Научная статья на тему 'О РОЛИ ПРАВОСЛАВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР'

О РОЛИ ПРАВОСЛАВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ / ПАТРИОТИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / МЕНТАЛИТЕТ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кипреев Сергей Николаевич

Данная статья посвящена анализу роли православия в формировании патриотизма у сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, объединенных нами в понятии сотрудников силовых структур. Во все периоды отечественной истории православие являлось важнейшей силой нашего народа, которая позволяла формировать мировоззрение граждан в соработничестве с государством. И сегодня оно продолжает играть значимую роль в жизни российского общества, транслируя традиционные ценности - любовь к Отечеству, веру в добро, честь, стремление к исполнению нравственного долга перед Родиной и семьей, личное достоинство, справедливость, и т. д. Православие является духовной основой русской культуры, обеспечивает национальную и культурную идентичность нашего Отечества, определяя поведение и мышление русского народа. Особенно важна роль Православной Церкви в деле формирования чувства патриотизма. Созидательный потенциал традиционных духовнонравственных ценностей, которые сохраняются в религиозной среде, необходимо использовать в процессе воспитания патриотизма у курсантов силовых структур. Этот процесс особенно важен потому, что курсанты являются основой командного состава силовых структур и ключевым транслирующим звеном по передаче духовно-нравственных ценностей своим подчиненным. Именно из курсантов силовых структур формируются субъекты воспитания патриотизма в системе работы с личным составом. В статье анализируются причины успехов и неудач патриотического воспитания, раскрываются особенности взаимодействия Православной Церкви и силовых структур в формировании патриотических представлений. Автором показано взаимодействие Православной Церкви и силовых структур в процессе патриотического воспитания курсантов на примере Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища и описана система взаимодействия Русской Православной Церкви (далее РПЦ) с образовательными организациями Министерства внутренних дел (далее МВД) России по воспитанию патриотизма у курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF ORTHODOXY IN THE FORMATION OF PATRIOTISM AMONG CADETS OF LAW ENFORCEMENT ORGANISATIONS

This article is devoted to the analysis of the role of Orthodoxy in the formation of patriotism among law enforcement o cers and military personnel, united by us in the concept of law enforcement o cers. In all periods of Russian history, Orthodoxy has been the most important force of our people, which allowed us to form the worldview of citizens in a format bene cial to the state. And today it continues to play an important role in the life of Russian society, broadcasting traditional values - patriotism, faith in goodness, honor, striving to ful ll moral duty to the Motherland and family, personal dignity, justice, etc. Russian Orthodoxy is the spiritual foundation of Russian culture, provides the national and cultural identity of our civilization, determining the behavior and thinking of the Russian people. The role of the Orthodox Church in the formation of a sense of patriotism is especially important. The educational potential of traditional spiritual and moral values, which are formed in a religious environment, should be used in the formation of a sense of patriotism among cadets of law enforcement agencies. This process is especially important because cadets are the basis of the command sta of power structures, and the main transmitting link for the transfer of spiritual and moral values to their subordinates. It is from the cadets of law enforcement agencies that the subjects of patriotism education in the system of working with personnel are formed in the future. The article analyzes the reasons for the successes and failures of patriotic education, reveals the peculiarities of the interaction of the Orthodox Church and law enforcement agencies in the education of patriotism. The author shows the interaction of the Orthodox Church and law enforcement agencies during the formation of patriotism among cadets on the example of the Ryazan Higher Airborne Command School and describes the system of interaction between the ROC and the Krasnodar University of the Ministry of Internal A airs of Russia for the education of patriotism among cadets.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ ПРАВОСЛАВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Кипреев Сергей Николаевич, адъюнкт,

Краснодарский университет МВД России Россия, Краснодар [email protected] https://orcid.org/0000-0002-3948-8360

