Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities/
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/
ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)
ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 37.03
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-580-591
Интеграция науки и образования как эффективное средство сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей
Валентина Владимировна ГЛАДКИХ1©*, Елена Игоревна ПАНКОВА2
1ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) 394064, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А 2ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (филиал в г. Челябинск) 454015, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. 11-й городок, 1 *Адрес для переписки: [email protected]
Актуальность. В современном мире сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей является одной из главных задач общества. В этом процессе наука и образование играют ключевую роль, так как они формируют мировоззрение и ценностные ориентации у людей. Сохранение национальной идентичности и укрепление духовно-нравственных ценностей позволяют создавать благоприятные условия для развития каждого гражданина, а также способствуют формированию новой, более высокой культуры взаимоотношений внутри общества и между нациями.
Методы исследования. Теоретической базой исследования является междисциплинарный подход, позволяющий анализировать образовательную практику в контексте, с одной стороны, педагогических подходов, с другой - социокультурных изменений, происходящих в обществе. В основе исследования лежит эмпирическое обобщение, анализ и интерпретация научной литературы, практических разработок по проблеме сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей личности в обществе.
Результаты исследования. Раскрыты виды духовно-нравственных ценностей, которые играют важную роль в формировании мировоззрения и поведения людей; проанализированы программы, способствующие развитию духовно-нравственных ценностей личности; дана характеристика технологиям, позволяющим за счет интеграции науки и образования использовать новейшие научные достижения для формирования ценностных ориентаций личности. Выводы. Интеграция науки и образования является ключевым фактором в сохранении и укреплении духовно-нравственных ценностей в обществе. Она позволяет использовать научный подход для решения проблем, связанных с развитием ценностей, а также создавать новые программы и проекты, направленные на обучение навыкам межличностного общения, эмоциональной саморегуляции и конфликтологии. Важно, чтобы образование было ориентировано на развитие личности и уважение к разным культурам и традициям.
580
© Гладких В.В., Панкова Е.И., 2023
Ключевые слова: интеграция, наука, образование, духовно-нравственные ценности, личность, программы, технологии
Для цитирования: Гладких В.В., Панкова Е.И. Интеграция науки и образования как эффективное средство сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 3. С. 580-591. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-580-591
PEDAGOGY OF ADDITIONAL EDUCATION
Original article
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-580-591
Integration of science and education as an effective means of preserving and strengthening spiritual and moral values
Valentina V. GLADKIKH *, Elena I. PANKOVA
1Military Educational and Scientific Centre of the Air Force N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy (Voronezh) 54A Starykh Bolshevikov St., Voronezh, 394064, Russian Federation 2Military Educational and Scientific Centre of the Air Force N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy (Chelyabinsk branch) 1 11th gorodok St., Chelyabinsk, 454015, Russian Federation Corresponding author: [email protected]
Importance. In the modern world, the preservation and strengthening of spiritual and moral values is one of the main tasks of society. In this process, science and education play a key role, as they form the worldview and value orientations of people. The preservation of national identity and the strengthening of spiritual and moral values make it possible to create favorable conditions for the development of each citizen, and also contributes to the formation of a new, higher culture of relations within society and between nations.
Research methods. The theoretical basis of the research is an interdisciplinary approach that allows analyzing educational practice in the context of, on the one hand, pedagogical approaches, on the other hand, socio-cultural changes taking place in society. The research is based on empirical generalization, analysis and interpretation of scientific literature, practical developments on the problem of preserving and strengthening the spiritual and moral values of the individual in society. Results and Discussion. The types of spiritual and moral values that play an important role in the formation of people's worldview and behavior are revealed; programs that contribute to the deve l-opment of spiritual and moral values of the individual are analyzed; technologies that allow using the latest scientific achievements to form value orientations of the individual through the integration of science and education are characterized.
Conclusion. The integration of science and education is a key factor in the preservation and strengthening of spiritual and moral values in society. It allows you to use a scientific approach to solve problems related to the development of values, as well as to create new programs and projects aimed at teaching interpersonal communication skills, emotional self-regulation and con-
flictology. It is important that education is focused on personal development and respect for different cultures and traditions.
