Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ГРАЖДАНИН / НРАВСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канокова Ляна Юрьевна

В ходе обучения курсантов и слушателей учебных заведений МВД, важное значение, наряду с формированием профессиональных навыков и умений, играет проведение правильного воспитательного процесса. В структуре воспитательного процесса сотрудника полиции ведущее место должно быть отведено формированию у него глубокого чувства патриотизма. Данное чувство должно формироваться под влиянием изучения традиций народа, его богатой истории, истории подвигов представителей его народа. В статье главное внимание уделено значению воспитания патриотических чувств у будущих сотрудников полиции как основы их мировоззрения и создания для них правильной картины мира. Автор подчеркивает, что сотрудник полиции должен не только профессионально выполнять свои обязанности, но понимать, что он является представителей исполнительной власти в глазах общества и от его поведения зависит отношение граждан к государственной власти в целом. Важнейшей основой формирования патриотических чувств у курсантов и слушателей автор считает их воспитание с помощью изучения истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канокова Ляна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF A SENSE OF PATRIOTISM AMONG CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In the course of training cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs, it is important, along with the formation of professional skills and abilities, to conduct the correct educational process. In the structure of the educational process of a police officer, the leading place should be given to the formation of a deep sense of patriotism in him. This feeling should be formed under the influence of studying the traditions of the people, its rich history, the history of the exploits of the representatives of its people. The article focuses on the importance of educating patriotic feelings in future police officers as the basis of their worldview and creating a correct picture of the world for them. The author emphasizes that a police officer should not only perform his duties professionally, but also understand that he is a representative of the executive power in the eyes of society and the attitude of citizens to the state power as a whole depends on his behavior. The most important basis for the formation of patriotic feelings among cadets and students, the author considers their education through the study of the history of Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ»

5. Ефремова Е.Ф. Специфика иноязычной подготовки студентов медицинского вуза // Известия Волгоградского педагогического университета. - 2019. - № 3. - С. 94-98.

6. Капланова А.Ш., Игнатьева Т.С. К вопросу о преподавании иностранных языков на медицинском факультете ЧГУ // Проблемы этнолингводидактики в поликультурной среде. - 2004. - С. 266-272.

7. Левандровская Н.В. Основные направления и методы в обучении авиационному английскому языку (ААЯ) как языку для специальных целей (Ь^Р) // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 18. - С. 167-170.

8. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск: Вышэйш. шк. - 1998. - С. 522.

9. Марковина И.Ю. Новые возможности профессионально ориентированной языковой подготовки специалиста медицинского профиля // Теория и практика обучения иностранному языку в системе профессиональной подготовки. Москва, ФГБОУ ВО МГЛУ. - 2016. - С. 85-92.

10. Митрофанова К.А. Электронное обучение для преподавания гуманитарных дисциплин в медицинском вузе // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - № 9 (75). - С. 12-18.

Педагогика

УДК:378

преподаватель кафедры специально-технической подготовки, капитан полиции Канокова Ляна Юрьевна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. В ходе обучения курсантов и слушателей учебных заведений МВД, важное значение, наряду с формированием профессиональных навыков и умений, играет проведение правильного воспитательного процесса. В структуре воспитательного процесса сотрудника полиции ведущее место должно быть отведено формированию у него глубокого чувства патриотизма. Данное чувство должно формироваться под влиянием изучения традиций народа, его богатой истории, истории подвигов представителей его народа. В статье главное внимание уделено значению воспитания патриотических чувств у будущих сотрудников полиции как основы их мировоззрения и создания для них правильной картины мира. Автор подчеркивает, что сотрудник полиции должен не только профессионально выполнять свои обязанности, но понимать, что он является представителей исполнительной власти в глазах общества и от его поведения зависит отношение граждан к государственной власти в целом. Важнейшей основой формирования патриотических чувств у курсантов и слушателей автор считает их воспитание с помощью изучения истории России.

Ключевые слова: воспитание, обучение, патриотизм, сотрудник полиции, гражданин, нравственность, мораль, государство, правопорядок.