2023. Вып. 68. С. 63-75

Б01: 10.15382Миг^202368.63-75

О РОЛИ ПРАВОСЛАВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Аннотация: Данная статья посвящена анализу роли православия в формировании патриотизма у сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, объединенных нами в понятии сотрудников силовых структур. Во все периоды отечественной истории православие являлось важнейшей силой нашего народа, которая позволяла формировать мировоззрение граждан в соработничестве с государством. И сегодня оно продолжает играть значимую роль в жизни российского общества, транслируя традиционные ценности — любовь к Отечеству, веру в добро, честь, стремление к исполнению нравственного долга перед Родиной и семьей, личное достоинство, справедливость, и т. д. Православие является духовной основой русской культуры, обеспечивает национальную и культурную идентичность нашего Отечества, определяя поведение и мышление русского народа. Особенно важна роль Православной Церкви в деле формирования чувства патриотизма. Созидательный потенциал традиционных духовно-нравственных ценностей, которые сохраняются в религиозной среде, необходимо использовать в процессе воспитания патриотизма у курсантов силовых структур. Этот процесс особенно важен потому, что курсанты являются основой командного состава силовых структур и ключевым транслирующим звеном по передаче духовно-нравственных ценностей своим подчиненным. Именно из курсантов силовых структур формируются субъекты воспитания патриотизма в системе работы с личным составом. В статье анализируются причины успехов и неудач патриотического воспитания, раскрываются особенности взаимодействия Православной Церкви и силовых структур в формировании патриотических представлений. Автором показано взаимодействие Православной Церкви и силовых структур в процессе патриотического воспитания курсантов на примере Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища и описана система взаимодействия Русской Православной Церкви (далее РПЦ) с образовательными организациями Министерства внутренних дел (далее МВД) России по воспитанию патриотизма у курсантов.

Ключевые слова: православие, курсанты военных училищ, патриотизм, государственность, национальная идея, менталитет, традиционные ценности.

С. Н. Кипреев

© Кипреев С. Н., 2023.

Введение

В Российской Федерации наиболее многочисленными силовыми структурами, влияющими на жизнедеятельность общества, являются вооруженные силы и полиция. Именно с данными структурами, обеспечивающими физическую безопасность государства, должна организовывать взаимодействие другая структура, обеспечивающая духовную безопасность общества, — Русская Православная Церковь. В дореволюционный период ведущая роль в объединении народа и в том числе молодого поколения и направлении его на путь духовно-нравственного развития принадлежала Православной Церкви. Успешность системы воспитания на основе православных ценностей не вызывала ни у кого сомнений.

На сегодняшнем этапе развития нашей страны государству необходимо восстановление прежней модели взаимодействия Церкви и общества, но в новых реалиях современного мира. Церковь является оплотом традиционных духовно-нравственных основ российской государственности. В условиях проведения специальной военной операции окормление Церковью силовых структур имеет огромное значение. В условиях боевых действий простым людям, а воинам в особенности, необходима постоянная духовная поддержка и благословение стремления защищать свое Отечество с оружием в руках.

У Министерства обороны и Министерства внутренних дел существуют развитая система вузовского образования и наиболее устоявшиеся в нашем Отечестве традиции воспитания патриотизма у курсантов. Молодые люди — самая благодатная почва для распространения духовно-нравственных ценностей христианства. Поэтому именно у юношей и девушек необходимо взращивать такие нравственные представления как патриотизм и гражданственность. В этом возрасте также формируются религиозные взгляды молодых граждан, что объединяет проблему воспитания патриотизма и религиозных ценностей. Среда, в которой происходит процесс воспитания патриотизма, также очень важна. Воинский коллектив или взвод курсантов-полицейских, по словам М. А. Мазур, являются «такими коллективами, где воспитание осуществляется по специальным программам в государственных интересах и ради общественных идеалов»1.

У данных силовых структур существуют четко выработанные практические механизмы педагогического воздействия на личный состав совместно с Православной Церковью, развитая система юридического обоснования взаимодействия государственных структур с общественной организацией, которой РПЦ в глазах командования и является.

Наставление курсантов следует проводить в русле идей христианского гуманизма. Для успешного функционирования системы патриотического воспитания курсантов силовых структур необходимо упрочить взаимодействие образовательных организаций и Церкви. Чтобы избежать экстремизма и жестокости, наставление курсантов нужно проводить в русле христианского гуманизма.

