Научная статья на тему 'ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ'

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
859
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / нравственность / молодежь / воспитание / развитие / культура / ценности / личность. / spirituality / morality / youth / education / development / culture / values / personality.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаханова, Гулбахор Саттаровна

Неблагоприятные явления, возникающие в современном обществе предъявляют новые требования к воспитанию и развитию личности молодого человека, трансформированию его взглядов на окружающую действительность, изменению его отношения к людям, себе и собственной деятельности. Статья посвящена изучению духовно-нравственного воспитания и развития молодого поколения как одного из аспектов воспитания, выступающего ключевым звеном процесса формирования личности. В условиях современного общества традиционные средства и технологии воспитания требуют обновления с целью усовершенствования процесса духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Вполне понятно и очевидно, что никакие социальные, экономические и политические проекты в любой стране не могут быть успешно реализованы без духовного возрождения каждой отдельной личности и социума в целом. В процессе взросления молодого человека возникает необходимость его духовно-нравственного воспитания. Общественная жизнь человека начинается в семье, школе, в вузе, на работе, когда в этот процесс включается передача жизненного опыта в совокупности производственных, общественных и духовных достижений поколений. Поэтому на каждом этапе жизни необходимо решение проблемы духовно-нравственного воспитания. Для духовно-нравственного воспитания и развития современного молодого поколения серьезной опасностью является распространение асоциальных субкультур, низменных ценностей, преступности, терроризма, наркомании, сект и других негативных явлений, которые оказывают разрушительное воздействие на становление их личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION AND DEVELOPMENT OF YOUTH THE NEED OF THE TIME

Adverse phenomena that arise in modern society impose new requirements on the upbringing and development of the personality of a young person, transforming his views on the surrounding reality, changing his attitude towards people, himself and his own activities. The article is devoted to the study of spiritual and moral education and development of the younger generation as one of the aspects of education, which is a key element in the process of personality formation. In the conditions of modern society, traditional means and technologies of education require updating in order to improve the process of spiritual and moral education of modern youth. It is quite understandable and obvious that no social, economic and political projects in any country can be successfully implemented without the spiritual revival of each individual and society as a whole. In the process of growing up a young person, the need for his spiritual and moral education arises. The social life of a person begins in the family, school, university, at work, when this process includes the transfer of life experience in the aggregate of production, social and spiritual achievements of generations. Therefore, at each stage of life, it is necessary to solve the problem of spiritual and moral education. For the spiritual and moral education and development of the modern young generation, a serious danger is the spread of asocial subcultures, low values, crime, terrorism, drug addiction, sects and other negative phenomena that have a devastating effect on the formation of their personality.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ – ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ - ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-23-160-168

Гулбахор Саттаровна Абдуллаханова

Ташкентский Государственный Экономический Университет кандидат философских наук, доцент E-mail: gulbakhor@yandex. ru

АННОТАЦИЯ

Неблагоприятные явления, возникающие в современном обществе предъявляют новые требования к воспитанию и развитию личности молодого человека, трансформированию его взглядов на окружающую действительность, изменению его отношения к людям, себе и собственной деятельности.

Статья посвящена изучению духовно-нравственного воспитания и развития молодого поколения как одного из аспектов воспитания, выступающего ключевым звеном процесса формирования личности. В условиях современного общества традиционные средства и технологии воспитания требуют обновления с целью усовершенствования процесса духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Вполне понятно и очевидно, что никакие социальные, экономические и политические проекты в любой стране не могут быть успешно реализованы без духовного возрождения каждой отдельной личности и социума в целом. В процессе взросления молодого человека возникает необходимость его духовно-нравственного воспитания. Общественная жизнь человека начинается в семье, школе, в вузе, на работе, когда в этот процесс включается передача жизненного опыта в совокупности производственных, общественных и духовных достижений поколений. Поэтому на каждом этапе жизни необходимо решение проблемы духовно-нравственного воспитания.

Для духовно-нравственного воспитания и развития современного молодого поколения серьезной опасностью является распространение асоциальных субкультур, низменных ценностей, преступности, терроризма, наркомании, сект и других негативных явлений, которые оказывают разрушительное воздействие на становление их личности.

160

Ключевые слова: духовность, нравственность, молодежь, воспитание, развитие, культура, ценности, личность.

