдающихся ученых, поэтов, философов, историков. Города Туркестан, Тараз, Отрар, Исфиджаб, Сыганак и Дженд со временем стали очагами торговли и ремесел, центрами международной жизни и законодателями интеллектуальной и духовной жизни. Впоследствии в число выдающихся мыслителей и гуманистов мировой цивили-

зации вошли уроженцы Казахстана Абу Наср аль-Фараби, Абу Ибрахим Исхак аль-Фараби, Исмаил аль-Жаухари аль-Фараби, Жамал ад-Дин Саид Туркестани, Ходжа Ахмед Йасауи, Йакуб аль-Женди, Шейх баба Сыгнаки, Мухаммед Хайдар Дулати, Кадыргали Жалайри и другие.

Вначале начала распространяться школа имама Шафиги (717-795), затем ее вытеснила богословско-правовая ханафит-ская школа (мазхаб) суннитского толка, основателем которой называют известного исламского ученого, знатока фикха (свода мусульманских законов) Нугмана ибн Сабит. Имам Агзам Абу Ханифа ан-Нугман ибн Сабит родился в период правления халифата умауилик в 699 году в иракском городе Куфа. Ребенком ему дали имя ан-Нугман, хотя люди стали называть его Абу Ханифой или имамом Агзой. Согласно традиции в Исламе имена великих ученых не произносятся. Их называют святыми, учителями и т.д. Ученые считают, что слово «Ханифа» является названием мазхаба и обозначает «прямой путь». Слово «Абу» означает «отец», а также «владелец, представитель, руководитель, начальник». Иными словами, словосочетание «Абу Хани-фа» можно как «предводитель, руководитель прямого пути». Более половины мусульман мира считаются приверженцами этого мазхаба. Суннитское направление в исламе отличается от шиизма тем, что оно не разделяет идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлет тезис о «божественной» природе Али и праве его потомков на духовное верховенство в мусульманской общине, и не разделяется на секты, а только на мазхабы. В суннизме исторически сложились 4 мазхаба: ханафиты, маликиты, шафииты, ханбалиты, среди которых наиболее гуманным, толерантным являются ханафиты [5].

На развитие духовности ислама очень сильное влияние оказал суфизм, в котором духовность является проявлением любви. Суфизм как важная часть Ислама призывает к «пробуждению сердца» посредством искреннего смирения и поклонения. Одной из главных целей суфизма является поиск внутренней духовной жизни. Джалаладдин Руми считал главным в суфизме любовь и усердие [6]. Потому в Исламе отмечается, что отличительной чертой человека является осознание нравственности и созидательный труд на благо общества, так как по воле Аллаха люди являются Его халифами на земле. Согласно Исламу человеку даровано право на жизнь, чтобы использовать ее во благо и процветание общества. Человеку дарована свобода, чтобы он мог действовать по своему разумению и выбору. Одной из характерных черт искреннего мусульманина является чувство любви к своим братьям и друзьям. Эта высокая любовь не должна быть связана ни с какими-то корыстными интересами, не преследовать никаких эгоистических целей. Для исламского типа любви присущи возвышенность, чистота, глубина и продолжительность.

Проявление любви, общение с людьми является важнейшей обязанностью мусульманина. Любовь является действенным средством, которое помогает донести до людей слово истины. В отличие от науки, в рамках которой истина рассматривается как адекватное отображение предметов, в религии, как и в искусстве, истина рассматривается через призму понятия добра и свободы. Эти ценности можно отнести к числу универсальных ценностей.

Сущность базовых общечеловеческих ценностей универсальна. Они лежат в основе и тюркской, и казахской культуры. По мнению выдающегося средневекового мыслителя аль-Фараби, жители «добродетельного» (идеального) города должны стремиться к умственному и нравственному развитию. Это — прямой путь достижения человеком счастья. Искусство постижения, а значит и достижения счастья, дает знание «божественной науки» — философии. Она, по аль-Фараби, помогает уяснить тесную взаимосвязь понятий счастья, красоты, истины и добра. Реализация в жизни одного без другого немыслима [7].

