Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ: ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ: ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
553
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЫЧАИ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Атагимова Эльмира Исамудиновна

В статье обосновывается значимость решения задачи духовно-нравственного воспитания молодого поколения страны. Обозначена важная роль системы образования, педагогического работника в решении задач воспитания обучающихся. Определена актуальность темы и значимость ее для будущего государства. Затронуты важные аспекты защиты и сохранения национальной культурной самобытности многонационального российского народа. Цель статьи: раскрыть основные направления государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания молодого поколения на современном этапе. Методологической основой исследования являются социокультурный подход и принципы диалектического осмысления влияния народных традиций и обычаев, фольклора и литературы на духовно-нравственное формирование личности. Аксиологический подход как методология данного исследования позволил определить этнокультурные традиции как ценность, помог выделить их нравственные категории. Методы анализа и синтеза способствовали определению задач в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи. Результаты: в статье представлен анализ реализации государственной политики в сфере воспитания. Обоснована целесообразность разработки на федеральном уровне единой целостной системы воспитания личности на основе традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности посредством освоения исторического и культурного наследия России. Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе представленного материала и выводов возможны дальнейшее развитие и совершенствование духовно-нравственного воспитания молодого поколения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Атагимова Эльмира Исамудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT POLICY IN THE SPHERE OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE YOUTH: ISSUES OF IMPLEMENTATION

The paper presents a justification for the significance of solving the problem of spiritual and moral upbringing of the young generation of the country. The important role of the education system and the paedagogue in solving the problems of education of the students is identified. The topicality of this subject and its significance for the future of the country are defined. Important aspects of protecting and preserving the ethnical and cultural originality of the pluriethnic Russian people are touched upon. Purpose of the paper: to explain the main lines of government policy in the sphere of spiritual and moral education of the young generation in the modern period. The methodological basis of the study are the socio-cultural approach and the principles of dialectical comprehension of the impact of folk customs traditions, folklore and literature on the spiritual and moral formation of the personality. The axiological approach as the methodology of this study made it possible to identify ethnic cultural traditions as a value and assisted in identifying their moral categories. The analysis and synthesis methods contributed facilitated determining problems in the sphere of spiritual and moral education of the youth. Study findings: an analysis of implementing government policy in the sphere of education is presented in the paper. A justification is given for the advisability of developing at the federal level a single integral system for education of the individual based on moral values which are traditional for Russia and civic responsibility by means of familiarisation with Russia’s historical and cultural heritage. The practical importance of the study: based on the presented material and conclusions it is possible to further develop and improve the spiritual and moral education of the young generation at the federal, regional, and municipal level.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ: ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ»

государственная политика в сфере духовно-нрАвствЕнного воспитания молодежи: вопросы реализации

Атагимова Э.И.1

Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, воспитание, образовательная организация, нравственные ценности, народные традиции, культурная политика, обычаи, духовная культура, молодое поколение, семейные ценности, общество.

Аннотация

В статье обосновывается значимость решения задачи духовно-нравственного воспитания молодого поколения страны. Обозначена важная роль системы образования, педагогического работника в решении задач воспитания обучающихся. Определена актуальность темы и значимость ее для будущего государства. Затронуты важные аспекты защиты и сохранения национальной культурной самобытности многонационального российского народа.

Цель статьи: раскрыть основные направления государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания молодого поколения на современном этапе.

Методологической основой исследования являются социокультурный подход и принципы диалектического осмысления влияния народных традиций и обычаев, фольклора и литературы на духовно-нравственное формирование личности. Аксиологический подход как методология данного исследования позволил определить этнокультурные традиции как ценность, помог выделить их нравственные категории. Методы анализа и синтеза способствовали определению задач в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи.

Результаты: в статье представлен анализ реализации государственной политики в сфере воспитания. Обоснована целесообразность разработки на федеральном уровне единой целостной системы воспитания личности на основе традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности посредством освоения исторического и культурного наследия России.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе представленного материала и выводов возможны дальнейшее развитие и совершенствование духовно-нравственного воспитания молодого поколения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.

DOI: 10.21681/2226-0692-2022-4-22-32

Введение и постановка проблемы

ЦЦенности как нравственные, моральные установки, традиции и убеждения являются фундаментом понимания сущности человека, его развития и бытия2. Вопросы духовно-нравственного воспитания молодого поколения на сегодняшний день имеют приоритетное значение для общества и государства. Для каждого народа его духовной основой являются исторически сложившиеся традиции и культурные ценности. На протяжении всей российской истории именно духовно-нравственные ценности были прочным фундаментом российского государства.

2 Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации высшего образования. URL: http://minobrnauki.gov.ru/upload/2021/04/Методические%20 рекомендации%20по%20разработке%20рабочей%20программы%20 воспитания%20и%20к....pdf

Нравственное сознание человека формируется на протяжении всей жизни личности в процессе воспитания и образования, а также в процессе утверждения и развития взглядов и, в сущности, является нормативным выражением таких взглядов. Воспитание является основой развития личности, ее социализации в обществе и самоопределения, что обуславливает приобщение молодого поколения начиная с раннего возраста к традиционным духовно-нравственным ценностям и их воспитание на основе духовной культуры, исторических и культурных традиций многонационального народа России.

На современном этапе ключевым направлением реализации молодежной политики в стране, согласно Федеральному закону от 30.12.2020 № 489-ФЗ

1 Атагимова Эльмира Исамудиновна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела научно-исследовательской и образова-

тельной деятельности Федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: atagimovaei@duma.gov.ru

«О молодежной политике в Российской Федерации»3, определяется воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации.

