Научная статья на тему 'Условия приобщения студентов технического вуза к нравственным ценностям'

Условия приобщения студентов технического вуза к нравственным ценностям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ЦЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МЕТОДЫ / УСЛОВИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЛИЧНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / STUDENT / VALUE / MORAL VALUES / METHODS / CONDITIONS / EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / PERSONALITY / TECHNICAL COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева Елена Ивановна

В статье рассмотрены основные психолого-педагогические условия, соблюдение которых позволяет сделать эффективным процесс приобщения студентов технического вуза к нравственным ценностям. При определении условий, влияющих на эффективность воспитательных воздействий на личность обучающегося, автор опирается на практический опыт ведущих педагогов и психологов. В статье также указывается ряд механизмов, которые позволят обеспечить организацию процесса формирования у будущих инженеров нравственных ценностей. Автор высказывает мысль о том, что продуктивность данного процесса поможет обеспечить специальная педагогическая система, в основе которой должен лежать комплекс методов, форм и средств, адаптированных к учебно-воспитательной деятельности технического вуза. В заключение делается вывод о том, что поднятая в статье проблема требует дальнейших исследований, указываются возможные их направления: определение качественных характеристик будущего выпускника технического вуза, построение модели его личности как результата проведенной работы по формированию у него нравственных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of introducing moral values to technical university students

The article discusses the main methods of pedagogical work that ensure the introduction of moral value to students of a technical college. The author summarizes the most crucial ideas of educators and psychologists. The purpose of the article is to determine the pedagogical conditions that ensure that students of a technical college will be introduced to moral values. It identifies the research objectives that must be achieved to successfully solve the problem. The article defines a number of mechanisms that will ensure the organization of the process of the formation of moral values among future engineers. The author assumes that the productiveness of the process of forming moral values will be raised by a pedagogical system, which should be based on a set of methods, forms and means adapted to the educational activities of a technical university. Considerable attention is paid to the psychological and pedagogical conditions that influence the effectiveness of educational influences on the student's personality, which are based on the practical experience of leading teachers and psychologists. In conclusion, it is stated that this problem is still poorly understood and requires further research. It is proposed to determine some qualitative characteristics of a future graduate specialist, a model of his personality, after the work on the formation of moral values. This should be facilitated by a certain integrated training, which is based on a set of special educational tools, methods and knowledge.

Текст научной работы на тему «Условия приобщения студентов технического вуза к нравственным ценностям»

УДК 37.034:378

УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ

CONDITIONS OF INTRODUCING MORAL VALUES TO TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

Е.И. Соболева E.I. Soboleva

В статье рассмотрены основные психолого-педагогические условия, соблюдение которых позволяет сделать эффективным процесс приобщения студентов технического вуза к нравственным ценностям. При определении условий, влияющих на эффективность воспитательных воздействий на личность обучающегося, автор опирается на практический опыт ведущих педагогов и психологов. В статье также указывается ряд механизмов, которые позволят обеспечить организацию процесса формирования у будущих инженеров нравственных ценностей. Автор высказывает мысль о том, что продуктивность данного процесса поможет обеспечить специальная педагогическая система, в основе которой должен лежать комплекс методов, форм и средств, адаптированных к учебно-воспитательной деятельности технического вуза. В заключение делается вывод о том, что поднятая в статье проблема требует дальнейших исследований, указываются возможные их направления: определение качественных характеристик будущего выпускника технического вуза, построение модели его личности как результата проведенной работы по формированию у него нравственных ценностей.

Ключевые слова: студент; ценность; нравственные ценности; методы; условия; эффективность воспитательного процесса; личность; технический вуз.

The article discusses the main methods of pedagogical work that ensure the introduction of moral value to students of a technical college. The author summarizes the most crucial ideas of educators and psychologists. The purpose of the article is to determine the pedagogical conditions that ensure that students of a technical college will be introduced to moral values. It identifies the research objectives that must be achieved to successfully solve the problem. The article defines a number of mechanisms that will ensure the organization of the process of the formation of moral values among future engineers. The author assumes that the productiveness of the process of forming moral values will be raised by a pedagogical system, which should be based on a set of methods, forms and means adapted to the educational activities of a technical university. Considerable attention is paid to the psychological and pedagogical conditions that influence the effectiveness of educational influences on the student's personality, which are based on the practical experience of leading teachers and psychologists. In conclusion, it is stated that this problem is still poorly understood and requires further research. It is proposed to determine some qualitative characteristics of a future graduate - specialist, a model of his personality, after the work on the formation of moral values. This should be facilitated by a certain integrated training, which is based on a set of special educational tools, methods and knowledge.

