Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities/
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 3 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/
ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)
Научная статья УДК 378
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-603-612
Полиция против Хэллоуина: противодействие угрозам национальной безопасности и защита традиционной культуры
Сергей Николаевич КИПРЕЕВ
ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» 350005, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128 komissar. [email protected]
Актуальность. Рассмотрена устремленность системы образования к формированию в современном обществе традиционных духовно-нравственных ценностей. Цель исследования - определение отношения молодежи к Хэллоуину и специфика восприятия данного мероприятия. Материалы и методы. Предметом исследования определена роль и место празднования Хэллоуина в жизни молодежи. Для достижения цели использовались такие методы, как анализ литературы, социологический опрос, индивидуальная беседа.
Результаты исследования. Рассмотрены особенности охраны общественного порядка сотрудниками полиции в период празднования Хэллоуина; изложена антисоциальная суть данного «праздника»; рассмотрено его пагубное влияние на формирование духовно -нравственных ценностей граждан; описана специфика процесса формирования традиционного мировоззрения у сотрудников полиции как основы противодействия угрозам национальной безопасности; обоснован тезис о необходимости актуализации процесса формирования традиционной культуры в современном российском обществе. Также рассмотрено понимание смыслового содержания Хэллоуина учащейся молодежью. Доказано утверждение о том, что Хэллоуин является замещающим мероприятием, которое оттягивает на себя значительные информационные ресурсы, которые возможно потратить на более полезные направления деятельности, например, развитие традиционной российской культуры. Проанализировано влияние празднования Хэллоуина на обеспечение общественной безопасности. Выводы. Хэллоуин является частью культурно -языковой интервенции в наше общество. Защитники закона должны придерживаться традиционных российских ценностей, и это будет способствовать повышению общего уровня сформированности культуры.
Ключевые слова: Хэллоуин, духовно-нравственные ценности, полиция, охрана общественного порядка, традиции, общество, угрозы национальной безопасности
Для цитирования: Кипреев С.Н. Полиция против Хэллоуина: противодействие угрозам национальной безопасности и защита традиционной культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 3. С. 603-612. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-603-612
© Кипреев С.Н., 2023
603
Original article
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-603-612
Police against Halloween: countering threats to national security and protecting traditional culture
Sergey N. KIPREEV
Krasnodar University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation 128 Yaroslavskaya St., Krasnodar, 350005, Russian Federation komissar. [email protected]
Importance. The aspiration of education system to formation of traditional spiritual and moral values in modern society is considered. The aim of the research is to determine the attitude of youth to Halloween and the specifics of the perception of this event.
Materials and methods. The subject of the study determined the role and place of Halloween celebration in the life of young people. To achieve the goal we used such methods as: desk research, sociological survey, individual interview.
Results and Discussion. The features of public order protection by police officers during Halloween celebration are considered; set forth the anti-social essence of this "holiday"; Its detrimental influence on the formation of spiritual and moral values of citizens is considered; described the specifics of the process of formation of traditional worldview of police officers as the basis for counteracting threats to national security; substantiated the thesis on the need to actualize the formation of traditional culture in contemporary Russian society. The understanding of the semantic content of Halloween by students is also considered. The statement that Halloween is a substitute event, which draws on significant information resources that could be spent on more useful activities, such as the development of traditional Russian culture, is proved. The impact of Halloween celebrations on public safety is analyzed.
Conclusion. Halloween is part of the cultural and linguistic intervention in our society. Defenders of the law should adhere to traditional Russian values, and this will contribute to the overall level of cultural formation.
Keywords: Halloween, spiritual and moral values, police, public order protection, traditions, society, threats to national security
For citation: Kipreev, S.N. (2023). Police against Halloween: countering threats to national security and protecting traditional culture. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 3, pp. 603-612. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-603-612
АКТУАЛЬНОСТЬ
Сегодня среди россиян очень модными становятся зарубежные праздники, такие как Хэллоуин и День святого Валентина. В среде граждан они не ассоциируются с чем-то негативным и воспринимаются как очередной способ весело провести время. Однако в реальности не все так просто. В данном исследовании нами рассматриваются специфика празднования Хэллоуина и влияние его на
духовно-нравственную сферу личности, стабильность и общественный порядок.