Keywords: integration, science, education, spiritual and moral values, personality, programs, technologies
For citation: Gladkikh, V.V., & Pankova, E.I. (2023). Integration of science and education as an effective means of preserving and strengthening spiritual and moral values. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 3, pp. 580-591. (In Russ., abstract in Eng.) 1https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-580-591
АКТУАЛЬНОСТЬ
Интеграция науки и образования в контексте формирования духовно-нравственных ценностей личности является одной из наиболее актуальных проблем современности. На протяжении многих столетий образование помогало формировать духовность, нравственность и мировоззрение личности, однако в наше время этот процесс стал терять свою значимость. Духовно-нравственные ценности являются важной составляющей человеческой жизни и культуры. Они определяют нашу систему ценностей, отношение к жизни и окружающему миру, моральные и этические принципы поведения. Сохранение духовно-нравственных ценностей является актуальной проблемой в современном мире, где многие из этих ценностей подвергаются угрозам со стороны глобализации и современной культуры.
В связи с этим возникает необходимость интеграции научных знаний о человеке и его окружении с системой образования, что будет способствовать сохранению истинных ценностей, которые были переданы нам из поколения в поколение.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретической базой исследования является междисциплинарный подход, позволяющий анализировать образовательную практику в контексте, с одной стороны, педагогических подходов, с другой - социокультурных изменений, происходящих в обществе. В основе исследования лежит эмпириче-
ское обобщение, анализ и интерпретация научной литературы, практических разработок по проблеме сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей личности в обществе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сохранение духовно-нравственных ценностей является одной из главных задач современного общества. Современный мир меняется с каждым днем, и человеку необходимо иметь стабильную основу, на которую можно опираться в любой ситуации. Образование и наука являются основой этой стабильности, поэтому интеграция этих двух сфер является необходимой для сохранения духовно-нравственных ценностей и развития личности.
Образование является ключевым фактором для развития человеческой личности и формирования ее ценностного мировоззрения. Образование должно обеспечивать не только получение знаний и умений, но и прививать учащимся важные моральные ценности, такие как доброта, честность, этика и ответственность. В этом случае наука является отличной платформой для преподавания и интеграции этических, философских и социологических знаний.
Наука, в свою очередь, помогает формировать человеческий лад в образовании, уделяя большое внимание эмпирическим и эм-патическим подходам к пониманию мира. Наука также позволяет людям лучше понимать себя и мир, развивать творческий потенциал и критическое мышление.
Интеграция науки и образования - это процесс, позволяющий объединить знания из разных областей и использовать их для создания новых знаний и технологий. Этот процесс является основным способом для сохранения духовно-нравственных ценностей и развития личности.
Духовно-нравственные ценности - это нормы, принципы и убеждения, которые определяют моральный и духовный кодекс человека и общества. Они являются основой культуры и традиций, которые передаются из поколения в поколение.
Духовно-нравственные ценности - это фундамент, на котором строится жизнь людей. Они определяют жизненные ценности и личностный рост, генерируя качество жизни человека и общества в целом. Духовно-нравственные ценности включают в себя такие понятия, как любовь, справедливость, честность, долг, ответственность и др.
По мнению И.И. Горловой, «Традиционные духовно-нравственные ценности - вид нематериального культурного наследия, исторически сформированные устойчивые ценности, признанные народами Российской Федерации, образующие культурную идентичность, государственный и культурный суверенитет общества, передаваемые в семье из поколения в поколение, образующие ядро культурно-исторической социальной памяти, являющиеся базисными в отношении прав и свобод человека, признанных законодательством» [1].
Проанализируем, какие виды духовно-нравственных ценностей играют важную роль в формировании мировоззрения и поведения людей.
1. Религиозные ценности. Религия играет важную роль в формировании духовной жизни человека. Религиозные ценности включают в себя веру в Бога, молитву, поклонение, милосердие, смирение, честность, доброту и другие духовные качества.
2. Этические ценности. Этические ценности определяют правильное поведение и отношение к другим людям. Они включают в себя честность, справедливость, уважение к
правам и свободам других людей, ответственность, доброту, сотрудничество и другие качества.
3. Социальные ценности. Социальные ценности определяют правильное поведение в обществе, уважение к культуре и традициям других людей. Они включают в себя трудолюбие, ответственность, уважение к другим, сотрудничество, солидарность, гражданскую ответственность и другие качества.
4. Культурные ценности. Культурные ценности определяют традиции и обычаи народа, к которому принадлежит человек. Они включают в себя уважение к истории и культуре своей страны, традиции, обычаи, язык, литературу, искусство и другие культурные ценности.
5. Эстетические ценности. Эстетические ценности определяют красоту и гармонию в жизни. Они включают в себя любовь к природе, музыке, искусству, архитектуре, литературе и другим формам творчества.
