Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / нравственность / ценности / духовно-нравственные ценности / spirituality / morality / values / spiritual and moral values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светлана Анатольевна Караваева

В условиях снижения уровня культуры личности в постиндустриальном обществе всё более важное значение приобретает проблема формирования у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей. Рассматривается сущность таких понятий, как духовность, нравственность, духовно-нравственные ценности. Определены пути и условия формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Светлана Анатольевна Караваева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AMONG UNIVERSITY STUDENTS

In the context of a decrease in the level of personality culture in a post-industrial society, the problem of the formation of spiritual and moral values in the younger generation is becoming increasingly important. The essence of such concepts as spirituality, morality, spiritual and moral values is considered. The ways and conditions for the formation of spiritual and moral values among students are determined.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2023. № 2 (22). С. 15-19. ISSN 2409-4102 (print)

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2023;(2(22):15-19. ISSN 2409-4102 (print) Научная статья УДК 378.147.34

doi: 10.47475/2409-4102-2023-22-2-15-19

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Светлана Анатольевна Караваева

Челябинский государственный университет, Троицкий филиал, Троицк, Россия, karavaeva-s@ mail.ru, ORCID: 00090003-6585-3944

Аннотация. В условиях снижения уровня культуры личности в постиндустриальном обществе всё более важное значение приобретает проблема формирования у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей. Рассматривается сущность таких понятий, как духовность, нравственность, духовно-нравственные ценности. Определены пути и условия формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся.

Ключевые слова: духовность, нравственность, ценности, духовно-нравственные ценности

Для цитирования: Караваева С. А. Формирование духовно-нравственных ценностей у студентов вуза // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2023. № 2 (22). С. 15-19. doi: 10.47475/2409-4102-2023-22-2-15-19

Original article

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AMONG UNIVERSITY STUDENTS

Svetlana A. Karavaeva

Troitsk branch of Chelyabinsk State University, Troitsk, Russia, karavaeva-s@mail.ru, ORCID: 0009-0003-6585-3944

Abstract. In the context of a decrease in the level of personality culture in a post-industrial society, the problem of the formation of spiritual and moral values in the younger generation is becoming increasingly important. The essence of such concepts as spirituality, morality, spiritual and moral values is considered. The ways and conditions for the formation of spiritual and moral values among students are determined.

Keywords: spirituality, morality, values, spiritual and moral values

For citation: Karavaeva SA. Formation of spiritual and moral values among university students. Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2023;(2(22):15-19. doi: 10.47475/2409-4102-2023-22-2-15-19. (In Russ.).

Введение

В настоящее время образовательная система, как один из социокультурных и духовных феноменов, вступила в новый этап своего развития, связанный с изменением ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего поколения. В современных психолого-педагогических исследованиях подчёркивается факт существующего разрыва между предметно-технической, социально-функциональной компетентностью современного человека и его гуманитарной образо-

© Караваева С. А., 2023.

ванностью, «отражающей способность брать ответственность за собственное культуросообраз-ное, духовно-нравственное саморазвитие, осознавать свои отношения с миром, свои поступки и деятельность, конструктивно решать профессиональные и личностные задачи».

Основная часть

Одним из наиболее перспективных подходов к решению обозначенных проблем, на наш взгляд, является развитие духовно-нравственных ценностей студентов вуза в процессе их профессиональной подготовки.

В научной литературе существует множество подходов к определению ценности. Так, по определению В. И. Плотникова, «ценность — это сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от сознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать "иное" и сохранять в памяти прошлое» [14, с. 34].

Д. А. Леонтьев считает, что ценность — это «духовный или материальный объект, имеющий определённую жизненную цену и способный удовлетворить интересы и потребности личности и общества» [11, с. 16].

Анализ философской, психолого-педагогической литературы показывает, что ценностные ориентации являются стержнем духовно-нравственного развития личности.

А. Маслоу, изучая проблему ценностей и ценностных ориентаций, пришёл к следующим выводам: на основе предпочтений отдельных людей нельзя судить о ценностях не только общества, но и отдельных социумов; характер ценностей зависит от потребностей людей и конкретного социума; иерархия ценностей зависит от иерархии потребностей личности и социума; самоактуализация выступает как самоценность личности, как средство саморазвития личности [13].

