Научная статья на тему 'Появление праздника Хэллоуин в России и его влияние на подрастающее поколение'

Появление праздника Хэллоуин в России и его влияние на подрастающее поколение Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1305
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХЭЛЛОУИН / HALLOWEEN / АРХЕТИПИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / ARCHETYPAL STRUCTURES / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / CULTURAL CODE / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / FOLK CULTURE / НАРОДНОЕ СОЗНАНИЕ / PEOPLE'S CONSCIOUSNESS / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / ПРАЗДНИЧНЫЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / FESTIVE FOLK TRADITIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Прокопюк Олег Николаевич

Статья посвящена краткой истории праздника Хэллоуин, а также его появлению и развитию в России. Особый акцент делается на деструктивном влиянии нового праздника на современную молодежь. Приведены примеры борьбы с этим явлением как со стороны представителей образовательного процесса, так и со стороны священнослужителей. К основным выводам можно отнести два положения: 1. Праздник Хэллоуин деформирует культурный код нашей страны. 2. Через светское и шуточное празднование Хэллоуина человек может вступить в контакт со злом, последствием чего станут критические душевные и психические состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emergence of Halloween holiday in Russia and its influence on young generation

The article is devoted to a brief history of the Halloween holiday, as well as its emergence and development in Russia. Particular emphasis is done on the destructive influence of this new holiday on modern youth. Examples of struggle against this phenomenon both by representatives of an educational process and by clergymen are presented. The main conclusions are as follows: 1. The Halloween holiday deforms a cultural code of our country. 2. Through a secular and comic celebration of Halloween a person can enter into contact with evil, a consequence of which can be critical mental and psychic states.

Текст научной работы на тему «Появление праздника Хэллоуин в России и его влияние на подрастающее поколение»

УДК 27-75

Прокопюк Олег Николаевич,

магистрант Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород oleg.prokopiuk@gmail.

com

Появление праздника Хэллоуин в России и его влияние на подрастающее поколение

Аннотация. Статья посвящена краткой истории праздника Хэллоуин, а также его появлению и развитию в России. Особый акцент делается на деструктивном влиянии нового праздника на современную молодежь. Приведены примеры борьбы с этим явлением как со стороны представителей образовательного процесса, так и со стороны священнослужителей. К основным выводам можно отнести два положения: 1. Праздник Хэллоуин деформирует-культурный код нашей страны. 2. Через светское и шуточное празднование Хэллоуина человек может вступить в контакт со злом, последствием чего станут критические душевные и психические состояния.

Ключевые слова: Хэллоуин; архетипические структуры; культурный код; народная культура; народное сознание; христианство; праздничные народные традиции.

ProkopiukOlegN., undergraduate of the Belgorod Theological seminary

(with missionary orientation), Russia, Belgorod oleg .prokopiuk@gmail .com

Emergence of Halloween holiday in Russia and its influence on young

generation

Abstract.The article is devoted to a brief history of the Halloween holiday, as well as its emergence and development in Russia. Particular emphasis is done on the destructive influence of this new holiday on modern youth. Examples of struggle against this phenomenon both by representatives of an educational process and by clergymen are presented. The main conclusions are as follows: 1. The Halloween

157

holiday deforms a cultural code of our country. 2. Through a secular and comic celebration of Halloween a person can enter into contact with evil, a consequence of which can be critical mental and psychic states.

Keywords: Halloween; archetypal structures; a cultural code; a folk culture; people's consciousness; Christianity; festive folk traditions.

Анализируя состояние современного общества нашей страны, которое сто лет назад потрясла революция 1917 г., нетрудно заметить, что сегодня только набирают силу разрушенные многовековые религиозные и культурные традиции, но сквозь их возрождение прорастают терния, не принадлежащих нам, но активно распространяющихся иностранных праздников, содержание которых искажено временем и идеологией потребления.

Глядя на эту картину, задаемся вопросом: обогащают ли западные праздники нашу культуру или же приводят ее в упадок? Какую роль играет в популяризации зарубежных праздников коммерческая индустрия развлечений? Таким образом, в рамках настоящей статьи будут даны ответы на поставленные вопросы в рамках одного из таких «праздников», как Хэллоуин.