Annotation. In the course of training cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs, it is important, along with the formation of professional skills and abilities, to conduct the correct educational process. In the structure of the educational process of a police officer, the leading place should be given to the formation of a deep sense of patriotism in him. This feeling should be formed under the influence of studying the traditions of the people, its rich history, the history of the exploits of the representatives of its people. The article focuses on the importance of educating patriotic feelings in future police officers as the basis of their worldview and creating a correct picture of the world for them. The author emphasizes that a police officer should not only perform his duties professionally, but also understand that he is a representative of the executive power in the eyes of society and the attitude of citizens to the state power as a whole depends on his behavior. The most important basis for the formation of patriotic feelings among cadets and students, the author considers their education through the study of the history of Russia.

Keywords: education, training, patriotism, police officer, citizen, morality, morality, state, law and order.

Введение. В каждом учебном заведении есть свои традиции и приемы воспитания. Курсанты и слушатели учебных заведений МВД также много лет обучаются на основе передачи опыта предыдущих поколений, традиций народа. Наряду с традиционными методами обучения и воспитания, они должны изучит специфику своей работы и стать профессионалами своего дела.

В деле воспитания будущих специалистов, по какой-бы ни было профессии идет обучение, всегда необходимым его компонентом является формирование чувства патриотизма как основы любви к своей стране [1]. В связи с этим, выработка оптимальных и эффективных путей воспитания будущих сотрудников полиции в атмосфере любви к Родине является одним из главных вопросов их обучения.

Изложение основного материала статьи. Сотрудники полиции, как часть российского общества испытывают на себе все те же негативные моменты, что и все россияне. Политические и экономические изменения в России отразились на самой системе воспитания и подготовки сотрудников полиции России. После распада СССР, патриотизм начал восприниматься, как пережиток социализма и все достижения великих советских педагогов в данном направлении были признаны не актуальными [2].

Новая власть не смогла создать альтернативу советской идеологии. Вопросам патриотического воспитания перестали уделять должное внимание. Отсутствие государственной идеологии, отсутствие оптимальных путей подготовки специалистов, осознающих значение культур и традиций своей Родины, ее роль в мировой истории неизбежно сказалось на представителях молодого поколения, воспитывающихся в данных условиях.

Та же ситуация наблюдалась и при обучении курсантов и слушателей учебных заведений МВД России. Депатриотизация сотрудников органов внутренних дел неизбежно сказалась на их отношении к своей работе и своей стране. Престижность профессии сотрудника полиции, военного пошла резко вниз [3]. Молодежь отказывалась под разными предлогами служить стране. Главной заветной мечтой любого гражданина России стала эмиграция в США и Европу.

Постепенно власть начала осознавать значимость патриотического воспитания для общества и государства и важность его как механизма консолидации всех слоев общества, объединяет страну под лозунгом ценностных установок любви к своей стране и ее наследию.

В стране начинают приниматься различные программы, направленные на патриотическое воспитание молодого поколения. Начинаются полномасштабные научные исследования, направленные на выработку новой идеологии для России, которая может сплотить общество перед лицом внешних и внутренних угроз [4].

Обучение молодежи в правильном созидательном направлении всегда считалось приоритетной задачей, так как именно молодое поколение является главным двигателем всех преобразований в обществе и государстве. Она как наиболее мобильная часть общества определяет все гражданское сознание социума [5]. Курсанты и слушатели учебных заведений МВД России как часть молодежи России также подпали под влияние деструктивных настроений общества. Ситуация требовала применения срочных мер по исправлению их идеологических нигилистических установок.

В данной ситуации, главной проблемой являлась выработка программы воспитания сотрудников полиции, которая позволит донести до них значимость уважительного отношения к традициям и культуре своей страны.

История доказала, что если народ не способен воспитать у своего молодого поколения патриотических чувств, он обречен на беды. Патриотизм, как часть воспитательной функции, должен был оказать большое влияние на психолого-педагогическую подготовку сотрудников полиции и назревшая необходимость разработки программ патриотического воспитания, как части их нравственного воспитания, не вызывала сомнений [6].

