Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ (НА ОСНОВЕ ОСВОЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КРЫМА)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ (НА ОСНОВЕ ОСВОЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КРЫМА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КРЫМСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирьянова Ирина Аксановна, Михайлова Алла Григорьевна

Проблема и цель. В статье представлено исследование по проблеме проектирования образовательной деятельности, способствующей духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодого поколения, направленной на сохранение культуры, исторической памяти, преемственности поколений. Цель исследования - выявить и обосновать возможности личностно-ориентированных технологий в развитии аксиологического потенциала личности студентов на основе освоения этнокультуры Крыма. Методология. В исследовании основу теоретического анализа составил аксиологический подход, с позиции которого осуществлялась оценка образовательных возможностей этнокультуры региона в духовно-нравственном воспитании личности. Для диагностики понимания студентами основных показателей духовно-нравственного развития использовались психодиагностические методики. Участники диагностического исследования - студенты 1 и 2 курсов политехнического института Севастопольского государственного университета, обучающиеся по направлениям подготовки «Техносферная безопасность». Результаты. В статье представлен обзор исследований по вопросам духовно-нравственного воспитания в современных условиях и проблеме развития аксиологического потенциала личности будущего специалиста. Отмечается, что в современных условиях проблема формирования значимых жизненных ценностей (гражданственности и патриотизма, духовности и нравственности, уважения) - являются стратегическими приоритетами общественного развития. Авторами подчеркивается, что понимание человеком себя как части своего народа, формирование культуры исторической памяти происходит на основе освоения этнокультуры. В данном исследовании обосновывается, что Крымский регион является особой социокультурной платформой, благоприятной для воспитания новых поколений на основе ее специфики, заключённой в этнокультурном наследии. Авторами отмечается, что образовательное пространство вуза, включающее применение личностно-ориентированных технологий, обеспечивает развитие аксиологического потенциала личности (овладение личностью целей собственной жизни, нравственных смыслов и источников духовного развития). Заключение. В заключение авторами делается вывод, что развитие аксиологического потенциала личности студентов на основе освоения этнокультуры Крыма способствует формированию гуманистически ориентированной личности, готовой к межкультурному диалогу, открытой к взаимодействию и сотрудничеству с людьми разных национальностей, разного вероисповедания в едином полиэтническом социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закирьянова Ирина Аксановна, Михайлова Алла Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ AXIOLOGICAL POTENTIAL (BASED ON STUDYING THE ETHNOCULTURE OF THE CRIMEA

Introduction. The article presents a study on the problem of designing educational activities that contribute to spiritual, moral and patriotic education of the younger generation, aimed at preserving culture, historical memory, and continuity of generations. The purpose of the research is to uncover and prove the capacity of student-centered technologies for the development of students' axiological potential during the study of Crimean ethnoculture. Materials and Methods. The study follows the axiological approach, from which the assessment of the educational capacity of the Crimean ethnoculture for spiritual and moral formation of the individual was made. Psychodiagnostic techniques were used to assess students' understanding of the main indicators of spiritual and moral development. The sample consisted of 1st and 2nd year undergraduate students of the Polytechnic Institute of Sevastopol State University, majoring in Technosphere safety. Results. The article reviews the research on the issues of spiritual and moral education in modern conditions and the problem of developing the axiological potential of the future professional. It should be noted that in modern conditions the problem of creating important life values (citizenship and patriotism, spirituality and morality, respect) are strategic priorities of social development. The authors emphasize that the self-understanding of a person as part of their nation and the formation of historical memory are based on the development of ethnoculture. This study substantiates that the Crimean region is a special socio-cultural platform favorable for the education of new generations on the basis of its specificity, contained in the ethno-cultural heritage. The authors argue that the educational environment of the university, including the use of student-centered technologies, ensures the development of individual’s axiological potential (realizing life purposes, moral meanings and sources of spiritual development). Conclusions. The authors come to the conclusion that developing axiological potential of students on the basis of studying Crimean ethnoculture contributes to the formation of a humanistically oriented personality, ready for intercultural dialogue, open to interaction and cooperation with people of different nationalities and faiths in the single multicultural ethnic society.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ (НА ОСНОВЕ ОСВОЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРЫ КРЫМА)»

Science for Education Today

2023. Том 13. № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

УДК 17.022.1+37.013+39(045) DOI: 10.15293/2658-6762.2301.04

Научная статья / Research Full Article Язык статьи: русский / Article language: Russian

Использование педагогических технологий в развитии аксиологического потенциала личности студентов (на основе освоения этнокультуры Крыма)

И. А. Закирьянова1, А. Г. Михайлова2

1 Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова и Красной Звезды училище

имени П. С. Нахимова, Севастополь, Россия 2 Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия

Проблема и цель. В статье представлено исследование по проблеме проектирования образовательной деятельности, способствующей духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодого поколения, направленной на сохранение культуры, исторической памяти, преемственности поколений. Цель исследования - выявить и обосновать возможности лич-ностно-ориентированных технологий в развитии аксиологического потенциала личности студентов на основе освоения этнокультуры Крыма.

Методология. В исследовании основу теоретического анализа составил аксиологический подход, с позиции которого осуществлялась оценка образовательных возможностей этнокуль-туры региона в духовно-нравственном воспитании личности.

Для диагностики понимания студентами основных показателей духовно-нравственного развития использовались психодиагностические методики. Участники диагностического исследования - студенты 1 и 2 курсов политехнического института Севастопольского государственного университета, обучающиеся по направлениям подготовки «Техносферная безопасность».

Результаты. В статье представлен обзор исследований по вопросам духовно-нравственного воспитания в современных условиях и проблеме развития аксиологического потенциала личности будущего специалиста. Отмечается, что в современных условиях проблема формирования значимых жизненных ценностей (гражданственности и патриотизма, духовности и нравственности, уважения) - являются стратегическими приоритетами общественного развития. Авторами подчеркивается, что понимание человеком себя как части своего народа, формирование культуры исторической памяти происходит на основе освоения этнокультуры.

