Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА / ВОСПИТАНИЕ / МВД РОССИИ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА / КУРСАНТЫ / МЕРОПРИЯТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кипреев Сергей Николаевич

Предметом исследования является методика формирования патриотизма у курсантов в повседневной деятельности. Объектом исследования является процесс формирования этого качества у курсантов Краснодарского университета МВД России. Автор подробно рассматривает указанную проблему в системе профессиональной подготовки сотрудников полиции, даёт определение патриотизма, показывает актуальность процесса формирования любви к Родине для сотрудников полиции, раскрывает содержание основных направлений данной деятельности. Особое внимание уделяется описанию особенностей средств педагогического взаимодействия с курсантами МВД России. Автором раскрываются особенности патриотического воспитания в образовательной организации. Основными выводами проведённого исследования являются рекомендации автора по совершенствованию процесса формирования данного качества у курсантов. Особым вкладом автора в исследование указанной проблематики является освещение особенностей формирования патриотизма у курсантов в период повседневной деятельности, даются рекомендации, которые возможно применять для совершенствования этого процесса у сотрудников полиции. Новизна исследования заключается в рассмотрении автором новых направлений патриотической работы, осуществляемой в ходе повседневной деятельности курсантов, даётся её юридическое обоснование. На примере Краснодарского университета МВД России раскрывается практическая сторона патриотической работы в органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кипреев Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROMOTION OF PATRIOTISM AMONG CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THEIR DAILY ACTIVITIES

The subject of the study is the method of promotion of patriotism among cadets in everyday life. The object of the study is the process of patriotic upbringing among cadets of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author examines in detail the system of professional training of police officers, defines patriotism, shows the relevance of the patriotism promotion for police officers, reveals the content of the main directions of this activity. Special attention is paid to the pedagogical engagement with the cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author reveals the features of patriotic education in an educational facility. The main conclusions of the study are the author’s recommendations on improving the process of promoting patriotism among cadets. Author contributes to the study of the problems of patriotism by covering the features of patriotic upbringing in the daily life of the cadets, and gives recommendations that can be applied to improve the process of promotion of patriotism among police officers. The novelty of the research lies in the author’s consideration of new directions of patriotic activities carried out during the daily life of cadets, and the legal justification of patriotic education. On the example of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the author reveals the practical side of patriotic upbringing in police.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научная статья

УДК 37.017.4

doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-191-198

Сергей николаевич Кипреев

адъюнкт

https://orcid.org/0000-0002-3948-8360, komissar. [email protected]

Краснодарский университет МВД России Российская Федерация, 350005, Краснодар, ул. Ярославская, д. 128

Формирование патриотизма у курсантов образовательных организаций МВД России в процессе повседневной деятельности

Аннотация: Предметом исследования является методика формирования патриотизма у курсантов в повседневной деятельности. Объектом исследования является процесс формирования этого качества у курсантов Краснодарского университета МВД России. Автор подробно рассматривает указанную проблему в системе профессиональной подготовки сотрудников полиции, даёт определение патриотизма, показывает актуальность процесса формирования любви к Родине для сотрудников полиции, раскрывает содержание основных направлений данной деятельности. Особое внимание уделяется описанию особенностей средств педагогического взаимодействия с курсантами МВД России. Автором раскрываются особенности патриотического воспитания в образовательной организации. Основными выводами проведённого исследования являются рекомендации автора по совершенствованию процесса формирования данного качества у курсантов. Особым вкладом автора в исследование указанной проблематики является освещение особенностей формирования патриотизма у курсантов в период повседневной деятельности, даются рекомендации, которые возможно применять для совершенствования этого процесса у сотрудников полиции. Новизна исследования заключается в рассмотрении автором новых направлений патриотической работы, осуществляемой в ходе повседневной деятельности курсантов, даётся её юридическое обоснование. На примере Краснодарского университета МВД России раскрывается практическая сторона патриотической работы в органах внутренних дел.

