Научная статья на тему 'Православные праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям'

Православные праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1674
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
духовно-нравственные ценности / педагогические условия / православные праздники / субъекты образовательного пространства. / spiritual and moral values / pedagogical conditions / Orthodox holidays / subjects of educational environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилева Анжела Валентиновна, Клокова Елена Валерьевна

В статье рассматривается актуальная проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям посредством православных праздников; на примере некоторых православных праздников раскрывается их воспитательный потенциал. Авторы определяют педагогические условия, необходимые для проведения данной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Делается акцент на том, что в процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям должны быть вовлечены все субъекты образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гилева Анжела Валентиновна, Клокова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orthodox holidays as a resource to accustom senior preschool age children to spiritual and moral values

The article deals with the actual problem of fostering spiritual and moral values in senior preschool age children by means of Orthodox holidays; the educational potential is revealed on the examples of some Orthodox holidays. The authors determine the pedagogical conditions necessary for carrying out this work in a preschool educational institution. They emphasize that all subjects of the educational environment should be involved in the process of fostering spiritual and moral values in senior preschool age children.

Текст научной работы на тему «Православные праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям»

Гилева А. В., Клокова Е. В. Православные праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2019/196042.htm.

ДРТ 196042 УДК 37.034

Гилева Анжела Валентиновна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь а gileva@mail.ru

Клокова Елена Валерьевна,

студентка ФГБОУ ВО «<Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь Иокоуа elena@mail.ru

Православные праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям посредством православных праздников; на примере некоторых православных праздников раскрывается их воспитательный потенциал. Авторы определяют педагогические условия, необходимые для проведения данной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Делается акцент на том, что в процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям должны быть вовлечены все субъекты образовательного пространства. Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, педагогические условия, православные праздники, субъекты образовательного пространства. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям всегда была и остается одной из актуальных проблем общественного развития. В современном обществе отмечается снижение показателей духовно-нравственного воспитания, основными причинами которого выступают такие явления, как разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, искажение информационной среды, изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель. Подвергаются сомнению многие ценности, отмечается доминирование материальных ценностей над духовными. Мы всё чаще сталкиваемся с искажением детских представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Образовавшийся социокультурный кризис системы духовно-нравственных ценностей и социальных норм коснулся всех социальных слоёв населения, а особенно детей. Дети - зеркало общества, они быстро усваивают и воспроизводят оценки и установки взрослых и окружающей их действительности, а взрослые теряются в среде безнравственности, цинизма, оскорбления и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и детские игрушки. Дети отдают предпочтение заполонившим наше пространство гаджетам, чем общению со сверстниками. Все это приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с фактами детской преступности, злобности, вызванными общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В связи с этим вопросы приобщения детей к духовно-нравственным ценностям в современных условиях приобретают особое значение. Усвоение духовно-нравственных ценностей доступно детям старшего дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок способен воспринимать и переживать первые духовно-нравственные впечатления, на основе которых он приобретает жизненный опыт,

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Гилева А. В., Клокова Е. В. Православные праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2019/196042.htm.

который определит весь его последующей путь, а также нравственный и духовный выбор. Духовно-нравственные ценности - это установки и ориентиры, выступающие в качестве идеала, эталона должного, определяющие отношение человека к объектам действительности и регулирующие его поведение и деятельность. Л. М. Архангельский называет ценностные ориентации одним из факторов мотивации поведения личности, основой ее личностного выбора и социальных поступков [1]. Духовно-нравственные ценности - это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов [2]. Традиционные духовно-нравственные ценности - это ценности стабильные, которые переходят от поколения к поколению, наследуются от предков, не зависят от времён и являются мироохра-нительными по своей сущности. Следует отметить, что традиционные общечеловеческие ценности отмечены в заповедях всех религий: почитай родителей, не убивай, не укради, не лжесвидетельствуй, не делай другому то, чего не желаешь себе, они приобрели характер национальных, всечеловеческих ценностей, приобщение к которым составляет основу духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста [3].

Вопросы приобщения детей к духовно-нравственным ценностям решаются на государственном уровне. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации [4]. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., подписанной председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым, говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, которые сложились в процессе общекультурного становления России. Основными духовно-нравственными ценностями согласно данной Стратегии признаются гуманность, праведность, достоинство, совесть, личное достоинство, вера в добрые идеалы, исполнение нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством [5].

Процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям представляет собой сложную психолого-педагогическую проблему, и одним из средств решения данной проблемы являются православные праздники. Православные праздники - это дни, посвященные торжественному прославлению самых значительных с точки зрения православия событий. Праздники диктовали нормы поведения людей, закрепляя их в памяти поколений и требуя их неукоснительного соблюдения и повторения. В процессе праздников укреплялись межличностные взаимоотношения, удовлетворялись психологические и эмоциональные потребности во взаимодействии. Праздники - это своеобразный художественный отклик человека на окружающий его мир. Они являлись важной стороной общественной и семейной жизни. В народном сознании православные праздники были чем-то священным, противопоставленным повседневной жизни. В праздники соблюдалась полная свобода от всякой работы и трудовая деятельность была запрещена. Праздникам отводилось особое место в обществе, они рассматривались как своеобразный урок для всех последующих поколений, как средство передачи знаний и трудовых навыков. По своей сути православные праздники являлись одной из форм передачи моральных норм от одного поколения к другому. Погружение детей в пласт народных традиций, представленных в празднике, является основой для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям.

В. М. Меньшиков, О. С. Ильина определяют основные принципы организации процесса приобщения детей к духовно-нравственным ценностям в условиях дошкольного образовательного учреждения. Культурологический принцип определяется тем,

Гилева А. В., Клокова Е. В. Православные праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196042.htm.

что целью духовно-нравственного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, в процессе которого дети знакомятся с основами православной культуры как культурной составляющей российской ментальности.

Следующий принцип построения содержания духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста - это принцип использования календарей: гражданского, природного и православного. В процессе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста поддерживается естественная связь их содержания с жизнью на основе использования календарей, в которых отмечены праздники, а также важнейшие события и изменения, происходящие в окружающем мире, придавая смысл разнообразной деятельности, прогулкам и экскурсиям. В соответствии с календарями строится вся образовательная деятельность в детском саду.

Третий принцип - учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Следование этому принципу особенно важно в период дошкольного детства, так как именно в этом возрасте возрастные и индивидуальные особенности детей проявляются более резко, чем вы последующие годы [6]. Базовые принципы позволяют организовать работу по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям системно, с опорой на традиции, сложившиеся в нашей стране. В процессе образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями можно провести такие православные праздники, как Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха, Троица и другие.

Так, православный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы - это весенний праздник, который приходится на 7 апреля. Это праздник благой вести - вести Марии о том, что скоро родится Спаситель, это день начала спасения человека. Это день радости, чистоты, смирения, благодати. Он издавна считался днем добра и мира. На Руси его очень почитали. Недаром русская пословица гласит, что в день Благовещения птица гнезда не вьет, девица косы не заплетает. Это день был посвящен посещению храмов, в которых проходили праздничные богослужения. Хозяйственные дела в этот день следовало отложить. В старину в Благовещение открывали птичий торг, люди покупали птиц для того, чтобы выпустить их из клетки на волю. Благовещение как православный праздник способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к таким духовно-нравственным ценностям, как умение видеть красоту природы и человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве. Этот праздник призывает детей приумножать красоту окружающего мира, радоваться миру вокруг и любить все живое [7].

Троица - это также один из значимых православных праздников, выпадающий на воскресенье спустя семь недель после Пасхи. Праздник Троицы считается днем рождения церкви. Традиционно с праздником Троицы связан поэтический образ русской березы, ветвями которой украшали дома и храмы, а девушки заплетали ветви березы лентами, наряжая ее к празднику. Троицу всегда весело праздновали, пели, плясали, встречая лето красное. В этот день люди прощали друг другу обиды, заводили новых друзей, понимая, что лучше дружить, чем разжигать ссоры и распри. Праздник Троицы создает ситуацию приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальным традициям и обрядам, воспитания любви к ближнему, природе родного края, наполняет детей радостью и умиротворением, дает детям возможность понять, что такое дружба, мир и согласие между людьми, учит избегать ссор и раздоров, находить пути общения.

Для достижения воспитательных целей требуется предварительная подготовка к празднику, состоящая в ознакомлении детей с историей праздника и традициями его празднования, которая позволит осознанно относиться к восприятию православного праздника. Во время проведения праздника рекомендуется использовать разнообраз-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гилева А. В., Клокова Е. В. Православные праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196042.htm.

