Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ  ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1155
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / нравственность / духовно-нравственные основы личности / воспитание / духовно-нравственное воспитание / до школьное воспитание / spirituality / morality / spiritual and moral foundations of person / upbringing / spiritual and moral upbringing / preschool education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Статья посвящена формированию духовно-нравственных основ личности в период дошкольного детства. Авторами определяются приоритетные задачи общества и государства в области воспитания, обосновывается значение дошкольного периода в формировании общей культуры и духовно-нравственных основ личности, проводится анализ исследований, посвященных духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. По мнению авторов ста тьи, гармоничное духовно-нравственное воспитание возможно при условии личностно ориентированного подхода к воспитанникам. В статье обозначен ряд проблем, препятствующих формированию духовно-нравственных основ личности дошкольников с опорой на личностно ориентированную парадигму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF A PERSONALITY AT THE PRESCHOOL AGE

The article studies how to develop spiritual and moral feelings in preschoolers. The authors determine the priority tasks of society and the state in the field of upbringing, substantiate the importance of the preschool period in the formation of a common culture and the spiritual and moral foundations of the individual, analyze the studies on the spiritual and moral education of the younger generation. According to the authors of the article, harmonious spiritual and moral education is possible subject to a personality-oriented approach to the pupils. The article outlines a number of problems that impede the formation of the spiritual and moral foundations of the personality of preschoolers based on a personality-oriented paradigm.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 378

Sazonova N.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: natik46@yandex.ru

Podanyova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: podanevatv@yandex.ru

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF A PERSONALITY AT THE PRESCHOOL AGE. The article studies how to develop spiritual and moral feelings in preschoolers. The authors determine the priority tasks of society and the state in the field of upbringing, substantiate the importance of the preschool period in the formation of a common culture and the spiritual and moral foundations of the individual, analyze the studies on the spiritual and moral education of the younger generation. According to the authors of the article, harmonious spiritual and moral education is possible subject to a personality-oriented approach to the pupils. The article outlines a number of problems that impede the formation of the spiritual and moral foundations of the personality of preschoolers based on a personality-oriented paradigm.

Key words: spirituality, morality, spiritual and moral foundations of person, upbringing, spiritual and moral upbringing, preschool education.

Н.П. Сазонова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: natik46@yandex.ru

Т.В. Поданёва, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: podanevatv@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена формированию духовно-нравственных основ личности в период дошкольного детства. Авторами определяются приоритетные задачи общества и государства в области воспитания, обосновывается значение дошкольного периода в формировании общей культуры и духовно-нравственных основ личности, проводится анализ исследований, посвященных духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. По мнению авторов статьи, гармоничное духовно-нравственное воспитание возможно при условии личностно ориентированного подхода к воспитанникам. В статье обозначен ряд проблем, препятствующих формированию духовно-нравственных основ личности дошкольников с опорой на личностно ориентированную парадигму.

Ключевые слова: духовность, нравственность, духовно-нравственные основы личности, воспитание, духовно-нравственное воспитание, дошкольное воспитание.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) [1]. Методологической основой разработки и реализации ФГОС ДО послужила Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2]. Стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [1].

Дошкольный период сенситивен для формирования общей культуры, духовно-нравственных основ личности подрастающего человека. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание должно занимать одно из приоритетных мест в воспитательном процессе в дошкольных учреждениях и семье. Это одна из сложнейших и актуальных задач и, вместе с тем, проблем воспитания подрастающего поколения (Л.Н. Галигузова, Т.Н. Доронова, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев и др.).

К сожалению, современная ситуация социализации детей, их роста и развития проходит на фоне информатизации общества и образования. Книги ушли на второстепенный план, и требуется возрождение читательской культуры современного общества. Персонажи сказок, мультфильмов для дошкольников не всегда несут нравственный и познавательный посыл. Многое из субкультуры детства порождает агрессию и тревожность. Материальные ценности в семьях нередко превалируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, культуре и образованности, патриотизме, ответственности и др. Личностные потребности выступают основным мотиватором деятельности и поведения. Миссия специалистов дошкольного образования - формирование духовно-нравственных основ личности подрастающего поколения.