Сложность выработки оптимальной программы патриотического воспитания курсантов и слушателей учебных заведений МВД состоит в том, что современное общество в целом дезориентировано экономическими, политическими, социальными и идеологическими проблемами. Духовность всего общества переживает спад, социальное расслоение и на защищенность людей порождают психологические проблемы и недоверие к органам властиp [7].

На патриотическое воспитание слушателей и курсантов оказывают негативное влияние следующие факторы:

1. низкий уровень морально-нравственного воспитания граждан;

2. изменение ценностных ориентиров молодежи;

3. нестабильность ситуации в стране под влияние многочисленных кризисов;

4. религиозные разногласия;

5. правовой нигилизм;

6. низкая правовая культура;

7. отсутствие материального благополучия и т.д.

Важной проблемой всех молодых людей в России, в том числе и сотрудников полиции, является кризис идентичности личности. Проблема состоит в том, что гражданам России в условиях не прекращающихся кризисов трудно идентифицировать себя и реализовать свой потенциал. Социально-экономическая модель общества, функционировавшая в советский период, была разрушена [8]. В новой России молодежь не может найти условий для самовыражения. Низкая оплата труда, высокий уровень безработицы, отсутствие четких морально-нравственных установок, глобализация, маргинальность общества не добавляет им оптимизма.

Очень важно суметь донести до курсантов и слушателей важность патриотизма, его воспитательный смысл, его значение. Становление по лицейского невозможно без привития ему навыков и умений профессиональной деятельности и целостной картины мира. Основой любого мировоззрения являются следующие элементы системы:

1. идеал;

2. воля;

3. чувства;

4. эмоции;

5. вера;

6. убеждения.

У слушателей и курсантов учебных заведений МВД в силу их возраста, картина мира только начинает формироваться. Здесь очень важно правильно построить учебный и воспитательный процесс в котором отразятся все важнейшие методики подготовки профессионалов, уважающих свою страну, гордящихся ее наследием и готовых защитить ее в любой момент ценой собственной жизни.

У большинства ученых-педагогов не вызывает сомнений необходимость формирования патриотических качеств у сотрудников полицииp [9]. Споры возникают относительно методов формирования подобных чувств.

Хотя каждый гражданин России должен быть воспитан в духе патриотизма, для сотрудников полиции это является еще более значимым качеством в процессе их воспитания и последующей профессиональной деятельности.

Очень много споров возникает о самой системе воспитания курсантов и слушателей МВД, какие направления должны быть приоритетными, а какие вторичными. Без сомнения, их подготовка должна отличаться в силу особенностей профессиональной деятельности. Сотрудник органов внутренних дел не токлько должен знать азы своей профессии, но и иметь предрасположенность к подобной работе. Служба в правоохранительных органов является одной из самых значимых профессий для государства. Сотрудник МВД должен понимать, что он не просто работает, он служит на благо общества и государства, несет большую моральную ответственность за облик сотрудника полиции перед народом [10]. Он каждый день в силу своей профессии должен проявлять отвагу, самопожертвование, и терпимое отношение ко всем гражданам и их недостаткам.

Сотрудник полиции должен отличаться глубокими познаниями во всех сферах жизни общества. Особенно значима подготовка сотрудников МВД в традициях своего народа, на примерах мужества лучших героев России, на примерах великих побед нашей страны. Именно подобное патриотическое воспитание должно стать основой всего воспитательного процесса подготовки курсантов и слушателей учебных заведений МВД, которые завтра будут представлять государственную власть перед народом. Именно их

воспитание и умение помочь в критической ситуации, сочувствие будут способствовать созданию положительного портрета представителя органов исполнительной власти. Он не должен ограничиваться выполнением своих служебных обязанностей.

