Научная статья на тему 'Педагогическая реабилитация и воспитание ребёнка с особенностями в развитии'

Педагогическая реабилитация и воспитание ребёнка с особенностями в развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЙ / ОСОБЕННЫЙ РЕБЁНОК (ПОДРОСТОК) / ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ / ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ДЕПРИВАЦИЯ / ДИДАКТОГЕНИЯ / СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЮ / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маленкова Людмила Ивановна

Особенный ребёнок (подросток). Отклонения в развитии. Трудновоспитуемость подростков. Депривация, дидактогения, сопротивление воспитанию. Дети группы риска. Воспитательный потенциал обучения, педагогическая поддержка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical rehabilitation and education of children with particularities in the development

Individual child (teenager). Development disorders. Maladjusted adolescents. Deprivation, didaktogeniya, resistance to breeding. Children of risk group. Training potential of teaching, teaching support

Текст научной работы на тему «Педагогическая реабилитация и воспитание ребёнка с особенностями в развитии»



Предмет нашего рассмотрения — дети особого возраста, подростки, волею судеб находящиеся в условиях коллективного обучения и воспитания. Где есть единые программы и стандарты, где обязательно соблюдать общие требования и правила, где взрослеющий человек поневоле оказывается предметом общих, нередко стандартизированных педагогических воздействий.

Педагогическая реабилитация и воспитание ребёнка с особенностями в развитии

Людмила Ивановна Маленкова,

профессор МПГУ, кандидат педагогических наук

• особый, особенный ребёнок (подросток)

• отклонения в развитии • трудновоспи-туемость подростков • депривация • ди-дактогения • сопротивление воспитанию

• дети группы риска • воспитательный потенциал обучения • педагогическая поддержка

Успешность, эффективность всего учебно-воспитательного процесса определяются тем, как каждый воспитанник (ученик) вписывается в него, какое место он там занимает. Справедливо обращение теоретиков и практиков к идеям личностно ориентированного воспитания. Это означает умение педагога увидеть в каждом ребёнке (подростке) его сущность, то есть его «особость» и «особенность», и на этой основе строить воспитательный процесс.

«Особость» определяется спецификой, своеобразием природы детства — уникального периода жизни и развития человека. А «особенность» каждого воспитанника — своеобразным протеканием этого жизненного процесса в зависимости от проявлений возрастных, половых и индивидуальных особенностей, от его наследственности, макросреды и микросреды обитания, от истории жизни и воспитания. Истоки этих особенностей — социальные, биологические, психолого-педагогические факторы. В совокупности эти факторы определяют возникновение и проявление тех особенностей ребёнка, которые делают процесс воспитания тонким и многотрудным. Ещё П.Ф. Лес-гафт предостерегал педагогов, говоря о правильной позиции педагога в оценке детей:

-е-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

«Обыкновенно приписывают самому ребёнку все замечаемые у него неблагоприятные явления, говорят даже о врождённой его злостности, не думая и не подозревая, что качества ребёнка являются отражением качеств окружающих его лиц».

Когда же подросток не вписывается в организованный учебно-воспитательный процесс, родители и педагоги говорят об отклонениях в развитии. В педагогике имеется даже их классификация. Отклонения могут быть анатомо-физиологические (наследственность, условия жизни, физические и психические заболевания, инвалидность, физические и душевные травмы детства); психические (забегание вперёд или отставание в развитии — личности в целом и отдельных её качеств); социальные (объективная и субъективная адаптированность, социальная запущенность, социальное сиротство). И педагогические — на основе семейного и общественного воспитания — меры позитивного и негативного характера, его динамики (опережения или отставания), наличие различных проявлений «сопротивления воспитанию».

Тогда речь идёт о трудновоспитуемости подростков. А если с позиций самого подростка, то употребляется не столь давно появившийся термин — депривация (социальная и психолого-педагогическая). Это понятие латинское: «потеря, лишение» как ощущение, осознание личностью разрыва между её ожиданиями и действительностью. Депривация характеризуется как голод по социальным контактам, состояние социального дискомфорта, сопровождаемое непривычными, часто негативными переживаниями и поступками.

