Научная статья на тему 'Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в современной социокультурной среде'

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в современной социокультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2042
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ИДЕАЛЫ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / SPIRITUALITY / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / IDEALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлызова И. В.

Цель исследования: изучение проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи. В соответствии с целью поставлены задачи: на основе анализа научной литературы раскрыть сущность и специфику духовно-нравственного воспитания молодежи; выявить психолого-педагогические принципы духовно-нравственного воспитания молодежи; раскрыть функции образовательного учреждения, способствующие духовно-нравственному воспитанию молодежи. Для решения поставленных задач используются следующие методы: историко-педагогическое исследование, анализ историко-педагогического факта, сравнительный анализ, синтез, систематизация полученных результатов, тестирование. Сделан вывод о том, что духовно-нравственное воспитание эффективнее всего осуществляется в рамках гуманно ориентированного образования. В связи с этим возникает необходимость расширить диапазон возможностей образовательного учреждения, в значительной мере усовершенствовать педагогический процесс по духовно-нравственному воспитанию в условиях гуманизации образовательного процесса, содействовать гармоничному развитию молодежи путем приобщения ее к истокам менталитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN MODERN SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT

Research objective: studying a problem of spiritual and moral education of youth. In accordance with the goal, the tasks are set: on the basis of the analysis of scientific literature to reveal the essence and specificity of spiritual and moral education of young people; to identify psycho-pedagogical principles of spiritual and moral education of young people; to open the functions of educational institution promoting spiritual moral education of youth. Methods used to solve the set tasks: historical and pedagogical research, analysis of historical and pedagogical fact; comparative-historical; systematization of the results obtained, testing. The author concludes that spiritual and moral education is most effectively carried out within the framework of human-oriented education. Therefore, there is a need to expand the range of opportunities of the educational institution, to significantly improve the pedagogical process on spiritual and moral education in conditions of humanization of the educational process, to promote the harmonious development of young people by introducing them to the origins of mentality.

Текст научной работы на тему «Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в современной социокультурной среде»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 37.017.7 Б 01: 10.24411/2071-6427-2020-10021

Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в современной социокультурной среде

Цель исследования: изучение проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи. В соответствии с целью поставлены задачи: на основе анализа научной литературы раскрыть сущность и специфику духовно-нравственного воспитания молодежи; выявить психолого-педагогические принципы духовно-нравственного воспитания молодежи; раскрыть функции образовательного учреждения, способствующие духовно-нравственному воспитанию молодежи. Для решения поставленных задач используются следующие методы: историко-педагогическое исследование, анализ историко-педагогического факта, сравнительный анализ, синтез, систематизация полученных результатов, тестирование. Сделан вывод о том, что духовно-нравственное воспитание эффективнее всего осуществляется в рамках гуманно ориентированного образования. В связи с этим возникает необходимость расширить диапазон возможностей образовательного учреждения, в значительной мере усовершенствовать педагогический процесс по духовно-нравственному воспитанию в условиях гуманизации образовательного процесса, содействовать гармоничному развитию молодежи путем приобщения ее к истокам менталитета.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовность, духовно-нравственные ценности, идеалы.

И. В. Хлызова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Московского государственного областного университета E-mail: hlizova_iv@mail.

Irina V. Khlyzova

PhD (Education), Associate professor of the Chair of pedagogy, Moscow Region State University, Russia

Как цитировать статью: Хлызова И. В. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в современной социокультурной среде // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). С. 23-31.

В современном мире динамично изменяются моральные и духовно-нравственные ценности и идеалы людей. Общество переживает духовно-нравственный кризис. Основными становятся материальные ценности. В связи с этим духовно-нравственное воспитание молодежи является основополагающей проблемой, стоящей перед обществом и государством. Современное общество должно понимать, что в случае, если оно не будет подходить к вопросу воспитания духовно-нравственных ценностей у молодежи со всей серьезностью, то в будущем могут возникнуть большие проблемы. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, отсутствуют духовные общественные идеалы, вследствие чего возрастает бездуховность общества.

Л. Н. Толстой, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Ш. А. Амонашвили, А. Я. Данилюк, П. Ф. Лесгафт, В. И. Максакова, К. И. Никонов, Н. И. Пирогов, В. С. Сухомлинский, В. А. Сластенин большое внимание уделяют проблеме духовно-нравственного воспитания и рассматривают ее в разных аспектах — духовности личности и пути повышения ее нравственности, усвоения духовных и нравственных норм и ценностей жизни. Духовно-нравственное воспитание молодежи выступает основой для дальнейшего развития человека — активного члена человеческого общества.