В данном исследовании обосновывается, что Крымский регион является особой социокультурной платформой, благоприятной для воспитания новых поколений на основе ее специфики, заключённой в этнокультурном наследии.

Библиографическая ссылка: Закирьянова И. А., Михайлова А. Г. Использование педагогических технологий в развитии аксиологического потенциала личности студентов (на основе освоения этнокультуры Крыма) // Science for Education Today. - 2023. - Т. 13, J№ 1. - С. 65-83. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2301.04

Н Автор для корреспонденции: Ирина Аксановна Закирьянова, ariddsev@yandex.ru © И. А. Закирьянова, А. Г. Михайлова, 2023

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today 2023. Том 13. № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Авторами отмечается, что образовательное пространство вуза, включающее применение личностно-ориентированных технологий, обеспечивает развитие аксиологического потенциала личности (овладение личностью целей собственной жизни, нравственных смыслов и источников духовного развития).

Заключение. В заключение авторами делается вывод, что развитие аксиологического потенциала личности студентов на основе освоения этнокультуры Крыма способствует формированию гуманистически ориентированной личности, готовой к межкультурному диалогу, открытой к взаимодействию и сотрудничеству с людьми разных национальностей, разного вероисповедания в едином полиэтническом социуме.

Ключевые слова: аксиологический потенциал личности; духовно-нравственное развитие; личностно-ориентированные технологии; этнокультурное наследие; Крымский регион.

Постановка проблемы

Особую актуальность в современных социокультурных реалиях приобретают исследования, направленные на проектирование наиболее эффективных способов образовательной деятельности, способствующей духовно-нравственному и патриотическому воспитанию новых поколений, на сохранение культуры, исторической памяти, преемственности поколений. Ключевые национальные приоритеты закреплены в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, нормативно-правовых актах Президента Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации, Закон «О государственном языке Российской Федерации», Закон «О языках народов Российской Федерации», «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании»). «Текущая пандемия COVID-19 значительно снизила масштаб реальных контактов, но вовсе не отменила их, а придала им но-

вое измерение и новые формы. Поэтому проблема диалога культур не потеряла своей актуальности» [6, с. 399].

Специфика сложившейся в Крымском регионе социокультурной реальности, а именно: целостное поликультурное пространство с его этносоциокультурным разнообразием - открывает путь к осмыслению и переосмыслению значения культурного наследия народов Крыма, его роли в воспитании молодежи. Как отмечает Президент РФ, «в настоящее время усиливается сплоченность российского общества, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения»1.

Модернизация отечественного образования призвана ответить на требования и вызовы в обеспечении национальной безопасности страны. Неоспоримое условие модернизации -развитие духовно-нравственных ценностей личности. Особая роль в этом процессе отводится образованию в рамках существующего

1 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N° 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_389271/

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today 2023. Том 13. № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

противоречия: при усилении особого внимания к проблемам гуманизации и гуманитаризации высшего образования наблюдается недостаточная разработанность проблемы развития аксиологического потенциала личности будущего специалиста.

Необходимость возвращать людей к их корням через соприкосновение к истории своего народа, его культуре и традициям обосновывает выбор данной проблемы с точки зрения целесообразности ее разработки.

Вопросы значимых жизненных ценностей в современном мире - гражданственности и патриотизма, духовности и нравственности, уважения - являются стратегическими приоритетами общественного развития. Это ключ к единению, гармонизации российского общества, сохранению самобытности и культурного своеобразия в человеческом обществе. При этом всё более актуальным становится развитие ценностно-смысловой сферы личности [8], реализуемое в процессе освоения и принятия системы базовых этнокультурных ценностей [1], носителями которых является многонациональный народ Российской Федерации, государство, культурно-образовательные учреждения и семья [10]. «Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами» [5, с. 117].

Задачей высшей школы сегодня, по мнению Е. В. Ефимовой, является подготовка человека к самореализации в жизнедеятельности: познавательной, духовно-культурной, семейной и общественно-политической [2].

П. Гроув проследил связь между религией и духовностью. «Духовность трудно определить, но ее можно рассматривать как нечто более личное и субъективное, в отличие от религии, которая является более институциональной и коллективной» (P. Groves [12,

с. 399]). По мнению Н. Стаунер, Д. Дж. Экс-лайн, Д. А. Уилт, религия и духовность могут помочь молодым людям сохранить благополучие и смысл жизни (N. Stauner, J. J. Exline, J. A. Wilt [21]).

Д. М. Люк, М. Прентис, У. Флисон выделяют следующие категории морального поведения: суждение о правильном поведении, моральное мужество, устойчивая мораль, которые соответствуют разным психологическим способностям и разным психологическим ступеням в процессе нравственного поведения (D. M. Luke, M. Prentice, W. Fleeson [14]). По мнению Ш. П. Вонг, С. Б. Со, М. Л. Ли Вонг, понимание влияния культурных различий особенно важно для разрешения конфликтов в рамках межкультурного общения (S. P. Wong, S. B. Soh, M. L. L. Wong [22]), поскольку, как отмечается исследователями, культура влияет на многие коммуникативные процессы, лежащие в основе большинства методов разрешения конфликтов (Q. Meng, A. Li, H. Zhang [17]). Л. Лю также подчеркивал важность перевода в межкультурной кризисной коммуникации (L. Liu [10]).

Проблематика диалога культур является наиболее значимым направлением социокультурных исследований [10]. Ю. В. Попков, Е. А. Тюгашев подчеркивали, что современные условия характеризуются интенсификацией межкультурных контактов [7]. Исследование геокультурного и социокультурного пространства, по их мнению, следует проводить на основе субъектно-ориентированного подхода в анализе диалога культур. Рассматривая историю национальной (тувинской) культуры как чередование периодов традиционного общества, исследователи пришли к выводу, что, несмотря на своеобразное напластование элементов разных культурных влияний, родная культура сохраняет свое духовно-ценностное ядро [7].