6. Личностные ценности. Личностные ценности определяют индивидуальные качества человека. Они включают в себя самореализацию, самодисциплину, самоконтроль, самоуважение, уверенность в себе, творческий потенциал, честность и другие качества.
В основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей «традиционные ценности обозначены как нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности». К ним относятся: патриотизм, жизнь, достоинство, высокие нравственные идеалы, историческая память, преемственность поколений и др.1
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. отмечается, что духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития
1 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809. Доступ из СПС «Гарант».
России, включают в себя человеколюбие, справедливость, честь, совесть, волю, личное достоинство, веру в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством2.
Следует подчеркнуть, что среди основных ценностей, которые сегодня ценят, должны быть упомянуты толерантность, свобода и независимость. Эти ценности отражают потребность в индивидуальности и праве на свой выбор. Современная молодежь является тем ресурсом, который будет в будущем проводником сохранения культурных ценностей. Соответственно, подрастающее поколение становится более открытым к идеям и людям с других культур, рас и наций и находит свою изначальную свободу.
Принятые ценности молодежи приводят их к выбору профессий, образованию и мировоззрению. Многие молодые люди стремятся к участию в благотворительных, социальных и политических проектах. Это отражает их стремление быть частью общества и нахождение своего места в нем.
В связи с этим проводятся множество научных исследований, направленных на изучение проблем и способов сохранения этих ценностей.
Одним из таких исследований является работа С.В. Пашкова «Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования»3. В своем исследовании С.В. Пашков пришел к выводу, что необходимо проводить воспитательную работу на основе традиционных духовных ценностей через организацию внеклассной и внешкольной воспитательной и просветительской работы.
Еще одним исследованием в этой области является работа Ю.В. Любезновой4. В своей работе ученый акцентирует внимание на художественной литературе, которая и делает акцент на применении педагогических технологий, которые способствуют развитию духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы.
Также важным исследованием является работа Т.А. Берсеневой «Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема». Т.А. Берсенева под эффективной реализацией педагогического потенциала духовно-нравственных оснований уклада жизни в православной русской традиции понимает «педагогическую деятельность, включающую в себя осознанный выбор человеком нравственно-ориентированной позиции; формирование критериев самооценки поступков, которые определяются ценностями, укорененными в мировоззренческой составляющей традиционного уклада и др.»5.
В целом, проведенные исследования показывают, что сохранение духовно-нравственных ценностей в современном обществе является актуальной задачей. Для решения этой задачи важным является создание условий для развития духовности и нравственности в семье, обществе и образовании. Также важен примерный личный пример и образ жизни, направленный на сохранение и развитие этих ценностей.
Важно понимать, что духовно-нравственные ценности являются основой культуры и традиций, которые формируют общество и определяют поведение людей. Они играют важную роль в формировании мировоз-
2 Головко О., Амелина Т. В России утвержден список духовно-нравственных ценностей // Правмир: сайт. URL : https : www.pravmir.ru/ v-ro ssii-utverzhden- spisok-duhovno-nravstvennyih-tsennostey/ (дата обращения: 10.01.2023).
3 Пашков С.В. Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2010. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004726497
4 Любезнова Ю.В. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2020. 26 с. URL: https://search.rsl.ru/ ru/record/01010245118
5 Берсенева Т.А. Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2008. 42 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/re-cord/01003448731
зрения и личностного роста. Однако каждый человек может иметь свои собственные ценности и убеждения, которые могут отличаться от общепринятых. Важно уважать мнения и убеждения других людей и стремиться к сотрудничеству и солидарности в обществе.
Укрепление духовно-нравственных ценностей происходит путем создания благоприятных условий для их развития и реализации в жизни. Одной из эффективных форм укрепления духовно-нравственных ценностей является образование и воспитание. Воспитание, основанное на принципах национальной идентичности и духовно-нравственных ценностей, позволяет формировать моральные и этические нормы поведения у каждого гражданина [2].
Кроме того, укрепление духовно-нравственных ценностей способствует созданию благоприятной атмосферы для общения и сотрудничества между людьми. Ведь человек, который сознательно придерживается моральных и этических ценностей, становится надежным партнером и общественным лидером, что способствует укреплению национальной и общечеловеческой гармонии.
Культурные традиции, религиозные обряды, семейные ценности - все это формировало уникальную культуру и идентичность русского народа. Но в последние годы мир меняется, и Россия не остается в стороне от этих изменений. Но это не значит, что наши традиции и ценности утрачены.