Чтобы понять, что такое духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, нужно в первую очередь обозначить такие понятия, как духовность, нравственность и воспитание, а также выяснить, почему духовно-нравственное воспитание является педагогической проблемой.

Духовность — это состояние внутреннего мира человека.

Согласно словарю Владимира Ивановича Даля [7], духовность имеет прямое отношение к духу, человеческой душе.

Духовность выражается в намерении человека совершенствовать свои взаимоотношения с окружающими на основе добра, любви, истины, гармонии. Источником духовности является совесть человека. Проявляется духовность через нравственность человека.

Духовно-нравственное воспитание способствует становлению у человека таких нравственных чувств, как патриотизм, гражданственность, совесть, долг перед родителями, ответственность за свои слова и поступки; таких черт нравственности, как терпение, милосердие; нравственной позиции в противоборстве злу, в проявлении любви; нравственного поведения, проявляющегося в готовности служения Отечеству, в про-

явлении доброго отношения к окружающим людям [1; 2; 3; 4; 7].

Духовно-нравственное воспитание, с нашей точки зрения, не только способствует формированию внутреннего духовного стержня человека, но и, безусловно, влияет на взаимоотношения человека с окружающим миром, на его этическое развитие и на гражданскую позицию, на особенности формирования мировоззрения.

Говоря о духовно-нравственном воспитании, нельзя не отметить, что человека нужно рассматривать как триединую сущность, включающую в себя три основных компонента: тело, душу и дух. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны между собой, образуют триединство. Духовное развитие человека опирается на его физическое и психическое развитие.

Основой духовно-нравственного воспитания человека является менталитет, вбирающий в себя ценностные ориентации народа, особенности его культуры, религии, мироощущения, мировоззрения, мировосприятия, сформировавшиеся на глубоком психологическом уровне подсознания.

Духовно-нравственное воспитание — это приобщение человека к духовности, нравственности.

В современном мире, где часто можно встретить проявления жестокости, все больше и больше возрастает роль духовности и нравственных ценностей в воспитании человека.

Педагог, имеющий возможность влияния на субъект, должен уделять духовно-нравственному воспитанию первостепенное значение. Именно педагог может прививать субъекту чувство патриотизма, социальную активность, гуманизм и другие положительные качества личности.

Решающим фактором в нравственном воспитании молодежи является личный пример педагога. Если взаимоотношения между педагогом и воспитанниками характеризуются гуманизмом, душевностью, отзывчивостью, заботой, то данный фактор будет способствовать духовно-нравственному развитию молодежи.

Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи отводится гуманно ориентированному образованию. Ценности начинают формироваться в семье. Но наибольшее развитие получают в рамках образовательных учреждений. Это связано с особенностями психического развития человека и влиянием социального окружения.

Молодежь наиболее восприимчива к духовно-нравственному развитию и воспитанию именно в гуманно ориентированном образовании,

основной нравственной ценностью которого является гуманизм.

Содержанием духовно-нравственного воспитания являются ценности, хранимые в культурных, семейных, этических и социальных традициях. Многие ценности формируются еще в детстве и передаются из поколения в поколение. Традиционными источниками духовно-нравственного воспитания являются:

1. Патриотизм.

2. Социальная солидарность — единство (группы или класса), которое порождает единство интересов, задач, стандартов и взаимопонимание или же основывается на них.

3. Гражданственность — осознание человеком своей принадлежности к обществу, в котором он живет, осознание своих прав, обязанностей по отношению к обществу, знание норм морали и закона и умение их соблюдать.

4. Честь и достоинство.

5. Любовь.

6. Доверие.

7. Дружба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи.

8. Семья — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками: добровольностью вступления в брак; общностью быта. Дети должны почитать родителей и проявлять заботу о старших.

9. Человечность — система нравственных и социальных установок, предполагающая проявление сочувствия к людям, оказание помощи, непричинение страданий.

Процесс интериоризации базовых ценностей человека в личностные ценностные смысловые категории и ориентиры требует включения в ситуацию выбора ценностного смысла и определения отношения к ней.

Если рассмотреть ценностные основы духовно-нравственного воспитания молодежи, то мы увидим такие направления, как:

- воспитание ценности здорового образа жизни, здоровья;

- воспитание ценности обучения;

- воспитание ценности трудолюбия;

- воспитание ценностного отношения к Земле, к природе родного края;

- воспитание ценностного отношения к Родине и т.п. Можно сказать, что ориентир в виде системы ценностных координат представляет собой идеал воспитания человека. Современный идеал воспитания человека вбирает в себя основополагающие ценности предыдущих эпох: гуманизм, патриотизм, социальную активность, и одновременно с этим содержит в себе ценности современной эпохи.

