© 2006 г. Е. Н. Приступа
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ СРЕДЕ
Современный процесс социального развития затрагивает изменения не только самого общества, но и каждого гражданина в частности. Семья, образовательные учреждения, оставаясь основными социальными институтами социализации ребенка, оказывают важное влияние на его социальное развитие, отношение к себе, окружающим людям, среде (социальной, биогенной, абиогенной), а также на формирование социального здоровья общества. Эффективность государственной системы воспитания во многом зависит от того, насколько в содержании, формах, методах и стиле воспитания реализуются принципы природосообразности, культуросообразности воспитания. Государственная социальная политика в области воспитания детей имеет целью создание реальных предпосылок для стабилизации и обеспечения положительной динамики в реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами.
В данной статье будут рассмотрены сущность, процессы, механизмы, особенности социального здоровья личности ребенка, психолого-педагогические и социально-педагогические условия формирования здоровой личности детей и подростков.
Феномен здоровья личности многогранен, включает физическую, психическую и социальную стороны. Зная характер, закономерности, механизмы социального развития ребенка на всех возрастных этапах, особенности социальной, социально-психологической адаптации, можно минимизировать аномии в социальном становлении личности ребенка, психосома-цию заболеваний, создавать благоприятные психолого-педагогические условия сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в образовательных учреждениях.
Особенности социального здоровья личности ребенка обусловливаются характером социального пространства, физическим и психическим здоровьем. Во взрослом возрасте зависимость социального здоровья от физического снижается. На социальное развитие личности ребенка влияют такие факторы, как наследственность, среда, воспитание при ведущей роли воспитания. Социальное здоровье ребенка, его содержание и особенности зависят от ведущей деятельности, семейного воспитания, стиля педагогического общения в воспитательно-образовательных учреждениях.
Своевременное осуществление воспитательной работы позволяет вовремя предупреждать возникновение и развитие девиантного антисоциального поведения, в том числе и делинквентного, а также формирование отрицательных личностных черт, асоциальных ценностных ориентаций. Реализуя функцию психолого-педагогического просвещения родителей, дошкольные и школьные образовательные учреждения
способствуют снижению риска воспитания социально дезадаптированных детей.
Понятие «социальное здоровье» давно вошло в научный оборот, но в основном под социальным здоровьем подразумевается общественное социальное здоровье, предметом изучения которого занимается социальная гигиена. Личное социальное здоровье человека, ребенка в частности, практически не имеет научной педагогической базы. Анализ социальной стороны здоровья нормально физически и психически, личностно развивающегося ребенка показал, что эта интегрированная категория, объединяющая педагогические, психологические, социологические, медицинские научные знания, характеризует социальное развитие его личности. Для установления относительной гармонии между человеком и средой (социальной, биогенной, абиогенной) мы исследовали основные процессы и механизмы, лежащие в основе социального здоровья ребенка: социальную адаптацию, социализацию и инкультурацию, социальное воспитание, социальное развитие. Учитывая психофизиологические особенности формирования его личности, доказательность личностно-деятельностного подхода, ведущие виды деятельности на всех возрастных этапах, в полной мере о социальном здоровье как устойчивом состоянии личности можно говорить, если речь идет о подростке. Социальное здоровье личности ребенка, как нам представляется, - это такое состояние человека, при котором его биопсихические возможности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам. В зависимости от возраста нами были выделены показатели и критерии социального здоровья ребенка: оптимальный уровень социальной адаптации, нормативность социального развития, со-циализированность, социальность поведения, нормативность личностного развития, воспитанность, здоровая психическая деятельность.
Антиподом социального здоровья являются социокультурные деформации личности. На основе изучения психолого-педагогической, социально-педагогической, медицинской литературы сделан вывод, что социокультурные деформации личности проявляются во временных или постоянных, целенаправленных или стихийных действиях человека, с разрушением ценностно-нормативных устоев общества, в девиантном поведении, деструктивной активности. В процессе исследования нами были определены показатели социокультурных деформаций личностного развития: 1) сре-довая и школьная дезадаптация, 2) неадекватная социальная активность, 3) социально обусловленные поведенческие расстройства (девиантное поведение и со-циопатии), 4) психопатические синдромы, 5) социаль-
ная запущенность, 6) педагогическая запущенность, 7) труднообучаемость, 8) трудновоспитуемость.