Первоначально этот праздник принадлежал культуре древних кельтов, отмечавших торжество Самайн [6]. Содержание этого праздничного дня -ознаменование конца старого и начало нового года. Несмотря на веселье, присутствовала и тревога, ибо считалось, что в эту ночь два мира - мир людей и мир сидов - соприкасаются между собой и «проникают в миры друг друга; поэтому, с точки зрения кельтов, риск встретить сида в ночь Самайна был очень велик» [5].

Христианская миссия среди кельтов привела к тому, что они отказались от прошлых языческих обычаев, но при этом память о Самайне осталась в народной памяти. Западная Церковь 1 ноября празднует День всех святых, поэтому 31 октября получил название «All Hallows' Eve» или «Halloween» -навечерие [дня] Всех святых.

С одной стороны, праздник Церкви в честь всех святыхи, с другой стороны, праздника Самайн привели к их некоему слиянию и отождествлению в народе, в результате чего Halloween стал ассоциироваться с Самайном. Также произошла замена и основных понятий - вместо кельтских сидов, проникающих в мир людей, стала представляться нечисть ада, выходящая в этот день пугать людей.

Ирландские и шотландские иммигранты, перебравшиеся в США в XIX в., перенесли туда свои традиции, и к началу XX в., под их влиянием, стал распространяться Halloween и вместе с ним акции мелкого вандализма.

Популярность хулиганства в этот день была настолько велика, что американские бойскауты пропагандировали отказаться от разбоя в этот день, не отказываясь при этом от самого праздника. В результате этого беспорядки были заменены на маскарад и попрошайничество конфет. С течением времени

Хэллоуин приобретал популярность у американских школьников, а через поп-культуру США, принятие которой активно навязывается сейчас при помощи СМИ, и всего мира: в XX в. Хэллоуин распространился в восточных странах, в частности Японии и Южной Корее, а в 1990-е годы он проник на постсоветское пространство [13].

Таким образом, 31 октября многие молодые люди в США наряжаются в разных персонажей, которые олицетворяют собой нечистую силу, ходят по домам и с криком «Кошелек или жизнь!» требуют себе сладостей. Также обязательным атрибутом Хэллоуина является Jack'o'lantern - сделанный из тыквы светильник с вырезанным на нем лицом.

Итак, из сказанного следует, что праздник Halloween может быть наполнен двумя оттенками. Первый: если мы празднуем День всех святых, то празднование Halloween в том виде, в каком оно происходит в США, является кощунственным глумлением над церковным праздником и над самими святыми. Второй оттенок показывает нам прямой смысл этого явления: Хэллоуин есть языческий и сатанинский праздник. Кроме того, если ранее люди, праздновавшие Хэллоуин, «надевали костюмы, которые ассоциировались со злом, а в конце вечера костюмы сжигали» [3], то сейчас это не соблюдается.

Если в США день Хэллоуина был ознаменован актами вандализма, то и на канонической территории Русской Церкви исключений не произошло. Например, в ночь празднования этого события в Запорожье на Первомайском кладбище неизвестные осквернили 13 могил [1]. Кроме того, в этот день совершается черная месса [8], что отчасти и объясняет подобные злодеяния.

В связи с тем, что подобные случаи набирают свои обороты, религиозные деятели обратили внимание властей на откровенно культовый, обрядовый характер этого праздника, на то, что совершается духовное насилие над детьми. Православные и мусульмане выразили солидарность в противостоянии этой проблеме. Со стороны Церкви, прот. А. Ткачев констатировал, что «Хэллоуин - это праздник внутренней пустоты и побочный признак глобализации» [14]; прот. В. Чаплин прокомментировал, что Хэллоуин «является совершенно чуждым для нашей страны праздником, который не отвечает духовным традициям народов России» [10]. А представитель Совета муфтиев России Дамир-хазрат Гизатуллин подчеркнул, что «эту культуру хотят нам привить. Но у нас свои традиции, своя культура и свои праздники» [10].

