Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / ценность / нравственные ценности / образование / student / value / moral values / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яндуркаева Лалита Лемаевна

В статье рассмотрены основные психолого-педагогические аспекты, соблюдение которых позволяет сделать эффективным процесс приобщения студентов к нравственным ценностям. При определении педагогической системы приобщения студентов к нравственным ценностям, автор опирается на опыт ведущих педагогов и психологов. Сказано, что продуктивность данного процесса поможет обеспечить специальная педагогическая система, в основе которой должен лежать комплекс методов, форм и средств, адаптированных к учебно-воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main psychological and pedagogical aspects, the observance of which makes it possible to make the process of introducing students to moral values effective. In determining the pedagogical system of introducing students to moral values, the author relies on the experience of leading teachers and psychologists. It is said that a special pedagogical system will help to ensure the productivity of this process, which should be based on a set of methods, forms and means adapted to educational activities.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ»

6. Широкий, В.А. Универсальные учебные действия: научно-методические подходы к содержанию и структуре / В.А. Широкий // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/universalnye-uchebnye-deystviya-nauchno-metodicheskie-podhody-k-soderzhaniyu-i-strukture (дата обращения: 18.05.2023)

7. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 1989. - 546 с.

8. Юшина, Е.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Елена Владимировна Юшина; [Место защиты: Московский государственный областной университет]. - Мытищи, 2020. -21 с.

9. Яковенко, Т.В. Цифровые компетенции сотрудников ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», участвующих в реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования / Т.В. Яковенко // Международный форум KAZAN DIGITAL WEEK - 2021: Сборник материалов, Казань, 21-24 сентября 2021 года. Часть 1. - Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2021. - С. 438-443. - EDN XJKRQE.

10. Яковенко, К.С. WOOCLAP для учителя / К.С. Яковенко, Т.В. Яковенко // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2022. - № 3,- С. 69-73. - EDN DJSHOG.

Педагогика

УДК 37.013

аспирант кафедры педагогики Яндуркаева Лалита Лемаевна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ

Аннотация. В статье рассмотрены основные психолого-педагогические аспекты, соблюдение которых позволяет сделать эффективным процесс приобщения студентов к нравственным ценностям. При определении педагогической системы приобщения студентов к нравственным ценностям, автор опирается на опыт ведущих педагогов и психологов. Сказано, что продуктивность данного процесса поможет обеспечить специальная педагогическая система, в основе которой должен лежать комплекс методов, форм и средств, адаптированных к учебно-воспитательной деятельности.

Ключевые слова: студент, ценность, нравственные ценности, образование.

Annotation. The article considers the main psychological and pedagogical aspects, the observance of which makes it possible to make the process of introducing students to moral values effective. In determining the pedagogical system of introducing students to moral values, the author relies on the experience of leading teachers and psychologists. It is said that a special pedagogical system will help to ensure the productivity of this process, which should be based on a set of methods, forms and means adapted to educational activities.

Key words: student, value, moral values, education.

Введение. Информационная революция, которая произошла за последние десятилетия в мире привела к существенным изменениям в цивилизационной парадигме, согласно которой ведущие позиции начинают занимать мир человека, мир культуры. Все это связано с необходимостью утверждения в жизни людей гуманистических ценностей [1, С. 451].

Безусловно, все эти изменения детерминировали пересмотр ведущих ориентиров в системе образования на всех этапах, в том числе и на этапе вузовского обучения.

Все цивилизационные изменения детерминировали общие подходы к образованию в целом и к воспитанию в частности.

Воспитание студенческой молодежи является сложной задачей для педагога, и быстрых ее результатов ждать не стоит. К успеху может привести только индивидуальная, целенаправленная, ежедневная работа.

Изложение основного материала статьи. Вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения становится очень важным в современном мире. В образовательном процессе в последние годы в связи с усложнением образовательной программы, введением ФГОС больше внимания уделяется интеллектуальному развитию, чем нравственному воспитанию.

Мир гаджетов и молодёжных журналов сомнительного содержания, телешоу - вот далеко не весь разнокалиберный суррогат молодёжных субкультур. Поэтому современные первокурсники, действительно представляют собой результат всего выше перечисленного. В них мы все больше видим примитивность их интересов, неуважение и равнодушие к окружающим людям, часто даже к родителям. Причина кроется, как нам кажется, в отсутствии у современных выпускников эстетических идеалов, являющихся нравственными ориентирами в жизни. Нет представления о красоте, доброте, любви и т.д.