Ключевые слова: образование, государство, развитие личности, формирование чувства патриотизма, воспитание, МВД России, повседневная деятельность, педагогика, курсанты, мероприятия патриотической направленности

Для цитирования: Кипреев С. Н. Формирование патриотизма у курсантов образовательных организаций МВД России в процессе повседневной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 2 (94). - С. 191-198; doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-191-198.

Sergey N. Kipreev

Graduate

https://orcid.org/0000-0002-3948-8360, komissar. [email protected]

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

128, Yaroslavskaya str., Krasnodar, 350005, Russian Federation

Promotion of patriotism among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in their daily activities

Abstract. The subject of the study is the method of promotion of patriotism among cadets in everyday life. The object of the study is the process of patriotic upbringing among cadets of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author examines in detail the system of professional training of

© Кипреев С. Н., 2022

police officers, defines patriotism, shows the relevance of the patriotism promotion for police officers, reveals the content of the main directions of this activity. Special attention is paid to the pedagogical engagement with the cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author reveals the features of patriotic education in an educational facility. The main conclusions of the study are the author's recommendations on improving the process of promoting patriotism among cadets. Author contributes to the study of the problems of patriotism by covering the features of patriotic upbringing in the daily life of the cadets, and gives recommendations that can be applied to improve the process of promotion of patriotism among police officers. The novelty of the research lies in the author's consideration of new directions of patriotic activities carried out during the daily life of cadets, and the legal justification of patriotic education. On the example of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the author reveals the practical side of patriotic upbringing in police.

Keywords: education, the state, personal development, sense of patriotism, education, Ministry of Internal Affairs of Russia, daily life, pedagogy, cadets, patriotic activities

For citation: Kipreev S. N. Promotion of patriotism among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in their daily activities // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - № 2 (94). - P. 191-198; doi: 10.35750/2071-8284-2022-2191-198.

Сегодня один из важнейших вопросов, приобретающий особую значимость для страны в целом и для органов внутренних дел в частности - это формирование патриотизма у представителей молодого поколения.

Актуальность исследования определяется важностью качественной профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, необходимостью изучения и проектирования соответствующих педагогических условий, включая формирование патриотизма в повседневной деятельности.

Процесс формирования личности в повседневной деятельности изучался в исследованиях А. А. Савина, В. И. Стручкова, В. Г. Сенча, С. Н. Чечулиной. Научные работы этой направленности особенно востребованы в силовых структурах, деятельность которых сопряжена с повышенными нагрузками и нехваткой времени.

Автор впервые рассматривает формирование патриотизма как процесс, выходящий за традиционные временные рамки и длящийся непрерывно, в течение всего дня, в ходе повседневных мероприятий. В нашем исследовании понятие «формирование» означает процесс изменения структуры личности, осуществляемый с помощью воспитательного взаимодействия с человеком. Он направлен на достижение в процессе образовательного пути человека определённого государством и обществом социально-педагогического идеала - цели, поставленной перед образовательной системой, начиная со школы и заканчивая вузом.

Формирование личности сотрудника полиции происходит в ходе деятельности по приобретению личных и социально значимых качеств, одним из которых может рассматриваться патриотизм. Заставить осознать себя патриотом невозможно: необходимо включать человека в осознанную деятельность этой направленности.

Данная тема актуальна и потому, что в «последнее время в российском обществе наметились определённые проблемы, навязываются

приоритеты чуждых интересов нашим нравственным и религиозным ценностям, а также патриотическим чувствам, осуществляются попытки подмены традиционных основ образования и воспитания» [7]. Необходимо подчеркнуть, что тематика формирования патриотизма в повседневной деятельности у курсантов МВД России ранее не разрабатывалась.

Целью нашей работы является анализ процесса формирования патриотизма у курсантов-полицейских и описание организации воспитания патриотизма в повседневной деятельности курсантов.

Патриотизм как системообразующее свойство личности сотрудника полиции

Патриотизм - это важное системообразующее свойство личности сотрудника полиции, которое опирается на её ценностно-смысловые характеристики: мировоззрение, мотивы, интересы, цели, жизненные ценности, желания и пр. [3].

«Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса, должно быть главным содержанием повседневной жизнедеятельности курсантов, направленной на формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами защитника Отечества и способной в будущем успешно выполнять свои профессиональные обязанности»1.

