Научная статья на тему 'Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания студентов педагогических профилей'

Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания студентов педагогических профилей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПРИНЦИПЫ / ФОРМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ГОСТИНЫЕ / COMPETENCIES / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ORTHODOX TRADITIONS / PRINCIPLES / FORMS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ORTHODOX LIVING ROOMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастюк О.В.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью развития системы духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях. Основная цель статьи заключается в разработке предложений, направленных на повышение эффективности процессов духовно-нравственного воспитания студентов педагогических профилей. Авторами проанализированы основные положения и результаты реализации культурно-образовательной программы Северо-Восточного государственного университета «Православная Колыма». На основании исследования определены принципы и наиболее эффективные методы и инструменты духовно-нравственного воспитания студентов педагогических профилей. Приводятся результаты авторского социологического исследования, в ходе которого были опрошены молодые педагоги, выпускники педагогического факультета участники культурно-образовательной программы. Исследование позволило выявить необходимость проведения практических семинаров для педагогов с целью знакомства их с новыми формами работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Статья предназначена для преподавателей вузов, студентов педагогического профиля, ученых и исследователей в области педагогики и духовно-нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пастюк О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL PROFILES

The relevance of the article is due to the need to develop a system of spiritual and moral education in educational institutions. The main goal of the article is to develop proposals aimed at improving the efficiency of the processes of spiritual and moral education of students of pedagogical profiles. The authors analyzed the main provisions and results of the implementation of the cultural and educational program of the North-Eastern State University «Orthodox Kolyma». On the basis of the implemented, the principles and the most effective methods and tools of spiritual and moral education of students of pedagogical profiles are determined. The results of the author's sociological study are presented, during which young teachers, graduates of the pedagogical faculty and participants in the cultural and educational program were interviewed. The study revealed the need for practical seminars for teachers in order to familiarize them with new forms of work on the spiritual and moral education of the younger generation. The article is intended for university teachers, pedagogical students, scientists and researchers in the field of pedagogy and spiritual and moral education.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания студентов педагогических профилей»

УДК 378.147

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФИЛЕЙ

О.В. Пастюк

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью развития системы духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях. Основная цель статьи заключается в разработке предложений, направленных на повышение эффективности процессов духовно-нравственного воспитания студентов педагогических профилей. Авторами проанализированы основные положения и результаты реализации культурно-образовательной программы Северо-Восточного государственного университета «Православная Колыма». На основании исследования определены принципы и наиболее эффективные методы и инструменты духовно-нравственного воспитания студентов педагогических профилей. Приводятся результаты авторского социологического исследования, в ходе которого были опрошены молодые педагоги, выпускники педагогического факультета - участники культурно-образовательной программы. Исследование позволило выявить необходимость проведения практических семинаров для педагогов с целью знакомства их с новыми формами работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Статья предназначена для преподавателей вузов, студентов педагогического профиля, ученых и исследователей в области педагогики и духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: компетенции, духовно-нравственное воспитание, православные традиции, принципы, формы духовно-нравственного воспитания, православные гостиные.

IMPROVEMENT OF THE PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL PROFILES

O. Pastuyk

Abstract. The relevance of the article is due to the need to develop a system of spiritual and moral education in educational institutions. The main goal of the article is to develop proposals aimed at improving the efficiency of the processes of spiritual and moral education of students of pedagogical profiles. The authors analyzed the main provisions and results of the implementation of the cultural and educational program of the North-Eastern State University «Orthodox Kolyma». On the basis of the implemented, the principles and the most effective methods and tools of spiritual and moral education of students of pedagogical profiles are determined. The results of the author's sociological study are presented, during which young teachers, graduates of the pedagogical faculty and participants in the cultural and educational program were interviewed. The study revealed the need for practical seminars for teachers in order to familiarize them with new forms of work on the spiritual and moral education of the younger generation. The article is intended for university teachers, pedagogical students, scientists and researchers in the field of pedagogy and spiritual and moral education.

Keywords: competencies, spiritual and moral education, Orthodox traditions, principles, forms of spiritual and moral education, Orthodox living rooms.

Несмотря на то, что во втором десятилетии XXI века большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения - данный вопрос, по-прежнему, не теряет своей остроты. Сегодня в молодежной среде искажены многие нравственные ориентиры, возможно, именно поэтому люди старшего поколения обвиняют молодежь в излишней агрессивности, бездуховности и в отсутствии чувства патриотизма.

В данном контексте целесообразно акцентировать внимание на том, что проблема духовности молодежи является многоплановой и межпредметной, поскольку рассматривается в культурологии, истории, психологии, философии и православной литературе. Е.П. Белозерцев, В.М.