Существует связь между понятиями «духовно-нравственные ценности» и «национальная безопасность», актуализирующаяся в сфере образования. Так, по мнению О.Р. Сиг-наевской, «увеличение масштабов терроризма создает широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны, заставляет по-новому взглянуть на безопасность образовательного пространства» [1, с. 64]. Зачастую вместе с новыми цен-
Полиция против Хэллоуина: противодействие угрозам национальной безопасности Police against Halloween: countering threats to national security ...
ностями в сферу молодежных интересов «просачиваются» негативные стимулы и ценности, которые приводят к плачевной для нашего юношества деформации личностных приоритетов.
Угрозы национальной безопасности формулируются в Стратегии национальной безопасности России, которая раскрывает «понятие глубинной сути защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, указывает на первоочередные задачи, которые необходимо решить и механизмы их реализации» [2, с. 44].
В таких зарубежных странах, как Япония1 и Франция2, неоднократно случались беспорядки в период проведения праздника Хэллоуин. Власти Москвы также тратят значительные средства на охрану общественного порядка в этот день. Обеспечением охраны общественного порядка занимается полиция. В этот день, как правило, не обходится без каких-либо курьезных случаев, молодежь, активно употребляя спиртные напитки, устраивает «разгул и шабаш» на улицах наших городов.
В крупнейших городах России молодые люди в костюмах бросают фейерверки в полицейских, устраивают поджоги и разбивают окна, безрассудное поведение участников Хэллоуина ставит под угрозу жизни других людей. Тем не менее пока нет никаких попыток включить в законодательство Российской Федерации меры по обеспечению защиты традиционных культурных ценностей и по противодействию распространению ино-культуры. В отношении Хэллоуина продолжают быть толерантными.
1 В Токио девять человек задержали за хулиганство во время Хэллоуина // РИА Новости: сайт. URL: https://ria.ru/20191101/1560466987.html (дата обращения: 15.09.2022).
2 Во Франции во время празднования Хэллоуина задержали мужчину в маскарадном костюме, угрожавшего прохожим винтовкой // Экспресс К: сайт. URL: https://exk.kz/news/78142/vo-frantsii-vo-vriemia-prazdnovaniia-khellouina-zadierzhali-muzhchinu-v-maskaradnom-kostium (дата обращения: 15.09.2022).
Однако не во всех странах гостеприимно относятся к празднованию Хэллоуина. В Саудовской Аравии полицию используют для понуждения приезжих уважать традиции ислама и местные правила3, которые не приемлют «разгул нечисти», и поэтому данное мероприятие не проводится в мусульманских странах. А.М. Магомедов отмечает, что «для либералов и псевдопатриотов российский патриотизм вроде осинового кола нечистой силе. Иначе бы в канун 4 ноября они заговорили об историческом величии России, а не о каком-то Хэллоуине, абсолютно инородном явлении, которое они пытаются имплантировать в сознание не только школьников, но
4
даже воспитанников детских садов» .
Понятие «традиционная культура» в данном исследовании выбрано согласно Л.Ю. Егле, которая определяет ее как «механизм сохранения, воспроизводства и передачи, а также обновления социально значимого опыта, многовековая апробация основных регуляторов деятельности, сакрализация предания прошлого, жесткое ограничение и регламентация новаций» [3]. В этом дискурсе такая новация, как Хэллоуин, становится неприемлемой.
Справедливо указал на порочность Хэл-лоуина А.Ю. Ткачев: «Хэллоуин - это праздник внутренней пустоты и побочный признак глобализации»5. Подобную мысль высказал и муфтий Дамир-Хазрат Гизатуллин, отметив, что «эту культуру хотят нам привить. Но у нас свои традиции, своя культура и свои праздники»6.