2023. Том 13. № 1

Формирование этнокультурной компетентности студентов Т. В. Пойдина, А. В. Спе-сивцева рассматривают как деятельностное основание, которое реализуется для достижения эффективного межэтнического взаимопонимания и взаимодействия2. В свою очередь, М. С. Жиляева характеризует структуру этнокультурной компетентности как элемент политической компетентности, основой которой является коммуникативный компонент: адекватное поведение по отношению к представителям иных этнокультурных групп, эмпатий-ность, синтонность в общении, адаптивность [3]. Л. Луи и Ю. Ксю связывают понимание языка с межкультурной компетенцией и гармонией (L. Liu [13]; Y. Xu [23]. Д. К. Эрнавати,

H. К. Сутиари, И. В. Астути, Х. Ониши, Б. Сандерленд исследовали межкультурную чувствительность (D. K. Ernawati, N. K. Sutiari,

I. W. Astuti, H. Onishi, B. Sunderland [11]). Ц. Луо, С. К. Ю. Чан представили философское исследование понимания языка и межкультурной компетентности, фокусируясь на концепциях гармонии и внутреннего богатства (J. Luo, C. K. Y. Chan [15]). И. Марковина, И. Ленарт, А. Матюшин, Ф. Хиен изучали этнические портреты и установили, что для русских характерны такие качества, как дружелюбие, интеллигентность, терпение и смелость; в то время как вьетнамский портрет включал в себя такие черты, как трудолюбие, доброта, юмор, патриотизм (I. Markovina, I. Lenart, A. Matyushin, P. Hien [16]).

О значимой роли этнокультуры в рамках поликультурного пространства Крыма свидетельствуют государственные и региональные документы. Как показывает анализ литера-

ISSN 2658-6762

туры в области духовно-нравственного развития личности, ученые рассматривают этнокультурное наследие как ценность в рамках аксиологического подхода.

Проанализировав состояние разработанности проблемы в научной литературе, можно сделать вывод, что проблема духовно-нравственного воспитания и самовоспитания молодежи разработана недостаточно, не рассматривались возможности педагогических технологий в развитии аксиологического потенциала студентов на основе изучения этнокуль-туры своего региона.

Цель исследования - выявить и обосновать возможности личностно-ориентирован-ных технологий в развитии аксиологического потенциала личности студентов на основе освоения этнокультуры Крыма.

Методология исследования

В исследовании основу теоретического анализа составил аксиологический подход, с позиции которого осуществлялась оценка образовательных возможностей этнокультуры в духовно-нравственном воспитании, направленном на выявление возможностей педагогических технологий в развитии аксиологического потенциала личности.

Отметим, что большую роль в развитии представлений о сути духовно-нравственного воспитания и самовоспитания сыграл еще Я. А. Коменский. Согласно обоснованному им принципу природосообразности в воспитании, человек - это автономная природная система с присущими ей закономерностями, влияющими на формирование морали. Особую роль при этом Я. А. Коменский отводил

http://sciforedu.ru

2 Пойдина Т. В., Спесивцева А. В. Формирование этно- Вып. 25. - С. 99-107. URL:

культурной компетентности студентов в процессе http://journal.asu.ru/knc/article/view/9475 обучения по направлению «Профессиональное обучение» // Культурное наследие Сибири. - 2021. -© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

2023. Том 13. № 1

значению личного примера в духовно-нравственном воспитании.

Для диагностики понимания студентами основных показателей духовно-нравственного развития использовались психодиагностические методики [19; 20]. Так, для диагностики ценностных ориентаций личности применялись анкеты У. Л. Рэнкин, Дж. В. Грубе, основанные на тестах М. Рокича, в которых студенты оценили значимость 36 ценностей (W. L. Rankin, J. W. Grube [20]).

Участники исследования - студенты 1 и 2 курсов Политехнического института Севастопольского государственного университета, обучающиеся по направлениям подготовки «Техносферная безопасность».

Для определения ценностных ориента-ций студентов (терминальных и инструментальных) проведено тестирование в два этапа: начальном и итоговом. Были выделены две группы респондентов: группа 1 - студенты контрольной группы (18 человек); группа 2 -студенты экспериментальной группы (20 человек).

Для проведения исследования было подготовлено следующее задание. Предлагалось два списка из 18 ценностей, необходимо было проранжировать их по значимости духовно-нравственных принципов. В первый список входили терминальные ценности как цель индивидуального существования: здоровье, активная деятельная жизнь, мудрость, работа, любовь, семья, творчество, красота природы, друзья, искусство, общественное признание, свобода, счастье других, уверенность в себе. Второй список включал инструментальные ценности как убеждения в правильном образе жизни с общественной точки зрения: чуткость, рационализм, воспитанность, жизнерадостность, терпимость, образованность, ответственность, исполнительность, честность,

ISSN 2658-6762

эффективность в делах, независимость, смелость, твердая воля.

Результаты исследования, обсуждение

Для определения общих показателей духовно-нравственного воспитания в практическом исследовании принимали участие обе группы респондентов. Данная диагностика носила предварительный характер с целью выявления знаний студентов о духовно-нравственном развитии, что позволило определить наиболее эффективные формы обучения.

Как показал анализ результатов, применительно к духовно-нравственному воспитанию большинство студентов относят следующие ценности: духовность, гуманистические ценности, терпимость, религия, семья. Значимую роль этнокультуры в рамках поликультурного пространства отметили только 4 % опрошенных, что говорит о недостаточном осознании роли этнокультурного наследия как ценности в аксиологическом воспитании (рис. 1).

Полученная в результате исследования на начальном этапе индивидуальная иерархия ценностных ориентаций может быть разделена на три группы:

- предпочитаемые ценности, очень важные (ранги с 1 по 6): гуманистические ценности, духовность;

- индифферентные (ранги с 7 по 12): терпимость, семья, религия;

- незначимые (ранги с 13 по 18): этно-культура.