Воспитательная функция семьи в формировании социально здоровой личности ребенка приоритетна. Дисфункциональность семьи является причиной развития отклоняющегося поведения и личностных расстройств ребенка. Особую роль приобретает социальная адаптивность, активность личности, воспитывающейся в семье, образовательных учреждениях. Для этого в каждой семье детей учат, как жить в обществе, каким образом строить свои отношения со сверстниками, как обращаться с деньгами, разрешать трудные жизненные ситуации. Для воспитания социально здоровой личности ребенка, согласно проведенному исследованию, следует придерживаться следующих принципов семейного воспитания: воспитание в атмосфере доброжелательности, любви и счастья; понимание и принятие родителями своего ребенка таким, каков он есть; учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей; уважение к личности ребенка с разумной требовательностью к нему; опора на положительные качества в ребенке с момента его рождения; гармоничное развитие всех сторон личности: физической, психологической, социальной; ознакомление и применение нравственных социальных норм; создание условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка, развития его адаптивных возможностей и конструктивной активности; обеспечение благоприятных условий для психосоциального развития в кризисные возрастные периоды.
Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием в образовательных учреждениях. Оно должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам, принятым в данном обществе.
Содержание социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях отражено в программах и технологиях воспитания социально здоровой личности детей и подростков. Сегодня в практике работы воспитательно-образовательных учреждений используется много программ, ориентированных на здоровьесбережение воспитанников, их нравственное становление, профилактику отклоняющегося поведения и прочее. Но данные программы решают лишь отдельные задачи воспитания социально здоровой личности детей и подростков.
Нами были выделены психолого-педагогические требования к содержанию воспитания социально здоровой личности детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях: 1. Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных педагогом. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной информации. Ориентация на решение учебных задач. 2. Владение приемами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями. 3. Систематизация знаний, перенос учебных навыков. 4. Четкость написания, аккуратность выполнения письменных работ, способность к различным видам ручного труда. 5. Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока. Адап-
тация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом. 6. Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом. 7. Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения. 8. Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. 9. Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний. 10. Отсутствие выраженных противоречий между требованиями школы и родителей, требованиями взрослых и возможностями ребенка. 11. Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями. 12. Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя». 13. Устойчивая положительная самооценка. Таким образом, предпосылками успешной адаптации и дальнейшего обучения ребенка в средней школе является наличие сформированных черт социально здоровой личности, которые были заложены в семье, дошкольных учреждениях. Социально-педагогическая деятельность в дошкольных и школьных образовательных учреждениях приближена к интересам конкретной личности ребенка, семьи и общества.
Общие педагогические принципы организации процесса социального воспитания: индивидуальная помощь в решении трудных жизненных ситуаций в социальном взаимодействии личности; междисциплинарная поддержка самого человека и его ближайшей микросреды (семьи, школы, общины) в физическом, психическом и социальном становлении индивидуально-творческих начал личности; создание благоприятных условий для формирования, сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья в социокультурной среде; формирование базовой культуры личности школьника; организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности (физической, познавательной, коммуникативной, рефлексивной, практической, индивидуально-творческой); обеспечение и поддержка успешного субъект-субъектного взаимодействия подрастающего человека в окружающем социокультурном пространстве; организация условий для получения социального опыта самостоятельной деятельности и самостоятельного общения в контактной группе; помощь в сохранении чувства собственного достоинства и уважения к себе окружающих людей; реадаптация человека в изменившемся социуме посредством его самостоятельности и самоконтроля ситуации.
Социальный педагог (классный руководитель при необходимости) в образовательном учреждении осуществляет 1) знакомство с законодательными актами, правовой основой системы образования; 2) мониторинг социального здоровья ребенка. Исследование личности ребенка, развитие стремления к сохранению и укреплению личного здоровья; 3) формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов в воспитании здорового ребенка; 4) социально-педагогическую деятельности в налаживании связей школы и социума;
5) разработку перспективных планов и технологий воспитания физически, психически, социально здоровых детей; 6) разработку и проведение с детьми занятий, досуговых дел, игр, направленных на их социальное развитие, воспитание, социализацию, социально-психологическую адаптацию.
В ходе исследования была разработана социально-педагогическая модель формирования социально здоровой личности ребенка, включающая целевой компонент (формирование социально здоровой личности ребенка от рождения до 18 лет), мотивацион-ный (формирование положительно ориентированной личности воспитанника, социально одобряемых мотивов, потребностей, интересов), содержательный (социально-педагогическая диагностика, социальная профилактика, социально-педагогическая коррекция), операционно-деятельностный (фронтальное изучение личностных особенностей ребенка, социально-психологической адаптированности, социализированности, уровня социального развития, воспитанности; организация педагогических взаимодействий с детьми и подростками с выявленными «предсказуемыми ожиданиями» и ярко выраженными социокультурными личностными деформациями; общая и специальная социально-педагогическая профилактика социокультурных личностных деформаций и поддержка личности в кризисных ситуациях с использованием авторской программы «Социальное здоровье ребенка»; социально-педагогическая деятельность с семьей), оценочно-результативный (исследование всех детей в выборке на предмет изучения особенностей социального здоровья; дети группы риска с предсказуемыми ожиданиями обследуются социальным педагогом (социальным работником в сфере образования), школьным психологом, врачом (в зависимости от случая); в специальных центрах, консультациях, комиссиях, осуществляется глубокая диагностика со специалистами, определяющими сущность и причины социокультурных деформаций; диагностика собственно отклонений (девиаций), составление индивидуальных программ), ресурсный компонент (социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение).