Принципиально новые условия общественной жизни предъявляют дополнительные требования к подготовке кадров на всех уровнях профессионального образования. Значение культуры непосредственно связано со сферой образования. Образование - это ценность, цель, инструмент и результат реальной жизни человека, главный инструмент культурной преемственности поколений. Будущее цивилизации все больше связывается с внутренним преобразованием личности, его нравственности.

Требования к образованию будущего учителя в настоящее время очень высоки. Помимо формирования профессиональных качеств будущего учителя, важно также формирование личностных качеств будущих учителей, которые будут примером для нового поколения. Учитель - это человек, который имеет желание и способность учить кого-то и чему-то. Конечно, профессия учителя одна из древнейших, она менялась с течением времени, но и сегодня учитель более сильный и мудрый человек, чем вы, у него талант души, много терпения, умение сопереживать и помочь его детям.

Сейчас в современном процессе общего образования, в том числе и дополнительного, остро встает проблема формирования характера и нравственной ответственности, духовность будущего педагога, формируется новая воспитательная система духовной культуры. Изучение истории искусств и стремление стать ее частью самостоятельно, а именно участие в постановке спектаклей, создании музыкальных и литературных композиций, участие в различных творческих вечерах, научно-исследовательская работа в области исследования памятников искусства и др.) формирует высокий моральный дух студентов, патриотизм, Любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, учение о добре, чувство прекрасного, гармонии и внутреннего покоя.

Совокупность нравственных ценностей у студенческой молодёжи может формироваться под влиянием различных факторов, таких как семья, образование, религия, культура и т.д.

Нравственные ценности включают следующие понятия:

• добро,

• правда,

• честность,

• ответственность,

• свобода,

• справедливость и т.д.

Нравственные ценности студента имеют важное значение для его личностного и профессионального развития.

Иными словами, мы ведем речь о способах приобщения студентов к нравственным ценностям:

• через использование воспитательного потенциала изучаемых дисциплин, прежде всего, гуманитарных;

• через применение методов в процесс преподавания учебных дисциплин, которые позволяют сочетать и формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, и приобщение студенческой молодёжи к общечеловеческим ценностям.

Одним из таких методов является кейс-метод. С помощью такого метода можно проводить семинарские занятия со студентами в виде кейсов, содержащих различные задания, в которых студенты соприкоснутся с решением конкретных проблем, требующим как конкретных компетенций, умений и навыков, так и определенных личностных качеств, в том числе и нравственных, отражающих ценностную сферу сознания личности.

Кроме того, в процессе активной практической деятельности, требующей непосредственного взаимодействия не только с преподавателем, но и со своими товарищами, у студентов вырабатывается определенная система ценностей.

Многие мыслители и ученые (Аристотель, H.A. Бердяев, Дж. Дьюи, И. Кант и др.) рассматривали феномен «нравственные ценности», механизмы воспитания, а также ценностные характеристики педагогической деятельности. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в понятие о нравственном человеке [3,С. 622].

Ведущей тенденцией развития современной образовательной системы становится переход к ценностной парадигме. Педагогическая идея уходит от односторонне функционального к целостному представлению об образовании как универсальной ценности. Ориентируясь на эту тенденцию, следует пересмотреть концептуальную систему взглядов, интегрирующих аксиологические основания традиционных и инновационных процессов.

Большое внимание исследователей к проблемам нравственности, заложенное в работах С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович и др.

