Научная статья на тему 'Факторная структура профессионально-прикладной координационной подготовленности студентов транспортных вузов железнодорожных специальностей'

Факторная структура профессионально-прикладной координационной подготовленности студентов транспортных вузов железнодорожных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТУДЕНТЫ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миниханов Владимир Ансарович, Струихин Игорь Алексеевич, Еганов Виктор Александрович

В факторной структуре с наиболее высокими коэффициентами корреляции в первом по значимости факторе, профессионально-прикладных компонентов координационных способностей студентов железнодорожных специальностей выделилось 16 показателей. Показатели, характеризующие уровень спортивного мастерства и стаж занятий спортом вошли в состав первого фактора. Это свидетельствует о том, что уровень спортивного мастерства и стаж занятий спортом связаны с уровнем проявления большинства компонентов профессионально-прикладной координационной подготовленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миниханов Владимир Ансарович, Струихин Игорь Алексеевич, Еганов Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factor structure of the professionally applied coordination preparedness for transport universities students with railway specialties

In the factor structure with the highest correlation coefficient in the first significance factor, the professionally applied components of the coordination abilities of students of railway professions 16 indicators have been allocated. The indicators characterizing the level of sportsmanship and the experience of playing sports became a part of the first factor. It suggests that the level of sports mastery and the experience in sports are correlated to the level of existence of the majority of the components of the professional-applied coordination preparedness of students.

Текст научной работы на тему «Факторная структура профессионально-прикладной координационной подготовленности студентов транспортных вузов железнодорожных специальностей»

руки (t=9,36) жировая масса туловища (t=2,68); мышечная масса левой ноги (t=2,25).

3. Анализ и обобщение результатов исследования показателя индекса массы тела среди футболистов и школьников показали, что среди школьников 14-15 лет довольно часто встречаются недостаток массы тела, избыток массы тела и ожирение, в свою очередь у футболистов не выявлено случаев ожирения и встретился всего 1 случай избытка веса, а потребность в ккал/день выше, чем у школьников, что говорит о высоком уровне двигательной активности, снижении риска ожирения разной степени и дальнейших заболеваний с ним связанных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипов, A.B. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе : научно-методическое пособие / А.В. Антипов, В.П. Губа, С.Ю. Тюленьков. -М. : Советский спорт, 2008. - 152 с.

2. Ефимов, С. Д. Содержание адаптивно-укрепляющей тренировки в структуре годичного цикла футболистов 15-16 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ефимов С.Д. - Москва, 2011. - 25 с.

3. Интегративные методы в диагностике здоровья детей и подростков / E.H. Комиссарова [и др.] // Здоровье и образование : материалы междунар. конгресса валеологов. - СПб. : [б. и.], 1999. - С. 120-121.

REFERENCES

1. Antipov, A.V. (2008), Diagnosis and motor skills training in youth football: scientific-methodical manual, Soviet sports, Moscow.

2. Efimov, S.D. (2011), Content of reinforcing adaptive training in the structure of the annual cycle offootball players of 15-16 years, dissertation, Moscow.

3. Komissarova, E.N. (1999), "Integrative methods in the diagnosis of child and adolescent health", Health and education: Mat. Intern. Congress of valeologists, St. Petersburg, pp.120-121.

Контактная информация: machnev.andrey@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.10.2015

УДК 796.011

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Владимир Ансарович Миниханов, старший тренер, Московский государственный университет путей сообщения, г. Москва, Игорь Алексеевич Струихин, преподаватель, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики, г. Екатеринбург,

Виктор Александрович Еганов, кандидат педагогически наук, профессор,

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

В факторной структуре с наиболее высокими коэффициентами корреляции в первом по значимости факторе, профессионально-прикладных компонентов координационных способностей студентов железнодорожных специальностей выделилось 16 показателей. Показатели, характеризующие уровень спортивного мастерства и стаж занятий спортом вошли в состав первого фактора. Это свидетельствует о том, что уровень спортивного мастерства и стаж занятий спортом связаны с уровнем проявления большинства компонентов профессионально-прикладной координационной подготовленности студентов.

