Научная статья на тему 'Воспитание в туристском походе'

Воспитание в туристском походе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1484
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСТВО / ТУРИСТСКИЙ ПОХОД / ПЕДАГОГ / РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / УСПЕШНОСТЬ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / UPBRINGING / CHILDHOOD / TOURIST TRIP / VERSATILE MATURITY / SELF-MANAGEMENT / SELF-EDUCATION / SUCCESS / VITALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маленкова Людмила Ивановна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с реализацией воспитательного потенциала одной из форм детско-юношеского туризма и краеведения туристского похода. Раскрываются особенности детства, теоретические и методические основы воспитания как явления социально-педагогического. Показаны воспитательные аспекты детского похода на всех этапах его подготовки и проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маленкова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education the hiking trails

The article discusses the problems associated with the implementation of the educational potential of one of the forms of youth tourism and local history a tourist trip. Also the article reveals the peculiarities of childhood, theoretical and methodological foundations of education as a social and pedagogical phenomenon and shows educational aspects of a children's trip at all stages of the preparation and conduct.

Текст научной работы на тему «Воспитание в туристском походе»

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

УДК 37.017.7; 37.018.761; 379.852

Л. И. Маленкова

ВОСПИТАНИЕ В ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ

В статье рассматриваются проблемы, связанные с реализацией воспитательного потенциала одной из форм детско-юношеского туризма и краеведения - туристского похода. Раскрываются особенности детства, теоретические и методические основы воспитания как явления социально-педагогического. Показаны воспитательные аспекты детского похода на всех этапах его подготовки и проведения.

The article discusses the problems associated with the implementation of the educational potential of one of the forms of youth tourism and local history - a tourist trip. Also the article reveals the peculiarities of childhood, theoretical and methodological foundations of education as a social and pedagogical phenomenon and shows educational aspects of a children's trip at all stages of the preparation and conduct.

Ключевые слова: воспитание, детство, туристский поход, педагог, разностороннее развитие, самоуправление, самовоспитание, успешность, жизнестойкость.

Keywords: upbringing, childhood, tourist trip, versatile maturity, self-management, self-education, success, vitality.

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государства и всего мира.

Я. А. Коменский

Проблему воспитания детей и молодёжи в условиях туристского похода мы склонны рассматривать с двух позиций: теоретико-методологической (что такое данное явление?) и практико-орие-

нтированной, методической (как его эффективно реализовать?). С этих позиций туристский поход обладает высоким воспитательным потенциалом, ибо является для ребёнка, с одной стороны, естественной, притягательной для него средой обитания, жизненным

__А _

«пространством детства». А с другой стороны, туристский поход при целесообразной и профессионально грамотной его организации является эффективным средством воспитания.

Основанием, позволяющим дать полезные идеи и научно-методические рекомендации педагогам, работающим в сфере детс-ко-молодёжного туризма, является наша компетентность в теории и методике воспитания, а также многолетний опыт практической работы с детьми. Будучи поклонницей туризма (пешего, лыжного и велосипедного) с детских лет и по сей день, работая в разных учебно-воспитательных учреждениях с различными категориями детей, постоянно делаю ставку на детский туризм как наиболее эффективное средство воспитания. Коротко мой послужной список в сфере детского туризма: вожатая профильного туристского отряда в МДЦ «Артек» им. В. И. Ленина (1963 г.). Заместитель начальника спортивно-трудового лагеря для несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учёте в инспекциях по делам несовершеннолетних Ленинского РОВД г. Москвы (1964-1966 гг.). Классный руководитель профильных классов «туризм и краеведение» в 45-й школе г. Москвы (1982-2002 гг.). Взаимодействие с детьми и с инструкторами по туризму пионерской дружины «Сигнальщики» Москвы (с 2008 г. по настоящее время) и др. Почему же именно туризм и краеведение способны стать эффективным средством развития и воспитания детей и молодёжи?

