Научная статья на тему 'Здоровье ребенка как социальная ценность'

Здоровье ребенка как социальная ценность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1576
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровье ребенка как социальная ценность»

Здоровье — одно из важнейших общечеловеческих и индивидуаль-

ных ценностей. Сократ так говорил о здоровье: «Здоровье не все, но все без здоровья — ничто». Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и отраженное в своем Уставе в 1948 г.: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»1. Понятие «ценности» стало вводиться в философские рассуждения в середине XIX века, когда человека начали рассматривать как активное существо, преобразующее действительность2. Здоровье человека является предметом изучения различных наук. Существует трехмерное понимание здоровья как качества жизни, предполагающего взаимодействие и взаимозависимость между физическим состоянием человека, его психическими проявлениями, эмоциональными реакциями и социальной средой, в которой он живет. Три компонента здоровья относятся,

с физической точки зрения, к структуре и нормальному функционированию организма, а с психической и социальной точки зрения — к модели поведения личности3.

Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство. Категория «здоровье» относится к социальным ценностям. Здоровый образ жизни — это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом, физическое, нейропсихическое, личностное, социальное развитие является одним из основных критериев здоровья ребенка.

В настоящей статье мы больше внимания уделим социальному (нравственному) компоненту здоровья.

Социальное здоровье личности ребенка, по нашему мнению, — такое состояние человека, при котором его биопсихические воз-

Е. И. Приступа

Здоровье ребенка как социальная ценность

можности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам. Антиподом социального здоровья является, по мнению И. В. Кузнецовой, состояние социальной запущенности, по мнению Г. С. Никифорова — социальное неблагополучие4, по нашему мнению, — социокультурная деформация личности.

И. В. Кузнецова определяет следующие критерии социального здоровья детей и под-ростков5: адаптация в референтных общностях (семья, группа детского сада), овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная), овладение нормативным, правилосообразным поведением, выработка индивидуального стиля поведения (деятельности), наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств, общая средовая адаптация — интеграция в общество.

В ходе исследования мы определили следующие критерии социального здоровья: оптимальный уровень социальной адаптации, адаптивность, нормативность социального развития, социализированность, воспитанность, социальность поведения, нормативность личностного развития, здоровая психическая деятельность. Нарушение социального здоровья связано с социальной пассивностью ребенка либо с деконструк-тивной активностью. Для профилактики социальной беспомощности ребенка следует включать его в тренинговые формы работы как в образовательных учреждениях, так и в психолого-педагогических медико-социальных центрах (ППМС-центрах). Социальное нездоровье личности, ребенка, как правило, проявляется в нарушении закона, формировании делинквентного поведения. Такая категория детей является объектом исследования социальной и пенитенциарной педагогики. Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить профилактическую работу по формированию социального здоровья с де-

тьми, входящими в группу риска: дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем; дети из алкоголизированных/наркотизиро-ванных семей; одаренные; дети с проблемами в учебной деятельности; дети с ограниченными возможностями; дети, воспитывающиеся в семьях с низким (или, наоборот, с чрезмерно высоким) материально-экономическим достатком; дети, проживающие в экономически слабо развитых регионах, территориях; дети, требующие различного рода формы реабилитации; дети — социометрические звезды или социометрические отверженные; дети, не посещающие школу, занимающиеся бродяжничеством; дети с умеренными психическими нарушениями; дети, подвергшиеся насилию и др.).

Перейдем к анализу социального компонента здоровья. В исследовании приняло участие 1400 детей в возрасте от 2 до 18 лет, обучающихся в МОУ №36 г. Тольятти Самарской области, комплексе «Детский сад — школа «Росток» г. Тольятти Самарской области, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних №6 г. Тольятти Самарской области, Лицее г. Истры Московской области6. Исследование проводилось в 2005/2006 учебном году. Цель исследования: провести констатирующий эксперимент, изучив социальное здоровье детей и подростков. Проведение формирующего эксперимента по воспитанию социально здоровой личности ребенка в своей сути затруднительно, так как педагогическому влиянию будут поддаваться лишь отдельные стороны воспитательного процесса либо процесса личностного, психосоциального, социального развития. Поскольку социальное здоровье является комплексной категорией, включающей процессы и результаты социально-психологической адаптации, социализации (которая может быть не только целенаправленной, но и стихийной), социального развития и социального воспитания, которые зависят от разных факторов (не только микросоциальных, но мезо- и макро-социальных), специальная организация пси-холого-педагогических и социально-педаго-

гических условий невозможна. Методами исследования явились: наблюдение, самонаблюдение, констатирующий эксперимент, метод экспертной оценки, изучение продуктов деятельности детей, опросы, методы математической обработки данных.