Факторы нравственного развития могут быть внутренними или внешними, индивидуальными или социальными, биологическими или культурными и т.д. Среди факторов нравственного развития можно выделить следующие:

- генетический фактор: наследственные особенности личности, такие как темперамент, характер, способности и т.д., которые влияют на ее эмоциональную реакцию, мотивацию, ценностные ориентации и т.д.;

- семейный фактор: воспитание и образование в семье, общение с родителями и близкими, примеры нравственного поведения и отношения, передача семейных традиций и ценностей и т.д.;

- образовательный фактор: обучение и воспитание в учебных заведениях, общение с учителями и одноклассниками, изучение различных дисциплин и культур, формирование навыков критического мышления и саморазвития и т.д.;

- религиозный фактор: принадлежность к определенной религии или вероисповеданию, знание и соблюдение религиозных норм и заповедей, участие в религиозных обрядах и практиках, развитие духовности и морали и т.д.;

- культурный фактор: принадлежность к определенной нации, этносу или социальной группе, знание и уважение культурных особенностей и ценностей других народов, формирование культурной идентичности и толерантности и т.д.;

- исторический фактор: знание и понимание истории своего народа и человечества в целом, осознание своей принадлежности к определенной эпохе и цивилизации, учет влияния исторических событий и личностей на нравственное развитие человека и т.д.

Формирование нравственных ценностей у студентов является сложной педагогической задачей. В связи с тем, что педагогическая практика многих вузов больше нацелена на углубленное изучение специальных предметов, связанных с будущей профессиональной деятельностью, нравственным ценностям студента в ходе обучения практически не уделяется внимания [2, С. 149-151].

Тем самым становится актуальной такая перестройка учебного процесса и организации внеучебной деятельности, которая будет содействовать приобщению студентов вуза к нравственным ценностям [6].

Нравственность играет определяющую роль при социализации подрастающего поколения. Молодёжь, являясь членами общей социальной системы, должна уметь согласовывать свою жизнедеятельность поведение с другими членами сообщества в соответствии с принятыми в данном обществе моральными нормами.

Нравственность - значимый фактор, регулирующий поведение современной городской молодёжи в границах дозволенного, выражающий меру, долг, добро, зло, ответственность.

Нравственность обладает волевыми свойствами, отражает индивидуальные и коллективистские интересы. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы......

При рассмотрении нравственной составляющей развития духовного потенциала современной городской молодёжи социология даёт возможность составить общее представление о нравственности, измерить её результаты, учитывая объективные факторы развития и формирования нравственности. Социологические исследования дают возможность определить стратегии развития современного общества через нравственное развитие современной молодёжи, создание модели идеального гражданина.

Духовность и нравственность - важнейшие характеристики современной молодёжи. Духовность можно определить, как устремлённость современной молодёжи к избранным целям, как ценностную характеристику сознания. Нравственность же -как совокупность общих принципов поведения молодых людей по отношению друг к другу и обществу. «Сочетаясь друг с другом, они являются основой личности, где духовность будет основой нравственности. Нравственность является содержанием духовности». Духовность, нравственность личности следует рассматривать как системное интегративное качество личности, обеспечивающее целостность личности и устремление её к духовно-нравственному саморазвитию. Понятия нравственности и морали связаны с поведением современных молодых людей и его оценкой, с сознанием обязанности молодого человека перед другими людьми. Нравственный потенциал молодёжи включает в себя широкий спектр ценностей.

Это знания, мировоззренческие и нравственные принципы, установки для руководства практической деятельностью, обычаи, традиции населения города, их эстетические вкусы, художественные ценности, создаваемые и потребляемые горожанами и городской молодёжью. Особенность молодежи в том, что она одновременно выступает и объектом, и субъектом процесса социализации. Поэтому, какие ценности современное общество сформирует у молодежи сегодня, такие

ценности, преломленные молодежью через собственное сознание, она и будет воспроизводить на последующие поколения. Именно в том и заключены основы развития общества. Тем более, что современная ситуация в российском обществе характеризуется тем, что старые ценности оказались разрушенными, а новые до сих пор не сложились в качестве общепризнанных (H.H. Уварова [6]).

Важной составляющей нравственного потенциала современной городской молодёжи является патриотизм. Патриотизм - это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются поколениями. Настоящий патриотизм -это борьба за лучшее будущее народа, то есть за прогресс во всех сферах жизни общества. Патриотизм - это духовная ценность, которая является элементом системы ценностей современной молодёжи. Поэтому в структуре нравственного потенциала современной молодёжи нас интересуют ценности патриотизма как выражение любви к своей Родине, уважение к её истории и культуре. От реализации этой ценности зависит социальная активность современной молодёжи, выбор места жительства, работы, моделей поведения.

