ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Е.Н. Приступа
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Воспитание всесторонне развитой, гармоничной, здоровой личности остается главной целью современного исторического этапа социального развития.
Деятельность социального педагога (социального работника в сфере образования) направлена, в том числе, на формирование социального Здоровья личности ребенка. Представляемая модель (от латинского modulus - мера, образец) будет являться аналогом определенной социальной реальности. Модель будет носить описательно-функциональный характер, дающая представление о сути, структуре, основных элементах педагогической практики.
Под социальным здоровьем личности ребенка мы понимаем такое состояние человека, при котором его биопсихические возможности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам.
Данная социально-педагогическая модель включает структурные элементы, которые носят универсальные характер, соответствующие компонентам педагогической системы.
Структура социально-педагогической модели по формированию социально-здоровой личности ребенка:
1. Целевой - определение цели формирования социально здоровой личности воспитанника. Включает в себя стратегические и тактические цели и задачи, которые реализуются в определенных социальных условиях.
2. Мотивационный - совокупность мотивов, потребностей, интересов, направленности личности воспитанника.
3. Содержательный - разработка содержания социально-психологической адаптации, социализации, социального воспитания и социального развития ребенка. Определяет всю совокупность формируемых социальных отношений, ценностных ориентаций человека, опыта деятельности и общения, социальных знаний, умений, навыков.
4. Операционно-деятельностный - процедуры по социальному воспитанию и взаимодействию участников педагогического процесса, характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию поставленных целей и задач.
5. Оценочно-результативный - проверка, оценка и анализ результатов формирования социально здоровой личности ребенка.
6. Ресурсный - отражает социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение.
Схематично представленная модель может иметь вид (см. рис.).
Поскольку системообразующим компонентом педагогической деятельности специалиста с клиентом является компонент цели, то необходимо правильно фиксировать информацию, получаемую в процессе обследования, профилактики и коррекции.
1. Информация, отражающая работу по изучению, анализу и диагностике каждого конкретного случая: база данных о клиенте, его семье, условиях жизни, перечень проблем. Эта информация направляется на индивидуализацию случая, составляется во время приема, посещения на дому, в результате предоставления определенной информации, обследования, заполнения бланков, форм. По мере выявления и решения новых задач и промежуточных действий в эти перечни заносится новая информация, заставляющая пересматривать исходные программы, модернизировать сведения, планировать новые мероприятия.
2. Информация, отражающая процесс обслуживания, организации помощи ребенку с деформациями социального здоровья, способствующая координации услуг профессионалов, направляющаяся на исполнителей различных уровней социального взаимодействия. Содержание дан-
© Е.Н. Приступа, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2006
73
Целевой компонент: формирование социально здоровой личности ребенка от рождения до 18 лет.
Операционно-деятельностный:
- фронтальное изучение личностных особенностей ребенка, социально-психологической адаптированности, социализированности, уровня социального развития, воспитанности;
- организация педагогических взаимодействий с детьми и подростками с выявленными «предсказуемыми ожиданиями» и ярко выраженными социокультурными личностными деформациями;
- общая и специальная социально-педагогическая профилактика социокультурных личностных деформаций и поддержка личности в кризисных ситуациях с использованием авторской программы «Мы и мир»;
- социально-педагогическая деятельность с семьей;
- социально-педагогическая деятельность по работе с беспризорными и безнадзорными детьми. _^_
Оценочно-результативный:
- сканирование всех детей в выборке на предм ет изучения особенностей социального здоровья;
- дети группы риска с предсказуемыми ожиданиями обследуются социальным педагогом (социальным работником в сфере образования), школьным психологом, врачом (в зависимости от случая);
- в специальных центрах, консультациях, комиссиях, осуществляется глубокая диагностика со специалистами, определяющими сущность и п ричины социокультурных деформаций;
- диагностика собственно отклонений (девиаций),
- составление индивидуальных программ.
> (
Ресурсный компонент:
- социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение;
- подготовка специалистов междисциплинарной команды к формированию социально здоровой личности ребенка с использованием курса по выбору «Психопедагогика здоровья ребенка».
