Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ'

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
духовно-нравственные ценности / студенты / технологии / информатизация общества / система ценностей / семья / патриотизм. / spiritual and moral values / students / technologies / informatization of society / system of values / family / patriotism.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, Салманова Джамила Абдулкафаровна

В статье авторы исследуют понятие и содержание духовно-нравственных ценностей студентов, технологии их формирования в современной России. Ценностные трансформации имеют глубокий характер и привносят серьезные, фундаментальные подвижки в развитие общества. Молодежь не просто определяет будущее общества, она ответственна за сохранение и развитие страны, за преемственность ее культурных традиций и истории. В обществе, имеющем духовно-нравственные противоречия, сложно сформировать гармоничную, духовно и физически развитую личность. Свое становление современное молодое поколение проходит в условиях формирования новых социальных отношений, в период глобализации и информатизации общества. Общество будет устойчивым только тогда, когда оно базируется на системе собственных ценностей, а не на привнесенных извне. Ответственность за воспитание молодого поколения целиком лежит на взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF STUDENTS

In the article, the authors explore the concept and content of the spiritual and moral values of students, technologies for their formation in modern Russia. Value transformations have a deep character and bring serious, fundamental movements to the development of society. Young people do not just determine the future of society, they are responsible for the preservation and development of the country, for the continuity of its cultural traditions and history. In a society with spiritual and moral contradictions, it is difficult to form a harmonious, spiritual and physically developed person. The modern young generation takes place in the conditions of the formation of new social relations, during the period of globalization and informatization of society. Society will be sustainable only when it is based on a system of its own values, and not on those brought in from the outside. The responsibility for raising the younger generation lies entirely with adults.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-393-397 NIION: 2018-0076-11/23-917 MOSURED: 77/27-023-2023-11-917

ХАЙБУЛАЕВ Магомед Хайбулаевич,

кандидат педагогических наук, профессор, Директор института непрерывного педагогического образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова», Российская Федерация, г. Махачкала, e-mail: xajbulaev-magomed@inbox.ru

САЛМАНОВА Джамила Абдулкафаровна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова», Российская Федерация, г. Махачкала, e-mail: djamila05@mail.ru

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ

ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье авторы исследуют понятие и содержание духовно-нравственных ценностей студентов, технологии их формирования в современной России. Ценностные трансформации имеют глубокий характер и привносят серьезные, фундаментальные подвижки в развитие общества. Молодежь не просто определяет будущее общества, она ответственна за сохранение и развитие страны, за преемственность ее культурных традиций и истории. В обществе, имеющем духовно-нравственные противоречия, сложно сформировать гармоничную, духовно и физически развитую личность. Свое становление современное молодое поколение проходит в условиях формирования новых социальных отношений, в период глобализации и информатизации общества. Общество будет устойчивым только тогда, когда оно базируется на системе собственных ценностей, а не на привнесенных извне. Ответственность за воспитание молодого поколения целиком лежит на взрослых.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, студенты, технологии, информатизация общества, система ценностей, семья, патриотизм.

KHAIBULAEV Magomed Khaibulayevich,

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Institute of Continuing Pedagogical Education, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Dagestan State Pedagogical University named after. R. Gamzatova",

Russian Federation, Makhachkala.

SALMANOVA Jamila Abdulkafarovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of pedagogics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Dagestan State Pedagogical University named after. R. Gamzatova",

Russian Federation, Makhachkala.

TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL

VALUES OF STUDENTS

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Annotation. In the article, the authors explore the concept and content of the spiritual and moral values of students, technologies for their formation in modern Russia. Value transformations have a deep character and bring serious, fundamental movements to the development of society. Young people do not just determine the future of society, they are responsible for the preservation and development of the country, for the continuity of its cultural traditions and history. In a society with spiritual and moral contradictions, it is difficult to form a harmonious, spiritual and physically developed person. The modern young generation takes place in the conditions of the formation of new social relations, during the period of globalization and informatization of society. Society will be sustainable only when it is based on a system of its own values, and not on those brought in from the outside. The responsibility for raising the younger generation lies entirely with adults.