Воспитание - для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. В методологии оно трактуется как процесс общественно-исторический: с изменениями в обществе происходят и коренные преобразования в воспитании, и, наоборот, прогрессивные идеи и передовая практика воспитания способны оказывать существенное влияние на характер и динамику развития общественных отношений и процессов в будущем.

Вдумаемся в смысл слова «ВОСпитание». Изначально, на заре человечества, оно означало «ВСкармливание» только что родившегося, беспомощного дитяти, т. е. имелось в виду питание физическое, телесное. Но очень скоро люди поняли: главное в развитии человека (в отличие от всех других живых существ) - «питание

(вскармливание) духовное», то есть сопричастное душе человека. Этот смысл и стал сутью воспитания. Без него немыслима жизнь человеческого общества, ибо назначение его - передача накопленных знаний и жизненного опыта, социокультурных ценностей от поколения к поколению, формирование критериев оценки окружающей жизни, разностороннее развитие личности Человека, достойного своей эпохи.

Неукоснительной, важнейшей задачей педагогической теории и практики является задача поднятия престижа воспитания, внедрения его современных прогрессивных идей во все сферы жизни и деятельности детей и молодёжи. В том числе и в практику проведения детских туристских походов.

Что же такое воспитание? В совокупности существенных признаков воспитание - это творческий, целенаправленный, специально организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми. Это процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий для овладения детьми социокультурными ценностями общества и для развития их индивидуальности с целью самоактуализации личности.

Известно мудрое размышление С. Т. Шацкого: «Научить ребёнка считать очень просто... Наша методическая наука достигла в этом совершенства. Но главное заключается в том, чтобы с этим умением считать человек не стал обсчитывать». И со знанием норм политических, экономических, правовых, нравственных, экологических, культурных и других - не стал бы жить в «обход» их, определяя свою корыстную позицию в ущерб социокультурным ценностям общества и Человека. Значит, сутью воспитания, его предназначением является богатая палитра отношений взрослеющего человека к окружающей действительности - живой и неживой природе, к социокультурным ценностям, к человеку и к себе самому как наивысшей ценности. Именно в туристском походе заложена возможность реализовать всю палитру этих отношений. Попробуем доказать это с позиций прогрессивных идей современной теории и методики воспитания и фактов реальной практики воспитания детей в условиях туристского похода, используя мнения детей и педагогов-воспитателей.

Для грамотной и продуктивной реализации воспитательного потенциала детского туристского похода необходимо:

- Чёткое определение цели и стратегических задач организации воспитательного процесса, тогда легко можно будет выстроить систему задач тактических (и составить план воспитательной работы). На основе этого - выстраивание всей воспитательной системы развития детей вообще и в условиях данного конкретного похода в частности.

- Организация разносторонней воспитывающей деятельности детей; выстраивание на её основе системы самоуправления и со-управления детей и взрослых.

- Стимулирование здорового образа жизни всех участников похода по трём направлениям: 1) Создание здоровьесберегающей среды в условиях похода. 2) Внедрение культуры здорового образа жизни каждого из участников похода. 3) Работа над созданием и внедрением в жизнь детей и взрослых индивидуально-личностной программы оздоровления.

- Реализация воспитательного потенциала всех компонентов обучения и развития детей в условиях похода: а) через содержание всех дел и событий, б) через методику их организации, в) через привлекательную личность взрослых руководителей похода, г) через оценку деятельности каждого из детей, поднятие престижа личности в их собственном осознании и мнении окружающих.

- В основу организации похода должны быть положены «три кита» воспитания: превращение деятельности детей в САМОдеятельность (с использованием методики КТД - коллективной творческой деятельности); переход от воспитания к САМОвоспитанию (на основе освоения методики самовоспитания) и превращение управления детьми в детско-взрослое САМОуправление.

- Прогрессивные идеи организации воспитательного процесса в детском походе должны быть положены в основу всей жизнедеятельности детей и взрослых, именно они повышают эффективность развития личности всех участников похода:

■ Гуманистическая парадигма воспитания, в основу которой положена идея «человек - наивысшая ценность».

■ Самоактуализирующаяся личность (такая, которая сама озабочена развитием своего внутреннего потенциала) - как цель воспитания.