Период дошкольного детства - время, когда у ребенка в сознании органично закладывается понимание моральных устоев общества, происходит формирование основополагающих нравственных норм, правил, идеалов. Раннее детство - время зарождения основ всех личностных качеств человека. С этого возраста начинается активное приобретение моральных знаний, первоначальное накопление нравственно-ориентированного опыта, формирование духовности. От формирования нравственных, волевых качеств ребенка зависит дальнейшее формирование ценностей, системы отношений к окружающему, к себе и другим людям, общей жизненной позиции, качество деятельности и взаимодействия с миром.

В раннем детстве закладываются основы личности: понятия добра и зла, формируется реакция на поступки людей, складывается начальный опыт поведения, отношений к Родине, семье, природе, людям, предметному миру, деятельности и др. Дети учатся проявлять уважение к взрослым, бережно относиться к окружающему, к результатам своего труда и труда других. Они овладевают умением сопереживать близким и чужим, эмоционально откликаться на переживания окружающих, помогать им. Большинство этих качеств являются фундаментом общей духовности человека.

Анализ исследований, связанных с духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения, показал многообразие терминологии, разнообра-

зие точек зрения на данное явление, несмотря на кажущуюся его понятность. В дошкольной педагогике в связи с рассмотрением ведущих понятий воспитания выделяются направления, которые обозначаются как нравственное, социальное, социально-личностное, социально-коммуникативное, духовно-нравственное, духовное, религиозное воспитание. Понятийный аппарат, определяющий задачи нравственного развития детей, достаточно широк.

Так, с точки зрения С.А. Ефименковой, под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного, систематического формирования духовно-нравственных качеств личности в целях подготовки ее к активному участию в жизни общества. Это процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества [3].

Т. И. Петракова четко показывает соотношение понятий «духовность» и «нравственность». Она отмечает: «Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности» [4]. Однако в современной науке нет единства в данном вопросе.

По мнению В.А. Сластенина, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [5].

Результатом нравственного воспитания, по мнению В.И. Логиновой, является система нравственных качеств и отношений личности ребенка к понятным ему сторонам действительности, а также нравственная направленность человека, выраженная в системе устойчивых, нравственно-ценных мотивов, определяющих отношение личности к человеку, к труду. В дошкольном возрасте формируются основы нравственности, которые претерпевают изменения и совершенствуются по мере взросления, но становятся необходимым фундаментом для дальнейшего становления личности.

С.А. Козлова отмечает, что духовно-нравственное воспитание - целенаправленный организованный процесс содействия самоопределению личности в ее духовно-нравственном становлении. Оно способствует формированию нравственных чувств и качеств, нравственной позиции, нравственного поведения, осознанного стремления к самопознанию, воспитанию разумного волевого начала, то есть умения размышлять о смысле и цели жизни, о системе иерархии общечеловеческих, культурных ценностей и месте человека в мироздании. Результатом целенаправленного духовно-нравственного воспитания является духовно-нравственное развитие, которое включает в себя становление моральных, духовных ценностей, формирующих духовно развитую личность [6]. При этом важно воспитать прочное и устойчивое нравственное поведение и ценности, базирующиеся на приобретенных ранее основах детского восприятия.

Таким образом, мы можем определить, что духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы в процессе ее приобщения к духовно-нравственным и базовым национальным ценностям. Под «духовно-нравственными ценно-

стями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, которые постепенно осваиваются, проходят через эмоциональное восприятие ребенком и практическое осознание в поведении других людей, а затем в собственном поведении.

Духовно-нравственное воспитание и развитие дошкольников - длительный процесс, требующий всестороннего, целенаправленного внимания, закрепления осваиваемых норм и полезных привычек поведения в повседневной жизни детей в образовательном учреждении и семье. Результаты духовно-нравственного воспитания не всегда проявляются сразу, имеют отсроченный во времени характер. Однако невнимание к решению этих воспитательных задач в дошкольный период маловосполнимо на последующих этапах возрастного развития. Ребенок замещает принятые обществом нормы на свои, «удобные ему правила жизни», которые становятся эгоцентричными и требуют дальнейшего перевоспитания.