ABSTRACT

Adverse phenomena that arise in modern society impose new requirements on the upbringing and development of the personality of a young person, transforming his views on the surrounding reality, changing his attitude towards people, himself and his own activities.

The article is devoted to the study of spiritual and moral education and development of the younger generation as one of the aspects of education, which is a key element in the process of personality formation. In the conditions of modern society, traditional means and technologies of education require updating in order to improve the process of spiritual and moral education of modern youth. It is quite understandable and obvious that no social, economic and political projects in any country can be successfully implemented without the spiritual revival of each individual and society as a whole. In the process of growing up a young person, the need for his spiritual and moral education arises. The social life of a person begins in the family, school, university, at work, when this process includes the transfer of life experience in the aggregate of production, social and spiritual achievements of generations. Therefore, at each stage of life, it is necessary to solve the problem of spiritual and moral education.

For the spiritual and moral education and development of the modern young generation, a serious danger is the spread of asocial subcultures, low values, crime, terrorism, drug addiction, sects and other negative phenomena that have a devastating effect on the formation of their personality.

Keywords: spirituality, morality, youth, education, development, culture, values, personality.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня проблемы духовно-нравственного воспитания и развития молодежи являются одними из актуальных. И это связано с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (например, средства массовой информации и коммуникации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Т.е. современный мир

богат на негативное влияние на сознание молодежи. Противостоять этому может системная работа по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения.

Государственная политика Узбекистана в области образования ориентирована, прежде всего, на формирование всесторонне развитого человека, т.е. образованного, нравственного, инициативного, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Таким образом, система образования должна быть важнейшим очагом формирования жизненных установок личности, воспитания истинного гражданина. Духовно-нравственное развитие является основой обеспечения духовного единства всего народа. От гражданской позиции каждого человека, его жизненных установок, ценностей и моральных норм напрямую зависят темпы и характер развития любого современного общества.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

Проблема нравственности является предметом большого числа исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Эта проблема рассматривалась в рамках философской, психологической и педагогической науки. Обращение к нравственности раскрыто в трудах таких мыслителей как Ф.Аквинский, А.И.Ильин, Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, В.С.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, А.С.Хомяков и другие.

В современной социально-философской литературе неоднократно встречаются такие понятия, как духовность, духовно-нравственные ценности, духовное развитие, духовное возрождение народов, духовная культура и т.д. В первую очередь стоит отметить труды: С.С.Аверенцева, В.С.Барулина, С.С.Батенина, М.М.Бахтина, П.С.Гуревича, В.Е.Давидовича, М.Б.Дёмина, А.В.Иванова, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, А.Ф.Лосева, В.И.Толстых, Е.Г.Яковлева и др. Значительный вклад в понимание тенденций формирования духовно-нравственных ценностей молодежи внесли: Ю.Р.Вишневский, А.И.Ковалева, В.А.Луков, Б.А.Ручкин, В.Т.Шапко. Например, В.Марьясова рассматривает духовность как систему отношений человека к миру и себя в мире, т.е. как определенную программу поведения, являющуюся составной частью целостной личности, проявляющуюся в виде определенного мироотношения и определяющую приоритет высших духовных ценностей над витальными.

Среди узбекских ученых можно выделить Тишабаеву Л.А., которая рассматривала проблему духовно-нравственного воспитания студентов вузов

Республики Узбекистан, направленную на возрождение национальных ценностей, совершенствование системы национального образования и воспитанию гармонично развитого поколения в духе патриотизма и любви к Родине. Также Тишабаева Л.А. раскрывает значение изучения истории Узбекистана в воспитании молодежи в духе идеологии национальной независимости.

Шодмонова Ш.С., Гаппарова М.Э. работали над проблемой духовно-нравственного воспитания учащихся средне образовательных школ Республики Узбекистан, направленной на возрождение национальных ценностей, совершенствование системы национального образования и воспитанию гармонично развитого поколения в духе патриотизма и любви к Родине.