Ключевые слова: факторная структура, координационные способности, студенты, железнодорожная специальность, физическая культура, спортивное мастерство.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p172-177

FACTOR STRUCTURE OF THE PROFESSIONALLY APPLIED COORDINATION PREPAREDNESS FOR TRANSPORT UNIVERSITIES STUDENTS WITH RAILWAY

SPECIALTIES Vladimir Ansarovich Minnikhanov, the senior trainer, Physical Culture Moscow State Railway University, Moscow, Igor Alekseevich Struikhin, the lecturer, Institute of physical culture, sport and youth policy, Ekaterinburg,

Victor Aleksandrovich Eganov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Annotation

In the factor structure with the highest correlation coefficient in the first significance factor, the professionally applied components of the coordination abilities of students of railway professions 16 indicators have been allocated. The indicators characterizing the level of sportsmanship and the experience of playing sports became a part of the first factor. It suggests that the level of sports mastery and the experience in sports are correlated to the level of existence of the majority of the components of the professionalapplied coordination preparedness of students.

Keywords: factor structure of coordination abilities, students, train specialty, physical culture, sports skills.

ВВЕДЕНИЕ

Железнодорожный транспорт относится к числу базовых отраслей индустрии и имеет существенное значение для развития экономики страны. При этом сама профессия связана с двигательными компетенциями как необходимое условие динамического и продуктивного образовательного процесса в вузе в единстве физической подготовленности с интеллектуальными возможностями и специальными знаниями. Современное производство транспортной отрасли актуализирует потребность в проектировании новых образовательных технологий и двигательных компетенций профессионально-прикладной физической подготовки студентов, обучающихся в транспортных вузах [1, 5].

Профессионально-отраслевая производственная деятельность, рассматривает вопросы использования средств физической культуры в целях повышения двигательных компетенций, производительности труда, быстрого и качественного освоения трудовых умений и навыков [5, 7].

В частности, как отмечает А.Ю. Григорьев, двигательные компетенции профессиональной среды будущих специалистов железнодорожных специальностей связаны с координационной подготовленностью. Этому способствуют занятия физической культурой, обусловлены одним или несколькими видами спорта [2]. Двигательные компетенции направлены на развитие необходимой функциональной устойчивости, формирование двигательных навыков в соответствии требованиями, возникающими в ходе трудовой деятельности [6].

Целенаправленное развитие различных составляющих координационных способностей: время освоения новых двигательных умений, ритм трудовой и спортивной деятельности, кинестетическая мышечная чувствительность, профессиональная координация движений помогают управлять своими двигательными действиями, влияет на успешность обучаемости трудовым действиям, способствуют высокой производительностью труда и освоению профессии [4, 6, 7].

В связи с этим профессионально-прикладная двигательная подготовленность студентов транспортных вузов железнодорожных специальностей должна осуществляться, в тесной связи с постоянным повышением координационных способностей, определяющими готовность к оптимальному управлению и регуляции двигательными трудовыми

действиями.

Целью работы являлось изучение связи компонентов двигательно-координационных способностей студентов железнодорожных специальностей с учётом профессиональной деятельности и уровнем спортивного мастерства.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В первичном тестировании принимали участие студенты железнодорожных специальностей, не занимающихся спортом и занимающихся спортивными видами единоборств борьбой, рукопашным боем, киокусинкай ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения». На этапе констатирующего исследования в период 2015 годы было протестировано 116 студентов железнодорожных специальностей в возрасте 18,7±0,29 лет, с массой тела 72,2±2,5 кг. Средний стаж занятий, активно занимающихся единоборствами, составлял 6,54±0,94 лет, а не занимающихся активно спортом 0,41±0,09 лет, средний уровень спортивного мастерства в пределах третьего-второго спортивного разряда.

