УДК 37.013.42 © Т. А. Черкасова, 2012
Т. А. Черкасова
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
Статья содержит результаты изучения особенностей профессиональной деятельности социального педагога в учреждениях интернатного типа, анализ методов и форм работы социального педагога, рекомендации по эффективному взаимодействию с безнадзорными детьми, проживающими в
интернатах.
Безнадзорные дети - дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих.
Это еще одна категория детей, которые могут воспитываться и одновременно обучаться в учреждениях интернатного типа.
Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в семье создают реальную угрозу психическому, физическому и нравственному развитию ребенка. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка. Беспризорные дети - это дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Беспризорность часто связана с противоправным поведением.
Усугубление этой проблемы определяется следующими факторами:
• кризисными явлениями в семье (нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни родителей, падение жизненного уровня населения; ухудшение условий содержания детей в семьях);
• распространением жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях, снижением ответственности за их судьбу;
• нарастанием психоэмоциональных перегрузок у взрослых, непосредственно отражающихся на детях;
• свертыванием инфраструктуры, обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность под влиянием рыночной экономики и в связи с оскудением государственного бюджета;
• коммерциализацией сферы образования и культуры.
Социально-педагогическую работу с данной категорией детей можно разделить на два самостоя-
тельных блока: профилактический и коррекционно-реабилитационный [3].
Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности в отношении безнадзорных и беспризорных детей включает работу по организации благоприятной среды воспитания и общения, своевременной коррекции семейных отношений, поиску форм занятости детей в свободное время, форм опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи, и т.п. Дети ставятся на социально-педагогический учет, отдельные из них патронируются, а некоторая часть детей направляется в учреждения интернатного типа, где проходит коррекцию поведения, укрепляет здоровье и обучается.
Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь: постановку ребенка на учет, экспресс-диагностику его состояния, диагностику личностных особенностей и социальной ситуации развития, решение вопроса о месте пребывания ребенка, информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания, состоянии несовершеннолетнего, о программе дальнейшей работы с ним; организацию необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи; разработку и реализацию программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде. Важнейшая задача - помочь ребенку обрести опыт семейной жизни. Поэтому коррек-ционная, реабилитационная работа направляется не только на ребенка, находящегося в интернате, но и на его семью [7].
Профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности - еще одно-актуальное направление деятельности социального педагога, связанной с относительной распространенностью поведенческих расстройств патологического и непатологического характера и их отрицательной личностной и социальной значимостью.
Социальная профилактика (предупреждение, превенция) - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне по-
средством устранения или нейтрализации порождающих их причин.
Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска»; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Социальный педагог должен быть подготовлен к трудностям работы с детьми «группы риска», так они составляют большинство поступающих в учреждения интернатного типа. Он должен знать обо всех проявлениях психических отклонений у подростков, таких как вспыльчивость, драчливость, повышенная внушаемость, истеричность, заторможенность, низкая трудоспособность, гиперактивность, раздражительность, неумеренное стремление к удовольствиям, недовольство окружающими, повышенная сексуальность, чрезмерная жажда и неумеренность в еде и т. п.
Социальный педагог должен знать причины таких проявлений и следовать тем психолого-педагогическим приемам, которые дадут положительный результат в работе.
При соблюдении соответствующих условий процесс социализации личности проходит достаточно эффективно. Ребенок учится выживать, его образ жизни меняется с изменением социального окружения, с помощью взрослых. Попав в интернат, ребенок проходит несколько воспитательных этапов - от адаптации к условиям интерната до реабилитации. Поэтапная работа социального педагога и воспитателей дает возможность учитывать возрастные особенности ребенка, четко ставить цели в овладении теми навыками, которые необходимы ребенку в данный момент. При этом активизируется процесс самовоспитания, самореализации личности ребенка.
Создание новой среды обитания - один из методов воспитания. Адаптация ребенка в интернате -это шаг к адаптации его в обществе. К созданию домашней обстановки в интернате привлекаются сами дети. Они принимают участие в оборудовании уютных уголков, где бы ребенок мог бы побыть один, вне сверстников, отвлечься, пофантазировать.