Принадлежность к православию декларирует сегодня абсолютное большинство сотрудников силовых структур, поэтому тематика исследования актуальна в

1 Мазур М. А. Программа патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности. Ханты-Мансийск, 2009. С. 14—15.

современном многоконфессиональном обществе. Патриотическое воспитание курсантов иных конфессий, а также атеистов, должно осуществляться без ущемления их взглядов, и его успешность будет зависеть от правильного разъяснения данным категориям граждан современных общественно-политических процессов по этноконфессиональному возрождению русского народа и понимания ими своего места в современном российском обществе.

Актуальность исследования процесса патриотического воспитания утверждается во многих нормативно-правовых документах и государственных программах, описывается в научных статьях, посвященных данной проблеме. Необходимость исследования вопросов формирования чувства патриотизма у учащихся высших учебных заведений закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021—2024 гг."», военной доктрине ВС РФ а также в приказах, директивах, боевых уставах, наставлениях, руководствах и других документах МО РФ и МВД РФ.

Курсанты являются основой будущих армии и полиции, так как становятся частью формируемого офицерского корпуса этих организаций. И от того, какие представления и ценности определяют их сознание, зависит боеспособность армии, защита граждан полицией, безопасность и благополучие нашей страны в целом.

В деле воспитания патриотизма у Церкви и армии есть основание для подражания, которое сближает силовые структуры с христианством. Высшим проявлением чувства любви к Родине является готовность пожертвовать своей жизнью ради нее. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15. 12). Кроме того, у нас есть пример десятков священников, поднимавших роты русских солдат в атаку в период Первой мировой войны.

Роль Православной Церкви в патриотическом воспитании курсантов силовых структур и порядок взаимодействия Церкви с силовым вузом

на примере РВВДКУ

Пренебрежение духовно-нравственными ценностями в современном мире оказывает разрушающее воздействие на общественное сознание подавляющего большинства социальных и гендерных групп населения России. Внутренняя и внешняя безопасность общества обеспечивается крупнейшими силовыми структурами — армией и полицией. Сотрудники этих ведомств должны обладать системой духовно-нравственных ценностей, без наличия которых их деятельность не будет полезной для государства.

Чувство патриотизма является ценностно-мотивационной основой. Защитник Отечества не может выполнять свой долг по принуждению, но лишь с глубоким осознанием своего предназначения, места и роли в развитии России и ее общества.

Самые известные русские государственные деятели и военачальники опирались на авторитет Церкви, их вдохновляли примеры святых. Церковь является той объединяющей силой, наполняющей волю общества нравственной полно-

той, которая позволяет ей преодолеть нерешительность, распри и страх. Воспитание патриотизма в православной среде достаточно развито в настоящее время и имеет большое количество направлений. Существуют различные общественно-церковные организации, участвующие в воспитании патриотизма: воскресные школы, казачество, православный скаутинг, военно-православные клубы и др. Церковная работа по патриотическому воспитанию курсантов силовых структур заключается в становлении национального духа; формировании духовной культуры; поддержке национального возрождения русского народа; заботе о единстве и целостности государства.

Нами представлена система взаимодействия учебного заведения и Русской Православной Церкви, которая позволяет наглядно рассмотреть на примере типового военного образовательного учебного заведения роль православия в формировании патриотизма у курсантов силовых структур. В данном училище налажено качественное взаимодействие между командованием и Церковью благодаря наличию в структуре образовательного учреждения должности помощников по работе с верующими военнослужащими, которые заняты штатными священниками Русской Православной Церкви. Священники напрямую работают с курсантами и уполномочены на месте решать все воспитательные задачи.

Определяющую роль во взаимодействии Церкви и образовательной организации играет участие в патриотическом воспитании сотрудников силовых структур, являющихся церковнослужителями. Они выступают в роли фактических посредников, так как принадлежат обеим структурам и способны лучше понять каждую из них в отдельности, и могут донести информацию о потребностях организации патриотического воспитания руководству каждой из структур так, чтобы они воплотились в жизнь. На современном историческом этапе развития нашего общества усилий и стремлений Церкви в духовном возрождении общества недостаточно. «На примерах истории мы убедились, что жизнестойкость любого народа зависит от его духовного стержня, морально-волевых качеств, уровня нравственности»2.