Кларин, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, Т.В. Склярова и многие другие ученые посвятили свои исследования вопросу повышения духовной нравственности молодого поколения россиян [8].

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания будущих педагогов обусловливается следующими положениями, представленными на рисунке 1 [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что особое внимание следует уделять духовно-нравственному воспитанию именно будущих педагогов, поскольку, окончив вуз, они будут работать в образовательных организациях, где их обязанностью станет повышение нравственного уровня молодежи от дошкольников до старшеклассников.

Рисунок 1. - Положения, подтверждающие актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания будущих педагогов

Можно констатировать, что будущим педагогам еще на ступени студенчества необходимо осмыслить опыт культуры своего народа и интегрировать его в современную систему образования с целью решения государственных задач в деле духовно-нравственного и культурного воспитания детей, подростков и молодежи.

Нельзя не отметить и то, что знакомство студенчества с традициями своего народа и православной историей своего края - это ключевой культурообразующий фактор, от которого зависит не только духовное здоровье нации, но и территориальная целостность государства [2].

По нашему мнению, значительным потенциалом в решении обозначенной проблемы является разработка культурно-образовательных программ, предполагающих сотрудничество образования, культуры и Русской Православной Церкви, что позволит поднять духовно -нравственное воспитание на более высокий уровень.

Проанализируем дефиницию «духовно-нравственное воспитание».

В Словаре русского языка С.И. Ожегова даны следующие определения:

- нравственность - это духовные, внутренние качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, этические нормы, определяемые этими качествами [4];

- духовность - относится к умственной деятельности, к области духа [5].

Духовность всегда являлась центральной характеристикой личности человека. Но для того, чтобы духовность стала реальным качеством

характера, необходимо постоянное духовное развитие человека [1].

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что целью духовно-нравственного воспитания является духовно-нравственное развитие человека на основе его всестороннего развития.

В своих исследованиях В.М. Меньшиков выделяет следующие задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения:

1. Воспитание цельной личности, понимающей и принимающей свои обязанности перед обществом и окружающими.

2. Оказание педагогом в процессе воспитания поддержки своему подопечному в обретении реальных способов самоутверждения в социуме на основе понимания устоев культуры, а также путей духовно-нравственного развития личности.

3. Возрождение классического образа семьи как святыни, а также воспитание традиционной семейной и бытовой культуры.

4. Воспитание достойного гражданина, любящего свою родину, формирование патриотического сознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству.

5. Освоение высших духовных образцов отечественной культуры, бережное отношение к историческому и духовному наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры [3].

На педагогическом факультете СевероВосточного государственного университета (г. Магадан) вопрос духовно-нравственного воспитания будущих педагогов уже в течение пяти лет решается с помощью культурно-

образовательной программы «Православная Колыма», разработанной преподавателями факультета [7].

Данная программа направлена на духовно-нравственное воспитание студентов

педагогических профилей - будущих педагогов и включает в себя следующие модули: «Волонтерская деятельность», «Знакомство с историей Храмов Магаданской области», «Образовательный модуль».

Актуальность Программы обусловлена тем, что на современном этапе российское общество переживает нравственный кризис, который постепенно приводит к разрушению личности. Сегодня не только у детей, но и у взрослых искажены представления о милосердии, доброте, справедливости, великодушии, патриотизме и гражданственности. А ведь бакалавр педагогики должен будет осуществлять духовно-нравственное воспитание в детском саду или школе. Молодому педагогу в среде своих подопечных придется сталкиваться не только с позитивными моментами, но и с агрессией, жестокостью и духовной незрелостью. Именно поэтому в стенах вуза он должен узнать методы и формы работы с детьми в данном направлении, а также обрести высокий уровень духовности и нравственности, чтобы стать примером для своих воспитанников [9].

Как показала апробация программы духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи «Православная Колыма», она способствует ознакомлению студенчества с православными традициями своего народа и миссионерской деятельностью святителя Иннокентия (Вениаминова), много сделавшего для развития православия на Северо-Востоке России. В рамках реализации проекта была разработана модель внеучебной деятельности в вузе, основанная на духовно-нравственном воспитании будущих педагогов.

Цели Программы:

1. Воспитание духовно-нравственной

личности будущего педагога через приобщение его к православным традициям своего народа.

2. Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности будущего педагога.

Основные задачи Программы:

1. Формирование у студентов системы духовно-нравственных ценностей на основе православных традиций.

2. Формирование медиа-банка данных о православных Храмах Магаданской области (видео экскурсии).

3. Разработка путеводителя и пособия для студентов и молодых педагогов «Путешествие по православным Храмам Магаданской области».

