УДК 796.07:378 ББК 75.1: 74.480
Ибраева Рахима Жаудановна
доцент г. Костанай Ibraeva Rahima Jaudanovna
associate professor Kostonai
Макаренко Виктор Григорьевич
кандидат педагогических наук, профессор г. Челябинск
Makarenko Viktor Grigorevich
Candidate of Pedagogical Science,
Professor
Chelyabinsk
Влияние структуры компонентов социума студентов нефизкультурных вузов на направленность воспитательного процесса
по физической культуре The impact of structure of Society’s Components of non Physical Training High School Students on the orientation of upbringing process in physical training
Физическое воспитание как система знаний об укреплении здоровья, формирования прикладных двигательных навыков и функций человека может быть направлено на воспитание личности. Авторами изучена факторная структура компонентов социума студентов факультета экономики и финансов. Относительно невысокий вклад фактора в общую дисперсию выборки свидетельствует о значительном индивидуальном проявлении компонентов социума.
The Physical education as a knowledge system of health promotion, developing of movement skills and man function can be focused on the personal education. The authors have studied the factorial structure of society’s components of the students in the department of Economics and Finance. Relatively small contribution factor in the selection, points at vast personal manifestation of society’s components.
Ключевые слова. Социум, физическое воспитание студентов, социальная среда, компоненты социума, воспитательный процесс.
Key words. Society, physical education of students, social environment, social components, upbringing process.
Актуальность исследования. Наука о физическом воспитании возникла и развивалась как система знаний, прошедших путь от укрепления здоровья и формирования прикладных двигательных навыков и функций человека к формированию общечеловеческих ценностей и поведения, созданию условий для развития духовности [1; 7; 9; 11; 15 и др.].
Физическая культура в высших учебных заведениях является одним из эффективных средств социального становления, активного совершенствования индивидуальных, личностных, профессиональных качеств, всестороннего гармонического развития личности, сохранения и укрепления здоровья студентов. Физическая культура как часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. При этом физическое воспитание как процесс, направлен на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры [12].
Связь физической культуры с культурой общества в целом обусловлена единством их происхождения и ролью в формировании человека, а также взаимным влиянием всех частей общей культуры. Социальная среда в широком смысле охватывает общественно-экономическую систему в целом, а в узком смысле - включает непосредственное социальное окружение человека - семейный, трудовой, учебный и другие коллективы [2; 10; 15 и др.].
Такое назначение физической культуры существенно повышает её культурно-образующие функции как учебной дисциплины, придаёт истинно педагогический характер и ставит ее в ряд важнейших вузовских предметов, обеспечивающих подготовку будущих квалифицированных специалистов. В связи с этим представляется актуальным переосмысление цели и задач физического образования в вузах, понимание сущности воспитательной роли физической культуры применительно к системе высшего образования. Сущность процесса воспитания средствами физической культуры личности в условиях социума студентов требует новых положений, подходов и разработки педагогической технологии ее реализации [3; 9; 13 и др.].
При разработке концепции формирования компонентов социума будущих специалистов различных отраслей производства необходимо учитывались объективно существующие факторы: социальный заказ высшей профессиональной школе; Концепция развития физической культуры и спорта в РФ, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, ценностные ориентаций и др. [3; 6; 12; 16].
Формирование компонентов социума будущих специалистов предполагает изучение структуры ценностных ориентаций, поскольку определяет содержательную сторону направленности личности. Например, Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте [12].
В изученной литературе мы не нашли специального отражения содержания структуры компонентов социума студентов нефизкультурных вузов. Выявление такой структуры позволит направленно воздействовать на те структурные компоненты, которые являются наиболее важными для данной социальной группы.
Понятие «компонент социума» определяет комплексную сторону направленности личности студента, составляют его основу жизненной концепции,
указывает на социальное, культурное значение явлений окружающей действительности, играющих положительную роль в отношениях между людьми [5].
Цель исследования: Изучить структуру компонентов социума студентов нефизкультурных вузов на примере факультета экономики и финансов и определить направленность воспитательного процесса на занятиях по физической культуре.
Результаты исследования. Цель исследования достигалась с применением теоретических и эмпирических методов исследования: анализа специальной литературы и методов математической статистики. В работе применялся метод факторного анализа главных компонент с вращением референтных осей по Варимакс-критерию [8]. Факторный анализ применялся с целью выявления структуры компонентов социума студентов нефизкультурных вузов и определения наиболее значимых показателей, характеризующих личностные качества. Он выявляет случаи, когда значения наблюдаемых переменных компонентов являются суммой эффектов от некоторых ненаблюдаемых (скрытых) факторов. Процедура факторного анализа позволяет количественно оценить вклад каждого фактора в обобщенную дисперсию выборки.