Так, например, определяя воспитанность, социализированность и уровень социального развития, была использована экспресс-диагностика комплексного изучения социально здоровой личности ребенка. Целью одной из таких методик («Теремок») было выяснение того, на кого ориентируется ребенок в трудной ситуации, на чью помощь рассчитывает. В итоге, из 50 учащихся 6-7-х классов большая часть (60%) описывали отрицательных героев: крейзи — злого драчуна, злую обезьяну, бабу-ягу (несколько выборов), подрывника, снайпера, крысу, кощея и других. Своих персонажей школьники характеризовали как злых, толстых, убивающих, страшных. Остальные испытуемые отмечали добрых сказочных героев из русских народных сказок (лягушку, зайца, медведей).

Целью методики «Письмо» было выяснить, что волнует ребенка, о чем он думает, чего хочет, кого считает своим другом, доверенным лицом. Детям предлагалось написать письмо любимому герою сказки, книги, фильма и рассказать о том, что они думают. В итоге, 90% детей обращались с просьбой

о подарке к известным киногероям и публичным лицам (Б. Питу, А. Шварценеггеру, Ф. Бондарчуку и другим), 9% — к мультипликационным персонажам (Шреку, Сабрине — маленькой ведьме, цыпленку), 0,5% — к членам семьи (бабушке, но не родителям) и 0,5% не нашли своего адресата. Данные говорят о том, что дети, прежде всего, ориентированы на негативные модели поведения агрессивного характера, затрудняющие конструктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Эталонными качествами для ребенка выступают придуманные виртуальные свойства мульти- или киногероев, но не тех людей, которые непосредственно его окружают.

Методика «Золотая рыбка» выявляет круг желаний детей. 100% (!) детей выразили желание обладать какими-либо предметами, начиная «крутым сотовым телефоном», заканчивая четырехкомнатной квартирой в престижном квартале. 40% детей одним из первых желаний обозначали «чтобы не было войны», «чтобы быть здоровым», «хорошо учиться» и сразу же определяют в качестве дополнения наличие денег, магазинов, квартир, компьютеров, телефонов (по убыванию вариантов выбора). Результаты говорят о том, что ценностные ориентации испытуемых школьников носят вещнопредметный характер, ориентированный на прагматичное либо престижное использование. Все выбранные пожелания детей не принимают разрушающий характер и характеризуются конструктивностью.

Полученные данные помогут классным руководителям вовремя откорректировать возможные личностные деформации, процесс формирования асоциальных ценностных ориентаций.

Отметим, что в школах сохраняется тенденция воспитания трудных подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Согласно данным, полученным при изучении экспертных оценок специалистов, 80% трудновоспитуемых составляют мальчики и юноши, из десяти судимых — две девочки (20%), 100% подопечных воспитываются в неблагополучных неполных семьях, 90% правонарушений, совершенных подростками, являются уголовно наказуемыми, 10% — административными. Несмотря на то, что дети находятся на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, не у всех воспитанников отмечаются социокультурные личностные деформации, но они входят в «группу риска» с предсказуемыми ожиданиями.

Мониторинг социального здоровья детей и подростков проводился с психически здоровыми испытуемыми с нормативным личностным развитием (в медицинских картах ни у кого не было поставлено медицинского диагноза по психическим нарушениям здоро-

вья). Это означает, что у детей присутствует осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я», критичность к себе, своей деятельности, ее результатам, адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям, способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами, способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

В результате мониторинга социального здоровья ребенка получены следующие данные (табл. 1).

На основе полученных данных можно сделать вывод, что трудности социально-психологической адаптации начинают наблюдаться с младшего школьного возраста (1,3%), 16,7% детей имеют наибольшие трудности адаптации в подростковом возрасте, это количество снижается в старшем школьном возрасте (5%). Уровень адаптированности детей дошкольного возраста абсолютно удовлетворителен. Средний и низкий уровень адаптированности характеризуется следующими особенностями: конформизм в отношении норм коллективной жизни, неустойчивые отношения с окружающими, противоречивое отношение к педагогическим воздействиям,

периодическое участие в жизни детского коллектива, неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями, неприятие и невыполнение норм коллективной жизни, конфликтные отношения с окружающими, неуправляемое поведение и т. д. Диагностика уровня социально-психологической адап-тированности проводилась с помощью педагогического наблюдения, экспертной оценки, анкетирования детей и педагогов.

