Научная статья на тему 'Студенческая молодежь и ее духовно-нравственное воспитание: вызовы времени'

Студенческая молодежь и ее духовно-нравственное воспитание: вызовы времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / STUDENT YOUTH / EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / PERSONALITY TRAITS / PERSONALITY SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умарова Дурдонахон Ахрорхон Кизи

В статье анализируются основные аспекты молодежной политики Республики Узбекистан, духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. Подчеркивается приоритетность в контексте обучения задачи раскрытия фундаментального познавательного потенциала студентов и важность воспитательного компонента образования, в котором приоритетом является задача духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. Раскрываются сущность, цели и задачи духовно-нравственного воспитания студенчества, которое является одним из ключевых факторов развития страны, его политической и экономической стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умарова Дурдонахон Ахрорхон Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческая молодежь и ее духовно-нравственное воспитание: вызовы времени»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ И ЕЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ Умарова Д.А. Email: Umarova657@scientifictext.ru

Умарова Дурдонахон Ахрорхон кизи - студент, направление: национальная идея, основы духовности и правовое образование, социально-экономический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются основные аспекты молодежной политики Республики Узбекистан, духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. Подчеркивается приоритетность в контексте обучения задачи раскрытия фундаментального познавательного потенциала студентов и важность воспитательного компонента образования, в котором приоритетом является задача духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. Раскрываются сущность, цели и задачи духовно-нравственного воспитания студенчества, которое является одним из ключевых факторов развития страны, его политической и экономической стабильности.

Ключевые слова: студенческая молодежь, воспитание, духовно-нравственное воспитание, образовательный процесс, качества личности, социализация личности.

STUDENT YOUTH AND ITS SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION: CHALLENGES OF TIME Umarova D.A.

Umarova Durdonahon Ahrorhon kizi - Student, DIRECTION: NATIONAL IDEA, BASICS OF SPIRITUALITY AND LEGAL EDUCATION, FACULTY OF SOCIAL AND ECONOMIC, GULISTANSTATE UNIVERSITY, GULISTAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes the main aspects of the youth policy of the Republic of Uzbekistan, spiritual and moral education of students. It emphasizes the priority in the context of teaching the task of uncovering the fundamental cognitive potential of students and the importance of the educational component of education, in which the priority is the task of spiritual and moral education of students. The essence, goals and objectives of spiritual and moral education of students, which is one of the key factors in the development of the country, its political and economic stability are revealed.

Keywords: student youth, education, spiritual and moral education, educational process, personality traits, personality socialization.

УДК 37.017.7

Основной целью обеспечения овладения молодежи знаниями на мировом уровне в условиях глобализации является формирование и совершенствование у молодого поколения высокой веры в себя, крепкой воли, духовно-просветительской зрелости, верности своей профессии и всестороннего совершенства. Если экономический прогресс, развитие является телом нашего общества, то духовность, просвещение и зрелое политическое сознание считаются его духом, разумом и душой. Как отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев: «один из важнейших вопросов, который всегда нас волнует, касается нравственного облика нашей молодежи, ее мировоззрения. Сегодня стремительно меняется время. Кто больше всех чувствует эти изменения и перемены? Конечно, молодежь. Безусловно, пусть молодежь шагает

в ногу со временем, отвечает его требованиям. Однако в то же время она не должна терять свою национальную идентичность. Мысль о том, кто мы, потомками каких великих предков мы являемся, пусть всегда эхом отдается в ее сердцах и призывает быть приверженными национальному самосознанию. За счет чего мы достигнем этого? Только благодаря воспитанию, воспитанию и только воспитанию» [1].

Высшая школа должна стать фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию узбекистанского общества, где должна быть сосредоточена интеллектуальная, гражданская, духовная и культурная жизнь молодежи. Духовно -нравственное воспитание и развитие достигают содержательной полноты и становятся актуальным и для самого студента, когда соединяются с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора, что подразумевает, например, добровольное и посильное включение студентов в решение реальных социальных, культурных, экономических, экологических и других проблем семьи, вуза, района, города, страны.

В современном мире человек живёт и развивается среди множества разнообразных источников сильного воздействия на него как отрицательного, так и положительного характера (средства массовой информации, коммуникации, неординарные события в различных частях света, природные катаклизмы и т.п.), которые постоянно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого индивида, на его формирующуюся сферу нравственность. Сегодня молодежь живет и развивается, окруженная множеством разнообразных источников сильного на него воздействия как позитивного, так и негативного характера. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитание - это систематическое, целенаправленное, согласованное педагогическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных личностных и социальных качеств [3, с. 62].

Динамическое развитие современного общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро меняющемся социуме. Поэтому в современном обществе меняется характер и содержание обучения и воспитания студентов высших учебных заведений, но цель остается прежней - формирование личности специалиста с твердыми нравственными принципами, умеющего ориентироваться в любой ситуации, обладающего новым экономическим мышлением, способного к непрерывному образованию и развитию.

Воспитание в период обучения в вузе - существенный этап социализации личности. В это время студент в целом завершает выработку своей жизненной позиции, т.е. определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. Система духовно -нравственного воспитания студенчества ставит перед собой задачу научить молодое поколение следовать в жизни таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, истина, любовь, труд, знания, культура, Родина, Земля (как общий дом человечества), мир, праведное поведение и ненасилие.

Под духовно-нравственным воспитанием в вузе понимают комплекс взаимосвязанных и согласованных по целям, задачам, месту, времени, привлекаемым ресурсам мероприятий по созданию в нем необходимых информационных, социально-правовых, психолого-педагогических, бытовых, культурно-досуговых условий для осуществления и совершенствования образовательного процесса, осуществляемых всеми его субъектами с целью удовлетворения соответствующих потребностей личности, общества и государства. Мероприятия по духовно -нравственному воспитанию в вузе позволят в значительной мере снизить социальную напряженность и разобщенность студентов в их ближайшем окружении, повысить уровень культуры отношений, комплексно решать вопросы профилактики национальной и религиозной нетерпимости, утверждения принципов толерантности и социальной солидарности.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Молодежь является важнейшим трудовым и экономическим потенциалом общества, от которого зависит его прогрессивное развитие. Поэтому политика любого государства должна строиться так, чтобы обеспечить наиболее эффективное воспитание, полноценное образование, успешную специализацию. Молодежь несет ответственность за будущее страны, за преемственность исторического и культурного наследия, поэтому всемерная поддержка и привлечение молодых людей к созидательному, активному участию в жизни общества и государства является первоочередной задачей органов власти всех уровней [2, с. 78].

Список литературы /References

1. Мирзиёев Шавкат: воспитание молодежи - один из важнейших вопросов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/ru/politics/shavkat-mirziyeev-vospitanie-molodezhi-odin-iz-vazhneyshikh--16-06-2017/ (дата обращения: 11.06.2018).

2. Абдушукурова И.К. Воспитание студентов в аспекте молодежной политики. // Достижения науки и образования, 2017. № 6 (19). С. 77-78.

3. Тишабаева Л.А. Духовно-нравственное воспитание студентов в вузах Республики Узбекистан. // Вопросы науки и образования. Январь, 2018. № 1 (13). С. 61-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.