Научная статья на тему 'Педагогическая реабилитация и воспитание ребёнка с особенностями в развитии'

Педагогическая реабилитация и воспитание ребёнка с особенностями в развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЕННЫЙ РЕБЁНОК (ПОДРОСТОК) / ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ / ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ДЕПРИВАЦИЯ / ДИДАКТОГЕНИЯ / СОПРОТИВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЮ / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / INDIVIDUAL CHILD (TEENAGER) / TEACHER'S SUPPORT / DEVELOPMENTAL DISORDERS / PROBLEMATIC PARENTING OF TEENAGERS / DEPRIVATION / DIDAKTOGENIYA / RESISTANCE TO EDUCATION / CHILDREN AT RISK GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маленкова Людмила Ивановна

Особенный ребёнок (подросток). Отклонения в развитии. Трудновоспитуемость подростков. Депривация, дидактогения, сопротивление воспитанию. Дети группы риска. Воспитательный потенциал обучения, педагогическая поддержка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая реабилитация и воспитание ребёнка с особенностями в развитии»

ПЕ ЦАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ и воспитание ребёнка с особенностями в развитии

Людмила Ивановна Маленкова,

профессор Московского педагогическог университета, кандидат педагогических наук

Предмет нашего рассмотрения — дети особого возраста, подростки, волею судеб находящиеся в условиях коллективного обучения и воспитания. Где есть единые программы и стандарты, где обязательно соблюдать общие требования и правила, где взрослеющий человек поневоле оказывается предметом общих, нередко стандартизированных педагогических воздействий.

• особенный ребёнок (подросток) • отклонения в развитии

• трудновоспитуемость подростков • депривация • дидактогения

• сопротивление воспитанию • дети группы риска • педагогическая поддержка

Успешность, эффективность всего учебно-воспитательного процесса определяется тем, как каждый воспитанник (ученик) вписывается в него, какое место он там занимает. Справедливо обращение теоретиков и практиков к идеям лично-стно ориентированного воспитания. Это означает умение педагога увидеть в каждом ребёнке (подростке) его сущность, то есть его «особость» и «особенность», и на этой основе строить воспитательный процесс.

«Особость» определяется спецификой, своеобразием природы детства — уникального периода жизни и развития человека. А «особенность» каждого воспитанника — в своеобразном протекании этого жизненного процесса в зависимости от проявлений возрастных, половых и индивидуальных особенностей, от его наследственности,

макросреды и микросреды обитания, от истории жизни и воспитания. Истоки этих особенностей — социальные, биологические, психолого-педагогические факторы, в совокупности составляющие сложную совокупную причину возникновения и проявления этих особенностей, которые делают процесс воспитания тонким и многотрудным.

Ещё П.Ф. Лесгафт предостерегал, говоря о правильной позиции педагога в оценке детей: «Обыкновенно приписывают самому ребёнку все замечаемые у него неблагоприятные явления, говорят даже о врождённой его злостности, не думая и не подозревая, что качества ребёнка являются отражением качеств окружающих его лиц».

Когда же подросток не вписывается в организованный учебно-воспитательный процесс, родители и педагоги говорят об отклонениях в развитии. В педагогике имеется даже их классификация.

Отклонения могут быть анатомо-физиоло-гические (наследственность, условия жизни, физические и психические заболевания, инвалидность, физические и душевные травмы детства); психические (забегание вперёд или отставание в развитии — личности в целом и отдельных её качеств); социальные (объективная и субъективная адаптированность, социальная запущенность, социальное сиротство). И педагогические — на основе семейного и общественного воспитания — меры позитивного и негативного характера, его динамики (опережения или отставания), наличие различных проявлений «сопротивления воспитанию».

Тогда речь идёт о трудновоспитуемости подростков. А если с позиций самого подростка, то употребляется не столь давно появившийся термин — депривация (социальная и психолого-педагогическая). Это понятие латинское: «потеря, лишение» как ощущение, осознание личностью разрыва между её ожиданиями и действительностью. Депривация характеризуется как голод по социальным контактам, состояние социального дискомфорта, сопровождаемое непривычными, часто негативными переживани-ями1 и поступками.

