Научная статья на тему 'Традиции православной культуры как фактор духовно-нравственного воспитания дошкольников'

Традиции православной культуры как фактор духовно-нравственного воспитания дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / духовно-нравственное воспитание / нравственные эталоны / этнокультурный компонент / теоцентрическая модель / development / moral education / moral standards / ethno-cultural component / the theocentric model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гераськина Оксана Алексеевна

В статье раскрывается актуальность духовно-нравственного развития на современном этапе, характеризуются возрастные особенности детей дошкольного возраста, их сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, обосновывается необходимость реализации программ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ на основе традиций православной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гераськина Оксана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADITIONS OF THE ORTHODOX CULTURE AS A FACTOR OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article reveals the relevance of spiritual and moral development at the present stage, characterized by the age characteristics of children of preschool age, their sensitivity to the assimilation of moral norms and rules, the necessity of realization of programs of spiritual and moral upbringing of children of preschool age in PRESCHOOL based on the traditions of the Orthodox culture.

Текст научной работы на тему «Традиции православной культуры как фактор духовно-нравственного воспитания дошкольников»

УДК 373.2

Гераськина Оксана Алексеевна,

НОДУ «Тверской православный детский сад Святой Анны Кашинской», г. Тверь

e-mail: geraskina.ok@yandex.ru

ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье раскрывается актуальность духовно-нравственного развития на современном этапе, характеризуются возрастные особенности детей дошкольного возраста, их сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, обосновывается необходимость реализации программ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ на основе традиций православной культуры.

Ключевые слова: развитие, духовно-нравственное воспитание,

нравственные эталоны, этнокультурный компонент, теоцентрическая модель.

Geraskina Oksana Alekseevna,

"Tver Orthodox kindergarten St. Anna of Kashin",

Tver

e-mail: geraskina.ok@yandex.ru

THE TRADITIONS OF THE ORTHODOX CULTURE AS A FACTOR OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL

CHILDREN

Abstract. The article reveals the relevance of spiritual and moral development at the present stage, characterized by the age characteristics of children of preschool age, their sensitivity to the assimilation of moral norms and rules, the necessity of realization of programs of spiritual and moral upbringing of children of preschool age in PRESCHOOL based on the traditions of the Orthodox culture.

Keywords: development, moral education, moral standards, ethno-cultural component, the theocentric model.

В настоящее время специалистами отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей, в том числе дошкольного возраста, их телесного, психического и духовного здоровья.

1

Неблагоприятная экологическая ситуация, отсутствие должных физических занятий, нервные расстройства ведут к многочисленным болезням детей. Еще более неблагополучно наше время для психического и духовного развития ребенка. Погруженный в технократию мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность. Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа [2, 5].

Неполноценное, искаженное духовно-нравственное развитие ребенка является причиной деформации его социального развития. И эта опасность усиливается тяжелейшим духовно-нравственным кризисом, который переживает современное российское общество. Такое состояние общества, где агрессия, конфликты, жестокость, войны, преступления становятся обыденными явлениями. Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей, формирование подлинно нравственных граждан, возможно только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, его нравственности.

Ставший фундаментальным для педагогики тезис о том, что «личностью не родятся, личностью становятся» [3, 217], требует глубоких знаний и понимания закономерностей развития и воспитания детей. Психология развития ребенка выделяет следующие факторы, влияющие на процесс развития психики детей, это биологические предпосылки, социальная среда и воспитательные воздействия. Признавая значение природных особенностей человека, мы должны подчеркнуть, что они являются лишь условиями, предпосылками, но не движущими причинами

2

психического развития ребенка. Ни одно из специфических для человека психических качеств (логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий) не может возникнуть путем созревания органических задатков. Для этого требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания [4, 9].