Н. А. Бердяев, разрабатывая проблему нравственных ценностей, пришёл к выводу, что человек представляет абсолютную ценность и всякое его творчество значимо, а значит, и ценно [4].

Известный педагог К. Д. Ушинский подчёркивал, что воспитание нравственности составляет главную задачу воспитания, причём более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями [15].

М. Рокич и И. В. Дубровина выделяют терминальные — ценности цели и инструментальные ценности — ценности средств [8].

У В. А. Ядова терминальные ценности — это друзья, любовь, здоровье, мир, мудрость, общественное признание, личностная позиция, познание, работа, свобода, самостоятельность, семья, инструментальные — воля, аккуратность, воспитанность, жизнедеятельность, исполнительность, непримиримость, образованность, терпимость, чуткость [18].

С. И. Маслов к нравственным ценностям относит такие ценности, как «добро, справедливость, свобода, милосердие, мир, честность, верность, долг, благодарность. Например, такие ценности,

как любить Родину, чтить отца и мать, могилы и памятники предков, не нуждаются в доказательствах, в их рациональном обосновании, они имеют чувственную основу» [13].

И. М. Дуранов к духовным ценностям относит «и идеал личности, как гражданина и патриота, выступающего как образец, цель и результат воспитания» [7, с. 95]. В педагогической деятельности важно понимание ценности как идеала, принятого личностью, как значимого для неё явления, понятия, установки.

Суммируя вышесказанное, можно заключить, что ценность трактуется как реальный предмет, полезный субъекту, как идеал, как значимость.

Существует несколько взглядов на определение духовности.

Например, в психологическом словаре И. М. Кондакова духовность определяется как «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотиваци-онно-смысловыми регуляторами её жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности» [10, с. 253].

Духовность в общем смысле определяется как совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, в публицистике «духовностью» часто называют «объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода... укрепление духовности осуществляется в процессе просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы» [16].

В энциклопедическом словаре педагога духовность личности определяется как высший уровень самосознания, саморазвития и саморегуляции личности, когда основными ориентирами становятся непреходящие человеческие ценности, стремление к творчеству, а также способность и потребность действовать «для других» [3, с. 101].

Н. А. Коваль, «определяя духовность как целостное и динамическое явление, формирующееся через активный поиск истины, добра и красоты в процессе самореализации личности, выделяет критерии духовного развития личности:

- отношение к другому как самоценности, что выражено в таких качествах, как эмпатия, сострадание, сочувствие, правдивость, совесть, общительность, отзывчивость, дружелюбие, доброта, умение владеть собой, душевность, реалистич-

ность в оценке ситуации, самоотдача и др.;

- творческий целенаправленный характер жизнедеятельности, проявляющийся в таких качествах, как миротворчество, альтруизм, деятельная помощь окружающим, соучастие, организация микросреды общения, целеустремлённость, высокая сенситивность, открытость, коллективное творчество и др.;

- духовно-творческая активность личности, где особое значение приобретают воля, высокая самооценка, оптимизм, бодрость, стремление к успеху, гибкость мышления, изобретательность, ответственность перед собой и другими, вера в осуществимость намеченного, потребность в позитивной свободе и др.» [9].

Таким образом, на основе анализа литературных источников мы определяем «духовность» как способность человека осознавать и осмысливать своё предназначение в жизни, свою роль в индивидуальном развитии, полезность своих действий по отношению к людям, к миру в целом.

Вторая составная часть термина «духовно-нравственные ценности» — «нравственность» — отражает его связь с феноменом человеческой де-ятельностной составляющей.

Нравственность определяется в педагогическом словаре как «особая форма общественного сознания и вид общественных отношений» [3]. Т. И. Грозова определяет её как «один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д.; системы внутренних прав человека, основанной на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности пойти на помощь» [5, с. 291].

Ю. Г. Черняк считает, что «духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они представляют основу личности, где духовность — вектор её движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Духовность имплицитно несёт в себе оценочный компонент и не может быть понята вне её аксиологических характеристик, она непосредственно связана с аффективно-эмоциональной сферой. Как способность человека к духовной жизни, как сущностная черта, духовность имеет атрибутивный характер (она присуща

всем без исключения человеческим индивидам), однако эта способность заложена в человеке потенциально. Дух может реализоваться в реальных человеческих поступках, в творениях культуры, в духовном переживании...» [17, с. 56].