«Особые» дети — кто это? По мнению педагогов и психологов, могут быть разные их категории, в основе которых разные причины и проявления «особенности», разное собственное отношение к ней. И, конечно, различия воспитательных подходов, своеобразный стиль и тон отношений воспитателя. Назовём здесь лишь некоторые из этих категорий. Дети-инвалиды (разных групп). Дети с отклонениями и задержками в физическом и психическом развитии. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети из девиантных и де-линквентных семей. Дети, пострадавшие от ди-дактогении (домашней или школьной) по разным причинам — отставания или, наоборот, забегания вперёд в развитии и обучении. Дети, приобщившиеся к употреблению нервно-стимулирующих средств. Дети и подростки с ранней половой распущенностью. Дети, пережившие жизненные трагедии, насилие, жестокое обра щение. Безнадзорные и беспризорные дети.

1 Современная энциклопедия социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. М., 2008. С. 56-57.

Девиантные дети и несовершеннолетние правонарушители. Подростки, приобщившиеся к деятельности асоциальных и антисоциальных неформальных объединений. И другие.

Очевидно, что таких подростков воспитывать трудно. Но есть ещё категории проблемных детей, также вызывающих сложности в учебно-воспитательном процессе. Это одарённые дети и дети-вундеркинды, дети способные и развитые в каких-либо сферах деятельности и отраслях науки или искусства, спорта. Дети, хорошо воспитанные, интеллигентные и самодостаточные. Дети, обогнавшие сверстников в развитии. Дети, продуктивно и увлечённо занимающиеся в школах, клубах, секциях, кружках системы дополнительного образования. Дети — члены различных позитивных детско-юношеских объединений и общественных движений. Дети — представители разных общественно полезных неформальных объединений и различных молодёжных субкультур. И другие. Возможно и сочетание двух или более характеристик в личности одного ребёнка (подростка). Во всех случаях это дети «группы риска», с различными трудностями их воспитания и обучения, вызывающие необходимость поиска особых подходов к ним.

Есть ещё одна проблема, над решением которой следует задуматься. Порой работа с разными категориями «особых» и трудных детей оказывается неэффективной, безрезультатной. Причина в том, что, оставшись вне поля нашего зрения, нашего неусыпного внимания и контроля, «уходят в раздрай» (выражение одного из подростков): игнорируют учёбу и полезную деятельность, уходят из дома и школы, ведут асоциальный, безнравственный образ жизни.

Итак, особые дети — это дети (подростки), по отношению к которым неэффективен или малоэффективен организованный воспитательный процесс, протекающий

в благополучной семье и образовательном учреждении, в силу особенностей (отклонений) в психофизиологическом развитии и социальном становлении, сложившемся под влиянием комплекса причин.

Как правило, позиция особого ребёнка (подростка), а также педагога-воспитателя (и образовательного учреждения в целом) связана с двумя психолого-педагогическими явлениями, характерными для современной педагогической практики. К сожалению, они мало изучены и не описаны в теории воспитания, не получили методической разработанности, столь важной для педагогов-практиков. Мы имеем в виду явления «дидактогении» и «сопротивления воспитанию», за пристальную и конструктивную разработку которых в своё время ратовал ещё А.С. Макаренко. Проясним эти и связанные с ними понятия «дети группы риска», «трудновоспитуемость».

Дидактогения

Это возникновение негативных психических процессов в структуре личности учащегося (угнетённое состояние, страх, фрустрация — представление о трудности и нерешаемости проблем обучения и воспитания), вызванное нетактичным, неэтичным, непедагогическим поведением, воздействием педагогов и родителей, отрицательно сказывающимся на деятельности и межличностных отношениях учащихся, на их настроении и мироощущении. На этой почве и возникают своеобразные механизмы защиты, усложняющие процесс обучения и воспитания.

Сопротивление воспитанию

Это состояние ребёнка (подростка), которое проявляется в неприятии, игнорировании, противостоянии всем или отдельным компонентам воспитательного процесса. Оно может выражаться в скрытых или открытых формах — словесных, эмоционально-волевых, поведенческих. Основные проявления таковы:

• нежелание учиться, заниматься общественно полезной деятельностью;

• конфликты с окружающими (явные или скрытые);

• неподчинение требованиям и правилам; девиантное поведение; различные формы открытого протеста всему;

• отстранённость от общения с окружающими, уход в себя;

• сопутствующие явления: конформизм и нон-конформизм, эффекты «ореола», «быть как все», «мы и они»; психическая атака, школьный буллинг, употребление нервно-стимулирующих средств; неадекватные защитные реакции, усугубление нервно-психических заболеваний; подростковый суицид.

