Е. Н. Приступа
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Сложившаяся социальная ситуация в нашей стране указывает на значимость личностного и общественного здоровья, жизненного самоопределения, социальной мобильности, адаптивности, самоорганизации, независимости суждений, личностного роста и деловой карьеры, готовности и умения преодолевать жизненные трудности. В этой связи для педагогики представляет интерес изучение социального здоровья ребенка, взаимозависимость всех аспектов здоровья: социального и физического, социального и психического, физического и психического.
Социальное здоровье - это интегрированная категория, объединяющая педагогические, психологические, социологические, медицинские и другие научные знания, характеризует социальное развитие личности на настоящий период времени.
Отметим, что наряду с наличием характеристики термина «общественное социальное здоровье», отсутствует четкая дефиниция «личного социального здоровье». В медицинской литературе понятие «социальное здоровье» рассматривается социальной гигиеной в аспекте влияния социальных факторов на физическое здоровье граждан. Изучив научную литературу по проблеме здоровья детского населения, нами сформулировано следующее определение. Социальное здоровье личности ребенка - такое состояние человека, при котором его биопсихические возможности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам.
Антиподом социального здоровья является, по нашему мнению - социокультурные деформации личности. Социокультурные деформации личности, проявляются во временных или постоянных, целенаправленных или стихийных действиях человека, направленных на разрушение ценностно-нормативных устоев общества, девиантном поведении, деструктивной активности. «Социокультурная деформация» объективно раскрывает сущность патогенного процесса социального развития личности ребенка. Пограничным состоянием между социальным здоро-
вьем ребенка и социокультурными личностными деформациями являются «предсказуемые ожидания» (психиатрический термин, использующийся в аспекте личностного развития человека).
В основе формирования социального здоровья ребенка лежат процессы социально-психологической адаптации и социализации, социального воспитания и социального развития.
Адаптация. Социальная адаптация и конструктивная активность самого человека являются условием формирования социального здоровья личности. Социальное здоровье человека во многом зависит от его состояния, активности в самопроявлении.
Педагогика изучает проблему социальной адаптации, как активного приспособления человека к условиям социальной среды, благодаря которым создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к сложным и неблагоприятным условиям обстановки. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта1. Так, В.И. Лебедев считает, что «понятие «адаптированность» (устойчивая адаптация) является синонимом «нормы», «здоровья»2.
Выделяют следующие критерии успешной социальной адаптации воспитанников:
- осознанное принятие и выполнение социально-нравственных норм;
72
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2006
© Е. Н. Приступа, 2006
- баланс индивидуального и социального;
- адекватное отношение к педагогическим воздействиям;
- гармонизация взаимоотношений взрослых и сверстников;
- активное участие в жизни детского коллектива;
- удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями;
- социальная активность;
- наличие позитивно-ориентированных жизненных планов3.
Характер адаптационных процессов зависит от стадии онтогенеза. На его ранних этапах личностные особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Но затем приобретают самостоятельное значение. По мнению С.А. Ларионовой4 общая адаптация является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям. Считается, что понятие адаптации выражает приспособление человека к конкретным условиям деятельности, а социализация отражает процесс становления личности.
Социализация и адаптация - основные критерии разграничения норм и патологии в деятельности человека. Представление об уровне адаптации лежит в основе концепций здоровья человека.
Социализация. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Определена следующая педагогическая классификация процесса социализации5:
1. Социализация рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий и стихийные воздействия среды, и организационные - воспитание, образование.
2. Социализация определяется как совокупность действия факторов, институтов и агентов социализации (семьи, образовательных учреждений).
3. Социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения.
4. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой саморе-
ализацией личности, преобразованием себя, строится как деятельностная модель самовоспитания.
Содержание процесса социализации определяется психологией и культурой общества, социальным опытом индивида. Средства социализации - это элементы окружающей общественной среды, которые проявляют себя на разных уровнях. Это социально-политическая жизнь страны; этнокультурные условия; демографическая ситуация; институты социализации (семья, детские образовательные учреждения, общество сверстников, религия, средства массовой коммуникации).