Key words: spiritual and moral values, students, technologies, informatization of society, system of values, family, patriotism.

Духовно-нравственное становление молодого поколения, подготовка ее к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Очевидно, что такие социальные институты, как семья, школа, колледж, вуз помогают человеку определить свой жизненный путь, сформировать богатый духовный мир. Большая роль в решении данной задачи отводится педагогу. Эффективность решения всех этих проблем кроется, на наш взгляд, не столько в содержании обучения, сколько в качественном воспитании, ядром которого должны стать духовно-нравственные ценности.

Вопросы духовно-нравственного воспитания молодежи волновали и продолжают волновать философов, социологов, психологов, педагогов, писателей, общественных деятелей. В первую очередь следует назвать имена Аристотеля, Квин-тилиана, Платона, Сократа, Ф. Аквинского, Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Ф. Гегеля, И. Канта. Отечественная философская мысль также не могла пройти мимо этой проблемы: И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, И.В. Киреевский, А.Ф. Лосев, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и многие другие философы. Опыт великих соотечественников В.Н. Сороки-Ро-синского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого представляет богатейший материал для осмысления заявленной проблемы. Различные аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания находят свое отражение в исследованиях современных ученых: Е.П. Белозерцева, Л.Г. Брылевой, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, В.В. Горшковой, М.С. Кагана, А.В. Кирьяковой, В.Н. Максимовой, Н.Д. Никандрова и др.

Нравственность - норма духовности, содержанием которой выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Основой духовной безопасности общества является образование, рассматриваемое сегодня в контексте культуры. Процесс духовно-нравственного становления обеспечивается, с одной стороны, предмет-

ным содержанием, а с другой - способами развертывания этого содержания, адекватными гуманитарной природе самого знания и процесса образования.

Педагогические условия, обеспечивающие потребность студентов в духовно-нравственном развитии, рассмотрены как содержательные и процессуальные требования к образовательному процессу. К содержательным нами отнесены следующие: гуманитаризация и аксиологизация содержания образования в вузе, нацеливающие студента на жизненную самореализацию. К процессуальным требованиям отнесем деятельност-ную, индивидуально-личностную направленность, творческий и диалоговый характер обучения и воспитания.

В настоящее время идея духовно-творческого становления личности не стала идеологией педагогического сознания. Возьмем на себя смелость утверждать, что катаклизмы социально-экономического развития современной России смещают педагогические ценности в сторону достижения прагматических результатов: важнее учесть какое количество выпускников школ поступило в вузы, заняло призовых мест на олимпиадах, конкурсах, сколько в школе есть компьютеров (это подтверждают наши исследования), нежели духовное состояние ребенка, его творческое самораскрытие. Оказалось, что редко в какой школе педагоги исследуют самих себя, душевное устройство ребенка, его творческие устремления. Ребенок «наполняется» разными знаниями как некое техническое устройство сложными деталями. Понятно, что взвесить любовь, измерить великодушие, или исследовать «габариты» одухотворенности и почтительности не только очень сложно, а просто абсурдно. Но ведь именно эти качества делают человека Человеком.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Развитие духовно-нравственного потенциала личности способствует становлению ценностно-смысловой сферы

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

сознания человека. Оно предполагает внутренние изменения в личности: её ценностей, потребностей, мотивов, интересов, установок, позиций, смыслов. Формируется позитивная «Я-концеп-ция», устанавливаются интегративные связи между основными личностными сферами: цен-ностно-мотивационной, эмоционально-волевой и деятельностно-поведенческой. В результате этого, человек обретает целостность, способность к осознанному выбору, становится самостоятельным, устойчивым по отношению к негативным влияниям. Иными словами, благодаря развитию духовно-нравственного потенциала, складываются личностные структуры сознания воспитанника, в результате чего у него изменяются не объективные условия жизни, а субъективное переживание этой жизни, а значит - изменяется его жизнь.