Качественные результаты, которые были достигнуты в результате реализации культурно-образовательной программы «Православная Колыма»:

1. Расширение кругозора студентов - будущих педагогов о духовно-нравственных традициях Колымы (знание истории развития православия на Северо-Востоке России, истории Храмов Магаданской области и т.д.).

2. Создание банка видео экскурсий по Храмам Магаданской области для образовательных организаций региона.

3. Сформированность у будущих педагогов общекультурных, исследовательских, информационно-коммуникативных и других компетенций.

4. Положительная динамика эффективности организации духовно-нравственного воспитания у студентов, будущих педагогов - участников культурно-образовательной программы (мониторинг).

5. Издание путеводителя и пособия о православных Храмах Магаданской области, что позволило молодым педагогам Колымы более качественно готовиться к урокам ОРКСЭ.

Система организации работы по реализации Программы «Православная Колыма» представлена в таблице 1.

№ Название мероприятия Качественные результаты

1 Культурно-образовательный семинар для преподавателей, которые будут осуществлять взаимодействие со студентами в рамках реализации Программы Разработан алгоритм деятельности студентов по составлению видео экскурсий по Храмам Магаданской области, а также памятки по формированию материалов для буклета о конкретном Храме

2 Технический семинар для студентов о правилах проведения видеосъемки экскурсий Студентами получены практические навыки проведения видеосъемок

Таблица 1. - Система организации работы на педагогическом факультете СВГУ по реализации Программы «Православная Колыма»

Продолжение таблицы 1

3 Проведение курса лекционно-практических занятий (15 занятий) для студентов педагогических профилей о развитии православия на Колыме и о миссионерской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) Расширены знания студентов об истории развития православия на Колыме, что поможет им при проведении мероприятий для школьников г. Магадана и в дальнейшей педагогической деятельности при преподавании ОРКСЭ

4 Проведение студентами педагогических профилей Сретенских встреч с учащимися образовательных организаций г. Магадана Сценарии встреч и методические рекомендации по проведению мероприятий

Размещение информации в СМИ, включая телеканалы г. Магадана и сайты информационных партнеров

5 Оказание помощи Магаданской епархии в проведении городских Пасхальных ученических чтений Применение студентами знаний в области православной культуры на практике (помощь учащимся школ города в подготовке докладов)

Размещение информации в СМИ, включая телеканалы г. Магадана и сайты информационных партнеров

6 Изучение студентами истории православных Храмов Магаданской области Сформирован медиа-банк экскурсий по православным Храмам Магаданской области

7 Волонтерская помощь студентов жителям Магаданской области, формирование у них таких нравственных качеств, как милосердие, взаимопомощь, поддержка слабых Формирование рождественских и пасхальных подарков для жителей Магаданской области (совместно с Магаданской епархией)

Размещение в СМИ информации о волонтерской деятельности студентов, а также размещение данной информации на сайтах информационных партнеров

8 Участие студентов педагогических профилей в организации областных Рождественских образовательных чтений Волонтерская деятельность студентов педагогических профилей

9 Организация и проведение праздничных концертов для детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, для детей-инвалидов и опекаемых детей Сценарии концертов и рекомендации по их проведению

10 Организация и проведение православных гостиных (1 раз в месяц) по следующей тематике: - «Сострадание - основа нравственных побуждений человека»; - «История духовного просвещения Колымы»; - «История патриотизма русского народа» и др. Сценарии гостиных, которые войдут в методическое пособие. Формирование у студентов таких важных нравственных качеств, как СО-страдание (совместное страдание), СО-переживание (совместное переживание), патриотизм, любовь к Родине и др.

11 Создание бессмертного взвода педагогического факультета (начало создания 2016 год) Видеоролик с фотографиями и краткими историями о судьбах родственников студентов и преподавателей, принимавших участие не только в военных действиях, но и в тылу. Видеоролик ежегодно пополняется, т.к. в вуз поступают новые студенты и транслируется с начала и до середины мая

12 Проведение дискуссионной площадки «Война и духовные ценности: нравственный конфликт человека на войне» Формирование у студентов таких важных нравственных качеств, как патриотизм, любовь к Родине и др.

Размещение информации в СМИ, включая телеканалы г. Магадана и сайты информационных партнеров

13 Научно-практическая конференция «Поиски настоящего в прошлом: православная Колыма сегодня» Участники конференции: студенты педагогических профилей, представители Магаданской и Синегорской епархии, молодые педагоги Магаданской области, выпускники педагогического факультета СВГУ

Размещение информации в СМИ, включая телеканалы г. Магадана и сайты информационных партнеров

Основные принципы программы духовно-нравственного воспитания «Православная Колыма»:

- принцип социально-педагогического партнерства (формирование сотрудничества с Магаданской епархией, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ);

- принцип ценностной ориентации (направлен на формирование у студентов духовно-нравственных ценностей, обеспечивающих у них саморегуляцию и мотивацию поведения);

- принцип социальной востребованности воспитания (воспитание не должно ограничиваться простым информированием студентов о тех или иных ценностях, т.к. оно должно формировать возможности для нравственного поступка);

- принцип гуманизации образования (формирование у студентов целостной картины духовного развития современного человека).