Развитие человеческой личности возможно только в человеческом обществе. Необходимо помнить о возрастных особенностях развития психики ребенка. Дошкольный возраст считается сензитивным периодом для нравственного развития личности: для формирования моральных эталонов и норм, системы ориентировочной деятельности, являющейся основой произвольной регуляции поведения. Нравственные эталоны выступают как необходимый ориентир во взаимодействии ребенка с окружающими людьми и миром. В раннем возрасте их использование происходит неосознанно. В дошкольном возрасте ребенок начинает их осознавать, в результате чего они постепенно трансформируются в ценностные ориентиры, поэтому необходимо способствовать процессу развития нравственного сознания. К старшему дошкольному возрасту дети достигают достаточно высокого уровня физического и психического развития, позволяющего произвольно управлять своим поведением. Формирование нравственных и религиозных чувств базируется не только на эмоциях, но и на системе знаний, представлений о нравственных категориях, добре и зле, справедливости. К старшему дошкольному возрасту происходит обобщение конкретных значимых нравственных содержаний в трех видах: сознании, деятельности, личностных

отношениях [2, 26].

Следует отметить современные тенденции «погони за знаниями», чрезмерное развитие когнитивных компонентов в ущерб личностному развитию. Из выше сказанного следует сделать вывод о сугубой важности периода дошкольного детства. Отсюда вытекает ответственность которая

3

лежит на педагоге, воспитателе. С греческого слово «педагогика» переводится как «детоводительство», т.е. совместный путь учителя и ученика. На настоящий момент в большинстве ДОУ, где осуществляется духовно-нравственное воспитание, под ним подразумевается этнокультурный компонент [2, 37]: краеведческая работа, приобщение детей к народной культуре, патриотическое воспитание. Безусловно это полезная работа, но за этим малым скрывается большее, самое главное. Ведь истоки культуры русского народа в ее колыбели - в крещении Руси Св. князем Владимиром. Для русской культуры и русского человека определяющую роль в его мировоззрении играет православная вера и православный уклад жизни. Поэтому возрождая теоцентрическую модель дошкольного духовно-нравственного воспитания, надо дать воспитанникам возможность обретения спасительного духовнонравственного опыта через приобщение их к истокам православной культуры, ориентирующим их на добро, истину, любовь и веру в образцах православной жизни [2, 39].

Следует, однако, сказать, что осознание необходимости возрождения духовной культуры в воспитании дошкольников привело к тому, что подчас в детские сады под видом духовности вносятся практики сектантского, языческого, мистического, а нередко и оккультного толка, что крайне отрицательно сказывается на формировании и развитии ребенка. Поэтому важно понять, что для ребенка полезна только его родная духовная культура. Современный закон «Об образовании в РФ» позволяет педагогическим коллективам ДОУ выбирать часть программы по своему усмотрению. Имеются программы утвержденные Министерством образования, соответствующие Федеральному Стандарту Дошкольного Образования. Значит не достает малого: понимания

необходимости внедрения духовно-нравственного воспитания на основе ОПК, желания и решимости самих педагогов.

4

Чтобы внушить детям нравственные чувства, пробудить стремление ко всему благородному и прекрасному, учителя должны сами иметь высокую нравственность. Детям «язык сердца доступнее, чем говор ума», детей нельзя обмануть заумностию слов [6, 2]. Феофан Затворник так писал о воспитателях: «Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых. Воспитание из всех святых дел самое святое» [5, 405]. Очевидно, успешность процесса воспитания обусловливается прежде всего таким фактором, как воспитание самих воспитателей. Человеческой личности вообще, а педагогу особенно, свойственна неуспокоенность в поисках смысла бытия, стремление к самопознанию, самосовершенствованию. В завершении хотелось бы напомнить слова из Евангелия от Матфея (гл.19,ст.14) «Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» [1,47].

Список литературы

1. Новый Завет. М.: Сибирская Благозвонница, 2009.- 560 с.

2. Гладких Л.П. Основы православной культуры. Научно-методическое пособие для педагогов детских садов. - Курск, 2008.- 324с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

- 304 с.

4. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. и др.; Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

5. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М.: Правило веры, 2008. — 608 с.

6. Маслов Н.В. Условия успешности православного воспитания // Глинские чтения, 2007.- ноябрь-декабрь.- с. 2-5.

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.