В энциклопедии Х1 в. «Кутты билик» («Благодатное знание») Ж.Баласагуни, получивший за это произведение звание «министра двора» Караханидов, описал роль и значение различных сфер жизни идеального общества — науки, культуры, полити-

ки, правила поведения представителей различных сословий, философию бытия жителя средневекового государства. Отвечая на вопрос «Что есть счастье», — пишет Баласагуни, — люди дают неверный ответ. Здесь все зависит от того, какова шкала ценностей. Те, что стоят внизу социальной лестницы, исходят лишь из темных и теневых сторон жизни. Правители же отрываются от простого народа и тоже заблуждаются. По Баласагуни, справедливость начинается с законности, с идеи правопорядка. А она предполагает демократию и близость к народу. «Демократическая идея ищет человека, разум и свободу, а это подразумевает в свою очередь человечность, справедливость, верность». Основное место в этом произведении занимают этика, мораль, нравственность, они раскрывают смысл жизни и предназначение человека. Фундаментальную роль он отводит науке и знанию: «Столь добрые блага познаньем даются — в награду разумным стараньям даются». Для Бала-сагуни «знание — эликсир, разум — великолепный дворец...». За красочными образами у него просматривается четкая система ценностных смыслов, где на первое место выдвигаются понятия справедливости, счастья, разума и воздержанности. Чувство справедливости движет людьми в борьбе за свободу от насилия и произвола. Они достигают счастья, когда проявляют заботу об общем благе, «излучают» по отношению к ближним доброту. Добрые дела творятся осознанно: люди руководствуются не только чувствами, но и разумом, занимаясь самопознанием и раскрывая закономерности, взаимосвязи и гармонию бытия. Все люди, кроме двух категорий, равны от рождения и, развивая в себе две главные добродетели — справедливость и человечность — достигнут всеобщего благоденствия. Но «высшая мудрость и крайняя глупость неизменны». Это — «врожденные благородные и урожденные порочные» — исключение из правил среди других элементов социальной системы. Баласагуни писал, что «меч создает государство и подданных, перо (чиновники) устроит государство и упорядочит казну», но к расцвету и благоденствию его путь лежит через преемственность и ретрансляцию культуры, морали, искусства и образования.

Высоких целей можно достичь, опираясь на волю, внутреннюю самодисциплину и самоограничение. Воздержанность, по Баласагуни, проявляется в непритязательности и в соблюдении нравственных устоев общества. Таким образом, круг замкнулся: мораль и нравственность выступают стабилизатором и являются квинтэссенцией человеческой культуры. «Благодатность» знания проявляется в том, что оно формирует человека разумного, справедливого и свободного. Знание же делает человека миролюбивым, верным, гуманным, благим и добрым. Эти ценности, по мнению средневекового мыслителя, пронизаны любовью к людям и природе, которая в свою очередь придает всему сущему высокий гуманистический смысл и духовность. До сих пор не потеряли своей значимости многие изречения Баласагуни: «Человек умирает, но слово его живет»; «Красота ума — во вдумчивом слове, красота языка — в речи, красота человека — в выражении его лица, красота лица — в глазах» [8].

Гуманизм Баласагуни получил развитие в творчестве М.Кашгари, автора трехтомной тюркской энциклопедии «Диван Лугат-ат-Тюрк» («Книга о тюрках» или «Словарь тюркских языков»). В этой книге М.Кашгари — правнук караха-нидского Богра-хана, — описал жизнь двадцати народностей тюрков Средней Азии и Казахстана Х-Х1 вв. и осмыслил этические основы бытия казахского народа.