В рамках реализации Программы применялись следующие методы духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, обучающейся на педагогическом факультете СВГУ: методы формирования знания о нравственных нормах современного педагога; методы формирования нравственного поведения; методы стимулирования нравственного поведения.

Анализ анкет молодых педагогов, выпускников педагогического факультета ФГБОУ ВО СВГУ 2016-2018 гг., привел к следующим результатам, см. рисунки 2, 3. Всего было проанкетировано 43 учителя начальных классов школ Магаданской области и 28 педагогов дошкольных образовательных организаций.

61%

34%

О знания, полученные при реализации Программы помогают педагогам в работе

И знания истории развития Православия на Колыме помогают в реализации ОРКСЭ

^ мол.педагоги работают над расширением базы видео экскурсий по Храмам Маг.обл.

И необходимы практические тренинги и семинары для педагогов*

58,50%

32,60%

76,40%

У знания, полученные в ходе реализации программы помогают педагогам в работе

□ педагоги, разработавшие

интегрирован.программы по духовно-нравственному воспитан.

Н необходимы практические педагогов*

тренинги и семинары для

Рисунок 3. - Количественный анализ анкет молодых учителей начальных классов, выпускников педагогического факультета ФГБОУ ВО СВГУ 2016-2018 гг.

Примечание: * - по мнению молодых педагогов, необходимо проведение практических семинаров для более опытных педагогов с целью знакомства их с новыми формами работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Рисунок 2. - Количественный анализ анкет молодых учителей начальных классов, выпускников педагогического факультета ФГБОУ ВО СВГУ 2016-2018 гг.

Примечание: * - по мнению молодых педагогов, необходимо проведение практических семинаров для более опытных педагогов с целью знакомства их с новыми формами работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

На основе диаграмм рисунков 2 и 3 можно сделать вывод о том, что выпускники педагогического факультета, принимавшие участие в реализации культурно-образовательной программы духовно-нравственного воспитания будущих педагогов «Православная Колыма», не только получили знания, которые используют в образовательном процессе детских садов и школ Магаданской области, но и продолжают деятельность в данном направлении. Об этом свидетельствует то, что они разрабатывают интегрированные программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и расширяют банк видео экскурсий по православным Храмам Колымы для школьников.

Резюмируя изложенное в данной статье, можно констатировать, что на современном этапе развития российского общества необходимо не фрагментарное использование занятий по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения, а комплексное и системное обучение и воспитание студентов педагогических профилей. Но для того, чтобы молодые педагоги могли сформировать свою систему духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе детского сада или школы, целесообразно еще в вузе создать духовную атмосферу, способствующую духовно-нравственному становлению студента.

1. Бушмарина Н.Н. Сохранение и развитие традиций православного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения / Н.Н. Бушмарина // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - № 3(45). - С. 70-75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Левченко Н.В., Антонова Г.В. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогических специальностей / Н.В. Левченко, Г.В. Антонова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 22.

3. Меньшиков В.М. Цель и задачи духовно-нравственного воспитания [Электронный ресурс] / В.М. Меньшиков. - Режим доступа: https://www.portal-slovo.rU/pedagogy/310/

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1989.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1987.

6. Пастюк О.В. Адаптация территориального педагогического опыта и исторических традиций в современной системе образования Магаданской

области: сборник научных трудов / О.В. Пастюк // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации / Межд. научно-практ. Конф; Первые Международные историко-педагогические чтения Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО МПГУ. - М.: МПГУ, 2019. - С. 717-723.

7. Серикова Л.А., Нижегородов Д.Г. Подготовка будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей в поликультурном образовательном пространстве / Л.А. Серикова, Д.Г. Нижегородов // Вестник ЮУрГГПУ. - 2017. - № 10. - С. 73-78.

8. Склярова Т.В. Православное образование в современной России: структура и содержание / Т.В. Склярова // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. - 2016. - Вып. 1 (40). - С. 9-16.

9. Спицына Л.Г. Проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания студентов ВУЗа -будущих педагогов / Л.Г. Спицына // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 1-3(6). - С. 44-47.

Сведения об авторе:

Пастюк Ольга Владимировна (г. Магадан, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, декан педагогического факультета ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», e-mail: com.pas@rambler.ru

Data about the author:

O. Pastuk (Magadan, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, deсan of the pedagogical faculty of North-Eastern state University, e-mail: com.pas@rambler.ru

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.