Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание личности как социальное и педагогическое явление в высшей школе'

Духовно-нравственное воспитание личности как социальное и педагогическое явление в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
734
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ / ВНУТРЕННИЕ ЦЕННОСТИ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / SPIRITUALITY / MORALITY / EDUCATION / MORAL EDUCATION / SPIRITUALLY-MORAL VALUES / EDUCATION OF SPIRITUALITY / INTRINSIC VALUE / EXISTENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеева Любовь Сергеевна

В данной статье представлен анализ психолого-педагогической литературы и рассмотрены основные представления духовно-нравственного воспитания как педагогического и социального явления в высшей школе. Духовность представлена как один из способов существования человека, который способен проявляться на различных уровнях ипостасях человека, включая физическом, психическом, социальном и культурном. Духовность представляет собой причину всего того, что происходит с человеком. В этой связи возникает вопрос о целесообразности воспитания духовности, и возможности коррекции этого процесса, выступающей в качестве детерминант всех следствий. Такая постановка вопроса автором представлена для определения места и формы проявления духовно-нравственного феномена на уровне каждой конкретной личности. На основе проведенного исследования автор выделяет критерии степени сформированности духовно-нравственных ценностей: а) высокая степень информированности в духовно-нравственной сфере; б) высокая степень эмоциональной отзывчивости; в) высокая степень сформированности духовно-нравственных качеств личности и устанавливает три уровня сформированности духовно-нравственных ценностей: эмоционально-эмпирический (низкий), содержательно-оценочный (средний); деятельно-творческий (высокий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE INDIVIDUAL AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON IN HIGHER EDUCATION

This article presents an analysis of psychological and pedagogical literature and the basic concepts of spiritual and moral education as a pedagogical and social phenomenon in higher education. Spirituality is presented as one of the ways of human existence, which is able to manifest itself at different levels the hypostases of man, including physical, mental, social and cultural. Spirituality is the cause of everything that happens to a person. In this regard, the question arises about the feasibility of education of spirituality, and the possibility of correction of this process, acting as a determinant of all consequences. This statement of the question is presented by the author to determine the place and form of manifestation of spiritual and moral phenomenon at the level of each individual. On the basis of the study the author identifies the criteria of the degree of formation of spiritual and moral values: a) a high degree of awareness in the spiritual and moral sphere; b) a high degree of emotional responsiveness; C) a high degree of formation of spiritual and moral qualities of the person and establishes three levels of formation of spiritual and moral values: emotional and empirical (low), meaningful and evaluative (medium); active and creative (high).

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание личности как социальное и педагогическое явление в высшей школе»

- обучения тренеров современным технологиям комплексного контроля, обработки, анализа и оценки показателей физического и психического состояния, физической подготовленности, функциональных возможностей, технико-тактического мастерства и тренировочных нагрузок;

- обладания обобщенными трудовыми функциями.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура».

3. Абсалямова И.В. Дополнительная профессиональная программа «Актуальные проблемы подготовки фигуристов высокой квалификации» Категория слушателей: тренер, тренер-преподаватель. Уровень квалификации: 5-6. Объем часов: 72 часа. Форма и организация обучения: очная. / Е.В. Жгун, А.Н.Варданян, Д.Д.Баранова, Н.В Китаева - М.:, 2016 г. - 46 с.

4. Кондаков А.А. Профессиональная подготовка специалистов по фигурному катанию на коньках на основе моделирования соревновательных программ: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2011. - 21 с.

Педагогика

УДК:378.2

аспирант Агеева Любовь Сергеевна

Автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет» (г. Москва)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В данной статье представлен анализ психолого-педагогической литературы и рассмотрены основные представления духовно-нравственного воспитания как педагогического и социального явления в высшей школе. Духовность представлена как один из способов существования человека, который способен проявляться на различных уровнях - ипостасях человека, включая физическом, психическом, социальном и культурном. Духовность представляет собой причину всего того, что происходит с человеком. В этой связи возникает вопрос о целесообразности воспитания духовности, и возможности коррекции этого процесса, выступающей в качестве детерминант всех следствий. Такая постановка вопроса автором представлена для определения места и формы проявления духовно-нравственного феномена на уровне каждой конкретной личности. На основе проведенного исследования автор выделяет критерии степени сформированности духовно-нравственных ценностей: а) высокая степень информированности в духовно-нравственной сфере; б) высокая степень эмоциональной отзывчивости; в) высокая степень сформированности духовно-нравственных качеств личности и устанавливает три уровня сформированности духовно-нравственных ценностей: эмоционально-эмпирический (низкий), содержательно-оценочный (средний); деятельно-творческий (высокий).

Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственные ценности, воспитание нравственности, воспитание духовности, внутренние ценности, экзистенция.

Annotation. This article presents an analysis of psychological and pedagogical literature and the basic concepts of spiritual and moral education as a pedagogical and social phenomenon in higher education. Spirituality is presented as one of the ways of human existence, which is able to manifest itself at different levels - the hypostases of man, including physical, mental, social and cultural. Spirituality is the cause of everything that happens to a person. In this regard, the question arises about the feasibility of education of spirituality, and the possibility of correction of this process, acting as a determinant of all consequences. This statement of the question is presented by the author to determine the place and form of manifestation of spiritual and moral phenomenon at the level of each individual. On the basis of the study the author identifies the criteria of the degree of formation of spiritual and moral values: a) a high degree of awareness in the spiritual and moral sphere; b) a high degree of emotional responsiveness; C) a high degree of formation of spiritual and moral qualities of the person and establishes three levels of formation of spiritual and moral values: emotional and empirical (low), meaningful and evaluative (medium); active and creative (high).

Keywords: spirituality, morality, education, moral education, spiritually-moral values, moral education, education of spirituality, intrinsic value, existence.

Введение. Современное российское общество на протяжении длительного исторического периода происходило постепенное разрушение исторически сложившегося уклада жизни, которое характеризовалось отрывом от вековых культурных и духовных традиций. Особенно остро это отразилось на молодом поколении, посредствам трансформации внутреннего мира личности, который стал направлен вовне, а не на внутриличностные задачи что привело к обесцениванию внутренних ценностей. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. Такое понятие как «духовность» относится к категориям, которые существовали задолго до их философского осмысления, в связи с тем, что способность человека, осознавать себя и, сквозь эту призму, весь окружающий мир, есть объективное условие человеческого становления, как в качестве единичной личности, так и общества в целом. Многие исследователи, рассматривающие данную проблематику, едины во мнении. Они считают, что «человеческое» является самой сутью понятия «духовность», т.е. человеческая сущность заключена в духовном, и выступает основанием, как его физической, так и психической ипостасей. В этой связи такие понятия, как «духовное», «дух» и «душа» достаточно часто выступали как однозначные понятия. Именно поэтому духовность, принадлежит к Универсуму и самому человеку, подсказывает последнему алгоритм жизни.

В контексте темы нашего исследования, которое ставит своей целью выявление путей духовно -нравственного становления студентов, имеют слова К. Ясперса о том, что «<.. > каждый человек должен

ясно осознавать, какую позицию он занимает и во имя чего он действует»1. Согласно его мнению, это необходимо для того, чтобы не допустить ошибки в выборе средств духовно - нравственного воспитания, для более четкого представления «качества» духовности, которое как любое другое явление, происходящие на уровне человеческой жизни, может быть подвержено кризисам.

Мы считаем, что духовность - это не просто качество личности, это один из способов существования человека, который способен проявляться на различных уровнях - ипостасях человека, включая физическом, психическом, социальном и культурном. Духовность не является следствием каких-то процессов, происходящих в человеческой жизни, а представляет собой причину всего того, что происходит с человеком. В этой связи возникает вопрос о целесообразности воспитания духовности, и возможности коррекции этого процесса, выступающей в качестве детерминант всех следствий. Такая постановка вопроса, на наш взгляд, уместна, в случае, определения места и формы проявления духовно-нравственного феномена на уровне каждой конкретной личности, и, если определены все механизмы, которые могут способствовать развитию «истинной» духовности.