Keywords: student; value; moral values; methods; conditions; effectiveness of the educational process; personality; technical college.

Деятельность специалистов технических специальностей требует разносторонних знаний и профессиональных умений. К началу XXI в. среди представителей инженерной профессии стал активно обсуждаться такой вопрос, как способность отличать правду от лжи, правильное от неправильного даже при беспрецедентном давлении заказчика или корпорации. Ранее в инженерном сообществе подобные вопросы не обсуждались. Переживания, связанные с критическими ситуациями, зачастую меняют восприятие инженером окружающего мира, видение им себя и оценку своей роли,

места в нем, что может привести к появлению различных форм безнравственного или этически неоправданного поведения. В связи с этим нравственное воспитание студентов технических специальностей является острейшей проблемой современного образования и возрастает роль анализа нравственных предпочтений инженеров.

В условиях информационно-технологического общества применение инженерного труда достигло глобальных масштбов. Нравственные аспекты его обеспечения получили название «техноэтика».

Техноэтика - это этика действий, поступков. Достоинство техноэтики состоит в том, что она выходит за пределы техники добродетелей и техноэтики долга, не опровергая их, а находится с ними во взаимодополняющих отношениях [1, с. 56-57].

Техноэтика - явление сложное с точки зрения субъектов технической деятельности и форм технической практики.

Профессионально-моральный облик инженера должен соответствовать следующим требованиям: он рационалист, обладает набором технических навыков и умений, имеет склонность к изобретательской деятельности, опирается в своей деятельности на эксперимент; он настойчив, скрупулезен, трудолюбив, бдителен, предан своему делу, искренен. Инженер не безучастен к судьбе людей, ибо он способствует достижению ими высокого уровня благосостояния. Представители инженерных профессий являются по-настоящему моральными людьми [2]. Нравственные установки будущего инженера требуют добросовестного выполнения деловых обязательств, соблюдения морального кодекса по отношению к коллегам и клиентам.

Педагогическая работа по нравственному становлению личности будущего инженера состоит в том, чтобы помочь ему раскрыть в себе высокие моральные качества и достичь высокого уровня самовоспитания [3, с. 13]. Именно система образования может внести значимый вклад в развитие у студента данных качеств.

Как же воспитать моральные качества в современной молодежи, приобщить ее к нравственным ценностям? Процесс этот многогранен. Воспитание студенческой молодежи является сложной задачей для педагога, и быстрых ее результатов ждать не стоит. К успеху может привести только индивидуальная, целенаправленная, ежедневная работа.

Многие мыслители и ученые (Аристотель, Н.А. Бердяев, Дж. Дьюи, И. Кант и др.) рассматривали феномен «нравственные ценности», механизмы воспитания, а также ценностные характеристики педа-

гогической деятельности. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в понятие о нравственном человеке [4, с. 57].

Ведущей тенденцией развития современной образовательной системы становится переход к ценностной парадигме. Педагогическая идея уходит от односторонне функционального к целостному представлению об образовании как универсальной ценности. Ориентируясь на эту тенденцию, следует пересмотреть концептуальную систему взглядов, интегрирующих аксиологические основания традиционных и инновационных процессов.

Педагогическая аксиология - область педагогического знания, рассматривающая образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляющая ценностные подходы к образованию на основе признания ценности самого образования [5, с. 83]. В последние годы педагогической аксиологии был посвящен ряд диссертационных работ. Много внимания уделялось формированию ценностных ориентаций, духовному развитию, личностно-профессио-нальной позиции, а также отдельным нравственным качествам личности. Но, проанализировав значительный объем научной литературы, мы должны констатировать, что до сих пор недостаточно изучены возможности педагогической деятельности в условиях технического университета в воспитании нравственных ценностей студентов.

Теоретическая и практическая подготовка специалистов в системе университетского образования имеет ряд противоречий:

- востребованность личностно-ориен-тированного подхода к воспитанию нравственных ценностей у студентов противоречит традиционной постановке нравственного воспитания;

- фрагментарность воспитательных взаимодействий противоречит необходимости осуществления системного подхода в воспитании нравственных ценностей будущих инженеров;

- требования к профессионально значимым в области технического процесса качествам личности специалиста все более усложняются, но при этом практически не разработаны теоретические основы воспитания, которые могут быть применимы в данной области [6].

Уяснение вышеуказанных противоречий позволяет сформулировать важнейшую проблему обеспечения нравственного воспитания будущих инженеров - определение педагогических возможностей воспитания нравственных ценностей будущих технических специалистов в рамках современной образовательной системы. Недостаточная теоретическая и практическая разработанность этой проблемы предполагает серьезную работу по ее решению.