В системе МВД России тематика патриотизма изучалась в диссертационных исследованиях Л. Ф. Тороповой2, Л. А. Магомадова, М. А. Мазур и рассматривалась в научных статьях А. С. От-

1 Об утверждении Порядка организации службы органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50. - С. 164.

2 Торопова Л. Ф. Формирование нравственно-профессиональной ориентации у курсантов в процессе обучения в вузе МВД России : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Торопова Ляйсан Фанилевна. - Санкт-Петербург, 2001. - С. 88.

радновой, Л. А. Мельниковой, В. Е. Шинкевич, Л. Я. Смирновой, Г. Р. Хуснетдинова и других исследователей.

В системе МВД России патриотизм определяется как «глубокое и возвышенное чувство любви к своему Отечеству, верность Присяге сотрудника органов внутренних дел и служебному долгу»3.

«В Краснодарском университете МВД России активно ведётся работа по выполнению государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы", осуществляется развитие механизмов межведомственного взаимодействия по реализации направлений системы воспитания»4.

«Мероприятия по формированию патриотизма у курсантов МВД России осуществляются

3 Об утверждении Кодекса этики и профессионального поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460. - С. 4.

4 Об утверждении плана мероприятий по реализации

в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение

Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г.

№ 2945-Р. - С. 110.

по следующим направлениям: научно-исследовательское обеспечение процесса формирования патриотизма, его информационно-пропагандистское обеспечение; проведение занятий по патриотической тематике в системе морально-психологической подготовки курсантов; историческая и музейная работа; организация служебных ритуалов, торжественных церемоний и встреч, уроков мужества, дней открытых дверей; организация мероприятий, посвящён-ных дням воинской славы, памятным датам в истории России и органов внутренних дел, работа с ветеранами, культурно-массовая и спортивная работа; профориентационная и шефская работа; популяризация символики Российской Федерации. Все эти направления отражают содержательную сторону единого процесса формирования патриотизма, построенного на основе идей российского государственного патриотизма, верности служебному долгу и готовности защитить Родину»5.

5 Об утверждении Устава федерального государственного казённого образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел МВД России» : приказ МВД России от 15 мая 2015 г. № 602. - С. 134-136.

Таблица 1

Выдержка из плана морально психологического обеспечения Краснодарского университета МВД России мероприятий патриотической работы

Наименование типовых мероприятий Кол-во в год

Встреча курантов со священнослужителями 4

Лекции патриотической направленности 8

Уроки мужества 4

Праздничные дни патриотической направленности 6

День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск 1

Встреча с кур сайтами, детьми сотрудников. погибших при исполнении Служебного долга и детьми-ойрота ми 2

Концерты патриотической направленности 5

Конкурс на лучшее знание истории учебного заведения \

Занятия в системе морально-психологической подготовки 8

Семинар по работе поисковой организации «Щит и меч»

Фестиваль по результатам проведения 1 этапа фестиваля «НЕ и г и лира» 1

Урок истории «Великие империи мира» 1

Информирования па дни воинской славы России 13

Конференции патриотических организаций 2

Тематические музыкальные вечера 2

День национальных культур 1

Часы патриотизма 2

Л итературдо-музыкальные композиции 4

Конкурсы фоторабот 3

Участие курсантов в Ккатерииипском бале и исторической площадке I

Поем гимн семье игровая программа с участием библиотеки им. С М. Маршака 1

Участие в возложении венков и цветов к памятным мемориалам в городе Краснодаре 3

Патриотические акции 4

Общее количество мероприятии патриотической направленности 78

«В целях развития комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, формирования у сотрудников полиции государственно-патриотического мировоззрения, обусловленного требованиями государства и общества к гражданскому и профессионально-нравственному облику сотрудника органов внутренних дел, потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности, специальным подразделением осуществляется морально-психологическое обеспечение» [2].