На основании того, что процесс формирования и развития духовности человека может быть оценена в виде «духовный - бездуховный», в котором «бездуховность» есть степень «духовности», можно сделать вывод о том, что он поддается коррекции и воспитанию. Рассматривая этот процесс с точки зрения педагогики, мы обнаруживаем возникновение такой парадигмы методов воспитания, предполагающая уход от императивной педагогики «ты должен» к экзистенциальной педагогике «ты можешь». Изменению нашего представления о процессе интериоризации общественных норм субъектом, способствует и признание реализации этого процесса как внутреннего, с опорой на возможную экзистенцию, и, на наш взгляд, именно в этом и следует искать способы духовно-нравственного воспитания молодых людей. Таким образом, «ты должен»- эта некая формула ответственности субъекта перед другими людьми и обществом. Однако следует отметить, что в этом случае происходит одна из форм собственного уничтожения личностных начал человека, что противоестественно по отношению к человеческому бытию, т.е. человек, который сам себя одухотворяет, не может одновременно и «уничтожать» себя в формуле долженствования. В это же время, осознавая (сознание - это не дух, не духовность) бытие, существующее само по себе, человек приходит к мысли «долженствования», т.е. к мысли об ответственности, о необходимости стремления к вечным ценностям. Однако, даже осознавая долг, достаточно часто человек не исполняет его, так как это не стало его личной структурой.

Таким образом, императивная педагогика, способствует затруднению, а иногда и полной остановке процесс развития духовности. Особенно это наглядно способно проявляться в ситуации предельной экзистенции, так как такая парадигма, как «ты можешь» способна снимать всякое противоречие между реальным бытием и процессом саморазрушения личности, предлагая путь жизни человека на пределе возможной экзистенции. Педагоги, которые строят свою деятельность, отталкиваясь от цели, которая в экзистенциональной педагогике определена как самосовершенствование личности и развитие его положительных и нравственных качеств, подчеркивают, что воспитание учащихся необходимо осуществлять в духе личной ответственности за свои поступки и свой выбор2.

Для теории духовно-нравственного воспитания человека важным для нас представляется рассмотрение иррационального в положениях экзистенциализма. Во время процесса обучения, на наш взгляд, педагог должен вводит обучающегося в сферу невысказанного и бессознательного, потому что именно эта сфера занимает одно из основных мест в человеческой психике. По мнению экзистенциалистов, таким образом педагог контролирует бессознательное, чтобы рациональная составляющая личности не мешало воспринимать информацию. Это связано с тем, что эмоционально-нравственное воспитание не включает в себя развитие интеллекта, а акцентируется на гуманитарную сферу.

Педагогика гуманизма эпохи Возрождения стала основой для современной гуманистической парадигмы воспитания. На данном этапе развития гуманистической педагогики, идеи советского гуманизма, христианского антропологизма и других разнообразных идей проявляются в усовершенствовании ряда нравственных представлений в обществе. На сегодняшний день гуманизация в педагогике выступает доминантой в стратегии образовательной политики, которое выражено поворотом школы к ребенку, уважением к достоинству его личности, созданием благоприятных условий для развития его способностей и для самоопределения. Идеи гуманизма реализуются посредством последовательной индивидуализации всего педагогического процесса и его персонализации. При этом духовный аспект гуманизации охватывает все вопросы, связанные с уравновешиванием процессов индивидуализации, персонализации и социализации посредством правильного понимания роли и места личности за счет антропологической установки. Непосредственная предпосылка духовно-нравственного воспитания, которой является гуманитаризация образования, выступает в качестве системы мер, действие которой направленно на приоритетное развитие и становление общекультурных компонентов в содержании образования, и таким образом, на формирование зрелости личности. Содержание школьных дисциплин, включающие в себя общечеловеческие, духовные ценности, должны доминировать над предметным знанием, в котором значимое место отведено логическому аспекту.

Рассматривая духовную сторону гуманитаризации, мы обязаны отметить «одухотворенность» содержания образования, которая возможна благодаря усилению учебного материала культуры, ориентирующего подростка на познание себя и на самосовершенствование. Таким образом, содержанием, как естественнонаучных, так и технических учебных дисциплин, на наш взгляд, должна быть история науки, представленная как борьба личностей и интеллектов, как психологические и художественные портреты ученых, как воссоздание разнообразных стилей исследовательского поиска, что будет способствовать включением в процесс образования не только ума, но и души учащегося, решая тем самым многие проблемы воспитания.