Патриотическое воспитание осуществляется в жизнедеятельности всей образовательной организации, системно и комплексно. Используется целый ряд традиционных и новаторских методов, приемов и форм воспитания чувства патриотизма. Субъектами воспитания выступают сотрудники различных отделов, кафедр, члены патриотического актива курсантов. Точки соприкосновения найдены в противодействии распространению социальных проблем среди молодежи: игромании, наркомании и др. Эффективна деятельность религиозных структур в подготовке молодых людей к браку и воспитанию детей. Церковь помогает молодежи определять цели в жизни, создавать систему ценностей личности, формировать жизненный уклад3.

2 Антипенко Ю. Т. Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. URL: http://dommil.com/articles/129/ (дата обращения: 21.07.2021).

3 См.: Елишев С. О. Молодежная политика Русской Православной Церкви в Российской Федерации // Пространство и время. 2013. № 1 (11). С. 117—124.

Такая система позволяет вводить различные инновационные методы в процесс духовно-нравственного и патриотического воспитания. С этим во многом связана ее эффективность. Показателем жизнеспособности данной системы является высокий уровень патриотизма у курсантов и снижение показателя количества дисциплинарных взысканий за различные нарушения по службе, причины которых лежат в духовно-нравственной сфере личности курсантов. Основные структурные компоненты системы представлены на ил. 1.

Ил. 1. Система взаимодействия РПЦ и образовательных организаций МВД России по воспитанию патриотизма у курсантов

В современной России Церковью налажено активное взаимодействие с силовыми структурами в деле воспитания патриотизма у молодых людей. А. Елисеев высказывается о ключевых задачах такого сотрудничества: «Основные цели в процессе взаимодействия с армией и органами внутренних дел в деятельности Церкви заключаются в: привнесении в общество идеалов нравственности,

гуманизма и укрепления традиционных ценностей; укреплении законопослушности, патриотизма и уважения к власти; благотворном влиянии на семейные и репродуктивные установки населения; воздействии на различные стороны бытовой жизни граждан; возрождении традиционной русской культуры»4.

На примере истории нашего Отечества становится ясно, что невозможно заимствовать модели духовно-нравственного воспитания иных культур. Д. А. Тихомиров, изучавший основы религиозности студентов, утверждает: «Мы убедились в исключительной важности традиционного православного воспитания в русском обществе, обусловившем выработку таких качеств как терпение, стойкость, решимость идти до конца, несгибаемую волю в достижении поставленной цели, что позволило добиться невероятных результатов. Западная модель ... преследования лишь личных, меркантильных интересов, лежащих в сугубо материальной плоскости, и исламская модель, которая до сих пор не смогла преодолеть религиозную нетерпимость, не могут быть образцами для подражания. Православные призваны сохранить и развить русскую культуру, самосознание народа. Если гражданская или этническая нация становится моноконфессиональным православным сообществом, она в каком-то смысле воспринимается единой общиной — православным народом»5.

По нашему мнению, решающую роль в формировании общественного мнения о Церкви играют социальные сети, интернет и телевидение. В этой области происходит номинально-внешнее взаимодействие силовых структур с Церковью, которое формирует общественное мнение как внутри организации, так и вне ее.

Сегодня, ввиду отсутствия государственной идеологии, необходимо ориентироваться на ценности, которые лежат в основе общенациональной идентичности и являются основой развития патриотических чувств граждан. Такими ценностями являются: благо человека, вера, достоинство, единство, жертвенность и самоограничение, милосердие, мир, мораль и нравственность, национальные традиции и культура, патриотизм, свобода, семья, солидарность, справедливость, трудолюбие, честность.

Тематика патриотизма для Русской Церкви не является новацией. Служение Родине на протяжении всей российской истории было краеугольным камнем в деятельности нашей Церкви, и остается таковым и сегодня. В современных условиях работа церковных структур на патриотическом направлении страдает от недостатка системности и активности.

