Научная статья на тему 'Гуманистический потенциал иппопедагогических идей'

Гуманистический потенциал иппопедагогических идей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ / ИППОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЛИЧНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОЦЕССЫ САМОПОЗНАНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И ВОСПИТАННИКА / UPBRINGING / HUMANIZATION OF THE UPBRINGING PROCESS / HIPPOPEDAGOGICAL IDEAS / HERMENEVTIC APPROACH / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / SOCIAL EDUCATION PRINCIPLES / CULTUROLOGY APPROACH / PROCESSES OF SELF-COGNITION AND SELFREALIZATION / PERSONALITY DEVELOPMENT / INTERRELATION OF THE TUTOR AND PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устинова Е. В.

Статья посвящена определению понятия иппопедагогические идеи, анализу их становления. В статье рассмотрены сущностные основы иппопедагогических идей, определены возможности их применения в воспитании ребенка, указаны перспективы развития иппопедагогических идей в решении проблем гуманизации процесса воспитания ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC POTENTIAL OF HIPPOPEDAGOGICAL IDEAS

The article is devoted to the definition of the notion hippopedagogical ideas, their formation analysis. The article considers the essentials of the hippopedagogical ideas, and offers possible ways of their application in the process of child upbringing and points out the perspectives of hippopedagogical ideas development in realization of humanization of the child upbringing process.

Текст научной работы на тему «Гуманистический потенциал иппопедагогических идей»

УДК 378

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИППОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

© 2010 Е.В.Устинова

Московский городской педагогический университет. Самарский филиал

Статья поступила в редакцию 09.11.2009

Статья посвящена определению понятия иппопедагогические идеи, анализу их становления. В статье рассмотрены сущностные основы иппопедагогических идей, определены возможности их применения в воспитании ребенка, указаны перспективы развития иппопедагогических идей в решении проблем гуманизации процесса воспитания ребенка.

Ключевые слова: воспитание; гуманизация процесса воспитания; иппопедагогические идеи; герменевтический подход; лично-ориентированный подход; принципы социального воспитания; культурологический подход; процессы самопознания и самореализации; развитие личности; взаимоотношения воспитателя и воспитанника.

XX век в истории образования и педагогической мысли является своеобразным периодом подведения итогов практики массового просвещения и критического анализа классических педагогических систем развития человека. Об этом свидетельствует острая дискуссия, развернувшаяся среди педагогов, философов, культурологов и представителей общественности, принимающей активное участие в образовательной деятельности1. Происходит обсуждение проблем несоответствия устоявшейся педагогической теории и практики динамично меняющимся экономическим и социокультурным требованиям. Итогом анализа особенностей современной образовательной практики становится не только выявление недостатков классической педагогической парадигмы, но и осмысление необходимости оформления новых идей, касающихся содержания обучения и воспитания, их форм и методов.

Гуманизация воспитательного процесса предполагает целый ряд условий, среди которых, прежде всего, отметим следующие: а) признание личности ребенка самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого индивида; б) создание условий для развития личности как субъекта культуры и собственного жизнетворче-ства - самоопределения, самоутверждения, самореализации; в) оказание помощи ребенку в развитии его склонностей и способностей; г) социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав ребенка; д) приобщение субъекта воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создание атмосферы духовности; е) гуманизация межличностных отношений воспитателя и воспитанника, их

0

Устинова Елена Владимировна, соискатель кафедры педагогики. E-mail: u291178@rambler. ru

1 Окушова К.А. Смена педагогических парадигм как ме-

тодологический резонанс изменения типов философского мышления // Вестник ТГПУ. - 2005. - Вып. 2(48), апрель. - С. 7 - 11.

строительство на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты. Одним из перспективных направлений решения проблем гуманизации воспитательного процесса в настоящее время является изучение и актуализация педагогических основ и результатов (обучающих, воспитывающих, развивающих) взаимодействия человека с животными, в частности, с лошадьми, что обусловлено историческим опытом развития взаимоотношений между миром природы и человечеством.