Демократизация, которая продолжает происходить в российском обществе до сих пор, вызвала процессы гуманизации и гуманитаризации, тем самым инициировав интерес к педагогике, которая обладает огромным арсеналом методов, средств и форм духовно-нравственного воспитания. Целью гуманистической педагогики

1 Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Республика, 1994. - С. 239.

2 Амонашвили Ш.А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский // Педагогика. - 2000. - № 2. - С. 11-16.

выступает «формирование родовых качеств человека»3, в парадигме которой предполагается, что личность формируется в ходе противостояния встречаемой ею на пути жизненным трудностям, решение которых опирается на собственные волю и интеллект. Основу гуманистической парадигмы составляет постулат, гласящий, что ученик как личность самодостаточен, а педагог должен стремиться лишь к наилучшему «приспособлению» ученья под природные задатки обучающегося. Таким образом, внутреннее знание предоставляет возможность человеку понять самого себя, смысл своей жизни, внутренние стимулы к личностному росту, тем самым отодвигая знания внешнего на второй план. Если следовать гуманистической установке, то ученик, в процессе постижения причинно-следственных связей в окружающем его мире, приобретает собственное мировоззрение, которое непосредственным образом основано на рефлексии по отношению к знаниям, к мировой культуре, позволяя приобретать ему свободу мыслей и поступков.

В связи с вышесказанным, в процессе определения современной образовательной стратегии, на наш взгляд, необходимо опираться на то лучшее, что было накоплено всеми педагогическими системами в их историческом становлении, а именно: гуманистической педагогикой - с ее пиететом перед личностью человека, православной педагогикой - с ее вековыми традициями в сфере духовно-нравственного воспитания, советской педагогикой - с ее направленностью на воспитание патриотизма и служение обществу.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что в настоящее время мы наблюдаем тенденцию к взаимообогащению всех указанных нами педагогических систем, «работа» которых направлена на выработку новой парадигмы, более внимательной к вопросам духа, избегая при этом крайностей всемирного притязания «чистого гуманизма». Однако, вместе с тем, необходимо отметить то, что при разнообразных вариантах духовно-нравственное воспитание, в новой парадигме значительное место, а возможно и главное, займет тот вариант, который полностью обращён к внутреннему миру человека, что в свою очередь будет способствовать переходу педагогического сознания от сциентизма к духовности.

Духовно-нравственное воспитание личности является сложным и многогранным процессом, который включает в себя педагогические, социальные и духовные влияния. Однако необходимо подчеркнуть, что этот процесс, в известной мере, автономен. Если рассматривать его с точки зрения педагогической теории, то процесс духовно-нравственного воспитания выступает в качестве совокупности целенаправленных и последовательных взаимодействий ученического и педагогического коллективов в их личностной форме. Основной, с нашей точки зрения, особенностью процесса воспитания вообще и духовно-нравственного воспитания в частности выступает то, что он включает множественность процессов, идущих навстречу друг другу. Как отмечает А.Н. Леонтьев «Один из них таких процессов осуществляет воздействие объекта на живую систему, другой - проявляется в качестве активности самой системы по отношению к воздействующему объекту»4, при этом воздействующий объект представляет объект отношений. Несомненно, что кроме обозначенных нами воздействий, каждая личность подвергается воздействию духовного мира, недетерминировано материальному. При этом, согласно мнению Н.П. Бехтерева очень важным в принципах работы мозга является «сохранение разумного отношения к материальному базису явлений, <. .> важно хотя бы попытаться представить себе, хотя бы на время выйдя из «железобетонного» ложа материализма, что же такое идеальное»5. Качественная сторона любых педагогических действий в процессе реализации духовно-нравственного воспитания проявляется в их внутренней силе и стойкости, в то время как качественная сторона происходящих в личности изменений выражается в духовном облике и характере личности, а также в степени его убежденности, реализуемая в любых видах деятельности и формах отношения. Значимой особенностью процесса духовно-нравственного воспитания считается то, что он обладает длительным и непрерывным характером, а результаты его значительно отсрочены во времени. Важный признак процесса духовно-нравственного воспитания проявляется в его концентрическом построении, при котором процесс начинается с элементарного, постепенно возрастая, выходит на более высокий уровень. Для наиболее эффективного достижения целей духовно-нравственного воспитания, как правило, применяются «высокие» типы отношений, которые характеризуются смысловым единством и взаимоопределяемостью существований, в свою очередь реализуемые с учетом возрастных особенностей учащихся.

