Научная статья на тему 'Торжество воспитания: возможно ли оно?'

Торжество воспитания: возможно ли оно? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЮ / ДИДАКТОГЕНИИ / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATION / RESISTANCE TO EDUCATION / DIDAKTOGENIUS / EDUCATIVE LIFE ACTIVITY / EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маленкова Людмила Ивановна

Роль воспитания в жизни общества. Трансформации «воспитания» в постперестроечной России. Теоретические и практические предложения по возрождению института воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торжество воспитания: возможно ли оно?»

ТОР ЖЕСТВО ВОСПИТАНИЯ: возможно ли оно?

Людмила Ивановна Маленкова,

профессор кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

В.Г. Белинский

Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государства и всего мира.

Я.А. Каменский

Более века назад К.Д. Ушинский писал: «Ничто не искоренит в нас твёрдой веры в то, что придёт время, хотя, может быть, и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как долго мы пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности». Увы, время торжества воспитания так и не пришло. Более того, воспитание уходит из педагогического лексикона. Мы решили вынести на страницы издания, которое уважают и читают теоретики и практики воспитания, наши полемические заметки. В этой полемике мы видим две взаимосвязанные стороны — теоретическую и практическую.

• воспитание • сопротивление воспитанию • дидактогении

• воспитывающая жизнедеятельность • воспитательные стандарты

д

ля всех времен и народов воспитание — важнейшее явление духовной жизни. В методологии воспитание трактуется как процесс общественно-исторический: с изменениями в обществе происходят и коренные преобразования в воспитании, и наоборот — прогрессивные идеи и передовая практика воспитания подрастающих поколений способны оказывать существенное влияние на характер и динамику развития общественных отношений и процессов в будущем.

Вдумаемся в смысл слова: «воспитание». Изначально, на заре человечества, оно означало «вскармливание» только что родившегося,

беспомощного дитяти. То есть имелось в виду питание физическое, телесное. Но очень скоро люди поняли: главное в развитии человека (в отличие от всех других живых существ) — «питание (вскармливание) духовное», то есть сопричастное душе человека. Этот смысл и стал сутью воспитания. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение — передать накопленные знания и жизненный опыт, социокультурные ценности от поколения к поколению, формировать общественно ценных критериев оценки окружающей жизни, разностороннее развивать личность человека, достойного своей эпохи.

Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыслимо и развитие самого человека — ни в фило-, ни в онтогенезе. Ибо «человек — существо социальное, и лишь в обществе он может развить свою природу» (Аристотель).

С начала 1990-х и по сей день мы с горечью наблюдаем, как планомерно и последовательно из нашего сознания, из педагогической теории и практики изживается понятие «воспитание». Прежде оно совершенно справедливо считалось понятием более широким, нежели образование. Ведь сутью воспитания, его предназначением является богатая палитра отношений взрослеющего человека к окружающей действительности — живой и неживой природе, к социокультурным ценностям, к человеку и его сущностным потребностям, к себе самому как наивысшей ценности. И в том числе — к образованию, как одной из человеческих ценностей. Постепенно в теории педагогики произошла подмена понятий: категория «образование» вдруг стала включать в себя наряду с образованием (как результат обучения) и воспитание. Здравомыслящему, размышляющему человеку понятно: по сути дела мы перешли на американизированное «education» с подобострастной ориентацией на американскую и западноевропейскую систему образования. Так и выпала из нашей теории важнейшая её составляющая — воспитание.