Одним из ключевых факторов сохранения духовных ценностей является поддержка традиционных религий. В России проживают представители разных религий, но многие из них имеют древние традиции и сильную связь с историей и культурой народа. Государство активно поддерживает духовно-нравственную жизнь страны и религиозные организации, которые оказывают заметное влияние на многих представителей общества.
Важную роль в сохранении духовных ценностей играют также семейные традиции и ценности. Семья - это основа общества и его будущего. Воспитание детей в духе традиций и нравственных ценностей - одна из
главных задач каждой семьи [3]. Родители играют важную роль в обучении детей духовным и нравственным ценностям, таким как уважение к старшим, этика поведения, ответственность, любовь и доброта к близким. Многие семьи в России придерживаются древних русских традиций и стараются сохранить культуру и идентичность своего народа.
Важную роль в сохранении духовных ценностей в России играет государство. Российская власть активно поддерживает традиционные ценности и старается сохранить национальную целостность и идентичность страны. Меры, принятые правительством по сохранению исторического и культурного наследия, способствуют сохранению духовных ценностей. По мнению О.Н. Астафьевой, «необходимо активно включать население в культурную жизнь, что позволит укреплять гражданскую и национальную идентичность» [4].
Таким образом, сохранение духовно-нравственных ценностей является важным условием успеха России. Сохранение традиций, поддержка религиозных организаций, воспитание детей в духе истории и культуры своего народа - все это должно стать главной задачей каждого гражданина страны. Только тогда мы сможем сохранить истинные ценности, которые были переданы нам из поколения в поколение, и создать успешное будущее для нашей страны.
Один из главных способов сохранения духовно-нравственных ценностей - это образование. Образование является основой для формирования системы ценностей, позволяет людям осознавать важность духовно-нравственных ценностей и применять их в жизни. В рамках исследований предлагаются различные методы и подходы в образовании, которые способствуют сохранению духовно-нравственных ценностей [5].
Другим способом сохранения духовно-нравственных ценностей является национальное самосознание и культурная идентичность. Исследования показывают, что сохранение своей культуры и традиций спо-
собствует формированию системы ценностей, которые помогают людям понимать и уважать других культур и национальных групп [6].
Сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей нельзя рассматривать без проблем духовности. Несмотря на то, что православие является основной религией в нашей стране, она не носит строго конфессиональный характер, и часть населения не исповедует никакую религию. Это приводит к возникновению многих проблем, связанных с духовностью нации.
В соответствии с исследованиями, проведенными в разных странах мира, религия может оказывать положительное влияние на моральные и этические ценности людей. Более того, религиозные люди часто имеют более высокие уровни счастья, удовлетворенности жизнью и благополучия.
Также следует отметить тот факт, что у большинства людей не хватает времени на духовный рост, на изучение истории и культуры своей страны. Наконец, важно учитывать глобализацию, которая вызывает утрату национальной идентичности и связанных с нею духовно-культурных традиций. Это вызывает депрессию, которая разрушает внутреннюю гармонию человека. Люди постепенно теряют связь с историей своих предков, с их культурой и традициями. Без этого человек не может понимать и относиться серьезно ко всему, что происходит вокруг [7].
Многие проблемы духовности вызывают острый интерес и требуют общественной поддержки. Решение этих проблем должно быть на уровне всего общества. Нужно научиться понимать и принимать культурные и религиозные отличия других народов и уважительно относиться к традициям своей страны. Кроме того, необходимы дальнейшие прогрессивные шаги правительства в этом направлении. Каждый гражданин должен ощутить, что максимально интересуется чем-то большим, чем материальное благо, а также активно участвует в социально-культурной жизни своей страны и берет на себя ответственность за свою духовную жизнь.
В современном обществе все больше людей задумываются о том, как сохранить духовно-нравственные ценности. Интеграция науки и образования позволяет использовать научный подход для решения проблем, связанных с развитием и сохранением духовно-нравственных ценностей. Наука может помочь в поиске новых методов и подходов к формированию ценностей у людей, а также в изучении и анализе истории и культуры для лучшего понимания традиций и ценностей общества.
Образование, в свою очередь, играет важную роль в передаче духовно-нравственных ценностей от поколения к поколению. Оно помогает формировать у учащихся понимание и уважение к разным культурам и традициям, а также развивает навыки межличностного общения и эмоциональной саморегуляции. Вместе с тем образование должно быть ориентировано на развитие личности, ее способностей и потенциала [8].