Положительный опыт нравственного поведения обучающиеся приобретают в процессе взаимодействия с людьми, средой, целенаправленными педагогическими влияниями. Значительное влияние на эффективность формирование духовно-нравственных качеств личности способны оказать социальные условия, биологические факторы, общение. Однако всё же решающую роль играет педагогическое воздействие, основанное на личностно-ориентированном взаимодействии, в связи с тем, что именно оно в максимальной степени осмыслено и управляемо. Необходимо подчеркнуть, что разнообразные внешние воздействия, зачастую не способны вызвать у обучающегося такой личностной реакции, какую способна оказать личность педагога, обладающего богатым внутренним миром. Как «духовность», так и «нравственность» являются основными, базисными характеристиками личности. При этом «духовность»- это устремленность личности к поставленным целям, т.е. ценностная характеристика сознания. «Нравственность» выступает в качестве совокупности основных принципов и норм поведения людей при взаимодействии друг с другом и с обществом, и именно такое сочетание составляют основу личности, в которой духовность выступает в роли вектора ее движения, направленного на самовоспитание, самообразование, и саморазвитие.

Духовность, присутствующая в человеке только частично и выражающаяся в его культуре, духовных переживаниях и поступках, обладает атрибутивным характером. Сверх сознание является высшей степенью выражения духовности человека. Свое выражение оно находит в эмоционально-мотивационной сфере жизни деятельности личности, а органом, который отвечает за ее выражение, является сердце. Потому что сердце является центральным органом организма и направляет чувства, желания и стремления. Благодаря сердцу человек способен проявлять любовь. Только любовь способна сподвигнуть человека к совершению действия, которое в дальнейшем изменит его личность. На наш взгляд, духовный выбор личности реализуется именно в воспитании своего сердца, что способствует формированию мотивов и потребностей к какой-либо деятельности или кому-либо действию. В этой связи многие выдающиеся ученые (К.Д. Ушинский,

3 Исакова, Н. В. Родовые характеристики человека ключ к анализу социальной деятельности / Н.В. Исакова // Аналитика культурологии. -2008. - №11. - С. 45.

4 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев - М. Политиздат, 1975. - С. 53.

5 Бехтерева Н.П. Per aspera. Наука о мозге человека. // Жизнь. Смерть. Бессмертие. - Л., 1993. - С. 82-85.

A.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин, И.А. Ильин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) писали о правильном выборе направления развития личности, понимая под этим понятием нравственные ценности человека, к которым и относится чувство любви, доброты, чуткости и совестливости. В таком случае одной из основных задач духовно-нравственного воспитания является выбор конкретных нравственных ценностей, которые значимы, как для общества, так и для отдельного человека.

Соответственно, основной задачей духовно-нравственного воспитания становится систематизация внутреннего мира человека. Данный процесс имеет целенаправленный характер и проявляется в воздействии педагога на духовно-нравственную область обучающегося, то есть на эмоционально-смысловую сферу личности.

Подобное воздействие обладает комплексным и интегрированным характером относительно всего спектра чувств, желаний и мнений самой личности. При этом оно опирается на конкретную систему ценностей, которая заложена в самом содержании образования, а актуализируется конкретной позицией педагога. Выбор определенных ценностей обусловлен, как творческим потенциалом педагога, так и гуманизмом его личности. Те знания, которые «несет» такой педагог, должно быть «растворено любовью», только в таком случае оно способно дойти до сердца каждого учащегося, затронув его эмоционально-мотивационную сферу.

Технология всего процесса духовно-нравственного воспитания, построенная на базе гуманистических ценностей образования, основывается на общей методологии воспитательной технологии, представляя собой совокупность операций и процедур, которые способны обеспечить, как диагностируемый, так и гарантированный результат в условиях постоянного изменения условий.