На основе теоретической модели, не медля, возникли и нововведения в управлении образованием и в практической его организации. В Министерстве образования отдел воспитания заменили отделом дополнительного образования. В институтах усовершенствования учителей были упразднены кабинеты воспитательной работы, и фактически ликвидирована послевузовская подготовка педагогов по проблемам воспитания. В педагогических вузах при переходе к бакалавриату и магистратуре резко сократилось количество часов, выделяемых учебным планом на предметы психолого-

педагогического цикла, полностью уничтожена практика студентов по воспитательной работе с детьми, ликвидированы и специальные факультеты. С уничтожением детско-юношеских организаций (октябрятской, пионерской, комсомольской) фактически перестал существовать в практике воспитания институт старших вожатых; выделенная для них ставка опять же стала использоваться для обслуживания нужд обучения — появились завучи по начальной, средней и старшей школе. Массовое закрытие детско-юношеских домов и дворцов творчества, бесплатных кружков и секций, коммерциализация культуры и спорта... не позволили превратить дополнительное образование в основной фактор воспитания наших детей.

Остро стоял в 1990-е годы и вопрос об отмене института классного руководства, ибо согласно новой доктрине образования «школа не должна воспитывать, её удел — дать качественное образование, а воспитание — это дело семьи». Но, к счастью эта идея не прошла. Правда, вопрос о качественной профессионально-педагогической подготовке классного руководителя так и остался нерешённым (лишь два часа отводится в вузовском курсе педагогики на тему «Система воспитательной работы классного руководителя», а методики воспитания в учебном плане нет вообще).

Из школы уходят жизненно важные для нормального развития и воспитания детей явления: трудовое воспитание, общественно полезная деятельность в детских движениях и объединениях (хотя они имеют тенденцию к возрождению, но, увы, не в стенах образовательных учреждений), школы актива.. Ученическое самоуправление нередко заформали-зировано и существует лишь на бумаге. А жизнь педагогов-воспитателей буквально захлестнуло принудительное бумаготворчество, которое делает всё более формальными гуманистические по своей природе отношения с учащимися.

1ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ

Последствия этих нарушенных отношений — «сопротивление воспитанию»1 и «дидактоге-нии»2 у детей и чувство неудовлетворённости у педагогов.

В последнее время декларируется тезис о важности воспитания, даже принимаются некоторые постановления и решения (от федеральных до местных), но, увы... Является ли приоритетным воспитание в наших образовательных учреждениях? А может, «правит бал» всё-таки обучение? Всем хорошо известно: чем выше уровень обучения в образовательном учреждении, тем меньше времени уделяется целенаправленной воспитательной работе с учащимися (за некоторым, разумеется, исключением). Может ль сегодня педагог-практик чётко определить цель и стратегические задачи воспитания, грамотно выстроить логику воспитательного процесса и отбора его содержания? Вооружён ли современной методикой организации воспитания — адекватными средствами, методами и приёмами? Владеет ли всей палитрой традиционных и современных творческих форм воспитательной работы с детьми? Умеет ли инструментовать воспитание как процесс лич-ностно ориентированный?

И ещё одна «кричащая» проблема: как может воспитание вписаться в завладевшую системой нашего образования рыночную экономику? Применим ли к воспитывающей жизнедеятельности (термин А.С. Макаренко, раскрывающий сущность воспитания) и к творческим формам воспитания ставший реальностью термин «образовательные услуги»? А за эту проблему «цепляется»

1 Сопротивление воспитанию — такое состояние ребенка (подростка) в воспитательном процессе, которое выражается

в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса от единичных воздействий педагогов до всей воспитательной системы в целом. Может быть в скрытых или открытых формах — словесных, эмоционально-волевых, поведенческих.

2 Дидактогения — негативные психические процессы

в структуре личности учащегося (угнетенное состояние, страх, фрустрация — представление о трудности, нерешаемости проблем обучения и воспитания), вызванные нетактичным, неэтичным, непедагогическим поведением, воздействием педагога, отрицательно сказывающемся на деятельности и межличностных отношениях учащихся, на их настроении и мироощущении.

и другая, бурно обсуждаемая сегодня и учеными, и практиками проблема: возможно ли создание «воспитательных стандартов»?