Вместе с тем современная ситуация в сфере духовно-нравственного воспитания молодежи в России оценивается в стратегических документах как требующая принятия неотложных мер по защите граждан от насаждения разрушительной для российского общества системы идей и ценностей. Сложившееся положение отражает те перемены, которые произошли в стране и в сознании граждан в последние годы. Эксперты все чаще обращают внимание на «духовный кризис общества, утрату духовности, распространение западной вседозволенности» [16, с 159—164]. С сожалением приходится констатировать, что в настоящее время во многом именно Интернет формирует мировоззренческую повестку современной молодежи. Более 93% молодежи в возрасте 17—20 лет проводят в Сети ежедневно до четверти суток и более [7, с. 112—125]. Многие жизненные ориентиры, которые ныне распространены в общественном сознании и активно навязываются молодым людям, в т. ч. через массовую культуру, с помощью СМИ и Интернета, где дети проводят значительную часть своего свободного времени, оказывают негативное воздействие на их сознание. Защита детей от агрессивного негативного воздействия деструктивной и вредоносной информации — одна из наиболее важных и актуальных государственных проблем [5].

Значение анализируемых вопросов особенно возрастает сегодня в связи с нарастанием внешнеполитического и информационного давления на страну. Против России идет своего рода идеологическая война, антигосударственная пропаганда, провоцирование межнациональных и межрелигиозных конфликтов, проявлений экстремизма и терроризма в стране.

Полученные результаты

Осознание необходимости принятия мер, направленных на сбережение и защиту традиционных духовно-нравственной ценностей российского общества, актуализировало вопросы противодействия распространению деструктивной идеологии.

В ноябре 2022 года Президент России В.В. Путин утвердил Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей4. Основы являются документом стратегического планирования в сфере обе-

3 Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 29.11.2022).

4 Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Ос-

нов государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/69810 (дата обращения: 20.11.2022).

спечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющим систему целей, задач и инструментов реализации стратегических национальных приоритетов.

Документ определяет традиционные ценности как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. При этом к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Согласимся с мнением, что настоящее и будущее общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни.

Представляется значимым, что по мнению ученых [3, с. 198—203; 6, с. 11 — 17; 11, с. 20—25; 12, с. 30—34; 15, с. 167—169]5, именно национально-культурные традиции и обычаи обладают огромным воспитательно-педагогическим потенциалом, а приобщение к национальным традициям и семейным ценностям является благоприятным фактором социализации личности.

Несомненно, сформировавшиеся в процессе исторического развития разные обычаи и традиции оказывают влияние на формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданских позиций, уважительного отношения к культуре своего и других народов, важнейших нравственных качеств (доброта, порядочность, трудолюбие, открытость, отзывчивость, доброжелательность, гостеприимство, преданность семье, почитание родителей, старших поколений и др.).

Особенность воспитательного воздействия заключается в том, что общепринятые традиции и обычаи народа воздействуют на личность в течение всей ее жизни, оказывая значимое влияние на формиро-

Челябова, Э.И. Уголовно-правовой и криминологический анализ неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Махачкала, 2006. 223 с.; Даминда-рова Ф.В. Роль народных традиций в нравственном формировании личности (социально-философский аспект) : автореф. дис. ... канд. филос. наук : спец. 09.00.11 «Социальная философия» / Ф.В. Дамин-дарова. Уфа, 2000. 18 с.

вание мироощущения, культуры чувств и поведения личности, её отношение к окружающему миру.

Общие и специальные методы социализации личности в большинстве своем находят отражение в традициях и обычаях организации жизни народа. К ним относятся, в частности, используемые людьми приветствия, обращения, благопожелания, клятвы и др. Оперируя этими методами, люди наглядно проявляют степень своей воспитанности, готовность к выполнению общепринятых норм поведения и пр. Это, по сути, стандарты общения, которые обслуживают все сферы взаимодействия людей и тем самым выполняют необходимую в обществе коммуникативную функцию.

Опираясь на социальные, психологические, технологические факторы, эти методы формируют целостную модель поведения человека в конкретной национальной среде. Для России как многонационального государства разнообразие национально-культурных традиций и обычаев, народного творчества является общенациональным и бесценным наследием.

Независимо от национальности и вероисповедания, человек не только воспринимает нравственные устои, а также национальную и религиозную терпимость, уважение к вере и обычаям других народов, но и не оставляет места в душе для национальной и религиозной розни. И именно традиционная культура во всем ее многообразии и богатстве играет ключевую объединяющую роль6.

Стоит отметить, что духовность, присущая человеку с рождения, без должного развития и поддержания угасает и заглушается другими стремлениями, интересами, начинающими более активно действовать в подростке по мере его взросления, многократно усиливающимися при негативном влиянии микро- и макросреды. Ценностные ориентации искажаются, формируются антисоциальные способы личностной мотивации.

Воспитание в современном образовательном пространстве

Основная работа по построению эффективной системы воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях проводится в Российской Федерации в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р (далее — Стратегия воспитания) и плана мероприятий по ее реализации в 2021—2025 годах (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р).

Стратегия воспитания направлена на решение задач развития высоконравственной личности,

Отчет о заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/23986 (дата обращения: 30.11.2022).

разделяющей российские традиционные духовные ценности; формирования у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; поддержки единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания; поддержки общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей.

Важная роль в решении задач воспитания подрастающего поколения принадлежит системе образования. Согласно Докладу Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2021 году, в реализации плана Стратегии воспитания в 2021 году, помимо Минпросвещения России и Минобрнауки России, принимали участие еще 12 федеральных органов исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников».