«Подразделением морально-психологического обеспечения проводится работа по профессионально-нравственному и патриотическому воспитанию курсантов, изучению и пропаганде истории органов внутренних дел, сохранению и развитию служебных традиций и ритуалов, служебного коллектива, примеров героизма и мужества сотрудников полиции, образцового исполнения ими служебного долга»6.

В таблице 1 нами представлена выдержка мероприятий патриотической работы из плана морально-психологического обеспечения Краснодарского университета МВД России.

Комплекс таких мероприятий «формирует и развивает у курсантов-полицейских качества личности гражданина-патриота, которые делают его способным активно участвовать в укреплении основ общества, формировании высокого патриотического сознания граждан, готовности к выполнению задач, связанных с обеспечением общественного порядка, законности, защиты прав и законных интересов россиян. Он призван выработать и развить у курсантов комплекс морально-психологических качеств патриота, гражданина и профессионала службы в органах внутренних дел, культуры поведения сотрудника полиции в сочетании с высоким уровнем правового сознания»7.

Задачей формирования у подчиненных «комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально важных качеств личности» [6], к которым относится и патриотизм, занимаются в Краснодарском университете МВД России командирский состав, сотрудники отдела воспитательной работы, преподаватели и патриотический актив курсантов, названные нами субъектами воспитательного процесса.

Согласно должностной инструкции, командиры курсантских подразделений обязаны организовывать и непосредственно осуществлять индивидуально-воспитательную работу во взводе и как составную часть данной работы - деятельность по формированию патриотизма у курсантов, в том числе и в повседневной деятельности.

6 Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777. - С. 12.

7 Мазур М. А. Программа патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел в профессиональной деятельности. - Ханты-Мансийск: Печатное дело, 2009. - С. 16.

«По данным исследований, опросов выпускников вузов, более 75 % курсантов берут в качестве примеров подражания командиров, организующих их повседневную жизнедеятельность. Именно командирский состав призван быть центральной фигурой процесса патриотического воспитания в повседневной жизнедеятельности» [4].

«Приоритетная роль командиров курсантских подразделений в патриотическом воспитании курсантов обусловлена рядом объективных обстоятельств: командиры - наиболее подготовленный и квалифицированный в воспитательном плане отряд офицеров, обладающий значительным жизненным и служебным опытом, являющихся в большинстве своем примером для подражания у курсантов; командирский состав отличается динамичностью и подвижностью в реализации воспитательных задач, именно им принадлежит стержневое место в практической реализации технологий воспитания патриотизма в повседневной жизнедеятельности»8.

Формирование патриотизма в ходе повседневной деятельности курсантов МВД России

«Главным звеном формирования патриотизма как свойства личности курсанта является создание системы воспитательного взаимодействия с ним во всём учебно-воспитательном процессе. Важнейшими звеньями такой системы выступают две подсистемы: формирование патриотизма курсанта и слушателя в ходе обучения и во внеучебное время - в процессе повседневной жизнедеятельности.

Анализ системы педагогического воздействия на курсанта в повседневной жизнедеятельности показывает, что к ее основным элементам относятся: взаимосвязь воспитательной программы учебного процесса с комплексным планом воспитательной работы вуза; воспитательная программа формирования и развития личности курсанта в процессе повседневной жизнедеятельности; непосредственная деятельность кафедр и командиров по реализации воспитательных возможностей; ежегодный анализ результативности системы воспитания курсантов во внеучебное время и ее корректирование в интересах повышения эффективности формирования патриотизма»9.

Для формирования чувства патриотизма в повседневной деятельности субъектами воспитания используются современная система воспитательных методов, включающая такие формы патриотического воспитания, как дистанционное общение, интерактивная игра, коммуникативно-диалоговый метод организации деятельности в полиэтническом коллективе, круглый стол, метод анализа проблемной ситуации, метод игровой имитации, метод комму-

8 Борисова С. Е. Педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел : курс лекций. - Орёл: ОрЮИ МВД России, 2011. - С. 112.

9 Там же. - С. 113.

никативного моделирования, метод составления портфолио, мозговой штурм, презентация, систематический метод исследования проблем воспитания, сократический диалог и др.

