УДК 37.013 ББК 75.1
Романова Светлана Павловна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра физической культуры Сибирский федеральный университет г. Красноярск Romanova Svetlana Pavlovna
Candidate of pedagogical science,
Assistant Professor Physical culture department Siberian Federal University Krasnoyarsk [email protected] Междисциплинарный анализ сущности физкультурнооздоровительного воспитания ребенка дошкольного возраста Interdisciplinary analyses of the main point of preschool child physical health-improving education
В статье представлен анализ сущности понятий «воспитание» и «физкультурно-оздоровительное воспитание» по трем основаниям - философско-антропологическому, социокультурному, психолого-педагогическому, рассматриваются механизмы влияния данного вида воспитания на здоровье и развитие ребенка-дошкольника.
The article represents the analysis of the main concepts “education” and “physical health-improving education”, due to the three basses: philosophical -anthropological, social-cultural, psychological-pedagogical, there are regarded specific mechanisms that influence that kind of education on health and child preschool age development.
Ключевые слова: воспитание, физкультурно-оздоровительное воспитание, адаптация, ребенок дошкольного возраста.
Key words: education, physical health-improving education, adaptation, preschool age child.
Неуклонное снижение числа здоровых детей дошкольного возраста в России на фоне низкого уровня их физического развития и физической подготовленности актуализирует проблему физкультурно-оздоровительного воспитания ребенка-дошкольника, направленного на совершенствование адаптационных механизмов взаимодействия его организма с окружающей средой, формирование персонифицированных физической культуры и культуры здоровья. Решение данной проблемы не представляется возможным без глубокого понимания
сущности физкультурно-оздоровительного воспитания, а также механизмов его положительного влияния на здоровье и культурное развитие ребенка. С нашей точки зрения, анализ сущности физкультурно-оздоровительного воспитания следует начать с изучения его родовой основы - категории «воспитание». Указанная категория рассматривается учеными в контексте ряда гуманитарных наук и осмысливается как междисциплинарный феномен, что позволяет выделить в структуре анализа три аспекта: философско-антропологический, социокультурный и психолого-педагогический.
Изучение и анализ философско-антропологического аспекта воспитания дает основание говорить о его существовании на самых ранних этапах истории человеческого общества. Древнегреческие философы (V - IV вв. до н. э.) для обозначения воспитания использовали термин «пайдейя» (от греч. pais - ребенок), который, по сути, означал путь человека к обретению мудрости. В трудах античных философов воспитание осмысливается как овладение человеком способностей «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать» (Демокрит), противопоставлять интересы ближнего личным интересам (Сократ), развивать высшие стороны души (Аристотель) и т. д. В философских трактатах эпохи Возрождения и Нового времени воспитание связывается с формировани-
/■* v> v> ч_/ v>
ем свободной и счастливой личности, способной в полной мере реализовать себя в жизни (Ж.Ж. Руссо) С позиции ученых того времени воспитание должно осуществляться в единстве с обучением (Данте), быть светским, гуманистически ориентированным, социально открытым (Э. Гарен), природосообразным, непрерывным, сознательный и радостным (Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский).
Современными философами в основу воспитания положено представление о человеке как о постоянно меняющемся, вечно становящемся субъекте. С этих позиций Г. Спенсер смысл воспитания видит в том, чтобы помочь человеку «жить полной жизнью», осуществлять подготовку к выполнению различных видов деятельности, охватывающих всю жизнь [6]. М. Шелер назначение вос-
питания видит в том, чтобы помочь человеку реализовать себя, самоосуществиться, подняться выше предшествующих поколений. По его мнению воспитание - это «способ бытия человека, один из модусов, когда человек посредством собственных усилий, питаясь соками жизни, энергией собственных потребностей и влечений, в диалоге с культурой, представленной в форме соответствующих условий бытия, самоосуществляется, реализует, актуализирует природные предпосылки» [7, с. 63-64].