Социализация здоровой личности может считаться эффективной по следующим критериям, выделенным Е.В. Руденским:
1) социальная интегративность личности;
2) социальная активность;
3) социальная адаптированность;
4) психологическая адаптированность;
5) социальная пластичность;
6) социальная автономность;
7) социальная эффективность;
8) социальная удовлетворенность.
Данные критерии определяют результативность социализации личности.
Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой. Социальной активности противостоят социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения.
Социальное развитие. Социальное здоровье ребенка определяется характеристикой определенного этапа социального развития. Иначе говоря, социальное здоровье личности - это состояние, которое напрямую связано с особенностями личностного, психического развития. Развитие личности - это стадиальный процесс становления типологических социально значимых качеств человека и его индивидуальности6. Социальное развитие личности - это количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно, по мнению Л.В. Мардахаева, представляет собой естественное и закономерное природное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социальной среде. Социальное развитие человека имеет непрерывный, но неравномерный
характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Социальное развитие человека предполагает активную адаптацию (приспособление) к постоянно меняющимся социальным факторам. О поэтапности психосоциального развития в сочетании с биологическим говорил Альфред Бине еще в начале ХХ века.
Педагогические основы изучения норм социального здоровья ребенка зависят от характера, особенностей, содержания, закономерностей социального развития ребенка с момента рождения, его воспитанности, адаптивности, адап-табельности, активности в социальной среде. Социальное развитие личности ребенка не является автономным процессом, происходящим изолированно от психического и физического развития человека. Формирование социального «Я» ребенка начинается с момента попадания в социальную среду, т.е. сразу после рождения; напрямую зависит от особенностей психического развития. Еще раз отметим, что мы рассматриваем феномен «социального здоровья ребенка» при наличии психического здоровья личности и отсутствии грубых физических дефектов.
Социальное развитие личности предполагает изучение степени, характера, механизмов, особенностей включения личности в социальную среду и установление с ней равновесия, что является залогом социального здоровья ребенка.
Социальное воспитание. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. В педагогике разрабатывается теория социального воспитания, которая описывает, объясняет и прогнозирует его функционирование как социального института, а также исследует индивидуальные, групповые, социальные объекты социального воспитания, их взаимодействие. Воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Для физического, психического и социального развития личности создаются общественные, государственные и частные учебно-воспитательные учреждения. Эти структуры направлены, в том числе на помощь социально незащищенным семьям и
детям в их развитии; на воспитание у детей умения общаться с людьми и природой, просвещение, привитие культуры общения в труде и общественной жизни; на помощь семье и детям выстоять в кризисной ситуации7.
Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Задачами социального воспитания являются: 1) индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка; 2) организация защиты прав на достойную жизнь в обществе; 3) помощь в принятии самостоятельных решений в организации своей жизни; 4) организация охраны здоровья ребенка, а также его социальную, физическую, познавательную и творческую деятельность.
Основными принципами социального воспитания, сформулированными Ю.В. Васильковой, являются: 1) принцип природосообразности (изучение задатков и способностей ребенка и содействие в их развитии); 2) принцип народности (учет национальной культуры, традиций и одного языка); 3) принцип гуманности (признание индивидуальности каждого ребенка, его физического, эмоционального, социального и нравственного развития, милосердия и поддержки в кризисной ситуации); 4) принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворении в общении.
Феномен социального здоровья ребенка связан с использование нравственных социальных норм, поскольку они выступают регулирующим механизмом, помогающим выстроить гармоничные отношения между формирующейся личностью ребенка и его изменяющимся социальным окружением на разных возрастных этапах. Данное равновесие личности и социальной среды помогает снизить риск как психических, так и соматических нарушений, болезней в периоде детства, и во взрослой жизни.
На социальное здоровье человека оказывают влияние разные процессы, которые в свою очередь имеют определенную уровневую характеристику. Феномен социального здоровья включает многообразие данных классификаций. Поэтому, для того чтобы дать объективную оценку социального здоровья личности ребенка мы остановимся состояниях: социальном здоровье,
Таблица
Показатели и критерии социального здоровья ребенка на разных возрастных этапах
Показатели социального здоровья Критерии
от 7 до 12 лет (младший школьный возраст) от 12 до 18 лет (подростковый, старший школьный возраст)
1. Оптимальный уровень социальной адаптации, адаптивность - осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни; - баланс индивидуального и социального; - гармония отношений со взрослыми и сверстниками; - адекватное отношение к педагогическим воздействиям; - самоконтроль поведения; - активное участие в жизни детского коллектива; - удовлетворенность своим статусом и отношениями.