«Особые» дети — кто это? По мнению педагогов и психологов, могут быть разные их категории, в основе которых — разные причины и проявления «особенности», разное собственное отношение к ней. Назовём здесь лишь некоторые из этих категорий. Дети-инвалиды (разных групп). Дети с отклонениями и задержками в физическом и психическом развитии. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети из девиантных и делинквентных семей. Дети, пострадавшие от дидактогении (домашней или школьной) по разным причинам — отставания или, наоборот, забегания вперёд в развитии и обучении. Дети, приобщившиеся купотребле-нию нервно-стимулирующих средств. Дети и подростки с ранней половой распущенностью. Дети, пережившие жизненные трагедии, насилие, жестокое обращение. Безнадзорные и беспризорные дети. Девиантные дети и несовершеннолетние правонарушители. Подростки, приобщившиеся к деятельности асоциальных и антисоциальных неформальных объединений. И другие.

Очевидно, что таких подростков воспитывать трудно. Но есть ещё категории проблемных детей, также вызывающих сложности в учебно-воспитательном процессе. Это одарённые дети и дети-вундер-

кинды, дети способные и развитые в каких-либо сферах деятельности и отраслях науки или искусства, спорта. Дети, хорошо воспитанные, интеллигентные и самодостаточные. Дети, обогнавшие сверстников в развитии. Дети, продуктивно и увлечённо занимающиеся в школах, клубах, секциях, кружках системы дополнительного образования. Дети — члены различных позитивных детско-юношеских объединений и общественных движений. Дети — представители разных общественно полезных неформальных объединений и различных молодёжных субкультур. И другие. Возможно и сочетание двух или более характеристик в личности одного ребёнка (подростка). Во всех случаях это дети группы риска, с различными трудностями их воспитания и обучения, вызывающие необходимость поиска особых подходов к ним.

Есть ещё одна проблема, над решением которой следует задуматься. Порой работа с разными категориями «особых» и трудных детей оказывается неэффективной, безрезультатной. Причина в том, что, оставшись вне поля нашего зрения, нашего неусыпного внимания и контроля, они «уходят в раздрай» (выражение одного из подростков): игнорируют учёбу и полезную деятельность, уходят из дома и школы, ведут асоциальный, безнравственный образ жизни.

Итак, особые дети — это дети (подростки), по отношению к которым неэффективен или малоэффективен организованный воспитательный процесс, протекающий в благополучной семье и образовательном учреждении, в силу особенностей (отклонений) в психофизиологическом развитии и социальном становлении, сложившемся под влиянием комплекса причин — биологических, психологических, социокультурных, педагогических.

Как правило, позиция особого ребёнка (подростка), а также педагога-воспитателя (и образовательного учреждения в целом) связана с двумя психолого-педагогическими явлениями, характерными для современной педагогической практики. К сожалению, они мало изучены и не описаны в теории воспитания, не получили методической разработанности, столь важной для педагогов-практиков. Мы имеем в виду явления «дидактогении» и «сопротивления воспитанию», за пристальную и конструктивную разработку которых в своё время ратовал А.С. Макаренко. Проясним эти и связанные с ними понятия «дети группы риска», «трудновоспитуемость».

Дидактогения

Это возникновение негативных психических процессов в структуре личности учащегося (угнетённое состояние, страх, фрустрация — представление о трудности и нерешаемости проблем обучения и воспитания), вызванное нетактичным, неэтичным, непедагогическим поведением, воздействием педагогов и родителей, отрицательно сказывающимся на деятельности и межличностных отношениях учащихся, на их настроении и мироощущении. На этой почве и возни-

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

кают своеобразные механизмы защиты, усложняющие процесс обучения и воспитания.

Сопротивление воспитанию

Это состояние ребёнка (подростка), которое проявляется в неприятии, игнорировании, противостоянии всем или отдельным компонентам воспитательного процесса. Оно может выражаться в скрытых или открытых формах — словесных, эмоционально-волевых, поведенческих. Основные проявления таковы:

— нежелание учиться, заниматься общественно полезной деятельностью;

— конфликты с окружающими (явные или скрытые);

— неподчинение требованиям и правилам; девиантное поведение; различные формы открытого протеста всему;

— отстранённость от общения с окружающими, уход в себя;

— сопутствующие явления: конформизм и нон-конформизм, эффекты «ореола», «быть как все», «мы и они»; психическая атака, школьный буллинг, употребление нервно-стимулирующих средств; неадекватные защитные реакции, усугубление нервно-психических заболеваний; подростковый суицид.