3 В Саудовской Аравии 17 филиппинок задержали из-за празднования Хэллоуина // ТВЦ: сайт. URL: https://www.tvc.ru/news/show/id/148592 (дата обращения: 15.09.2022).
4 Магомедов А.М. Истоки нашей мощи и единства // Дагестанская правда. 2016. 3 нояб. С. 1. URL: https://dagpravda.ru/obshestvo/istoki-nashej-moshi-i-edinstva/
5 Ткачев А., прот. Хэллоуин: экспортное язычество // Русская линия: православное информационное агентство: сайт. URL: http://rusk.ru/st.php?idar=57599 (дата обращения: 27.10.2022).
6 Школьникам Москвы запретили отмечать Хэллоуин // Интерфакс: сайт. URL: http://www.interfax-
Обращает внимание вторжение Хэллоу-ина в образовательное пространство. Например, учителя английского языка Ю.В. Александрова и Д.Д. Слюнкова предлагают использовать комикс, который не формирует неприязнь к безобразному и злому, а наоборот «учит детей не бояться сверхъестественных существ». Причем педагоги понимают, что «некоторых детей может пугать тематика Хэллоуина со всеми его монстрами и эстетикой смерти» но, по их мнению, «данный комикс может помочь примирить их с культурой данного праздника» [4, с. 419]. Приведенный пример является негативной педагогической тенденцией, когда содержание образования не рассматривается через призму культуросообразности и ценностей, а вводится в учебные программы недостаточно обоснованно.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Методами исследования нами определены анализ научной литературы, социологический опрос, индивидуальная беседа. Благодаря комплексному использованию выбранных методов удалось решить задачи исследования и достигнуть его цели.
Тематика Хэллоуина рассматривалась в трудах таких исследователей, как Т.И. Апраксина, М.А. Брага, Д.В. Бураков, М.Е. Во-хар, О. Ковзеле, В. Стрелковски, В.Н. Киселева, М.В. Вовк, Т.Х. Мухиддинова и др. Для современных российских граждан понимание сущности праздника заключается в восприятии, что Хэллоуин - это «костюмирование (ряженье) с использованием символики смерти и хоррора, «тыквенная» атрибутика, атмосфера безудержного веселья в сочетании с элементами мрачного, «черного» юмора» [5].
Анализ литературы способствовал формулировке вопросов опросника, актуализировал место изучения Хэллоуина в научно-образовательной сфере. Благодаря социологическому опросу нами была решена задача
religion.ru/?act=news&div=21129 (дата обращения: 10.10.2022).
классификации людей по различным группам отношения к празднованию Хэллоуина, было выявлено отношение к тем или иным аспектам, связанным с тематикой исследования. Проводя индивидуальные беседы с молодежью, нам удалось добиться доверительных отношений с респондентами и получилось выяснить их истинное отношение к изучаемой проблеме.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами проведено исследование молодежи в возрасте 17-24 лет, учащейся в образовательных организациях, обучающих сотрудников полиции. Целью исследования было определение отношения к Хэллоуину и специфики восприятия данного мероприятия.
Выборка исследования характеризовалась однородностью, составила 98 человек, участвовавших один или несколько раз в Хэллоуине, из них юношей - 46, девушек -52. Этническая принадлежность - русские, конфессиональная принадлежность - традиционное православие. Социальное происхождение респондентов - в основном городские жители.
Результаты исследования представлены в табл. 1.
Прискорбно констатировать факт того, что большое количество участников Хэллоу-ина не видят ничего отвратительного в использовании «трупов, крови, оторванных частей тела» на данном «шабаше». Большинство людей воспринимает это сборище как возможность проявить себя в компании и еще один повод побыть среди друзей, очередной повод неплохо повеселиться. Мистические заклинания респонденты считают забавными и не видят ничего плохого в одевании костюма ведьмы или дьявола, если хочется повеселиться.