Исходя из тестирования молодежи (будущих педагогов, студентов 1 и 2 курса) по методике Рокича, терминальными ценностями являются: интересная работа, материально обеспеченная жизнь, наличие верных друзей, свобода, удовольствия (см. рисунок 1).

■ 1 курс ■ 2 курс

Рисунок 1. Сравнительная характеристика терминальных ценностей по методике Рокича будущих педагогов (студентов 1 и 2 курса)

На духовно-нравственное воспитание молодежи влияют некоторые факторы.

Первая группа факторов — личностные. Среди них — отношение к личности (в том числе к себе), настроение и трудолюбие, а также стремление к взрослости.

Вторая группа — социальные факторы. К данной группе факторов относятся: образовательные организации, семья, друзья, средства

массовой информации.

Большое влияние на духовно-нравственное воспитание молодежи оказывают средства массовой информации. В соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями происходит идентификация собственного образа с образом антигероя, с антиповедением и с определенным стилем жизни, не соответствующим менталитету России. Фильмы как объективно, так и субъективно воздействуют на человека, подменяют его менталитет.

Ценностные ориентации регулируют поведение личности, ее действия, поступки, поэтому так необходимо уделять значительное внимание духовно-нравственному воспитанию молодежи и ориентироваться на следующие психолого-педагогические принципы духовно-нравственного воспитания [10]:

- принцип гуманизма (каждый человек — ценность, поэтому необходимо проявлять любовь, милосердие, заботу, стремление помочь в беде);

- принцип личностного подхода в группе (личность дорожит принадлежностью к социальной группе и принимает ее ценностные ориентации);

- принцип ведущей деятельности (каждой возрастной группе соответствует определенный ведущий вид деятельности, который формирует ценностные ориентации человека);

- принцип системного подхода (ценностные ориентации формируются в гуманистической системе);

- принцип социальной активности и инициативы (направленность на самоуправление, рефлексию);

- принцип комплексного подхода и целостности (единство гражданского, духовного, трудового и нравственного воспитания).

Духовные и гражданские ценности нашего общества посредством воспитания ценностных ориентаций личности превращаются в личностные ценности субъектов воспитания.

Осознание субъектом воспитания личностных ценностей способствует формированию духовно-нравственной стабильности личности. Восприятие жизни субъектом воспитания через личностные ценности способствует развитию гуманности, чувства долга, ответственности и нравственному определению в различных жизненных ситуациях.

Помимо психолого-педагогических принципов можно выделить

некоторые функции образовательного учреждения, способствующие духовно-нравственному воспитанию молодежи [5]:

- воспитание нравственных ценностей (данная функция представляет собой специально организованный гуманно ориентированный процесс образовательной деятельности и включает в себя образцы поведения, способствует гражданскому и личностному росту субъекта. Образцом поведения для субъекта может стать личность, кумир или же герой любимой книги. Педагог должен подавать личный пример и во время занятий давать материал с примерами высокого нравственного поведения, которые могут заинтересовать субъекта воспитания);

- индивидуализация (данная функция представляет собой процесс становления «Я-образа», духовного мира личности, реализации социальных ролей и отношений, основываясь на психическом и социальном опыте субъекта воспитания, а также на опыте других людей и предшествующих поколений);

- психолого-педагогическая поддержка (данная функция проявляется в помощи при решении индивидуальных проблем, связанных с психофизическим и моральным здоровьем, обучением, воспитанием, корректировке межличностных отношений и межличностного общения).

Одним из ценностных направлений духовно-нравственного воспитания является проявление гуманности субъектов образовательного процесса.

В образовательном учреждении значительную роль играют гуманистические основы профессиональной деятельности педагога. В условиях масштабных преобразований, проблема гуманизации образования требует к себе особого внимания.

Сейчас очень важно, чтобы педагог обладал такими качествами, как гуманизм, доброжелательность и готовность помочь субъекту образовательного процесса в трудную минуту. Именно гуманистическая педагогика помогает педагогу найти общий язык с субъектами образовательного процесса, помочь им найти свои нравственные идеалы, получить право «на свободное развитие».

Значительные ресурсы духовно-нравственного воспитания содержатся в гуманизации образования. В качестве ее механизмов выступают непосредственное общение, деятельность и порожденные ими взаимо-

отношения и взаимодействия [8; 9].