О роли этнокультуры в воспитании духовно-нравственного человека высказалось наименьшее количество респондентов, что говорит о непонимании студентами важности этнокультурных ценностей в единой системе развития аксиологического потенциала личности.

http://sciforedu.ru

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

69

Science for Education Today

2023. Том 13. № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

этнокультурное наследие

религия

терпимость

гуманистические ценности

духовность

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Рис. 1. Определение студентами двух групп показателей духовно-нравственного воспитания (% Fig. 1. Determination by students of spiritual and moral education indicators (%)

Общая история объединяет этнические группы в единый народ. В этом плане социокультурное пространство помогает определить смысл исторической памяти, которую не следует сводить только к прошлому либо подменять прошлым. В памяти фиксируется значимое, т. е. смысл этого значимого. Пренебрежение прошлым, этнокультурными ценностями нарушает естественный процесс саморазвития этноса [4]. Умение понимать, помогать и доверять друг другу, ценить общение -это основной смысл жизни людей, живущих в поликультурном пространстве [18].

Передаваемые из поколения в поколение присущие полиэтнокультурному обществу морально-этические ценности, нормы поведения, формы сознания способствуют формиро-

ванию духовной, эмоциональной, мировоззренческой сферы жизнедеятельности чело-века3. Этнокультурная идентичность как лич-ностно значимое базовое представление человека о себе как части своего народа и обусловленная этим представлением система жизненных смыслов и ценностных ориентаций, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности и на основе которых он строит свои взаимоотношения с окружающим миром базируется на исторической памяти, которая становится неким объединяющим центром для людей разной национальной и религиозной принадлежности. Разрушение исторической памяти чревато не только разрушением национального Я, но и уничтожением всего общества. Девальвация норм и ценностей на

3 Ethnoculture. URL: https://www.wordsense.eu/ethnocul-ture/

2023. Том 13. № 1

уровне жизненной практики, подмена ценностей, коррекция сознания направлена на разрушение среди молодежи ценностей патриотизма, истинных жизненных - морально-нравственных - ориентиров. Поэтому обращение к глубинным, фундаментальным основаниям человеческой культуры, жизненным смыслам, закрепленным в этнокультуре, как никогда актуально в современных социокультурных реалиях [5].

Позитивный опыт сотрудничества и дружбы народов Крыма заложен в наследии единого исторического прошлого. Несмотря на этнокультурное и конфессиональное разнообразие, в Крыму сложилась единая региональная культура, основой которой выступают ключевые ценности каждого народа -традиции, обряды, обычаи. Они отражают степень зависимости современного поколения от прошлого, приверженность к нему [4].

Крымский регион вполне можно рассматривать как реальную социокультурную платформу, благоприятную для выполнения социального заказа - возвращение людей к их корням через обращение к глубинным основаниям этнокультуры всех проживающих в Крыму народов. Решающую роль в этом направлении играет этнокультурное образование, по сути своей являющееся связующим звеном между разными поколениями. Развитие этнокультурного образования является частью стратегии культурного развития, задача которой - сохранить социокультурное многообразие полиэтнического Крымского региона,

ISSN 2658-6762

защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества и в то же время укрепить единство российского государства. Принятие идеи этнокультурного образования на уровне Крымского региона означает создание на территории системы обучения и воспитания, способствующей ее этнокультурному развитию.

Этническая культура объединяет духовные и материальные ценности определенной нации. Это не только менталитет, этнические стереотипы, традиции, но также и культура, ценности, этнические формы сохранения и трансляции народа. Этнокультурное образование - это объективное явление, вызванное к жизни определенными социально-политическими предпосылками: развитие межнациональных отношений на началах демократии, равноправия и взаимного уважения; воспитание патриотов, настоящих граждан страны, способных работать в условиях поликультурного общества4. Роль этнокультурного образования заключается в формировании этнической идентичности, культуры межнационального общения, терпимости с целью решения межнациональных конфликтов [9].

Для диагностики ценностных ориента-ций личности (терминальных и инструментальных) студенты проранжировали их по значимости. На начальном этапе существенных различий между двумя группами не наблюдалось (рис. 2).

http://sciforedu.ru

4 Тихомирова О. Б. Сущность и содержание народных традиций в оценке отечественной педагогики // Педагогика и современность. - 2014. - Вып. 4. - С. 70-72. © 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

Рис. 2. Определение ценностных ориентаций личности на начальном этапе (%) Fig. 2. Determination of value orientations of the individual at the initial stage (%)

Science for Education Today

2023. Том 13. № 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Начальный этап диагностики контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп

инструментальные (Э)

терминальные (Э)

инструментальные (К)

терминальные (К)

10 20 30 40

50 60

70

0

Решение проблем сохранения культурного разнообразия нашей страны, духовно-нравственного воспитания и формирования идентичности нации, укрепления единства государства не представляется возможным без учета характеристик полиэтнического Крымского региона. Освоение этнокультуры в образовательном пространстве не должно мыслиться как предметное дополнение к его содержанию, не обязательно как учебный предмет. Этнокультура - традиции, обычаи - может быть осмыслена и представлена как педагогическая система, сущность которой в высшей школе - возможная интеграция курсов предмета-специальности с педагогикой, психологией, естественно, без потери специфики каждой из дисциплин; а также трансформация от обычного учебного занятия к живой творческой дискуссии по теме, нахождение заложенных в ней проблем, что позволяет научить

студентов мыслить, рефлексировать, выстраивать конструктивное межкультурное взаимодействие.

На наш взгляд, построение образовательного процесса на основе этнокультурного наследия Крыма - традиций, обычаев и обрядов - позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием аксиологического потенциала личности студентов как устойчивой структуры ценностных ориентаций, определяющих характер их будущей жизнедеятельности.

Применение личностно-ориентирован-ных технологий обучения в сотрудничестве предполагало модификацию традиционных лекций и практических занятий. Студенты экспериментальной группы вместе с преподавателем совместно определяли цели и содержательное наполнение образовательного процесса [16]. Реализация метода сотрудничества создавало все условия для формирования гу-

Science for Education Today 2023. Том 13. № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

манистических ценностей, доверия, взаимоуважения, осознания своей роли в историческом процессе. Применение в образовательной деятельности интерактивных методов и приемов при изучении глубинных оснований

этнокультуры народов Крыма обеспечило эффективность личностно-ориентированных технологий развития аксиологического потенциала студентов (табл.).