Духовно-нравственное воспитание - сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованных действий всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов и др. Безусловно, базовую роль необходимо отвести семейному воспитанию, где ребенок осваивает первые нормы поведения, традиции, стиль взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Обеспечить системную, последовательную и целенаправленную работу в данном направлении, отследить ее результаты - одна из базовых задач педагогов учреждений дошкольного образования. Основной целью духовно-нравственного воспитания дошкольников является целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка в процессе его приобщения к ценностям культуры, освоения духовно-нравственных традиций своего народа. Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, формирование основ нравственных ценностных ориентаций.

Значимым условием воспитания духовности личности является развитие и сохранение лучших черт национального характера, таких как доброта, милосердие, ответственность, любовь к ближнему и своей Родине, в тесном взаимодействии с другими народами. Воспитание дошкольников предполагает постепенный переход внешних воспитательных воздействий педагогов и родителей во внутренние регуляторы самим ребенком своей деятельности и поведения.

Анализируя нормативные документы в области воспитания, можно выделить следующие задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

- формирование начал патриотизма и гражданственности;

- формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

- формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;

- формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания), коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт);

- воспитание трудолюбия и уважительного отношения к труду [3; 6].

Эти задачи решаются и на этапе дошкольного детства, когда закладываются основы нравственного воспитания и развития личности.

Анализируя позиции ведущих авторов в области дошкольной педагогики -Н.А. Виноградовой, А.П Гогоберидзе, Н.А. Зориной, Л.В. Кломийченко, С.А. Козловой, В.И. Логиновой, Н.В. Микляевой, В.А. Титова, В.И. Турченко и др., можно выделить три группы задач духовно-нравственного воспитания и развития (социального воспитания, нравственного воспитания):

- формирование у детей основ нравственного сознания, т.е. первых нравственных представлений, понятий, убеждений;

- формирование нравственного поведения;

- формирование нравственных чувств и отношений детей к себе, к другим, к разным сторонам и явлениям окружающего мира.

У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления, связанные с личным опытом ребенка - опытом поведения, общения, отношений. Эти представления ситуативны, фрагментарны и не всегда достаточно осознанны. К старшему дошкольному возрасту нравственные представления и понятия становятся более устойчивыми и служат не только внешним, но и внутренним регулятором деятельности и поведения.

Опыт нравственного поведения формируется параллельно с усвоением нравственных понятий. Это готовность ребенка к действию в соответствии с принятой им нравственной нормой, которая постепенно перерастает в убеждение. В этом процессе важно создать у ребенка чувство удовлетворения от правильного поступка, действия. В дошкольном возрасте дети накапливают опыт нравственного поведения, у них появляются первые навыки организованности и дисциплинированности, формируется самостоятельность, опыт положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, способность занять себя полезным делом, поддерживать чистоту в ближайшей окружающей его обстановке.

Возрастная эмоциональная отзывчивость детей, их впечатлительность, подражательность помогают воспитывать гуманные чувства. В период дошкольного детства складываются первые дружеские отношения и симпатии к сверстникам. В дошкольном возрасте при системном подходе могут быть сформированы чувство гордости за свою страну, патриотические, эстетические, интернациональные чувства. Нравственные чувства можно разделить на чувства по отношению к себе, к другим людям, к коллективу, искусству, природе, здоровью и др. В процессе взросления - от младшего к старшему дошкольному возрасту - нравственные чувства становятся устойчивее и выступают мотивами поведения детей.

На наш взгляд, необходимо дополнить рассмотренный перечень задач духовно-нравственного воспитания следующими пунктами:

1. Воспитание индивидуальности, развитие личностных качеств ребенка (доброта, честность, ответственность, самостоятельность, активность, трудолюбие, тактичность, эмпатия).

2. Воспитание ценностного отношения детей к себе, своей семье, окружающим людям разных национальностей, к Родине, природе, искусству, к разным сторонам окружающего мира.

3. Воспитание культуры поведения (культура общения, этическая культура, культурно-гигиенические навыки и др.).

4. Развитие эмоциональной культуры личности, способности к проявлению, выражению и саморегуляции эмоций, поведения во взаимодействии с окружающими на основе усвоенных общественно принятых норм и правил.

5. Освоение знаний и формирование отношений детей к своей истории, народной и мировой культуре, традициям.

6. Воспитание гендерных качеств и формирование линии поведения в соответствии с полом ребенка, освоение ребенком лучших черт и качеств, присущих мужчине и женщине, находящихся в зоне его возрастного понимания.