Коллективизм и совместная деятельность детей способствуют воспитанию норм поведения в обществе. Подросток усваивает, что нельзя обижать слабого, красть, уходить из интерната, не предупредив воспитателей.
Работа с агрессивными, вечно всем недовольными, предпочитающими одиночество детьми может быть построена в несколько этапов:
• «накопление согласий»;
• поиск нейтральных интересов и увлечений подростка, создание условий для контакта;
• анализ сообщений подростка о себе с принятием их на веру;
• выяснение качеств личности, которые он не принимает;
• совместные действия социального педагога и воспитанника по взаимному соглашению, построенные на взаимодоверии.
Положительные качества ребенка, которые выявляет социальный педагог, являются ориентиром в воспитательной работе, так как, опираясь только на них, он может создать нормальные взаимоотношения с детьми в интернате. Вера в ребенка восстанавливает у него чувство самоуважения, собственного достоинства.
В интернатах больше всего беспокойства вызывают дети с так называемым синдромом гиперактивности. Они подвижны, суетятся, торопятся, не могут задержать внимание на несколько минут. У них хорошие интеллектуальные данные, но он не справляются с заданиями учителя, считая их скучными и однообразными. Они вспыльчивы и раздражительны, что приводит к конфликтам со сверстниками. Эти дети - результат психологической и физической перегрузки в обществе.
Для подобных детей социальные педагоги совместно с учителями, воспитателями и медиками создают индивидуальные программы реабилитации, которые включают психологическую, медицинскую и педагогическую помощь. Разработаны общие рекомендации в работе с такими детьми [5]:
• понимать трудности гиперактивных детей;
• применять только положительные воздействия, избегать наказаний;
• включать ребенка в общие дела;
• укреплять веру в себя, давая доступные задания;
• создать условия для отдыха и спорта;
• развивать интерес к деятельности;
• разработать правильный режим, предусматривающий достаточное пребывание на воздухе, полноценный сон, развитие гигиенических навыков.
Одним из приемов воспитания является оценка поведения подростка. Важно, чтобы она совпадала с мнением как детей, так и взрослых, т.е. была объективной. Объективная оценка взрослыми успехов ребенка способствует формированию у него правильной самооценки, что способствует его более быстрой адаптации в интернате. У ребенка развиваются уверенность в себе, самоуважение, чувство собственного достоинства.
Большую роль в социальной реабилитации воспитанников интерната играет их вовлечение в трудовую деятельность. Труд помогает наладить отношения со сверстниками, приобрести трудовые навыки, способствует развитию самостоятельности, организованности, формирует уважительное отношение к продуктам труда [14].
Стержнем социальной защиты воспитанников различных видов интернатов является воспитание у них чувства дружбы и любви, а на их основе - готовности к взаимопомощи.
Целесообразно организовывать жизнедеятельность воспитанников интернатов с элементами
семейной жизни, прежде всего, создавать разновозрастные группы, в которых доминируют отношения, близкие к семейным.
Социализация как накопление начального капитала для выпускников учреждений интернатного типа должна иметь твердую социальную, правовую и экономическую основу. Центром этой работы выступает формирование социальной защищенности, в конечном итоге обеспечивается экономическая самостоятельность воспитанников школ-интернатов, их экономическая независимость.
Формирование социальной защищенности выпускников школ-интернатов имеет свои особенности. На первых этапах социальной самостоятельности дети нуждаются в социальной помощи, которую обычно оказывает семья. В данный момент эта непосредственная помощь входит в обязанности социального педагога, который при необходимости привлекает к совместной деятельности все необходимые инстанции и ведомства по решению данной проблемы.
Социальная защищенность детства во многом определяется качеством развития учреждений образования и воспитания детей. В частности, в отношении домов-интернатов и школ-интернатов могут быть приняты следующие основные положения их развития.
Необходимо углублять демократические отношения внутри коллектива интернатов и в его связях с трудовыми коллективами и общественными организациями, развивать самоуправление по вопросам, которые доступны детям соответственно их уровню воспитанности. Контакты с внешкольными коллективами направлять не только по линии материальной помощи, но и на формирование у школьников социальной защищенности, на подготовку их к жизни, включение в трудовой процесс, в систему непрерывного образования.