Таблица

Интерактивные формы обучения в развитии аксиологического потенциала, проводимые в экспериментальной группе

Table

Educational interactive forms in axiological potential development

Взаимодействие Работа в парах, тройках, малых или больших рабочих группах: «Традиции, обычаи Крыма», «История Херсонеса» и пр.

Ситуативное моделирование Ролевые игры, драматические зарисовки, инсценировки

Групповая работа Мозговой штурм

Разработка дискуссионных вопросов Дискуссии, кейс-методы

Осознание значимости духовно-нравственного воспитания было обусловлено, прежде всего, необходимостью передать новым поколениям нравственный опыт, этические ценности, нормы, принципы, правила и образ жизни старших поколений. Заложенные в этнокультурном наследии Крыма духовно-нравственные ценности, морально-нравственные ориентиры и жизненные смыслы не подвержены забвению; им присуща внутренняя энергия воспитательного воздействия, в том числе при развитии аксиологического потенциала личности студентов.

Личностно-ориентированные технологии обучения сыграли существенную роль в развитии духовно-нравственной сферы личности. Реализация данных технологий позволила:

- образовательному пространству вуза обеспечить овладение личностью целями собственной жизни, нравственными смыслами, источниками духовного развития, в результате которого осуществляется переход от внешней мотивации этапа ценностного самоопределения человека к внутренним потребностям в приобретении смыслов и целей, становящихся предметом проектирования студентами собственной жизни. В данном переходе значимое влияние играет «индивидуальное сознание, которое соотносится с миром социально-исторических ценностей» 5 , поэтому наиболее эффективными являются лич-ностно-ориентированные технологии обучения в раскрытии аксиологического потенциала студентов;

5 Lessing H-U., Makkreel R. A., Pozzo R. (Eds). Recent Contributions to Dilthey's Philosophy of the Human Sciences // Frommann-Holzboog Verlag. - 2011. -258 p.

ISBN 978-3-7728-2604-7 URL: https://www.from-mann-holzboog.de/reihen/71/710015320?lang=en-gb

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

73

2023. Том 13. № 1

- создать условия для полноценного развития духовно-нравственной сферы личности, реализации ее потребности в самоизменении, самоактуализации и самоопределении, а также охватить все формы учебной деятельности студентов;

- установить равноправные и доверительные отношения между участниками образовательного процесса. Личностно-ориенти-рованные технологии основаны на гуманистических принципах, подчеркивающих право каждого студента на собственный путь развития. «Преподаватель вступает со студентом в субъект-субъектные (равнопартнерские) отношения, они совместно определяют цели и содержание учебного процесса» 6 . Духовно-нравственное воспитание определяется как «специально организованное, развивающееся в рамках определенной системы взаимодействие преподавателей и студентов» [2, с. 90]. Сотрудничество создает необходимые условия для развития самосознания, становления личностных качеств студентов, формирования эмоциональной сферы, духовности и нравственности.

Воспитывают как слова, так и сопряженный со словом комплекс отношений, нравственные начала - все то, что является системообразующим элементом этнокультуры. «Аксиологизация как компонент гуманизации процесса обучения предполагает качественные изменения в ценностном отношении к профессиональной деятельности, а именно формирование ценностного образа мира и к самому себе» [4, с. 261].

Диагностика ценностных ориентаций студентов на итоговом этапе проводилась по аналогичному тестированию. Результаты по-

ISSN 2658-6762

казали, что в отличие от первоначальных данных, когда в экспериментальной группе доминировали терминальные ценности, на данном этапе предпочтение отдано инструментальным ценностям как убеждениям в правильном образе жизни с общественной точки зрения, а именно чуткости, воспитанности, терпимости, образованности, ответственности, исполнительности, честности, независимости, смелости и твердой воле (рис. 3). В контрольной группе предпочтительно выбраны терминальные ценности как цель индивидуального существования.

Таким образом, решение проблемы развития аксиологического потенциала личности требует соблюдения следующих практических рекомендаций:

- применение интерактивных методов и приемов в образовательной деятельности при изучении глубинных оснований этнокультуры своего народа;

- развитие рефлексивных и коммуникативных умений и навыков, способствующих конструктивному межкультурному взаимодействию;

- применение личностно-ориентирован-ных технологий, с помощью которых образовательная среда вуза обеспечит овладение личностью целями собственной жизни, источниками духовного развития, нравственными смыслами;

- создание условий для полноценного развития духовно-нравственной сферы личности;

- установление равноправных и доверительных отношений между участниками образовательного процесса.

http://sciforedu.ru

6 Макарова Е. А. Педагогическая технология формирования экологической культуры будущих учителей

биологии // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - Вып. 2-1. - С. 51.

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

74

2023. Том 13. № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Итоговый этап диагностики контрольной (К) и экспериментальной (Э) групп

инструментальные (Э)

терминальные (Э)

инструментальные (К)

терминальные (К)

Рис. 3. Определение ценностных ориентаций личности на итоговом этапе (%) Fig. 3. Determination of value orientations of the individual at the final stage (%)

Заключение

Обзор исследований, направленных на проектирование наиболее эффективных способов образовательной деятельности, способствующей духовно-нравственному воспитанию новых поколений, позволил сделать вывод, что данные вопросы являются наиболее актуальными в условиях современной парадигмы образования, а проблемы значимых жизненных ценностей в современном мире -гражданственности и патриотизма, духовности и нравственности, уважения - являются стратегическими приоритетами общественного развития.

Понимание человеком себя как части своего народа, формирование культуры исторической памяти, без чего невозможно единение российского общества, сохранение не только его самобытности и культурного своеобразия, но и самого существования России происходит на основе освоения этнокультуры.

Освоение этнокультуры - это возможность не потерять себя.