Гуманизация образования как основа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения предполагает выстраивание отношений в образовательной среде на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

Таким образом, обобщая проблему духовно-нравственного воспитания молодежи, можно сделать вывод, что эффективнее всего оно осуществляется в рамках гуманно ориентированного образования. Для современного общества характерно искажение базовых ценностей и подмена их материальными индивидуалистическими «ценностями». В связи с этим возникает необходимость расширить диапазон возможностей образовательного учреждения, в значительной мере усовершенствовать педагогический процесс духовно-нравственного воспитания в условиях гуманизации образовательного процесса, содействовать гармоничному развитию молодежи путем приобщения к истокам менталитета, к сокровищам духовной культуры народа.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.

2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13-ти т. Т. I. М.: Изд-во АН СССР, 1953. 457 с.

3. Вентцель К. Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов. М.: Профессиональное образование, 1993. 172 с.

4. Водовозов В. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. 236 с.

5. Володина О. В. Развитие идей гуманистической педагогики в России // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. № 7 (82). С. 142-150.

6. Даль В. И. Толковый словарь [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/ dict/dal/%D0%B4%D1%83%D 1 %85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D 1%81 (дата обращения: 19.04.2020).

7. Добролюбов Н. А. Литературная критика. Статьи и рецензии // Полное собрание сочинений / под общ. ред. П. И. Лебедева-Полянского. В 6-ти т. Т. 1. М.; Л.: ГИХЛ, 1934. 675 с.

8. Иванова С. В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия // Ценности и смыслы. 2010. № 2. С. 91-109.

9. СабекияР. Б., Аскарова Г. Б. Гуманистическое образование ребенка // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 11-2. С. 260.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 19.04.2020).

PROBLEMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN MODERN SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT

Research objective: studying a problem of spiritual and moral education of youth. In accordance with the goal, the tasks are set: on the basis of the analysis of scientific literature to reveal the essence and specificity of spiritual and moral education of young people; to identify psycho-pedagogical principles of spiritual and moral education of young people; to open the functions of educational institution promoting spiritual moral education of youth. Methods used to solve the set tasks: historical and pedagogical research, analysis of historical and pedagogical fact; comparative-historical; systematization of the results obtained, testing. The author concludes that spiritual and moral education is most effectively carried out within the framework of human-oriented education. Therefore, there is a need to expand the range of opportunities of the educational institution, to significantly improve the pedagogical process on spiritual and moral education in conditions of humanization of the educational process, to promote the harmonious development of young people by introducing them to the origins of mentality.

Keywords: spiritual and moral education, spirituality, spiritual and moral values, ideals.

References

• Amonashvili Sh. A. Razmyshleniya o gumannoj pedagogike. M.: Izdatel'skij dom Shalvy Amonashvili, 1995. 496 s. [In Rus].

• Belinskij V. G. Polnoe sobranie sochinenij. V 13-ti t. T. I. M.: Izd-vo AN SSSR, 1953. 457 s. [In Rus].

• Dal' V.I. Tolkovyj slovar' [Elektronnyj resurs]. URL: https://gufo.me/dict/dal/%D0%B4% D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81 (data obrashcheniya: 19.04.2020). [In Rus].

• Dobrolyubov N. A. Literaturnaya kritika. Stat'i i recenzii // Polnoe sobranie sochinenij / pod obshch. red. P. I. Lebedeva-Polyanskogo. V 6-ti t. T. 1. M.; L.: GIHL, 1934. 675 s.

• Ivanova S. V. Gumanizaciya obrazovaniya: celi, zadachi i usloviya // Cennosti i smysly. 2010. № 2. S. 91-109. [In Rus].

• Sabekiya R. B., Askarova G. B. Gumanisticheskoe obrazovanie rebenka // Mezhdu-narodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2016. № 11-2. S. 260. [In Rus].

• Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r g. Moskva // Rossijskaya gazeta [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashcheniya: 19.04.2020). [In Rus].

• Ventcel' K. N. Svobodnoe vospitanie: sbornik izbrannyh trudov. M.: Professional'noe obra-zovanie, 1993. 172 s. [In Rus].

• Vodovozov V. I. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. M.: Izdatel'stvo Akademii peda-gogicheskih nauk RSFSR, 1958. 236 s. [In Rus].

• Volodina O. V. Razvitie idej gumanisticheskoj pedagogiki v Rossii // Izvestiya Volgo-gradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. № 7 (82). S. 142-150. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.