Особенности педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
Шахманова А.Ш. доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»,
Москва, Россия.
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обосновывается авторский подход к вопросу педагогического сопровождения данной категории воспитанников с учетом особенностей их развития и специфики социальной ситуации воспитания вне семьи.
Ключевые слова: дети-сироты; социальные сироты; педагогическое сопровождение.
Детство - важнейший этап становления личности. Оно имеет непреходящее значение, с одной стороны, как фундамент, определяющий основные тенденции дальнейшего развития, с другой - самоценный период, дающий ребенку уникальный жизненный опыт, трудно восполнимый на других возрастных этапах.
Все дети Земли имеют право на благополучное детство. Это право законодательно закреплено в основных международных документах и правоутверждающих актах, таких как Декларация и Конвенция о правах детей, принятых подавляющим большинством стран мира. Однако на практике не все дети имеют возможность реализовать это право. Одной из реалий современного мира являются дети, лишенные, в силу тех или иных причин, нормальной семьи. Эта проблема актуальна для многих стран, переживших военные конфликты, экономические кризисы, последствия природных катаклизмов и т.д.
Семья - важнейший социальный институт, обеспечивающий
полноценное развитие ребенка. Воспитание вне семьи накладывает отпечаток на формирующуюся личность. Как правило, дети, выросшие без родительской теплоты и участия, являются носителями специфических характеристик личностного развития, таких как:
Проблемы здоровья.
По данным специалистов уровень здоровья детей, воспитывающихся вне семьи значительно ниже, чем у их сверстников, живущих в семьях. Осложнения внутриутробного развития отмечены у 64% детей; 10% имеют врожденные или наследственные заболевания, 67% детей, воспитывающихся вне семьи, имеют хронические заболевания и стоят на диспансерном учете, 62% имеют нарушения центральной нервной системы, в том числе деятельности мозга.
Психологическая деформация личности
Нереализованная потребность в любви, привязанности и признании приводит к возникновению серьезных проблем психического развития детей. Им часто свойственны эмоциональная глухота, замкнутость, недоверие к людям и миру, отсутствие сочувствия, сопереживания в отношениях с окружающими людьми; болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность. Психологи и педагоги отмечают у них неадекватные формы эмоционального реагирования; нестабильность эмоциональных контактов с окружающими; конфликтность и ссоры, нервозность, повышенную возбудимость, подверженность ночным страхам, что демобилизует
ребенка. У детей формируется психологическая изоляция, которая состоит в отчужденном отношении к себе, другим, предметному миру. Состояние психологической изоляции приводит к формированию особых деструктивных механизмов адаптации и социализации ребенка.
Интеллектуальная сфера
характеризуется снижением познавательной активности, ограниченностью кругозора, отставанием в темпах развития психических познавательных процессов (памяти, внимания, воображения и др.). Эти дети почти не отличаются от сверстников уровнем развития наглядно-действенного мышления, но оперирование образами вызывает у большинства из них серьезные трудности. Психологи отмечают свойственную им крайнюю ситуативность умственных действий, отсутствие познавательной инициативы и целеустремленности. Они не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. Полоролевая идентификация и социализация
В дошкольном возрасте ребенок впервые осознает себя представителем того или иного пола, именно здесь происходит первичная половая идентификация ребенка. Это очень важный период, так как именно здесь малыш впервые осознает себя представителем женского или мужского пола и на уровне подсознания усваивает соответствующие стереотипы поведения. В условиях семьи, как правило, за счет присутствия полоролевых эталонов в лице мамы и папы, дети усваивают эти модели поведения. В условиях ее отсутствия дети лишены полоролевого эталона на который бессознательно стремятся быть похожими. Это негативно сказывается на их развитии.
Кроме того, необходимо отметить, что дети, воспитывающиеся вне семьи, это довольно неоднородный контингент. Среди них можно выделить несколько категорий:
Дети-сироты - это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних. Развитие таких детей, как правило, во многом определяется тем, в каком возрасте это произошло. Чем раньше ребенок остался без родительской опеки, тем тяжелее сказываются на его личностном развитии последствия сиротства. Несмотря на все трудности, сопровождающие сиротское воспитание, в психоэмоциональном плане эти малыши находятся в несколько более выгодном положении. Они знают, что их родители умерли, так сложились обстоятельства, их никто не бросал. К тому же часто у таких детей есть родственники, которые навещают, проявляют заботу о них. Чаще всего первые, наиболее важные годы жизни эти ребята проводят с матерью, а значит, на них меньше сказываются негативные последствия ранней разлуки с ней.
Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) - это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. Эта категория делится условно на несколько подгрупп:
Дети, потерявшие семью в первые месяцы жизни, не знающие вообще, что такое семья и и прошедшие через воспитание в условиях сиротского учреждения (дома ребенка).
Дети, лишившиеся семьи позже, в результате лишения их родителей родительских прав или по иным причинам, и имеющие опыт жизни (чаще всего негативный) в семье;
Беспризорные дети - это специфическая группа детей имеющих опыт жизни «на улице».
Каждая из этих категорий несет на себе свою особую печать последствий родительской депривации.
Анализ развития детей — социальных сирот свидетельствует о том, что неприятие родителями ребенка приводит к тяжелым последствиям в его личностном становлении. У ребенка с холерическим темпераментом - оно приводит к агрессивности, болезненному честолюбию, быстрой истощаемости нервной системы,
подозрительности, завистливости. Дети-сангвиники становятся сдержанными, осторожными, уступчивыми, скрытными, склонными к страхам и неврастении. Флегматики становятся нерешительными, робкими, боязливыми. Эти отклонения у «отказников» часто закрепляются и трудно поддаются коррекции.
Как правило, таким детям свойственна устойчивая привычка ко лжи: они вынуждены были скрывать от других людей алкоголизм родителей, их ссоры, оскорбления и побои. В тоже время эти дети, склонны в своем поведении, подражать дурному примеру родителей.
Особо следует остановиться на характеристике малышей, потерявших семью в раннем детстве.
Установлено, что это наиболее уязвимая категория детей. Педагоги, врачи, психологи считают, что они наиболее разительно отстают от своих сверстников - и физически и психически.
Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что нездоровые проявления разлуки с матерью появляются с первых недель жизни ребенка. Такие дети неспособны улыбаться при виде человеческого лица, часто у них плохой аппетит и несмотря на правильное питание они плохо набирают вес, плохо спят. Изучение детского плача показало, что приютские дети от рождения и до 6 месяцев всегда менее «разговорчивые», чем их сверстники из семей. Эмоциональный фон характеризуется тревогой, печалью. Этой категории детей свойственно полное отсутствие инициативы, интереса к окружающему миру, индивидуального отношения к жизненному распорядку и каких-либо волевых проявлений.
Нередко имеет место и явление «госпитализма», т.е. полного комплекса признаков запоздалого развития при малоподвижности и бессмысленности поведения. Многие нарушения, возникающие в связи с материнской депривацией в раннем возрасте проявляются не сразу, а гораздо позже. По данным зарубежных исследователей для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев характерна форма депрессии, которая наблюдается у взрослых, в психиатрических клиниках.
Особую группу детей, оставшихся без попечения родителей, составляют беспризорные. Различаются два типа беспризорных: «уличник» и «из семьи». Первый стремится к самостоятельности, к подчинению детской среды своему авторитету, уверен в своих силах, имеет практический опыт, знаком с притонами, ресторанами, азартными играми, сильно подражает взрослым, но недоверчив к ним, отрицательно относится к власти. Беспризорным «из семьи» характерна нелюдимость и некоторая дикость, пассивность, боязнь практической жизни, подчиненность влиянию других, собственнические наклонности. Чаще всего они попрошайничают, собирают бутылки, совершают мелкие кражи, добывая пропитание себе и бомжам-родителям. У таких детей целый букет болезней: язва желудка, вши, чесотка.
Таким образом, обобщая сказанное, мы можем заключить, что дети, воспитывающиеся без семьи, это особая категория детского населения, характеризующаяся специфическими особенностями развития. Они объединяют разные категории, специфические характеристики развития которых определяются индивидуальными условиями жизни на начальных этапах личностного становления.
Работа с ними требует особого дифференцированного подхода, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к специалистам, задействованным в ней, которые должны владеть спектром специальных знаний, умений и навыков.
Мы считаем, что профессиональная деятельность педагогов, работающих с данным контингентом воспитанников, определяется своеобразием тех социальных ролей, которые они должны выполнять в их жизни.
Остановимся на них подробнее.
Родительский аспект профессиональной деятельности педагога детского дома
Дети, лишенные нормальной семьи, очень нуждаются в близком, любящем взрослом. Без доверительного личностного общения невозможно становление гармоничной личности. Поэтому педагог, работающий с данным контингентом детей, призван, насколько это возможно, компенсировать отсутствующих родителей. Выполнение родительских функций предполагает: работу по охране и укреплению здоровья воспитанников; первичной полоролевой социализации; компенсации воспитанникам тех знаний и умений, которые их сверстники из семьи получают дома в процессе общения с мамами и папами, например, бытовые знания и умения; осуществление различных форм эмоционально - личностного общения с детьми. Именно через призму выполнения родительских (материнских) функций он должен решать все остальные воспитательные и образовательные задачи и именно эта функция является основной в структуре его профессиональной деятельности.