В мае 2015 г. утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».1 Целью ее является определение приоритетов в государственной политике воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания, учитывающих интересы подрастающего поколения, актуальные потребности общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе. Стратегия направлена на развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите своей Родины. Она опирается на систему духовно-нравственных ценностей, таких как гуманизм, справедливость, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, семью, патриотизм.

К основным духовно-нравственным ценностям относятся: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, искусство и традиции, природа, человечество, традиционная религия и т.д. [1]. Несмотря на то, что в российском обществе происходит столкновение национальной системы ценностей с западными, либеральными традициями, современную молодежь характеризует наличие четких ориентиров, заключающихся в перво-степенности духовно-нравственных опор, таких как счастье, любовь, семья, дружба [5]. В образо-

1 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. 08.06.2015. Федеральный выпуск № 6693 (122). URL: https://rg. ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 19.11.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

вательном процессе должна быть усилена воспитательная функция, помимо специальных профилирующих дисциплин в него должны быть включены аспекты гуманитарного образования, имеющего огромное значение при формировании ценностных ориентаций, и которое делает, по сути, высшее образование высшим. Все чаще говорится о формировании гражданской идентичности подрастающего поколения. То, какие цели ставят перед собой студенты и какими средствами для достижения этих целей готовы пользоваться, характеризует внутреннее состояние современной молодежи, ее нравственное состояние, а значит и будущее страны [2]. Важно при этом понимать, что исследование общественной нравственности сопряжено с известными сложностями самого предмета изучения. Мораль является «трудноуловимым», необычным для строгих научных методов объектом. Тем не менее, за последние годы было предложено много новых когнитивных инструментов, позволивших исследовать нравственные ценности различных социальных групп [3]. Молодежь не просто определяет будущее общества, она ответственна за сохранение и развитие страны, за преемственность ее культурных традиций и истории. В обществе, имеющем духовно-нравственные противоречия, сложно сформировать гармоничную, духовно и физически развитую личность. Как следствие, наблюдается падение патриотизма. Если погибнут духовность и нравственность, общество деградирует, и цивилизацию ждет неминуемая гибель. Будущее нашей страны определено тем, какие духовные ценности и нравственные ориентиры будут заложены в сознание молодежи.

Принцип обогащения и материальные блага ставятся выше, чем духовные ценности. Такая расстановка приоритетов отражается и на личности студента, у которого преобладает установка на получение документа об образовании и престижной работы, а не профессии.

Как верно пишут Н.В. Саратовцева, Е.Ю. Пивоварова, целесообразным является проведение следующих мероприятий, ориентированных на формирование духовно-нравственных ценностей студентов профессиональных колледжей;

- круглые столы, классные часы, беседы, диспуты, лекции и конференции, затрагивающие духовную и нравственную проблематику;

- показ видеофильмов и роликов, пропагандирующих, пропагандирующих высшие моральные ценности;

- посещение объектов культурного наследия;

- организация и проведения праздников в формате межнационального и межкультурного диалога;

- встречи со священнослужителями, участниками боевых действий;

- привлечение родителей студентов к организации воспитательных мероприятий;

- организация волонтерской работы по оказанию помощи социально незащищенным слоям населения;

- организация волонтерской работы по оказанию помощи бездомным животным и т.д. [4].

В основе процесса формирования духовно-нравственных ценностей должен быть диалог. Именно в диалоге должен произойти «вызов» когнитивной, эмоциональных компонент, связанных с духовно-нравственными ценностями. Технологическая цепочка: вызов - осмысление - рефлексия активно используется в методах развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Технологическая цепочка включает в себя на этапе вызова: актуализацию знаний обучаемых перед изучением темы; на этапе осмысления: поиск и первую встречу с информацией, необходимой дли решения задачи, поставленной на стадии вызова; на этапе рефлексии: размышление обучаемого о своих действиях, способах воспринимать учебный материал, его значимости и возможностях применения [6].