Ключевая роль Церкви в жизни нашей Родины в прошлом, по признанию Президента, остается таковой и сейчас, когда происходят такие судьбоносные события, как специальная военная операция по денацификации и демилитаризации территории Украины. Существует риск утратить исконное понимание русской нации, как триединого православного народа, утрата своей самобытности повлечет ослабление и распад государства. В данных условиях необходи-

4 Елисеев А. Влияние православия на русское общество // БГ — Знание.Ру. URL: http:// www.bg-znanie.ru/article.php?nid=858 (дата обращения: 21.07.2021).

5 Тихомиров Д. А. Особенности религиозности московских студентов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 3. С. 177—191.

мо осознать важность воспитания патриотизма у курсантов силовых структур именно во взаимодействии с Русской Православной Церковью.

Активно осуществляется взаимодействие Церкви и общества в формате участия граждан в христианских праздниках и богослужениях. Это говорит о том, что традиционные праздники, существующие столетиями, имеют значительный воспитательный потенциал. Праздник не только оставляет в сердце человека яркий эмоциональный след, но и обогащает духовно-нравственным содержанием.

Однако в некоторых образовательных организациях МВД России участие личного состава в общественных мероприятиях религиозно-патриотического характера затруднено, потому что отсутствуют православные храмы или молельные комнаты на территории учебных заведений или в непосредственной близости возле них. Это наносит ущерб не только духовно-нравственному воспитанию, но и отражается на патриотической работе. Подобные проблемы должны решаться руководством образовательных организаций в приоритетном порядке.

Православная педагогика обладает целым арсеналом воспитательных средств, имеющих значительный потенциал: использованием народного календаря, изучением основ православной культуры, возрождением исторических памятников и народных традиций, участием в образовательных мероприятиях, проводимых Православной Церковью, благоустройством храмов и монастырей.

Для рассмотрения роли Русской Православной Церкви в процессе воспитания чувства патриотизма у курсантов российских силовых структур нами проведен анализ отношения их к своей религиозной принадлежности и влиянию веры на процесс формирования патриотизма в структуре личности.

Рассмотрим процесс взаимодействия Церкви и силовых структур на примере Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. В. Ф. Мар-гелова. Курсанты-десантники принимали участие в Рождественских чтениях — мероприятии, в котором они могли выразить свои суждения в том числе о семейной жизни, о браке и взаимоотношениях между членами семьи. В данном вузе организовываются конференции на православную тематику, курсанты сознают, «что российская культура издревле основывалась именно на православии и забывать этого нельзя»6.

Самое благотворное влияние на курсантов оказывают встречи со священнослужителями, окормляющими данные учебные заведения. Священнослужители являют курсантам «живой пример служения нашей великой вере, делу сбережения высочайшей духовной культуры. Религия влияет на духовный мир верующих курсантов, формируя их духовно-нравственные ценности, способствуя повышению стрессоустойчивости и выступая зачастую в качестве одного из определяющих факторов формирования чувства патриотизма в системе обучения сотрудников силовых структур»7. М. В. Гавриленко в своей статье отме-

6 Торопова Л. Ф. Формирование нравственно-профессиональной ориентации у курсантов в процессе обучения в вузе МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001. С. 96—98.

7 Кашаева М. В., Пирогова О. В. Религиозные ориентации студенческой молодежи провинциального центра (на примере Барнаула): от теории к практике // Народы и религии Евразии. Барнаул, 2019. С. 112-126.

чает: «На базе Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища работает центр духовно-нравственного возрождения имени В. Ф. Маргелова. Главная цель работы центра формулируется в утверждении, что степень военно-профессиональной подготовки курсантов находится в прямой зависимости от развития их духовно-нравственных ценностей. Основное содержание работы центра выражено в изучении основ православной культуры, истории России, возрождении исторических памятников, народных традиций, участии в образовательных мероприятиях, проводимых Православной Церковью, благоустройстве храмов и монастырей. Практический опыт показывает, что авторитет Церкви необходим для активизации процесса духовно-нравственного воспитания сотрудников силовых структур, предупреждения антисоциальных проявлений в служебных коллективах, профилактики самоубийств, противодействия негативному информационно-психологическому воздействию СМИ, а также распространению сектантского мировоззрения»8.

