Литература:
1. Боцоева А.В., Мосина О.А. О необходимости развития навыков критического мышления современных студентов в рамках дистанционного формата обучения // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 67 (4). — С. 51-55.
2. Камышева Е.Ю. Структурно-функциональная характеристика технологии позиционного обучения иностранному языку студентов технических направлений подготовки // Сибирский педагогический журнал.
— 2015. — №4. — С. 101-104.
3. Карпов А.О. Открытые инновации как инструмент современного образования // Образовательные технологии. — 2012. — №4. — С. 3-19. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytye-innovatsii-kak-instrument-sovremennogo-obrazovaniya/viewer
4. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Русский язык. — 2002. — №29. — Режим доступа: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200202902
5. Колесникова Т.А., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б. Применение инновационных технологий в образовательном процессе современной школы // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 6-2.
- С. 261-269. — Режим доступа: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1722
6. Прохорова М.П., Лебедева Т.Е., Шарыгина Е.Н. Взаимное оценивание результатов обучения: особенности и перспективы // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 66 (4). — С. 238-241.
7. Akhmetzhanova G.V., Emelyanova T.V., Sundeeva L.A. Formation of Critical Thinking Among Students Majoring in Teaching by Adopting Innovative Approach at University // Proceeding of the International Scientific Conference on Philosophy of Education, Law and Science in the Era of Globalization (PELSEG 2020). — URL.: https://www.atlantis-press.com/proceedings/pelseg-20/125941941
8. Chesbrough H.W. Open Innovation: The New Imperative for Creating and Profiting from Technology. — Harvard Business Press, 2003. — 227 c.
Педагогика
УДК 378
преподаватель кафедры специально-технической подготовки, капитан полиции Канокова Ляна Юрьевна
Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
ПАТРИОТИЗМ КАК ГЛАВНЫЙ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
МВД РОССИИ
Аннотация. Воспитание сотрудников органов внутренних дел всегда было сложным и многогранным процессом, так как здесь следует учитывать множество факторов. Сотрудник полиции, прежде всего, является гражданином своей страны и он, как и все жители России, имеет свои представления о патриотизме, чести, долге и морали. В ходе формирования методики воспитания слушателей учебных заведений МВД России, не следует игнорировать факт того, что помимо того что он является гражданином России и слушатель обязан неукоснительно исполнять приказы начальства, быть законопослушным и высокоморальным человеком, образцом поведения для граждан, которые оценивают всех сотрудников полиции через каждого его представителя. Для достижения цели воспитания высокоморального, высокопрофессионального сотрудника полиции главным методом воспитания выступает формирование у него чувства патриотизма, ответственности за будущее страны и ее граждан. Только высоко патриотичный сотрудник полиций будет соблюдать законы своего государства и заботится о соблюдении прав граждан в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, гражданин, сотрудник, мораль, самосознание, профессионализм, полиция, государство.
Annotation. Education of employees of internal Affairs agencies has always been a complex and multifaceted process, since many factors must be taken into account. The police officer is first of all a citizen of his country and he. like all residents of Russia, it has its own ideas about patriotism, honor, duty and morality. In the course of forming a methodology for educating students of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia, we should not ignore the fact that in addition to being a citizen of Russia, the listener must strictly follow the orders of the authorities, be a law-abiding and moral person, a model of behavior for citizens who evaluate all police officers through each of their representatives. To achieve the goal of educating a highly moral, highly professional police officer, the main method of education is the formation of a sense of patriotism and responsibility for the future of the country and its citizens. Only a highly Patriotic police officer will comply with the laws of their state and take care of the rights of citizens in the course of performing their professional duties.
Keywords: patriotism, education, citizen, employee, morality, self-awareness, professionalism, police, state.
Введение. После распада Советского Союза, в России исчезает и патриотическое воспитание молодежи, основанное на идеологии коммунизма. Данная идеология наряду с отрицательными сторонами, имела и много положительных моментов в части патриотического воспитания. Патриотическое воспитание советских времен отличалось структурированностью и идеологизированностью [1]. В каждом социальном институте страны были ячейки объединения граждан, занимающихся исключительно воспитанием советских граждан. Уровень патриотического воспитания всех слоев граждан был очень высоким.
К сожалению, в современной России государство еще не выработало четкую идеологию патриотического воспитания граждан. Это относится и к патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел, чья идеологическая подготовка напрямую связана с национальной безопасностью России.
Изложение основного материала статьи. Отмена советской систем воспитания слушателей учебных заведений МВД России поставила проблему выработки новых институтов и методик их подготовки [2]. Идейно-политическое воспитание слушателей потребовало создание методик по выработке у них высокой нравственности и ответственности в выполнении своих служебных задач.
Сотрудники полиции являются важнейшей частью государственных органов управления, так как их деятельность напрямую влияет на соблюдение прав и свобод граждан, соблюдение в стране режима законности и правопорядка и защиту страны от внешних угроз. В связи с этим, формирование патриотической грамотности слушателей учебных заведений МВД является вопросом государственной важности [3].