По результатам диагностики нормативности социального развития составлена табл. 2 (с. 180).

Данные таблицы свидетельствуют о том, что у детей раннего и дошкольного возраста уровень социального развития сформирован на высоком уровне, в подростком возрасте появляется риск нарушения социального развития у шести испытуемых (1,4%), в старшем школьном возрасте отклонения в социальном развитии незначительны (0,5%).

Высокий уровень социального развития характеризуется тем, что ребенок старается понять свое место в жизни, занять определенное социальное положение в детском коллективе, выполняет наложенные на него социальные роли, следует социальным нормативам поведения, которые соответствуют его половой идентификации. Адаптивный ресурс личности максимально проявляется в социометрическом статусе, самооценке себя

Таблица 1

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

Всего детей (с указанием возраста) Уровень социально-психологической адаптации

высокий средний низкий

чел. % чел. % чел. %

От 2 до 3 лет (50 чел.) 50 100 — — — —

От 3 до 7 лет (50 чел.) 50 100 — — — —

От 7 до 11 лет (450 чел.) 444 98,7 5 1 1 0,3

От 11/12 до 15 лет

< 0^ т о 1/^ 377 83,7 50 11,1 23 5,2

От 15 до 17/18 лет

(400 чел.) 380 95 20 5 — —

Таблица 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ НОРМАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Всего детей (с указанием возраста) Уровень социального развития

высокий средний низкий

чел. % чел. % чел. %

От 2 до 3 лет (50 чел.) 50 100 — — — —

От 3 до 7 лет (50 чел.) 50 100 — — — —

От 7 до 11 лет (450 чел.) 448 99,6 2 0,4 — —

От 11/12 до 15 лет

(450 чел.) 434 96,4 10 2,2 6 1,4

От 15 до 17/18 лет

(400 чел.) 8 о\ 3 5 9, 9 2 0,5 — —

как личности, активности или пассивности, ориентации на изучение и выполнение будущих профессиональных действий (в старшем школьном возрасте).

На основе результатов диагностики со-циализированности ребенка была составлена табл. 3.

Полученные данные позволяют сделать следующий вывод: начиная с младшего школьного возраста социализированность, связанная с социально-психологической адапти-рованностью, имеет некоторые отклонения у 5-7% школьников по показателям социальной активности, социальной и психологи-

Таблица 3

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ РЕБЕНКА

Критерии социализированности (в %)

Всего детей (с указанием возраста) социальная интегративность личности социальная активность социальная адаптированность ь ять а ы о со <и Е чн а £ “ о ° лр оли £ в 5 2в 3 социальная пластичность социальная автономность социальная эффективность социальная удовлетворенность

От 2 до 3 лет (50 чел.) 100 100 100 100 100 100 100 100

От 3 до 7 лет (50 чел.) 100 100 100 100 100 100 100 100

От 7 до 11 лет (450 чел.) 100 93 95 95 95 95 100 95

От 11/12 до 15 лет (450 чел.) 100 93,7 93,7 93,7 93,7 93,7 93,7 93,7

От 15 до 17/18 лет (400 чел.) 100 100 95 95 95 95 95 95

ческой адаптированности, социальной пластичности, автономности и удовлетворенности. Наибольший процент нарушений процесса социализации (6,3%) наблюдается у детей подросткового возраста. Причем эти аномии

отмечаются у одних и тех же детей. Во всех случаях дети воспитываются в неблагоприятной семейной обстановке.

По результатам изучения уровня воспитанности составлена табл. 4.

Таблица 4

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПИТАННОСТИ И СОЦИАЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Показатели воспитанности Всего детей (с указанием возраста в %)

От 2 до 3 лет (50 чел.) От 3 до 7 лет (50 чел.) От 7 до 11 лет (450 чел.) От 11/12 до 15 лет (450 чел.) От 15 до 17/18 лет (400 чел.)

1. Широкий запас нравственных знаний об отношении к труду, к обществу, к другому человеку, к самому себе В соответствии с возрастом 100 В соответствии с возрастом 100 В соответствии с возрастом 100 93,7 95

2. Нравственные знания принимает осознанно, свободно рассуждает в их рамках В соответствии с возрастом 100 В соответствии с возрастом 100 99,6 99,4 99,4

3. Использует нравственные знания при анализе жизненных ситуаций В соответствии с возрастом 100 В соответствии с возрастом 100 99,6 99,4 99,4

4. Использует нравственные знания как основу своих личных ценностей, ориентации, мотивов В соответствии с возрастом 100 В соответствии с возрастом 100 99,6 99,4 95