Формирование нравственных ценностей будущего инженера является сложной педагогической задачей. В связи с тем, что педагогическая практика технического вуза больше нацелена на углубленное изучение предметов, связанных с профессиональной деятельностью будущего технического работника, нравственным ценностям студента в ходе обучения практически не уделяется внимания [7, с. 150]. Тем самым становится актуальной такая перестройка учебного процесса и организации внеучебной деятельности, которая будет содействовать приобщению студентов технического вуза к нравственным ценностям.

Для практического решения проблемы необходимо решить ряд задач на теоретическом уровне.

1. Обосновать нравственные ценности деятельности инженера, раскрыть их сущность и содержание.

2. Определить подходы к формированию нравственных ценностей студентов и принципы такого формирования.

3. Разработать методику формирования нравственных ценностей студентов технического вуза [8].

4. Обосновать педагогические условия, обеспечивающие формирование у студента технического вуза нравственных ценностей.

Прежде всего, по нашему мнению, следует определить условия, соблюдение которых может обеспечить эффективность процесса воспитания нравственных ценностей у студентов технического вуза. Определение этих условий и является целью нашей статьи.

Условия могут быть следующими:

- налаживание сотрудничества между студентами и преподавателями в разных сферах образовательного процесса;

- поддержка нравственного выбора студента в процессе образования;

- выявление базовых нравственных ценностей студентов, которые определяют «ядро» личности;

- реализация в педагогической деятельности дифференцированного подхода, учет особенностей нравственного опыта студентов.

При соблюдении указанных условий и опоре на решение теоретических задач в техническом вузе может быть создана соответствующая социально-гуманитарная микросреда, учитывающая современные социокультурные реалии, специфику профессиональной деятельности специалистов технического профиля. Обучение в такой среде будет стимулировать активное интеллектуальное, эмоциональное и духовно-нравственное развитие обучающихся.

Существует ряд механизмов, которые и вне специальной организации образовательно-воспитательного процесса содействуют формированию нравственных ценностей:

- традиционный (получение знаний и представлений в семье или из близкого окружения, художественной литературы, учебных текстов о великих изобретателях и др.);

- институциональный (получение знаний и представлений как в рамках учебно-воспитательного процесса, так и при взаимодействии с профессиональной средой);

- рефлексивный (осознание моральной ответственности личности и осознание своей субъективной принадлежности к социально-профессиональной общности).

Формирование нравственных ценностей есть часть познания окружающего мира, профессиональной среды, в том числе -своей роли в обществе в целом и в процессе выполнения профессиональных функций в частности, есть приобщение к нравственным ценностям, формирование способности к моральному выбору [9, с. 40].

Продуктивность процесса формирования нравственных ценностей студентов технического вуза должен обеспечивать комплекс условий, которые позволят сконструировать адекватную педагогическую систему. В ее основу должна быть положена идея системного развития нравственных ценностей личности в результате применения комплекса методов, форм и средств, адаптированных к учебно-воспитательному процессу технического вуза с учетом требований социально-профессионального окружения [10, с. 149]. Такая система должна представлять собой слаженный механизм взаимодействия компонентов целостного педагогического процесса, каждый из которых задействуется на определенном этапе формирования нравственных ценностей будущих специалистов технического профиля, имеющем определенную цель и свое содержательное наполнение [10, с. 149].

Необходимо указать, что одним из этапов построения продуктивной педагогической системы приобщения студентов технического вуза к нравственным ценностям является диагностический. Он позволяет выявить уровень сформированности нравственных ценностей будущих инженеров на разных этапах обучения, закономерности формирования нравственных ценностей студентов и определить этапы эффективного управления этим процессом, в частности такой важной частью этого процесса, как самовоспитание. Самовоспитание есть один из объективных факторов, которые влияют на содержание и форму работы преподавателей в этой области.

При организации указанной педагогической системы обязательно следует учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося - его умения, уровень

самоорганизации и общего развития, установку на овладение профессиональными знаниями.

Обучение в вузе предполагает работу в коллективе. Обычно студенческая группа объединяет выходцев из различных слоев общества, и пребывание в ней дает каждому участнику возможность осмыслить свой социальный статус, найти собственное «я». Как коллектив она призвана повысить эффективность процесса усвоения знаний и процесса воспитания нравственных ценностей [11]. Приобщению студентов к нравственным ценностям способствует проведение различных мероприятий творческого, воспитательного, научно-исследовательского характера.