Минпросвещения России совместно с заинтересованными органами государственной власти и общественными объединениями сформирован примерный календарный план воспитательной работы на 2021/22 учебный год (утвержден распоряжением Минпросвещения России от 23 августа 2021 г. № Р-196), который рекомендован к использованию в качестве федерального инвариантного компонента календарных планов воспитательной работы образовательных организаций всех уровней образования. Примерный календарный план включает перечень памятных дат, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры. В рамках реализации плана Стратегии воспитания в 2021 году достигнуты в том числе следующие значимые результаты: 1 разработаны 42 примерные рабочие программы воспитания по укрупненным группам профессий и специальностей для профессиональных образовательных организаций; 1 в соответствии с направленными в субъекты Российской Федерации разъяснениями по вопросу о разработке общеобразовательными организациями рабочих программ воспитания, РПВ (совместное письмо Минпросвещения России и Рособрнадзора) разработали и внедрили РПВ и календарные планы воспитательной работы более 97% общеобразовательных организаций;

1 в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» НПО Рособрнадзором на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования» создан Аналитический центр по разработке и анализу моделей воспитательной работы, выявлению лучших практик

воспитательной и профилактической работы, направленной на предупреждение общественно-опасного поведения подростков и молодежи, которым проведено исследование и разработан проект «Оценка воспитательного потенциала образовательных организаций на основе мониторинга форсирован-ности ценностных ориентаций обучающихся», основанный на ценностно-ориентированном подходе к оценке результатов воспитания; 1 Минобрнауки России разработаны методические материалы по разработке показателей эффективности деятельности воспитательной работы, методические рекомендации по организации воспитательной работы с обучающимися, предназначенные для оказания методической помощи организаторам воспитательной деятельности и профессорско-преподавательскому составу системы высшего образования; 1 Минпросвещения России подготовлены методические рекомендации по реализации Стратегии воспитания на уровне субъекта Российской Федерации; 1 приказом Минпросвещения России от 14 мая 2021 г. № 251 утверждены качественные и количественные показатели эффективности реализации Стратегии воспитания7.

Стоит отметить, что в процессе воспитательной деятельности, безусловно, велика роль личного влияния педагога на обучающихся, так как он ближе всего к ребенку. Учитель должен быть тонким психологом, талантливым воспитателем, разносторонним педагогом, терпеливым, интересным человеком. Чем ярче и самобытней его личность, чем выше его профессиональное мастерство, тем более значительно его влияние на формирующуюся личность ребенка. Он должен воплощать в себе принципы искренности, добра и уважения, справедливости, принципиальности, гуманности и моральной чистоты, всеми своими действиями и поступками давать пример детям для активного самосовершенствования. В воспитательном процессе педагогу важно суметь направить мысли и чувства, ум и сердце ученика на достижение главной цели — воспитать его настоящим человеком. Для всестороннего развития детей необходим благоприятный психологический климат, который формируется в первую очередь учителем, воспитателем. Профессионализм и эффективность его деятельности в значительной степени определяются его этической культурой. Развитие детей происходит гораздо успешнее, когда в процессе воспитания они чувствуют уважение к себе, когда их естественные стремления к деятельности, свободе и укреплению личного достоинства не подавляются, а, наоборот, стимулируются. Дети, воспитываемые в атмосфере доброжелательности и уважительного отношения к ним, понимают, что их любят, искренне радуются их успехам и достижениям. Для выпол-

См. подробнее: Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2021 году.

нения своих педагогических обязанностей учителю необходимо обладать профессиональной пригодностью. Поэтому в первую очередь учителям самим необходимо повышать уровень профессионализма, правовой культуры и формировать свое правовое сознание (положительные правовые установки). От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависит уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» обоснованно возлагает именно на педагогических работников обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики (п. 2 ч. 1 ст. 48). Данные нормы должны быть установлены локальным нормативным актом конкретной образовательной организации, разработка которого в соответствии с указанным Законом относится к ее компетенции (ч. 4 ст. 47).

В рамках выполнения мероприятий по реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р), и в целях совершенствования системы аттестации педагогических работников в период с 1 сентября 2021 г. по 1 июня 2022 г. Минпросвещения России проводилась пилотная апробация установления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, новых квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник». Участниками первого этапа пилотной апробации стали 13 субъектов Российской Федерации, 190 образовательных организаций (общеобразовательные организации, дошкольные и профессиональные образовательные организации, организации дополнительного образования), 291 педагогический работник, из них 237 педагогов успешно прошли пробную аттестацию. Создан Совет по апробации установления новых квалификационных категорий «педагог-методист», «педагог-наставник», в состав которого вошли представители Минпрос-вещения России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления муниципальных образований, Общероссийского профсоюза образования, Педагогического совета, педагогических ассоциаций, общественных объединений педагогов.

В 10 пилотных субъектах Российской Федерации (Брянская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Омская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская области, Севастополь, Ставропольский край) внедрены 2803 ставки советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (при плановом значении 2500 человек на 2021 год).

В настоящее время гражданско-патриотиче-ское воспитание играет важную роль в формировании личности. Патриотизм и гражданственность выражаются в совокупности достойного поведения и высоких нравственных чувств: это любовь к Родине, следование традициям своего народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к защите чести и достоинства Родины, воинская храбрость, мужество и самоотверженность, отрицание расовой и национальной нетерпимости, уважение обычаев культуры других стран и народов8.

Реализуемый с 2021 года в составе национального проекта «Образование» федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» предусматривает блок массовых мероприятий с детьми и молодежью, а также меры, направленные на системные изменения в сфере воспитания, в том числе проведение конкурса «Большая перемена», всероссийских онлайн-уроков по гражданско-патриотическому воспитанию, иных межрегиональных, окружных и всероссийских мероприятий в сфере патриотического воспитания. В 2021 году на проведение мероприятий патриотической направленности с участием детей и молодежи НКО были предоставлены гранты на сумму 380 млн рублей, что позволило достичь показателя вовлечения 18,79% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания.

По состоянию на 1 января 2022 г. проведено 18 всероссийских тематических онлайн-уроков, направленных на гражданско-патриотическое воспитание детей, количество просмотров составило более 8,5 млн.