Замечательную мысль по этому поводу высказал протоиерей Федор Бородин: «Если вдруг людям стали только демоны и интересны, значит, в них что-то сильно поменялось. И если весь акцент и весь интерес, как в Хэллоуине, сместился со всех святых на тех,
Полиция против Хэллоуина: противодействие угрозам национальной безопасности Police against Halloween: countering threats to national security ...
Таблица 1
Понимание смыслового содержания Хэллоуина молодежью, учащейся в образовательных организациях МВД России
Table 1
Understanding of the semantic content of Halloween by young students in Ministry of Internal Affairs of Russia educational organizations
Вопрос/утверждение Количество ответивших респондентов
Нет Скорее нет Нечто среднее Скорее да Да
Праздник - это возможность проявить себя 3 5 12 29 49
Это еще один повод побыть в компании друзей 1 1 16 24 56
Реализация желания «попугать» знакомых 10 13 3 14 58
Мне интересны ужасы и привлекают вампиры и темнота 21 7 19 8 43
Хэллоуин - это веселое проведение времени 1 2 9 18 68
Готовы ли вы отказаться от данного празднования? 34 9 12 11 32
Употребляю алкоголь на празднике 12 4 2 34 46
Не вижу ничего плохого в одевании костюма ведьмы или дьявола, если хочется повеселиться 4 3 8 41 42
Шуточное, смешное убийство может быть смешным 18 4 22 21 33
Трупы, кровь, оторванные части тела не вызывают у меня отвращения 23 21 14 16 24
Участие в вызывании духов - это интересное занятие 14 10 21 22 31
Мистические заклинания - это забавно 11 6 13 27 41
Нет ничего плохого в том, чтобы пошуметь на улицах 7 13 14 28 36
кто этих святых ненавидел и с ними боролся, то, видимо, демоны победили в душах празднующих. Поэтому для нас, христиан, участие в этом празднике - предательство нашей веры» [6].
Примечателен тот факт, что примерно равное количество ответов «да» и «нет» получено на вопросы «Готовы ли вы отказаться от данного празднования?», что говорит о неготовности участников данного мероприятия защищать его.
Обращает на себя внимание тот факт, что для большего раскрепощения участники международного праздника в России предпочитают употреблять алкоголь и таким образом создают опасность для общества, так как, употребив горячительные напитки, молодежь склонна к антисоциальному поведению.
Выявлена корреляция просмотров фильмов ужасов и интереса к участию в праздновании Хэллоуина. Молодые люди, не интересующиеся данным «праздником», также не выражают желания пощекотать нервы. Лица
со склонностью к гедонизму также чаще участвуют в Хэллоуине. Однако уровень смыслового понимания данного «празднества» как у участников Хэллоуина, так и у безразлично относящихся к нему примерно одинаков.
Безусловно, «основная масса участников «праздника» думает просто пощекотать себе нервы, попугать друг друга, а потом весело посмеяться и вернуться к обычной жизни. Но упоминание темной силы, а тем более воплощение образов зла в нарядах и масках никогда просто так не проходит. Все это вторгается внутрь и со временем произведет свое действие» [6].
Сатанизм праздника Самайн, с которым неразрывно слился Хэллоуин, никто старается не замечать. Многие педагоги используют этот день как дополнительную возможность обучить детей и подростков английскому языку, представляют его в виде культурного явления, присущего иностранной традиции. Религиозные элементы Хэллоуина «противоречат светскому характеру образовательного процесса, его празднование разрушительно
для психики и для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся» [7].
Хэллоуин является замещающим мероприятием, которое оттягивает на себя значительные информационные ресурсы, которые возможно было бы потратить на более полезные направления деятельности, например, на развитие традиционной российской культуры. Психологически не является нормой смех над страшным. Радость должна возникать у человека в качестве реакции на приятные стимулы, а объекты, которые по определению являются злом, должны вызывать неприятие и отторжение. Неокрепшая психика у подростков является особенно уязвимой для негативного информационно-психологического воздействия.