■ Разносторонняя деятельность- основа воспитания.

■ Идея «безусловного принятия» воспитанника и его дальнейшего развития в организованном процессе воспитания.

■ Идея «педагогической поддержки» воспитанника.

■ «Педагогика свободы» в выборе видов деятельности и отношений, социокультурных ценностей и своей собственной позиции в жизни.

■ Личностно-ориентированный подход в условиях коллективной творческой деятельности.

■ «Диалог культур» как основа отбора содержания воспитательного процесса в условиях похода.

■ Взаимодействие при организации походов (особенно далёких и длительных по времени) с детско-юношескими движениями, объединениями, организациями позволяет создать социокультурную среду воспитания, уберечь школьников от неблагоприятных воздействий негативных факторов окружающей среды.

■ Эффективные формы взаимодействия с родителями детей-участников похода.

■ Безотлагательное решение возникающих проблем особых детей (таких, которые «не вписываются» в учебно-воспитательный процесс ни в школе, ни во внешкольной жизни и деятельности); в том числе решение проблем, связанных с детьми одаренными и де-виантными школьниками.

А теперь попробуем на конкретных идеях, с использованием наиболее эффективных средств, методов и приёмов, неординарных организационных форм жизнедеятельности детей и взрослых показать, КАК наиболее продуктивно может быть реализован воспитательный потенциал туристского похода. Сначала обратимся к двум маленьким педагогическим зарисовкам с натуры.

♦♦♦ « - Как Вам удаётся воспитывать таких хороших детей?

- А я их не воспитываю, я их просто ЛЮБЛЮ».

♦♦♦ Размышления молодого педагога (учителя физики, турорга школы): «Никак не возьму в толк, почему мои "трудняшки" (трудные школьники) на уроках отравляют мне всю мою жизнь (за этим следует длинный перечень всяческих "козней".). А в турграде и в походе они - мои первые помощники, с удовольствием включаются во все дела (даже в самые грязные и неприятные, от которых отказываются другие ребята)».

- Вы не пробовали у них спросить об этом?

- Спрашивал. Один из них мне ответил: "А я в походе себя Человеком чувствую!"»

ПОЧЕМУ ТАК? Попробуем ответить на этот сакраментальный вопрос!

Именно в туристском походе... возможно организовать воспитательный процесс с теоретико-методологической идеи, что сутью и назначением воспитания является развитие отношений взрослеющего человека с окружающей действительностью - живой и неживой природой, окружающими людьми и всем человечеством, с проявлениями социокультурных ценностей. С возникающими у человека проблемами и возможностями их разрешения. Именно это позволяет взрослеющему человеку «вырастать», становиться лучше, приобретать высокие духовные ценности. Ещё в XI в. персидский писатель Кей Кавус заметил: «Полнота удовольствия и услады от богатства этого мира в том, чтобы повидать невиданное, и поесть нееденное, и найти ненайденное, а это всё можно только в путешествии. Люди, путешествовавшие и повидавшие мир, опытны, удачливы и мудры». Вот почему и в наше время столь примечательны и привлекательны туристские сообщества детей и взрослых.

Именно в туристском походе... реализуется мысль А. С. Макаренко: «Истинным смыслом человеческой жизни является завтрашняя радость». И естественно, целесообразно и легко выстраивается рекомендованная им логика воспитательного процесса через создание системы перспектив - близкой, средней и далёкой. В 45-й школе г. Москвы на сентябрьском сборе туристской группы обещаются сюрпризы «для вех и для каждого» и большущий пирог с «изюминкой» (???). А в пионерской дружине «Сигнальщики» в начале учебного года всё начинается с «арбузника». И дальше - выстраивается система отдалённых перспектив, подчинённых главной на этот год средней перспективе - двухнедельному походу по партизанским тропам Крыма (или на Алтай, или в Карелию, или по достопримечательностям Подмосковья...). А к этому нужно готовиться серьёзно - и физически (система тренировок и маленьких походов), и материально (как заработать и скопить деньги, подготовить необходимое оборудование.). А главное -духовно (освоение исторических, краеведческих и социокультурных ценностей) и психологически (индивидуальное самоусовершенствование, сплочение группы, создание благоприятного психологического климата) и многое-многое другое. То есть обеспечение позитивной, общественно ценной и личностно значимой жизнедеятельности детей и взрослых. Важно, чтобы все эти дела орга-