Важнейшую роль в патриотическом воспитании играет приобщение детей к изучению государственных символов Российской Федерации как инструмента формирования гражданской идентичности. В 2021 году Минпросвещения России проведен мониторинг наличия в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях государственных символов Российской Федерации. На федеральном уровне оказывается всесторонняя поддержка деятельности всероссийских общественных организаций и объединений посредством предоставления субсидий в целях увеличения численности детей, вовлеченных в деятельность указанных объединений, в том числе: Российскому движению школьников (РДШ) — в объеме 600 млн рублей ежегодно (вовлечены 1,6 млн обучающихся), Всероссийскому военно-патриотическому общественному движению «ЮНАРМИЯ» — в объеме 200 млн рублей ежегодно (вовлечены более 1 млн обуча-

Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / авторы-сост. Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева. М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. 76 с. Серия «Правовое просвещение населения».

ющихся), автономной некоммерческой организации (АНО) «Большая перемена» — 400 млн рублей (более 2,5 млн обучающихся).

В целях систематизации деятельности детских и молодежных общественных объединений в 2021 году приказом Минпросвещения России от 24 августа 2021 г. № 595 создан Координационный совет детских и молодежных общественных объединений, в который вошли представители 15 объединений.

Конкурс «Большая перемена» стал самым массовым конкурсом в истории России, предоставившим широкий диапазон инструментов самореализации и маршрутов к жизненному успеху для каждого молодого человека. Конкурс проходит по 12 направлениям и охватывает широкую палитру интересов современных детей и подростков: наука и технологии («Создавай будущее!»), искусство и творчество («Твори!»), журналистика и новые медиа («Расскажи о главном!»), урбанистика («Меняй мир вокруг»), историческая память («Помни!»), экология («Сохраняй природу!»), здоровый образ жизни («Будь здоров!»), путешествия и туризм («Познавай Россию!»), волонтерство («Делай добро!»).

В 2021 году во Всероссийском конкурсе «Большая перемена» приняли участие более 2,5 млн человек, что составляет 22,2% от общего числа обучающихся 5—11 классов и студентов среднего профессионального образования (СПО) и более чем в 2 раза превышает число участников 2020 года (более 1 млн человек). Более трети участников конкурса — представители малых городов и сельской местности.

Положительной оценки заслуживает также масштабный проект, который реализует Минпрос-вещения России с 1 сентября 2022 года — цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Теперь во всех школах страны учебная неделя начинается с классного часа «Разговоры о важном», посвященного самым различным темам, волнующим современных ребят. Центральные темы «Разговоров о важном» — патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др. Минпросвещения России подготовило методические материалы по проведению занятий «Разговоры о важном», которые содержат сценарий, видео, инструкции, презентацию, представленные по возрастам: для 1—2, 3—4, 5—7, 8—9 и 10—11 классов и СПО. В дополнение к этому у школьников будет доступ к проверенному информационному и медиаконтенту, которые станут доступны во ФГИС «Моя школа» и в цифровом сервисе «Мой колледж». Родители подробно могут ознакомиться с материалами занятий на сайте «Разговоры о важном» по ссылке: https://razgovor.edsoo.ru .

Воспитательная составляющая государственной культурной политики

В рамках затронутых вопросов стоит отметить и воспитательный потенциал культуры в процессе

духовно-нравственного развития личности. На сегодняшний день государственная культурная политика исходит из понимания важнейшей общественной миссии культуры как инструмента передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности, основывается на признании огромного воспитательного и просветительского потенциала культуры и необходимости его максимального использования в процессе формирования личности9. Последние произошедшие в Российской Федерации законодательные новации, по сути, возвысили культуру России до ключевых ценностей страны, признав ее уникальным наследием многонационального российского народа. Обеспечение защиты культурной самобытности народов и этнических общностей Российской Федерации, а также сохранение и распространение культурных ценностей гарантируется на уровне Конституции Российской Федерации. Принятые поправки в Основной закон государства10 определили приоритетные направления государственной культурной политики в стране.

Государственную политику в системе деятельности в стране по развитию культуры и сохранению культурного наследия определяют такие нормативные документы, как: Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ, Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» (далее — Основы); Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года»; Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества, утвержденные Президентом РФ 18.12.2010; Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Страте-

гии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», а также другие документы стратегического планирования, разрабатываемые в целях планирования и программирования и оказывающих влияние на государственную политику в области развития культуры как весомой составляющей в социальной сфере.

Государственная культурная политика основывается на признании огромного воспитательного и просветительского потенциала культуры и необходимости его максимального использования в процессе формирования личности. Основной целью государственной политики в области культуры является «объединение российского общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала отечественной культуры»11.

В рамках реализации культурной политики в Российской Федерации действуют разного рода государственные и федеральные целевые программы, направленные на обеспечение всех видов культурной деятельности и развитие туристической сферы, укрепление единства российской нации и гармонизацию межнациональных отношений, а также поддержку русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, развитие образования и гуманитарных наук, просвещение, воспитание и самовоспитание граждан, развитие детского и молодежного движения, формирование медийного и информационного пространства страны, патриотическое воспитание молодежи и поддержку русского языка12.

В частности, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан нацпроект «Культура» и скорректирован в соответствии с указом от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Его реализация началась 1 января 2019 года. В структуру нацпроекта входят три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура».

В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению 2015 год Президент России Владимир Путин объявил Годом литературы13, для привлечения внимания общества к российскому кинематографу 2016 год был объявлен Годом россий-

9 Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения: 25.10.2022).

10 См.: статья 69 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://www. kremlin.ru/static/pdf/constitution.pdf?35fe7246ee (дата обращения: 30.10.2022).

11 Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201412250002 (дата обращения: 30.10.2022).

12 См. подробнее: Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». URL: https://legalacts.ru/doc/ rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29022016-n-326-r/ (дата обращения: 30.10.2022).

13 Указ Президента РФ от 12.06.2014 № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы». URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001201406130003 (дата обращения: 30.10.2022).

ского кино14, в обеспечение развития такого важного направления, как театральное искусство, 2019 год объявлен Годом театра15, 2020-й — Годом памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы16, Президентом России также поддержана инициатива проведения в 2022 году Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов Рос-сии17, 2023 год в России планируют объявить Годом поэта Расула Гамзатова18.