Отождествляя воспитание с бытием, Б. Бим-Бад определяет его целью помощь человеку в достижении осмысленного бытия - его правильности, полноты и красоты. Под «смыслом жизни» ученый имеет в виду содержание, которое мотивирует и определяет жизнедеятельность человека, приводя его к удовлетворенности жизнью, если результат ее позитивен. По мнению исследователя, переживания и идеи, связанные со смыслом жизни, суть источник энергии и пусковой механизм человеческой мысли и действия [1]. Рассматривая человека как «органическую систему», способную достраивать саму себя до полноты целостности, Т. Ф. Михайлов, видит в воспитании, прежде всего самовоспитание человека.
Таким образом, ученые философы выражают сущность воспитания в придании полноты и осмысленности жизни человека посредством определённого рода воздействий (влияний) на него со стороны общества, отдельных людей и его собственной активности (самовоспитания). Данные воздействия предполагают включение человека в процессы поиска и обретения смыслов его гармоничного существования, непрерывного развития и реализации личностного потенциала, общения и межличностного взаимодействия; подготовки к выполнению различных видов деятельности и непосредственно личностно и социально значимой деятельности.
Анализ социокультурного аспекта сущности воспитания позволяет утверждать, что воспитание есть производное (продукт) общественных отношений, оно существует в определенном социальном пространстве и конкретном соци-
альном времени. По мнению Э. Дюркгейма человек, реализованный в воспитании - это тот, каким общество хочет, чтобы он был, как требует его внутреннее устройство, т. е. воспитание ориентировано на воспроизводство и укрепление однородности общества, оно изначально закладывает в душе человека главные сходства, которых требует коллективное существование [2]. По А. Г. Эфендие-ву воспитание есть ответ на потребность человека в самореализации - стремлении утвердить и выразить «свое через другого», продолжить «себя в другом». [4]. В этом отражается общественная целесообразность воспитания и ее главные функции - трансляция и воспроизводство социокультурного опыта.
Воспитание рассматривается в тесной взаимосвязи с культурой человека. Вхождение подрастающего поколения в жизнь общества происходит через освоение культурных традиций, усвоение ценностей культуры, присвоение (введением в личностную структуру) культуры. Отсюда теоретическое осмысление воспитания как способа превращения культурных ценностей социума в ценность личности (С. Каган); как процесса социокультурной идентификации (отождествления) человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение (Е. В. Бондаревская).
Воспитание человека соотносят с процессами его развития и социализации, где под развитием традиционно понимается общий процесс становления человека, а под социализацией - интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию); усвоение и воспроизводство субъектом культурных ценностей и социальных норм с целью формирования личности, обладающей определенным набором качеств, востребованных конкретным обществом. Целью (результатом) социализации выделяют формирование социально значимых качеств, адаптацию (социальная адаптированность), автономизацию (социальная автономность), и социальную активность личности.
Таким образом, рассматривая сущность воспитания в социокультурном контексте, ученые связывают его с одной стороны, с объективными потребно-
стями общества в его сохранении и воспроизводстве, с другой, с потребностью личности в социокультурном развитии и реализации «себя в другом» человеке. При этом сущность воспитания выражают в освоении человеком селектированного социокультурного опыта посредством его социализации (овладения набором качеств, востребованных в обществе, адаптации в социуме, автономиза-ции и социальной активности) и культурной идентификации (отождествления себя с носителем культуры конкретного общества).
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о том, что воспитание является одним из основных понятий педагогики и психологии. Оно рассматривается как явление, процесс, деятельность, результат деятельности. Воспитание как педагогическое явление связывается с конкретными качественными и количественными изменениями личности воспитанника, которые проявляются в духовном обогащении личности, в ее культурном становлении, всестороннем развитии, полной самореализации и бесконечном совершенствовании. Ведущую роль в позитивном преобразовании воспитанников играет воспитатель, который создает условия для его саморазвития и самореализации, содействует в самоопределении, в выборе своего жизненного пути, осознанном принятии решений.