Итак, под феноменом «нравственная ценность» понимается целостность сознания, сконцентрированная на значимости и важности нравственных норм, принципов, идеалов, определяющая мотивы и потребности индивида, сознательно ориентированная на нравственные цели, выполняя функции оценки и регуляции поведения человека на принципах гуманизма.

В научной литературе существуют различные трактовки понятия «духовно-нравственные ценности». Чаще всего под «духовно-нравственными ценностями» понимают «универсальные общечеловеческие ценности и систему моральных регуляторов поведения человека, таких как совесть, честь, чувство собственного достоинства, долга» [1; 16 и др.].

В Большой психологической энциклопедии даётся следующее определение: «Духовно-нравственные ценности — это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов» [6].

Для религиозно-философского мировоззрения характерно восприятие духовно-нравственных ценностей через божественное начало в человеке. «Главными целями воспитания духовно-нравственных ценностей являются передача культурных ценностей, накопленных личностью, обществом, и привитие способностей для восприятия и принятия культурного наследия. Воспитание духовно-нравственных ценностей должно сформировать подростка как самостоятельную личность, способную реализовать свои планы с помощью собственных ресурсов, потенциала» [16].

Анализ понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственные ценности» позволил нам дать своё определение понятию «духовно-нравственные ценности»: это универсальные человеческие ценности, на основе которых человек способен осознавать и осмысливать своё предназначение в жизни, свою роль в индивидуальном развитии, полезность своих действий по отношению к людям, к миру в целом.

Опираясь на ряд исследований [1; 2; 7; 16 и др.], мы выделили духовно-нравственные ценности:

эмпатия, сострадание, сочувствие, отзывчивость, умение владеть собой, деятельная помощь окружающим, соучастие, ответственность перед собой и другими.

Мы выделили следующие педагогические условия успешного формирования духовно-нравственных ценностей у студентов университета на основе культурологического, технологического и антропологического подходов:

- формирование мотивации к развитию духовно-нравственных ценностей происходит на основе ценностных установок к познавательной деятельности и самопознанию;

- развитию компонентов духовно-нравственных ценностей способствует разработка дидактического обеспечения процесса формирования духовно-нравственных ценностей;

- интеграция компонентов духовно-нравствен-

ных ценностей осуществляется в процессе использования инновационных образовательных технологий: проблемно-диалоговой, игровой, кейс-стади и др.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что формирование духовно-нравственных ценностей основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, психологии, педагогики и других гуманитарных наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук — гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, так как поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни.

Список источников

1. Аммаева А. А. Духовно-нравственное воспитание личности в сфере профессионального образования // Современные технологии в мировом научном пространстве : сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2019. С. 11-13.

2. Андреев В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития. Казань : Центр инновационных технологий, 2012. 600 с.

3. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2014. 456 с.

4. Бердяев Н. А. Самопознание. М. : АСТ, 2007. 123 с.

5. Грозова Т. И. Любовь — путь к совершенству // Концепт Любовь в духовном опыте человечества : материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Йошкар-Ола : МарГТУ, МГПИ, МОСУ, 2003. С. 205-209.

6. Дубенюк Н. В. Большая психологическая энциклопедия. М. : Эксмо, 2015. 471 с.

7. Дуранов И. М., Дуранов М. Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности обучающегося : учебное пособие. Магнитогорск : Изд-во Магнитогор. гос. ун-та, 2001. 335 с.

8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2014. 512 с.

9. Коваль Н. А., Калинина Е. А. Психология семьи и семейной дезадаптивности. Тамбов : Изд-во ТГУ, 2007. 351 с.

10. Кондаков И. М. Психологический иллюстрированный словарь. М. : АСТ, 2009. 729 с.

11. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2014. 487 с.

12. Маслов С. И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания // Педагогика. 2008. № 9. С. 46-51.

13. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб. : Евразия, 1999. 399 с.

14. Плотников В. И. Онтология : хрестоматия. М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2004. 832 с.

15. Ушинский К. Д. Педагогика. Избранные работы. М. : Юрайт, 2020. 258 с.

16. Хасанова Л. Б., Зименс М. Ф. Актуализация ценностей духовно-нравственного воспитания детей и подростков в современных условиях // Техническое творчество молодёжи. 2016. № 2 (96). С. 58-60.