Но хотелось бы особо отметить, что процесс воспитания молодёжи будет протекать эффективно только в том случае, когда преподаватели высшей школы будет это делать методически грамотно, использую современные средства, методы, технологии (L.A. Filimonyuk, L.V. Khalyapina, К.А. Chebanov [7]).

Выводы. Нравственное развитие личности - сложный диалектический процесс взаимодействия объективных условий (влияние социальной среды, социального общения) и субъективных факторов - целенаправленного воспитательного воздействия.

Помимо нравственного развития важнейшим процессом в формировании и развитии духовного потенциала современной городской молодежи является нравственное воспитание, под которым мы подразумеваем целенаправленное социально-духовное взаимодействие воспитателя и воспитуемого в процессе разнообразной деятельности для формирования у воспитуемого нравственного поведения, нравственных понятий, убеждений и черт характера.

Для успеха нравственного воспитания молодого человека, необходимо пробудить его к нравственному самоопределению, т.е. к тому, чтобы у него самого возникло органическое желание руководствоваться общечеловеческими нравственными принципами; стремление к милосердию, состраданию, сопереживанию стало внутренней сущностью, внутренней потребностью. Мы определяем воспитание как систему обучения или подготовки с целью достижения определённой цели.

Литература:

1. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека: монография / O.A. Павловская, В.В Старостенко, Л.Н. Владыковская [и др.]. - Минск: Белорусская наука, 2011,- 451 с.

2. Мирзоев, Ш.А. Морально-этический кодекс современного работника инженерно-технического профиля / Ш.А. Мирзоев, З.Т. Ахмедова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 5. - С. 149-151

3. Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова В.П. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010.-622 с.

4. Хабибуллин, Р.Г. Обоснование модели формирования нравственных качеств будущих офицеров / Р.Г. Хабибулин // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». -2009. -№ 1(15). - С. 128-131

5. Шутенко, E.H. Основные компоненты самореализации студентов в процессе вузовской подготовки / E.H. Шутенко // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. - 2012. - № 12(20). - С. 1-16

6. Уварова, H.H. Роль вуза в формировании у современного студенчества ценностного отношения к институту семьи / H.H. Уварова // Вестник университета. - 2010. - № 21. - С. 120-122

7. Filimonyuk, L.A. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course / L.A. Filimonyuk, L.V. Khalyapina, K.A. Chebanov, [etc.] H Journal of Fundamental and Applied Sciences.-2018,-T. 10. -№ 5S.-C. 1007-1019

Психология

УДК 371.9

кандидат педагогических наук, доцент Баженова Юлия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ-ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

КЛАССОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования Я-концепции подростков-обучающихся психолого-педагогических классов. Актуальность проблемы исследования обусловлена идеей государственной политики в сфере образования об увеличении количества психолого-педагогических классов в общеобразовательных организациях. Допрофессиональная подготовка подростков требует особого подхода при организации психолого-педагогического сопровождении и выбора моделей обучения. Подростковый возраст характеризуется большим количеством новообразований практически во всех аспектах развития личности, становлением чувства взрослости и активным развитием самосознания, что находит отражение в специфике Я-концепции как целостном когнитивно-аффективном образовании, отражающим представления о себе. Закрепившиеся в содержании Я-концепцииподростка представления о себе как о слабом, беспомощном, неспособном противостоять реалиям окружающего мира индивидууме, способствуют закреплению зависимых или конфликтных тенденций в отношениях с окружением, тогда как формирование позитивного содержания Я-концепции во многом обеспечивает настоящее и будущее психологическое благополучие личности, что и определяет актуальность рассмотрения особенностей Я-концепции подростков. Материалы данной статьи представляют интерес для специалистов, занимающихся реализацией проект «Профильные психолого-педагогические классы».

Ключевые слова: психолого-педагогические классы, профильные психолого-педагогические классы, непрерывное образование, подросток, подростов-обучающийся психолого-педагогических классов, Я-концепция, самооценка.

Annotation. The article presents the results of a study of the Self-concept of adolescents studying psychological and pedagogical classes. The relevance of the research problem is due to the idea of state policy in the field of education about increasing the number of psychological and pedagogical classes in general education organizations. Pre-professional training of adolescents requires a special approach in the organization of psychological and pedagogical support and the choice of learning models. Adolescence is characterized by a large number of neoplasms in almost all aspects of personality development, the formation of a sense of adulthood

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.