У сотрудника органов внутренних дел, как бы наивно это не звучало, всегда должна присутствовать уверенность, что он несет добро, которое всегда будет побеждать зло. Он не должен осуждать преступников, унижать их, презрительно к ним относиться. Он должен понимать, что каждый человек может оступиться и судить их необходимо по букве закона не только ради справедливого наказания, но и для исправления преступников и правонарушителей.

Подобные положительные качества невозможно привить безразличным, космополитичным людям. Для подобного воспитания основой может стать лишь формирование патриотических чувств посредством воспитания на основе любви к Родине и ее гражданам.

Каждый гражданин России, решивший служить в органах внутренних дел должен воспринимать свою работу не как возможность материального обогащения, а как возможность помочь людям, поддерживать в стране правопорядок.

Выводы. В духовно-нравственной установке сотрудника полиции патриотизм должен стать основой его отношения к стране и ее народу. Присяга сотрудника органов внутренних дел должна быть для него не просто формальностью, а клятвой сопоставимой с клятвой Гиппократа для врачей.

До курсантов и слушателей учебных заведений МВД России необходимо донести мысль о том, что история его предков, менталитет его народа, опыт прошлых поколений помогут ощутить ему свое предназначение и место в мире.

Сотрудник полиции должен всегда гордиться тем, что он гражданин России, часть великого многонационального народа, показавшему всем миру многовековую стойкость в борьбе с захватчиками в многочисленных войнах.

Литература:

1. Зуева О.В., Кобылкин Р.А. Отношение к патриотизму сотрудников полиции (на примере курсантов Волгоградской Академии МВД России) Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2014. - № 14-2. - С. 109-113.

2. Платонов Д.А., Дементьев В.Л. Формирование специализированных качеств сотрудников полиции у курсантов образовательных организаций МВД России. // Вестник экономической безопасности. - 2020. -№ 6. - С. 320-324.

3. Сальников Е.В., Леонова И.А. Патриотизм в системе формирования мировоззрения сотрудника полиции в процессе профессионального обучения (профессиональной подготовки). // Социально-политические науки. - 2018. - № 5. - С. 115-119.

4. Васкина Е.А., Каримова Т.С. Выполнение стратегии развития воспитания в Российской федерации для формирования позитивного образа сотрудника полиции. // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. - 2021. - № 1 (11). - С. 138-143.

5. Бубнова Ю.Г. К вопросу о формировании патриотизма у сотрудников уголовно-исполнительной системы. // Заметки ученого. - 2021. - № 4-1. - С. 623-626.

6. Горячева О.Н., Миннегалиев Р.Т. Влияние общественного мнения на формирование имиджа сотрудника полиции. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 23. - С. 96-98.

7. Журавлёв С.С. Изучение истории как один их факторов формирования патриотизма у будущих сотрудников ОВД. // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. - 2019. -№ 5-3. - С. 225-227.

8. Морозов В.А., Федулов Б.А., Чернов Ю.Н. Государственно-правовые аспекты формирования личностно-профессионального отношения сотрудника полиции. // Алтайский юридический вестник. - 2016. -№ 2 (14). - С. 45-48.

9. Ширшов И.Е. Формирование положительного образа сотрудника полиции как одно из приоритетных направлений деятельности МВД России. // Отечественная юриспруденция. - 2018. - № 7 (32). - С. 113-115.

10. Деккерт Д.В. Имидж сотрудника полиции России: структура и способы формирования. // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МвД России. - 2018. - № 2 (11). - С. 10-14.

Педагогика

УДК 371

ассистент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Капунова Маргарита Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье анализируется проблема использования дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы студентов. Рассмотрены теоретические основы дистанционного обучения, его средства, методы, формы и методы организации самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения. В данной статье анализируется деятельность педагогов, использующих ИКТ для управления учебным процессом.

Ключевые слова: самостоятельная работа, учебный процесс, дистанционное образование, студенты. Annotation. This article analyzes the problem of using distance learning technologies for organizing independent work of students. The theoretical foundations of distance learning, its means, methods, forms and methods of organizing independent work of students in the process of distance learning are considered. This article analyzes the activities of teachers who use ICT to manage the educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.