Эффективность воспитания духовно-нравственных ценностей будет зависеть от того, насколько предложенные когнитивные составляющие ценностей согласуются с мировоззрением студентов, а также удается ли создать связи между ценностями, которые формируются, и теми, которые уже сформированы у студентов. Одной из значимых ценностных ориентаций, согласно последним исследованиям, для студентов является «успешность». Целесообразно использовать эту ценность для «когнитивных связок» с нравственными ценностями. Действительно, успешность должна ассоциироваться у студентов с профессионализмом, ответственностью, исполнительностью. А профессионал своего дела не существует в невесомости. Он должен быть и гражданином, и личностью, и Человеком. Другими «опорными» ценностными ориентаци-ями, которые целесообразно использовать для когнитивных связок с нравственными ценностями, могут быть: самореализация, помощь другим, общественно значимый труд, здоровье, безопасность. Для того чтобы процесс формирования духовно-нравственных ценностей был эффективен, необходимо вывести студента из пассивного состояния поглощения знаний в активное состояние. Для этого нужно активировать критическое мышление.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволяет выделить в струк-

туре духовно-нравственного потенциала несколько взаимосвязанных компонентов: когнитивный, экзистенциально-эмоциональный, поведенческий. Динамика духовно-нравственного становления личности в образовательном процессе педагогического университета обеспечивается действием факторов, которые делают человека субъектом гуманных отношений и сознательной деятельности, способствуют развертыванию его духовно-нравственного потенциала и включению в успешную образовательную и социальную деятельность.

Педагогическая любовь выступает мета принципом становления духовно-нравственной личности и предполагает, гуманную направленность на другого, демонстрацию культурных ценностей подрастающему поколению, организацию опыта гуманистических отношений (сотрудничество, сотворчество), создание условий, в которых наиболее успешно происходит духовно-нравственное становление будущего учителя. На основе сведений о сущности духовно-нравственного потенциала будущего учителя и его духовно-нравственного становления можно выявить факторы педагогического характера, действие которых влияет на исследуемые феномены. Среди этих факторов нами выделяются: организация системы духовно-нравственного просвещения студентов; обогащение рефлексивного опыта личности будущего учителя; приобщение будущего учителя к культуре педагогической деятельности. Действие каждого фактора обеспечивается совокупностью специально создаваемых в образовательном процессе педагогических условий, сообразных им.

Список литературы:

[1] Иванова Н.А. Духовно-нравственные ценности студенческой молодежи в современном российском обществе // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 60. Февраль. - С. 45.

[2] Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПб-ГУП, 2000.

[3] Петрунин Ю.Ю., Плакасов Т.О. Корпоративная социальная ответственность в современной России: проблемы институционализации // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2012. № 1. С. 61-68.

[4] Саратовцева Н.В., Пивоварова Е.Ю. Особенности развития нравственного облика студентов СПО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 1311-1312.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

[5] Серебрянникова О.А. Динамика ценностных ориентаций студенческой молодежи: поко-ленческий подход // Философия образования. 2010. № 3. С. 219.

[6] Тазов П.Ю. Формирование духовно-нравственных ценностей студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 3. -С. 42.

Spisok literatury:

[1] Ivanova N.A. Duhovno-nravstvennye cen-nosti studencheskoj molodezhi v sovremennom ros-sijskom obshchestve // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. 2017. № 60. Fevral'. - S. 45.

[2] Lisovskij V.T. Duhovnyj mir i cennostnye ori-entacii molodezhi Rossii. SPb.: SPbGUP, 2000.

[3] Petrunin Yu.Yu., Plakasov T.O. Korpora-tivnaya social'naya otvetstvennost' v sovremennoj Rossii: problemy institucionalizacii // Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Seriya 21. Upravlenie (gosu-darstvo i obshchestvo). 2012. № 1. S. 61-68.

[4] Saratovceva N.V., Pivovarova E.Yu. Oso-bennosti razvitiya nravstvennogo oblika studentov SPO // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». - 2017. - T. 39. - S. 1311-1312.

[5] Serebryannikova O.A. Dinamika cennostnyh orientacij studencheskoj molodezhi: pokolencheskij podhod // Filosofiya obrazovaniya. 2010. № 3. S. 219.

[6] Tazov P.Yu. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostej studentov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2019. - № 3. - S. 42.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.