В ней собран и обобщен огромный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Махмуд Кашгари представил здесь основные жанры тюркоязычного фольклора жителей Средней Азии и Казахстана—обрядовые и лирические песни, отрывки героического эпоса, исторические предания и легенды (в том числе о походе Александра Македонского в район проживания тюрков-чигилей). В книге собраны более 400 пословиц, поговорок и устных изречений, из них 875 слов и 60 пословиц и поговорок, которые без каких-либо изменений вошли в состав казахского языка. В этой энциклопедии тюркской жизни XI века сочетаются традиционные верования казахов (в Тенгри, Жер-Су, Умай) с мусульманскими и суфийскими религиозными взглядами.

В своем посвящении Кашгари пишет: «Эту книгу, я составил в алфавитном порядке, украшал ее пословицами, саджами (рифмованной прозой), поговорками, стихами, раджазами (стихами воинственного содержания) и отрывками из прозы. Я облегчил трудное, разъяснил неясное и трудился годами: Я поместил в ней россыпь из читаемых ими (тюрками) стихов для того, чтобы ознакомить (читателей) с их опытом и знаниями, а также пословицы, которые они употребляют в качестве мудрых изречений в дни счастья и несчастья с тем, чтобы сказитель передавал их передатчику, а передатчик другим. Вместе с этими (словами) я собрал в книге упоминаемые предметы и известные (употребительные) слова и, таким образом, книга поднялась до высокого достоинства и достигла отличного превосходства».

Кашгари приводит обширную терминологию по самым различным областям человеческой деятельности — в практической, религиозной и философской сферах на кыпчакском и общетюркском языках. В поговорках, постулатах и рассуждениях «Словаря...» перед нами в красках предстает жизнь тюрков. Он показал внедренность прототюрков в природу и обосновал роль и значение в их жизни базовых ценностей — таких, как знание и ученость, патриотизм и готовность служить Отечеству, культура и язык, память о земле отцов и могилах предков, доблесть и стремление к мирной жизни. Кашгари обогатил словарный запас казахского языка, разработал и опубликовал в своем словаре систему философских категорий, таких как «сознание», «осознание», «количество», «мера», «скачок», «хаос», «дух», «душа», «тождество», «причина», «противоположность», «изменчивость», «видоизменение», «преемственность», «просвещение» и т.д. Это были подступы к философскому обоснованию духовно-нравственных основ казахского народа.

Высоко оценивает он стремление людей к правде, истине и справедливости, достижение которых немыслимо без верности и милосердия. Он проводит прямые аналогии между материальным и духовным миром, подчеркивая важность и взаимосвязь того и другого начал. Любые деяния людей рассматриваются им с точки зрения нравственных ориентиров, которые заложены в традициях и обычаях тюрков. Он рассуждает о вреде богатства, поскольку на пути к нему человек переступает многие моральные законы: «Богатство — вода, сворачивающая горы, и хозяина оно обязательно свалит с них». По его убеждению, человек должен любить природу, как начало начал, поскольку человек-микрокосм составляет единое целое с макрокосмом; не забывать о чувстве долга; почитать и уважать старших. «Уважение к старшему дает благодать».

В этом не трудно убедиться, прочитав хотя бы следующие отрывки: «Дни времени торопят, истощают силы человека, лишают мир мужей. Таков ведь его (времени) обычай, кроме (этого) здесь — равный удел (всех). Если мир, прицелясь, пускает стрелу, рассекаются вершины гор». «Мой сын, я оставляю тебе в наследство наставления в добродетели. Найдя доброго мужа, следуй ему». «Ночи (и) дни мира проходят (как) странники. Того, с кем пересекутся (их пути), они лишают сил». «Вещи (и) имущество человека — его враги. Собрав (скопив) богатство, думай, что (это) низвергся поток воды — словно валун, катит он своего обладателя вниз». «Все мужи испортились из-за вещей. Увидев имущество, они кидаются (на него), словно гриф на добычу. Они держат свое имущество, заперев (его), сами не пользуются, плача от скупости, они собирают (копят) золото. Из-за имущества, не памятуя о боге, сыновей (своих), родственников они, в самом деле, душат». «Стремись к добродетели, (а) приобретя (ее), не будь гордым». «Только тот, кто сеет, пожинает плоды».