Для определения численных значений двигательно-координационных способностей профессионально-важных качеств применялась методики самооценки исходя из утверждений (таблица 1) и определения понятия профессиональные координационные двигательные способности. Студентам выдавалась специальная анкета, по которой необходимо было субъективно оценить себя по десятибалльной шкале, по отношению к окружающим и к друзьям, партнёрам по уровню развития отдельных параметров двига-тельно-координационных способностей, проявляющихся в специфических сложных трудовых ситуациях для эффективного выполнения решения профессиональных двигательных задач. За ответ на каждый вопрос минимум можно получить один, а максимум десять баллов. Данная методика прошла метрологическую проверку, рекомендована для оценки количественных значений двигательно-координационной подготовленности и проведения научных исследований [3].

Первичные данные подвергались математико-статистической обработки методом многомерной статистики с применением факторного анализа главных компонент с вращением ортогональных осей по Варимакс-методу. Этот метод после вращения, выдаёт матрицу факторных нагрузок, минимизирует число переменных с высокими нагрузками на каждый фактор. Для расчёта применялась полнофункциональная статистическая система, предназначенная для решения исследовательских задач анализа данных: IBM SPSS Statistics [8].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для изучения структуры координационных способностей студентов вузов железнодорожного транспорта, был проведен факторный анализ по методу главных компонент. Такой анализ позволит выявить связь компонентов двигательно-координационных способностей с профессиональной деятельностью студентов вузов железнодорожных специальностей и уровнем спортивного мастерства студентов, занимающихся физической культурой и спортом.

Матрица факторной структуры профессионально-прикладных компонентов двига-тельно-координационных способностей студентов железнодорожных специальностей представлена в таблице 1. В результате ротации компонентов двигательно-координационных способностей выделилось восемь ортогональных факторов с суммарной дисперсией выборки 70,1%.

Наибольший вклад в общую дисперсию выборка (ОДВ) вносит первый фактор, дисперсия, которого составляет 31,6%.

Таблица 1

Матрица факторной структуры профессионально-прикладных компонентов

двигательно-координационных способностей студентов _железнодорожных специальностей (п=116)_

Компоненты двигательно-координационных способностей Номера акто ров

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Общая координация движений, проявляющаяся в спорте 67 30 -07 03 08 -29 22 -06

2. Специфическая профессиональная координация движений 74 04 -12 -13 -12 06 -34 00

3. Время освоения новых двигательных умений и навыков 53 15 18 07 33 23 04 05

4. Перестроение освоенного ранее двигательного действия 70 33 00 -18 -09 03 -36 08

5. Определение, отмеривание, воспроизведение времени 64 -12 -33 -30 -14 11 -12 21

6. Ритм в трудовой, спортивной деятельности 74 20 -19 -26 06 -16 -08 07

7. Согласование профессиональных движений 41 20 35 05 -06 12 -39 -37

8. Ориентация движения в пространстве 39 35 -52 00 34 11 -12 -24

9. Быстрота реагирования на двигательную информацию 73 12 -21 14 -02 -02 -14 -17

10. Сохранение, удержания равновесия профессиональных действий 69 -12 09 01 -15 -14 32 -05

11. Упорядоченность в пространстве частей тела профессиональных действий 56 39 -34 -11 06 05 -13 -07

12. Время движений отдельных частей тела в профессиональной деятельности 50 -36 48 09 -02 -05 00 -35

13. Преобразование движения с новыми условиями деятельности 59 -15 24 -12 25 33 -13 04

14. Согласованность работы нервной, мышечной систем 75 -10 -15 -15 -13 33 -05 14

15. Устойчивость взаимосвязи кинематической структуры во времени и пространстве 73 19 -43 -06 10 05 08 30

16. Динамические характеристики движения, действия, операции 76 -13 -13 -07 07 06 10 -04

17. Точность динамического пространственно-временного трудового действия 52 -21 06 -15 -17 -16 33 30

18. Пространственно-временные характеристики: скорость, ускорение 66 -39 -22 -06 -05 -18 21 -18

19. Темп, как временная мера повторности движения 75 -30 -18 -14 -04 -28 10 04

20. Кинестетическая мышечная чувствительность 73 -18 12 07 -08 17 10 -02

21. Быстрота реагирования на динамическую трудовую ситуацию 43 29 60 -05 22 11 19 15