нично «вписывались» в ткань жизни школы, в нормальное общение с учителями и родителями. И наконец, все эти события, в конечном счёте, влияют на реализацию намеченной далёкой перспективы -формирование разносторонне, гармонически развитой личности Человека. Личности самоактуализирующейся (теория А. Маслоу), т. е. личности, озабоченной саморазвитием своего внутреннего развития, происходящего в условиях коллективной творческой деятельности (методика И. П. Иванова). А это и есть реализация общего предназначения воспитания.

Именно в туристском походе... естественно и легко складывается воспитывающая среда. Среда, в которой проецируются позитивные и развенчиваются негативные отношения к окружающей действительности всех участников похода - «своих» детей и взрослых, приглашённых гостей, местных жителей, участников событий (прошлых и настоящих, свидетелями и участниками которых становимся «мы сами»).

Из размышлений Алины Гусевой о ценностях походов с пионерской дружиной «Сигнальщики»: «А как ценны для каждого из нас душевные, познавательные разговоры (обо всём!) и творческие, развивающие игры. А ещё - завораживающие туристские и студенческие бардовские песни - у ночного костра, на привале, при ожидании чего-то, в транспорте. В них ты чувствуешь, как "вырастаешь", становишься лучше, чище, возвышеннее.». Попробуйте провести опрос детей - заядлых походников - на тему «Что меня радует и огорчает в жизни (или - в походе). И получите полное описание позитивных и негативных факторов воспитывающей походной среды. И прав О. Уайльд, написавший: «Лучший способ воспитать ребёнка хорошим - это сделать его счастливым».

Именно в туристском походе. возможна реализация идеи включения детей в разнообразные виды деятельности как основы воспитания. Природа ребёнка (подростка) хорошо выражена психологами М. и Р. Снайдер:

«Каждый ребёнок хочет действовать.

Каждый ребёнок хочет быть во взаимоотношении.

Вокруг захватывающий мир для исследования.

Эти три представления являются основными для работы с детьми».

Содержание, основа воспитания (и в туристском походе тоже) есть не что иное, как обеспечение воспитаннику активной позиции

в организуемой педагогом разносторонней воспитывающей деятельности. Основные виды её таковы: познавательная деятельность, ценностно-ориентировочная, трудовая, общественно полезная, художественно-творческая, физкультурно-спортивная и деятельность свободного общения. Все эти виды деятельности детей в походе пронизывает деятельность игровая (во всех её видах и формах). Возможны и формы, соединяющие в себе несколько видов деятельности. Причём все дела в туристском походе становятся в своей совокупности для взрослеющего человека цепочкой значимых событий. Цепочкой динамичной, диалектически меняющей отношения детей к делам и событиям, к сверстникам и взрослым, к нравственным и культурным ценностям, к себе самому. и вообще к жизни (событийный подход в педагогике). Разумное чередование, выбор наилучших форм, творческое изобретение новых, нетрадиционных форм позволяет уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь детей в походе увлекательной, непринужденной, значительно повышая ее воспитательный потенциал.

Именно в туристском походе... педагогам-воспитателям удаётся грамотно выстроить диагностику и мониторинг воспитания и развития детей. К. Д. Ушинский наставлял педагогов: «Воспитатель! Свою воспитательную работу начни с научно-исследовательской». Ибо, как справедливо утверждал М. М. Бахтин, «подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя». Это важнейшие постулаты для руководителя детского похода, овладевшего различными методиками психолого-педагогического изучения своих воспитанников и грамотно осуществляющего мониторинг воспитательного процесса. Мониторинг предполагает: педагогическую диагностику (личности, коллектива, протекания воспитательного процесса); систематизацию и хранение материалов диагностики; педагогическую оценку результатов; прогнозирование и отслеживание хода, результатов, перспектив развития воспитательного процесса; внесение коррективов в динамику его; педагогический анализ происходящих изменений; внедрение результатов в практику. Вот такая сложная цепочка действий. Но она успешно обеспечивает реализацию воспитательного потенциала похода, т. е. активное взросление детей, обретение ими ранней самостоятельности и собственной позиции во многих жизненных ситуациях, критичное осмысление окружающей действительности, выра-