В начале истории развития человечества природа была решающим фактором образования жизни и формирования стратегии выживания. Неразрывно связанные с природой люди учились жить с ней в гармонии, при этом изначально животные оказывали влияние на жизнедеятельность человека исключительно с практической стороны, выступая средством питания и передвижения. Развиваясь, человеческое общество предавало опыт от поколения к поколению, и в этом накопленном опыте животные рассматривались в качестве символа единения человека с природой. В связи с этим менялось отношение человека к животным, которые начинают использоваться не только для хозяйственных нужд, но и как средство воспитания: личностного и трудового. Изучая взаимодействие человека и лошади мы столкнулись с множеством терминов обозначающих области (психология, медицина, педагогика, спорт), на которые оказывает влияние данное взаимодействие. Наиболее употребляемый в России термин - иппотерапия (от. греч. - лечение с помощью лошади), используется в двух вариантах. Первый - как обобщающее понятие, включающее в себя обозначение всех способов и сфер (психология, медицина, педагогика, спорт) использования лошади при работе с инвалидами, детьми и подростками с девиантным поведением. В более узком понимании - название конкретного способа использова-

ния лошади в работе с тяжелобольными людьми или детьми. Данные определения не отражают всю специфику и разнообразие областей взаимодействия человека и лошади. Они не содержат в себе педагогической составляющей, тогда как мы считаем, что основой организации взаимодействия в любой из указанных сфер являются педагогические процессы, так как верховой езде (лечебной, спортивной, развивающей), уходу за лошадью необходимо обучаться. Это подтолкнуло нас к необходимости введения ранее не употреблявшегося термина «иппопедагогические идеи». Этимология понятия «иппопедагогичские идеи» восходит к греческому слову hippos — лошадь, и понятию «педагогика». Исторический опыт позволяет утверждать, что иппопедагогиче-ские идеи, представляющие собой комплекс гибких и развивающихся явлений, дают возможность сконструировать специальную среду для обучения, воспитания, развития и реабилитации детей различных возрастных групп с учетом их индивидуальных особенностей. Объективная характеристика развития иппопедагогических идей предполагает обращение к глубокой истории, так как лошадь сопровождала человека с древних времен, оказывая непосредственное воздействие на развитие общества в целом и отдельной личности, в частности. Одомашнивание лошадей началось с глубокой древности. Первобытному человеку потребовалось длительное время для постепенного познания особенностей жизни и поведения диких лошадей, а затем освоения приемов охоты на них для удовлетворения своих пищевых потребностей, а в дальнейшем и приручения2. Характерные особенности данного исторического периода определили специфику воспитания. Отсутствие врожденных программ поведения, синкретичность, неразде-ленность сфер деятельности обусловили физическую направленность воспитания, составной частью которого являлось обучение навыкам скотоводства, а позднее, и верховой езды. Кроме того, мифологичность сознания первобытного человека влекла за собой тесную связь воспитания с обрядами, немалую роль в которых играла лошадь. В разнообразных обличьях конь увековечен в сказках и легендах, мифах и поверьях, песнях и былинах, в произведениях искусства и народных промыслах. На раскопках в Иране были найдены сосуды в форме конской головы, в которые наливали кровь белого коня при коронации царей. С такими сосудами цари изображены на древних фресках и рельефах, где богиня плодородия вручает им атрибуты власти. Древние греки считали историческим фактом

2 Аулова Н. Ветер в гриве: Об истории приручения, породах лошадей // Дошкольное воспитание. - 2002. — №2, февраль. — С. 58 — 63.

миф о Троянском коне, поскольку знали, что в древней Трое в честь божества грозы вокруг города возили огромное изображение лошади. У скифов конская голова украшала скипетры — символы власти3. Факт зарождения в Древней Греции конного спорта свидетельствует об использовании лошади в качестве средства физического воспитания человека. Первое упоминание об участии конных колесниц в Олимпийских играх относится к 680 году до н. э.; первое сообщение о включении в программу Олимпиад скачек на лошадях и мулах - к 648 году до н.э.4. Таким образом, на первобытном этапе развития человечества лошадь использовалась: в народной педагогике и спорте, как средство физического и трудового воспитания, через мен-тальномифологическое восприятие влияя на развитие сознания общества и отдельного индивидуума. С помощью архетипических образов лошади опыт, накопленный человечеством, передавался из поколения в поколение. Исследуя с позиций культорологического подхода в педагогике данный период, мы можем говорить о зарождении предпосылок для возникновения иппопеда-гогических идей.