Хэллоуин также является частью культурно-языковой интервенции в наше общество. Любители «тыкв с глазами» используют специальную ролевую терминологию, заимствованную из английского языка. Например, слэшерами называют одетого в маску «убийцу», который должен преследовать и изощренно «убивать» участников праздника. «Неразрывная связь языка и культуры предопределила возникновение собственно лингвистических аспектов глобализации, которая ведет не только к взаимопроникновению и обогащению национальных культур, но и представляет угрозу культурно-языковой самобытности» [7].
Для обучающихся в образовательных организациях МВД России участие в таком праздновании неприемлемо. Поздно вечером и в ночное время курсанты, проживающие за пределами образовательной организации, обязаны находиться по месту жительства и не имеют права посещать ночные клубы и массовые гуляния. Однако при нахождении в отпуске данные ограничения снимаются, и вопрос «быть или не быть» остается на совести самого сотрудника. От уровня сформи-рованности духовно-нравственных ценностей зависит и отношение к такому мероприятию, как Хэллоуин.
Актуализация процесса формирования традиционной культуры в современном рос-
сийском обществе налицо. Для формирования личности человека в структуре, в которой одно из важнейших мест будет занимать патриотизм, необходимо формировать социокультурный тип чувства патриотизма, который зиждется на системе традиционных духовно-нравственных ценностей. Человек, имеющий знание о «своем», испытывающий потребность быть причастным родной культуре, искусству, традициям и обычаям, будет направлять все свои силы для обеспечения защиты своего Отечества, будет жить ради благополучия своей Родины, важным критерием которого как раз и является производство культурных ценностей.
ВЫВОДЫ
Культура исследуемого «народно-католического» праздника несвойственна для традиций жителей России, обладает специфической музыкой, символикой, костюмами, традициями, особенной праздничной кухней. Примечательно мнение известного религиоведа Ивара Максутова: в нашей стране Хэл-лоуин никогда не был карнавалом, карнавалы - как правило, довольно редкое явление в русской культуре. Таким образом, все эти переодевания, в чем-то даже театральные, не имеют культурных корней в нашей культу-ре7. В России есть отечественные аналоги данной культуры. Например, традиция выпрашивания сладостей у нас в стране имеет древнюю православную традицию - колядование.
Сегодня в эпоху экономического импор-тозамещения нам необходимо и импортоза-мещение культурное. И.Г. Шарков и В.П. Безруков отмечают, что современная молодежь подвергает «опасности собственную духовность и самобытность народа в целом. Ведь слепое подражание оригинальным с виду обычаям может привести к тому, что нацию с устоявшимися традициями и православной культурой заменит собрание самовыражен-
7 Алексеева Н. Halloween. Быть или не быть? URL: https://blonda-s-keksom.livejournal.com/3931 .html (дата обращения: 10.10.2022).
Полиция против Хэллоуина: противодействие угрозам национальной безопасности Police against Halloween: countering threats to national security .
ных людей. Противостоять этой новой традиции в России нужно просвещением, изучением богатой отечественной духовной культуры, а не запретами» [8, с. 118].
Нами разделяется мнение Б.Б. Булатова и Р.И. Сефербекова о том, что навязывание нашему народу праздника Хэллоуин следует рассматривать «как попытки девальвировать наши духовные ценности, в том числе общегосударственные праздники, являющиеся скрепами единой, неделимой державы, символами патриотизма» [9, с. 92].
Н.В. Вакурова и Л.И. Московкин напоминают, что «в первые годы века прошло несколько физических провалов с ростом депрессивных и суицидальных настроений. Для власти страны было бы самоубийственно во время демографического провала помогать народу праздновать деструктивный Хэллоуин» [10, с. 136].
Поэтому следует выдавливать из нашего общества всю иноземную грязь, в которую нас втаптывали в течение последних тридцати лет. А.А. Тихонова указывает на опасность замены традиций: «в городе обмирщение собственной коренной культуры и заимствование чужой происходит быстрее, глобализация приводит к кризису идентичности и внутреннему опустошению личности. Заимствуя чужую культуру, мы постепенно забываем свою. Так и происходит со Святками, которые постепенно подменяет Хэллоуин» [11, с. 106].