На основании вышесказанного, пресс-секретарь департамента образования г. Москвы А. Гаврилов заявил о недопустимости празднования Хэллоу-ина и отметил как его религиозные элементы, которые противоречат светскому характеру образовательного процесса, так и то, что его празднование«разру-шительно для психики и для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся» [16].

Несмотря на это, в сети Интернет есть видеозаписи, где в школах Москвы и регионах, под видом изучения английского языка, «школьники и

учителя, одетые в маски ... нечисти, копировали жертвоприношение сатани-стов - пили из бокалов томатный сок, символизирующий человеческую кровь, то есть человеческое жертвоприношение ... Блюда - «отрубленная рука», «запеченные мозги» - сделаны из теста, смазанного джемом, для большего сходства с окровавленными органами. Дети пугаются, испытывая отвращение, но взрослые убеждают их, что нет ничего страшного, ведь все это «понарошку» [4].

Это деяние вызвало осуждение со стороны преподавателей государственных университетов и среднеобразовательных школ, которые отметили, что современная детская игровая культура с помощью западных праздников утрачивает свое этническое своеобразие.

Тем не менее, благодаря грамотным педагогам, организованная игра может способствовать развитию этнокультурной идентичности ребенка. Например, в некоторых школах г. Санкт-Петербурга «школьники приобщаются к традициям русского светского общества» [11], а в г. Череповце «выстроена воспитательная система, возрождающая этнокультурные традиции Русского Севера» [11].

Но, к сожалению, такие примеры немногочисленны, «они, скорее, исключение из общей логики развития игровой культуры детства <. > не всякий школьник сможет внятно объяснить, какое отношение к русской национальной культуре имеет ... Хэллоуин. Но при этом почти для каждого школьника участие в празднике оказывается увлекательной игровой забавой, . приобщения к еще не познанной и неосвоенной культуре другого народа» [11]. Это не удивительно, т.к. в конфликт с благими частными инициативами вступают коммерческие предприятия, ибо праздник Хэллоуин активно используется в коммерции.

Например, благодаря использованию трендового хэштега, происходит внедрение новости в Интернет-пространство; далее, благодаря максимальному репосту пользователями социальных сетей, происходит удерживание внимания аудитории. Так, в преддверии Хэллоуина компании используют хэштег #Halloween и задают пользователям «вполне уместный вопрос с его использованием: «А вы заказали себе костюм на #Halloween?». Благодаря этому фирма привлекла к себе большое внимание, а число заказов после такой рекламной кампании заметно увеличилось» [15].

Тем не менее, несмотря на различные противостояния, происходит постепенное обращение нашего народа к традиционным русским праздникам. Также происходит создание аналогичных, но, в отличие от западных, поддерживающих традиционные культурные ценности нашего государства, например, День памяти святых князей Петра и Февронии Муромских. Кроме того, благодаря частной инициативе, в Ростове Великом «в рамках ежегодного международного фестиваля "Живая старина" проводится фольклорный праздник, совмещающий состязания удалых музыкантов с ростовскими колокольными

звонами и ярмарочной торговлей изделиями народных промыслов» [7] и другие. Также А.А. Тихонова в статье, опубликованной в «Вестнике Московского государственного института культуры», сравнила праздник Хэллоуин и Святки и предложила вариант выхода из назревшей проблемы. Она подчеркивает, что «творческие работники и деятели в сферах науки и фольклорного искусства могут способствовать поддержанию и укреплению национальной культуры - бесконечного источника творческой силы и обновления в жизни современного общества» [13].

Пастыри могут воздействовать на людей силой убеждения и проповеди. Например, есть воспоминание о свт. Иоанне Шанхайском. 1 ноября 1964 г. в Русской Православной Церкви за границей состоялась канонизация и прославление св. прав. Иоанна Кронштадтского. Накануне, на всенощное бдение, духовенство ожидало большого стечения народа, но храмы были практически пусты. После окончания вечернего богослужения свт. Иоанн вместе отправился на вечеринку, посвященную Хэллоуину, и, войдя в зал, он увидел свою празднующую паству. «Музыка прекратилась, <.. .> он обошел все помещение, <...> некоторые в смущении бросились к нему под благословение, но он гневливо их отталкивал посохом и при полном смятении толпы, не проронив ни одного слова, ушел <.> наутро <.> было им сказано сильное слово с амвона и наложена епитимья» [2].