Кашгари приводит обширную терминологию по самым различным областям человеческой деятельности — в практической, религиозной и философской сферах на кыпчакском и общетюркском языках. В поговорках, постулатах и рассуждениях «Словаря...» перед нами в красках предстает жизнь тюрков.

По его мнению, настоящему человеку присущи такие черты, как совестливость, великодушие и гордость. Эти гуманистические ценности были описаны им в работе «Дивани лугат ат тюрк», где дана общая характеристика тюркским народам. Он полагает, что эти ценные качества присущи представителям тюркских народов, народов героических, благовоспитанных,

уважающих старших и верных своим обещаниям. Евразийские номады привнесли в ислам поклонение святым — духу предков, пантеизм, комплиментарность. Все это нашло отражение в суфизме.

Как видно, тюркский мыслитель завещал, что необходимо хранить культуру и язык народа, помнить о земле отцов и могилах предков, проявлять доблесть и стремиться к мирной жизни. Человек должен любить природу, не забывать о чувстве долга, быть почтенным и уважать старших. Ему должны быть присущи такие черты, как совестливость, великодушие и гордость. Кашгари считал, что эти ценные качества равно присущи представителям всех тюркских народов — героических, благовоспитанных, уважающих старших и верных своим обещаниям [9].

Спустя несколько веков описанные в европейских религиозных текстах сходные моральные нормы западной культуры были обобщены И.Кантом. В «Критике практического разума» он подчеркивал, что, если «существует наука действительно нужная человеку, то это та, которая учит — ... подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и оттуда учиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».

Он может быть человеком, опираясь на три максимы (нормы): поступать согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом; в своих поступках исходить из того, что человек — высшая ценность, его нельзя использовать как средство для достижения цели; все поступки должны быть ориентированы на достижение общего блага.

Кант назвал эти нормы моральным законом, категорическим императивом, которым должен руководствоваться в своем поведении каждый.

В недрах казахской культуры «категорический императив» Канта предвосхитил всем своим творчеством и жизненной позицией Абай — как символ и образец высокой духовности. Суть нравственного закона он выразил кратко: «Будь человеком!». К концу своей жизни Абай пришел к выводу, к которому приходят многие. Он замечает: когда обессилел и устал душой, то убеждаешься в бесплодности своих благих стремлений, в суетности и бренности человеческой жизни. Однако его девиз, его категорический императив дал свои всходы и стал нравственным ориентиром для всего казахского народа. Он внес большой вклад в разработку таких ценностей, как вера, любовь и разум, нравственность, совестливость, ответственность, уважение других, любовь к людям, стремление к знаниям. В этом нетрудно убедиться, если обратиться к его книге «Слова назидания» [10].

Конечно, с помощью одной лишь системы образования невозможно решить масштабную мечту (задачу) всех времен и народов об идеальном человеке, о слиянии культурной, научной, религиозной и нравственной человеческих ипостасей. Но образование может сыграть в этом ключевую роль, поскольку на чаше весов системы образования — не только современные реалии, но и вековой опыт евразийской культуры. С этой точки зрения позиции Абая и выдающихся русских философов В.Соловьева, П.Флоренского, Н.Бердяева отличаются, по определению А.Лосева, «весьма характерным, упорным пониманием идеального (духовного) как движущей силы и материального как преображено-слитного с идеальным» [11].

В них обосновывается идея, что духовность должна занимать достойное место в жизни человека. Суть этой идеи в том, что когда живая душа и отзывчивое сердце ведут человека по жизни, тогда и труд его осмыслен, и достаток уместен.

Так, в системе образования Казахстана может быть использован огромный потенциал культурных и нравственных ценностей — от заповедей Будды, призывавшего не убивать ни одного живого существа; не посягать на чужую собственность; не касаться чужой жены; не говорить неправды; не пить вина, — до гуманистических идей (конструктов) российских и западных ученых В.Соловьева, М.Полани, А.Детела и других «любителей мудрости» ХХ-ХХ! вв.