Научная рефлексия основ и результатов взаимодействия человека и лошади возникает значительно позже - в XIV - XVII веках. Это связано с возникновением в Италии, Франции и Испании школ верховой езды, появлением мастеров манежной выездки лошадей. Накопленный эмпирический опыт послужил основой для публикации первых научных трудов, в которых излагались принципы обучения верховой езде5. Анализ теорий философов и педагогов XVII -XVIII века позволил нам выделить идеи об использовании лошади в качестве средства воспитания и образования. Так Джон Локк (английский философ и педагог) в своей программе воспитания «джентельмена», «делового человека» общества, органично сочетая несколько аспектов (физическое воспитание, воспитание души, образование) предусматривал использование лошади как педагогического средства, отмечая, что «верховая езда необходима, прежде всего, потому, что воспитывает мужество и выносливость»6.

3 Полежаева А.Б., Зуева Е.А. Иппотерапия путь к здоровью. - Ростов н/Д.; М.: 2003. - С. 9.

4 Лобачева Т.И. Идеи физического воспитания в истории зарубежной гуманистической педагогики. (Древняя Греция - XIX век) / Асс. «педагогика ненасилия», Белгород. гос. ун-т, НИИ педагогики и психологии БГУ. - М.; Белгород: 1998.

5 Бабкин В. С. Они отдыхают в седле: О развитии верховой езды и конного спорта. - М.: 1988.

6 Локк Д. Мысли о воспитании. О воспитании разума. Опыт о человеческом разумении. Об управлении человеческим разумом. Сочинения: В 3 т. - Т. 1. - М.: 1983.

XIX век характеризуется актуализацией терапевтического аспекта взаимодействия человека и лошади. В ХХ веке происходит возврат к осмыслению иппопедагогических идей, в 1977 году в США развивающие результаты взаимодействия человека и лошади, были рассмотрены в контексте образовательной программы для детей с расстройствами поведения или эмоциональными нарушениями.

Мы считаем, что рассмотрение иппопедагоги-ческих идей в процессе обучения и воспитания только детей с ограниченными возможностями здоровья сужает понимание иппопедагогических идей, тогда как мы видим их потенциал в работе и с детьми, не имеющих особых образовательных и воспитательных потребностей. Выделение нами категории «иппопедагогические идеи» основано на ряде концептуальных педагогических положений: 1) гуманистическая направленность взаимодействия, получение позитивного опыта понимания при взаимодействии разных биологических и коммуникативных систем (человек -животное); 2) оптимальное сочетание непосредственного (взаимодействие) и опосредованного (историко-культурный концепт лошади) воздействия на развитие ребенка; 3) учет особенностей конкретного ребенка при выборе средств взаимодействия; 4) разноплановость практической обучающей деятельности; 5) мощное эмоциональное воздействие, позитивно влияющее на получение и присвоение ребенком образовательного опыта.

Рассматривая воспитание как процесс педагогической помощи воспитаннику в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении (Е.В.Бондаревская) мы полагаем, что иппопеда-гогические идеи, обладающие возможностями удовлетворения разносторонних социально-образовательных потребностей ребенка явятся эффективным методом реализации данного процесса. Методологическую основу использования иппопедагогических идей в процессе воспитании составят герменевтический и личностно-ориен-тированный подходы.

Необходимость применения герменевтического подхода в интерпретации взаимодействий в системе «педагог - ребенок - лошадь» обусловлена тем, что осуществляется коммуникация разных биологических систем, и именно процесс понимания делает это взаимодействие возможным. При этом лошадь с ее повышенной способностью к восприятию малейших нюансов, выражающих состояние субъекта, становится идеальным посредником между педагогом и воспитанником. Все эмоции субъекта переносятся на лошадь, и зачастую только по поведенческим реакциям лошади на конкретного субъекта педагог

может распознать его внутреннюю ситуацию и, используя при интерпретации принципы «герменевтического круга», суть которого выражается формулой «единство целого проясняется через постижение отдельных частей, а смысл каждой части постигается в контексте целого»7, понять ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний. И через понимание («вчувствование», «вслушивание», «вглядывание») обратить внимание не столько на отдельные факты, сколько на их сочетание, систему, создать новый образ ребенка как своеобразного «текста». При этом информация о воспитаннике рассматривается не как законченная, а как постоянно развивающаяся, которая каждый раз создается, а не воспроизводится по раз и навсегда заданному образцу. Таким образом, конструируется триада взаимопонимания во взаимодействующей системе «педагог - воспитанник - лошадь», что позволяет развить коммуникативные функции занимающихся. Езда на лошади - это, прежде всего, общение с живым существом. При этом ребенок и лошадь представляют собой команду, члены которой тесно связаны друг с другом и вынуждены находить «общий язык» независимо от того, каким способом они будут общаться - невербально (с помощью языка тела, жестов) или вербально8.