Конечно, не многие пастыри имеют такой авторитет и силу дерзновения, но объяснять в миссионерской проповеди суть этого праздника нужно и должно. Также можно распространять краткие миссионерские листовки и раздавать их с помощью волонтеров в местах празднования Хэллоуина.

Нужно предупреждать всех сочувствующих этому «празднику», ибо через это, казалось бы, светское и игривое торжество, человек, по своей свободной воле и по попущению Божию, может вступить в прямой контакт с силами зла, которые, в свою очередь, шутить не будут. Последствия будут разрушительными для личности, «хотя и не сразу заметными» [9]. Ибо многие дети, после участия в этом мероприятии, впадают в такие «состояния душевные, психические, когда они нуждаются в медицинской помощи» [12].

Библиография

1. В ночь Хеллоуина на запорожском кладбище осквернены 13 могил [Электронный ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/316050.html (дата обращения: 15.10.2017).

2. Герман (Подмошенский), игум. Цена святости. Воспоминания о Святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском Чудотворце. - М.: Русский паломник, 2016. - С. 60-61.

3. Дж. Джон, свящ. Шесть причин, почему Хэллоуин далеко не безобиден / Перевод А. Гаспарян. [Электронный ресурс] // URL:

http://www.pravmir.ru/shest-prichin-pochemu-hellouin-daleko-ne-bezobiden/ (дата обращения: 16.10.2017).

4. Егорова Л. Х., Алешина И. Н. О важности сохранения психологического здоровья на разных этапах детского онтогенеза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (9), 2006. - С. 33.

5. Желтов М. Хэллоуин по американскому обряду. [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/hween.htm (дата обращения: 15.10.2017).

6. История, археология, культура, кельты. Celtica.ru [Электронный ресурс] // URL: http://www.celtica.ru/content/view/504/54/ (дата обращения: 15.10.2017).

7. Ихрен И.И. Культурологический анализ региональных процессов современной России // Вестник ТГГПУ № 3, 2011 (23). - С. 4.

8. Карпов А.В. Противодействие сектантским, радикально-религиозным деструктивным организациям и группировкам // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. № 14 (71), 2010. - С. 49.

9. Пантелеимон (Шатов), еп. Открытое письмо студентам ИГУМО, участвовавшим в круглом столе «Хэллоуин в России: за и против». // URL: http://www.pravoslavie.ru/smi/74762.htm (дата обращения: 20.10.2017).

10. Православные и мусульмане выступают против празднования Хэллоуина [Электронный ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/54994.html (дата обращения: 15.04.2015).

11. Репринцева Е.А. Современная молодежная игра в зеркале трансформации традиционной русской культуры: что делать социальному педагогу? // Вестник КГУ им. Н А. Некрасова. 2012. Т. 18. - С. 181-182.

12. Смирнов Д., прот. Слово о Хэллоуине [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravmir.ru/prot-dimitrij-smirnov-slovo-o-xellouine/ (дата обращения: 21.10.2017).

13. Тихонова А. А. Святки и Хэллоуин: архетипическое единство и различие праздничных народных традиций // Вестник МГУКИ. 2016. 3 (71) май-июнь. - С. 100, 106.

14. Ткачев А., прот. Хэллоуин: экспортное язычество [Электронный ресурс] // URL: http://rusk.ru/st.php?idar=57599 (дата обращения: 27.10.2017).

15. Чеховская С.А., Иванова В.М. Вирусный маркетинг // Бизнес-образование в экономике знаний. № 2. 2015. - С. 18.

16. Школьникам Москвы запретили отмечать Хэллоуин [Электронный ресурс] // URL:http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=21129 (дата обращения: 10.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.