Ситуации риска

Речь идёт о сложившихся в жизни школьника социально-педагогических ситуациях, жизненных событиях и обстоятельствах, которые могут дать сбои в развитии и воспитании ребёнка (подростка). Обучение и воспитание таких детей затруднено даже в хорошо организованном учебно-воспитательном процессе. Наибольшую трудность для педагога представляют дети «группы риска» (долго находящиеся в ситуациях риска). Выделим следующие группы:

1) На основе состояния здоровья и особенностей развития.

2) В связи с особой «социальной ситуацией развития».

3) На основе негативной истории жизни и воспитания.

4) Пострадавшие от семейной и школьной «дидактогении».

5) На основе криминогенной социальной ситуации развития.

Трудновоспитуемость подростков-школьников

Это характеристика состояния развития и воспитания ребёнка (подростка), при котором организованный воспитательный

процесс оказывается малоэффективным или неэффективным. Суть её и природу определил ещё А.С. Макаренко: «Трудновоспитуе-мость — это не техническая дефективность личности, а испорченные отношения личности с обществом». Для трудновоспитуемости характерны: отклонения в сознании, эмоционально-волевой сфере и поведении; объективно-субъективные источники возникновения и специфические проявления. Необходимо отметить двусторонний характер взаимодействия: неадекватность педагогических воздействий на школьника и негативное влияние деформированной личности подростка на учебно-воспитательный процесс.

Стратегия и логика, основные идеи преодоления сопротивления воспитанию и дидактогении в учебно-воспитательном процессе школы должны быть выстроены в трёх основных направлениях заботы педагогов и образовательного учреждения в целом.

Две цели работы

Цель-минимум — преодоление недостатков развития и воспитания; социально-педагогическая реабилитация и решение задач перевоспитания подростков. Цель-максимум — решение общих задач воспитания разносторонне развитой самоактуализирующейся личности взрослеющего человека.

Социально-педагогическая реабилитация (как цель-минимум) — это система специальных мер общественного (федерального и регионального) характера, целенаправленных мероприятий образовательных учреждений и под их руководством семьи, а также систематических воспитательных воздействий, направленных на преодоление или ослабление недостатков физического, психического и социального развития детей в общей системе воспитания личности.

Воспитание (цель-максимум) — это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников по созданию оптимальных условий для овладения детьми социокультурными ценностями общества и для развития их индивидуальности

с целью самоактуализации личности. Суть воспитания, его предназначение — освоение, выстраивание отношений взрослеющего человека с окружающей действительностью, живой и неживой природой, с социокультурными ценностями, с человеком и его сущностными потребностями, с самим собой как наивысшей ценностью. И в том числе — с образованием, как одной из человеческих ценностей.

А воспитанник? Он и объект, и субъект воспитания. Причём суть его позиции в том, что он — субъект собственной жизнедеятельности. И чем взрослее ребёнок, тем больше и больше он становится субъектом своей жизнедеятельности и, соответственно, воспитания. Тогда понятна и обоснована одна из ключевых идей современной трактовки воспитания о том, что воспитать человека нельзя! — А что можно? А можно и нужно создать оптимальные социокультурные условия для саморазвития личности. В этой логике организации воспитательного процесса воспитание превращается в стимулирование самовоспитания воспитанника, организация деятельности детей — в самодеятельность, а управление развитием детей — в самоуправление. Это можно считать, «три кита воспитания».

Воспитательный потенциал обучения

Он реализуется посредством содержания и методики, оценки ученика и личности учителя как субъекта воспитания. Наш опыт свидетельствует, что включение трудновоспитуемых школьников в исследовательскую, креативную деятельность (разумеется, с использованием специальных подходов и технологий) позволяет даже девиантным детям, став успешными, включиться в общий учебно-воспитательный процесс.

Продуктивные идеи

Для преодоления сопротивления воспитанию и дидактогении особых детей (подростков) и эффективной выработке «позиции успешного школьника», их педагогической реабилитации и воспитания важно следующее:

• Вера в то, что «нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучше» (В.Г. Белинский).

• Выбор правильной логики воздействия: принять таким, какой он есть, понять, найти адекватные средства реабилитации и воспитания, включения в разнообразную творческую деятельность.