5. Умеет сопоставлять и осознавать разные мотивы и в соответствии с этим принимать решения — — 100 95,6 97,5

6. Отстаивает свои позиции и убеждения В соответствии с возрастом 100 В соответствии с возрастом 100 95,6 95,6 99,4

7. Активно включается в ситуации нравственного выбора. Имеет свои убеждения и точку зрения, может принять ответственность за свое решение — 60 95,6 95,6 99,4

Продолжение таблицы 4

Показатели воспитанности Всего детей (с указанием возраста в %)

От 2 до 3 лет (50 чел.) От 3 до 7 лет (50 чел.) От 7 до 11 лет (450 чел.) От 11/12 до 15 лет (450 чел.) От 15 до 17/18 лет (400 чел.)

8. Умеет ставить реалистичные цели, достигать их в ситуации помех, затруднений — — 71,1 77,8 93,25

9. Способен в кризисных ситуациях пересмотреть свои цели, выстроить новые ценности и смыслы — — 71,1 77,8 93,25

10. Преобладают положительные эмоции, устойчивые проявления характера — В соответствии с возрастом 100 89,3 88,9 97,5

11. Поступки и поведение соответствуют нравственным знаниям В соответствии с возрастом 100 В соответствии с возрастом 100 95,6 95,6 99,4

12. Поведение соответствует личным убеждениям В соответствии с возрастом 100 98,9 93,3 99,4

13. Активность и инициативность ребенка в совместных видах деятельности детского коллектива В соответствии с возрастом 100 В соответствии с возрастом 100 100 93,3 87,5

14. Адаптивное поведение В соответствии с возрастом 100 В соответствии с возрастом 100 100 95,6 99,4

15. Соблюдение режима дня 100 100 97,8 96,7 99,4

16. Отсутствие вредных привычек — — 100 77,8 75

17. Наличие хобби — — 66,7 73,3 87,5

18. Посещение школы — — 99,6 96 99,5

19. Низкая конфликтность — — 89,3 88,9 97,5

20. Следование моральным нормам поведения В соответствии с возрастом 100 В соответствии с возрастом 100 98,9 96 97,5

Всего детей (с указанием возраста в %)

Показатели воспитанности От 2 до 3 лет (50 чел.) От 3 до 7 лет (50 чел.) От 7 до 11 лет (450 чел.) От 11/12 до 15 лет (450 чел.) От 15 до 17/18 лет (400 чел.)

21. Доброе отношение к животным — — 1 О о 1 О о 100

22. Ведение ЗОЖ В соответствии с возрастом 100 В соответствии с возрастом 100 1"^ а\ о© 7 75

На основе полученных данных можно сделать следующее заключение. Большая часть всех детей имеет нормативный уровень воспитанности по показателям пунктов, кроме №8-10, 17, 19. Наибольшую тревогу вызывает наличие вредных привычек у подростков, отсутствие желания вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), конформность поведения (см. пункты 11, 13). Наибольший процент детей с небольшими значениями по показателям воспитанности приходится на подростковый возраст.

Полученные данные свидетельствуют, что нарушения социального здоровья наиболее ярко проявляются, начиная со школьного возраста, а именно с младшего школьного возраста. Это явление связано, прежде всего, с несколькими основаниями: изменение социального статуса ребенка, содержание новой социальной роли школьника, большее влияние процесса стихийной социализации со стороны дворового детского сообщества, изменение процесса социально-психологической адаптации в связи с возрастным кризисом семи лет. Социокультурные личностные деформации наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте у детей с неблагоприятной семейной обстановкой. Данная категория подростков совершает административные и уголовные правонарушения. Воспитанники нуждаются в особом внутришкольном контроле либо кон-

троле со стороны пенитенциарных учреждений. Коррекция процесса социального, личностного развития, воспитания, социализации, адаптации возможна при оказании социально-педагогической помощи со стороны специалистов междисциплинарной команды: социального педагога (социального работника в сфере образования), школьного (клинического) психолога, классного руководителя, врача (педиатра, невропатолога, психиатра), заместителя директора по воспитательной работе, работников социальной службы, инспектора по делам несовершеннолетних.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Артюнина Г. П., Игнатькова С. А. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни : учеб. пособие для высшей школы. М., 2005. С. 8.

2 См.: Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

3 См.: Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М., 1996. С. 43.

4 См.: Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003.

5 См.: Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М., 2001. С. 183.

6 Данные констатирующего эксперимента в Лицее г. Истры Московской области были получении при сотрудничестве с заместителем директора по воспитательной работе Лидией Алексеевной Максимовой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.