Слушатели МВД получают военную и боевую подготовку, имеют специальные знания и навыки по своей профессии, но вопрос их патриотического воспитания всегда вызывает определенные сложности.
Для выстраивания целостной системы патриотического воспитания слушателей МВД необходимо решить следующие задачи:
1. выработать четкую методику поэтапного патриотического воспитания слушателей системы МВД;
2. подготовить профессорско-преподавательский состав всех учебных заведений МВД России по методике внедрения программы патриотического воспитания слушателей;
3. проводить регулярно контрольно-оценочные мероприятия по проверке уровня подготовки слушателей системы МВД России по результатам прохождения патриотического воспитания;
4. беспрерывно работать над созданием благоприятной обстановки по патриотическому воспитанию слушателей на всех этапах их подготовки;
5. регулярно проводить мероприятия патриотической направленности по поощрению работ, конкурсов, конференций слушателей и профессорско-преподавательского состава.
Создавая полноценную систему патриотического воспитания слушателей, следует учитывать, что основе должна быть идея формирования положительного отношения к своей Родине, гордость за ее историческое наследие, уважение обычаев и традиций всех национальностей, проживающих в ней [4]. При проведении занятий по патриотическому воспитанию слушателей следует приводить в пример выдающихся представителей страны, отличившихся в различных областях деятельности.
В слушателях необходимо, прежде всего, воспитывать любовь к малой Родине, семье, родным, так как патриотизм начинается с отношения к близким, и переходит уже в стадию любви к Отечеству в целом [5].
Национальная безопасность страны зависит от степени подготовки слушателей МВД России и каждый слушатель должен верить в будущее своей страны и заботиться о ее настоящем. Подготовка кадров МВД возможна лишь на территории России и особенно в современный период, когда растет межнациональная напряженность в мире и прогрессирует мировой экономический кризис, страна нуждается в кадрах, осознающих всю серьезность своей работы и имеющих веру в будущее страны [6].
Среди граждан России все больше распространяется космополитизм и забота о будущем страны уступает личной выгоде. Многие согласны сменить гражданство, если это гарантирует им безбедное будущее. В данных условиях патриотическое воспитание сотрудников полиции приобретает особую актуальность и значимость.
Патриотизм, сам по себе, является сложным, неординарным понятием, имеющим важнейшую национальную значимость [7]. Граждане страны, воспитанные в духе патриотизма, способствуют духовному и социально-экономическому усилению общества.
Осознав всю важность патриотического воспитания сотрудников полиции, органы государственной власти в последние годы делают упор на разработку универсальных методик воспитания сотрудников ОВД в духе патриотизма. Процесс патриотического воспитания очень сложен в социально-педагогическом смысле, так как предполагает не только воспитание особого отношения к своей стране, но и связан с передачей жизненного опыта всех предыдущих поколений России [8] и мотивирует слушателей на сохранение традиций страны, приумножение ее достижений и в целом любовь к своей стране.
Если патриотизм обычных граждан страны заключается в любви к Отечеству, то патриотизм сотрудников полиции должен включать и элемент постоянной заботы о защите прав и интересов граждан.
Патриотическое воспитание слушателей подразделяют на следующие разновидности:
1. гражданское воспитание;
2. гражданско-патриотическое воспитание;
3. национально-патриотическое-воспитание;
4. военно-патриотическое воспитание;
5. героико-патриотическое воспитание.
Каждая разновидность патриотического воспитания имеет свои отличительные особенности. В частности, гражданское воспитание заключается в воспитании граждан в духе активной гражданской позиции в плане защиты интересов своей страны, соблюдении особой правовой культуры, гуманизма и социальной ответственности [9].
Гражданско-патриотическое воспитание включает, помимо гражданского воспитания, и знание законодательства страны, уважение прав ее граждан, высокую нравственность и самоуважение.
Национально-патриотическое воспитание заключается в формировании любви к Родине, ее культуре и традициям.
Военно-патриотическое воспитание слушателей заключается в изучении вместе со слушателями военных достижений страны на мировой арене, рассмотрении ее военных подвигов.
Героико-патриотическое воспитание-это патриотическое воспитание слушателей на основе изучения героических поступков граждан России, предыдущих поколений и современных героев России.
Сотрудники органов внутренних дел сами очень часто совершали и совершают много героических поступков во имя своей страны и слушатели образовательных организаций МВД России должны знать их героические деяния. Это также является неотъемлемой частью патриотического воспитания слушателей [10].