К сожалению, в вузах МВД России исследования по изучению роли религии в воспитании патриотизма среди курсантов не получили должного внимания даже со стороны ведущих кафедр вуза; данным направлением занимаются преимущественно сотрудники, непосредственно связанные с Церковью теми или иными послушаниями.

Еще одним средством воспитания патриотизма у курсантов силовых структур является проведение экскурсий по музеям — залам славы учебных заведений. «Экскурсоводы, всегда обращают внимание курсантов на то, как Президент России активно общается с патриархом Всея Руси по самым разным вопросам, которые касаются вероисповедания граждан»9. Экскурсии способствуют воспитанию у курсантов-полицейских уважения к православию, дают возможность молодым людям понять значимость религии в формировании духовно-нравственных ценностей каждого из них.

В рамках Рождественских чтений в учебных заведениях проходят встречи курсантов с церковными служителями, организуются теоретические и практические научные конференции по различным вопросам жизни общества, происходит возвращение религиозных ценностей в молодежную среду.

С благословения епархиального руководства в образовательных организациях МВД России с успехом выступают различные музыкальные группы духовно-нравственной ориентации, организуются тематические вечера, проводятся выставки картин известных русских художников, скульптурная графика на библейскую тематику.

Но главным направлением взаимодействия Церкви и курсантов были и остаются беседы о вере. При проведении бесед священники рассказывают о духовных ценностях, о любви и силе веры, таинстве крещения, семье и взаимопонимании в брачных отношениях. Такие встречи с курсантами важны, так как в юношеском возрасте пытливый ум формирует много вопросов об отношениях

8 Гавриленко М. В. Религиозная составляющая в военно-патриотическом воспитании // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2018. № 1 (7). С. 56—58.

9 Сегеда А. Путин: православие и Россия неразделимы // Православие.фм. URL: https:// pra-voslavie.fm/novosti/putin-pravoslavie-i-rossiya-nerazdelimi/ (дата обращения: 21.07.2021).

в браке, которые требуют конструктивного ответа. На ясных и эмоционально выразительных примерах молодежи объясняются православные взгляды на извечные вопросы человечества: что есть добро и зло, что такое совесть, какое место она занимает в жизни каждого человека. Именно благодаря этому методу воспитания личный состав оберегается от сектантского влияния и воздействия экстремистского и радикального мировоззрения.

Важна для формирования патриотического мировоззрения личность пастыря. По словам В. Ю. Балабушевича и А. И. Гурского, проводивших в течение последнего десятилетия исследования патриотизма у курсантов силовых структур различных вузов, «курсанты, находящиеся в казарменной обстановке, оторваны от семей, их жизнь подчинена жесткой дисциплине. Психологически новые условия переживаются каждым по-разному, так, например, у некоторых курсантов могут возникать состояния психологического дискомфорта и стресса. Тяжелые нагрузки требуют постоянного напряжения физических и умственных сил. Кроме того, существуют личные проблемы и обстоятельства, о которых многие не решаются говорить командирам или сослуживцам. Священник в такой ситуации способен выслушать и утешить человека, помочь советом и сохранить в тайне содержание беседы»10.

Особенности взаимодействия Православной Церкви и силовых структур в воспитании патриотизма

Особой спецификой отличается психологическая роль общения со священником у курсантов-девушек. Женщины в силовых структурах, особенно в полиции, являются наиболее морально уязвимыми и в случае нравственного разложения становятся угрозой для психологического климата подразделения. Именно поэтому важно проводить курс бесед о морально-нравственном поведении сотрудников полиции с молодыми курсантами-девушками уже в самом начале их службы.

Эффективность участия духовенства в патриотическом воспитании курсантов силовых структур будет значительно выше, если священник сформирует у себя специфические качества личности и профессиональные умения: разовьет свой уровень физической подготовки, будет обладать неприхотливостью в быту, бесстрашием, готовностью к смерти и твердым убеждением идти до конца, преданностью воинской части, глубокой и искренней сопричастностью к жизни подразделения.