• Метод сублимации — переключения, переноса внимания с негативных ценностей

и видов деятельности на другие, позитивные. Продуктивный подход в организации воспитательного процесса используют работники Клинского социального реабилитационного центра для несовершеннолетних «Согласие». Из интервью директора Г.Н. Королёвой: «Мы работаем, чтобы, увеличивая хорошее, уничтожать плохое».

• Идея педагогической поддержки взрослеющего человека, определяемая как «предупреждающая и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребёнка, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией

и жизненным самоопределением (О.С. Газ-ман). Аналогичную трактовку исповедует и Э. Фромм: «Воспитание — это помощь ребёнку в развитии его потенциальных возможностей». Из размышлений воспитателя особых подростков:

Вот они, главные истины эти: Поздно заметили... Плохо учли.

Нет, не рождаются трудными дети, Просто им вовремя не помогли.

• Начинать с малого, простого, лёгкого, но с быстро ощутимым результатом.

• Использовать имеющиеся знания, умения и навыки для формирования новых, позитивных.

• Акцент на поднятие престижа личности в собственных глазах и в глазах окружающих — сверстников и взрослых — посредством организации учебно-воспитательного процесса особых детей (подростков) как системы ситуаций успеха во всех видах воспитывающей деятельности.

• Особая инструментовка методов

и приёмов воспитания: похвала, положительные авансы, свободный выбор, эмоциональное заражение, косвенное неодобрение, шутка.

В нашем опыте сложилась и оправдала себя идея «точек опоры» как цели педагогической реабилитации и воспитания особых детей. Евгений Евтушенко высказал мысль: «.жажда точки опоры — одно из самых прекрасных качеств человека, если эта точка опоры не зиждется на чьих-то костях, на подавлении человека человеком. Есть ложные точки опоры: власть, деньги, эксплуатация, насилие — такие точки опоры аморальны.»

У каждого человека должны быть свои «точки опоры», которые помогают в жизни: позволяют самореализоваться и быть в полной мере счастливым. И выжить, выстоять, сохранить своё человеческое достоинство в несчастье, в самых сложных ситуациях. Но они, эти «точки опоры», не даются человеку свыше, не сваливаются на него как манна небесная, не приходят как сиюминутное озарение. Они — результат всей предшествующей жизни, плод большого труда его физической сущности, его ума и души. Стимулирование развития этих точек опоры при воспитании особых детей (подростков) — одна из продуктивных идей, оправдавших себя в практике воспитания. У человека мыслящего,

живущего полноценной разносторонней человеческой жизнью, этих «точек опоры» пять.

Во-первых, природа, ибо человек сам — плоть от плоти, кровь от крови — произведение её, а потому должен жить по её законам. И именно в природе находит он гармонию жизни. Она — для радости, отдохновения и различных способов самоотдачи, самовыражения. Она важное средство воспитания.

Во-вторых, дело, которое человек делает. С наслаждением, радостью, профессионально, творчески, красиво. Причём не только работа. Любое дело: печёт ли хозяйка пироги, наводит ли порядок и красоту в доме, рассказывает ли мама или бабушка сказку малышу, мастерит ли отец или дед что-либо по дому или занят своим хобби. Любое дело.

В-третьих, культура. Во всех её проявлениях: наука и техника, литература, музыка, живопись, театр, кино, архитектура, культура общения и поведения, мода (в одежде, интерьере, стиле и тоне отношений с людьми), культура речи. При этом у человека должна быть развита потребность в ценностях культуры и сформировано отвращение к бескультурью, а равно и к псевдокультуре, столь активно заполонившей наше жизненное пространство.

В-четвёртых, — окружающие люди. Не только мать и отец или собственные дети и внуки. Не только любимый (любимая). Но и другие люди — с разной степенью любви и родства: знакомые и незнакомые, приятели, товарищи по работе и досугу, друзья. Да и просто встречные.

И, наконец, в-пятых, — сам человек как наивысшая ценность. С его осознанным чувством собственного достоинства. С гордостью и скромностью, с действенной любовью к себе самому и к окружающим людям. С его самодостаточностью и неизбывной потребностью к самопознанию и саморазвитию. Это позволит воплотить в жизнь мудрую жизненно-педагогическую идею, высказанную О. Уайльдом: «Чтобы воспитать детей хорошими, надо сделать их счастливыми».

В совокупности эти идеи и позволяют решить проблему профилактики и преодоления сопротивления воспитанию и дидактогении особых школьников, успешно решать проблемы их педагогической реабилитации и воспитания в любом образовательном учреждении. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.