Для изучения структуры компонентов социума студентов нами применялась специальная анкета. Студент должен оценить себя по уровню выраженности своих личностных качеств, перечисленных утверждений, по отношению к окружающим студентам, друзьям, коллегам, которые соответствуют в большей мере его личному мнению по 10-балльной шкале [4]. Статистической обработке подвергались отдельные компоненты социума, выраженные от одного до десяти баллов, оцененные по каждому студенту при констатирующем обследовании.
Такое анкетирование проводилось со студентами первого курса, вначале года в 2007 году на базе кафедры физического воспитания Костанайского инженерно-экономического университета им. МДулатова. Было проведено исследование студентов в конце первого курса очной формы обучения в возрасте 17-20 лет по специальной методике оценки уровня сформированности
компонентов социума. Все студенты добровольно изъявили желание участвовать в анкетировании. В тестировании приняли участие 116 человек из них 74 девушек и 42 юноши. В результате было получено 9049 педагогических экспертных оценок.
Всего было выделено 78 ценностей, объединенных в группы. Изучались семь групп компонентов социума: 1) государственно-патриотическое воспитание; 2) нравственное воспитание; 3) профессиональное воспитание; 4) социально-патриотическое воспитание; 5) социально-правовое воспитание; 6) социально-психологическое; 7) гуманистическое воспитание [9]. В каждую группу вошло несколько компонентов социума. Например, в группу государственно-патриотическое воспитание вошли компоненты: патриотизм, общественная и политическая активность, достойный гражданин страны и др.
Математико-статистическая обработка данных с применением факторного анализа показала следующее. С наиболее значимыми весами выделилось девять факторов. Общая дисперсия выборки составила 46,40% с относительно низким вкладом каждого фактора от 2,8% до 9,6% (рис. 1).
В первом по значимости факторе с вкладом в общую дисперсию выборки (ОДВ) 9,6% с наиболее высокими коэффициентами корреляции выделились следующие показатели: работоспособность; чувство долга, готовность помочь товарищу, готовность к труду, трудолюбие в учебе, дисциплина, настойчивость, наличие смекалки, уверенность в жизни, смелость, устойчивость к стрессам, владение приемами психической регуляции, доброта, требовательность к себе, уважение к преподавателю, тактичность и отношение друзей, сокурсников.
Во втором факторе выделились показатели: чувство коллективизма, инициативность в коллективе, успеваемость в учебе в целом, ответственность при самоподготовке к занятиям, занятие самовоспитанием, бережное отношение к инвентарю, самостоятельность, стойкость характера, независимость, честность, требовательность к другим, социальный статус, адаптация в группе людей, много друзей и знакомых. Вклад в ОДВ составил 7,7,0%.
9,6
123456789 Номера факторов
Рис. 1. Вклад факторов в общую дисперсию выборки компонентов социума студентов нефизкультурных вузов факультета экономики и финансов
Третий фактор с вкладом в ОДВ 5,8%. выделил показатели: курение, употребление спиртного, употребление наркотиков и, очевидно, связанные с ними компоненты социума - неприятные ситуации, враждебность взаимоотношений и конфликты между собой.
В четвёртом факторе выделились: дружелюбие, согласие между собой, удовлетворенность психологической атмосферой в группе, продуктивность совместной деятельности, теплота во взаимоотношениях, сотрудничество между собой, взаимная поддержка, сплоченность между студентами, успешность в совместной деятельности.
В пятом факторе высокие коэффициенты корреляции с положительным знаком выделились в показателях социума: здоровье, потребность в движении, уровень физической подготовленности, занятие укреплением здоровья, переносимость физических нагрузок, соревновательная надежность, соблюдение режима, наличие интереса к физической культуре и спорту, трудолюбие на занятиях по физической культуре и спорту, специальные знания по физической культуре и спорту, любовь к спорту.
В шестом факторе выделились показатели: эгоизм и индивидуализм, имеющие отрицательную корреляцию.
В седьмом - с наиболее высокими коэффициентами корреляции и положительным знаком выделились три показателя: общительность, стремление руководить, организаторские навыки.
В восьмом факторе выделились показатели: патриотизм, готовность к свершению подвига, достойный гражданин страны и желание служить в Вооруженных Силах.
В девятом - с отрицательными коэффициентами корреляции выделились показатели: конфликтность, стремление к соперничеству, неприятные ситуации.
В факторной структуре с отрицательным знаком выделились следующие компоненты социума: конфликтность, стремление к соперничеству, неприятные ситуации в коллективе. Выделенные показатели свидетельствуют о том, что студенты, имеющие компоненты социума «стремление к соперничеству», как правило, конфликтны, имеют высокий уровень здоровья и чаще попадают в неприятные жизненные ситуации.