Умарова Д.А. анализирует основные аспекты молодежной политики Республики Узбекистан, духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. Подчеркивает приоритетность в контексте обучения задачи раскрытия фундаментального познавательного потенциала студентов и важность воспитательного компонента образования, в котором приоритетом является задача духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. Раскрывает сущность, цели и задачи духовно-нравственного воспитания студенчества, которое является одним из ключевых факторов развития страны, его политической и экономической стабильности.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Разнообразие исследуемого материала потребовало использования различных подходов и комплекса взаимодополняющих методов, которые обеспечили объективность и научную достоверность результатов исследования: теоретические методы: сравнительно-сопоставительный анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; метод научного синтеза фактических материалов; индуктивный и дедуктивный методы в их единстве при обобщении материалов; педагогический мониторинг: оценка и анализ продуктов деятельности. Методологическую основу составляют системный, личностно-деятельностный и культурологический подходы.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания и развития молодежи является одним из значимых, стоящих перед государством. Он не менее важен, чем политическая и экономическая стабильность страны. В современном мире,

к сожалению, наблюдаются тенденции поверхностного знания у молодежи истории и культуры своего народа, его философского и религиозного наследия. А ведь все это является своеобразной мировоззренческой «точкой отсчёта». Кроме того, культурная и религиоведческая неграмотность служат питательной почвой для возникновения всевозможных разрушительных экстремистских, фундаменталистских политических идеологий. И именно традиционные духовно-нравственные ценности могут стать ключевым моментом в преодолении этих отрицательных тенденций.

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития молодого поколения обусловлена наличием различных проблем и кризисных явлений современного мира, например, таких, как криминализация социума, наркомания, алкоголизм, низкий уровень моральных ценностей, проституция, бродяжничество, деформированный институт семьи, суицид, распространение асоциальных субкультур, низменных ценностей, преступности, терроризма, сект и других негативных явлений, которые оказывают разрушительное воздействие на становление их личности. В связи с этим, возникает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания и развития в отдельную область воспитания, обладающую доминантными особенностями, идеями, методами и способами своевременной реализации, которые в дальнейшем поспособствуют разрешению кризисных явлений.

Затрагивая проблему духовно-нравственного воспитания и развития молодого поколения, необходимо особым образом затронуть студенческую молодежь. Ведь она разная по своему социальному положению, ценностным ориентациям, жизненным принципам, нравственным позициям. У многих из них еще не сформированы мировоззренческие позиции, невысокий уровень общей культуры, духовности, нравственности, много вредных привычек. Нередко некоторые из них теряют смысл своего существования и опору в жизни. И как результат - появляются проблемы - наркомания, алкоголизм, преступность и др. И здесь необходимо обратить внимание на причины возникновения «внутренней пустоты» [1, 124-129].

Большая роль в духовно-нравственном воспитании и развитии молодежи возлагается на семью, детский сад, школу, друзей, группу сверстников, колледжи и лицеи, высшие учебные заведения, трудовые коллективы, армию, профессиональные сообщества и весь социум в целом. Примером для подражания должны быть родители, опекуны, преподаватели, друзья,

164

руководители, культурные деятели, общественно-политические активисты, обладающие высокой духовностью и нравственностью.

В многообразной сложной структуре духовно-нравственного воспитания и развития молодого поколения важную роль играет семья. Считается, что ребёнок - это зеркало семьи. Он приносит в детский сад, школу, а позднее и в жизнь то, что принял в своей семье, и всё то, что в ней отвергается. Каждый родитель старается вырастить из своего ребенка достойного гражданина, хорошего человека. И для этого он прикладывает массу усилий, стараясь открыть ему мир, обучить правильной жизни, дарить всё богатство своей души. Именно в семье закладываются основы свободной, гуманной, духовной, творческой личности, обладающей эстетическим вкусом, достойными нравственными нормами и хорошими манерами.[2, 6-31]. Семья может быть счастливой, когда все ее члены связаны взаимной любовью, общими интересами и делами. Именно в такой семье дети усваивают основы нравственности, раскрываются и развиваются их творческие способности, они учатся размышлять, обогащаются жизненным опытом. Однако, в современном мире, в условиях всестороннего экономического и политического реформирования значительно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. Это привело к социальному расслоению общества, снижению жизненного уровня большинства населения и к другим негативным последствиям, что, в свою очередь, отрицательно сказалось на семье. Произошла резкая дифференциация доходов, многие люди не могут приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. К сожалению, иногда наблюдается разрушение сложившихся нравственно-этических норм и семейных традиций. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Подобного рода негативные тенденции приводят к резкому снижению воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации подрастающего поколения. У детей, растущих в неблагополучных, конфликтных семьях, наблюдается появление проблем психического характера (аномалии и отклонения в поведении). Это, в свою очередь, ведет к ослаблению здоровья подрастающего поколения, и как результат, распространяются болезни, имеющие социальную обусловленность

165

(туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция); учащаются стрессы, неврозы, проявляется агрессивность.