Невозможно оставить без внимания и вопросы духовного воспитания на основе религии и обычаев разных народов. Сегодня все больше людей обращаются к православной культуре, праздникам, традициям, обычаям, укреплению духовного здоровья личности. Все больше семей приходят к вере, вовлекая в неё детей начиная с дошкольного детства. Это направление духовно-нравственного воспитания является приоритетом семейного выбора и ситуацией семейного воспитания, областью деятельности воскресных школ и др. учреждений духовного воспитания общества.

Гармоничное духовно-нравственное воспитание возможно при условии личностно ориентированного подхода к воспитанникам. Только то воспитательное влияние будет иметь устойчивый характер, которое осознается и принимается ребенком как имеющее для него собственный смысл и значение, пропущенное через личный опыт поведения и общения, закрепленный в действии.

Между тем, возможность организации процесса формирования духовно-нравственных основ личности дошкольников в личностно ориентированной парадигме не является однозначной. В дошкольном учреждении при реализации данной парадигмы выявляется целая система барьеров. Обозначим основные из них.

1. Отсутствие мотивации педагогов в реализации личностно ориентированного воспитания детей. Авторитарный стиль превалирует во взаимодействии педагогов и детей по причине его большей сиюминутной эффективности. Не способствует поиску индивидуальной личностной ориентации и высокая наполняемость групп дошкольников.

2. Недостаточность теоретической и, главное, практической готовности педагогов реализовывать личностный подход к детям, отсутствие понятного инструментария. Переход на личностно ориентированное взаимодействие, по сути, не меняет компоненты образовательного процесса и формы взаимодействия. Он меняет подход педагогов к ребенку, стиль общения с ним. Предполагает принятие каждого ребенка с его способностями и особенностями и его органичное воспитание в естественных условиях разнообразной, содержательной и привлекательной детской деятельности.

3. Отсутствие личностно ориентированной системы управления в дошкольном образовательном учреждении, неготовность управленческой структуры взаимодействовать в системе партнерской концепции. Отсюда затруднения в достижении единого образовательного пространства и комфортного психологического климата в учреждении и среде развития всех участников образовательного процесса. Личностно ориентированный подход - это стиль жизни и деятельности всех участников процесса, и он не может быть однобоким, распространяться только в отдельных сферах и не затрагивать других.

4. Сложность установления взаимосвязи с родителями в обеспечении единого подхода к воспитанию духовности и нравственности, концептуального единства понимания его основных задач. Преобладание авторитарного или либерально-попустительского стиля семейного воспитания, возрастание гиперопеки родителей над детьми создают барьеры в их духовно-нравственном воспитании и дают почву для протеста в первом случае и увеличение в разы возрастной доли эгоцентризма ребенка в арифметической прогрессии. Эти факторы «тормозят» становление духовно-нравственных основ личности, делают ее несамостоятельной и инфантильной. К школьному обучению часто приходят дети, не имеющие базовых ценностей и элементарного уровня воспитанности.

В преодолении этих барьеров и проблем, с ними связанных, состоит, на наш взгляд, возможность эффективного осуществления педагогами естествен-

ного, гармоничного и соответствующего природе ребенка воспитания его личности, духовности.

Личностно ориентированное воспитание - это стиль и платформа для осознанного принятия и применения в повседневной жизни осваиваемых норм, правил, ценностей, привычек и опыта поведения. Ребенок путем подражательных механизмов, имеющих приоритетность среди методов воспитания, приобретает качества личности значимых для него взрослых. Формирование духовно-нравственных основ - это осуществляемое в процессе социализации дошкольников последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности растущего человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Библиографический список

Необходимыми условиями такого воспитания являются: нравственный пример педагогов и родителей; социально-педагогическое партнерство дошкольного учреждения с учреждениями и организациями, способствующими духовному и нравственному развитию дошкольников; обеспечение сопровождения индивидуально-личностного развития детей; наличие программ и методических материалов для комплексного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; мотивация и формирование готовности педагогов и родителей к личностно ориентированному подходу в воспитании детей; обеспечение преемственности в формировании духовно-нравственных основ личности на всех ступенях образования человека; обеспечение практического применения в жизни детей осваиваемых норм и ценностей; осознание взрослыми социальной и личностной значимости воспитания подрастающего поколения в дошкольном учреждении и семье.