Особенно актуален, патриотизм стал для современной России, когда наша страна страдает от идеологической и национальной разобщенности. Патриотическое воспитание сотрудников будет способствовать сохранению самой нации и защитит нашу страну от посягательств других государств [11]. В качестве элемента воспитательного процесса слушателей МВД, патриотизм способен выступить своеобразной мобилизационной силой, организующей весь процесс их обучения, так как патриотизм выражается не только в любви к своей стране, но и общении со своими согражданами, выполнении своих обязанностей [12]. С данной точки зрения, слушатели учебных заведений МВД, как сотрудники полиции, будут ответственно подходить к своим служебным обязанностям, и не будут нарушать закон в ходе общения с согражданами. Благодаря патриотическому воспитанию, у слушателей будет присутствовать и высокий
нравственный уровень поведения, они будут соблюдать со всей ответственностью моральные и нравственные установки общества, что, в свою очередь, положительно скажется на отношении граждан страны ко всем представителям органов внутренних дел.
Патриотическое воспитание, сопровождается приобщению слушателей МВД к выполнению трех его основополагающих принципов: национально-идеологическим, социально-педагогическим и общественно-государственным. У слушателей необходимо выработать чувственно-эмоциональное отношение к своей стране, и людям, проживающим в ней. Не только слушатели МВД, но и все граждане страны должны уважать свое государство и наследие своего народа, быть высоконравственным патриотом своей Родины [13]. Только граждане, воспитанные на основе данных принципов, будут добросовестно выполнять свои обязанности, вне зависимости от места своей работы.
Выводы. Патриотическое воспитание слушателей является сложным, многогранным процессом, включающим в себя множество элементов. Многие ошибочно полагают, что патриотическое воспитание слушателей заключается в их воспитании на основе военно-героического прошлого страны. Патриотическое воспитание должно включать изучение культурных традиций страны, увеличении правового воспитания, национальной гордости за страну, и ее граждан [14]. Патриотическое воспитание слушателей обязательно должно включать и любовь к своей малой Родине, семье, близким, простым гражданам страны.
От личности самого преподавателя, занимающегося патриотическим воспитание зависит очень многое. Преподаватель должен быть высоконравственным, человеком, соблюдающим законы государства и на своем примере, показывающем искреннюю любовь к своей стране, готовность ее защиты в любых ситуациях. Только преподаватель умеющий донести до слушателей эти ценности, способен добиться такого же отношения слушателей к своей стране.
Литература:
1. Матушкин С.Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 11. С. 196-200.
2. Иванов Е.Н. Педагогические условия воспитания патриотизма у курсантов вуза средствами гуманитарных дисциплин. // Вестник Тамбовского университета. 2007. № 5. С. 56-61.
3. Ситникова В.П. Особенности воспитания патриотизма в современной системе образования России. // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2007. Т. 3. № 1. С. 204-208.
4. Плотников И.Н. Моделирование системы воспитания патриотизма курсантов вузов: теоретические основы. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. 2009. Т. 10. № 1. С. 126-130.
5. Шутова Л.И. Социальная идентичность как концептуальная основа воспитания патриотизма. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2006. № 8. С. 26-29.
6. Плотников И.Н. Система воспитания патриотизма в вузах: сущность, структура и функции. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. 2009. Т. 10. № 1. С. 131-134.
7. Константинов С.А. История, концепции и технологии воспитания патриотизма и готовности к защите Отечества. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 112. С. 29-36.
8. Золотовская Л.А., Чистяков А.Н. Педагогические условия эффективности воспитания патриотизма у военнослужащих. // Гуманитарный вестник. 2014. № 2. С. 181-185.
9. Шпаков Г.Г. Исторические аспекты воспитания патриотизма у защитников Отечества. // Гуманитарный вестник. 2014. № 2 (29). С. 296-299.
10. Репринцев А.В. Воспитание патриотизма и гражданственности у российской молодежи. // Идеи и идеалы. 2010. Т. 2. № 2. С. 26-45.
11. Беляева Е.В. Факторы воспитания патриотизма в современной России. // Гуманизация образования. 2010. № 3. С. 26-31.
12. Деккерт Д.В. Воспитание патриотизма как компонента профессионально-нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел. // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2019. № 2 (37). С. 153-156.
13. Шагимуратов А.Н. (2015). О патриотическом воспитании сотрудников органов внутренних дел. // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 3. С. 79-85.
14. Крачинская О.В., Лиховидова Е.П. Патриотическое воспитание будущих сотрудников правоохранительных органов (из опыта работы с курсантами волгоградской академии МВД России). Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2017. № 1. С. 86-89.
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель Князев Сергей Анатольевич
Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); старший преподаватель Корнаушенко Андрей Владимирович Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); старший преподаватель Вебер Дмитрий Александрович
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический и практический анализ подготовки студентов к общественно-политической деятельности на уровне современных требований. С целью выяснения уровня подготовленности специалистов к общественно-политической деятельности, определения содержания, средств и методов такой подготовки в высшем учебном заведении проведено научное исследование. В ходе исследования была разработана и экспериментально проверена учебная программа формирования у студентов знаний и умений в области общественно-политической деятельности. Рассмотрено профессиональное образование на современном этапе. В статье констатируется авторами о том,