Принципиально важными характеристикам такой технологии являются: четкая и диагностично заданная цель; корректно измеримый результат деятельности; построение содержания деятельности в виде задач различной степени сложности, решаемых посредством отображения их объекта, комплекса правил и логически выстроенной структуры; множественность разнообразных моделей и приемов, которые позволяют обобщать различные способы поиска решений, аккумулируя имеющийся опыт; чёткие указания способов и характера взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса; мотивационное обеспечение деятельности субъектов воспитательного процесса; активное и динамичное рефлексивное воздействие со стороны педагога на эмоционально-мотивационную сферу обучаемых, которое способно обеспечить духовно-нравственное становление; выявление границ, как алгоритмической, так и эвристической деятельности субъектов воспитательного процесса.

Таким образом, все выработанные критерии построения процесса духовно-нравственного воспитания основаны на логике его протекания и уже существующих, на сегодняшний день, методиках6. Первым критерием является мера педагогического воздействия на личность обучающегося, показатели которого вскрывают условия эффективной деятельности педагога и состоят из ряда характеристик реализации им своих профессиональных умений и личностных качеств. Таким образом, эффективность реализации профессиональных умений способны охарактеризовать следующие показатели: обогащение образовательного процесса духовно-нравственным содержанием; многообразие средств и приемов, оказываемого педагогического воздействия; применение проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания; поддержку используемых воспитательных воздействий посредством моральных стимулов. К личностным качествам, которые необходимы для эффективной реализации процесса духовно-нравственного воспитания, мы отнесли: морально-волевые качества; эмоционально-нравственные качества и мировоззренческие качества. Все результирующие показатели в этом случае, возможно, получить в процессе осуществления, как анализа, так и самоанализа педагогической деятельности посредством использования метода экспертных оценок. Ко второму критерию мы отнесли меру реализации условий воспитания, которая непосредственно связана с учетом специфики среды (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова,

B.Д. Семенов и др.). Данный критерий содержит следующие показатели: морально-психологическую атмосферу семьи и круга неформального общения. Данные по этим показателям, возможно, получить в ходе осуществления совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами; методом наблюдения; в процессе ежедневного общения. К третьему критерию мы отнесли меру реализации педагогического взаимодействия. Оценку его эффективности можно осуществить по непосредственной и отсроченной реакции на непосредственно проводимое воздействие. Основываясь на результатах исследований, как педагогов, так и психологов, которые утверждают, что наблюдению доступны лишь экстериоризованные действия, которые имеют вербальную или двигательную основу, мы обозначили следующие показатели: действенная реакция, эмоциональная реакция, словесная реакция. Первая реакция, которая возникает у учащихся - эмоциональная. Относительно эмоциональной реакции А.С. Макаренко подчеркивал, что педагог должен уметь «читать» её на человеческом лице, таким образом, распознавая душевные движения7. При «расшифровки» словесной реакции, возникающей крайне редко, требуются значительные усилия со стороны педагога. Особенно ценна действенная реакция, которая характеризует интериоризированный учащимся результат педагогического воздействия, проявляемый на базе осмысления воздействия и формирования надлежащей установки. Таким образом, чем выше непосредственная мера педагогического воздействия, тем вероятнее получение адекватного ей восприятия, эффективнее единичное взаимодействие, и как следствие сам процесс духовно-нравственного воспитания в целом.

Результат работы, направленной на духовно-нравственное воспитание может быть выражен в уровне сформированности самосознания учащегося, так как развитие самосознания как становление адекватного отношения учащегося к самому себе выступает основной задачей духовно-нравственного воспитания.

Выводы. Проблема духовно-нравственного воспитания на сегодняшний день выступает наиболее важной проблемой, отраженной в научных изысканиях, в широких общественных дискуссиях, на площадках

6 Репин, М.В. Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания студентов в образовательном пространстве вуза (на примере цикла естественнонаучных дисциплин) / М.В. Репин // Казанский педагогический журнал - 2010. - №1. - С. 159.

7 Гусоев В. И. Проблема педагогического такта в концепции А. С. Макаренко / В.И. Гусоев // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика - 2007. - №3. - Т. 3. - С. 28.

которых происходит формирование общественного мнения о жизненной необходимости духовно-нравственного воспитания, как для отдельных граждан, так и для общества в целом.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание представляет собой организованный процесс целенаправленного педагогического воздействия на духовно-нравственную сферу личности учащегося, которая выступает системообразующей основой ее внутреннего мира.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский // Педагогика. - 2000. - № 2. - С. 11-16.