Рис. Социально-педагогическая модель формирования социально-здоровой личности воспитанника
ной части строится как определение стратегий формирования социального компонента здоровья, помощи и поддержки, фиксация процессов принятия решений, результатов обсуждений, включая официальные распоряжения, реализацию постановлений, осознание перспектив и систем совместных действий по формированию социально здоровой личности ребенка.
3. Заключительная запись о достигнутом процессе. Это - резюме, ставящее точку, содержащее основные выводы о результатах проведенной работы, которым закрывается дело.
Формами работы по воспитанию социально здоровой личности ребенка являются: социально-педагогические тренинги, социально-педагогические консультации, классные часы, уроки
Социально-педагогическая деятельность, направленная на формирование социально здоровой личности ребенка, включает несколько ступеней: социально-педагогическую диагностику, социальную профилактику, социально-педагогическую коррекцию.
Социально-педагогическая диагностика. Деятельность социального педагога направлена на
оказание ребенку всех видов помощи, в том числе социально-психологической и социально-педагогической помощи. Первый вид помощи направлен на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, где развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школь-
ном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении. Второй вид помощи заключается в создании необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликт-
Таблица
Содержание профессиональной деятельности социального педагога в сфере личного социального здоровья ребенка
Направление
№ деятельности социального педагога Содержание Категория детей
1. Фронтальное изучение личностных особенностей ребенка, социально- психологической адаптированности, социализированност и,уровня социального развития, воспитанности Мониторинг социального здоровья ребенка (наблюдение, беседа, экспертная оценка, интервьюирование, анкетирование, изучение документов, контент-анализ, анализ продуктов деятельности, опрос экспертов, социальный анамнез и др.). Все дети
2. Организация Определение личностной перспективы ребенка. - дети, посещающие
педагогических Демонстрация ребенку групповой поддержки. общеобразовательные
взаимодействий с Статусное перемещение. учреждения и
детьми и Коррекция выявленных симптомокомплексов. воспитывающиеся в
подростками с Разработка и реализация программ коррекции. неблагополучных
выявленными «предсказуемыми ожиданиями» и Анализ результатов коррекционной работы с ребенком1. семьях, - дети, воспитывающиеся
ярко выраженными специалистами
социокультурными пенитенциарной
личностными системы,
деформациями. - беспризорные и безнадзорные дети.
3. Общая и специальная Переориентация критериев результативности целостного педагогического процесса. Все дети
социально- Создание психолого-педагогических, социально-
педагогическая педагогических, социально-гигиенических условии
профилактика гуманизации педагогического процесса.
социокультурных Освоение личностно-ориентированной модели
личностных взаимодействия с детьми.
деформаций и Рациональная организация педагогического
поддержка процесса.
личности в Анализ педагогического взаимодействия
кризисных дошкольного / школьного образовательного
ситуациях. учреждения и семьи.
Разработка и реализация социально-педагогических
программ «Сверстники», «Родители», «Адаптация» и
др., программ по профилактике делинквентного и
аддиктивного поведения, а также их координация.
Анализ эффективности программ.
Окончание таблицы
4. Социально-педагогическая деятельность с семьей Социально-педагогическая диагностика семьи. - дети, посещающие общеобразовательные учреждения и воспитывающиеся в гармоничных семьях, - дети, посещающие общеобразовательные учреждения и воспитывающиеся в неблагополучных семьях, - дети с недугами, ограниченными возможностями, инвалидностью, - семьи опекунов, патронажные семьи и т.д.
Социально-педагогическое семейное консультирование.
Социально-педагогическая деятельность с неблагополучными семьями.
Социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими нарушения в физическом и / или психическом развитии, здоровье.
Социально-педагогическая деятельность с семьями со структурной или психологической деформациями.
5. Социально-педагогическая деятельность по работе с беспризорными и безнадзорными детьми Социальная деятельность по выявлению беспризорных и безнадзорных детей и постановка их на учет в органы социальной защиты беспризорные и безнадзорные дети
Социально-педагогическая деятельность с девиантными детьми (с делинквентным, аддиктивным поведением)
Социально-педагогическая деятельность по социально-психологической реабилитации.