Ситуации риска

Речь идёт о сложившихся в жизни школьника социально-педагогических ситуациях, жизненных событиях и обстоятельствах, которые могут дать сбои в развитии и воспитании ребёнка (подростка). Обучение и воспитание таких детей затруднено даже в хорошо организованном учебно-воспитательном процессе. Наибольшую трудность для педагога представляют дети «группы риска» (долго находящиеся в ситуациях риска). Выделим следующие группы:

1) на основе состояния здоровья и особенностей развития;

2) в связи с особой «социальной ситуацией развития»;

3) на основе негативной истории жизни и воспитания;

4) пострадавшие от семейной и школьной «дидактогении»;

5) на основе криминогенной социальной ситуации развития.

Трудновоспитуемость подростков-школьников

Это характеристика состояния развития и воспитания ребёнка (подростка), при котором организованный воспитательный процесс оказывается малоэффективным или неэффективным. Суть её и природу определил ещё А.С. Макаренко: «Трудновоспитуемость — это не техническая дефективность личности, а испорченные отношения личности с обществом». Для трудновоспитуемости характерны: отклонения в сознании, эмоционально-волевой сфере и поведении; объективно-субъективные источники возникновения и специфические проявления. Необходимо отметить двусторонний характер

О

взаимодействия: неадекватность педагогических воздействий на школьника и негативное влияние деформированной личности подростка на учебно-воспитательный процесс.

Стратегия и логика, основные идеи преодоления сопротивления воспитанию и дидактогении в учебно-воспитательном процессе школы должны быть выстроены в трёх основных направлениях работы педагогов и образовательного учреждения в целом.

Две цели работы

Цель-минимум — преодоление недостатков развития и воспитания; социально-педагогическая реабилитация и решение задач перевоспитания подростков. Цель-максимум — решение общих задач воспитания разносторонне развитой самоактуализирующейся личности взрослеющего человека.

Социально-педагогическая реабилитация (как цель-минимум) — это система специальных мер общественного (федерального и регионального) характера, целенаправленных мероприятий образовательных учреждений и под их руководством семьи, а также систематических воспитательных воздействий, направленных на преодоление или ослабление недостатков физического, психического и социального развития детей в общей системе воспитания личности.

Воспитание (как цель-максимум) — это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий для овладения детьми социокультурными ценностями общества и для развития их индивидуальности с целью самоактуализации личности. Суть воспитания, его предназначение — освоение, выстраивание отношений взрослеющего человека с окружающей действительностью, живой и неживой природой, с социокультурными ценностями, с человеком и его сущностными потребностями, с самим собой как наивысшей ценностью. И в том числе — с образованием, как одной из человеческих ценностей.

А воспитанник? Он и объект, и субъект воспитания. Причём, суть его позиции в том, что он — субъект собственной жизнедеятельности. И чем взрослее ребёнок, тем больше и больше он становится субъектом своей жизнедеятельности и, соответственно, воспитания. Тогда понятна и обоснована одна из ключевых идей современной трактовки воспитания о том, что воспитать человека нельзя! — А что можно? А можно и нужно создать оптимальные социокультурные условия для саморазвития личности. В этой логике организации воспитательного процесса воспитание превращается в стимулирование самовоспитания, организацию деятельности детей — в самодеятельность, а управление развитием детей — в самоуправление. Это, можно считать, «три кита воспитания».

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

Воспитательный потенциал обучения

Он реализуется посредством содержания и методики, оценки ученика и личности учителя как субъекта воспитания. Наш опыт свидетельствует, что включение трудновоспитуемых школьников в исследовательскую, креативную деятельность (разумеется, с использованием специальных подходов и технологий) позволяет даже девиантным детям, став успешными, включиться в общий учебно-воспитательный процесс.

Продуктивные идеи

Для преодоления сопротивления воспитанию и дидактогении особых детей (подростков) и эффективной выработке «позиции успешного школьника», их педагогической реабилитации и воспитания важно следующее:

• Вера в то, что «нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучше» (В.Г. Белинский).

• Выбор правильной логики воздействия: принять таким, какой он есть, понять, найти адекватные средства реабилитации и воспитания, включения в разнообразную творческую деятельность.

• Метод сублимации — переключения, переноса внимания с негативных ценностей и видов деятельности на другие, позитивные. Продуктивный подход в организации воспитательного процесса используют работники Клинского социального реабилитационного центра для несовершеннолетних «Согласие». Из интервью директора Г.Н. Королёвой: «Мы работаем, чтобы, увеличивая хорошее, уничтожать плохое».