Проблем много, и они требуют безотлагательного решения, ибо разрушительные последствия «изгнания воспитания» из нашего образования будут усугубляться, несмотря на все преобразования, на которые рьяно уповают сегодняшние реформаторы образования. На наш взгляд, положение дел изменит реализация двух существенных идей. Первая: приоритетность воспитания в образовательном учреждении как воспитательной системе. Вторая: научная обоснованность теории и методики организации воспитательного процесса. Подтвердим сказанное авторитетными идеями мудрых педагогов.

В подтверждение первой идеи:

«Главная ошибка школы та, что она берется обучать, между тем, как надо воспитывать». Е. Вахтангов.

«Если не воспитать человека, то лучше его не учить. Он принесет меньше вреда». Народная мудрость.

«Знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего». Д.И. Менделеев.

«Образование без воспитания не развивает, а разнуздывает и портит человека, ибо дает в его распоряжение выгодные возможности, технические умения, которыми он — бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный — начинает злоупотреблять». И.А. Ильин.

В

подтверждение второй идеи:

«Без научного предвидения воспитание превратилось бы в примитивный присмотр, воспитатель — в неграмотную няньку, Педагогика — в знахарство.

Нужно научно предвидеть — в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонкого, вдумчивого предвидения, тем меньше неожиданных несчастий». В.А.Сухомлинский.

Основные теоретические положения

Что такое воспитание в современной его интерпретации? Это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий для овладения детьми социокультурными ценностями общества и для развития их индивидуальности с целью самоактуализации их личности.

Суть смены парадигмы воспитания в последние полтора-два десятилетия — в провозглашённом переходе от идеи командно-административного влияния педагогического процесса к формированию личности ребёнка (подростка) согласно эталону, заданному обществом, к гуманистической идее создания в процессе воспитания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития ребёнка (подростка), его самоактуализации в статусе полезного члена общества на основе его потребностей и потенциальных возможностей.

Выбор парадигмы воспитания определяется нравственными ценностями, характер которых обусловлен национальными особенностями народа, всей историей страны. Главные черты российского менталитета — духовность, народность и державность. Каждая из них проявляется в характерных личностных качествах народов, населяющих Россию. На наш взгляд, эти три идеи и должны быть положены в трактовку цели воспитания: разностороннее, гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности. Этим определяется и предназначение современного педагога-воспитателя, его личностная и педагогическая позиция: это разносторонне,

гармонично развитая самоактуализирующаяся личность, владеющая современной технологией коллективной творческой деятельности.

В этих условиях коренным образом меняется структура и логика, педагогические основы и методика организации воспитательного процесса. Меняется и в ходе реализации принципа воспитывающего обучения, и при организации различных видов внеурочной воспитывающей деятельности детей. Здесь мы приходим к парадоксальному выводу: воспитать человека нельзя! — А что тогда можно? — А можно и нужно создать условия для его успешного, продуктивного развития. Решить эту сверхзадачу можно, построив воспитательный процесс на всех уровнях (от государственного, общественного до школьного, группового, семейного и личностного) но основе «трёх китов современного воспитания», а именно — на основе трёх САМО: превращения деятельности детей в САМОдеятельность, воспитания — в САМОвоспитание и управления детьми (и образовательным образованием, и любым сообществом взрослых и детей) в САМОуправление.

Эти позиции требуют принципиально иного построения всего учебно-воспитательного процесса и всех структур, обеспечивающих его функционирование и развитие. Необходимо перестроить всю систему профессионально-педагогической подготовки педагогов-воспитателей, к коим следует отнести всех субъектов педагогического процесса. Современную стратегию и тактику построения воспитательной системы нельзя построить без учёта особенностей воспитания как явления психолого-педагогического. Каковы же эти особенности?

1. Целенаправленность всего воспитательного процесса, всех его элементов. Конечная цель воспитания двуедина: 1) освоение воспитанниками социально-культурных ценностей общества;

.ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ

2) развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация.