Для студентов имеющих выраженный уровень таких нежелательных компонентов социума необходимо направленное воздействие на их снижение. Занятия физической культуры студентов можно отнести к тем видам деятельности, через которые личность проявляет свои ценности. Воспитание нравственных качеств, средствами физической культуры, заключается в том, что стремление к результату обязывает выполнение установленных правил спортивной игры, которые имеют регламентированные требования к деятельности.
Процесс воспитания должен базироваться на принципе воспитывающего обучения, который предполагает одновременного решения учебных двигательных и воспитательных задач. Направленность воздействий должна заключаться в формировании уважения личного достоинства, высокого чувства долга перед товарищами по группе, команде, готовности прийти к нему на помощь, непримиримость к несправедливости.
Применять различные формы занятий, которые позволяют значительно активизировать общественно полезную деятельность студентов, посещение
занятий в спортивных секциях и физкультурных группах по месту жительства, учебы. Воспитание норм и требований морали, этики поведения принятых в обществе. В содержание теоретических занятий и бесед рекомендуется включать тематику: «Общий уклад жизни, бытовые реалии времени: быт, нравы, традиции, мораль, идеал»; «Доминирующие социокультурные ценности студентов: вера, честь, правда, гуманизм, альтруизм») и др.
В повседневной воспитательной работе важно добиваться того, чтобы в мировоззренческих позициях каждого студента были заложены представления о культурной ценности занятий физической культурой в условиях вуза и их положительном влиянии на результаты социально-значимых сфер деятельности: учении, труде, службы отечеству.
Теоретический анализ педагогической, методической литературы, изучение нормативно-правовых документов, собственные результаты исследований и многолетний опыт работы, позволили определить направленность содержания учебных занятий по физической культуре на формирование компонентов социума студентов факультета экономики и финансов.
Выводы. Формирование компонентов социума студентов факультета экономики и финансов на учебных занятиях по физической культуре предполагает изучение их структуры. В структуре компонентов социума выделилось девять независимых факторов с общей дисперсией выборки 46,4%. Вклад каждого фактора относительно невысокий и составляет от 2,8 до 9,6%. Большое количество факторов и невысокий вклад каждого из них в общую дисперсию выборки свидетельствует о значительном индивидуальном проявлении компонентов социума студентов.
Наиболее значимыми компонентами социума студентов факультета экономики и финансов следует считать: работоспособность; чувство долга, готовность помочь товарищу, готовность к труду, трудолюбие в учебе, дисциплина, настойчивость, наличие смекалки, уверенность в жизни, смелость, устойчивость к стрессам, владение приемами психической регуляции, доброту,
требовательность к себе, уважение к преподавателю, тактичность и отношение друзей, сокурсников.
Воспитательный процесс студентов факультета экономики и финансов вузов нефизкультурного профиля на учебных занятиях по физической культуре предполагает ориентироваться на структуру их компонентов социума.
Библиографический список
1. Агеевец, В.У. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности [Текст] / В.У. Агеевец,
B.М. Выдрин // Спорт в современном обществе. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - С. 110-123.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность [Текст] / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №4. - С. 21-22.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования : Издание официальное. - Москва : Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, 1995. - 383 с.
4. Еганов, А.В. Взаимодействие всех компонентов военного социума и военного вуза, влияющих на формирование и развитие личности курсанта [Текст] / А.В. Еганов // Гуманитарные и социально-экономические дисциплины в военных вузах. - М. : Военный ун-т. - 2006. - С. 215-219.
5. Ибраева, Р.Ж. Теоретическое обоснование необходимости формирования компонентов социума гуманистической направленности личности студентов в физкультурном образовании [Текст] / Р.Ж. Ибраева, В.Г. Макаренко // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в условиях модернизации высшей школы» : Всерос. науч.-практ. конф. ; ЧГПИ. - Челябинск, 2007. -
C. 75-77.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002, № 393 Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756 р. - Москва.
7. Коровин, С.С. Основы методики физического образования / С.С.Коровин, В.М. Менщиков [Текст] : учебное пособ. - Курган : Изд-во Курганского ун-та, 2002. - 160 с.
8. Лоули, Д. Факторный анализ как статистический метод [Текст] / Д.Лоули, А. Масквелл / пер. с англ. - М. : Мир, 1967. - 144 с.
9. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека [Текст] / Л.И. Лубышева : монография. - Москва : ГЦОЛИФК. - 1992. -120 с.
10.Манжелей, И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании [Текст] / И.В. Манжелей : монография. - Тюмень : изд во ТюмГУ, 2005. -208 с.