Сохранение духовно-нравственных ценностей является важной задачей для общества. Для ее решения необходимо применение комплексных подходов, включающих в себя научные подходы, образование, уважение к культурным различиям и культурной идентичности, а также семейное воспитание и обучение.
В России существует множество проектов, направленных на интеграцию науки и образования, что в итоге может помочь в разработке программ и проектов, направленных на сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей.
Один из таких проектов «Научная школа», который создан для того, чтобы помочь студентам и молодым ученым получить более глубокие знания в области науки и технологий. В рамках этого проекта проводятся лекции, семинары и мастер-классы по различным научным дисциплинам. Студенты и ученые, проходящие обучение в «Научной школе», имеют возможность получить практические навыки и опыт работы в лаборатории.
Еще один проект - «Наука 0+» - создан для детей дошкольного возраста. Цель про-
екта - познакомить детей с наукой и технологиями, вызвать у них интерес к научным исследованиям и развить у них научный потенциал. В рамках проекта проводятся различные мероприятия, такие как выставки, лекции, экскурсии в музеи и лаборатории.
Проект «Наука для всех» предназначен для того, чтобы сделать науку доступной для всех, вне зависимости от возраста, социального статуса и образования. В рамках этого проекта проводятся лекции, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, которые позволяют людям познакомиться с новыми научными открытиями и технологиями.
Также существует проект «Наука и образование в России», который направлен на улучшение качества образования в России. В рамках проекта проводятся научные исследования, разрабатываются новые методики обучения и оценки знаний студентов, а также создаются новые образовательные программы.
В целом, все эти проекты способствуют тому, чтобы сделать науку и технологии более доступными и интересными для всех. Они помогают подрастающему поколению и в первую очередь студентам и ученым развивать свои научные и технические навыки, а также улучшать качество образования в России [9].
Рассмотрим программы, способствующие развитию духовно-нравственных ценностей.
1. Федеральная программа «Духовно-нравственное воспитание граждан России». Эта программа была разработана с целью формирования у граждан России духовно-нравственных ценностей, укрепления семьи и традиционных ценностей. Программа включает в себя мероприятия по развитию культурного наследия, поддержке традиционных религий, созданию культурных центров, обучению молодежи, а также проведению культурных и досуговых мероприятий.
2. Программа «Религиозное образование в России». Эта программа направлена на развитие религиозного образования в России. Она включает в себя поддержку религиозных школ, колледжей и университетов, а также создание курсов и программ по религиозной этике и морали.
3. Программа «Сохранение культурного наследия России». Эта программа направлена на сохранение и укрепление культурного наследия России. Она включает в себя поддержку музеев, галерей, библиотек, архивов и других культурных учреждений, а также проведение мероприятий по сохранению и восстановлению исторических и культурных памятников.
4. Программа «Молодежь России». Эта программа направлена на воспитание молодежи России в духе традиционных ценностей и патриотизма. Она включает в себя поддержку молодежных организаций, проведение мероприятий по развитию творческого потенциала молодежи, обучение молодежи социальным и культурным навыкам, а также создание культурных и спортивных центров для молодежи.
5. Программа «Семья и дети». Эта программа направлена на поддержку семей и защиту интересов детей. Она включает в себя мероприятия по поддержке семейных ценностей, создание условий для совместного времяпрепровождения родителей и детей, обучение родителей навыкам воспитания детей, а также защиту прав детей.
Все эти программы являются важными для сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей и направлены на развитие культурного наследия, религиозного образования, воспитание молодежи и защиту интересов семей и детей. Важно понимать, что сохранение духовно-нравственных ценностей является задачей всего общества, и каждый из нас может внести свой вклад в этот процесс.
Одним из ключевых инструментов, который позволяет решать вопросы сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей, являются различные виды современных технологий. Наиболее востребованными в настоящее время во всех сферах науки, образования, социальной жизни являются проектные технологии.
Проектные технологии - это способ решения задачи, при котором проект, целью которого является достижение определенно-
го результата, разрабатывается и воплощается в жизнь. В контексте сохранения духовно-нравственных ценностей личности такой подход позволяет учиться самостоятельности, открытости, этическим нормам и уважению к другим людям.
1. Проектные технологии дают возможность людям проявлять свои способности, развиваться и использовать свой потенциал в полной мере. При этом основным принципом является ориентация на достижение конечного результата, что также способствует развитию эффективности и творческой мышления [10].