Взаимодействие «педагог - ребенок - лошадь» с позиций личностно-ориентированного подхода (К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл) определяет создание специальной образовательной и воспитывающей среды, которая служит для открытия уникального «Я» каждого ребенка. При этом в иппопедагогических идеях заложены наиболее значимые положения личностно-ориен-тированного подхода: человек, являясь уникальным социально-биологическим существом, обладает неповторимой системой индивидуальных психологических особенностей, моральных и нравственных ценностей и ориентиров; в системе «педагог - ребенок - лошадь» происходит непосредственное взаимодействие ребенка с лошадью (педагог в данном случае выступает посредником), активизирующее процессы самопознания и саморазвития, (через переживание скорости, реакцию лошади на свои действия осознания лошади как партнера и т.п.). Воспитание на основе осуществления иппопедагогических идей строится на субъект-субъектных отношениях, где субъектами выступают ребенок и педагог, а лошадь является посредником в их взаимодействии. Уникальная развивающая обстановка, создавае-

7ГадамерХ.-Г. Философия и герменевтика. - М.: 1991. - С.7.

8 Tucker S. Effect of non verbal communication on the

communication process between handicapped and non handi-

capped individuals / The 7th International Therapeutic Riding Congress Aarhus Denmark, 2003, p. 21.

мая на занятиях, дает возможность раскрытия личностного потенциала субъектов взаимодействия (психологических возможностей, духовно-нравственных ценностных ориентаций). В зависимости от поставленных педагогических целей, в одних случаях «воспитателем» выступает лошадь, а воспитатель (педагог, терапевт) лишь формирует необходимую для этого среду, в других - лошадь является инструментом воспитания и проводником педагогических идей. Ребенок ставится в условия, когда он вынужден быть активным, у него активизируются чувства, задействованы все группы мышц. Поэтому система взаимодействия «лошадь - ребенок - педагог» всегда предполагает активную взаимосвязь с окружающей средой, направленную на ее познание, преобразование и одновременно на совершенствование личности субъекта деятельности.

Сочетание герменевтического и личностно-ориентированного подходов в воспитании способствует продуктивной организации процесса понимания ребенком окружающих людей и самого себя через осмысление взаимодействий с лошадью, поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности, развить его индивидуальность. Кроме того, в процессе воспитания важен эмоциональный аспект, возникающий в процессе взаимодействия ребенка и лошади, что позитивно влияет на получение и присвоение ребенком образовательного опыта. Эмоции, или переживание личностью ее связей с миром, являются необходимой предпосылкой человеческой активности, эмоциональные процессы обеспечивают «энергетическую» основу деятельности, являются основой ее мотивов, определяют качественную и количественную характеристику поведения9. Развитие личности ребенка в немалой степени зависит от эмоциональных процессов и силы эмоциональных переживаний (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, О.С.Никольская). Всадник при первых контактах с лошадью практически всегда испытывает несколько эмоций: и страх перед большим животным, и сильное желание ездить верхом. Когда он оказывается на лошади, возникает кратковременная, но интенсивная эмоциональная реакция (аффект). Данная реакция быстро овладевает человеком, бурно протекает, в значительной мере изменяя деятельность личности и жизнедеятельность организма. Всадник вынужден приспосабливаться, «вписываться в мир, впитывать информацию и ускользать от опасно-сти»10. Изначально данная реакция помогает адаптации к реальному предметному миру, но затем она, участвуя в освоении ребенком речевой

9 Изард К. Эмоции человека. - М.: 1980. - С. 240. 10Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь сферу детского аутизма. - М.: 2000. - С. 30.

и социальной среды, вносит вклад в развитие мышления. Это дает возможность всаднику найти необходимые движения и положения для сохранения равновесия на лошади, преодолеть свой страх на уровне тела. При этом возникают положительные эмоции, которые «фиксируют результативные аффективные стереотипы контакта с окружающими»11. Всаднику необходимо еще и еще переживать сенсорные впечатления, получаемые в процессе верховой езды, общения с лошадью, окружающим миром. Таким образом, всадник привыкает к лошади и, в положительном смысле, становится зависимым от занятий верховой ездой, за счет закрепления осознания достигнутого успеха. Данный факт можно широко использовать для формирования положительной мотивации ребенка на процесс обучения.