На наш взгляд, среди причин нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Для всестороннего духовно-нравственного воспитания и развития молодёжи необходимо реальное партнерство по принципу «на равных», «с равной мерой ответственности и заинтересованности», И это можно реализовать через семью, социальные институты и воспитательно-образовательные учреждения.

В условиях формирования гражданского общества также большое внимание должно быть уделено высокому уровню правовой культуры населения. Поэтому необходимо также уделять значительное внимание правовому образованию, воспитанию законопослушного поведения. И это также является одной из приоритетных задач в работе с молодёжью. Необходимо учитывать воспитание у молодёжи поведенческой культуры, культуры быта, т.к. человек, общаясь с окружающими его людьми, выражает свои чувства, эмоции, реализует себя в поступках.

Таким образом, современные реалии требуют принятия срочных мер по сохранению нравственных и духовных устоев личности, развитию эстетической культуры, которая через знакомство с прекрасным миром будет способствовать формированию системы духовно-нравственных ценностей. Важно сформировать у молодежи такие нравственные качества, как любовь к Родине, доброта, коллективизм, трудолюбие, ответственность за свою судьбу и за все человечество.

Молодежь - это большая социально-демографическая группа, обладающая огромным разнообразным инновационным потенциалом. И цель государства - вовлечь молодых людей в общественную жизнь, потому что только молодое поколение способно обновить её и внести в неё кардинальные изменения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, одной из актуальных проблем воспитания является процесс формирования и становления духовно-нравственной личности современной молодежи, в связи с тем, что интеллектуальные способности и образование молодого поколения должны быть во взаимодействии с его

богатым духовным внутренним миром и высоким культурным уровнем развития. Как правило, прежде всего, это относится к становлению человека, обретению им неповторимой индивидуальности, собственного образа, формированию духовности, нравственному осознанию, творческого начала и исторически сложившейся ментальности страны. В духовно-нравственном воспитании и развитии современной молодежи, на наш взгляд, следует придерживаться следующих рекомендаций:

- создавать ориентацию на духовное развитие личности молодого человека;

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

- не пропускать мелочей в развитии личности детей;

- помогать овладевать общечеловеческими нормами и ценностями нравственности, формировать внутреннюю систему нравственных регуляторов поведения;

- строить отношения не на порицании негативных качеств личности детей, а на поддержке их положительных индивидуальных черт и качеств характера, которые им присущи;

- актуализировать принадлежность ребенка к определенной культуре и содействовать приобретению им ценностей и черт данной культуры.

REFERENCES

1. Еремеева, Л.И. (2016). К вопросу о духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи / Л.И.Еремеева // Вестник Югорского государственного университета. 1, 124-129. - ISSN 1816-9228. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/298380. (Eremeeva, L.I. On the question of spiritual and moral education of student youth / L.I.Eremeeva // Bulletin of the Yugorsk State University. - 2016. - No. 1. - P. 124-129. - ISSN 1816-9228. - Text: electronic // Lan: electronic library system.)

2. Малинин, В.А. Миссия современной школы - духовно-нравственное воспитание молодежи / В.А.Малинин, Т.Г.Мухина, Н.Ю.Елисеева // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 4. - С. 6-31. (Malinin V.A. The mission of the modern school is the spiritual and moral education of youth / V.A.Malinin, T.G.Mukhina, N.U.Eliseeva // Bulletin of the Minin University. - 2017. - No. 4. - P. 6-31.)

167

3. Щеулова Е.А., Николаева А.Е. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи как основа формирования и развития личности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749. (Scheulova E.A., Nikolaeva A.E. Spiritual and moral education of modern youth as a basis for the formation and development of personality // Modern scientific research and innovation. 2016. No. 12 [Electronic resource].)

4. Umarjonov, S.S. (2021). Ijtimoiy - gumanitar fanlarni o'qitishda Fahriddin Roziyning ontologik qarashlarining o'rni va ahamiyat. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(9), 1029-1038.

5. Safarov, M. (2021). Abu Bakr ar-Roziy etikasida insonning o'z kamchilliklarini anglashi va uni bartaraf qilishi muhokamasi. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1 (9) 68-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.