ботку собственных взглядов, критериев оценки, отношений, мировоззрения, обретение права на своё собственное «Я».

Из дневника «рыжей Люси»: «Права была моя мама - я другая. Я люблю эту походную жизнь и люблю всех этих людей. Я хочу видеть и слышать их, смеяться или ссориться с ними, говорить с ними обо всём, ходить "болеть" на стадион, делать дневник похода, сидеть у костра. И я не тоскую больше по тишине своей комнаты, и я не хочу больше уединения. Я жду, когда же, ну когда же я опять пойду в поход!?»

Именно в туристском походе... становится достижимой идея «присвоения» всеми участниками похода высоких социокультурных ценностей ИСТИНЫ, ДОБРА и КРАСОТЫ. У Е. Евтушенко читаем: «. жажда точки опоры - одно из самых прекрасных качеств человека, если она. не зиждется на подавлении человека человеком. Есть ложные точки опоры: власть, деньги, эксплуатация, насилие - такие точки опоры аморальны. »

В своей практике воспитания мы пришли к идее «пяти точек опоры».

Первая точка опоры - ПРИРОДА. Человек сам, прежде всего, природное существо, а потому живет и развивается по ее законам. И если эти законы нарушаются, то природа жестоко мстит за это: детской смертностью, болезнями, искажениями в развитии личности. Спасение одно - здоровый образ жизни растущего человека в гармонии с природой. И с другой стороны, именно в природе он находит для себя гармонию жизни. Она - для радости, отдохновения, в ней он черпает силы и стимулы для творчества, она же -для различных способов самоотдачи, самовыражения.

Вторая точка опоры - КУЛЬТУРА. Во всех ее областях: наука и техника, литература, музыка, живопись. Это и архитектура, театр, кино, культура общения и поведения, культура труда и речи... При этом у растущего человека должна быть развита потребность в высоких культурных ценностях и сформировано отвращение к бескультурью и псевдокультуре. Приобщение к КУЛЬТУРЕ как «точка опоры» дает детям критерии оценки жизненных явлений, стимулирует развитие всех сторон личности.

Третья точка опоры - ДЕЛО, которое человек делает. С наслаждением, радостью, профессионально, красиво, значимо... Причем не только работа. Любое дело: печет ли хозяйка пироги, ремонтирует ли хозяин автомашину, стирает ли пеленки юная мама

или рассказывает малышу сказки, мастерит ли юноша что-то для дома или занят своим хобби. Именно в разных делах и развиваются способности детей, формируется жизненная позиция личности. Немаловажную лепту в это вносит и участие детей в туристских походах.

Четвертая точка опоры - ОКРУЖАЮЩИЕ ЛЮДИ. Не

только друзья. Не только родители и педагоги. Не только любимый (или любимая). Все они - должны быть у человека. С разной степенью близости и любви. А еще - приятели, товарищи по работе и общему делу... Да и просто встречные или знакомые. Всякие люди! Школьный возраст - это период наиболее интенсивного общения со сверстниками, когда это общение становится самым важным и значительным. И при всей противоречивости подростка ценится общение со взрослыми - родителями, педагогами, друзьями, родственниками.

И наконец, пятая точка опоры - «Я САМ КАК НАИВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ». С его осознанным высоким чувством собственного достоинства. С его гордостью и скромностью. С его действенной любовью к себе самому и к другим людям. Еще Пифагор призывал: «Прежде всего, не теряй самоуважения!»