22. Ориентация в пространстве в трудовой ситуации 43 44 03 01 36 24 28 13

23. Сохранение устойчивости тела и равновесия трудового действия 45 03 51 20 -19 21 -29 21

24. Приспособление к двигательному профессиональному действию 56 -16 34 32 03 -09 27 -12

25. Стабильность отклонений действия от заданного стандарта движения 55 -25 -10 11 30 -22 -07 -29

26. Экономичность профессиональных действий 44 -18 18 14 10 40 19 -09

27. Профессиональная координация движений 64 06 20 20 -03 -25 -01 24

28. Уровень спортивного мастерства 56 13 -12 52 -43 06 -06 -19

29. Стаж занятий спортом, лет 51 26 -13 43 -46 05 -09 -24

Вклад фактора, % 31,8 7,6 6,,9 6,7 4,9 4,5 4,1 3,5

Общая дисперсия выборки, % 70,1

Примечание: коэффициенты корреляции в факторах умножены на 100

С наиболее высокими коэффициентами корреляции с положительными значениями, характеризующими профессионально-прикладные двигательно-координационные способности студентов выделились следующие показатели: общая координация движений, проявляющаяся в спорте; специфическая профессиональная координация движений; перестроение освоенного ранее двигательного действия; определение, отмеривание, воспроизведение времени; ритм в трудовой, спортивной деятельности; быстрота реагирования на двигательную информацию; сохранение и удержания равновесия профессиональных действий; согласованность работы нервной и мышечной систем; устойчивость взаимосвязи кинематической структуры во времени и пространстве; динамические характеристики движения, действия, операции, пространственно-временные характеристики (скорость, ускорение, темп), как временные меры повторности движения; кинестетиче-

ская мышечная чувствительность; профессиональная координация движений; уровень спортивного мастерства; стаж занятий спортом. Соответственно показатели под номерами 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 27, 28, 29.

Во втором факторе с положительными корреляциями выделилось два показателя -ориентация движения в пространстве, включающую в себя несколько связанных компонентов движения: упорядоченность в пространстве частей тела профессиональных действий; способность к выполнению движения в соответствующем направлении; адекватно оценивать ситуацию; своевременное, целесообразное и правильное восприятие динамической профессиональной ситуации и ориентация в пространстве в трудовой ситуации в соответствии с создавшейся динамической трудовой ситуации - показатели, представленные в строках под номерами 8, 11, 22.

С отрицательными корреляциями в факторе выделились два показателя: время движений отдельных частей тела в профессиональной деятельности, пространственно-временные характеристики: скорость, ускорение студентов - показатели под номерами 12, 18. Смыл этих корреляций означает, что чем выше значения показателей, характеризующих координационные способности с положительным знаком, тем меньше значения показателей, выделивших с отрицательным знаком. Например, чем выше значение ориентации движения в пространстве, тем меньше время, необходимое для выполнения движений отдельных частей тела в профессиональной деятельности.

Другие показатели с наибольшими коэффициентами выделились в последующих факторах, однако их значимость, судя по вкладам фактора в общую дисперсию выборки, минимально - составляет в пределах 6,9^3,5%, следовательно, считаем, нет необходимости их в более подробной интерпретации.

Следует обратить внимание на показатели, характеризующие уровень спортивного мастерства и стаж занятий спортом. Они вошли в состав первого по значимости фактора, в котором выделилось большинство компонентов составляющих профессионально-прикладные двигательно-координационной способности. Это свидетельствует о том, что уровень спортивного мастерства и стаж занятий спортом связан с уровнем проявления большинства компонентов профессионально-прикладной двигательно-координационной подготовленности студентов вузов железнодорожных специальностей.

Следовательно, занятия физической культурой и спортом положительно влияют на уровень проявления двигательно-координационных способностей в специфических сложных трудовых ситуациях, способствующих эффективному выполнению профессиональных двигательных задач.