2. Суть воспитания — развитие и обогащение отношений воспитанника к окружающему миру: к живой и неживой природе, к обществу и его социокультурным ценностям, к себе самому как ценности.

3. Воспитание — процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон. По мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых уменьшается, а позиция субъекта воспитания возрастает, превращая процесс воспитания

с точки зрения воспитанника в процесс самопознания и на этой основе — самовоспитания, саморазвития.

4. Триединая сущность воспитания. Воспитание, выступающее в качестве стимулирующего фактора развития личности, — средство, процесс и результат этого развития.

5. Воспитание — процесс многофакторный: успешность, либо неуспешность его определяется позитивностью или негативностью влияющих на него факторов. В связи с этим в современной теории и практике воспитания продуктивна идея адаптивной школы.

Существенные коррективы в решение проблем воспитания вносят современные реалии детства и их последствия: изменившиеся социальные, политические, экономические, культурологические условия жизни, повлекшие изменения в характеристике современных детей. Появление молодёжной субкультуры коренным образом меняет позиции учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Лишь изменение позиции педагога в нем позволит решить столь актуальную проблему преодоления «дидактогении» и «сопротивления воспитанию».

Использование ряда прогрессивных идей позволит достичь поставленной цели и решения стратегических задач воспитания:

1. В современной гуманистической парадигме воспитания ребёнок рассматривается как на ивысшая ценность. Цель нашего взаимо-

действия с ним — воспитание человека счастливого.

2. Цель воспитания — создание оптимальных условий для разностороннего гармоничного развития самоактуализирующейся личности воспитанника

в условиях коллективной творческой деятельности.

3. Содержание, основа воспитания — обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом разносторонней воспитывающей деятельности.

4. Вся система воспитания ориентирована на личностный подход. Вот почему основой методики воспитания следует считать инструментовку управления воспитанием детей как самопознание и самовоспитание их, организацию деятельности детей как их самодеятельности, управление детским коллективом как самоуправление.

5. Продуктивна идея педагогической поддержки взрослеющего человека, определяемая как оказание превентивной помощи ему в решении возникающих

у него проблем, связанных с основными сферами его жизнедеятельности — здоровьем, обучением, коммуникацией и социализацией.

6. Воспитание строится в режиме диалогового общения педагога и воспитанника, ибо суть воспитания в их взаимодействии, взаимовлиянии, взаимообогащении.

Спецификой развития современной методики воспитания является сближение, более тесное взаимодействие педагогической теории и практики. Как эти прогрессивные теоретико-методологические и методические идеи воспитания воплотить в практику?3

Подробнее об этом в книге: Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., 2004.

Основные пути внедрения

• Поднять на уровень научного осмысления все явления и процессы, связанные

с воспитанием. Веянием времени становится взаимопроникновение науки и практики, научно-методическая работа образовательных учреждений в режиме экспериментальных площадок.

• Способствовать превращению каждого учебно-воспитательного учреждения и организации в стройную воспитательную систему. Логика наращивания признаков образовательного учреждения как воспитательной системы позволяет выстроить логику его эффективного развития.

• Внедрять в педагогическую практику современные технологии воспитания4, реализующие прогрессивные идеи и современные подходы к организации воспитательного процесса.

4 Подробно: Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В двух томах. М., 2006.

• Разработать диапазон современных организационных форм воспитания (традиционных и творческих), обобщив накопленный уже опыт лучших образовательных учреждений и внедрив в широкую практику воспитания.

• Выработать новую тактику взаимодействия образовательного учреждения

с системой дополнительного образования, с родителями учащихся и социальной средой (макро- и микросредой).

• Использовать современные формы профессионально-педагогической подготовки и повышения компетентности педагогов как воспитателей.

Вооружённость практических педагогов-воспитателей и учёных-исследователей теоретико-методологическими и методическими основами воспитания позволит успешно решать проблемы, поставленные и обусловленные сложной социально-педагогической ситуацией начала XXI века. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.