ные средства эмоционального и эстетического воздействия на детей: музыку, живопись, игры, сказки, встречи со священнослужителями. Православные праздники создают условия для формирования у детей эмоционального восприятия мира, помогают в осознании связи времен и поколений, способствуют формированию основ национального самосознания и любви к Родине [8].

Для проведения воспитательно-образовательной работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям в детском саду следует создать педагогические условия. Такими педагогическими условиями, включающими в себя совокупность внешних факторов с единством внутренних связей, являются создание развивающей предметно-пространственной среды, самообразование педагогов, взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного пространства: детей, педагогов, родителей, социальных партнеров. Необходимым условием организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования должна стать полноценно организованная развивающая предметно-пространственная среда [9]. В группе детского сада могут быть оформлены уголки, в которых будут размещены атрибуты православной культуры, православная литература, тематические раскраски и календари, а также элементы ряжения как обязательного атрибута православных праздников. Компонентом развивающей предметно-пространственной среды группы должна стать картотека игр духовно-нравственного содержания - дидактических, настольных, словесных, пальчиковых, а также альбомы ребусов, загадок, пословиц и поговорок. В приемной для родителей в форме папки-передвижки размещается информация, включающая сведения о православных праздниках, семейных традициях и литературе для семейного чтения. Рекомендуется оформить тематические выставки фотографий, поделок, рисунков, памяток по православной тематике. В методическом кабинете детского сада оформляется стеллаж, на котором будет представлен теоретический и практический материал по организации и проведению православных праздников, литература для детей, педагогов и родителей, видеоматериалы, демонстрационный и раздаточный материал для проведения НОД, игры по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям.

Создание педагогических условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям должно осуществляться на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. Работа в этом направлении связана с постоянным самообразованием педагогов, направленным на повышение уровня теоретических знаний о православной культуре и освоение разнообразных форм и методов приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям. Включение ребенка в игровую деятельность, которая в этом возрасте является ведущей, создаст условия для воспитания у детей таких важных нравственных качеств, как сопереживание, милосердие, сострадание, доброжелательность, честность. Игровая деятельность - это та деятельность, в процессе которой формируются важнейшие психические новообразования или качественные характеристики личности ребенка данного возраста, проявляющиеся в деятельности, поведении и общении со взрослыми и сверстниками. Театрализованная деятельность с использованием духовной музыки, народного песенного и танцевального репертуара позволит воплотить духовно-нравственные ценности в смоделированных ситуациях. Продуктивно-творческая деятельность важна для воспитания трудолюбия и приобщения детей к рукотворному и предметному миру. Дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Развитие социальных связей детского сада с культурными и православными центрами, такими как библиотеки семейного чтения,

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гилева А. В., Клокова Е. В. Православные праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196042.htm.

краеведческие музеи, воскресные школы при храмах, придаст дополнительный импульс для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, совершенствуя конструктивное взаимодействие всех участников образовательных отношений, строящееся на идее социального партнерства.

Велика роль семьи и семейных отношений в формировании у детей духовно-нравственных ценностей. В этот процесс следует вовлекать и родителей как полноправных участников образовательных отношений. Они могут стать активными участниками православных праздников, оказывая помощь в их подготовке. На добровольной основе и по согласованию с родителями организуется кружок православной культуры, участие в котором расширит знания детей о традициях русского народа. В эту работу целесообразно включить и представителей старшего поколения, которые в большей степени чтут православные традиции.

В заключение отметим, что наши дети - наследники богатейшей культуры, основы русской цивилизации. Изучение православной культуры, частью которой являются православные праздники, позволит ребенку почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость русской культуры. Православные праздники, обладая мощным воспитательным потенциалом, формируют чувство соборности (общности) не только с современниками, но и с предыдущими поколениями, обеспечивая их связь и преемственность. В условиях сегодняшнего дня важно помочь подрастающему поколению в восприятии духовно-нравственных ценностей и выработать в сознании иммунитет ко всему безнравственному и негативному. Начинать эту работу нужно как можно раньше, начиная с дошкольного возраста, который считается наиболее сенситивным и благоприятным для формирования духовно-нравственных ценностей, так как «пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью» [10]. Ценный педагогический опыт по приобщению детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям посредством православных праздников имеется в МАДОУ «Детский сад № 1» города Чердынь. Духовный и педагогический потенциал исторического города Чердынь Пермского края позволяет реализовать систему мероприятий по решению данной проблемы.