Необходимо развивать свои традиции, проверенные временем, которым на Руси уже более тысячи лет. О.Н. Прокопюк уверен, что для профилактики нетрадиционного мировосприятия «нужно предупреждать всех сочувствующих этому «празднику», ибо через это, казалось бы, светское и игривое торжество человек, по своей свободной воле и по попущению Божию, может вступить в прямой
контакт с силами зла, которые, в свою очередь, шутить не будут. Последствия будут разрушительными для личности» [12, с. 163].
Для защиты традиционализма Э.М. Мол-чан предлагает обратиться к опыту социальных структур нашего общества и авторитетных личностей, которые являются гарантами духовной стабильности общества и хранителями ценностей: «от меры включения личностей и социальных групп с высоким уровнем духовно-нравственных ценностей во все процессы педагогической системы зависит способность образования обеспечить устойчивое саморазвитие России» [13, с. 98].
Несмотря на безразличное отношение большинства граждан к Хэллоуину, по-прежнему остается активное меньшинство, которое ежегодно «отдает дань тыкве». Однако в нашем обществе в последние годы наблюдаются положительные сдвиги, и, несмотря на различные противостояния, происходит постепенное обращение нашего народа к традиционным русским праздникам. «Происходит создание аналогичных, но, в отличие от западных, поддерживающих традиционные культурные ценности нашего государства праздников, например, День памяти святых князей Петра и Февронии Муромских» [14].
Благодаря активной разъяснительной деятельности патриотически настроенных общественных организаций и активизации работы государственных структур по защите духовно-нравственных ценностей общественное мнение и приоритетные взгляды граждан меняются в сторону традиционализма. Особое значение здесь также имеет то, каким мировоззрением будут обладать сотрудники правопорядка. Уровень сформированности культуры полицейских должен быть высоким, и защитники закона должны придерживаться традиционных российских ценностей.
Список источников
1. Сигнаевская О.Р. Национальная безопасность и гражданское общество в контексте духовно-нравственных ценностей образования // Философия образования. 2008. № 4 (25). С. 60-66. https://elibrary.ru/ktxgct
2. Шинкаревский П.В. Стратегия национальной безопасности о традиционных российских духовно-нравственных ценностях, культуре и исторической памяти // Человек-Природа-Общество: Теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. 2021. № 7 (14). С. 42-44. https://elibrary.ru/podzxe
3. Егле Л.Ю. Традиционная культура: основные подходы к исследованию // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 29-2. С. 43-50. https://elibrary.ru/reobec
4. Александрова Ю.В., Слюнкова Д.Д. Влияние героев американских комиксов на формирование вторичной языковой личности младших школьников // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 12. С. 418-427. https://doi.org/10.34755/IROK.2021.14.47.014, https://elibrary.ru/puldyx
5. Павлов А.Ю., Фирстова Н.А. Эволюция праздника Хеллоуин // Молодежь третьего тысячелетия: сб. науч. ст. / отв. ред. С.В. Белим. Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, 2017. С. 1166-1170. https://elibrary.ru/zthtrr
6. Бородин П.Ф., Духанин С.В., Ефанов П.А. Почему христианину нельзя участвовать в Хэллоуине? // ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2019. № 4. С. 28-29. https://elibrary.ru/kghnwf
7. Бурлакова И.И. Влияние глобализации на русский язык и культуру нации // Медработник дошкольного образовательного учреждения. 2018. № 2. С. 70-78. https://elibrary.ru/tijqtc
8. Шарков И.Г., Безруков В.П. Духовно-нравственные и культурные угрозы заимствованных праздничных традиций в условиях глобализации // Язык, культура и литература: Ежегодник. Волгоград: Науч. изд. центр «Абсолют», 2021. Вып. 3. С. 116-119. https://elibrary.ru/arcjdt