В данном исследовании Крымский регион представлен как реальная социокультурная платформа, благоприятная для выполнения социального заказа - воспитание новых поколений на педагогической мудрости, заключённой в этнокультурном наследии, что способствует духовно-нравственному воспитанию, формированию гуманистически ориентированной личности, готовой к межкультурному диалогу, открытой к взаимодействию и сотрудничеству с людьми разных национальностей, разного вероисповедания в едином полиэтническом социуме.

Пренебрежение этнокультурными ценностями нарушает естественный процесс саморазвития этноса, поэтому социокультурной платформой, благоприятной для духовно-

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

75

Science for Education Today 2023. Том 13. № 1 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

нравственного воспитания, формирования гуманистически ориентированной личности может стать Крымский регион.

Образовательная среда высшей школы может обеспечить овладение личностью целями собственной жизни, нравственными смыслами и источниками духовного развития. Основными результатами исследования стали предложенные педагогические технологии, базирующие на личностно-ориентированном подходе к созданию условий для эффективного развития аксиологического потенциала личности студентов.

Развитие духовно-нравственной сферы личности студента включает в себя воспитание целомудренной личности, терпимой и понимающей, принимающей особенности других культур; способной к верному оцениванию жизни, своих поступков, возможностей для саморазвития, самосовершенствования и самореализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глузман А. В., Редькина Л. И. Концепция этнокультурного образования // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2015. - № 3. - С. 11-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25075776

2. Ефимова И. В. Духовно-нравственное воспитание студентов в современных условиях // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. - 2018. - № 4. -С. 89-95. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41476015

3. Жиляева М. С. Этнокультурная компетентность будущих специалистов социальной сферы: динамика развития коммуникативного компонента // Вестник забайкальского государственного университета. - 2018. - Т. 24, № 3. - С. 63-71. DOI: https://doi.org/10.21209/2227-9245-2018-24-3-63-71 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35081046

4. Михайлова А. Г., Кокодей Т. А., Михайлов М. А. Развитие нравственной сферы личности в контексте аксиологизации образования // E-Scio. - 2022. - № 2. - С. 261-273. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48119746

5. Мунгиева Н. З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 1. -С. 117-120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19142561

6. Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. Социокультурная трансформация: варианты интерпретации, диагностика опыта России // Идеи и идеалы - 2020. - Т. 12, № 1-2. - С. 405-421. DOI: https://doi.Org/10.17212/2075-0862-2020-12.1.2-405-421 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=42736138

Реализация личностно-ориентирован-ных технологий обучения в образовательном процессе обеспечивает полноценное развитие духовно-нравственной сферы личности, реализацию ее потребности в самоизменении, самоактуализации и самоопределении.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании понятия «этнокультурное наследие» как ценности в рамках аксиологического подхода; а также в определении роли личностно-ориентированных технологий в развитии духовно-нравственной сферы личности.

Практическая значимость: предложены практические рекомендации по реализации личностно-ориентированных технологий обучения в раскрытии аксиологического потенциала студентов и создании условий для развития духовно-нравственной сферы личности.

Science for Education Today

2023. Том 13. № l

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

7. Попков Ю. В., Тюгашев Е. А. «Затерянный мир»: тувинская культура в центр-периферийной интерпретации геокультурного и социокультурного пространства // Новые исследования Тувы. - 2022. - № 1. - С. 225-236. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2022.L15 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=48069303

8. Самсонов С. И. Духовно-нравственное воспитание обучающихся через потенциал православной культуры (на примере Саратовской области) // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8, № 3-1. - С. 196-200. DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-196-200 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26455317

9. Тишков В. А., Степанов В. В. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в России // Вестник Российской академии наук. - 2017. - № 10. - С. 879-890. DOI: https://doi.org/10.7868/S0869587317100024 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30267112

10. Arsaliev S. M-Kh., Andrienko A. S. The Development of Ethnocultural Competence of University Students During COVID-19 Pandemic in Russia // Proceedings of the 2020 3rd International Seminar on Education Research and Social Science (ISERSS 2020): Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - 2021. - Vol. 516. DOI: https://doi.org/10.2991/as-sehr.k.210120.010

11. Ernawati D. K., Sutiari N. K., Astuti I. W., Onishi H., Sunderland B. Correlation between intercultural sensitivity and collaborative competencies amongst Indonesian healthcare professionals // Journal of Interprofessional Education & Practice. - 2022. - Vol. 29. - P. 100538. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.xjep.2022.100538

12. Groves P. Chapter 18 - Spiritual and religious influences // The Handbook of Alcohol Use. (Eds) D. Frings, I. P. Albery. - Academic Press, 2021. - P. 399-417. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-816720-5.00008-6

13. Liu L. Intercultural Crisis Communication: Translation, Interpreting and Languages in Local Crises, Federico M. Federici and Christophe Declercq // System. - 2022. - Vol. 108. - P. 102832. DOI: https://doi.org/10.1016/j.system.2022.102832

14. Luke D. M., Prentice M., Fleeson W. Chapter 46 - Dynamic processes underlying individual differences in moral behavior // The Handbook of Personality Dynamics and Processes. (Eds) J. F. Rauthmann. Academic Press - 2021. -P. 1183-1207. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-813995-0.00046-7

15. Luo J., Chan C. K Y. Qualitative methods to assess intercultural competence in higher education research: A systematic review with practical implications // Educational Research Review. -2022. - Vol. 37. - P. 100476 DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2022.100476

16. Markovina I., Lenart I., Matyushin A., Hien P. Russian-Vietnamese mutual perceptions from linguistic and cultural perspectives // Heliyon. - 2022. - Vol. 8 (6). - P. e09763. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e09763

17. Meng Q., Li A., Zhang H. How can offline and online contact predict intercultural communication effectiveness? Findings from domestic and international students in China // International Journal

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://doi.org/ 10.1016/j.ij intrel.2022.05.007

18. Mikhailova A., Smetanina O., Golovko O., Mirontseva S., Baiko V. Communicative technology in the multidisciplinary maritime field of activity // Transportation Research Procedia. -2022. -Vol. 63. - P. 329-337. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.06.020

19. Miron E., Erez M., Naveh E. Do Personal Characteristics and Cultural Values That Promote Innovation, Quality, and Efficiency Compete or Complement Each Other? // Journal of Organizational Behavior. - 2004. - Vol. 25 (2). - P. 175-199. DOI: https://doi.org/10.1002/job.237

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

of Intercultural Relations.