Воспитание как процесс отражает движения личности к ее идеальной форме, к самобытности. Согласно Ю. К. Бабанскому, сущность воспитания заключается в том, что «все внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем, чтобы найти свое выражение в дальнейшем поведении и деятельности» [5, с. 94]. Интериоризация общечеловеческих ценностей происходит через понимание их смысла, формирование особого эмоционального отношения и установок на их воплощение. Рассматривая воспитание как практико-преобразующую деятельность, исследователи имеют в виду совокупность последовательных действий воспитателя, нацеленных на изменение ценностных ориентаций, психического состояния, мировоззрения, способа деятельности и личности воспитуемого.
Таким образом, ученые педагоги и психологи выражают сущность воспитания в позитивном преобразовании личности человека, которое происходят целенаправленно под руководством педагога-профессионала в системе специально организованных условий и отношений и отражается в движении личности к ее идеальной форме, в направлении развития ее индивидуальности, активности, творчества, становления культуры, обретения способностей регулировать свое поведение и деятельность в соответствии с ценностями культуры.
Воспитание охватывает в себе множество взаимосвязанных компонентов (видов, направлений), которые классифицируются учеными по разным основаниям. Предметом настоящего исследования выступает физкультурнооздоровительное воспитание. Являясь производной от обобщенного понятия «физическое воспитание», данный вид воспитания отражает необходимость реализации целевой культурологической и оздоровительной направленности изучаемого процесса. Термин «физкультурное воспитание» для обозначения процесса воспитания через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры, введен Л. И. Лубышевой [3]. Его употребление в современных реалиях целесообразно особенно в том случае, когда необходимо глубоко осмыслить сущность данного рода воздействия, особо подчеркнуть его интеллектуальную, культурологическую, духовную основу.
Используя термин «физкультурно-оздоровительное воспитание» мы акцентируем внимание на необходимости освоения ребенком-дошкольником ценностей физической культуры в единстве с ценностями культуры здоровья. В этой связи результатом физкультурно-оздоровительного воспитания выступает «продукт» педагогической суперпозиции (взаимопроникновения, наложения друг на друга) двух культур - физической культуры и культуры здоровья. Физическая культура предполагает овладение ребенком знаниями, умениями и навыками использования средств физической культуры, формирование
мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности, физическое и духовное совершенствование. Культура здоровья проявляется в осведомленности ребенка в области здоровья, его ориентированности на активную деятельность по повышению резерва здоровья, умелости вести оздоровительную деятельность.
Отметим, что при грамотном индивидуально-дифференцированном подходе физкультурно-оздоровительное воспитание может положительно влиять на здоровье ребенка - восстанавливать, сохранять и развивать его. Для более осмысленного понимания данного утверждения проанализируем некоторые особенности взаимодействия системы «человек - окружающая среда». Согласно современным представлениям, человеческий организм -сложная биологическая система, существующая в условиях постоянно меняющейся окружающей среды. Совокупность физиологических реакций, обеспечивающих приспособление организма к условиям среды обитания с целью сохранения в нем внутреннего равновесия (гомеостаза) ученые определяют адаптацией организма.
Адаптация направлена на противодействие, нивелирование или устранение тех неблагоприятных последствий, которые возникают в организме из-за воздействия на него какого-либо фактора. Превышение резервных возможностей организма может привести к истощению адаптационных возможностей - дезадаптации, что в медицине отражается в понятии «болезнь». Переход от здоровья к болезни осмысливается, как процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды. Адаптационный процесс включает в себя два этапа: начальный этап срочной, но несовершенной адаптации, и последующий этап совершенной, долговременной адаптации. Процесс долговременной адаптация наступает в результате частого повторения этапов срочной адаптации и характеризуется обретением нового качества - адаптивности, которое проявляется в том, что организм по-
лучает отсутствующую ранее устойчивость к определенным факторам внешней среды.