11. Найн, А.Я. Современная гуманистическая парадигма физкультурного образования [Текст] / А.Я. Найн // Теория и практика физической культуры. -1996. - М. - С. 204.
12. О физической культуре и спорте Российской Федерации : Закон. Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года // Российская газета, № 276 от 8 дек. 2007 г. - С. 6-8 с.
13.Пашкевич, Г.А. Воспитывающее обучение в процессе атлетической подготовки курсантов военного автомобильного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Пашкевич ; ГОУ ВПО ВИФК. - С-Пб, 2007. - 24 с.
14. Пономарев, Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта [Текст] / Н.И. Пономарев. - М. : Физическая культура и спорт, 1974. - 223 с.
15. Сериков, С.Г. Ведущие ценности в гуманитарно-ориентированном образовании [Текст] / С.Г. Сериков // Педагогические инновации по педагогике, физической культуре, спорту и туризму : материалы регион. науч.-метод. коф. ; ЧГНОТЦ УрО РАО. - Челябинск, 2002. - С. 235-237.
16. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования : Сборник нормативных документов. Физическая культура / сост.
3.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2 е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2006. - 75 с.
Bibliography
1. Ageevets V.U. The impact of sport on the development of intellectual and moral quality, and person’s social activity [Text] / V.U. Ageevets, V.M.Vidrin // Sport in the Modern Society. - Moscow: Physical Training and Sport, 1980. - p.110-123.
2. Balsevich V.K. Physical training: youth and modernity [Text]/
V.K.Balsevich, L.I. Lubisheva// Theory and Practice of Physical Training. - 1995. №
4. - p. 21-22.
3. The State Educational Standard of Professional Education: Official Edition. - Moscow: State Committee for Higher Education of the Russian Federation, 1995. - p. 383.
4. Eganov V.A. The Interaction of all military society components and military universities which can influence on forming and developing of military students [Text] /A.V. Eganov // Humanitarian and Social Economics Disciplines in Military Universities. - Moscow: Military university - 2006. - p. 215-219.
5. Ibraeva R.J. The theoretical ground for the necessity to create components of the humane bias’s society for the student’s personality in physical education. [Text] / R.J. Ibraeva, V.G. Makarenko// The Current Problems of Physical Culture and Sport in the Condition of Modernization of High School: Russian scientific -practical conference, Chelyabinsk state pedagogical university - Chelyabinsk, 2007.
- p. 75-77.
6. The concept of the development of higher education in Russia before 2010. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 393 of 11 February 2002. Reentry Certificate to the Russian Federation No 1756p of 29 December 2001.
- Moscow.
7. Korovin S.S.. The Basics of physical education’s methods/ S.S. Korovin, V.M. Menshchekov [Text]: textbook - Kurgan: Kurgan university publishing house, 2002 . - p. 160.
8. Louly D., "Factor Analysis as a Statistic Method [Text] / D.Louly, AMaxwell/Literature in English. - Moscow: "Mir", 1967. - 144 p.
9. Lubisheva L.I. The Concept of Person’s Physical Culture Forming [Text]/ L.I. Lubisheva: monograph. - Moscow: GTsOLIFK. - 1992. - 120 p.
10. Manzheley V.I. Environment Focused Approach in Physical Education [Text] / I.V. Manzheley: monograph. - Tyumen: Tyumen State university publishing house, 2005. - 208 p.
11. Nain A.YA Modern Humanistic Paradigm of Physical Education. [Text] / A.YA. Nain Theory and Practice of Physical Training. - 1996. - Moscow - p. 204.
12. The Article about Physical Training and Sports in Russian Federation: the Law was adopted by the State Duma on November 16, 2007 // newspaper rossiyskaya gazeta No 276 of 8 December 2007. - p. 6-8.
13. Pashkevich G.A Developing Education in the Process of Athletic Training of Military Transport Automobile University’s Students: author’s abstract, candidate of pedagogical science / G.A. Pashkevich; State Educational Establishment of Higher Professional Education (SEE HPE) Military Institute for Physical Culture Sports. - Saint Petersburg, 2007. - p. 24.
14. Ponomarev N.I. Social functions of physical training and sports [Text] / N.I. Ponomarev. - Moscow: Physical training and sports, 1974. - p. 223.
15. Serikov S.G. The Leading Values in Humane Oriented Education. [Text] /
S.G. Serikov // Pedagogical Innovation in Pedagogy, Physical Culture, Sport and Tourism: Materials of the regional Scientific Methodic Conference; - Chelyabinsk, 2002. - p. 235-237.
16. A Federal Component of State Standard of Common Education: Index of normative documents. Physical Culture/ E.D. Dneprov, A.G. Arkadev. - Second edition, “Stereotip” - Moscow: “Drofa”, 2006. - 75 p.