9. Булатов Б.Б., Сефербеков Р.И. Отношение горожан Дагестана к нетрадиционным для России праздникам: Хэллоуин // Кавказский мир: проблемы образования, языка, литературы, истории и религии: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» / отв. ред. М.Р. Нахаев. Грозный: ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2018. С. 90-94. https://elibrary.ru/pnzuxd
10. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Импортозамещение праздников // Гуманизация информационного пространства в контексте диалога культур: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию со дня рожд. первого декана фак-та журналистики Казан. ун-та Флорида Агзамова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 130-138. https://elibrary.ru/wytakt
11. Тихонова А.А. Святки и Хэллоуин: архетипическое единство и различие праздничных народных традиций // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 99-107. https://elibrary.ru/wluebv
12. Прокопюк О.Н. Появление праздника Хэллоуин в России и его влияние на подрастающее поколение // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). 2017. № 6. С. 158-164. https://elibrary.ru/uqbyxm
13. Молчан Э.М. Духовно-нравственные ценности в культурно-образовательном пространстве социума // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2019. № 1 (21). С. 93-100. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2019-1-93-100, https://elibrary.ru/zcnqol
14. Кондаурова С.А. Хэллоуин: день всех святых или древний языческий праздник? // Студенчество России: век XXI: материалы 8 Всерос. молодеж. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Орел: Орлов. гос. аграр. ун-т им. Н.В. Парахина, 2022. Ч. 2. С. 176-179. https://elibrary.ru/nayljd
References
1. Signaevskaya O.R. (2008). The national security and the civil society in the context of mental and moral values of education. Filosofiya obrazovaniya = Philosophy of Education, no. 4 (25), pp. 60-66. (In Russ.) https://elibrary.ru/ktxgct
2. Shinkarevskii P.V. (2021). Strategy of national security on traditional Russian spiritual and moral values, culture and historical memory. Chelovek-Priroda-Obshchestvo: Teoriya i praktika bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti, ekologii i valeologii [Man-Nature-Society: Theory and Practice of Life Safety, Ecology and Valeology], no. 7 (14), pp. 42-44. (In Russ.) https://elibrary.ru/podzxe
3. Egle L.Yu. (2014). Traditional culture: the main research approaches. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Art, no. 29-2, pp. 43-50. (In Russ.) https://elibrary.ru/reobec
Полиция против Хэллоуина: противодействие угрозам национальной безопасности ... Police against Halloween: countering threats to national security .
4. Aleksandrova Yu.V., Slyunkova D.D. (2021). The influence of american comic book characters on the formation of the secondary linguistic personality of younger schoolchildren. Voprosy ustoichivogo razvitiya obshchestva [Issues of Sustainable Development of Society], no. 12, pp. 418-427. (In Russ.) https://doi.org/10.34755/IROK.2021.14.47.014, https://elibrary.ru/puldyx
5. Pavlov A.Yu., Firstova N.A. (2017). Evolyutsiya prazdnika Khellouin [The evolution of the Halloween holiday]. In: Belim S.V. (executive ed.). Molodezh' tret'ego tysyacheletiya [Youth of the Third Millennium]. Omsk, Omsk F.M. Dostoevsky State University, pp. 1166-1170. (In Russ.) https://elibrary.ru/zthtrr
6. Borodin P.F., Dukhanin S.V., Efanov P.A. (2019). Pochemu khristianinu nel'zya uchastvovat' v Khellouine? [Why can't a Christian participate in Halloween?]. OBZh: Osnovy bezopasnosti zhizni = FLS. Fundamentals of Life Safety, no. 4, pp. 28-29. (In Russ.) https://elibrary.ru/kghnwf
7. Burlakova I.I. (2018). Vliyanie globalizatsii na russkii yazyk i kul'turu natsii [The impact of globalization on the Russian language and culture of the nation]. Medrabotnik doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [A Medical Staff of a Preschool Educational Institution], no. 2, pp. 70-78. (In Russ.) https://elibrary.ru/tijqtc