• Идея педагогической поддержки взрослеющего человека, определяемая как «предупреждающая и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребёнка, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением (О.С. Газман). Аналогичную трактовку исповедует и Э. Фромм: «Воспитание — это помощь ребёнку в развитии его потенциальных возможностей». Из размышлений воспитателя особых подростков:

«<Вот они, главные истины эти: Поздно заметили... Плохо учли...

Нет, не рождаются трудными дети, Просто им вовремя не помогли».

• Начинать с малого, простого, лёгкого, но с быстро ощутимым результатом.

• Использовать имеющиеся знания, умения и навыки для формирования новых, позитивных.

• Акцент на поднятие престижа личности в собственных глазах и в глазах окружающих — сверстников и взрослых — посредством организации учебно-воспитательного процесса особых детей (подростков) как системы ситуаций успеха во всех видах воспитывающей деятельности.

• Особая инструментовка методов и приёмов воспитания: похвала, положительные авансы, свободный выбор, эмоциональное заражение, косвенное неодобрение, шутка.

В нашем опыте сложилась и оправдала себя идея «точек опоры» как цели педагогической реабилитации и воспитания особых детей. Евгений Евтушенко высказал мысль: «...жажда точки опоры — одно из самых прекрасных качеств человека, если эта точка опоры не зиждется на чьих-то костях, на подавлении человека человеком. Есть ложные точки опоры: власть, деньги, эксплуатация, насилие — такие точки опоры аморальны.».

У каждого человека должны быть свои «точки опоры», которые помогают в жизни: позволяют самореализоваться и быть в полной мере счастливым. И выжить, выстоять, сохранить своё человеческое достоинство в несчастье, в самых сложных ситуациях. Но они, эти «точки опоры», не даются человеку свыше, не сваливаются на него как манна небесная, не приходят как сиюминутное озарение. Они — результат всей предшествующей жизни, плод большого труда его физической сущности, его ума и души. Стимулирование развития этих точек опоры при воспитании особых детей (подростков) — одна из продуктивных идей, оправдавших себя в практике воспитания. У человека мыслящего, живущего полноценной разносторонней человеческой жизнью, этих «точек опоры» пять.

Во-первых, природа, ибо человек сам — плоть от плоти, кровь от крови — произведение её, а потому должен жить по её законам. И именно в природе находит он гармонию жизни. Она — для радости, отдохновения и различных способов самоотдачи, самовыражения. Она важное средство воспитания.

Во-вторых, дело, которое человек делает. С наслаждением, радостью, профессионально, творчески, красиво. Причём не только работа. Любое дело: печёт ли хозяйка пироги, наводит ли порядок и красоту в доме, рассказывает ли мама или бабушка сказку малышу, мастерит ли отец или дед что-либо по дому или занят своим хобби. Любое дело.

В-третьих, культура. Во всех её проявлениях: наука и техника, литература, музыка, живопись, театр, кино, архитектура, культура общения и поведения, мода (в одежде, интерьере, стиле и тоне отношений с людьми), культура речи. При этом у человека должна быть развита потребность в ценностях культуры и сформировано отвращение к бескультурью, а равно и к псевдокультуре, столь активно заполонившей наше жизненное пространство.

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

В-четвёртых, — окружающие люди. Не только мать и отец или собственные дети и внуки. Не только любимый (любимая). Но и другие люди — с разной степенью любви и родства: знакомые и незнакомые, приятели, товарищи по работе и досугу, друзья. Да и просто встречные.

И, наконец, в-пятых, — сам человек как наивысшая ценность. С его осознанным чувством собственного достоинства. С гордостью и скромностью, с действенной любовью к себе самому и к окружающим людям. С его самодостаточностью и неизбывной потребностью к самопознанию и саморазвитию. Это позволит воплотить в жизнь мудрую жизненно-педагогическую идею, высказанную О. Уайльдом: «Чтобы воспитать детей хорошими, надо сделать их счастливыми».

Литература

В совокупности эти идеи и позволяют решить проблему профилактики и преодоления сопротивления воспитанию и дидактогении осо- 1. Современная энциклопедия социаль-бых школьников, успешно решать проблемы ной работы/ Под ред. В.И. Жукова. М., их педагогической реабилитации и воспита- 2008. С. 56-57. ния в любом образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.