Такими методами развиваются нестандартное мышление, способность к самоанализу и самокритике. Курсанты готовятся к включению полученного коллективного патриотического опыта в различные жизненные ситуациии, им создаются условия для формирования компонентов и типов чувства патриотизма.

Задачи, решаемые в рамках проведения работы с личным составом и морально-психологического обеспечения, носят последовательный и системный характер, но на практике сталкиваются с рядом проблем.

1. Ограниченный и недостаточно полный охват временной сферы деятельности курсантов. Мероприятия воспитательного характера, в рамках которых стандартно осуществляется формирование патриотизма, проводятся согласно плану морально-психологического обеспечения в строго отведённое для этого время: в воскресенье и праздничные дни. Игнорируются или не учитываются воспитательные возможности периода повседневной деятельности.

2. Осуществление процесса формирования патриотизма как качества личности теми субъектами воспитания, которые не в полном объеме знают личный состав. Сотрудники отделов воспитательной работы, которые призваны осуществлять комплекс мероприятий по морально-психологическому обеспечению, в которые включено и воспитание патриотизма, оторваны от понимания повседневной деятельности курсантов, не имеют с ними эмоциональной связи, не имеют личного авторитета у воспитуемых.

3. Низкий уровень подготовки должностных лиц к проведению занятий со специфической тематикой. Базовое образование командиров взводов университета - основного звена в патриотическом воспитании курсантов в повседневной деятельности - является в подавляющем большинстве юридическим, у них отсутствуют

необходимые для проведения патриотического воспитания знания и навыки.

В Краснодарском университете МВД России сложилась система патриотического воспитания в период повседневной деятельности, в процессе выполнения распорядка дня. Краснодарский университет МВД России оснащен телевизорами и другими мультимедийными средствами, которые располагаются на кафедрах, в столовых, курсантских общежитиях и в иных служебных помещениях. Территория учебного заведения оснащена акустическими системами.

В таблице 2 представлен список тематики медиаинформации, используемой для формирования патриотизма в Краснодарском университете МВД России.

Влияние музыки на психоэмоциональное состояние людей изучено большим количеством исследователей по разным направлениям деятельности. Необходимо правильно выбирать из множества произведений музыкального искусства композиции, способные оптимизировать функциональное состояние человека, исходя из его психологических, индивидуально-типологических, культурно-мировоззренческих и физиологических особенностей.

«В предпочтении находятся современные актуальные музыкальные направления. Ритм, который принимает сейчас самые необычные формы и размеры, влияет на функции двигательных центров мозга, стимулирует определённые функции эндокринной системы, а также структуры головного мозга»10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правильное использование служебного времени позволяет увеличить эффективность работы по патриотическому воспитанию курсантов. При проведении мероприятий нужно учитывать особенности места и аудитории, на которую рассчитана медиаинформация.

10 Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодёжи: концепция, программа, организационно-методические основы. - Москва: АПКиПРО, 2001. - С. 168.

Таблица 2

Список тематики медиаинформации, используемой для формирования патриотизма в Краснодарском университете МВД России

Наименование тиля меди »информации Количество дем олгтр 111) у ем ог о материала к год

Патриотические художественные и документальные фильмы 102

Видео о подвигах отечественных героев 134

Музыкальные клипы патриотического содержания 720

Мотива цнонпые ролики 68

Культурно проекс! и 1ельские видео 38

Социальные ролики 32

Духов НО-Нракет йен мыс видео 72

Альтернативные исторкКо-па гриотичеекие ролики 18

Песни патриотического характера 624

Этническая музыка 54

Таблица 3

Перспективный расчет времени, выделяемого на патриотическую работу,

в распорядке дня курсантов

Jffi n/ll Наименование мероприятии дли курсанток и слушателей ПрОД№1Ж11-тельность Количество времени в месяц (минут) Вид Меднаво) действии Вид контроля

1, Подъем и утренняя физическая зарядка 6.00-6,30 600 аудио устный опрос

2. Нинсдение порядка н расположении 630 7.00 600 аудио беседа

3. Завтрак 7.00 - 7,30 900 видео наблюдение

4. Развод на занятия 8.10 - 8.20 240 вербальный наблюдение

5, Подготовка к занятиям 8.20-8.30 240 видео устный опрос

б. Перерывы между учебными чан ЯГИЯМИ 10.15 - 10.30 11.45-12.00 15.30-15.45 900 видео устный опрос