8. Sharkov I.G., Bezrukov V.P. (2021). Dukhovno-nravstvennye i kul'turnye ugrozy zaimstvovannykh prazdnichnykh traditsii v usloviyakh globalizatsii [Spiritual, moral and cultural threats of borrowed holiday traditions in the context of globalization]. Yazyk, kul'tura i literatura: Ezhegodnik [Language, Culture and literature: Yearbook]. Volgograd, Scientific Publishing Center "Absolute", issue 3, pp. 116-119. (In Russ.) https://elibrary.ru/arcjdt
9. Bulatov B.B., Seferbekov R.I. (2018). Otnoshenie gorozhan Dagestana k netraditsionnym dlya Rossii prazdnikam: Khellouin [The attitude of Dagestan citizens to an unconventional holiday for Russia: Halloween]. In: Nakhaev M.R. (executive ed.). Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 80-letiyu FGBOU VO «Chechenskii gosudarstvennyi universitet» «Kavkazskii mir: problemy obrazovaniya, yazyka, literatury, istorii i religii» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference Dedicated to the 80th Anniversary of the Kadyrov Chechen State University "Caucasian World: Problems of Education, Language, Literature, History and Religion"]. Grozny, Ovchinnikov Mikhail Arturovich Sole Proprietorship (Alef Typography), pp. 90-94. (In Russ.) https://elibrary.ru/pnzuxd
10. Vakurova N.V., Moskovkin L.I. (2016). Importozameshchenie prazdnikov [Holidays import substitution]. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 80-letiyu so dnya rozhdeniya pervogo dekana fakul'teta zhurnalistiki Kazanskogo universiteta Florida Agzamova «Gumanizatsiya informatsionnogo prostranstva v kontekste dialoga kul'tur» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference Dedicated to the 80th Anniversary of Birth of the first Dean of the Faculty of Journalism of Kazan University, Florida Agzamov "Humanization of Information Space in the Context of Cultural Dialogue"]. Kazan, Kazan University Publ., pp. 130-138. (In Russ.) https://elibrary.ru/wytakt
11. Tikhonova A.A. (2016). Christmastide (Svyatki) and Halloween: festive folk customs archetypal unity and distinction. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv = The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts, no. 3 (71), pp. 99-107. (In Russ.) https://elibrary.ru/wluebv
12. Prokopyuk O.N. (2017). Emergence of Halloween holiday in Russia and its influence on young generation.
Trudy Belgorodskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii (s missionerskoi napravlennost'yu) = The Works of the Belgorod Orthodox Theological Seminary (With Missionary Orientation), no. 6, pp. 158-164. (In Russ.) https://elibrary.ru/uqbyxm
13. Molchan E.M. (2019). Spiritual and moral values in the cultural and educational space of society. Ekonomicheskie i sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya = Economic and Social Research, no. 1(21), pp. 93-100. (In Russ.) https://doi.org/10.24151/2409-1073-2019-1-93-100, https://elibrary.ru/zcnqol
14. Kondaurova S.A. (2022). Khellouin: den' vsekh svyatykh ili drevnii yazycheskii prazdnik? [Halloween: All Saints' Day or an Ancient Pagan Holiday?]. Materialy 8 Vserossiiskoi molodezhnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Studenchestvo Rossii: vek 21»: v 3 chastyakh. Chast' 2 [Proceedings of the 8th All-Russian Youth Scientific and Practical Conference "Students of Russia: 21st Century": in 3 pts.]. Orel, Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin Publ., pt. 2, pp. 176-179. (In Russ.) https://elibrary.ru/nayljd
Информация об авторе
Кипреев Сергей Николаевич, адъюнкт, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Краснодар, Российская Федерация. https://orcid.org/0000-0002-3948-8360 кот88ат [email protected]
Поступила в редакцию 01.02.2023 Поступила после рецензирования 26.04.2023 Принята к публикации 19.05.2023
Information about the author
Sergey N. Kipreev, Adjunct, Social and Humanitarian Disciplines Department, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Krasnodar, Russian Federation.
https://orcid.org/0000-0002-3948-8360 komissar. [email protected]
Received 01.02.2023 Approved 26.04.2023 Revised 19.05.2023