Стихотворение Димы Беляева (13 лет)

Можно на свете по-разному жить: Можно ни с кем никогда не дружить, Можно животных и птиц не любить, Можно цветы не сажать, не дарить... А можно наоборот - вот! И дружить, и любить, и сажать, и дарить, Можно на помощь друг к другу прийти, Камень убрать, если он на пути.

Именно в туристском походе. коренным образом меняются структура и логика, педагогические основы и методика организации воспитательного процесса. Здесь мы приходим, казалось бы, к парадоксальному выводу: воспитать человека нельзя! - А что тогда можно? - А можно и нужно создать условия для успешного, продуктивного развития человека! Решить эту сверхзадачу можно, построив воспитательный процесс на основе «трёх китов современного воспитания», а именно - на основе трёх САМО: превращения

деятельности детей в САМОдеятельность, воспитания - в САМОвоспитание и управления детьми (и любым сообществом взрослых и детей) в единое САМОуправление.

Воспитание, по сути своей, - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон. Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания с точки зрения воспитанника в процесс самопознания и на этой основе - самовоспитания, саморазвития. В туристском походе это происходит наиболее эффективно и интенсивно. При этом взрослый (руководитель похода) занимает позицию не команнд-но-административную (как в школе), а, скорее, позицию старшего друга - более знающего, более компетентного. В этой ситуации продуктивной является идея педагогической поддержки взрослеющего человека, определяемая в методике воспитания как оказание превентивной (предваряющей) помощи ему в решении возникающих у него проблем, связанных с основными четырьмя сферами его жизнедеятельности - со здоровьем, обучением, коммуникацией и социализацией.

Из размышлений старшеклассника: «Оказывается, самостоятельность вовсе не в том, что я один, вечно один. Самостоятельность - это когда нас много, и каждый может придумать, как бы всем жилось лучше, и сам делать эту хорошую жизнь. От моей самостоятельности кому-то должно быть хорошо».

Именно в туристском походе... вся система воспитания ориентирована на личностный подход. Вот почему основой методики воспитания следует считать инструментовку управления воспитанием детей как самопознание и самовоспитание их, организацию деятельности детей как их самодеятельности, управление детским коллективом как самоуправление.

Всем известно, что старшеклассники уже не дети и больше всего не любят, когда их поучают, наставляют, ведут куда-то, заставляют, оценивают. И еще: нет ничего ценнее, если человек САМ открыл истину, САМ доказал себе что-то, САМ убедился в неверности и пагубности своих бывших заблуждений. Но и это не все. Как бы родители и учителя ни желали взрослеющим детям добра, как бы ни предостерегали от возможных ошибок, все равно растущий человек САМ учится на СВОИХ ОШИБКАХ.

Методы и приёмы включения детей (особенно подростков) в процесс самовоспитания в условиях туристского похода таковы:

__I _

психологический настрой + осознанное преодоление трудностей); постановка цели (перспективы «завтрашней радости» - близкие, средние, дальние).Это и помощь в составлении правил, которым надо следовать неукоснительно. Это и создание собственной программы: средства, организационные формы и методические приёмы самопознания и саморазвития, самоконтроль и самоанализ. А также выбор «помощников» и надёжных единомышленников.

Некоторые методические тонкости, которые при этом можно использовать руководителю детского туристского похода:

> Воспитание успехом: попробовать глубже понять произошедшие изменения, хорошо их осмыслить, включить в успешную совместную деятельность, опираясь на его достоинства, ценности, мечты, потребности, развивать самые маленькие ростки успеха, чтобы ребёнок смог почувствовать и испытать вкус победы.

> Успешным становится воспитание, основанное на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка, к его САМОпроцессам: самолюбию, самопознанию, самокритике, самовнушению, самоорганизации, самодеятельности, самовоспитанию.

> Позитивно окрашенное воспитательное воздействие взрослых всегда вызывает эмоционально положительное состояние детей и их полезную деятельность. Вместо приказаний, запретов, угроз, требования послушания и беспрекословного подчинения, наказаний, морального давления. хорошо бы, если бы подросток постоянно слышал:

- Ты же у меня умница - справишься!