Педагог, работающий с детьми, воспитывающимися вне семьи, должен осуществлять образовательную работу с детьми, которая имеет свою специфику.
Дети, воспитывающиеся вне семьи, рано сталкиваются с негативными сторонами социальной жизни. Это способствует формированию у них искаженных представлений о мире. Они плохо осознают, что хорошо, а что плохо, не знают, что такое нормальная семья, позитивные отношения между людьми. Часто негативные примеры поведения окружающих становятся для них образцами для подражания. Поэтому перед педагогам необходимо не только расширять представления детей, но и осуществлять работу по коррекции искаженных социальных представлений, формирования у детей социально адекватных навыков, среди которых очень важным направлением является развитие коммуникативной сферы ребенка. Как мы уже указывали в предыдущих главах, не зная, что такое быть любимыми, дети-сироты, часто, не умеют любить сами. Они, с одной стороны, тянутся к общению, а с другой не умеют его строить и развивать. Необходимо учить детей строить отношения с взрослыми и детьми, близкими и далекими людьми, младшими и старшими.
Есть своя специфика и в организации познавательной деятельности детей. У подавляющего числа детей, воспитывающихся вне семьи наблюдается интеллектуальное отставание. Педагогу необходимо учитывать это и умело сочетать разные формы и методы интеллектуального развития, больше внимания уделять индивидуальной работе с детьми.
У детей-сирот прослеживается серьезное отставание в сфере художественно-эстетического развития. У них кроме ограниченности представлений в данной области, наблюдается отставание в развитии творческих способностей. Как правило- это дети-исполнители. Педагог, работающий с детьми-сиротами, призван обеспечить детям все возможности для творческого развития. Ему необходимо целенаправленно проводить работу по развитию творческих способностей детей, приобщению их к сокровищам мировой культуры и т.д.
Дети, воспитывающиеся вне семьи, как правило испытывают серьезные проблемы психо-эмоционального развития, несут на себе последствия психологических травм и стрессов.
Важнейшее место в профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми лишенными нормальной семьи, принадлежит работе по психологической гармонизации личности ребенка, оказанию помощи в преодолении последствий предыдущего травматического опыта и психологической поддержки развития.
В условиях отсутствия семьи особую актуальность приобретает задача правового сопровождения развития ребенка. Ведь у детей нет близких взрослых-родителей, которые, имея уже определенный жизненный опыт, могли бы защитить их права и свободы. Следовательно, очень важной профессиональной функцией педагога
сиротского учреждения является не только обеспечение соблюдения прав и свобод детей, но и формирование основ правовой культуры своих воспитанников.
Таким образом, резюмируя все сказанное, можно заключить, что в ситуации воспитания ребенка без родителей в условиях отсутствия семьи, профессиональная деятельность педагога носит специфический характер, который обусловлен своеобразием социальных ролей, выполняемых им в жизни ребенка-сироты. Это следующие роли:
• компенсация, насколько это возможно, отсутствующих родителей (родительский аспект);
• выполнение образовательных функций с учетом своеобразия детского развития (педагогический аспект);
• психологическая поддержка ребенка (психологический аспект);
• правовая защита ребенка-сироты (правовой аспект).
Высокие требования к качеству деятельности, личностным качествам педагога, сложный контингент воспитанников, низкая материальная заинтересованность и другие особенности способствуют возрастанию эмоциональной и психической нагрузки и как результат - раннему личностному выгоранию.
Ситуация личностного выгорания очень травматична и для педагога и для его воспитанников, ведь выгоревший воспитатель мало что может дать детям. Все это актуализирует проблему профилактики личностного выгорания педагогов детских домов, вооружения их навыками элементарной психогигиены. Эта работа должна проводиться систематически под руководством профессиональных психологов.
Кроме того, реализация обозначенных профессиональных функций, педагогом, работающим с детьми-сиротами, требует специальной, целенаправленной подготовки специалистов в условиях системы профессионального образования и системы повышения квалификации (для работающих педагогов). Только при профессиональном, научно-обоснованном подходе к решению проблемы психолого-педагогического сопровождения детей, оказавшихся, в силу разных причин, без семьи, можно надеяться на ее решение.