Социально-педагогическая деятельность, направленная на формирование социально здоровой личности ребенка, включает несколько ступеней: социально-педагогическую диагностику, социальную профилактику, социально-педагогическую коррекцию. Социальная профилактика заключается в предупреждении возможных нарушений в социальном развитии, социальной адаптации, воспитании детей, создании условий для полноценного личностного развития. Социально-педагогическая коррекция решает задачу активного воздействия на процесс социализации личности, социального развития, адаптации; использования программ социального воспитания и социально-педагогической реабилитации.
В практике работы с детьми группы риска с предсказуемыми ожиданиями была выработана действующая модель организации социально-педагогической коррек-
ции аномий социального здоровья воспитанника. Каждый модуль схемы состоит из компонентов, необходимых для реализации поставленных задач по коррекции аномий социального здоровья ребенка: 1-й модуль -организация педагогических взаимодействий с детьми и подростками с выявленными «предсказуемыми ожиданиями» и ярко выраженными социокультурными личностными деформациями (1-й уровень работы: определение направлений и организация индивидуальной работы с воспитанником; 2-й - использование социально-педагогических программ формирования социального здоровья личности в условиях детского воспитательного коллектива; 3-й - внедрение комплексных программ по здоровьесбережению, направленных на формирование суждений, поведения, отношений; 4-й -внедрение адаптивных технологий воспитания и обучения ребенка с аномии социального здоровья; создание психолого-педагогических условий формирования социального здоровья); 2-й модуль - социально-педагогическая работа с семьей (1-й уровень работы: социально-педагогическая диагностика семьи;
2-й - привлечение специалистов междисциплинарной команды; 3-й - составление индивидуальных программ по работе с семьей (работа с окружением ребенка, социальный патронаж, консультации семье и ребенку по разным вопросам, организации форм по педагогическому просвещению родителей индивидуальные беседы, посещение семьи, совместно с отделом по делам молодежи помощь в летнем трудоустройстве и другое).
Таким образом, при реализации данной социально-педагогической модели формирования социально здоровой личности ребенка от рождения до 18 лет необходимо осуществлять специальную подготовку специалистов к формированию всесторонне развитой, гармоничной, здоровой личности ребенка от рождения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания здорового ребенка; социально-педагогическую коррекцию неконструктивных детско-родительских отношений; личностно-ориентированное обучение и воспитание в образовательных учреждениях; психолого-педагогическое сопровождение ребенка с предсказуемыми ожиданиями группы риска; междисциплинарное взаимодействие специалистов (социального педагога, классного руководителя, воспитателя, учителя-предметника, психолога, врача и др.) по психолого-педагогической и социально-педагогической коррекции социокультурных личностных деформаций воспитанника; использовать все возможные социально-педагогические технологии по профилактике асоциального поведения; согласовывать действия всех социальных служб для помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию; использовать весь спектр форм, методов, содержания социально-психологической адаптации ребенка, его социализации, социального воспитания и социального развития.
Ведущая роль при его формировании принадлежит микрофакторам социализации, его возможно диагностировать с любого периода развития ребенка, но больше внимания следует уделять детям школьного возраста, поскольку ребенок выступает в роли субъекта собственной жизни. Социальное здоровье ребенка под-
дается педагогической коррекции при отсутствии нарушений со стороны психического здоровья. Для профилактики социокультурных деформаций следует выделять детей «группы риска» с предсказуемыми ожиданиями; социальное здоровье личности ребенка может изменяться под влиянием внешнего воздействия со стороны семьи, значимых взрослых, сверстников; социальное здоровье личности определяется теми нравственными социальными нормами, которые приняты в конкретной социокультурной среде; социальное здоровье взрослого отличается качеством процессов адаптации и социализации; социальное здоровье ребенка предполагает конструктивную активность в процессе
социального развития (поведение ребенка может носить нормативный характер, но быть неконструктивным: аутоагрессия, направленная на себя, зачастую приводит к суицидам ребенка); социальное здоровье является показателем эффективности результата социально-педагогической деятельности.
Литература
1. Алмазова Н.И., Наклонов Д.Н. Социальная политика в
области образования. СПб., 1999.
2. Дармодехин С.В. Развитие семейной политики в Российской Федерации. М., 2001.
11 сентября 2006 г.
Филиал Российского государственного социального университета, г. Дедовск.