Для ознакомления граждан с культурным пространством РФ ежегодно в стране проводятся такие крупные культурно-образовательные акции, как Ночь искусств, Ночь музеев, Библионочь, в рамках которых гражданам предоставляется возможность бесплатного посещения музеев, театров, библиотек как основных культурных объектов. Имеет место успешная реализация масштабных федеральных проектов, направленные на создание общего культурного пространства. Например, в рамках «Больших гастролей» только в 2019 году приняли участие рекордные 267 театров, проведено более 2000 спектаклей в 162 городах, в рамках «Всероссийских филармонических сезонов» проведено 268 концертов в 78 городах, охвачено 49 регионов страны.

С 1 сентября в стране стартовала программа «Пушкинская карта», ориентированная на молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет. Благодаря карте посещение учреждений культуры станет для молодежи доступнее. Программа «Пушкинская карта», о запуске которой объявил Президент РФ Владимир Путин во время «прямой линии» в июне, направлена на популяризацию культурных мероприятий по всей России. «Пушкинская карта» обеспечивает доступ в федеральные, региональные и даже частные учреждения культуры. В 2022-м году номинал карты составил 5 тысяч рублей на календарный год. «Пушкинская карта» предоставляет возможность молодому поколению стать участниками интересных проектов страны и приобщиться к ее богатому культурному наследию.

14 Указ Президента РФ от 7 октября 2015 г. № 503 «О проведении в Российской Федерации Года российского кино». URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201510070015 (дата обращения: 30.10.2022).

15 Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2018 № 181 «О проведении в Российской Федерации Года театра». URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201804280050 (дата обращения: 30.10.2022).

16 Указ Президента Российской Федерации от 08.07.2019 № 327 «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201907080031 (дата обращения: 30.10.2022).

17 Отчет о заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/23986 (дата обращения: 30.10.2022).

18 Сергей Меликов: 2023-й год будет объявлен Годом Расула Гамзато-

ва. URL: http://president.e-dag.ru/novosti/v-centre-vnimaniya/sergej -melikov-2023-j-god-budet-ob-yavlen-godom-rasula-gamzatova (дата обращения: 30.10.2022).

Вместе с тем есть все основания согласиться, что субъектами информационного пространства являются в том числе и телевидение, средства массовой информации. И на сегодняшний день возможности Интернета недостаточно эффективно используются для повышения общего уровня информированности и культуры граждан, равно как и для противодействия маргинализации общества, распространению расовой, национальной, религиозной нетерпимости19. С сожалением приходится констатировать, что многие жизненные ориентиры, ныне получившие распространение в общественном сознании и активно навязываемые человеку в информационном пространстве, оказывают серьезное негативное воздействие на личность, причем в большей степени — на молодежь. Телепередачи или фильмы со сценами жестокости, насилия и агрессии способствуют привыканию к насилию, ожесточению нравов, уничтожению моральных критериев, распространению криминальной субкультуры, пропагандирующей преступный образ жизни среди подрастающего поколения [1, с. 151—157].

По справедливому и аргументированному утверждению выдающегося советского и российского криминолога Юрия Мирановича Антоняна [8], именно духовно-нравственная деградация и порочность является первопричиной детской и молодежной преступности. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках информации может сформировать и формирует, как показывает практика, искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки [10, с. 103—111].

Требования, предъявляемые к человеку нормами морали, — это требования с оценочных позиций добра и зла. Именно они становятся критериями оценки поведения человека в обществе как правильного или неправильного, девиантного, поскольку человек следует нормам морали и нравственности, исходя из своих убеждений, воспитания, восприятия культурного уровня, традиций. Это — уважение к пожилым людям, защита детей, забота и внимание к ближним, помощь человеку, оказавшемуся в беде, и многое другое [9, с. 13].

Субъекты-производители информационного пространства, пропагандируя личностные образцы и нормы культурного поведения, имеют колоссальные возможности для формирования морально-нравственных установок. В этой связи представляется целесообразным ужесточение требований к такому аспекту киноиндустрии, как фильмы и телепередачи с элементами насилия и жестокости, и одновременное расширение просветительской деятельности. Последнее предполагает включение в теле- и радиоэфиры передач по пропаганде традиций и

19 Отчет о заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/23986 (дата обращения: 30.10.2022).

обычаев, увеличение количество патриотических, поучительных фильмов, культурно-воспитательных и учебно-просветительских передач, активное освещение реализуемых в стране культурно-образовательных акций, благотворительные проекты и пр.

Высказанные соображения подтверждаются и результатами проведенного в 2020 году Фондом «Институт экономики и социальной политики» исследования по поручению Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Исследование осуществлено в целях выявления наиболее актуальных и имеющих определенный общественный резонанс проблем в рамках реализации Основ государственной культурной политики, а также разработки предложений по их решению20.

В составе основных, своего рода очевидных проблем, связанных с достижением целей и результатов государственной культурной политики, субъекты Российской Федерации отмечали такие, как наметившиеся тенденции утраты или ослабления традиционной культуры, норм, традиций, обычаев и образцов поведения без возможности их передачи новому поколению, ослабление социальных связей между поколениями. В качестве возможных путей снижения остроты отмеченных проблем регионами предлагается активнее уделять внимание развитию институтов гражданского общества, популяризации традиционных ценностей и принятых в социуме норм поведения, разработке новых междисциплинарных исследовательских проектов по возрождению утрачиваемых традиционных ценностей, поддержке проектов, ориентированных на пропаганду традиционной культуры. Бесспорным представляется утверждение В.В. Аристархо-ва, что «основным содержанием государственной культурной политики должно стать формирование полноценного человека — гражданина единой России, хранителя историко-культурных традиций нашей цивилизации и их продолжателя в современных условиях»21.