Важно отметить, что проектные технологии не только содействуют сохранению духовно-нравственных ценностей личности, но и позволяют обогащать и расширять их. Реализация проекта может вызвать интерес к истории, наследию, традициям и культуре.
Также следует подчеркнуть, что ценностные ориентации современной молодежи являются центральным аспектом их мировоззрения и влияют на их поведение и принятие решений. В современном мире социальный контекст и данные ценности изменяются, что влияет на молодежь и способствует изменению их ценностных установок.
Ярким примером внедрения проектных технологий в сохранение духовно-нравственных ценностей является проект «Эко-культура». В рамках этого проекта молодые люди обучаются экологическому мышлению, осуществляют экологические проекты и пекут хлеб с использованием местных ингредиентов. Этот проект продвигает уважение к окружающей среде и традициям, а также формирует положительную социальную и культурную атмосферу.
Функциями подобных проектов являются защита прав человека и ее осуществления в различных областях жизни. В целом, ценности современной молодежи играют важную роль в развитии общества в целом. Они должны всегда рассматриваться в контексте социальных изменений и развития, чтобы сохранять и улучшать жизненный уровень и удовлетворение потребностей молодой части общества.
Именно за счет своих ценностей молодежь привносит в этот мир новые ценности и идеи.
2. Таким образом, проектные технологии являются важным инструментом, который позволяет сохранять и развивать духовно-нравственные ценности личности. Особенно важно применение данной технологии в молодежной среде, где формируются ценности и убеждения, определяющие систему жизненных ценностей [11].
Другой технологией, играющей значимую роль в сохранении духовно-нравственных ценностей, являются информационные технологии. Их использование может быть эффективным способом сохранения духовно-нравственных ценностей, например, путем создания специальных приложений и он-лайн-ресурсов, которые помогают людям получать информацию о ценностях и принимать осознанные решения.
Технологии личностно-ориентированно-го образования - это одна из главных технологий, которая способствует сохранению духовно-нравственных ценностей. Эта технология направлена на развитие словесного, эстетического, морального, интеллектуального и физического развития. Она основана на принципах педагогики Ж.Ж. Руссо и А.С. Макаренко.
Культуротворческие технологии - это также важная технология, которая помогает сохранить духовно-нравственные ценности. Творческий подход к обучению помогает развить в себе уважение к культуре, традициям и национальной истории. Она помогает осознать свои индивидуальные способности и научиться использовать их на благо общества.
Технология построения командной работы - это еще один способ сохранить духовно-нравственные ценности. Она помогает человеку научиться эффективно сотрудничать друг с другом и решать задачи вместе. Люди, которые научились работать в команде, могут легче найти свое место в обществе и достичь успеха в жизни.
ВЫВОДЫ
Духовно-нравственные ценности являются важной составляющей человеческой жизни и культуры. Они определяют нашу систему ценностей, отношение к жизни и окружающему миру, моральные и этические принципы поведения. Сохранение духовно-нравственных ценностей является актуальной проблемой в современном мире, где многие из этих ценностей подвергаются угрозам со стороны глобализации и современной культуры. В рамках анализа научных исследований нами были выявлены несколько способов сохранения духовно-нравственных ценностей.
Один из главных способов сохранения духовно-нравственных ценностей - это образование. Образование является основой для формирования системы ценностей, позволяет людям осознавать важность духовно-нравственных ценностей и применять их в жизни.
Другим способом сохранения духовно-нравственных ценностей является национальное самосознание и культурная идентичность. Сохранение своей культуры и традиций способствует формированию системы ценностей, которые помогают людям понимать и уважать другие культуры и национальные группы.
Особое значение имеет роль семьи в сохранении духовно-нравственных ценностей. Семья является основной социальной средой, где дети формируют свои ценности и моральные убеждения. Родители играют важ-
ную роль в обучении детей духовным и нравственным ценностям, таким как уважение к старшим, этика поведения, ответственность, любовь и доброта к близким.
Интеграция науки и образования является ключевым фактором в сохранении и укреплении духовно-нравственных ценностей в обществе. Она позволяет использовать научный подход для решения проблем, связанных с развитием ценностей, а также создавать новые программы и проекты, направленные на обучение учащихся навыкам межличностного общения, эмоциональной саморегуляции и конфликтологии. Важно, чтобы образование было ориентировано на развитие личности и уважение к разным культурам и традициям.
Таким образом, интеграция науки и образования играет важную роль в сохранении духовно-нравственных ценностей и развитии личности. В свете быстро развивающегося мира важно, чтобы образование и наука работали вместе, чтобы обеспечить качественное обучение, социальные и моральные ценности и взаимный рост.