- Ну и молодец! Это преодоление себя стоит многого!

- Я тебе доверяю!

- Каждому человеку свойственно ошибаться, но главное в том, как он выходит из ошибок.

> И конечно, самое главное в отношениях взрослых и детей - это действенное проявление любви: взглядом, жестом, мимикой, лаской. Умением защитить и вовремя прийти на помощь. Желанием бескорыстно делать добрые дела.

Именно в туристском походе... легко и грамотно организовать систему детско-взрослого самоуправления. Лучше всего это происходит на основе формулы, данной А. С. Макаренко: «Дело

рождает самоуправление, а не наоборот». В практике различных образовательных учреждений и общественных детско-юношеских объединений и организаций хорошо зарекомендовала себя трёхуровневая система самоуправления Н. П. Капустина:

1^ Классное (групповое) самоуправление - соуправление 1-го типа: рабочие органы - по видам деятельности (комиссии, советы, штабы. при участии взрослых).

2^ Школьное (общее) ученическое самоуправление: его основа - те же органы, состоящие из председателей одноимённых классных органов.

3^ Школьное (общее) соуправление: учащиеся + педагоги + родители.

Эта система (либо целиком, либо фрагментарно) может быть успешно использована и в туристско-краеведческой деятельности детей и взрослых.

Именно в туристском походе. складываются эффективные формы взаимодействия с родителями детей-участников похода. В нашем опыте сложилось пять основных функций такого взаимодействия: 1) ознакомление родителей с содержанием и правилами жизнедеятельности в походе; 2) психолого-педагогическое просвещение родителей; 3) включение родителей в совместную с детьми деятельность; 4) организация работы с родительским активом; 5) корректировка воспитания в отдельных семьях детей-участников похода. Оправдывают себя такие формы взаимодействия в педагогическом треугольнике «педагоги ^ родители ^ дети» в условиях организации и проведения туристского похода, как предварительное заочное посещение мест будущего похода - рассказы детей родителям (с картами, фотографиями, музыкой, видеороликами). Использование родителей как специалистов в разных сферах туризма, физкультуры и спорта, культуры. Совместные походы, туристические слёты, отчётные «Огоньки», творческие встречи типа «Поговорю с интересным человеком», «Проблемы философского осмысления жизни» (в школе и в походе у костра). Выпуски стенгазет, листовок, видеофильмов и др.

Именно в туристском походе, в неформальной обстановке возможно использовать творческие формы воспитания, руководствуясь мудрым определением К. Гельвеция: «Искусство воспитания есть не что иное, как знание средств для образования более

крепких и сильных тел, более просвещённых умов и более добродетельных душ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние годы в практике воспитания появилось множество нетрадиционных форм воспитательной работы: «Пять минут с одним (стихотворением, музыкальным произведением, с одной картиной...)». «Публичная лекция». «Сократовская беседа», «Открытый микрофон», «Философский стол», «Дискуссионные качели», «Интеллектуальный аукцион», Конкурс «смехаизмов», «Разговор при свечах», «День гения», «Круглый стол с острыми углами», «Сюрпризы дружбы», «Арбузник», «Фотокамера смотрит в мир», различные варианты «концерта-ромашки» и многие другие формы, которые успешно используются в детском туристском походе.

Именно в туристском походе... в конструировании творческих форм воспитания можно использовать различные психолого-педагогические и методические приёмы. Их великое множество. Приведём лишь некоторые примеры. Анализ афоризма (в самых разных вариантах). Использование биографий, историй жизни, жизненного опыта великих людей. Использование сказок, легенд, преданий, притч, художественной прозы и поэзии... «Конверт откровений». Упражнения-откровения. Экспресс-опрос. «Трудное чтение». Инсценировка пословиц. «Интервью» с интересным (значимым) человеком.

Есть множество приемов, с помощью которых педагог регулирует отношения между детьми, между детьми и взрослыми, делает деятельность и отношения воспитывающими, придает воспитательный смысл каждой жизненной ситуации, конструирует собственные воспитывающие ситуации.