В деятельности школы-интерната особую актуальность приобретают принципы практической психологии и педагогики, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь, целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности: начальное профессиональное техническое, художественное, музыкальное образование. Эти виды образования необходимо осуществлять во взаимосвязи, поскольку, например, музыкальное образование нередко оказывается не востребованным обществом [5, 13].
Основной задачей учреждений интернатного типа является социализация воспитанников. Для этой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи: дети должны заботиться о младших, иметь возможность проявлять уважение к старшим. Подготовку к семейной жизни целесообразно вести так, чтобы у воспитанников вырабатывались навыки ведения домашнего хозяйства, оказа-
ния лечебной помощи, организации досуга. Следует привлекать детей к доступному производительному труду, например, как пошив белья и простой верхней одежды.
Социализация личности воспитанников будет проходить с большей эффективностью, если дальнейшее развитие получит решение проблемы благоприятного нравственно-психологического климата в учреждениях интернатного типа. Необходимо стремиться к повышению заботливости, доброжелательности в отношениях с детьми и друг с другом, избегать конфликтов, а при их возникновении гасить их с помощью переговоров и взаимной уступчивости [3, 5].
Все эти положения развития учреждений интернатного типа присущи для деятельности социального педагога.
Интенсивные изменения в социальной и экономической жизни общества, происходящие в последние десятилетия, потребовали качественного преобразования характера и содержания труда:
- расширение профессионального поля деятельности;
- углубление мобильности человека в различных профессиональных сферах;
- появление потребности в овладении появившимися на рынке труда новыми профессиями.
Данные изменения в экономической жизни общества ставят новые, более сложные, задачи перед системой профессионального образования, требуют высокого уровня профессионализма от тех, кто обеспечивает процесс обучения.
Современный социальный педагог-профессионал должен выстраивать свою деятельность как систему, отчетливо осознавая следующие ее аспекты
[5]:
- во имя чего и для кого он должен ее осуществлять, на каких идеях и принципах строить, т.е. иметь свою педагогическую философию, концепцию, ясные цели и смысл профессиональной деятельности;
- с помощью каких средств и в каких условиях организовывать данную деятельность; как оценить ее эффективность;
- какими профессиональными качествами он должен обладать для обеспечения успешности педагогической деятельности, что необходимо усовершенствовать в себе и в своей деятельности.
Социальные педагоги учреждений интернатного типа специализируются на создании благоприятной среды в заведении, решении личностных проблем учащихся, педагогических работников, установлении широких контактов с социальным окружением.
Независимо от специализации социальный педагог имеет базовые должностные обязанности, определенные квалификационной характеристикой, а главной направленностью его деятельности является содействие саморазвитию личности ребенка в социуме.
Библиографический список
1. Василькова Т. А., Василькова Ю. В. Социальная педагогика. М.: КноРус, 2010.
2. Василькова Ю. В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы. М.: Академия, 2011.
3. Дементьева И. Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Современные проблемы и перспективы в условиях рынка // Социальные проблемы сиротства. М., 1992.
4. ГалагузоваМ. Социальна педагогика // Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС. М., 2008.
5. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2007.
6. Палагузовой М. А., Мардахаева Л. В. Методика и технологии работы социального педагога. М.: Академия,
2004.
7. Олиференко Л. Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М., 2002.
8. Орлов А. А. Введение в педагогическую деятельность. М.: Академия, 2007.
9. Свенцицкий А. Л. Социальная психология. М., 2010.
10. Сигида Е. А., Бабкин Н. И., Беззубик К. В., Лукьянова И. Е. Содержание и методика социальной работы. М.: Владос, 2011.
11. Семечкин Н. И. Психология социальных групп. М.: Владос-Пресс, 2010.
12. ЦелуйкоВ. М. Психология неблагополучной семьи. М.: Владос, 2004.
13. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей-сирот. СПБ., 2003.
14. Шульга Т. И., Слот В., СпаниярдХ. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2001
Сведения об авторе:
Черкасова Тамара Алексеевна - ведущий специалист факультета заочного обучения Сибирского института бизнеса и информационных технологий, e-mail: [email protected] (г. Омск, Российская Федерация).