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Available at: http://schoo1.ru/fgos/ koncepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf

3. Золотарева Е.К. Педагогическая система духовно-нравственного развития и развития личности. Пермь: ПГПИ, 1993: 64 - 87.

4. Потаповская О.М. О методологических подходах к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Педагогика. 2013; № 6: 72 - 82.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Москва: Академия, 2015.

6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Москва: Академия, 2012.

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 № 1155. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/

2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Available at: http://schoo1.ru/fgos/ koncepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf

3. Zolotareva E.K. Pedagogicheskaya sistema duhovno-nravstvennogo razvitiya irazvitiya lichnosti. Perm': PGPI, 1993: 64 - 87.

4. Potapovskaya O.M. O metodologicheskih podhodah k duhovno-nravstvennomu vospitaniyu detej doshkol'nogo vozrasta. Pedagogika. 2013; № 6: 72 - 82.

5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika. Moskva: Akademiya, 2015.

6. Kozlova S.A., Kulikova T.A. Doshkol'naya pedagogika. Moskva: Akademiya, 2012.

Статья поступила в редакцию 22.06.20

УДК 37.013

Pyatunina V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia),

E-mail: veronaglam@mail.ru

SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF VOLUNTEER ACTIVITIES OF STUDENTS. The researcher conducts an analysis of effective ways of organizing volunteer activities of university students. The author analyzes the basics and content of volunteerism, the specifics of its organization during the pandemic, and defines the structure of volunteerism as a pedagogical phenomenon. The article considers the conceptual foundations of social and pedagogical support of volunteering as a personalized practice and educational strategy for the development of universal competencies of students in accordance with the requirements of the Federal state educational standard of higher education. The possibilities and potential of social and pedagogical support of volunteering are analyzed through the prism of the functions of this type of activity. The article presents the results of an empirical study that analyzes the motivational factors of involvement of students of the faculty of social management of the Yaroslavl pedagogical University named after K.D. Ushinsky in volunteer activities. The article is intended for research and teaching staff of universities, heads of student volunteer groups, organizers of extracurricular activities, researchers.

Key words: social competence, motivation, volunteer activity, youth.

В.М. Пятунина, канд. пед. наук, ст. преп., Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, г. Ярославль,

E-mail: veronaglam@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена анализу эффективных способов организации волонтерской деятельности обучающихся вузов. С позиций субъектного подхода анализируются сущность и содержание добровольческой деятельности, специфика её организации в период пандемии, определена структура волонтерства как педагогического феномена. Рассматриваются концептуальные основы социально-педагогического сопровождения волонтерства как персонифицированной практики и образовательной стратегии развития универсальных компетенций студентов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Возможности и потенциал социально-педагогического сопровождения волонтерства анализируется через призму функций данного вида деятельности. В статье представлены результаты эмпирического исследования, которое анализирует мотивационные факторы вовлеченности студентов факультета социального управления Ярославского педагогического университета имени К.Д. Ушинского в волонтерскую деятельность. Статья предназначена для научно-педагогических работников вузов, руководителей студенческих волонтерских отрядов, организаторов вне-учебной деятельности, исследователей.

Ключевые слова: социальные компетенции, мотивация, волонтерская деятельность, молодежь.

Современное общество характеризуется не только высокой динамикой социальных процессов, но и трансформацией социальных и персональных ценностей. При этом существует ряд ценностей, которые остаются стабильными и неизменными абсолютно для всех народов и во все времена. К таковым ценностям можно отнести добровольную, альтруистическую работу на благо общества. Ситуация пандемии показала, что волонтерство является не только социально значимым, но и весьма востребованным среди молодежи видом деятельности. Несмотря на риск заражения новой коронавирусной инфекцией, экономический

кризис, снижение доходов, добровольческая работа оказалась на пике своей популярности. На сайте Первого канала 22 апреля 2020 г. была озвучена информация о том, что тысячи россиян стали волонтерами во время пандемии корона-вируса, при этом люди не только откликались на призывы о помощи со стороны органов власти и местного самоуправления, но и широко проявляли инициативу в оказании помощи нуждающимся. Примером гражданской активности является и сайт #МЫВМЕСТЕ, на котором можно было, как оставить заявку на получение помощи, так и предложить её.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.