7. Обед 13.30 14.30 900 видео наблюдение

8. Уборка аудиторий и территории 17.00 17.30 600 аудио устий ч опрос

9. Воспитательная. кулыурно- просветител ь н ая спортивно-массовая patío ni, строения подготовка 17.30- 18.45 2100 вербальный или видео беседа

Например, важно расположение личного состава в зале столовой. Оно должно быть удобным для просмотра видеороликов. Временная протяжённость ролика составляет в среднем от 3 до 6 минут, что позволяет показать за период приёма пищи 5-8 видеороликов. Эффект от просмотра заключается в новизне и актуальности представляемого курсантам материала.

Данное средство педагогического взаимодействия активно применяется в других силовых вузах Министерства обороны и Министерства внутренних дел [1] и всеми должностными лицами отмечается как перспективное и эффективное.

Средства медиавоздействия применяются в различных формах повседневной деятельности и пронизывают весь распорядок дня курсантов. Например, утренняя физическая зарядка -ежедневное спортивное мероприятие, которое проводится во всех подразделениях университета с целью приведения организма после сна в бодрое состояние. Она включает разминочные упражнения, проводимые на плацу, бег и занятия на спортивных тренажерах.

Во время зарядки на всей территории университета включаются акустические средства и проигрывается патриотическая музыка. Подборка музыки периодически обновляется сотрудниками отдела воспитательной работы так, чтобы быть актуальной для современных слушателей. То же самое происходит и в предвыходные и выходные дни. Общее время аудиовоздействия на личный состав в месяц составляет около 20 часов.

В субботу и предпраздничные дни в университете проводятся парково-хозяйственные дни, в ходе которых личный состав наводит по-

рядок на территории университета и в общежитиях. В это время также включается аудиосопро-вождение с целью увеличения продуктивности работы, но косвенной его целью является воспитание патриотизма.

Эффект от воздействия медиасредств в повседневной деятельности достигается благодаря информационному вакууму, что отличает курсантов ведомственных вузов от гражданских студентов. Согласно руководящим документам, курсантам запрещено пользование телефонами и другими средствами выхода в интернет, так как учебное заведение является режимной организацией, поэтому личный состав получает только ту информацию, которая разрешена руководством университета.

Взаимодействие с сотрудниками полиции осуществляется также с помощью видеосредств. Ставший традиционным в училищах и университетах воскресный просмотр патриотических фильмов, безусловно, является эффективным средством патриотического воспитания. Однако оно имеет ряд недостатков: в выходной день происходит неполный охват личного состава, привлекаемого на воспитательные мероприятия, причем для некоторых курсантов (не более 5 % личного состава) отсутствие на занятиях по различным причинам стало системой. Кроме того, нами отмечено, что просмотр медиа-информации в большинстве случаев не имеет вербального сопровождения руководителя занятия, а после просмотра не всегда есть возможность обсудить усвоенный материал.

Данные недостатки устраняются при просмотре короткометражных видеороликов, ко-

торые за небольшое время доносят сжатый информационный материал до слушателя.

В таблице 3 нами представлен перспективный расчёт времени на патриотическую работу в распорядке дня курсантов.

Перспективный расчёт времени, выделяемого на патриотическое воспитание, производился нами с учётом полного охвата объектов воспитания и организационных возможностей ведения воспитательного процесса. Например, утренняя физическая зарядка проводится по будням, в среднем 20 раз в месяц по 30 минут.

Специфика распорядка дня курсантов-полицейских заключается в том, что курсанты-девушки проживают вне территории университета и не участвуют в выходные дни и в вечернее время в жизни подразделения. То же касается сотрудников отделов воспитательной работы, преподавателей и командиров подразделений. Регламент служебного времени определяет убытие их со службы после 18 часов 45 минут, однако на курсантов-юношей 1-4-го курсов этот регламент не распространяется. Среди них на педагогическое взаимодействие в ходе повседневной деятельности возможно использовать значительно большее количество времени.