В этой связи следует, на наш взгляд, отметить несомненный воспитательный потенциал фольклора и литературы разных народов многонациональной России, поскольку он содержит неисчерпаемо богатый материал для формирования и воспитания позитивных связей в социуме, что в конечном итоге направлено на понимание и укрепление государственной идентичности народов России и укрепление тем самым силы и единства государства.

Фольклор выражает народный протест против социальной несправедливости, клеймит позором

20 См. подробнее: Отчет о заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ copy/23986 (дата обращения: 30.10.2022).

21 Аристархов В.В. Основы «Основ». О смыслах государственной культурной политики // Культурологический журнал. 2019. № 2 (36). С. 1. URL: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_41160938_81769235.pdf (дата обращения: 30.10.2022).

такие осуждаемые обществом качества, как трусость, предательство, сурово осуждает лень и праздность. Семья и внутрисемейные взаимоотношения, проблемы воспитания людей с высокими гражданскими и нравственными качествами, проблемы морали и права являются основой сюжета во многих литературных произведениях известных всему миру писателей-классиков. Это — A.M. Горький, Н.В. Гоголь, H.A. Некрасов, А.Н. Островский, A.C. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.А. Шолохов, рассматривавшие проблемы общества и человека через призму социально-бытовой сферы жизни. Русская литература никогда не утрачивала способности остро реагировать на жестокость, боль и горе людей, детей, по воле случая оказавшихся на обочине жизни без перспектив самостоятельно что-либо изменить.

В педагогике семья рассматривается как один из основных инструментов, обеспечивающих интеграцию личности и ее социализацию, поскольку дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести в семье и в процессе общественной жизни. Весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей социально признаваемые формы поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого. Величайшее значение в творчестве таких педагогов, как А.С. Макаренко, В.А. Сухом-линский имеет народная педагогика. Духовное богатство личности, полагал Сухомлинский, — это прежде всего часть духовного богатства нации. Су-хомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений. Для того чтобы прогрессивный опыт народной педагогики повсеместно работал на поддержание и повышение уровней духовной и материальной культуры многонационального российского народа, нужно оживить его во всех сферах образования, обучения и воспитания подрастающего поколения: в семье, в школе, дошкольных учреждениях, в воспитании и обучении студентов, в подготовке и переподготовке педагогических кадров.

А.С. Макаренко в своем не потерявшим актуальности сочинении «Педагогическая поэма» рассказывал о становлении, буднях и развитии беспризорников, для которых улица была родным домом. Макаренко ставил своей целью воспитать уважающую себя личность, которая сможет своим трудом, а не преступлениями обеспечить себе жизнь. Беспризорник, поясняет педагог, приходит на улицы только потому, что семья как первичный воспитательный коллектив не способна уберечь ребенка ни от голода, ни от одиночества, ни от плохого влияния (Макаренко А.С., 1984) [4, с. 8—21].

Перечень авторов, обращавшихся в своих произведений к теме беспризорности и сиротства, огро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мен. Это В. Авдеев «Ленька Охнарь», «Моя одиссея» (автобиографические повести о беспризорниках); В. Астафьев «Кража» (повесть о беспризорниках 30-х годов, собравшихся в детдоме города Краесвет-ска. Их короткие биографии одна страшней другой); Г. Белых, А. Пантелеев «Республика ШКИД» (школа имени Достоевского, прозванная её обитателями звучным словом «Шкид», собрала в своих стенах подростков, которые за время революции и гражданской войны сменили семью на улицу, учебу на воровство и стали маленькими бандитами); А. Пантелеев «Ленька Пантелеев» (автобиографическая повесть о подростке Леньке, выросшем в вполне благополучной петербургской семье, вместе с тем ему проходится пройти через тяжелые испытания революционного времени и гражданской войны — голодает, подвергается смертельной опасности, беспризорничает, ворует); Н. Картавый «Беспризорник Кешка и его друзья»; В. Шишков «Странники»; А. Гайдар «На графских развалинах»; А. Кожевников «Шпана. Рассказы из жизни беспризорных» и многие другие. Это — повести о жизни беспризорников 20—30-х годов, в которых изображена уличная жизнь как бродяжничество, воровство и даже бандитизм. Произведения того времени основаны на реальных событиях из жизни героев. Эти истории рождали сочувствие к самым беззащитным членам общества. Стоит только открыть любую книгу про детей-сирот или беспризорников, и откроется бездна несправедливости этого мира и глубина человеческого страдания22.

Стоит подчеркнуть, что авторы не изображали их как людей, пропащих для общества, окончательно падших и погрязших в пороках. В каждом из этих героев теплится и чувство доброты, и чувство товарищества, и заботы о себе подобных. В ком-то больше, в ком-то меньше. Герои этих произведений, как правильно отмечается в литературе, пройдя круги ада беспризорности и преступной жизни, выходят после долгих скитаний и сомнений на путь истинный, становятся представителями рабочего класса23, сознательными людьми, коллективистами, которые ставят общее дело выше частного, физически и интеллектуально гармонически развитыми. Многие бывшие дети-беспризорники, герои перечисленных выше произведений, стали достойными гражданами советской страны, многие из них воевали на фронтах Великой Отечественной войны, мужественно защищая свою Родину.

Основы государственной культурной политики (утв. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808) в качестве важных задач государственной культурной политики определяет в том числе повышение этической и эстетической ценности, профессионального

уровня распространяемых государственными теле-и радиовещателями программ и продуктов, а также государственную поддержку отечественной кинематографии, в том числе создания адресованных детской аудитории фильмов.

Ключевая задача детского и юношеского кино — помочь в становлении личности, в выработке ценностных ориентиров, нравственных принципов, эстетических предпочтений. Создание фильмов для детей и юношества — уникальная возможность формирования общего культурного кода будущего поколения граждан России. В этой связи положительной оценки, на наш взгляд, заслуживает законопроект № 231615-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», предусматривающий полное, стопроцентное государственное финансирование производства и проката национальных художественных (игровых) фильмов для детей и юношества. Принятие законопроекта позволит увеличить количество создаваемых художественных (игровых) фильмов для детей и юношества и, главное, их выпуск в широкий кинопрокат.