Анализ практического опыта воспитательной деятельности вузов, а также научных трудов педагогов, психологов, социологов позволяет расширить перечень психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитательных воздействий и восприятие их студентами. К ним следует отнести:

- соединение личностных ориентиров человека и общественных интересов [12];

- органичное включение воспитательной работы, воспитательных мероприятий в процесс профессионального становления студентов (учебный процесс, научно-исследовательскую работу), осознаваемого ими в качестве главной цели в вузовский период жизни;

- максимальное использование при выборе и реализации направлений и форм работы со студентами возможности ведения диалога и поиска конструктивного компромисса;

- активное использование профессиональных возможностей для формирования корпоративной культуры, чувства сопричастности студентов лучшим традициям отрасли, вуза, факультета, кафедры;

- создание атмосферы подлинной и постоянной заботы о студентах, их социальной поддержки;

- формирование планов воспитательной работы и проведение мероприятий на

основе изучения интересов студентов, использования их инициативы; применение интересных форм внеаудиторной работы со студентами, наполнение их увлекательным содержанием;

- ориентация при определении содержания и форм внеаудиторной работы на активную деятельность самих студентов, на проявление ими самостоятельности в организации и проведении мероприятия;

- использование в воспитательной работе непосредственного положительного влияния наиболее активных, увлеченных, целеустремленных, способных и успешных, ярких студентов как носителей положительных моделей поведения [11].

Результаты формирования педагогической системы находят свое отражение в квалификационной характеристике, про-фессиограмме, модели личности специалиста, в соответствии с которыми можно выделить некоторые качественные характеристики выпускника технического вуза. Это прежде всего высокий профессионализм и духовность. Они проявляются в моральных качествах, в активной творческой деятельности, в стремлении и способности реализовать потребности общества в профессии, в самореализации своих сущностных сил и профессиональных качеств [13, с. 128].

Специфическая особенность процесса формирования нравственных ценностей у студентов заключается в его длительности и непрерывности; при этом его резуль-

таты отсрочены по времени. Чтобы этот процесс был продуктивным, преподавателю необходимо приобщить студента к нравственным ценностям, сделав его внутренний мир богаче посредством проведения различных мероприятий (бесед, кураторских часов и т.д.). Но воспитание нравственной культуры обучающегося возможно только в том случае, если он будет видеть перед собой достойный образец для подражания - преподавателя, в чьем сознании нравственность и профессионализм не противоречат друг другу.

Высокие требования к профессиональной подготовке специалистов инженерно-технической сферы Российской Федерации, главной составляющей которой являются инженеры, остаются основным гарантом успешного функционирования любого предприятия и любой структуры, требования к нравственности таких специалистов -гарантом развития общества в целом.

Современному обществу требуется специалист, не только получивший профессиональную подготовку, но и обладающий высокими моральными качествами [14, с. 3]. Поэтому качество будущей профессиональной деятельности студента технического вуза должна обеспечиваться интегрированной подготовкой. В ее основе должна лежать совокупность специальных знаний и нравственных ценностей, способствующая оптимизации личностного потенциала молодых людей.

* * *

1. Зинченко В.П. Психология - перестройке // Вестник высшей школы. 1987. № 7. С. 49-58.

2. Кодекс этики ученых и инженеров (Редакция Российского Союза научных и инженерных общественных организаций). URL: https://studfiles.net/preview/1633478/ (дата обращения 10.01.2019).

3. Дегтева Л.А. Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 3(6). С. 25.

4. Философия : учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова В.П. 3-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2010. 622 с.

5. Терентьева Н.П. Аксиологический подход к литературному образованию // Начальная школа плюс до и после. 2015. № 8. С. 81-85.

6. Чальцева И.С. Воспитание нравственных ценностей студентов в процессе общественно-педагогической деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 25 с.

7. Мирзоев Ш.А., Ахмедова З.Т. Морально-этический кодекс современного работника инженерно-технического профиля // Теория и практика общественного развития. 2014. № 5. С. 149-151.

8. Белоусова Т.Ф. Педагогическая практика как фактор формирования основ педагогической культуры студента : дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1989. 229 с.

9. Maslow A. Some Education Implication of the Humanistic Psichology // Harward Educational Rewiew. 1982. Vol. 38, № 4. Р. 108-117.

10. Ахмедова З.Т. Формы и методы профессионально-нравственного воспитания студентов в учебном процессе технического вуза // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 149-150.

11. Мирошникова Т.Г. Нравственное воспитание студентов в современном техническом вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 16 с.

12. Хитрова Е.В. Психолого-педагогические факторы восприятия результативности педагогической деятельности субъектами образования : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2006. 26 с.

13. Хабибулин Р.Г. Обоснование модели формирования нравственных качеств будущих офицеров // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2009. № 1(15). С. 128-131.

14. Шутенко Е.Н. Основные компоненты самореализации студентов в процессе вузовской подготовки // Современные исследования социальных проблем : электронный научный журнал. 2012. № 12(20). С. 1-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.