Нередко во фронтальной, групповой и индивидуальной воспитательной работе с детьми используются приемы, стимулирующие самовоспитание и самоактуализацию детей и взрослых; приемы дисциплинирования детей-участников туристских походов.

И в качестве завершения - вывод: используя те или иные организационные формы, следует помнить о главном - у детей при участии в них должно быть радостное состояние счастья переживаемого момента жизни, а не обязательного «мероприятия».

Из интервью с Алиной Гусевой (18 лет, стаж походной жизни - 8 лет: пешие и байдарочные походы в пионерской дружине «Сигнальщики», г. Москва, студентка РУДН). Размышление над

вопросом «Чем привлекательна для тебя походная жизнь, и что даёт она для твоего личностного развития?»

■ «Уединение с природой - жизнь без Интернета, всех благ цивилизации, без окружающих проблем - чистота мыслей.

■ Знакомство с природой: понимание, где что у нас растёт и живёт + довольно интересно встречать животных вживую и наблюдать за их поведением.

■ Красоты природы: закаты-рассветы, белые ночи, когда непонятно, сколько мы плывём или идём, когда же уже пора спать.

■ Жизнь без удобств: пробовать что-то новое от обычной колки дров и разжигания костра до составления маршрута и подготовки меню. Сюда же всякие погодные условия, от которых есть только палатка, тент, костёр и одежда. И конечно друзья-попутчики.

■ Походные бани, обязательно с веником - приятно распариться, смотря, как по телу с тебя стекает чёрная вода, а потом -всем вместе забежать в ледяную речку или море!

■ Просыпаться утром от духоты в палатке и купаться в прохладной воде.

■ Появляются силы для того, чтобы сделать что-то сложное в экстренных ситуациях, помочь любому человеку из похода, вне зависимости от внешних условий.

■ Ощущение, когда смог пройти порог, вспоминая, как боялся идти вначале, наблюдая его с земли или уже подплывая к первым его препятствиям.

■ Атмосфера, какое-то неформальное общение; узнавание людей с другой стороны, сближение.

■ Находить всякие заброшенные и полузаброшенные деревни - со своей историей памятниками, зданиями (например, времён Великой Отечественной войны, солеварни.). То, что в обыденной жизни не всегда увидишь.

■ Встречать людей на пути, идя по безлюдному маршруту около недели.

■ Поиск развлечений, когда, остановившись на днёвку, например, сооружение качелей, плота или шалаша.

■ Походный сленг, непонятный другим, порою непонятный и другим походникам (новичкам).

■ Ложиться в спальник после долгого сложного дня.

■ Смыв всю походную грязь, переодевшись в домашнюю одежду, ложиться в только что застеленную чистую постель, есть

привычную еду, которая после похода приобрела необычную вкусность!

■ А потом - бесконечные рассказы, восторженные воспоминания, рассматривание фотографий и видеороликов, анализ совершённых "подвигов" и допущенных просчётов и ошибок - между собой, среди родных и друзей, младших товарищей-сигнальщиков. И - мечты и планы на будущие походы! Потому что без них дальнейшая жизнь не мыслится!»

Становится совершенно понятным богатый воспитательный потенциал детско-юношеских туристских походов. Настоящий, думающий, творческий педагог-воспитатель сможет на основе этого интервью и в результате собственной практики (и на основе размышлений своих воспитанников) грамотно выстроить подготовку и проведение походов с детьми, реализуя заложенный в них воспитательный потенциал.

Рекомендуемая литература:

1. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и начинающих педагогов. М., 2004.

2. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. В соавторстве: П. И. Пидкасистый, В. И. Загвязинский, Л. И. Маленкова, А. Ф. Меняев, В. М. Полонский. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов. М., 2008. С. 416-557.

3. Маленкова Л.И. (автор и составитель)Как вести за собой. Большая книга вожатого. М., 2004.

4. Маленкова Л. И. Человековедение. Книга для школьного педагога. М., 2000.

5. Маленкова Л. И. Я - Человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.