2. Бехтерева Н.П. Per aspera. Наука о мозге человека. // Жизнь. Смерть. Бессмертие. - Л., 1993. -С. 82-85.

3. Гусоев В. И. Проблема педагогического такта в концепции А. С. Макаренко / В.И. Гусоев // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика - 2007. - №3. - Т. 3. - С. 28.

4. Исакова, Н. В. Родовые характеристики человека ключ к анализу социальной деятельности / Н.В. Исакова // Аналитика культурологии. - 2008. - №11. - С. 45.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев - М. Политиздат, 1975. - С. 53.

6. Репин, М.В. Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания студентов в образовательном пространстве вуза (на примере цикла естественнонаучных дисциплин) / М.В. Репин // Казанский педагогический журнал - 2010. - №1. - С. 159

7. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Республика, 1994. - С. 239.

Педагогика

УДК 796.015 ББК 75.15

кандидат педагогических наук, профессор Алешин Игорь Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Слинкина Надежда Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ЗНАНИЙ В СФЕРЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Общая теория подготовки спортсменов является примером современных интегративных наук, в основе которых лежит сходство структуры внутреннего функционирования объектов, а не их принадлежность к традиционной дисциплине. Междисциплинарный подход позволяет, во-первых, охватить всю совокупность объектов, относящихся к рассматриваемой дисциплине, а во-вторых, представить объем знаний, накопленных в пределах, традиционных дисциплин (теории и методики спортивной тренировки, физиологии, биохимии, морфологии, биомеханики, психологии и др.) с позиции возможности их практической реализации при подготовке спортсменов высокой квалификации.

Целесообразность включения в теорию спортивной подготовки знаний из ряда смежных дисциплин в качестве вспомогательных разделов связана с необходимостью преодоления методологии механизма и узкой специализации в различных науках. При этом принципиально важно обеспечить такой синтез знаний, который дает возможность сформулировать теорию аналитико-синтезирующего, а не собирательного характера.

Ключевые слова: спортивная подготовка, стратегия, концепция, методология, теория, практика, исследования, дифференциация, интеграция, технология, интеллектуализация.

Annotation. The General theory of training athletes is an example of modern integrative Sciences, which are based on the similarity of the structure of internal functioning of objects, and not their belonging to the traditional discipline. An interdisciplinary approach allows, firstly, to cover the whole set of objects, related to the discipline in question, and secondly, to present the amount of knowledge accumulated within traditional disciplines (theories and methods of sports training, physiology, biochemistry, morphology, biomechanics, psychology) from the position of the possibility of their practical implementation in the preparation of highly qualified athletes.

The expediency of inclusion in the theory of sports training of knowledge from a number of related disciplines as auxiliary sections is connected with the need to overcome the methodology of the mechanism and narrow specialization in various Sciences. At the same time, it is fundamentally important to provide such a synthesis of knowledge, which makes it possible to formulate the theory of analytical-synthesizing, rather than collective character.

Keywords: sport training, strategy, concept, methodology, theory, practice, research, differentiation, integration, technology, intellectualization.

Введение. Ведущие спортивные державы перешли к формированию и реализации новой программно-технологической базы развития физической и спортивной культуры, основывающейся на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной подготовки, педагогики, психологии, биомеханики и биотехнологии, физиологии и биохимии, медицины, генетики, информатики, синергетики, нанотехнологий и управления. Широко используется тонкие аппаратурные и высокоэффективные компьютерные и информационные технологии. Финансирование осуществляется в объеме, существенно превосходящем таковое в нашей стране. Для создания условий, определяющих качественную подготовку национальных сборных команд, практически всеми спортивно развитыми странами проводится серьезная работа по научному обеспечению и сопровождению данной подготовки.

За предыдущие годы в нашей стране была создана не только ведущая в мире система физической и спортивной культуры, но и разработаны уникальные научно-обоснованные технологии подготовки юных и квалифицированных спортсменов, выполненные фундаментальные по своей актуальности, научной новизне и практической значимости индивидуальные и коллективные исследования, по праву составляющие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.