Активные мероприятия, такие как утренняя физическая зарядка или уборка территории, позволяют организовать аудиовоздействие путём прослушивания патриотической музыки. По окончании мероприятия организатор психолого-педагогического взаимодействия проводит устный опрос о том, какой информационный материал лучше запомнился. Такой подход имеет обратную связь с объектами воспитания и позволяет диагностировать возникающие проблемы в ходе воспитательного взаимодействия.

Каждое мероприятие распорядка дня должно контролироваться должностными лицами, осуществляющими процесс формирования патриотизма, например, командирами подразделений или преподавателями. В ходе контроля могут применяться такие методы, как наблюдение, устный опрос и беседа, применяемые в соответствии с видами взаимодействия с личным составом. Например, в ходе проведения развода или строевой подготовки руководитель занятия входит в вербальное взаимодействие с подчинёнными, доводя информацию патриотического характера.

Используя вышеописанные методы контроля, мы произвели оценку эффективности воспитания патриотизма в повседневной деятельности. В ходе работы по воспитанию патриотизма в 2019-2021 гг. нами установлено, что увеличение интенсивности воспитательного взаимодействия положительно отражается на «уровне сформированности чувства патриотизма у курсантов образовательных организаций МВД России» [1]. Эффективность патриотического воспитания в повседневной деятельности не имеет возрастных или гендерных особенностей, но зависит от личности педагога. Нами выявлено, что преподаватель или командир подразделения, пользующийся высоким автори-

тетом, умеющий довести информацию эмоционально, ярко, повышает эффективность воспитательного взаимодействия от 20 % до 80 %.

Особое место занимает взаимодействие с курсантским активом. Например, в ходе наблюдения и проведения анкетирования нами выявлено, что после прослушивания музыки или просмотра видеороликов наиболее понравившиеся материалы курсанты копировали для личного пользования, а затем проводили их обсуждение в коллективе. После подключения к распространению патриотической информации курсантского актива уровень патриотизма подразделения в целом значительно повысился.

В ходе практической апробации результаты исследования обсуждались на служебных совещаниях и собраниях, были внедрены в практику патриотического воспитания учебной организации.

Заключение

Для повышения эффективности и результативности функционирования системы патриотического воспитания в вузе следует обеспечить определённые условия, которые должны учитываться в практической деятельности всеми субъектами процесса формирования патриотизма.

Необходимо чётко определить содержание процесса формирования патриотизма с учётом его специфики для ОВД; разработать фундаментальный комплекс учебных программ и методик по организации и проведению процесса формирования патриотизма у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России; провести исследования результативности функционирования процесса формирования патриотизма, и использовать их результаты в практической деятельности.

Нами предлагаются рекомендации по совершенствованию процесса формирования патриотизма у курсантов образовательных организаций МВД России в процессе повседневной деятельности.

1. Внести дополнения в руководящие документы образовательной организации в соответствии с необходимостью совершенствования процесса формирования патриотизма в повседневной деятельности курсантов.

2. Производить системный охват личного состава педагогическим взаимодействием. При выявлении курсантов со слабым уровнем сформированности патриотизма проводить с ними индивидуальную воспитательную работу с обобщением и закреплением полученного педагогического опыта.

3. Организовать систему оценки и контроля результативности деятельности педагогов по патриотическому воспитанию. Для стимуляции субъектов педагогического взаимодействия организовать работу по рейтинговой системе.

4. Сформировать систему «обратной связи» с курсантами и подключать к работе по патриотическому воспитанию курсантский актив.

5. Усовершенствовать количественные и качественные показатели технических средств

воспитания и информационного материала. Ввести в практику воспитания патриотизма инновационные методы.

6. Разработать комплекс учебных программ и методик по подготовке должностных лиц к деятельности по формированию патриотизма.