Весь опыт развития воспитательной компоненты системы образования Казахстана свидетельствует о том, что она является важным компонентом сохранения и приумножения культуры

общества во всей ее многогранной целостности. Духовность и нравственность должны определять смысловые и ценностные ориентации людей, когда Казахстан после обретения суверенитета и независимости стал переходить от тоталитаризма к либеральной демократии.

Как видно, мысленно реконструируя зарождение, обоснование и становление основ моральных и нравственных ценностей в культуре разных народов, мы убеждаемся, что из века в век они остаются в принципе неизменными, непреходяща и роль их в жизни отдельного индивида и общества в целом. На заре нашей эры моральные и этические учения озвучивались учителями, пророками и мессиями, а в традиционных обществах — сказителями, певцами и поэтами, в Новое время шкалу ценностей обосновывали мыслители, философы и политики. В наш стремительный век, когда пружина истории сжата до предела, а потребность в моральных и нравственных ориентирах велика как никогда, роль пастыря, мудрого советника, воспитателя и учителя возлагается на образовательную систему.

В этой связи возникает вопрос о воспитательном потенциале т.н. Болонского процесса. До перехода к кредитной технологии обучения, формированию компетентности студента базовыми ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», т.е. ЗУНы. Теперь

акцент сместился на создание таких технологии и методов влияния на личность, которые способны обеспечить баланс между социальными и индивидуальными потребностями. При таком подходе запускается механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), который позволяет студентам самореализоваться в профессиональной, социальной, нравственных сферах, легко адаптироваться в обществе. Формирование компетентности студента в условиях трансформации классического университета в исследовательский университет — это процесс сложный и подчас болезненный, как это и бывает в эпохи перемен. Трансформация вузовской системы образования — явление закономерное, обусловленное, прежде всего, тем, что в условиях постиндустриального развития классический капитализм преобразуется в т.н. «академический капитализм», поскольку основными движущими силами его развития отныне становятся знания и информация. И главной задачей исследовательского университета в рамках этого «академического капитализма» становится преумножение символического и монетарного капитала и его трансформация в «Al-Farabi university smart city» [12]. Задачей такого университета в республике оказывается не только формирование профессональной компетентности, но и воспитание духовно-нравственной культуры студентов, системы ценностных предпочтений.

Литература

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» (Астана, 17 января 2014 года) // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400002014

2. Ямбург Е.Все беды от полузнайства // Известия. — 2005. — 7 апреля.

3. Ушинский К. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Воспитательная работа в школе. — 2004. — № 1. — С.11.

4. Бахтина О. Б. Самопознание как основа нравственно-духовного воспитания в национальной системе образования Республики Казахстан // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 81-83.

5. Шейх Абсаттар хаджи Дербисали. Исламская цивилизация и Казахстан (историко-филологические, теологические исследования, статьи и интервью) / Под общ. ред. М.Ш. Хасанова. — Алматы, Дайк-Пресс, 2010. — 516 с.

6. Руми Джалаладдин. Поэма о скрытом смысле: Избранные притчи. Перевод Наума Гребнева. — М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1986. — 272 с.

7. Аль-Фараби. Философские трактаты. — Алма-Ата: Наука,1972. — 430 с.

8. Баласагуни Ж. Благодатное знание. — М., 1983. — 560 с.

9. Стебелева И. В. Развитие тюркской поэтических форм в XI веке (Диван лугат-ат — турк). М.: Гл. ред. Вост. Лит. Изд. «Наука», 1987. — 299 с.

10. Абай. Слова назидания. — Алма-Ата: Гылым, 1995. — 208 с.

11. Лосев А.Ф. Творческий путь В.Соловьева // Соловьев В. Соч. — Т.1. — М,1986. — С. 21.

12. Аль-Фараби и современность / Под общ. ред. Г.М.Мутанова. — Алматы, 2014. — 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.