ВЫВОДЫ

1. Факторная структура профессионально-прикладной двигательно-координационной подготовленности студентов транспортных вузов железнодорожных специальностей позволила выявить связь компонентов двигательно-координационных способностей с профессиональной деятельностью и уровнем спортивного мастерства, занимающихся физической культурой и спортом.

2. С наиболее высокими коэффициентами корреляции в первом по значимости факторе, профессионально-прикладных компонентов двигательно-координационных способностей у студентов железнодорожных специальностей выделилось 16 показателей.

3. Показатели, характеризующие уровень спортивного мастерства и стаж занятий спортом вошли в состав первого по значимости фактора, в котором выделилось большинство компонентов составляющих профессионально-прикладную двигательно-координационную подготовленность. Это свидетельствует о том, что уровень спортивного мастерства и стаж занятий спортом связан с уровнем проявления большинства компонентов двигательно-координационной подготовленности студентов вузов железнодорожных специальностей. Следовательно, занятия физической культурой и спортом по-

ложительно влияют на уровень проявления двигательно-координационных способностей в специфических сложных трудовых ситуациях, способствующих эффективному выполнению профессиональных двигательных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васельцова, И. А. Формирование компонентов психофизического потенциала в системе профессионально-прикладной физической подготовки студентов транспортного вуза / И.А. Васельцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 9-13.

2. Григорьев, А.Ю. Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Григорьев А.Ю. - Тула, 2011. - 23 с.

3. Еганов, А.В. Разработка методики самооценки двигательно-координационных способностей спортсменов, занимающихся спортивными видами ударных единоборств / А.В. Еганов, В.С. Быков, В.Ю. Кокин // Наука ЮУрГУ : материалы 67-й науч. конф. / Южно-Уральский гос. унт. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2015. - С. 596-599.

4. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях // Теория практика физической культуры. - 1995. - № 11. - С. 16-23.

5. Садовский, В.А. Концепция профессионально-отраслевой физической культуры специалистов железнодорожного транспорта / В.А. Садовский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 73-79.

6. Фёдорова, Т.Н. Значение профессионально-прикладной физической подготовки как особой разновидности физического воспитания [Электронный ресурс] / Т.Н. Фёдорова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - URL: www.science-education.ru/123-19742 (дата обращения: 04.07.2015).

7. Чистяков, В. А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника -горноспасателя / В.А. Чистяков, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.

8. IBM SPSS Statistics. Полнофункциональная статистическая система. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.gradient-alfa.ru/MMT/IBM_SPSS_Statistics_Base.pdf (дата обращения 25.10.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Vaseltsova, I.A. (2010) "Formation of the components of the psychophysical potential in the system of professionally applied physical training of students of transport higher educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 9-13.

2. Grigoriev, A.Y. (2011), Formation of the motor competence of students in physical education in the University, dissertation, Tula.

3. Eganov, V.A., Bykov, V.S. and Kokin, Yu.V. (2015), "Development of methods of self-assessment of motor-coordination abilities of athletes involved in sports types of shock single combats", SUSU Science: proceedings of the 67-th scientific. Conf. Section of Humanities and social Sciences, publishing center SUSU, Chelyabinsk, pp. 596-599.

4. Liach, V.I. (1995), "Coordination of motor improvement in physical education and sports: history, theory, experimental research", Theory practice ofphysical culture, No. 11, pp. 16-23.

5. Sadovsky, V.A. (2010), "Concept of professional-industrial physical culture of specialists of railway transport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 73-79.

6. Fedorova, T.N. (2015), "The value of professionally-applied physical training as a special kind of physical education", Modern problems of science and education, No. 3, available at: www.science-education.ru/123-19742.

7. Chistyakov, V.A. and Rudenko, G.V. (2012), "Factor structure of psychophysical readiness of the graduate-rescuers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vo. 87, No. 5, pp. 159-163.

8. IBM SPSS Statistics. A full-featured statistical system, available at: http://www.gradient-alfa.ru/MMT/IBM_SPSS_Statistics_Base.pdf.

Контактная информация: eganov@bk.ru

Статья поступила в редакцию 06.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.