Выводы

Обобщая изложенное, представляется значимым констатировать, что проблема нравственной позиции личности, ее ответственности за настоящее и будущее своей страны будут актуальны в любую эпоху. При этом особая роль в организации работы по формированию культуры и мировоззрения молодежи, несомненно, принадлежит образовательным учреждениям. Вместе с тем согласимся с утверждением О.Е. Кутафина, что воспитательную работу с подрастающим поколением необходимо организовывать повсеместно: «и по месту работы или учебы, и по месту жительства, и по месту проведения молодыми людьми своего досуга» [14, с. 122—130].

Высказанные в статье положения, не претендуя на исчерпывающее освещение этой многоаспектной и сложной исследуемой темы, направлены на актуализацию задач возрождения национальных культур, традиций и духовных основ жизни народов России, что, в свою очередь, свидетельствует о необходимости дальнейшей проработки вопросов создания и внедрения единой целостной системы воспитания личности, охватывающей детский сад, начальную, основную, среднюю школу, вуз и т. д., на основе традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности посредством освоения исторического и культурного наследия России.

22 Головина Л.Г. Проблема беспризорности в русской литературе XX века: к вопросу о мифологемах «Дом и семья» // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение. Журналистика». 2010. № 3. С. 28—34.

23 Указ. соч. С. 28—34.

Литература

1. Антонян Е.А., Зубков И.М. Влияние уголовно-преступной среды на распространение криминальной субкультуры в молодежной среде (региональный аспект) // Проблемы противодействия криминальной субкультуре : сборник статей (материалы Всероссийской научно-практической конференции). Научные редакторы Ю.В. Хармаев, Э.Л. Раднаева. 2018. С. 151—157.

2. Аристархов В.В. Основы «Основ». О смыслах государственной культурной политики / В.В. Аристархов // Культурологический журнал. 2019. № 2 (36). С. 1. EDN: WRHYTD.

3. Атагимова Э.И. Роль образовательных организаций по демпфированию негативных аспектов правосознания несовершеннолетних // Основные тенденции и перспективы развития современного права : материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Ф.М. Рудинского. 2018. С. 198—203.

4. Атагимова Э. И. Влияние народных традиций и обычаев на духовно-нравственное развитие молодежи / Э.И. Атагимова, А.Т. Потемкина // Права несовершеннолетних: правовое регулирование и проблемы реализации в условиях современного общества : сборник научных трудов : сборник материалов / Под редакцией О.С. Рыбаковой. Москва : Русайнс, 2022. С. 8—21. EDN: MBMLWA.

5. Безопасность детства: социальные проблемы и правовые способы их решения / Е.А. Антонян, Э.И. Атагимова, Ю.Ф. Беспалов и др. Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Москва : Проспект, 2021. 424 с. ISBN 978-5-392-34746-9.

6. Бояк Т.Н. Народные традиции и нравственные ценности личности // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика, филология, философия. 2018. № 3. Т. 3. С. 11—17.

7. Красиков В.И. Радикальные интернет-позиции неполитического формата: узнаваемость и влиятельность среди современной российской студенческой молодежи / В.И. Красиков, Е.В. Фоменко // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2020. Т. 10. № 6. С. 112—125.

8. Личность преступника и профилактика преступлений : монография / Антонян Ю.М. и др.; под ред. Ю.М. Антоняна. Москва : Проспект, 2017. 220 с.

9. Наши права и обязанности: изучаем вместе. Подростку о его правах, обязанностях и ответственности / авторы-сост. Э.И. Атагимова, И.Н. Фёдоров. М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. С. 13.

10. Оганов А.А. Основные направления по противодействию киберпреступлениям в отношении несовершеннолетних с использованием киберпространства // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3. С. 193—199.

11. Ростова О.С. Семейное воспитание несовершеннолетних — приоритетное направление государственно-правовой политики Российской Федерации // Правовая информатика. 2016. № 3. С. 20—25.

12. Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика: нравственные основания / О.Ю. Рыбаков // Нравственность и право: реальность и перспективы взаимодействия : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 20—23 апреля 2018 года / Отв. ред. В.М. Артемов, О.Ю. Рыбаков. Москва : Проспект, 2019. С. 30—34.

13. Рыбакова О.С. Безопасность ребенка в контексте конституционных ценностей Российской Федерации / О.С. Рыбакова // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 3 (112). С. 103—111.

14. Рыбакова О.С. О формировании культуры молодежи в наследии академика Олега Емельяновича Кутафина / О.С. Рыбакова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 6 (94). С. 122—130. DOI: 10.17803/2311-5998.2022.94.6.122130 . EDN: KTAHMM.

15. Серикова С.К. Тема семьи в казахской литературе // Наука и жизнь Казахстана // 2018. № 2/2 (56). C. 167—169.

16. Щенникова К.Ю. Традиционные ценности как фактор сохранения и единения современной России // Власть. 2017. Т. 25. № 1. С. 159—164.

PUBLIC LAW (CONSTITUTIONAL LAW) SCIENCES

Government poucy iN the sphere of sPiRiTUAL and moral educahon OF the youth: iSSUES of iMPLEMENTATioN

El'mira Atagimova24

Keywords: spiritual and moral development, upbringing, educational organisation, moral values, folk traditions, cultural policy, traditions, spiritual culture, young generation, family values, society.

Abstract

The paper presents a justification for the significance of solving the problem of spiritual and moral upbringing of the young generation of the country. The important role of the education system and the paedagogue in solving the problems of education of the students is identified. The topicality of this subject and its significance for the future of the country are

24 El'mira Atagimova, Ph.D. (Law), Leading Researcher at the Department of Research and Education Activities of the Scientific Centre for Legal Information under the Ministry of Justice of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation. E-mail: atagimovaei@duma.gov.ru

defined. Important aspects of protecting and preserving the ethnical and cultural originality of the pluriethnic Russian people are touched upon.