2. Нормативность социального развития - принятие и использование нравственных социальных норм. - принятие и использование нравственных социальных норм; - полоролевое поведение; - социометрический статус; - самооценка; - ориентация на изучение и выполнение будущих профессиональных действий
3. Социализиро-ванность - социальная интегративность личности; - социальная активность; - социальная адаптированность; - психологическая адаптированность; - социальная пластичность; - социальная эффективность; - социальная удовлетворенность. - социальная интегративность личности; - социальная активность; - социальная адаптированность; - психологическая адаптированность; - социальная пластичность; - социальная автономность; - социальная эффективность; - социальная удовлетворенность.
4. Воспитанность - общественная направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ори-ентациях личности; - положительная характеристика направленности личности; - наличие социально значимых качеств; - ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки учащихся.
5. Социальность поведения - включенность ребенка в общественно полезную деятельность, его активность, инициативность; - соблюдение режима дня; - привычные способы поведения; - формирование и развитие социальных связей; - воспитуемость; - отсутствие вредных привычек; - наличие хобби; - посещение школы; - низкая конфликтность; - следование моральным нормам поведения; - доброе отношение к животным; - ведение ЗОЖ.
6. Нормативность личностного развития - чувство собственной ценности; - самоопределение. - сформированная идентичность.
7. Психическое здоровье - осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; - чувство постоянства и идентичности переживаний в идентичных ситуациях; - критичность к себе, своей деятельности, ее результатам; - адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; - способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; - способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств; - созревание эмоциональной сферы. - осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; - чувство постоянства и идентичности переживаний в идентичных ситуациях; - критичность к себе, своей деятельности, ее результатам; - адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; - способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; - способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать это; - способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств; - созревание мыслительной деятельности.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
А. Г. Самохвалова, С. В. Котова
предсказуемом ожидании и социокультурных деформациях, как его антиподе. Определим единые показатели изучаемого явления для всех периодов детства, но имеющие разные критерии, в зависимости от возраста. По нашему мнению, показателями социального здоровья ребенка выступают:
1) оптимальный уровень социальной адаптации, адаптивность;
2) нормативность социального развития;
3) социализированность;
4) воспитанность;
5) социальность поведения;
6) нормативность личностного развития;
7) психическое здоровье.
В зависимости от возраста можно выделить критерии социального здоровья ребенка. В таблице определены показатели и критерии социального здоровья ребенка в зависимости от возраста.
Таким образом, педагогическими особенностями содержания понятия «социальное здоровье ребенка» являются:
1. Социальное здоровье личности - такое состояние человека, при котором его биопсихические возможности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя морально-нравственным нормам.
2. Социальное здоровье личности является одной из сторон здоровья человека, напрямую зависит от психического здоровья человека и имеет относительную независимость от физического.
3. Социальное здоровье - социально-педагогическая категория, поскольку на нее оказывают влияние особенности процессов социальной адаптации, социализации, социального развития, социального воспитания.
4. Социальная сторона здоровья личности начинает формироваться с момента рождения человека, совершенствуется всю жизнь, но наиболее устойчивое состояние приобретает лишь в подростковом возрасте.
5. Социальное здоровье зависит: 1) от качества процессов социальной и социально-психологической адаптации личности, имеющие свои возрастные и индивидуальные особенности на разных этапах социального развития человека в период детства; 2) от характера социализации в средовых микрофакторах (семье, детских образовательных учреждениях); 3) от усилий и активности самого человека в достижении личных
целей, осознания своего смысла жизни, формирования собственной жизненной позиции, преодолении трудных жизненных ситуаций, помогающей позиции, конструктивном преобразовании и совершенствовании окружающей среды (социальной, биогенной, абиогенной).
6. Системообразующим элементом категории «социальное здоровье личности ребенка» является социальная адаптация человека.
7. Социальное здоровье личности ребенка обеспечивается правильным выбором методов воспитания, а также созданием благоприятных психолого-педагогических, социально-психологических, социально-гигиенических, медицинских, социально-экономических условий гармоничного и всестороннего формирования личности ребенка в семье и детских образовательных учреждениях, школе.