Социально-педагогическая деятельность по воспитанию, перевоспитанию, образованию детей и подростков.
Примечание: 1 Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - С. 247-248.
ных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.
Социальная работа классных руководителей о детях осуществляется в рамках специальных программ социальной адаптации: «Здоровье и физическое развитие», «Трудный подросток», «Семья и дети». Формирование социально здоровой личности ребенка зависит от правильно организованных психолого-педагогических условий. Это, прежде всего, система семейного воспитания и характер педагогического процесса в дошкольных учреждениях и школах. Они могут, как способствовать, так и препятствовать полноценному развитию ребенка, его социальной адаптации. Оказывая социально-педагогическую поддержку ребенку, специалист параллельно работает с педагогами, группой сверстников и родителями ребенка. Особенности этой работы меняются в зависимости от возраста детей.
Социально-педагогическая диагностика предполагает отслеживание динамики социогенеза
личности, определение причин его нарушений (изучение особенностей социальной адаптации воспитанников, изучение направленности личности ребенка, составление индивидуальных карт социального развития, диагностика социальных сетей и индивидуальной социальной ситуации развития детей, диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками, диагностика отклонений в социальном поведении и их причин, диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми умениями и навыками).
Социальная профилактика заключается в предупреждении возможных нарушений в социальном развитии, социальной адаптации, воспитании детей, создание условий для полноценного личностного развития.
Социально-педагогическая коррекция решает задачу активного воздействия на процесс социализации личности, социального развития, адаптации; использования программ социального воспитания и социально-педагогической реабилитации.
На основании теоретического анализа проблемы формирования социально здоровой личности ребенка определим содержание профессиональной деятельности социального педагога в сфере личного социального здоровья.
При профессиональной подготовке будущих социальных педагогов, социальных работников, психологов предлагаем использовать разработанный нами курс по выбору «Психопедагогика здоровья ребенка».
Таким образом, при реализации данной социально-педагогической модели формирования социально здоровой личности ребенка, посещающего образовательные учреждения, необходимо учитывать следующие социально-педагогические и психолого-педагогические условия:
- специальная подготовка специалистов к формированию всесторонне развитой, гармоничной, здоровой личности ребенка от рождения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания здорового ребенка;
- социально-педагогическая коррекция неконструктивных детско-родительских отношений;
- личностно-ориентированное обучение и воспитание в образовательных учреждениях;
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с предсказуемыми ожиданиями группы риска;
- междисциплинарное взаимодействие специалистов (социального педагога, классного руководителя, воспитателя, учителя-предметника, психолога, врача и других) по психолого-педагогической и социально-педагогической коррекции социокультурных личностных деформаций воспитанника;
- использование всех возможных социально-педагогических технологий по профилактике асоциального поведения;
- согласование действий всех социальных служб для помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию;
- использование всего спектра форм, методов, содержания социально-психологической адаптации ребенка, его социализации, социального воспитания и социального развития.
Библиографический список
1. Алешкина Н. С. Здоровье младшего школьника, пути и способы его сохранения: Метод. рекомендации. - Пенза: ПГПУ, 1999.
2. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учеб. пособие. - СПб.: Балт. пед. акад., 1998.
3. АхмадеевА.А. Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ / А.А. Ахмадеев, А.А. Ширяева. - Уфа: Изд-во БГТУ, 2001.
4. Белгарокова Н.М. Социология девиации: проблемы становления. - Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 2005.
5. Богомолова Л.В. Здоровьесохранные процессы в образовательном учреждении: содержание и перспективы. - М., 2004.
6. Большова Т.Е. Социальное здоровье населения как цепь функционирования института социальной работы: Автореф. дис. ... канд. со-циол. наук. - Саратов, 1997.
7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
8. Овчинникова Г.Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-кон-цепции подростков: Автореф. дис. . канд. пси-хол. наук. - М., 1997.
9. Школа социального успеха: Опыт разработки и реализации образоват. проекта / Н.В. Бе-лобородов, Л.И. Клочкова, Л.П. Кузнецова и др. -М.: МГУП, 2002.