17. Черняк Ю. Г. Социальные риски молодёжи. Минск : Право и экономика, 2009. 159 с.

18. Ядов В. А. Трансформация постсоветских обществ: что более значимо — исторически традиционное или недавнее прошлое // Социологические исследования. 2014. № 7. С. 47-50.

References

1. Ammaeva AA. Spiritual and moral education of a person in the field of vocational education. In: Modern technologies in the world scientific space: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Ufa; 2019. Pp. 11-13. (In Russ.).

2. Andreev VI. Pedagogika: uchebnyy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy: A training course for creative self-development]. Kazan, Center of Innovative Technologies; 2012. 600 p. (In Russ.).

3. Bezrukova VS. Osnovy dukhovnoy kul'tury (entsiklopedicheskiy slovar' pedagoga) [Fundamentals of spiritual culture (encyclopedic dictionary of a teacher)]. Ekaterinburg; 2014. 456 p. (In Russ.).

4. Berdyaev NA. Samopoznaniye [Self-knowledge]. Moscow, AST; 2007. 123 p. (In Russ.).

5. Grozova TI. Love is the path to perfection. In: Kontsept Lyubov' v dukhovnom opyte chelovechestva. Materialy II Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Concept of Love in the spiritual experience of mankind: Materials of the II Interregional scientific and Practical Conference]. Yoshkar-Ola; 2003. Pp. 205-209. (In Russ.).

6. Dubenyuk NV. Bol'shaya psikhologicheskaya entsiklopediya [Big Psychological Encyclopedia]. Moscow, Eksmo; 2015. 471 p. (In Russ.).

7. Duranov IM, DuranovME, ZhernovVI, LesherOV. Pedagogika vospitaniya i razvitiya lichnosti obuchayu-shchegosya: uchebnoye posobiy [Pedagogy of education and development of the student's personality]. Magnitogorsk, Publishing House of the Magnitogorsk State University; 2001. 335 p. (In Russ.).

8. Ilyin EP. Motivation and motives. St. Petersburg, Peter; 2014. 512 p. (In Russ.).

9. Koval NA, Kalinina EA. Psikhologiya sem 'i i semeynoy dezadaptivnosti [Psychology of family and family maladaptivity]. Tambov, Publishing House of TSU; 2007. 351 p. (In Russ.).

10. Kondakov IM. Psikhologicheskiy illyustrirovannyy slovar' [Psychological illustrated dictionary]. Moscow, AST; 2009. 729 p. (In Russ.).

11. Leontiev DA. Psikhologiya smysla: priroda, stroyeniye i dinamika smyslovoy real'nosti [Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality]. Moscow, Sense; 2014. 487 p. (In Russ.).

12. Maslov SI. Didactic foundations of spiritual and moral education. Pedagogika [Pedagogy], 2008;(9):46-51. (In Russ.).

13. Maslow A. Mtivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality]. St. Petersburg, Eurasia; 1999. 399 p. (In Russ.).

14. Plotnikov VI. Ontologiya: khrestomatiya [Ontology: A textbook]. Moscow, Academic project; Yekaterinburg, Business book; 2004. 832 p. (In Russ.).

15. Ushinsky KD. Pedagogika. Izbrannyye raboty [Pedagogy. Selected works]. Moscow, Yurayt Publishing House; 2020. 258 p. (In Russ.).

16. Khasanova LB, Zimens MF. Actualization of values of spiritual and moral education of children and adolescents in modern conditions. Tekhnicheskoye tvorchestvo molodezhi [Technical creativity of youth], 2016; (2):58-60. (In Russ.).

17. Chernyak YG. Sotsial'nyye riski molodezhi [Social risks of youth]. Minsk, Law and Economics; 2009. 159 p. (In Russ.).

18. Yadov VA. Transformation of post-Soviet societies: what is more significant — historically traditional or recent past. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological research], 2014;(7):47-50. (In Russ.).

Информация об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. А. Караваева — доцент департамента образования.

Information about the author

S. A. Karavaeva — Associate Professor of the Department of Education.

Статья поступила в редакцию 07.06.2023; при- The article was submitted 07.06.2023; accepted for нята к публикации 20.06.2023. publication 20.06.2023.

Автор заявляет об отсутствии конфликта инте- The author declare no conflicts of interests. ресов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.