Применение культурологического подхода (О.С.Газман, А.В.Иванов, Н.Б.Крылова) основой которого выступают идеи философии постмодернизма и гуманистической психологии (К.Роджерс) в воспитании, позволяет помочь ребенку осмысливать картину мира через культурно-исторические архетипы и символы лошади. Это дает ему возможность адаптироваться к действиям и поведению окружающих и «опытным путем» осваивать общепринятые нормы и ценности. В естественных для него действиях он сам экспериментирует и ищет, пробует и контролирует, находит и реконструирует12. Воспитатель в такой системе взаимоотношений признается равноправным партнером по совместным занятиям, доброжелательным организатором поддержки (фасилитации) ребенка в решении его проблем, обеспечивает психологический климат, в котором ученик может принять на себя ответственность и контроль»13.

Современные педагогические исследования констатируют, что в практике работы дошкольных учреждений, школ и других учебно-воспитательных организаций, в семье вопросам социализации детей не уделяется должного вни-мания14. Недостаток общения с природой, бедность контактов со сверстниками и взрослыми и при этом рост требований к ребенку не только не содействуют полноценному развитию его личности, но напротив, представляют риск его психо-

11 Максимова М.В. Иппотерапия как средство коррекции психического развития умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста. Дис. канд. пед. наук. - М.: 2005. - С. 105.

12 Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Вестник Педагогического бюро. - Прага: - 1929. - №16 -17. - С. 6 - 9.

13 Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. - М.: 2002. - С. 154.

14 Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы. // Новые ценности образования. - 1995. -Вып. 2. - М.: - С. 18.

травматизации. Поэтому для развития личности «особого ребенка» важна работа по восстановлению социально-культурных связей, чему способствует осуществление иппопедагогических идей. Использование принципов социального воспитания (В.В.Вульфов, М.А.Галагузова, А.В.Муд-рик, М.И.Рожков, В.А.Фокин и др.) при решении указанных проблем средствами иппопедаго-гических идей дает возможность ребенку накапливать социальное поле своей личности: осознавать себя среди людей, свои связи с ними и опыт общения, принимать социальные ценности и отбирать жизненные смыслы, устанавливать подсознательные связи с культурным пространством, этносом, микросоциумом. Результатом является возможность оценки своих действий, поступков, соотнесения своих возможностей с той социальной ролью, с тем типом поведения, который предписывает жизнь.

Таким образом, иппопедагогические идеи дают возможность удовлетворения разносторонних

социальных потребностей ребенка в познании, общении, творчестве за счет создания уникальной воспитывающей ситуации. Мы полагаем, что иппопедагогические идеи - это представления о способах педагогически организованного взаимодействия человека и лошади, о сущности и целях данной взаимосвязи, о том, какие средства и методы могут быть использованы. В целом ип-попедагогические идеи могут быть охарактеризованы как комплекс гибких и развивающихся явлений, включающих в себя: общую философскую концепцию «воспитания через понимание» (герменевтический подход), сочетание биологических оснований с национальными, культурными традициями; идею специально сконструированной воспитывающей среды. Гуманистическая направленность иппопедагогических идей может способствовать решению проблем современной педагогической теории и практики.

HUMANISTIC POTENTIAL OF HIPPOPEDAGOGICAL IDEAS

© 2010 E.V.Ustinova"

Moscow City Pedagogical University. Samara Branch

The article is devoted to the definition of the notion hippopedagogical ideas, their formation analysis. The article considers the essentials of the hippopedagogical ideas, and offers possible ways of their application in the process of child upbringing and points out the perspectives of hippopedagogical ideas development in realization of humaniza-tion of the child upbringing process.

Key words: Upbringing, humanization of the upbringing process, hippopedagogical ideas, hermenevtic approach, personality-oriented approach, social education principles, culturology approach, processes of self-cognition and self-realization, personality development, interrelation of the tutor and pupil.

Ustinova Elena Vladimirovna, The competitor of faculty of pedagogics. E-mail: u291178@rambler. ru

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.