В системе патриотического воспитания учебной организации происходит корректировка процесса формирования патриотизма курсантов в ходе совместной деятельности профессорско-преподавательского состава, самих курсантов, командиров курсантских подразделений и органов воспитательной работы. Она осуществляется с помощью общих методов и организационных форм, применяемых в ходе проведения воспитательной работы в образовательной организации. «Уровень религиоведческой подготовки руководящего состава силовых

10 Балабушевич В. Ю., Гурский А. И. Религиоведческая подготовка офицера: проблемы и перспективы. Новосибирск, 2014. С. 34-36.

структур в значительной степени предопределяет эффективность как минимум двух составляющих морально-психологического обеспечения служебной деятельности: информационной работы и защиты сотрудников силовых структур от негативного информационно-психологического воздействия»11.

Практическая реализация предложенного нами подхода предварительно позволяет говорить о его эффективности. Для успешного воспитания патриотизма командиры курсантских подразделений должны иметь определенную систему религиоведческих знаний. «Чем выше занимаемая должность, — пишет Ю. Булычев, — тем больше политических, правовых и социокультурных аспектов необходимо предусматривать в деятельности сотрудников силовых ведомств, и более глубокие знания о религии как социальном явлении от них требуются»12.

Заключение

Православная Церковь в современной России вносит большой вклад в воспитание патриотизма у курсантов основных силовых структур нашего государства — армии и полиции.

Ориентация учащихся на иностранные культурные ценности в ущерб национальным ценностям приобретает широкий размах. Этот процесс происходит искаженно, и зачастую молодежь незрела в эмоциональной и духовно-волевой сферах.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что при отсутствии духовного стержня юноши и девушки не могут критически оценивать те стереотипы поведения, которые предлагает им современная медиакультура. В последние годы силовые вузы стремятся к введению дисциплин религиоведческого характера, подобных «Основам православной культуры». Однако для значительной части командного состава предпочитаемым вариантом является обращение к религиозным ценностям с целью использования некоей идеологии, которая была утрачена после распада СССР. Но более глубокое постижение смысла этих ценностей в их задачи не входит.

Воспитание курсантов необходимо проводить в контексте идей христианского гуманизма: любви, добра, сострадания, жертвенности, строить воспитательный и образовательный процессы, руководствуясь лучшими образцами отечественной культуры. Цифровизация современного образовательного пространства требует использования новых форм и методов воспитательной работы.

Таким образом, следует сделать вывод, что в современных условиях развития общества для успешного функционирования системы патриотического воспитания курсантов силовых структур необходимо укреплять взаимодействие образовательных организаций и Церкви.

11 Балабушевич В. Ю., Гурский А. И. Указ. соч. С. 34—35.

12 Булычев Ю. Православие, национальная идея и социальная идея — основополагающие компоненты нашего цивилизационного проекта // Русская линия. URL: http://rusk.ru/ st.php?idar=7378. (дата обращения: 21.07.2021).

Из патриотического актива сотрудников силовых структур необходимо формировать духовно-нравственные центры патриотического воспитания, которые

и могли бы стать органической частью воспитательной системы образовательных организаций силовых структур.

Список источников

Антипенко Ю. Т. Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. URL: http://dommil.com/articles/129/ (дата обращения: 21.07.2021).

Балабушевич В. Ю., Гурский А. И. Религиоведческая подготовка офицера: проблемы и перспективы. Новосибирск, 2014.

Булычев Ю. Православие, национальная идея и социальная идея — основополагающие компоненты нашего цивилизационного проекта // Русская линия. URL: http://rusk. ru/st.php?idar=7378 (дата обращения: 21.07.2021).

Гавриленко М. В. Религиозная составляющая в военно-патриотическом воспитании // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2018. № 1 (7). С. 56—58.

Елисеев А. Влияние православия на русское общество // БГ — Знание.ру. URL: http:// www.bg-znanie.ru/article.php?nid=858 (дата обращения: 21.07.2021).

Елишев С. О. Молодежная политика Русской Православной Церкви в Российской Федерации // Пространство и время. 2013. № 1 (11). С. 117—124.

Кашаева М. В., Пирогова О. В. Религиозные ориентации студенческой молодежи провинциального центра (на примере Барнаула): от теории к практике // Народы и религии Евразии. Барнаул, 2019. С. 112—126.