Интеграция науки и образования предполагает использование новейших научных достижений для формирования ценностных ориентаций личности, то есть включает в себя обучение, направленное на формирование таких основных ценностей, как милосердие, толерантность, доброта, уважение к человеку, национальная культура и история, экологическое сознание и мн. др.
Список источников
1. Горлова И.И. Традиционные духовно-нравственные ценности в нормативно-правовых документах Российской Федерации: состояние и пути совершенствования // Культурологический журнал. 2021. № 2 (24). С. 1-6. https://doi.org/10.34685/HI.2021.95.60.018, https://elibrary.ru/rppxfi
2. Дьячкова М.А. Понятие ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 12. С. 142-150. https://elibrary.ru/pixqah
3. Мартынюк О.Б. Семья как социокультурная ценность и семейные ценности как духовно-нравственные ориентиры создания нормально функционирующей семьи // Способы, модели и алгоритмы модернизации науки в современных условиях: сб. ст. по итогам Междунар. науч. -практ. конф. / отв. ред. А.А. Сукиасян. Стерлитамак, 2021. С. 52-65. https://elibrary.ru/eceuhy
4. Астафьева О.Н. Теория и практика культурной политики: смыслы - образы - действия // Государственная служба. 2014. № 1 (87). С. 71-78. https://elibrary.ru/scldxh
5. Тазов П.Ю. Социокультурные условия формирования духовно-нравственных ценностей студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. Ст. 69. https://elibrary.ru/xzwxta
6. Ищенко А.А. Духовно-нравственные ценности и идентичность российского общества // Инновационные технологии современной научной деятельности: стратегия, задачи, внедрение: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа, 2020. С. 123-126. https://elibrary.ru/yoxzhx
7. Ефимцева Т.В. Духовно-нравственные ценности как основа национальной безопасности Российской Федерации // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2022. № 1 (51). С. 26-28. https://elibrary.ru/anexrl
8. Бялт В.С., Чимаров С.Ю. К вопросу о традиционных российских духовно-нравственных ценностях // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 93-1. С. 46-47. https://doi.org/10.18411/trnio-01-2023-14, https://elibrary.ru/ttfeiq
9. Таранов П.М. Проблемы формирования семейных духовно-нравственных ценностей молодежи // Образовательные технологии (г. Москва). 2016. № 3. С. 43-52. https://elibrary.ru/xgvmvb
10. Григорьева Е.И. Возможности технологий социально-культурного проектирования для развития творческой активности молодежи // Культурно-образовательное пространство современного города: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств института культуры и искусств Московского городского педагогического университета / отв. ред. Э.И. Медведь, Г.В. Ганьшина. М., 2022. С. 32-35. https://elibrary.ru/procdf
11. Тиленбаева Г. Э. Духовно-нравственные ценности и качества личности в современном обществе // Наука. Образование. Техника. 2021. № 2 (71). С. 63-69. https://elibrary.ru/cckwup
References
1. Gorlova I.I. (2021). Traditional spiritual and moral values in the regulatory legal documents of the Russian federation: state and ways of improvement. Kul'turologicheskii zhurnal = Journal of Cultural Research, no. 2 (24), pp. 1-6. (In Russ.) https://doi.org/10.34685/HI.2021.95.60.018, https://elibrary.ru/rppxfi
2. Dyachkova M.A. (2007). Ponyatie tsennost' i dukhovno-nravstvennye tsennosti v pedagogike [The concept of value and spiritual and moral values in pedagogy]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, no. 12, pp. 142-150. (In Russ.) https://elibrary.ru/pixqah
3. Martynyuk O.B. (2021). Sem'ya kak sotsiokul'turnaya tsennost' i semeinye tsennosti kak dukhovno-nravstvennye orientiry sozdaniya normal'no funktsioniruyushchei sem'i [Family as a socio-cultural value and family values as spiritual and moral guidelines for creating a normally functioning family]. In: Sukiasyan A.A. (executive ed.). Sbornik statei po itogam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Sposoby, modeli i algoritmy modernizatsii nauki v sovremennykh usloviyakh» [Proceedings on the results of the International Scientific and Practical Conference "Methods, Models and Algorithms of Modernization of Science in Modern Conditions"]. Sterlitamak, pp. 52-65. (In Russ.) https://elibrary.ru/eceuhy
4. Astafeva O.N. (2014). Teoriya i praktika kul'turnoi politiki: smysly - obrazy - deistviya [Theory and practice of cultural policy: meanings - images - actions]. Gosudarstvennaya sluzhba = Public Administration, no. 1 (87), pp. 71-78. (In Russ.) https://elibrary.ru/scldxh