Таким образом, эффективность формирования патриотизма в учебном заведении системы МВД России зависит в значитель-

ной степени от системного охвата всей деятельности курсантов воспитательным взаимодействием. Основным условием успеха процесса формирования патриотизма является правильная организация системы патриотического воспитания качественно подготовленными субъектами воспитания и наличием системы контроля и оценки его результативности.

Список литературы

1. Кондаков А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 13-20.

2. Лесняк В. И. Методологические основы героико-патриотического воспитания. - Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006. - 26 с.

3. Назарова К. А., Чайнова Л. Д., Ковалев В. В. Влияние музыкальных стимулов на работоспособность и функциональное состояние человека // Акмеология. - 2012. - № 4 (44). - С. 78-82.

4. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. -2008. - № 9. - С. 3-12.

5. Рядовой А. Г. Патриотизм как системно-комплексное качество личности: Сущность и содержание // Омский научный вестник. - 2008. - № 3 (67). - С. 100-103.

6. Сафронова Л. В. Профессиональное образование и качество подготовки педагогических кадров // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2001. - № 2. - 77 с.

7. Шагимуратов А. Н. О патриотическом воспитании сотрудников органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2015. - № 3. - С. 79-85.

8. Гусев Ю. Г. Формирование и развитие патриотических ценностей у кадет // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2014. - № 17. - С. 118-119.

9. Фомина Н. А. Современная модель культурно-патриотического воспитания и её место в общей структуре профессиональной подготовки учащихся колледжей милиции // Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: история и современность : материалы Международной научно-практической конференции. - Москва: МГПУ, 2007. - С. 190-195.

10. Лесняк В. И. Героико-патриотическое воспитание личного состава органов внутренних дел России : монография. - Москва: МГУ, 2005. - 232 с.

References

1. Kondakov A. M. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye v strukture Federal'nykh gosudarstvennykh standartov obshchego obrazovaniya // Pedagogika. - 2008. - № 9. - S. 13-20.

2. Lesnyak V. I. Metodologicheskiye osnovy geroiko-patrioticheskogo vospitaniya. - Chelyabinsk: Tsentr analiza i prognozirovaniya, 2006. - 26 s.

3. Nazarova K. A., Chaynova L. D., Kovalev V V. Vliyaniye muzykal'nykh stimulov na rabotosposobnost' i funktsional'noye sostoyaniye cheloveka // Akmeologiya. - 2012. - № 4 (44). - S. 78-82.

4. Nikandrov N. D. Dukhovnyye tsennosti i vospitaniye v sovremennoy Rossii // Pedagogika. - 2008. - № 9. - S. 3-12.

5. Ryadovoy A. G. Patriotizm kak sistemno-kompleksnoye kachestvo lichnosti: Sushchnost' i soderzhaniye // Omskiy nauchnyy vestnik. - 2008. - № 3 (67). - S. 100-103.

6. Safronova L. V. Professional'noye obrazovaniye i kachestvo podgotovki pedagogicheskikh kadrov // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2001. - № 2. - 77 s.

7. Shagimuratov A. N. O patrioticheskom vospitanii sotrudnikov organov vnutrennikh del // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2015. - № 3. - S. 79-85.

8. Gusev Yu. G. Formirovaniye i razvitiye patrioticheskikh tsennostey u kadet // Obucheniye i vospitaniye: metodika i praktika. - 2014. - № 17. - S. 118-119.

9. Fomina N. A. Sovremennaya model' kul'turno-patrioticheskogo vospitaniya i yeye mesto v obshchey strukture professional'noy podgotovki uchashchikhsya kolledzhey militsii // Aktual'nyye problemy muzykal'nogo i khudozhestvennogo obrazovaniya i kul'tury: istoriya i sovremennost' : materialy Mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. - Moskva: MGPU, 2007. - S. 190-195.

10. Lesnyak V. I. Geroiko-patrioticheskoye vospitaniye lichnogo sostava organov vnutrennikh del Rossii : monografiya. - Moskva: MGU, 2005. - 232 s.

Статья поступила в редакцию 07.03.2022; одобрена после рецензирования 28.04.2022; принята к публикации 30.05.2022.

The article was submitted March 07, 2021; approved after reviewing April 28, 2022; accepted for publication May 30, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.