Одним из мощных факторов, повышающих уровень адаптивности организма ребенка, выступает двигательная нагрузка, которую он может получить в процессе занятий по физкультурно-оздоровительному воспитанию. Специалисты отмечают, что только оптимальная двигательная активность, осуществляемая на протяжении длительного времени обеспечивает формирование наиболее совершенных механизмов адаптации организма к окружающей среде. Одновременно длительное ограничение в двигательной активности анти физиологично, оно приводит к снижению адаптационных возможностей человека, и, как следствие, к болезням. Таким образом, физкультурно-оздоровительное воспитание дошкольника выступает мощным ресурсом повышения его адаптационного потенциала, который является основой здоровья.
Изучение и анализ сущности воспитания, характеристик физкультурнооздоровительного воспитания, механизмов его положительного влияния на здоровье и развитие ребенка дошкольного возраста позволили выявить сущность физкультурно-оздоровительного воспитания по трем основаниям.
По философско-антропологическому основанию сущность физкультурнооздоровительного воспитания выражается в придании полноты и осмысленности жизни ребенка посредством его вовлеченности в процесс поиска и обретения смыслов собственного оздоровления и физкультурного развития, ежедневного участия совместно со взрослыми в физкультурно-оздоровительной и (или) физкультурно-спортивной деятельности, подготовки к самостоятельному осуществлению данной деятельности.
По социокультурному основанию - в освоении ребенком физкультурнооздоровительного опыта в виде знаний, ценностей, норм, идеалов, образцов поведения признанных и реализуемых в рамках физкультурно-оздоровительных и физкультурно-спортивных практик, умений и навыков эффективного применения средств и методов совершенствования здоровья, телосложения, двигатель-
ных способностей, способов развития физических, морально-волевых, интеллектуальных и духовно-нравственных качеств.
По психолого-педагогическому основанию - в качественных преобразованиях физических, психических и духовных характеристик личности ребенка, которые происходят целенаправленно в среде физкультурно-оздоровительного воспитания дошкольного учреждения и под руководством педагога по физической культуре, и отражаются в формировании уникальной, всесторонне развитой, творчески активной личности, способной и готовой проявлять себя как носитель физической культуры и культуры здоровья.
Дальнейшее изучение проблемы физкультурно-оздоровительного воспитания ребенка дошкольного возраста будет связываться с разработкой его содержательных характеристик.
Библиографический список
1. Бим-Бад, Б. Педагогическая антропология. Лекции [Текст] / Б. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.
2. Дюркгейм Э. Педагогика и социологии [Текст] / Э. Дюркгейм// Социологии. - М.: Канон, 1995. - 245 с.
3. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации [Текст] / Л.И. Лубышева //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 11-17.
4. Основы социологии [Текст] / Курс лекций под ред. А.Г. Эфендиева. -М.: Знание, -1993.
5. Педагогика [Текст] / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 211 с.
6. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое [Текст] / Пер. с англ. М. А. Лазаревой. - 3-е изд. - М.: Либроком, 2012. - 228 с.
7. Шелер М. Формы знания и образования [Текст] / М. Шелер // Человек. -1992. - № 5. - С. 71-79.
Bibliography
1. Bim-Bad B. Pedagogical Antropoly. Lections [Text]/B. Bim-Bad. - M.: URAE edition, 1998. - 576 p.
2. Durkheim E. The Pedagogic and sociology [Text]/ E. Durkheim //Sociologies. - M.: Kanon, 1995. - 245 p.
3. Lubisheva L.I. The conception of physical education: development methodology and realization technology [Text]/ L.I. Lubisheva //Physical culture: upbringing, education, training. - 1996. - №1. - P.11-17.
4. Sociologies basics [Text] / the lection course ed. A.G. Efendiev. - M.: Knowledge, -1993.
5. The Pedagogic [Text] / Ed. Y.K. Babanskiy. -M.: Enlightenment, 1983. -P. 211.
6. Spencer H. Education: Intellectual, Moral, Physical/ Translated by M.A. Lazarieva - 3rd edition. - M.: Librocom, 2012. - 228 p.
7. Scheler M. The forms of knowledge and education [Text]/ M. Scheler// Human. - 1992. - № 5. - P.71-79