5. Tazov P.Yu. (2019). Socio-cultural context in the process of formation of spiritual and moral values of university students. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, no. 2, art. 69. (In Russ.) https://elibrary.ru/xzwxta
6. Ishchenko A.A. (2020). Dukhovno-nravstvennye tsennosti i identichnost' rossiiskogo obshchestva [Spiritual and moral values and identity of Russian society]. In: Sukiasyan A.A. (executive ed.). Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Innovatsionnye tekhnologii sovremennoi nauchnoi deyatel'nosti: strategiya, zadachi, vnedrenie» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Innovative Technologies of Modern Scientific Activity: Strategy, Tasks, Implementation"]. Ufa, pp. 123-126. (In Russ.) https://elibrary.ru/yoxzhx
7. Efimtseva T.V. (2022). Spiritual and moral values as the basis of national security of the Russian Federation. Trudy Orenburgskogo instituta (filiala) Moskovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii = Scientific Works of Orenburg Institute (Branch) of MSLA, no. 1 (51), pp. 26-28. (In Russ.) https://elibrary.ru/anexrl
8. Byalt V.S., Chimarov S.Yu. (2023). K voprosu o traditsionnykh rossiiskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostyakh [On the question of traditional Russian spiritual and moral values]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends in the Development of Science and Education], no. 93-1, pp. 46-47. (In Russ.) https://doi.org/10.18411/trnio-01-2023-14, https://elibrary.ru/ttfeiq
9. Taranov P.M. (2016). Problemy formirovaniya semeinykh dukhovno-nravstvennykh tsennostei molodezhi [Problems of formation of family spiritual and moral values of youth]. Obrazovatel'nye tekhnologii (g. Moskva) [Educational Technologies (Moscow)], no. 3, pp. 43-52. (In Russ.) https://elibrary.ru/xgvmvb
10. Grigoreva E.I. (2022). Vozmozhnosti tekhnologii sotsial'no-kul'turnogo proektirovaniya dlya razvitiya tvorcheskoi aktivnosti molodezhi [Possibilities of technologies of socio-cultural design for the development of creative activity of youth]. In: Medved E.I., Ganshina G.V. (executive eds.). Sbornik nauchnykh trudov departamenta sotsial'no-kul'turnoi deyatel'nosti i stsenicheskikh iskusstv instituta kul'tury i iskusstv Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta «Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo sovremennogo goroda: problemy i perspektivy» [Proceedings of Socio-Cultural Activities and Performing Arts Department of Institute of Culture and Arts of the Moscow City University "Cultural and Educational Space of a Modern City: Problems and Prospects"]. Moscow, pp. 32-35. (In Russ.) https://elibrary.ru/procdf
11. Tilenbaeva G.E. (2021). Dukhovno-nravstvennye tsennosti i kachestva lichnosti v sovremennom obshchestve [Spiritual and moral values and personal qualities in modern society]. Nauka. Obrazovanie. Tekhnika = Science. Education. Engineering, no. 2 (71), pp. 63-69. (In Russ.) https://elibrary.ru/cckwup
Информация об авторах
Гладких Валентина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры иностранных языков, Военный учебно--научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация. https://doi.org/0000-0002-4058-9011 [email protected]
Панкова Елена Игоревна, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры иностранных языков, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Челябинский филиал, г. Челябинск, Российская Федерация. https://orcid.org/0000-0001-5645-0025 [email protected]
Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила в редакцию 07.02.2023 Поступила после рецензирования 02.05.2023 Принята к публикации 19.05.2023
Information about the authors
ValentinaV. Gladkikh, Dr. habil. (Education), Professor, Professor of Foreign Languages Department, Military Educational and Scientific Centre of the Air Force N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy, Voronezh, Russian Federation.
https://doi.org/0000-0002-4058-9011 [email protected]
Elena I. Pankova, PhD (Education), Lecturer of Foreign Languages Department, Military Educational and Scientific Centre of the Air Force N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy, Chelyabinsk Branch, Chelyabinsk, Russian Federation.
https://orcid.org/0000-0001-5645-0025 [email protected]
Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.
Received 07.02.2023 Approved 02.05.2023 Revised 19.05.2023