2022.

Vol. 89.

P. 63-78. DOI:

Science for Education Today

2023. Том 13. № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

20. Rankin W. L., Grube J. W. A comparison of ranking and rating procedures for value system measurement // European Journal of Social Psychology. - 1980. - Vol. 10 (3). - P. 233-246. DOI: https://doi.org/10.1002/ejsp.2420100303

21. Stauner N., Exline J. J., Wilt J. A. Chapter 20 - Meaning, Religious/Spiritual Struggles, and Well-being // The Science of Religion, Spirituality, and Existentialism / (Eds) K. E. Vail, C. Routledge. -Academic Press, 2020. -- P. 287-303. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-817204-9.00021-4

22. Wong S. P., Soh S. B., Wong M. L. L. Intercultural mentoring among university students: The importance of meaningful communication // International Journal of Intercultural Relations. -2022. - Vol. 91. - P. 13-26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2022.08.008

23. Xu Y. Understanding language, intercultural competence and harmony from the Taoist philosophy: An investigation of an EU-exchange sail-training voyage // International Journal of Intercultural Relations. - 2022. - Vol. 91. - P. 1-12. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2022.08.007

Поступила: 17 сентября 2022 Принята: 10 января 2023 Опубликована: 28 февраля 2023

Закирьянова Ирина Аксановна: организация исследования, интерпретация результатов и общее

руководство, определение методологии, оформление начальной версии текста статьи. Михайлова Алла Григорьевна: обозначение научной проблемы и определение направлений ее решения; составление структуры, оформление заключительной версии текста статьи.

Закирьянова Ирина Аксановна

кандидат педагогических наук, профессор, кафедра иностранных языков,

Черноморское высшее военно-морское орденов Нахимова и Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова,

ул. Дыбенко, д. 1а, 299028, Севастополь, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-7770-0986 E-mail: ariddsev@yandex.ru

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

Заявленный вклад авторов:

Информация о конфликте интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Информация об авторах

Science for Education Today

2023. Том 13. № 1

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Михайлова Алла Григорьевна

старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Севастопольский государственный университет, ул. Университетская, 33, 299053, Севастополь, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-9419-543X E-mail: steba1971@mail.ru

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

DOI: 10.15293/2658-6762.2301.04 Research Full Article / Article language: Russian

The use of educational technologies for the development of students' axiological potential (based on studying the ethnoculture of the Crimea)

Irina A. Zakiryanova s o1, Alia G. Mikhaylova2

1 Black Sea Higher Naval School, Sevastopol, Russian Federation 2 Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation

Abstract

Introduction. The article presents a study on the problem of designing educational activities that contribute to spiritual, moral and patriotic education of the younger generation, aimed at preserving culture, historical memory, and continuity of generations. The purpose of the research is to uncover and prove the capacity of student-centered technologies for the development of students' axiological potential during the study of Crimean ethnoculture.

Materials and Methods. The study follows the axiological approach, from which the assessment of the educational capacity of the Crimean ethnoculture for spiritual and moral formation of the individual was made.

Psychodiagnostic techniques were used to assess students' understanding of the main indicators of spiritual and moral development. The sample consisted of 1st and 2nd year undergraduate students of the Polytechnic Institute of Sevastopol State University, majoring in Technosphere safety.

Results. The article reviews the research on the issues of spiritual and moral education in modern conditions and the problem of developing the axiological potential of the future professional.

It should be noted that in modern conditions the problem of creating important life values (citizenship and patriotism, spirituality and morality, respect) are strategic priorities of social development. The authors emphasize that the self-understanding of a person as part of their nation and the formation of historical memory are based on the development of ethnoculture.

This study substantiates that the Crimean region is a special socio-cultural platform favorable for the education of new generations on the basis of its specificity, contained in the ethno-cultural heritage.

For citation

Zakiryanova I. A., Mikhaylova A. G. The use of educational technologies for the development of students' axiological potential (based on studying the ethnoculture of the Crimea). Science for Education Today, 2023, vol. 13 (1), pp. 65-83. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2301.04

H Corresponding Author: Irina Aksanovna Zakiryanova, ariddsev@yandex.ru © Irina A. Zakiryanova, Alla G. Mikhaylova, 2023

The authors argue that the educational environment of the university, including the use of student-centered technologies, ensures the development of individual's axiological potential (realizing life purposes, moral meanings and sources of spiritual development).

Conclusions. The authors come to the conclusion that developing axiological potential of students on the basis of studying Crimean ethnoculture contributes to the formation of a humanistically oriented personality, ready for intercultural dialogue, open to interaction and cooperation with people of different nationalities and faiths in the single multicultural ethnic society.

Keywords

Axiological potential of personality; Spiritual and moral development; Student-centered technologies; Ethno-cultural heritage; Crimean region.

REFERENCES

1. Gluzman A. V., Redkina L. I. The concept of ethno-cultural education. Humanitarian Sciences (Yalta), 2015, no. 3, pp. 11-23. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25075776

2. Efimova I. V. Spiritual and moral education of students in modern conditions. Bulletin of the Luhansk National Taras Shevchenko University, 2018, no. 4, pp. 89-95. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41476015

3. Zhilyaeva M. S. Ethno-cultural competence of future specialists in the social sphere: Dynamics of the communicative component. Bulletin of the Transbaikal State University, 2018, vol. 24 (3), pp. 63-71. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.21209/2227-9245-2018-24-3-63-71 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35081046

4. Mikhaylova A. G., Kokodey T. A., Mikhailov M. A. The development of the moral sphere of personality in the context of the axiologisation of education. E-Scio, 2022, no. 2, pp. 261-273. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48119746

5. Mungieva N. Z. A culture of international communication as a means of forming ethnic tolerance. Pedagogical Education and Science, 2013, no. 1, pp. 117-120. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19142561