Мазур М. А. Программа патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности. Ханты-Мансийск, 2009.

Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. 2012. № 9. С. 3-12.

Сегеда А. Путин: православие и Россия неразделимы // Православие.фм. URL: https:// pra-voslavie.fm/novosti/putin-pravoslavie-i-rossiya-nerazdelimi/ (дата обращения: 21.07.2021).

Тихомиров Д. А. Особенности религиозности московских студентов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 3. С. 177191.

Торопова Л. Ф. Формирование нравственно-профессиональной ориентации у курсантов в процессе обучения в вузе МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001. С. 96-98.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2023. Vol. 68. P. 63-75 DOI: 10.15382/sturIV202368.63-75

Sergey Kipreev, Graduate Student, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Krasnodar, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0002-3948-8360

On the Role of Orthodoxy in the Formation of Patriotism among Cadets of Law Enforcement Organisations

Abstract: This article is devoted to the analysis of the role of Orthodoxy in the formation of patriotism among law enforcement officers and military personnel, united by us in the concept of law enforcement officers. In all periods of Russian history, Orthodoxy has been the most important force of our people, which allowed us to form the worldview of citizens in a format beneficial to the state. And today it continues to play an important role in the life of Russian society, broadcasting traditional values — patriotism, faith in goodness, honor, striving to fulfill moral duty to the Motherland and family, personal dignity, justice, etc. Russian Orthodoxy is the spiritual foundation of Russian culture, provides the national and cultural identity of our civilization, determining the behavior and thinking of the Russian people. The role of the Orthodox Church in the formation of a sense of patriotism is especially important.

The educational potential of traditional spiritual and moral values, which are formed in a religious environment, should be used in the formation of a sense of patriotism among cadets of law enforcement agencies. This process is especially important because cadets are the basis of the command staff of power structures, and the main transmitting link for the transfer of spiritual and moral values to their subordinates. It is from the cadets of law enforcement agencies that the subjects of patriotism education in the system of working with personnel are formed in the future. The article analyzes the reasons for the successes and failures of patriotic education, reveals the peculiarities of the interaction of the Orthodox Church and law enforcement agencies in the education of patriotism. The author shows the interaction of the Orthodox Church and law enforcement agencies during the formation of patriotism among cadets on the example of the Ryazan Higher Airborne Command School and describes the system of interaction between the ROC and the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the education of patriotism among cadets.

Keywords: Orthodoxy, cadets, patriotism, statehood, national idea, mentality, traditional values.

S. Kipreev

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Balabushevich V., Gurskii A. (2014) Religiovedcheskaiapodgotovka ofitsera:problemy iperspektivy. Novosibirsk (in Russian).

Elishev S. (2013) "Molodezhnaia politika Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v Rossiiskoi Federatsii". Prostranstvo i vremia, 2013, no. 1 (11), pp. 117—124 (in Russian).

Gavrilenko M. (2018) "Religioznaia sostavliaiushchaia v voenno-patrioticheskom vospitanii". Niva Gospodnia. Vestnik Penzenskoi Dukhovnoi Seminarii, 2018, no. 1 (7), pp. 56—58 (in Russian).

Kashaeva M., Pirogova O. (2019) "Religioznye orientatsii studencheskoi molodezhi pro-vintsial'nogo tsentra (na primere Barnaula): ot teorii k praktike". Narody i religii Evrazii. Barnaul, pp. 112-126 (in Russian).

Mazur M. (2009) Programma patrioticheskogo vospitaniia sotrudnikov organov vnutrennikh del v professional'noi deiatel'nosti. Khanty-Mansiysk (in Russian).

Nikandrov N. (2012) "Dukhovnye tsennosti i vospitanie v sovremennoi Rossii". Pedagogika, 2012, no. 9, pp. 3-12 (in Russian).

Tikhomirov D. (2017) "Osobennosti religioznosti moskovskikh studentov". Monitoring ob-shchestvennogo mneniia: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny, 2017, no. 3, pp. 177-191 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 16.04.2022

The article was submitted 16.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.