Purpose of the paper: to explain the main lines of government policy in the sphere of spiritual and moral education of the young generation in the modern period.

The methodological basis of the study are the socio-cultural approach and the principles of dialectical comprehension of the impact of folk customs traditions, folklore and literature on the spiritual and moral formation of the personality. The axiological approach as the methodology of this study made it possible to identify ethnic cultural traditions as a value and assisted in identifying their moral categories. The analysis and synthesis methods contributed facilitated determining problems in the sphere of spiritual and moral education of the youth.

Study findings: an analysis of implementing government policy in the sphere of education is presented in the paper. A justification is given for the advisability of developing at the federal level a single integral system for education of the individual based on moral values which are traditional for Russia and civic responsibility by means of familiarisation with Russia's historical and cultural heritage.

The practical importance of the study: based on the presented material and conclusions it is possible to further develop and improve the spiritual and moral education of the young generation at the federal regional, and municipal level.

1. Antonian E.A., Zubkov I.M. Vliianie ugolovno-prestupnoi sredy na rasprostranenie kriminal'noi subkul'tury v molodezhnoi srede (regional'nyi aspekt). Problemy protivodeistviia kriminal'noi subkul'ture : sbornik statei (materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii). Nauchnye redaktory Iu.V. Kharmaev, E.L. Radnaeva, 2018, pp. 151-157.

2. Aristarkhov V.V. Osnovy "Osnov". O smyslakh gosudarstvennoi kul'turnoi politiki. V.V. Aristarkhov. Kul'turologicheskii zhurnal, 2019, No. 2 (36), p. 1. EDN: WRHYTD.

3. Atagimova E.I. Rol' obrazovatel'nykh organizatsii po dempfirovaniiu negativnykh aspektov pravosoznaniia nesovershennoletnikh. Osnovnye tendentsii i perspektivy razvitiia sovremennogo prava : materialy ezhegodnoi Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii pamiati professora F.M. Rudinskogo, 2018, pp. 198-203.

4. Atagimova E. I. Vliianie narodnykh traditsii i obychaev na dukhovno-nravstvennoe razvitie molodezhi. E.I. Atagimova, A.T. Potemkina. Prava nesovershennoletnikh: pravovoe regulirovanie i problemy realizatsii v usloviiakh sovremennogo obshchestva : sbornik nauchnykh trudov : sbornik materialov. Pod redaktsiei O.S. Rybakovoi. Moskva : Rusains, 2022, pp. 8-21. EDN: MBMLWA.

5. Bezopasnost' detstva: sotsial'nye problemy i pravovye sposoby ikh resheniia. E.A. Antonian, E.I. Atagimova, Iu.F. Bespalov i dr. Moskovskii gosudarstvennyi iuridicheskii universitet imeni O.E. Kutafina (MGIuA). Moskva : Prospekt, 2021. 424 pp. ISBN 978-5392-34746-9.

6. Boiak T.N. Narodnye traditsii i nravstvennye tsennosti lichnosti. Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika, filologiia, filosofiia, 2018, No. 3, t. 3, pp. 11-17.

7. Krasikov V.I. Radikal'nye internet-pozitsii nepoliticheskogo formata: uznavaemost' i vliiatel'nost' sredi sovremennoi rossiiskoi studencheskoi molodezhi. V.I. Krasikov, E.V. Fomenko. Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Istoriia i pravo, 2020, t. 10, No. 6, pp. 112-125.

8. Lichnost' prestupnika i profilaktika prestuplenii : monografiia. Antonian Iu.M. i dr.; pod red. Iu.M. Antoniana. Moskva : Prospekt, 2017. 220 pp.

9. Nashi prava i obiazannosti: izuchaem vmeste. Podrostku o ego pravakh, obiazannostiakh i otvetstvennosti. Avtory-sost. E.I. Atagimova, I.N. Fedorov. M. : FBU NTsPI pri Miniuste Rossii, 2016, p. 13.

10. Oganov A.A. Osnovnye napravleniia po protivodeistviiu kiberprestupleniiam v otnoshenii nesovershennoletnikh s ispol'zovaniem kiberprostranstva. Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti, 2019, No. 3, pp. 193-199.

11. Rostova O.S. Semeinoe vospitanie nesovershennoletnikh - prioritetnoe napravlenie gosudarstvenno-pravovoi politiki Rossiiskoi Federatsii. Pravovaia informatika, 2016, No. 3, pp. 20-25.

12. Rybakov O.Iu. Rossiiskaia pravovaia politika: nravstvennye osnovaniia. O.Iu. Rybakov. Nravstvennost' i pravo: real'nost' i perspektivy vzaimodeistviia : sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 20-23 aprelia 2018 goda. Otv. red. V.M. Artemov, O.Iu. Rybakov. Moskva : Prospekt, 2019, pp. 30-34.

13. Rybakova O.S. Bezopasnost' rebenka v kontekste konstitutsionnykh tsennostei Rossiiskoi Federatsii. O.S. Rybakova. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava, 2020, t. 15, No. 3 (112), pp. 103-111.

14. Rybakova O.S. O formirovanii kul'tury molodezhi v nasledii akademika Olega Emel'ianovicha Kutafina. O.S. Rybakova. Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGIuA), 2022, No. 6 (94), pp. 122-130. DOI: 10.17803/2311-5998.2022.94.6.122-130 . EDN: KTAHMM.

15. Serikova S.K. Tema sem'i v kazakhskoi literature. Nauka i zhizn' Kazakhstana, 2018, No. 2/2 (56), pp. 167-169.

16. Shchennikova K.Iu. Traditsionnye tsennosti kak faktor sokhraneniia i edineniia sovremennoi Rossii. Vlast', 2017, t. 25, No. 1, pp. 159-164.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.