6. Popkov Yu. V., Tyugashev E. A. Sociocultural transformation: Interpretation options, diagnostics of Russian experience. Ideas and Eidolons, 2020, vol. 12 (1-2), pp. 405-421. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17212/2075-0862-2020-12.L2-405-421 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42736138

7. Popkov Yu. V., Tyugashev E. A. "The lost world": Tuvan culture in the center-peripheral interpretation of the geocultural and socio-cultural space. New Researches of Tuva, 2022, no. 1, pp. 225-236. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2022.L15 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48069303

8. Samsonov S. I. Spiritual and moral education of students through the orthodox culture potential (Saratov region case). Historical and Socio-Educational Idea, 2016, vol. 8 (3-1), pp. 196-200. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-3/1-196-200 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26455317

9. Tishkov V. A., Stepanov V. V. Interethnic relations and ethnocultural education in Russia. Bulletin of the Russian Academy of Sciences, 2017, vol. 87 (10), pp. 879-890. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.7868/S0869587317100024 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30267112

2023, vol. 13, issue 1 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

10. Arsaliev S. M-Kh., Andrienko A. S. The development of ethnocultural competence of university students during COVID-19 pandemic in Russia. Proceedings of the 2020 3rd International Seminar on Education Research and Social Science (ISERSS 2020): Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 2021, vol. 516. DOI: https://doi.org/10.2991/assehr.L210120.010

11. Ernawati D. K., Sutiari N. K., Astuti I. W., Onishi H., Sunderland B. Correlation between intercultural sensitivity and collaborative competencies amongst Indonesian healthcare professionals. Journal of Interprofessional Education & Practice, 2022, vol. 29, pp. 100538. DOI: https://doi.org/10.1016/j.xjep.2022.100538

12. Groves P. Chapter 18 - Spiritual and religious influences. The Handbook of Alcohol Use. Editor(s): Daniel Frings, Ian P. Albery. Academic Press, 2021, pp. 399-417. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-816720-5.00008-6

13. Liu L. Intercultural crisis communication: Translation, interpreting and languages in local crises, Federico M. Federici and Christophe Declercq. System, 2022, vol. 108, pp. 102832. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.system.2022.102832

14. Luke D. M., Prentice M., Fleeson W. Chapter 46 - Dynamic processes underlying individual differences in moral behavior. The Handbook of Personality Dynamics and Processes. (Eds) J. F. Rauthmann. Academic Press, 2021, pp. 1183-1207. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-813995-0.00046-7

15. Luo J., Chan C. K Y. Qualitative methods to assess intercultural competence in higher education research: A systematic review with practical implications. Educational Research Review, 2022, vol. 37, pp. 100476. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2022.100476

16. Markovina I., Lenart I., Matyushin A., Hien P. Russian-Vietnamese mutual perceptions from linguistic and cultural perspectives. Heliyon, 2022, vol. 8 (6), pp. e09763. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e09763

17. Meng Q., Li A., Zhang H. How can offline and online contact predict intercultural communication effectiveness? Findings from domestic and international students in China. International Journal of Intercultural Relations, 2022, vol. 89, pp. 63-78. DOI: https://doi.org/ 10.1016/j.ij intrel.2022.05. 007

18. Mikhailova A., Smetanina O., Golovko O., Mirontseva S., Baiko V. Communicative technology in the multidisciplinary maritime field of activity. Transportation Research Procedia, 2022, vol. 63, pp. 329-337. DOI: https://doi.org/10.1016/j.trpro.2022.06.020

19. Miron E., Erez M., Naveh E. Do personal characteristics and cultural values that promote innovation, quality, and efficiency compete or complement each other? Journal of Organizational Behavior, 2004, vol. 25 (2), pp. 175-199. DOI: https://doi.org/10.1002/job.237

20. Rankin W. L., Grube J. W. A comparison of ranking and rating procedures for value system measurement. European Journal of Social Psychology, 1980, vol. 10 (3), pp. 233-246. DOI: https://doi.org/10.1002/ejsp.2420100303

21. Stauner N., Exline J. J., Wilt J. A. Chapter 20 - Meaning, Religious/Spiritual Struggles, and Well-being. In: The science of religion, spirituality, and existentialism. (Eds) K. E. Vail, C. Routledge. Academic Press, 2020, pp. 287-303. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-817204-9.00021-4

22. Wong S. P., Soh S. B., Wong M. L. L. Intercultural mentoring among university students: The importance of meaningful communication. International Journal of Intercultural Relations, 2022,

vol. 91, pp. 13-26. DOI: https://doi.Org/10.1016/j.ijintrel.2022.08.008

© 2011-2023 Science for Education Today

© ®

All rights reserved

82

23. Xu Y. Understanding language, intercultural competence and harmony from the Taoist philosophy: An investigation of an EU-exchange sail-training voyage. International Journal of Intercultural Relations, 2022, vol. 91, pp. 1-12. DOI: https://doi.org/10.10167j.ijintrel.2022.08.007

Submitted: 17 September 2022 Accepted: 10 January 2023 Published: 28 February 2023

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

The authors' stated contribution:

Irina A. Zakiryanova:

Contribution of the co-author: organization of the study, interpretation of the results and general guidance of the study, definition of research methodology; preparation of the initial version of the text.

Alla G. Mikhaylova:

Contribution of the co-author: formulation of a scientific problem research and definition of the main directions of its decision; structuring, formatting the final version of text of the article.

Information about competitive interests:

The authors claim that they do not have competitive interests.

Information about the Authors

Irina Aksanovna Zakiryanova

Cand. Sci. (Educ.), Professor, Foreign Languages Department, Black Sea Higher Naval School,

1a, Dibenko Str., 299028, Sevastopol, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-7770-0986 E-mail: ariddsev@yandex.ru

Alla Grigorevna Mikhaylova

Senior lecturer,

Foreign Languages Department, Sevastopol State University,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33, Universitetskaya Str., 299053, Sevastopol, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-9419-543X E-mail: steba1971@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.