8. Социальное здоровье личности является залогом общественного социального здоровья и не является его синонимом. Общественное социальное здоровье является предметом изучения социальной гигиены.
9. На социальное здоровье личности оказывают влияние особенности физического и психического развития ребенка на разных возрастных этапах, а также характер адаптационной деятельности организма, психики.
10. Социальное здоровье личности зависит от особенностей антропогенеза (онтогенеза и филогенеза), культурогенеза, исторического этапа развития человечества, от правильного соблюдения педагогических принципов природосообразнос-ти, культуросообразности, самодеятельности.
11. Социальное здоровье ребенка школьного возраста будет сформировано, если обеспечивается педагогически правильный и плавный переход от организации субъект-объектного взаимодействия взрослого и ребенка к субъект-субъектному, обеспечивающий реализацию принципа самодеятельности.
Примечания
1 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М., 2003. - С. 82-86.
2 Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М., 1989. - С. 50-51.
3 Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001. - С. 174.
4 Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель
Личностные детерминанты коммуникативной деятельности женщин, совершивших преступления
и диагностика. - Белгород, 2002.
5 Тесленко А.Н. Социализация молодежи: педагогика отношений в социуме. - Алматы - Астана, 2002. - С. 13.
6 Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных
учреждений. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 372.
7 Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. - М., 2000. - С. 54-55.
А. Г. Самохвалова, С. В. Котова
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Среди них особую тревогу вызывает рост агрессивных тенденций в женской среде, так как за последние годы «женская» преступность не только возросла, но отмечаются резкие изменения в ее структуре и формах проявления. При этом тревожит факт увеличения числа тяжких и особо тяжких правонарушений, за совершение которых отбывают наказание более 60% осужденных женщин. Поэтому проблема женщин-правонарушителей стоит достаточно остро в современном обществе.
Основной целью нашего исследования стало выявление специфики взаимоотношений женщин в криминальном и конструктивном взаимодействии, а также рассмотрение личностных детерминант, обуславливающих индивидуальные стратегии и тактики социального поведения. Исследование особенностей межличностного взаимодействия женщин в условиях исправительно-трудовых учреждений, на наш взгляд, является весьма актуальным, поскольку оно поможет создать эффективную систему профилактических и реабилитационных мероприятий для женщин с девиантным поведением.
Человеческое поведение не бывает прямым следствием непосредственно воздействующих факторов - социально-экономических условий, ситуативных обстоятельств, факторов наследственности и т.д. В поведении (и преступлении) проявляется единство объективных и субъективных факторов; система внешних обстоятельств преломляется через систему сформированных у
человека внутренних условий (ценностных ори-ентаций, поведенческих установок, обобщенных способов поведения, психодинамических особенностей саморегуляции).
Говоря о личностных детерминантах межличностного взаимодействия женщин, мы выявили основные принципы анализа проблемы:
1. Индивидуально-типологические особенности личности формируют индивидуальный стиль межличностного поведения. Гармоничный стиль поведения характеризуется разнообразным арсеналом используемых стилей и тактик межличностного взаимодействия, а также вербальных и невербальных средств. Акцентуированный стиль (авторитарный, зависимо-конформный, агрессивный) межличностного поведения может выступать в качестве условия, затрудняющего социальную адаптацию в социуме. Женщины превосходят мужчин по тревожности, экстраверсии, доверчивости, экспрессивности, они более экстернальны.
2. Межличностное взаимодействие обусловлено уровнем социализированности и адаптивности личности. Результат социализации в значительной мере определяется сложившимся дисциплинарным стилем и методами воспитания в детстве. Дисциплина, основанная на авторитете и доверии взрослого, побуждает ребенка к самоконтролю, повышает его уверенность в себе и способствует просоциальному развитию. Авторитарный и игнорирующий стили оказывают отрицательное воздействие на ребенка, выражающееся в более низком уровне морального развития, повышенной агрессивности и пониженной самооценке. Крайние формы этих стилей воспитания не только распространяются на взаимодействие между членами делинквентных семей, но и переносятся на ситуации за ее пре-
© А. Г. Самохвалова, С. В. Котова, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2006
77