Ссылки на источники

1. Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М., 1978. - 238 с.

2. Быковская В. Н. Организация духовно-нравственного воспитания в ДОУ на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. - URL: https://pedportal.net/po-zadache/upravlenie-dou/organizaciya-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-v-dou-na-osnove-vzaimodeystviya-vseh-subektov-obrazovatelnogo-prostranstva-446004.

3. Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания: пособие для учителя / под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М.: Просвещение, 2015. - 318 с.

4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 26 с.

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. - URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf.

6. Меньшиков В. М., Ильина О. С. Духовно-нравственное воспитание в дошкольном образовательном учреждении: задачи, принципы, содержание, технологии // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - № 3 (47).

7. Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 22 августа 2012 года № 08-250. - URL: https://pravobraz.ru/instruktivno-normativnoe-pismo-ob-obuchenii-osnovam-religi-oznyx-kultur-i-.

8. Концепция православного дошкольного образования. Отдел религиозного образования и катехизации Московского патриархата. - URL: https://refdb.ru/look/1948916.html.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Гилева А. В., Клокова Е. В. Православные праздники как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. - № V5. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196042.htm.

9. Федеральный государственный стандарт дошкольного http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/

10. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Указ. соч. - С. 5.

образования. - URL: https://

Anzhela Gileva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogy and Psychology Chair, Perm State National Research University, Perm a gileva@mail.ru Elena Klokova,

Student, Perm State National Research University, Perm klokova elena@mail.ru

Orthodox holidays as a resource to accustom senior preschool age children to spiritual and moral values Abstract. The article deals with the actual problem of fostering spiritual and moral values in senior preschool age children by means of Orthodox holidays; the educational potential is revealed on the examples of some Orthodox holidays. The authors determine the pedagogical conditions necessary for carrying out this work in a preschool educational institution. They emphasize that all subjects of the educational environment should be involved in the process of fostering spiritual and moral values in senior preschool age children. Key words: spiritual and moral values, pedagogical conditions, Orthodox holidays, subjects of educational environment. References

1. Arhangel'skij, L. M. (1978). Cennostnye orientacii i nravstvennoe razvitie lichnosti, Moscow, 238 p. (in Russian).

2. Bykovskaya, V. N. Organizaciya duhovno-nravstvennogo vospitaniya v DOU na osnove vzaimodejstviya vsekh sub"ektov obrazovatel'nogo prostranstva. Available at: https://pedportal.net/po-zadache/uprav-lenie-dou/organizaciya-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-v-dou-na-osnove-vzaimodeystviya-vseh-subektov-obrazovatelnogo-prostranstva-446004 (in Russian).

3. Bogdanova, O. S. (2015). Azbuka nravstvennogo vospitaniya: posobie dlya uchitelya, Prosveshchenie, Moscow, 318 p. (in Russian).

4. Danilyuk, A. Ya., Kondakov, A. M. & Tishkov, V. A. (2009). Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii, Prosveshchenie, Moscow, 26 p. (in Russian).

5. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (in Russian).

6. Men'shikov, V. M. & Il'ina, O. S. (2018). "Duhovno-nravstvennoe vospitanie v doshkol'nom obra-zovatel'nom uchrezhdenii: zadachi, principy, soderzhanie, tekhnologii", Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, № 3 (47) (in Russian).

7. Instruktivno-normativnoe pis'mo "Ob obuchenii osnovam religioznyh kul'tur i svetskoj etiki (ORKSE) v ob-shcheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah Rossijskoj Federacii" ot 22 avgusta 2012 goda № 08-250. Available at: https://pravobraz.ru/instruktivno-normativnoe-pismo-ob-obuchenii-osnovam-religioznyx-kultur-i-(in Russian).

8. Koncepciya pravoslavnogo doshkol'nogo obrazovaniya. Otdel religioznogo obrazovaniya i katekhizacii Moskovskogo patriarhata. Available at: https://refdb.ru/look/1948916.html (in Russian).

9. Federal'nyj gosudarstvennyj standart doshkol'nogo obrazovaniya. Available at: https:// http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (in Russian).

10. Danilyuk, A. Ya., Kondakov, A. M. & Tishkov, V. A. (2009). Op. cit., p. 5.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 01.02.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 11.04.19

Принята к публикации Accepted for publication 11.04.19 Опубликована Published 31.05.19

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Гилева А. В., Клокова Е. В., 2019

977230412019705

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.